Весёлая вдова
Главная \ Репертуар \ Текущий репертуар \ Весёлая вдова
Ференц Легар
Весёлая вдова
оперетта в 2-х действиях
12+
Редакция и стихи М. Дотлибова и В. Ноздрина
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Купить билеты:
28 апреля 2023
Режиссер-постановщик
заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Николай АНДРОСОВ (Россия)
Дирижер-постановщик
лауреат международного конкурса
Юрий ГАЛЯС
Балетмейстер-постановщик
заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Николай АНДРОСОВ (Россия)
Хормейстер-постановщик и вокальный руководитель
Светлана ПЕТРОВА
Художник-постановщик
заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Григорий БЕЛОВ (Россия)
Художник по костюмам
Екатерина МИРОШНИЧЕНКО (Россия)
Художник по свету
Дирижер
Марина ТРЕТЬЯКОВА
Ассистент режиссера
заслуженная артистка Республики Беларусь
Зинаида ВЕРЖБИЦКАЯ
Ассистент балетмейстера
Александра КРАСНОГЛАЗОВА
Венгерский композитор, выдающийся мастер венской оперетты Ф. Легар писал: «Моя цель облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости». Изучая законы жанра и требования своего времени, композитор искал новые жизненные положения в драматургии спектакля. Отказавшись от условно исторического представления с его красочными декорациями и костюмами, театральностью положений, он приблизил оперетту к жизни, духовному миру своих современников, вызывая у слушателей ощущение сопричастности к происходящим на сцене событиям. Лирико-интимные сюжеты, тяготеющие к музыкальной мелодраме, насыщенная действием, требующая высокого актерского мастерства драматургия в сочетании с ярким мелодизмом и современными ритмами всегда привлекали публику в опереттах Ф.Легара.
Творческий коллектив Музыкального театра решил вновь обратиться к одной из лучших оперетт Ф. Легара – «Веселая вдова», предложить зрителям ее новую сценическую версию. Последний раз в театре эта оперетта ставилась в 1995 г. режиссером М. Дотлибовым и была приурочена к 125-летию со дня рождения композитора и к 90-летию со дня премьеры спектакля в венском театре «Ан дер Винн».
В новой версии спектакля режиссер опирается прежде всего на музыкальный материал оперетты. Музыка «Веселой вдовы» необыкновенно красива, мелодически щедра, ее образно-интонационная сфера благородна, тонка, глубоко лирична и напевна. Вместе с тем, в музыкальную ткань оперетты включены и иные, разнохарактерные музыкальные пласты: музыка салонная и музыка кабаре соседствуют здесь с народно-черногорскими мотивами.
В посольстве маленького государства Понтеведро идет борьба за руку, а значит и состояние прекрасной богатой вдовы Ганны Главари. Ее двадцать миллионов очень нужны стране, обремененной долгами. Но для того, чтобы этот капитал пополнил бюджет Понтеведро, молодая женщина должна вновь выйти замуж только за соотечественника. Покорить сердце «веселой вдовы» поручают советнику посольства — обаятельному прожигателю жизни графу Данило. Но он единственный, кто не желает присоединяться к толпе обожателей красавицы. Почему? Потому что по-прежнему неравнодушен к своей Ганне, которую любил в юности и до сих пор не может забыть свою любовь…
Премьера спектакля — 21 апреля 2018.
Действующие лица и исполнители:
Барон Мирко Зета, посол княжества Понтеведро | Владислав ДАНИЛОВИЧ дипломант международного конкурса Александр ОСИПЕЦ |
Валенсьена, его жена | лауреат международного конкурса Лидия КУЗЬМИЦКАЯ лауреат международного конкурса Леся ЛЮТ |
Прасковья, его сестра | дипломант международного конкурса Анна ЮРИНОК лауреат международного конкурса Виктория ЖБАНКОВА-СТРИГАНКОВА |
Данило Данилович, секретарь посольства | дипломант международных конкурсов Артём ХОМИЧЁНОК лауреат международного конкурса Сергей СУТЬКО |
Ганна Главари | народная артистка Беларуси Маргарита АЛЕКСАНДРОВИЧ лауреат международного конкурса |
Камилл де Россильон | лауреат международного конкурса Евгений ЕРМАКОВ Николай РУСЕЦКИЙ |
Виконт де Каскада | заслуженный артист Республики Беларусь Виктор ЦИРКУНОВИЧ |
Рауль де Сен-Бриош | лауреат международного конкурса Евгений ЕРМАКОВ лауреат международного конкурса Сергей СПРУТЬ дипломант международного конкурса Дмитрий БАХТАЛИН |
Кромов, советник посольства | Сергей ЖАРОВ заслуженный артист Республики Беларусь Василий СЕРДЮКОВ |
Ольга, его жена | лауреат международного конкурса Екатерина ДЕГТЯРЁВА |
Богданович, военный атташе | Сергей КИЛЕССО лауреат международного конкурса Сергей СУТЬКО |
Сильвиана, его жена | Светлана КОРНЕЛЮК Алла ЛУКАШЕВИЧ |
Негуш, канцелярист | лауреат международного конкурса Денис НЕМЦОВ |
Гризетки: | |
Лоло | Анна ЛОБАНОВА |
Додо | Татьяна ИСАЕВА Валерия ВАЛЬЧУК |
Жужу | Ирина ГУРИНА |
Фру Фру | Анна ЮРОЧКИНА |
Кло Кло | Елена КУЧИНСКАЯ |
Марго | Алла КАМИНСКАЯ |
Парижане, понтеведрийцы | Дмитрий СЕНЬКИН Игорь БАКАНОВ Никита ЯКИМОВИЧ Леонид КОНОНОВ Руслан СЕКАЦКИЙ |
Танцовщики и танцовщицы | Анна КЛИМОВИЧ Александра КРАСНОГЛАЗОВА Марина МАРГОВНИЧАЯ Екатерина ЧИРКУН Анастасия ЮРЬЕВА Александра ВЫРВИЧ Ангелина ГУРБАНМУХАМЕДОВА Юлия СНИЦАРЕНКО Валерия ВАРВАШЕНЯ Глеб СУМАНОВ Игорь ВЕРШИНИН Евгений КУРГАНОВИЧ Валерий ЛАЗОВЫЙ Дмитрий СУРКОНТ Роман МОСКАЛЁВ Виталий ПОНИКАРЧУК |
Солдаты — артисты миманса | |
Артисты симфонического оркестра Белорусского государственного академического музыкального театра | |
СОЛО В ОРКЕСТРЕ: | |
Скрипка | Юлия РАНЦЕВА |
Виолончель | Лариса АЛЕКСЕЙЧИК лауреат международного конкурса Татьяна ПШОНЬ |
Арфа | Фридерика АБРАМОВА |
Рауль де Сен-Бриош — Сергей СПРУТЬ, Ганна Главари — Маргарита АЛЕКСАНДРОВИЧ, Виконт де Каскада — Михаил ЛИЛА
Валенсьена — Лидия КУЗЬМИЦКАЯ, Барон Мирко Зета — Александр ОСИПЕЦ, Негуш — Денис НЕМЦОВ
Данило Данилович — Андрей ЛОГВИНОВ
Ганна Главари — Наталья ДЕМЕНТЬЕВА, Рауль де Сен-Бриош — Евгений ЕРМАКОВ
Валенсьена — Леся ЛЮТ, Камилл де Россильон — Евгений ЕРМАКОВ
Виконт де Каскада — Михаил ЛИЛА, Сильвиана — Алла ЛУКАШЕВИЧ
Ганна Главари — Маргарита АЛЕКСАНДРОВИЧ
Кромов — Василий СЕРДЮКОВ, Рауль де Сен-Бриош — Сергей СПРУТЬ, Данило Данилович — Андрей ЛОГВИНОВ, Барон Мирко Зета — Владислав ДАНИЛОВИЧ, Виконт де Каскада — Михаил ЛИЛА
Негуш — Денис НЕМЦОВ, Барон Мирко Зета — Александр ОСИПЕЦ, Данило Данилович — Артём ХОМИЧЁНОК
Прасковья — Анна БЕЛЯЕВА, Данило Данилович — Артём ХОМИЧЁНОК
Негуш — Денис НЕМЦОВ, Кромов — Сергей ЖАРОВ, Камилл де Россильон — Евгений ЕРМАКОВ, Барон Мирко Зета — Александр ОСИПЕЦ, Данило Данилович — Артём ХОМИЧЁНОК, Богданович — Сергей КИЛЕССО, Виконт де Каскада — Виктор ЦИРКУНОВИЧ
Ганна Главари — Маргарита АЛЕКСАНДРОВИЧ, Данило Данилович — Андрей ЛОГВИНОВ
Ганна Главари — Наталья ДЕМЕНТЬЕВА
Данило Данилович — Артём ХОМИЧЁНОК
Барон Мирко Зета — Владислав ДАНИЛОВИЧ, Негуш — Станислав ГЕЛДА, Прасковья — Анна БЕЛЯЕВА
Прасковья — Анна БЕЛЯЕВА, Негуш — Станислав ГЕЛДА, Кромов — Василий СЕРДЮКОВ, Барон Мирко Зета — Владислав ДАНИЛОВИЧ, Богданович — Сергей СУТЬКО
Валенсьена — Лидия КУЗЬМИЦКАЯ, Камилл де Россильон — Дмитрий ШАБЕТЯ, Барон Мирко Зета — Владислав ДАНИЛОВИЧ, Виконт жде Каскада — Виктор ЦИРКУНОВИЧ, Сильвиана — Светлана КОРНЕЛЮК
Ганна Главари — Наталья ДЕМЕНТЬЕВА, Данило Данилович — Артём ХОМИЧЁНОК
Рауль де Сен-Бриош — Евгений ЕРМАКОВ, Виконт де Каскада — Виктор ЦИРКУНОВИЧ
Данило Данилович — Андрей ЛОГВИНОВ
Пресса о спектакле:
Там смех, там блеск огней!. . (Светлана Шидловская, «Вечерний Минск», 03.05.2018)
Сон о счастье (Светлана Шидловская, «Минский курьер», 25.04.2018)
«Веселая вдова» в белорусском музыкальном театре привела в восторг директора «Фоли-Бержер» (Светлана Шидловская, агентство «Минск-Новости», 22.04.2018)
В столицу вернулась оперетта «Веселая вдова» (MIHCK TV, Программа «Вовремя», эфир от 21.04.2018)
На премьеру «Веселой вдовы» в Минск прилетит директор парижского мюзик-холла «Фоли Бержер» (Светлана Шидловская, агентство «Минск-Новости», 19.04.2018)
С любовью о любви (Светлана Николаева, «Минский курьер», 20.03.2018)
События:
Музыкальный театр отправился на гастроли
Летние гастроли театра
Театр отправляется в Калининград!
Итоги пресс-конференции по случаю премьеры оперетты «Весёлая вдова»
Готовится премьера оперетты Ф. Легара «Веселая вдова»!
Весёлая вдова (1995)
Главная \ Репертуар \ Архивные спектакли \ Весёлая вдова (1995)
Ф. Легар
Веселая вдова (1995)
оперетта в 3-х действиях
редакция и стихи М. Дотлибова и В. Ноздрина
Продолжительность спектакля 3 часа
Режиссер-постановщик
заслуженный деятель искусств России
Михаил ДОТЛИБОВ
Музыкальный руководитель и дирижер
заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
Анатолий ЛАПУНОВ
Дирижеры
Вячеслав ВОЛИЧ
народный артист России,
лауреат Государственной премии Республики Беларусь
Геннадий ПРОВАТОРОВ
Александр СОСНОВСКИЙ
Марина ТРЕТЬЯКОВА
Алексей ШАКУРО
Художник-постановщик
заслуженный работник культуры России
Игорь НЕЖНЫЙ
Художник по костюмам
Татьяна ТУЛУБЬЕВА
Балетмейстер-постановщик
заслуженная артистка России
Нина ДЬЯЧЕНКО
Хормейстер-постановщик
Тамара ГУЛИНА
Хормейстер
Светлана ПЕТРОВА
«Веселая вдова» — одна из первых оперетт Ференца Легара. И именно она принесла ему мировой успех.
Артистическое честолюбие молодого композитора заставляло его искать и находить возможности применения своего таланта. Он пошел по стопам отца и стал военным капельмейстером. Сочинял марши, танцы, песни, романсы, затем написал первое музыкально-драматургическое произведение — оперу «Кукушка». Уже в ней проявилось тяготение композитора к славянской тематике.
Позже критики отмечали, что Легар стремился к оперетте, почти не зная жанра. А сам автор признавался, что именно эта неосведомленность помогла ему, не оглядываясь ни на какие образцы, создать свой стиль.
Знаменитая оперетта «Веселая вдова» стала визитной карточкой композитора. Она сочетает в себе венскую звучность и радость музыкальных красок со славянской мечтательной лирикой. А сюжет, в основе которого – тонкая политическая сатира, тем не менее, провозглашает ценности верной и искренней любви.
В посольстве маленького государства Понтеведро идет борьба за руку, а значит и состояние прекрасной вдовы Ганны Главари. Ее двадцать миллионов очень нужны стране, обремененной долгами. Но для того, чтобы этот капитал пополнил бюджет Понтеведро, молодая женщина должна вновь выйти замуж только за соотечественника. Покорить сердце «веселой вдовы» поручают советнику посольства — обаятельному прожигателю жизни графу Данило. Но он единственный, кто не желает присоединяться к толпе обожателей красавицы. Почему? Потому что по-прежнему неравнодушен к своей Ганне, которую любил в юности и до сих пор не забыл это чувство…
Премьера спектакля состоялась 4 июня 1995 года.
Роли исполняли:
Барон Зета, посол княжества | заслуженный артист Беларуси Герман КОЗЛОВ заслуженный артист России Алексей КУЗЬМИН дипломант международного конкурса Александр ОСИПЕЦ заслуженный артист Украины, заслуженный артист Беларуси Арнольд РАНЦАНЦ заслуженный артист Беларуси Вячеслав ФОМЕНКО |
Валентина, его жена | лауреат международного конкурса Маргарита АЛЕКСАНДРОВИЧ заслуженная артистка Беларуси Зинаида ВЕРЖБИЦКАЯ лауреат международного конкурса Леся ЛЮТ заслуженная артистка Беларуси Валентина ПЕТЛИЦКАЯ дипломант всероссийского конкурса Ирина ШИТИКОВА |
Прасковья, его сестра | Виктория ЖБАНКОВА-СТРИГАНКОВА Ирина ЗАЯНЧКОВСКАЯ Аэлита КРАЙНИКОВА заслуженная артистка России, заслуженная артистка Беларуси Нина РЕВИНСКАЯ Ирина СКОРОБОГАТОВА Лариса ШЕВЧЕНКО |
Граф Данило, третий секретарь посольства | Антон ЗАЯНЧКОВСКИЙ заслуженный артист Беларуси Алексей ИСАЕВ народный артист Беларуси Владимир ПЕТРОВ народный артист Беларуси Петр РИДИГЕР |
Ганна Главари | лауреат международного конкурса Маргарита АЛЕКСАНДРОВИЧ Ирина ЗАЯНЧКОВСКАЯ лауреат международного конкурса Лидия КУЗЬМИЦКАЯ народная артистка Беларуси Виктория МАЗУР Людмила СТАНЕВИЧ |
Камилл де Россильон | Александр АРТЕМЬЕВ заслуженный артист Беларуси Виктор БАЖЕНОВ лауреат международного конкурса Евгений ЕРМАКОВ лауреат международного конкурса Эдуард МАРТЫНЮК дипломант международного конкурса Василий МИНГАЛЕВ Янош НЕЛЕПА |
Виконт де Каскада | Антон ЗАЯНЧКОВСКИЙ лауреат международного конкурса Константин ЛОПАТИН лауреат международного конкурса Эдуард МАРТЫНЮК лауреат международного конкурса Денис НЕМЦОВ Геннадий НИКИТИН лауреат международного конкурса Виктор ЦИРКУНОВИЧ Виктор ШАБУНЯ |
Рауль де Сен-Бриош | Владимир БОРУХИН Игорь БЫЧКОВ Анатолий КОСТЕЦКИЙ Денис МАЛЬЦЕВИЧ лауреат международных конкурсов Дмитрий ЯКУБОВИЧ |
Кромов, советник посольства | Георгий ВОЛЧОК Игорь КЛИМОВИЧ Александр КРУКОВСКИЙ дипломант международного конкурса Александр ОСИПЕЦ заслуженный артист Беларуси Вячеслав ФОМЕНКО Сергей ЩАПОВ |
Ольга, его жена | дипломант международного конкурса Анна БЕЛЯЕВА Татьяна ЛОСЕВА Алла ЛУКАШЕВИЧ Светлана РОМАНОВСКАЯ Ирина ТЕРЕНТЬЕВА Анжелика ЧУМАКОВА |
Богданович, военный атташе | заслуженный артист Беларуси Василий СЕРДЮКОВ |
Сильвиана его жена | лауреат международного конкурса Екатерина ДЕГТЯРЁВА Ирина СКОРОБОГАТОВА Екатерина СТАНКЕВИЧ Анжелика ЧУМАКОВА Лариса ШЕВЧЕНКО |
Негуш, канцелярист | заслуженный артист Беларуси Герман КОЗЛОВ заслуженный артист России Алексей КУЗЬМИН лауреат международного конкурса Виктор ЦИРКУНОВИЧ Виктор ШАБУНЯ |
СОЛИСТЫ БАЛЕТА: | |
«Коло» | дипломант международного конкурса Виталий КРАСНОГЛАЗОВ заслуженный артист Беларуси Константин КУЗНЕЦОВ Станислав ЛОМАКИН Дмитрий НЕЧАЕНКО Николай УМЕРЕНКОВ, Альфред ЧАЙКОВСКИЙ Геннадий ЯНЧИК Евгений ЯЦКЕВИЧ |
«Вилия» | заслуженная артистка Беларуси Юлия ДЯТКО Татьяна ЕРМОЛАЕВА лауреат международных конкурсов Рина ИВАКИРИ Кристина КОСТЮЧЕНКО Анастасия КРАСОВСКАЯ Диана ЛАПКОВСКАЯ Оксана СЕМЕНОВА Наталья ЦЫБУЛЬСКАЯ дипломант международного конкурса Виталий КРАСНОГЛАЗОВ дипломант международного конкурса Григорий КРУКОВСКИЙ заслуженный артист Беларуси Константин КУЗНЕЦОВ Дмитрий НЕЧАЕНКО |
«Ночной Париж» | заслуженная артистка Беларуси Юлия ДЯТКО Татьяна ЕРМОЛАЕВА Татьяна ЕРОХОВЕЦ Ольга ИВАНЧЕНКО Людмила КИСЕЛЕВА Александра КРАСНОГЛАЗОВА Диана ЛАПКОВСКАЯ Татьяна МАКАРЕВИЧ Арина МЕЛЬНИКОВА Екатерина МУРЗИЧ Арина ОСИПОВА Ксения СЕМЕНОВА Оксана СЕМЕНОВА Ольга СЕРКО Оксана СИНЬКЕВИЧ Юми ФУДЗИВАРА Ольга ЯНОВИЧ Майя ЯНСОН Сергей ГЛУХ Денис ДАДИШКИЛИАНИ Леонид ЕРМОЛАЕВ Максим КИЛЕЕВ Александр КИСЕЛЕВ Алексей КОВАЛЕВСКИЙ дипломант международного конкурса Виталий КРАСНОГЛАЗОВ заслуженный артист Беларуси Константин КУЗНЕЦОВ Станислав ЛОМАКИН Владимир ЛАШУК Дмитрий НЕЧАЕНКО Владимир НИКОНОВИЧ Николай УМЕРЕНКОВ заслуженный артист Беларуси Александр ФУРМАН Игорь ХАНЦЕВИЧ Геннадий ЯНЧИК Евгений ЯЦКЕВИЧ |
В массовых сценах — артисты балета и хора театра |
«Веселая вдова»
Негуш – Виктор Циркунович
«Веселая вдова»
«Веселая вдова»
«Веселая вдова»
Пресса о спектакле «Веселая вдова»:
Миллионы «Веселой вдовы» (Б. Чертович, «Знамя юности», 22.07.1995)
«Удава», зніякавелая ад спёкі, або Ці трэба «ампутаваць галаву»? (Вольга Брылон, «Літаратура і мастацтва», 14.07.1995)
В год Легара – в честь Легара (Зоя Лысенко, «Рэспубліка», 6.07.1995)
Дзве слязы і адзін закаханы на ўсю аперэту (Надзея Бунцэвіч, «Добры вечар», 27.06.1995)
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail. com
Мы в социальных сетях:
Веселая вдова | оперетта Легара
Веселая вдова , немецкий Die lustige Witwe , комическая оперетта в трех действиях венгерского композитора Франца Легара (либретто на немецком языке Виктора Леона и Лео Штейна, по мотивам L’Attaché d’ambassade Henri Meilhac), премьера которой состоялась 30 декабря 1905 года в Театре ан дер Вин в Вене. Оперетте предстояло стать одной из самых популярных в репертуаре. Самыми известными его произведениями являются финальный вальсовый дуэт «Lippen schweigen» и ария сопрано из II акта «Vilja».
Предыстория и контекст
У Веселой Вдовы был полный препятствий путь к успеху. Либреттисты и театральный продюсер впервые поставили оперу австрийского композитора Рихарда Хойбергера, чья оперетта « Der Opernball » (1898) была в то время весьма популярна. Леон и Штейн сочли музыку Хойбергера для «Веселая вдова » неудовлетворительной и обратились в театр за предложениями. Секретарь Театра ан дер Вин предложил Легара, который ранее не сочинял комическую оперетту такого рода. Скептически настроенные либреттисты попросили Легара сочинить арию из произведения в качестве прослушивания, и результатом остались довольны. Однако директор театра не был доволен готовой опереттой. Тем не менее, производство шло вперед. Первые постановки вызвали некоторую критику, но уже через несколько лет оперетта стала международным хитом.
Подобно тому, как либретто, действие которого происходит в «Понтеведро», тонко замаскированном замене Черногории, отражает балканскую атмосферу, так и музыка пробуждает народную культуру. Легар был знаком с традиционной восточноевропейской музыкой, и в своих более ранних сценических работах он уже использовал танцы, отражающие русский и другие славянские стили. В «Веселая вдова » он дает персонажам Ханне и Данило энергичное коло (танцевальную форму) во втором акте и использует деревенские и народные элементы на протяжении всей работы. Он вызывает в памяти полонез, марши, парижские канканы и галоп, песню в кафе и изысканнейший из вальсов. Очаровательное и искусное переплетение музыкальных красок Легара — одна из причин великого долголетия Веселая вдова .
Бетси ШвармАктеры и главные вокальные партии
Baron Mirko Zeta, Pontevedrian ambassador (bass)
Valencienne, Zeta’s young wife (soprano)
Hanna Glawari, a rich widow (soprano)
Count Danilo Danilovich (baritone)
Камиль де Росильон (тенор)
Негус, клерк Зеты (тенор)
Консулы, советники, гризетты, светские львицы, музыканты, слуги
Сеттинг и краткое содержание истории
Действие «Веселой вдовы» происходит в Париже около 1905 года.
Акт I: Петровенское посольство
В Понтеведрианском посольстве в Париже проходит гала-вечеринка, но настроение дня волнует. Молодая вдова из Понтеведры, Ханна Главари, может обанкротить нацию. Если она решит выйти замуж за француза, Понтеведро потеряет свое состояние. В отчаянии посланник барон Зета пытается убедить своего соотечественника графа Данило жениться на Ханне, пока не стало слишком поздно. На самом деле Ханна и Данило когда-то были возлюбленными, но его семья отвергла ее, потому что тогда она была бедна. Теперь, когда она богата, он не хочет ухаживать за ней только из-за денег. Он заявляет, что лучше будет проводить время, глазея на танцующих девушек у Максима, которых он знает по именам. Даже внимания Ханны к нему на балу в посольстве недостаточно, чтобы изменить его мнение. Между тем, Зета, хотя и не знает об этом, имеет собственные романтические проблемы. Его молодая жена Валансьен флиртовала с французом Камиллой де Росильон; хотя она заявляет своему жениху, что она «респектабельная жена», она не полностью препятствует его ухаживаниям.
Акт II: Сад вдовы, следующий вечер
В своем парижском доме Ханна устраивает вечеринку с понтеведрианскими народными танцорами и певцами. Она поет народную балладу («Виля») о любви егеря к лесной девице. Мужчины в посольстве все еще беспокоятся о ее возможных планах замужества. В оживленной дискуссии они сходятся во мнении, что никогда не поймут женщин. Ханна и Данило шутят о романтике, отрицая взаимные чувства. Валансьен снова отвлекает внимание Камиллы. Она пишет на веере «Я респектабельная жена», но соглашается присоединиться к нему в летнем домике. Зета, подглядывающая за ними через замочную скважину, приходит в ярость. Прежде чем он успевает действовать, Ханна с помощью Негуса, клерка посольства, занимает место Валансьена. Когда Ханна и Камилла выходят из беседки, они делают вид, что помолвлены. Данило, который начал признаваться себе в своих чувствах к Ханне, приходит в ярость и уходит топить свои печали к Максиму.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Акт III: Бальный зал вдовы
Копия Максима была построена в доме Ханны, чтобы одурачить Данило, который ничего не подозревает на месте происшествия. Гризетки с добавлением игривой Валансьен исполняют свой танцевальный номер от Максима, успокаивая Данило. Ханна раскрывает ему тайну дачи, и наконец они признаются во взаимной любви. В разгар их счастья Зета обнаруживает веер Валансьен, что доказывает, что она ранее была в летнем домике. Его опасения успокаиваются, когда он видит слова, которые Валансьен написала на веере. После воссоединения двух счастливых пар понтеведрианцы и французы снова задумались о том, как понять женщин.
Бетси Шварм Линда КантониВосстание Веселой Вдовы
Когда Веселая Вдова была показана в Театре ан дер Вин в Вене 30 декабря 1905 года, никто не мог предвидеть, каким взрывоопасным явлением она станет.
Исторический театр, в котором когда-то размещался Бетховен (он буквально жил в квартире в театре, работая над Fidelio ), в последнее время приобрел репутацию дорогого провала. Управляющий, Вильгельм Карчаг, думал, что видит многообещающую историю о богатой вдове, чья бедная маленькая страна надеялась избежать финансовой катастрофы, обеспечив себе состояние. Но композитор, которого он нанял, Ричард Хьюбергер, сочинил какую-то тусклую музыку и, похоже, все равно стремился избавиться от своего задания.
Обескураженный Карчаг подумывал отказаться от проекта, но решил рискнуть и выбрать другого композитора. Его вторым выбором был Франц Легар, бывший военный капельмейстер, у которого было несколько скромных успехов с опереттами, но только один безоговорочный музыкальный хит, вальс под названием «Золото и серебро». Легар, талантливый и высококвалифицированный музыкант, однажды за несколько часов написал один тестовый номер, а получив зеленый свет, сочинил остальную часть The Merry Widow 9.0083 летом 1905 года.
Зрители на премьере были полны энтузиазма, но отзывы были неоднозначными. Следующие несколько недель были немного нестабильными, но по мере того, как молва распространялась и мелодии Легара начали напевать и насвистывать по городу, энтузиазм возрастал.
Через год начался феномен Веселая вдова . Производство разрослось по Европе, были заказаны переводы на множество языков, и Widow отплыл в Соединенные Штаты, Южную Америку и, в конечном итоге, по всему миру. К повальному увлечению присоединились немые фильмы оперетты с живыми пианистами и органистами. Были записи, конечно, и быстрая коммерческая эксплуатация. Биограф Легара Бернар Грун упоминает Веселая вдова шляпы, туфли, сигары, шоколад, духи и ликеры, среди прочего и танцевальные конкурсы, в которых пары пытались выиграть приз за лучшую Ханну (или Анну) и Данило.
В своей биографии 1970 года Gold and Silver Грун подсчитал, что за первые 60 лет существования The Merry Widow было представлено более полумиллиона представлений. Несомненно, за прошедшие четыре десятилетия их было на десятки тысяч больше. Никакая другая оперетта не сравнится с ней.
Корни Веселая вдова уходят в прошлое почти за полвека до его премьеры. Это началось в Париже в 1861 году французским драматургом Анри Мейяком, который сотрудничал с Бизе над « Кармен » и с Оффенбахом над рядом оперетт. Мейяк написал комедию ( без музыки ) под названием L’attaché d’ambassade о бедном немецком герцогстве, чей посол во Франции должен организовать брак атташе посольства с самой богатой вдовой герцогства, чтобы сохранить ее. состояние внутри страны. это сюжет Веселая вдова , конечно, с некоторой подгонкой деталей.
Пьеса Мейлака не имела успеха, но привлекла внимание некоторых австрийских театральных деятелей, и в 1862 году Александр Берген написал немецкоязычную адаптацию под названием Der Gesandtschaftsattaché . Он был значительно более успешным, чем французский оригинал, с длительным тиражом и несколькими возрождениями.
В начале нового века австрийский либреттист Лео Штайн просмотрел копию пьесы (он уже видел ее на сцене ранее) и решил, что из нее получится прекрасное музыкальное либретто. Он показал пьесу своему сотруднику Виктору Леону, который согласился. Вскоре у них появилась новая версия истории. Время было приведено в соответствие, германское герцогство стало балканским княжеством, изменены имена персонажей и титул. Новый, Веселая вдова ( Die lustige Witwe ) сместила акцент с атташе посольства на богатую вдову.
Сам Легар внес название вымышленного балканского княжества Понтеведро. Он, несомненно, думал о конкурсе одноактных опер, в котором когда-то участвовал. Его опера « Родриго » закончилась без денег. Победителем стало что-то под названием Роза Понтеведры Джозефа Форстера. Легар просто изменил последнюю гласную. Когда оперетта стала бешено популярной, по поводу названия страны разгорелись дипломатические споры. Некоторым Понтеведро показался подозрительно похожим на настоящее княжество, Черногорию, особенно если учесть, что скромного секретаря посольства в оперетте зовут Ньегус, так звали черногорскую королевскую семью, а черногорского наследного принца звали Данило (в оперетте, Данило — граф). Посольство Черногории в Вене протестовало, но кронпринц, явно обладавший чувством юмора, воспринял это спокойно. Он сказал интервьюеру, пишет Грун, что изображение Данило, красивого и жизнерадостного bon vivant , было «ни в коем случае не таким неточным».
Когда имя Легара впервые было упомянуто в качестве возможного композитора для «Веселая вдова», , были некоторые опасения, что бывший провинциальный капельмейстер не сможет написать музыку, звучащую по-французски (театр хотел подчеркнуть парижскую обстановку оперетты). Сомневающимся не нужно было беспокоиться; увертюра могла быть написана Оффенбахом, и веселье большей части музыки, безусловно, не является нефранцузским.
На самом деле, хотя он родился в маленьком венгерском городке, который, несомненно, считался бы захолустьем жителями великих европейских столиц, если бы они знали о его существовании, Легар был очень утонченным человеком. Он должен был быть. Его мать говорила по-венгерски, но немного по-немецки. Его отец говорил по-немецки, но почти не говорил по-венгерски. Каким-то образом их брак удался, несмотря на языковые барьеры (или, может быть, из-за них), и молодой Франц выучил первые два из многих языков, на которых он свободно говорил.
Второе утонченное влияние оказала профессия отца Легара. Он был выдающимся капельмейстером в австро-венгерской армии. Итак, маленький Франц был тем, кого мы сегодня назвали бы «армейским парнем». Различные должности отца (семья переезжала 22 раза) познакомили детей Легара с самыми разными культурами и языками. Сегодня многие места, где жили Лехары, являются независимыми нациями; тогда все они входили в состав Австро-Венгерской империи. Франц Легар впитывал разнообразную среду, в которую он был погружен, и разнообразная музыка, которую он слышал, оказала отчетливое влияние на его более поздние оперетты. (В Веселая вдова самая известная песня «Vilja» имеет что-то от восточноевропейского колорита.)
Легару, казалось, была уготована профессия его отца, хотя в Пражской консерватории (Легар, конечно, говорил по-чешски) Дворфиак видел некоторые из свои музыкальные упражнения и призвал его отказаться от своих амбиций капельмейстера и вместо этого стать композитором. Поначалу Легара это не смутило. Он присоединился к австро-венгерской армии и служил капельмейстером в течение 12 лет. Но, в конце концов, он отказался от этого ради своего настоящего призвания.
Веселая вдова прочно утвердил Легара в его композиторской карьере. Затем последовали другие успехи (и некоторые неудачи). Он стал богатым и всемирно известным, а его любезный характер принес ему много друзей, в том числе Джакомо Пуччини. Эти двое время от времени собирались вместе, чтобы поиграть на пианино и спеть друг другу музыку из своих последних проектов. Они разговаривали на итальянском, другом языке Легара, поскольку немецкий язык Пуччини был шатким.
После десятилетий успеха последние годы Легара были окрашены грустью. Гитлер пришел к власти в Германии, и в 1938 г. нацисты захватили Австрию. Многие выдающиеся музыканты бежали, но Легар чувствовал, что он слишком стар, чтобы начать жизнь в чужой стране. Некоторые из его действий подверглись критике после войны. Однажды по просьбе высокопоставленного нацистского чиновника он отправил Гитлеру, который был его поклонником, экземпляр программы «Веселая вдова » с автографом. Он также провел программу для аудитории немецких солдат. Но Легар, несомненно, чувствовал, что у него не было выбора. Конечно, он не симпатизировал нацистской идеологии.