Воронцовский маяк: Воронцовский маяк в Одессе | EverTravel.me – органайзер ваших путешествий

Содержание

Загадочные путешествия на Воронцовский маяк Одессы

Прогулка по «морской тропинке» к подножью маяка подарит массу положительных эмоций. Каждый путник примерит на себя роль смотрителя – человека, который постоянно проходит один путь на работу и домой «Тропой по морю». Восхищение и радость охватывает при виде небольших групп дельфинов, которые вышли на охоту близ Рейдового мола.


Как проходит экскурсия?

Экскурсионные сопровождения на маяк Одесса проводятся с 2011 года. Для того чтобы посетить башню, необходимо попасть в морской порт. Это режимный объект, сюда прибывают военные и торговые корабли, происходит отгрузка железных руд, угля и других полезных ископаемых.

Группа собирается возле памятника «Золотое дитя». Сопровождение туристических прогулок доверяют опытным экскурсоводам. Мероприятие четко контролируется администрацией морского вокзала. В начало рейдового мола путешественники попадают на автобусе, который выделяет морской порт.

Дальше туристы двигаются пешком по «тропе маячника». Маршрут составляет 680 метров. Гид с восхищением поделится историей маяка. Вы узнаете, что такое маячная служба, как она проходит, для чего нужна. Послушанные рассказы о работниках маяков заставят проникнуться их нелегкой судьбой. Также экскурсовод поведает интересные факты про другие башни мира.


Во время путешествия туристы узнают много занимательных фактов из жизни Одесского порта. Каким он был в советские времена, каким есть сейчас и что ждет его завтра.

Незабываемый драйв, морской бриз, чувство романтики будет сопровождать путешественников на протяжении всей экскурсии.

Как заказать экскурсию?

Туристические агентства города проводят экскурсии на маяк Одесса в выходные и праздничные дни по предварительной записи. Длительность прогулки – 120 минут. Максимальное количество человек в группе – 13.

Администрация вокзала устанавливает требования безопасности к снаряжению для туристов:

  • ▻ выдача спасательных жилетов, головных уборов;
  • ▻ не допускается обувь на шпильке;
  • ▻ разрешены мягкие комфортные балетки на резиновой подошве;
  • ▻ проводится инструктаж по поведению на воде.

Воронцовский Маяк

Воронцовский маяк расположен на оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола в Одесском порту на Черном море. Он первым встречает и последним провожает все приходящие в Одессу суда.

В истории Одесского порта прослеживается «династия» Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь, по мере удлинения Карантинного и строительства Рейдового молов.

Самый первый маяк Одессы был заложен при генерал-майоре Кобле в 1815 году. Он был деревянным и возвышался не на нынешнем месте, а на мысе Большого Фонтана(в районе Александровского парка (ныне парк Шевченко)).  Строительство маяка на мысе Большой Фонтан началось 2 августа 1823 года по указанию губернатора края графа М. Воронцова по проекту инженер-майора Ж. В. Гаюи. Подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини завершили постройку 6 декабря 1827 года. Механизмы маяка соорудили мастера кузнечных дел Иосиф Видон и Дихтел. Чугунный фонарь изготовили на литейном заводе Луганска.

Отделку серебряными листами параболы рефлектора выполнил мастер Мублик. На эту работу ушло 24 листа серебра. Высота маяка — 30 метров. На вершине перед рефлекторами зажигались 13 ламп с деревянным или суренным маслом. Огонь маяка был виден до 20 миль. А в 1867 году освещение стало электрическим (установили два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока и электродуговые лампы Фукко и Соррена). Это был первый в России и четвертый в мире электрический маяк. Даже спустя 15 лет из существовавших в мире 5000 маяков лишь 14 имели электропитание. Первым смотрителем маяка был назначен штабс-капитан Давыд Иванович Круг. Лет через двадцать была установлена английская сирена, рев которой был слышен на 5 миль.  Достроен и открыт он был  при генерал-губернаторе Новороссии светлейшем князе Михаиле Семеновиче Воронцове, который оказал активное содействие в устройстве маяка. По его фамилии и был назван маяк Воронцовским.

Новый маяк на Большом фонтане

С приходом его в ветхое состояние на оконечности Рейдового или Карантинного мола в 1845 году был установлен новый маяк, тоже деревянный. Этот маяк был установлен по инициативе первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Петровича Лазарева, который был назначен командующим Черноморским флотом России.

По мере наращивания Карантинного мола на его оконечности в 1863 году строится новый маяк, по традиции названный Воронцовским, который перестраивается в 1888 году. Он был сделан из чугуна и просуществовал до 1941 года.

Воронцовский маяк

Воронцовский маяк 1888 года представлял собой семнадцатиметровую чугунную сужающуюся кверху башню изящной маячной архитектуры. Несущие чугунные детали были сделаны и доставлены из Кронштадта, а маячный огонь выписан из Парижа с осветительным аппаратом системы Френеля. Осветительный аппарат, благодаря линзе Френеля, давал пучок прямолинейных лучей, и свет был виден на расстоянии нескольких миль. На вершине маяка перед рефлекторами зажигалось несколько ламп с деревянным или конопляным маслом. Впоследствии лампы были заменены керосиновыми, а затем и электрическими.

При маяке существовала маячная служба. Главнейшей обязанностью служащих маяка являлось обеспечение исправного освещения: маячный огонь должен был зажигаться с заходом солнца и ярко гореть до его восхода. Ночью дежурные служители, сменяя друг друга, неотлучно находились в маячном фонаре, наблюдали за тем, чтобы огонь имел установленную высоту и яркость, снимали нагар с фитилей, следили за действием вращательных механизмов проблескового огня.

В 1910 году на маяке был установлен ревун, который издавал звуки с помощью нагнетаемого паровой машиной воздуха.

На долю этого маяка выпало множество испытаний. Так, в 1914 году в Одесском порту загорелась баржа с бензином, при выводе ее из акватории порта, баржа взорвалась, как раз около маяка. Пламя было такой силы, что расплавило все латунные и медные детали маяка, лопнули стекла, но сама башня выстояла.

Воронцовский маяк в 20-е годы

Хватало трудностей и служителям. Проход к маяку из-за низкой высоты Карантинного мола во время штормов был затруднен, так как волны перекатывали через мол. За всю историю маяка были смыты волнами и погибли два работника. В 1926 году шторм выбил в молу 10-метровый пролом. На маяке остался один служитель, его вахта растянулась на шесть суток. Спасательный катер не посылали — шторм пустил бы его ко дну. Почти обезумевшего от голода и одиночества служителя забрали с башни на седьмой день. Однако все это время маяк работал бесперебойно.

Воронцовский маяк в 20-е годы. Видны следы промоины мола

Проблема прохода к маяку не решена и в настоящее время. Все попытки создать какое-то ограждение терпят неудачу. Морская вода и волны быстро «съедают» все создаваемое. Пытались устанавливать для ограждения даже трофейные турецкие пушки, но и они долго не просуществовали.

В 1941 году с выходом к Одессе немецко-румынских войск маяк был взорван (15-го сентября 1941 года), чтобы не служить ориентиром при артобстрелах и бомбардировке. Латунный верх маяка до настоящего времени покоится на дне моря. После войны на руинах маяка установили временную деревянную башню с ацетиленовым фонарем.

К 1953 году Карантинный мол был восстановлен. На его оконечности в 1954 году появился белоснежный красавец-маяк. Башня маяка с красным фонарем высотой 26 метров изготовлена на Кронштадтском судоремонтном заводе. Маяк видно за 15 морских миль. Внутри «головы» мола в основании маяка смонтированы аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть наутофона — звукосигнальной туманной установки, излучатели которой вынесены наружу. В настоящее время электропитание подается на маяк автоматически с берега.

Но не обошли беды и этот маяк. В феврале 1993 году израильский сухогруз «Зим Антверпен» (водоизмещение 44 тыс. т) при выходе из порта ударил носом прямо в маяк. Развернувшись от удара, судно въехало кормой в мол. Маяк, сооружение весом 12 тыс. т, оторвало от мола. Сложный ремонт продолжался целый год.

28 декабря 1998 года история Воронцовского маяка пополнилась еще одним событием — навалом теплохода «Зим-Одесса-1» на Карантинный мол. Как показало водолазное обследование, бульб судна повредил кладку мола и вмял более чем на 2 метра в глубину грунт на отрезке протяженностью 14 метров.

При этом был поврежден электрический кабель, питающий маяк. И хотя маяк благодаря усилиям работающих на нем продолжал светить, требовались срочные меры для ремонта кабеля. Все эти сложности Воронцовский маяк пережил и продолжает служить мореплавателям.

Современный Воронцовский маяк

Чтобы увидеть маяк изнутри, надо не только пробиться через все бюрократические препоны, но и преодолеть 132 ступеньки вверх по винтовой лестнице. Когда-то отсюда судам указывала путь зажженная спираль, которую нагревали факелами, потом на этом месте была калильная лампа, после лампы — специальные вращающиеся линзы. Сегодня – черед мощнейших светодиодных сборок. Рядом с основной лампой – лампа-дублер. Она способна работать от аккумуляторов почти четверо суток в случае поломки «главной героини» или технических проблем, к примеру, с тем же с электричеством, как было несколько десятков лет назад, когда был поврежден подводный силовой кабель, питающий все системы маяка. Уже много лет назад маяк был переведен на системы дистанционного управления, а пульты систем выведены в домик вахтенных служащих на пятачке, прилепившемся на краю мола у контейнерного терминала.

Шторм

Несмотря на пульт, ходить на сам маяк персоналу все-таки приходится, причем пешком по разбитому волнами бетонному молу. Много раз эту тропинку посреди моря пытались обезопасить, но все благие замыслы заканчивались неудачей, поскольку коррозия уничтожала металл в рекордно короткие сроки, а волны разбивали дорогу. Поэтому то на маяк и не попадают экскурсанты.

Мореплаватели различают маяки по цвету башен (Воронцовский – белый, так он виднее на темном фоне берега), по числу, виду, цвету и высоте огней, по промежуткам между проблесками и т.д. Радиопередатчик Воронцовского маяка круглосуточно передает кодом Морзе в эфир свои позывные «ВР», что означает «Воронцовский радио». Все электропитание маяка дублировано, как запасными дизелями, так и аккумуляторами, которые способны обеспечить бесперебойную работу маяка в течение 4-х суток. Если все сложное электрохозяйство маяка откажет, то на этот случай есть ацетиленовый фонарь.

С заходом солнца на башне зажигается красный свет. Чтобы не спутать, каждому маяку присваивается свой световой код. «Штатный свет» Воронцовского маяка – красный. Три вспышки по полторы секунды с такими же интервалами темноты, потом – темный интервал.Огонь маяка включается по астрономическим часам от захода солнца до его восхода. Ночью, в туман, если не видно огней, включается сирена – наутофон (такое вот мудреное название).

Ночью моряки ориентируются на свет Воронцовского и определяют направление движения с помощью красного фонаря заднего створного знака.  Это белая четырехгранная башенка которая установлена на крыше белого многоэтажного здания на улице Преображенской (ранее Советской Армии) на высоте 20 м на расстоянии 1,2 мили от Воронцовского (переднего) маяка. Дальность действия огня заднего маяка, также красного цвета, составляет 18 миль и горит он круглосуточно.

Так уже повелось, что за любым местом, объектом, историей кроются люди. Вот и за огоньком Вороноцовского маяка, который уже более чем 160 лет светит мореходам, кроется имя. Нынешнего смотрителя маяка зовут Иван Цихович. С этим именем маяк связан уже почти полвека. Фактически, жизнь этого человека – служение одному из символов Одессы, который известен не менее, чем Потемкинская лестница, памятник Дюку или одесский Оперный театр. Работать на «объект» Иван Цихович пришел после армии, по его признанию – случайно. Однако никому не удалось у него выведать, почему же до сих пор он держится на этой опасной и невысокооплачиваемой работе.


Свежие страницы из раздела:

Предыдущие страницы из раздела:

Воронцовский маяк | Есть город, который я вижу во сне…

Стоящая в середине Одесского залива белоснежная башня, крутые ступени до самой воды, ночной красный огонь — всё это создает вокруг маяка своеобразный ореол романтики.

Воронцовский маяк

Один из главных символов Одессы, маяк был учрежден по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Петровича Лазарева.

С созданием одесского порта и развитием судоходства на Черном море появилась необходимость создания маяков, чтобы обеспечить безопасность судоходства.

В истории Одесского порта прослеживается «династия» Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь, по мере удлинения Карантинного и строительства Рейдового молов.

Самые первые маяки в одесской бухте были построены еще до основания города.

В 1770-1780-х годах турки на берегу рядом с крепостью Ени-Дунья возвели маяк из крепкого песчаника, который был утрачен в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов.

Воронцовский маяк. 1915

Еще до начала строительства Одесского порта, когда в 1795 году сюда прибыло 200 судов, пользовались Хаджибейским маяком, построенным из тесаного камня. Этот маяк находился, по определению Ф.П.Де-Волана, в западной части бухты в 1,5 верстах от развалин крепости.

Закладка и начало строительства первого одесского маяка относится к 1815 году, когда Одессой после отъезда Ришелье временно управлял военный комендант города генерал-майор Фома (Томас) Кобле. То ли «временно исполняющего обязанности», как сейчас бы сказали, «текучка заела», то ли, как и у пришедшего на этот пост графа Александра Ланжерона нашлись дела поважнее (у последнего – внедрение режима Порто-франко, например)…

Во всяком случае, недостроенный объект на мысе Большого Фонтана (там строили первый маяк) обратил на себя внимание только генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семеновича Воронцова, который прибыл в Одессу в 1823 году. Строительство маяка возобновили в августе того же года подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини по проекту ученого-естествоиспытателя Ж.В.Гаюи. Как бы там ни было, но появлением маяка, который зажег свой огонь 6 декабря 1827 года, Одесса обязана исключительно Его Сиятельству. Поэтому одесситы его называли Воронцовским.

Маяк располагался рядом с Успенским мужским монастырем и отвечал требованиям все возрастающего судоходства. Маяк был оборудован двумя паровыми машинами и паровой сиреной для подачи сигналов во время туманов. Огонь маяка располагался на высоте 61-го метра над уровнем моря. Это было первым капитальным сооружение такого рода в Северном Причерноморье.

Одесский маяк на Большом Фонтане. 1900-е

Позже маяк был перенесен чуть дальше в глубь плато из-за подступающих оползней. Этот маяк работает до сих пор и называется Одесский маяк. Зачастую Воронцовский маяк ошибочно называют Одесским. На самом деле Одесский маяк (около 16-й станции Большого фонтана) и нынешний Воронцовский маяк (у входа в порт)— это две большие разницы!

Одесский маяк на Большом Фонтане. Редкая открытка с ошибочной надписью. 1900-е

Реалии были таковы, что одного маяка было недостаточно. Был необходим ориентир непосредственно при входе в порт.

В середине 1830-х годов появился первый портовый маяк, деревянный. Он был установлен на обрыве Александровского парка (ныне – парк имени Т. Шевченко) и, в память о первом одесском градоначальнике, назывался Ришельевским.

Первый стационарный маяк на оконечности Карантинного мола был установлен в 1845 году по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, который летом 1834 года был назначен на должность командующего Черноморским флотом.

Деревянный маяк на Карантинном молу

Этот маяк представлял собой 26-ти метровую восьмигранную деревянную конструкцию, где зажигались после захода солнца два ацетиленовых фонаря, а днем вывешивался желтый флаг. Маяк просуществовал до Крымской войны 1854 года и был разрушен 10 апреля, когда во время обстрела города в него попала зажигательная ракета.

Деревянный маяк на Карантинном молу

В 1863 году на оголовке Карантинного мола был установлен второй по счету маяк на территории порта. Это было уже 17-ти метровое конусообразное здание из чугунных тюбингов и камней. Открытие маяка приурочили к открытию памятника Воронцову на Соборной площади (8 ноября 1863 года) и назвали маяк Воронцовским.

Воронцовский маяк. Начало XX века

30 ноября 1867 года маяк был оснащен электрическими лампами. Таким образом он стал первым в России и четвертым в мире электрическим маяком. Были установлены два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока, а также электродуговые лампы Фуко и Соррена. Даже в 1882 году из 5 тысяч маяков, которые существовали в мире, только 14 были электрическими.

Воронцовский маяк. Карантинный мол и суда на рейде

Городская Дума приступила к строительству рейдового мола: порт начал развиваться, и для того, чтобы обеспечить безопасный проход судам и безопасную стоянку у причалов нужно было сделать новый мол, своего рода волнолом. В это время маячный огонь зажигался у подножья Свято-Николаевской церкви на специально сооруженной платформе. Сам же первый Воронцовский маяк был демонтирован и перенесен к мысу Сарыч Крыма, где «служит» по сей день.

Воронцовский маяк. С рындой, но еще без ревуна

Второй Воронцовский маяк 1888 года представлял собой семнадцатиметровую чугунную сужающуюся кверху башню изящной маячной архитектуры. Несущие чугунные детали были сделаны и доставлены из Кронштадта, а маячный огонь выписан из Парижа с осветительным аппаратом системы Френеля. Осветительный аппарат, благодаря линзе Френеля, давал пучок прямолинейных лучей, и свет был виден на расстоянии нескольких миль. На вершине маяка перед рефлекторами зажигалось несколько ламп с деревянным или конопляным маслом. Впоследствии лампы были заменены керосиновыми, а затем и электрическими.

Редкий кадр — замерзшее море вокруг Воронцовского маяка

При маяке существовала маячная служба. Главнейшей обязанностью служащих маяка являлось обеспечение исправного освещения: маячный огонь должен был зажигаться с заходом солнца и ярко гореть до его восхода. Ночью дежурные служители, сменяя друг друга, неотлучно находились в маячном фонаре, наблюдали за тем, чтобы огонь имел установленную высоту и яркость, снимали нагар с фитилей, следили за действием вращательных механизмов проблескового огня.

Воронцвский маяк. 1930-е

В 1910 году на маяке был установлен ревун, который издавал звуки с помощью нагнетаемого паровой машиной воздуха.

Воронцовский маяк. Видна труба ревуна (наутофона)

На долю этого маяка выпало множество испытаний. Так, в 1914 году в Одесском порту загорелась баржа с бензином, но при попытке вывести ее из акватории порта, баржа взорвалась как раз около маяка. Пламя было такой силы, что расплавило все латунные и медные детали маяка, лопнули стекла, но сама башня выстояла.

Хватало трудностей и служителям. Проход к маяку из-за низкой высоты Карантинного мола во время штормов был затруднен, так как волны перекатывали через мол. За всю историю маяка были смыты волнами и погибли два работника. В 1926 году шторм выбил в молу 10-метровый пролом.

Воронцовский маяк. Размытый штормом Карантинный мол. 1920-е

На маяке остался один служитель, его вахта растянулась на шесть суток. Послать спасательный катер не удалось — шторм пустил бы его ко дну. Почти обезумевшего от голода и одиночества служителя забрали с башни на седьмой день. Однако все это время маяк работал бесперебойно.

Проблема прохода к маяку не решена и в настоящее время. Все попытки сделать какое-то ограждение терпят неудачу. Морская вода и волны быстро «съедают» все создаваемое. Пытались устанавливать для ограждения даже трофейные турецкие пушки, но и они долго не просуществовали.

Воронцовский маяк на марке. 1982

В 1941 году с выходом к Одессе немецко-румынских войск 15 сентября 1941 года Воронцовский маяк был взорван. Ранее, 25 августа, врагу удалось выйти в район Чабанки, где он установил орудия, из которых начал подвергать массированному артиллерийскому обстрелу город и порт. Башня Воронцовского маяка оказалась прекрасным ориентиром для румынских артиллеристов, вот и пришлось командованию Одесским оборонительным районом по согласованию с руководством порта пойти на крайние меры — уничтожить маяк…
Латунное навершие маяка до сих пор покоится на дне моря.

Во время войны был также сильно поврежден Карантинный мол, особенно его оконечность.

После освобождения Одессы и окончания войны вновь возникла необходимость в стационарном маяке. Порт был разрушен практически полностью, казалось, восстановление его займет долгие годы.

Воронцовский маяк на медали «За оборону Одессы»

Однако порт начал принимать суда уже через полгода. Но возрождение Воронцовского маяка заняло гораздо больше времени. Сначала требовалось восстановить уничтоженные войной Карантинный и Рейдовый молы. Эти работы были завершены в 1953 году. И только затем в конце мола в 1954 году был возведен новый маяк. По традиции его назвали Воронцовским.

Воронцовский маяк. 1960-е

Автор проекта, Исаак Фридман, работал в Одесском «Гипрограде». Он участвовал в проектировании и возведении многих знаковых для Одессы зданий и сооружений, например, подвесной дороги в Отраде, Дворца спорта, реконструкции Оперного театра.

Третий Воронцовский маяк цилиндрической формы также сделан из металла на судоремонтном заводе в Кронштадте, высота его 26 метров. Башня белого цвета, фонарное сооружение красное. Свет маяка виден за 15 миль. В настоящее время электропитание подается на маяк автоматически с берега. Внутри «головы» мола смонтированы аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть звукосигнальной туманной установки — в тумане огонь маяка не виден, поэтому включают ревун, или, по-научному, наутофон. Его излучатели вынесены наружу.

Воронцовский маяк. 2000-е

Но не обошли беды и этот маяк. В феврале 1993 году израильский сухогруз «Зим Антверпен» (водоизмещение 44 тыс. т) при выходе из порта ударил носом прямо в маяк. Развернувшись от удара, судно въехало кормой в мол. Маяк, сооружение весом 12 тыс. т, оторвало от мола. Сложный ремонт продолжался целый год.

28 декабря 1998 года история Воронцовского маяка пополнилась еще одним событием — навалом теплохода «Зим-Одесса-1» на Карантинный мол. Как показало водолазное обследование, бульб судна повредил кладку мола и вмял более чем на 2 метра в глубину грунт на отрезке протяженностью 14 метров. При этом был поврежден электрический кабель, питающий маяк. И хотя маяк благодаря усилиям работающих на нем продолжал светить, требовались срочные меры для ремонта кабеля. Все эти сложности Воронцовский маяк пережил и продолжает служить мореплавателям.

Воронцовский маяк. Панорама акватории Одесского порта

Мореплаватели различают маяки по цвету башен (Воронцовский – белый, так он виднее на темном фоне берега), по числу, виду, цвету и высоте огней, по промежуткам между проблесками и т.д. Радиопередатчик Воронцовского маяка круглосуточно передает кодом Морзе в эфир свои позывные «ВР», что означает «Воронцовский радио». Все электропитание маяка дублировано, как запасными дизелями, так и аккумуляторами, которые способны обеспечить бесперебойную работу маяка в течение 4-х суток. Если все сложное электрохозяйство маяка откажет, то на этот случай есть ацетиленовый фонарь.

С заходом солнца на башне зажигается красный свет. Чтобы не спутать, каждому маяку присваивается свой световой код. «Штатный свет» Воронцовского маяка – красный. Три вспышки по полторы секунды с такими же интервалами темноты, потом – темный интервал.

Воронцовский маяк. Сумерки

Огонь маяка включается по астрономическим часам от захода солнца до его восхода.

Воронцовский маяк на марке. 2009

Ночью, в туман, если не видно огней, включается сирена – наутофон (такое вот мудреное название).

Воронцовский маяк является передним маяком створа, ведущего на акваторию порта с моря. Задним маяком этого створа служит задний Одесский створный маяк, белая четырехгранная башенка которого установлена на крыше белого многоэтажного здания на улице Преображенской (ранее Советской Армии) на высоте 20 м на расстоянии 1,2 мили от Воронцовского переднего маяка. Дальность действия огня заднего маяка, также красного цвета, составляет 18 миль.

Чтобы подняться на Воронцовский маяк, необходимо преодолеть 135 ступенек винтовой лестницы, при необходимости останавливаясь на специально предусмотренных площадках.

Мощная светодиодная лампа, указывающая безопасный путь к берегу морским судам, состоит из отдельных линз, её высота — около 2,8 метра. Если лампа перегорает, она автоматически заменяется на резервную.

Лампа Воронцовского маяка

Под фонарным отсеком есть вахтенное помещение. Когда маяк управлялся вручную, в вахтенной комнате кроме карты с указанием восхода и захода солнца, стола и стула ничего больше не было, чтобы вахтенный не заснул. Если по вине смотрителя маяка (не только одесского) вдруг происходило какое-нибудь кораблекрушение, смотритель маяка без всякого суда и следствия отправлялся на пожизненные каторжные работы.

В нижнем отсеке маяка — аппаратная. Здесь установлены дизель-генераторы, передатчики, наутофонная установка, указывающая звуковым сигналом путь морякам, если в густом тумане не виден свет лампы. Этот гул «ревуна» хорошо знаком жителям Одессы. В море наутофон слышен на расстоянии 3 -х миль.

Воронцовский маяк на фоне гостиницы «Одесса» и морвокзала

Сегодня маяк управляется дистанционно. И создаётся впечатление, что профессия маячника уже не нужна.Но что произойдёт, если нарушится электропитание маяка? Да, дизель-генераторы рассчитаны на четверо суток беспрерывной работы. А что потом?

Выход один — рында (колокол). Сейчас она смотрится, как украшение, как дань традиции, но в случае необходимости (в туман, в пургу) человеку придётся подавать сигнал рындой с момента захода солнца до восхода.

Воронцовский маяк в 2014 году получил нарядную светодиодную подсветку. Сначала она была синей, но уже через несколько дней ее поменяли на красную, которая дополняет основной проблесковый огонь (тоже красный) и на небольших расстояниях служит дополнительным ориентиром для входящих в порт судов. Кроме того, красную подсветку лучше видно в тумане. На зиму подсветку снимают, чтобы прожекторы и провода не повредило льдом и волнами.

Цветная подсветка Воронцовского маяка

Несколько лет назад у начала Рейдового мола на 5,5 гектарах располагался маячный городок. Это были старые хаотичные постройки: дежурка, сарайчик, какое-то навигационное оборудование и виноградник.

Сейчас в порту построен контейнерный терминал и порт, конечно, забрал эту территорию, оставив лишь ведомственный дом смотрителей.

Нынешнего смотрителя маяка зовут Иван Цихович. С этим именем маяк связан уже более полувека. Фактически, жизнь этого человека — служение одному из символов Одессы, который известен не менее, чем Потемкинская лестница, памятник Дюку или Одесский оперный театр. Работать на маяк Иван Цихович пришел после армии, по его признанию — случайно. Его служба на маяке началась 21 марта 1956 года. Однако никому не удалось у него выведать, почему же до сих пор он держится на этой опасной и невысокооплачиваемой работе.

Многолетний бессменный смотритель Воронцовского маяка Иван Трофимович Цихович

В свое время в морском музее города существовал своеобразный аттракцион входа судна ночью в Одесский порт: на макете зажигались городские огни, были видны силуэты знакомых зданий и створные огни маяка…

Воронцовский маяк глазами чайки

Начиная с 2012 года летом, в хорошую погоду можно попасть на 2-х часовую экскурсию «Тропой маячника». Билеты на нее можно купить в здании администрации Одесского порта на Таможенной площади.

Как проходит экскурсия, можно посмотреть на видео:

В настоящее время маяк Воронцовский вместе с соседними Одесским, Ильичевским и Григорьевским маяками обеспечивает безопасное плавание в сложном районе с интенсивным судоходством на подходах к трем крупнейшим Черноморским портам — Одессе, Ильичевску и Южному.

Воронцовский маяк на карте Одессы:


Поделиться новостью в соцсетях