Восточные загадки: Настольная игра-головоломка «Загадки востока» (4102746) — Купить по цене от 524.00 руб.

Содержание

Загадки с подвохом и на логику

Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он сказал его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?
Ответ: пусть меня убьет самая некрасивая
Островерхая Диана
3310

Слушай, шли два брата, нашли 3 апельсина. Не резали, не пилили, как поровну поделили?
Ответ: Шли с Лушей
Воробьва Катя , Абакан
3601

У бога есть, у царя нет,
У Бориса спереди, а у Глеба позади,
У бабы две, а у девки ни одной!
Ответ: Буква б
Настя), Ростов-на-Дону
5210

В Африке жили негр муж и негр жена. Пришло ей время рожать. Они вызвали скорую, женщина родила в машине. Ребенок был белый, зубы тоже белые. Что не так?
Ответ: С зубами не рождаются
Грецкая Виталия
4549

На дне моря лежит сундук.

В нем все есть, кроме одного. Чего в нем нет?
Ответ: Пустоты
Затейщикова Лиза, Москва
4784

Слово из 9 букв с 6 согласными подряд.
Ответ: ВЗБЗДНуть
Кузнецов Павел, Электросталь
4492

Однажды утром мужчина замечает, что в одной из шин его машины совсем нет воздуха. Всё же он садится в машину и едет 150 км к своему клиенту. После визита он возвращается обратно. Хотя он не накачивал шину, он мог передвигаться на своем авто без проблем. Почему он мог ездить на автомобиле?
Ответ: Спущенная шина была на запасном колесе
храмова настя
3019

В каком слове 3 буквы л и три буквы п?
Ответ: Параллелепипед
ильичёва лёля, самара
5080

Он бывает деревянный или жидкий. О чём речь?
Ответ: Стул
Лукьянов Алексей, Ставрополь
4236

На одном острове стоит яблоня с мальчиком, а на другом — больница с бабушкой. Между островами мост. Мальчику надо принести бабушке 2 яблока, но мост выдерживает только одного мальчика и одно яблоко.

После того, как мальчик пройдет, мост разрушится. А в воде водятся акулы. Как ему перенести яблоки?
Ответ: Мальчик на мосте будет жонглировать
щетинин кирилл, зеленоград
3011

Вы уронили в кофе кольцо. Как его достать, не намочив руки, если у вас ничего нет и кофе нельзя вылить?
Ответ: Кофе в зёрнах
Мега Машустик, Москва
3758

На попе сидит и в попу глядит. Какая профессия человека?
Ответ: Кучер или ямщик
Огурцов Александр, Москва
4019

Дело было зимой. Потерял братец Иванушка свою сестрицу Аленушку. Говорит ему мать: «Иди лесом, полем, полем, лесом, полем, лесом, полем, полем.» Пошел он лесом, полем, полем, лесом…и видит: перед ним большая река. Как ему через реку перебраться?
Ответ: По льду (дело зимой было)

ася, москва
3173

Что мужчина делает один раз в жизни, а женщина постоянно?
Ответ: 1) Вылазит из-под юбки 2) Женщина всегда дышит грудной клеткой, а мужчина только перед смертью
Heinzelmannchen
3250

Какая нота и продукт называются одиноково?
Ответ: Соль
anonim —
3836

У отца Мэри есть 5 дочерей: Чача, Чичи, Чече, Чочо. Как зовут 5 дочь?
Ответ: Мэри
аноним, Москва
5451

От головы до хвоста 12 м, а от хвоста до головы 0 м. Что это?
Ответ: Год (м — месяцев)
Чемров Кирилл, Воронеж
3867

Гномик жил на 6-ом этаже. Он проезжал на лифте 3 этажа, а остальные 3 шёл пешком по лестнице. Почему?
Ответ: Он был маленький и не доставал до кнопки 6-го этажа
Аноним
4433

Стоит мельница, в ней живёт сторож. У сторожа есть собака . На той мельнице четыре окошка, на четырёх окошках по четыре кошки, у каждой кошки по четыре котёнка, у каждого котёнка по четыре мышонка. Сколько всего ног?

Ответ: Две ноги (у животных лапы)
Пейчева Елизавета, Онега
2464

Стоит тюрьма, рядом больница. Вокруг них рельсы,а на рельсах движется кругом с большой скоростью поезд. Одному мальчику надо попасть к деду в тюрьму, а одной девочке к бабушке в больницу. Как им это сделать, если поезд не останавливается?
Ответ: Мальчику надо бросить девочку под поезд, тогда он попадет в тюрьму, а девочку отведут в больницу.
Махмуд
3572

Тюрьма. Вокруг тюрьмы обводная река. 3 зека планируют побег в разное время, друг о друге не знают. 1-й зек сбегает из тюрьмы, плывёт через реку, неожиданно его съедает акула. Умер 1-й зек. 2-й сбегает, плывёт через реку, вдруг его заметила охрана тюрьмы, быстро подплыла на катерах, оглушили его, вытащили за волосы и застрелила при попытке бегства. Умер и 2-й зек. 3-й зек сбегает. Переплывает через реку, ничего ему не помешало, побежал дальше и исчез. Сбежал 3-й зек. Вопрос: где я тебя обманул в трёх местах? Если отгадаешь все три обмана, угощу пивом.

Ответ: 1) В реке нет акул 2) Зеки лысые 3) Не угощу я тебя
Денис Олегович
3509

В один город пришёл мудрец. Всё он знал на свете. Приходили к мудрецу люди за советом, и всем помогал мудрец. В городе жил парнишка. Прослышав, что в городе появился мудрец, парнишка решил проверить способности этого мудреца. Парнишка был хитёр. Поэтому он поймал бабочку и зажал её между ладонями так, что бы можно было её отпустить или раздавить. И вот пришёл этот парнишка к мудрецу с бабочкой между ладошками.
— Послушай меня! Если ты на самом деле очень мудр и помогаешь людям, отгадай, живая ли бабочка у меня в руке?
Если бы он ответил «живая», парнишка раздавил бы бабочку. Если бы он ответил «мертвая», парнишка выпустил бы бабочку. Что же ответил мудрец?

Ответ: Все в твоих руках
Баженова Виктория, Томск
2449

Четверо ребят играли в футбол во дворе.
Кто-то разбил окно. Хозяйка спросила:
— Кто разбил окно?
Серёжа сказал:
— Окно разбил или Юра, или Миша.
Юра сказал:
— Я окно не разбивал.
Игорь сказал:
— Это сделал Миша.
А Миша сказал:
— Игорь ошибается.
Трое ребят всегда говорят правду, а четвертый неизвестно. Кто разбил окно?
Ответ: Миша
Чемров Кирилл, Воронеж
2287

У директора школы есть брат Николай. Но у Николая нет братьев. Может ли такое быть?
Ответ: Да. Директор школы может быть женщиной
Чемров Кирилл, Воронеж
4107

Ни на одной планете нет. Это есть лишь на Земле.

Ответ: Буквы «З», «Л», «Я»
Чемров Кирилл, Воронеж
3965

У Саши есть отец Иван, у Ивана есть брат Коля, у Коли есть сын Петя, у Пети есть брат. Хотя у Коли только один сын. Как такое может быть?
Ответ: У Пети двоюродный брат Саша
Чемров Кирилл, Воронеж
2535

Два друга считали прохожих. Один сидел на месте и считал всех прохожих. А второй ходил взад-вперёд и считал тех, кто идет ему навстречу. Кто насчитал больше?
Ответ: Одинаково. Второй идёт в одну сторону считает одних в другую других
Чемров Кирилл, Воронеж
1937

Однажды один коллекционер старинных денег увидел в антикварном магазине монету, на которой стояла дата: 175-й год до нашей эры. Эта римская монета была чуть повреждена, но представляла собой большую ценность. Стоила она не дорого. Но коллекционер ее не купил. Почему?
Ответ: Коллекционер понял, что у него в руках подделка, так как мастер, который изготовил монету, не знал, что живет «до нашей эры»
Катя

2461

Моя жизнь может быть измерена в часах. Я служу, когда пожираюсь. Когда я тонкая, я быстра. Когда я толстая, я медленна. Ветер мой враг. Кто я?
Ответ: Свеча
Кирилл, Воронеж
2363

Что теплее шубы?
Ответ: 2 шубы
ВОРОБЬЁВА АЛЁНА, ЧАПАЕВСК
4637

В каком городе течёт кровь?
Ответ: Вена
фадеева евгения, москва
3835

Три человека обедали в ресторане. Обед стоил 25 евро. Каждый достал из кошелька по 10 евро, итого получилось 30. Официант забрал 30 евро и принёс сдачу — 5 евро. 2 евро решили оставить на чай, а оставшиеся 3 евро разделили между собой — каждому по 1 евро. Стали считать: каждый человек потратил на обед 9 евро, но если 3х9 = 27, плюс 2 евро на чай, то получается 29 евро всего. Куда делся ещё 1 евро?
Ответ: Правильно так: 27 (25 обед + 2 на чай) + 3 (сдача) = 30 евро, то есть 2 евро на чай уже входят в 27 евро, а они его неверно отнесли к оставшимся 3 евро

5446

Сколько земли содержит яма диаметром 3 метра и глубиной 3 метра?
Ответ: Нисколько (ямы пустые)
13290

Какими нотами можно измерить расстояние?
Ответ: Ми-ля-ми
15717

Какие созвездия носят названия птиц?
Ответ: Лебедь, Орёл
14900

Какая птица носит название части музыкального инструмента?
Ответ: Гриф
11283

Какая птица носит название корабля?
Ответ: Фрегат
12879

Какая птица носит название каши?
Ответ: Овсянка
12877

Какая птица носит название фрукта?
Ответ: Киви
аноним
3396

В поле лежит мертвый человек. На много миль вокруг ни одной живой души. Рядом с человеком лежит мешок. Кто он и как этот бедняга умер?
Ответ: Это парашютист и парашют у него не открылся
7773

Эту загадку ученик 1-ого класса решает за 5 минут, старшеклассник за 15 минут, студент за 1 час, профессор никогда не решит. Загадка: расшифруйте одтчпшсвдд

Ответ: один два три четыре…
Анисимова Татьяна
3210

Летела стая, совсем не большая. Сколько птиц и каких?
Ответ: Семь сов (~ совсем)
13947

На небе одна, на земле ёе нет, у бабушки две, а у дедушки нет.
Ответ: Буква Б
БАШКАЕВА АЛИСА, ГРОЗНЫЙ
2979

Что видно, если ничего не видно?
Ответ: Пар
Лапина Алиночка, Поспеловка
2666

В лесу она не водится,
В реке она одна,
В сарай не помещается,
А в кошельке их два!
Ответ: Буква К
МАГОМАДОВА АЛИСА, ГРОЗНЫЙ
2536

Жили в лесу три друга: Глухой, Немой, и Слепой. Всё было хорошо. Но как-то Глухой умер. Как теперь Немой скажет Слепому, что их Глухой друг умер?
Ответ: Немому не нужно объяснять, что Глухой умер. Слепой его не видел и не разговаривал с ним

Эфи
2249

Шли по обрыву парень и девушка.
Она: ты меня любишь?
Он: да!
Она: а ты смог бы ради меня сброситься вниз?
Какие два слова сказал он, если они пошли дальше целые и невредимые?
Ответ: Толкни меня
Никитина Анастасия , Челябинск
2419

Что находится в центре Земли?
Ответ: Буква М
Блабанова Кира , Волжский
2886

Два молодых казака, оба лихие наездники, часто бились между собою об заклад, кто кого перегонит. Не раз то один, то другой был победителем. Наконец, это им надоело. Григорий сказал: «Давай спорить наоборот. Пусть заклад достанется тому, чей конь придет в назначенное место вторым, а не первым.» «Ладно!» — ответил Михаил. Казаки выехали на своих конях в степь. Зрителей собралось множество: всем хотелось посмотреть на такую диковинку. Один старый казак стал считать, хлопая в ладони: «Раз! Два! Три!..» Спорщики, конечно, не сместа. Зрители стали смеяться, судить да рядить и порешили, что такой спор невозможен и что спорщики простоят на месте, как говорится, до скончания века. Тут к толпе подошел седой старик, видавший на своем веку разные виды: «В чем дело?» Ему сказали. Ответил старик: «Эге ж! Вот я им сейчас скажу такое слово, что поскачут как ошпаренные.» И действительно, подошел старик к казакам, сказал им что-то, а через полминуты казаки уже неслись по степи во всю прыть, стараясь непременно обогнать друг друга. Но заклад все же выиграл тот, чья лошадь пришла второй. Что сказал старик?
Ответ: Старик шепнул казакам: пересядьте каждый на лошадь противника
Адианова Таня
1545

На острове держали заключённого. Его держали в бетонной камере, где нет дверей и окон, а только маленькая щель, в которую ложили хлеб сухой. Через несколько недель в камере оказалась гора костей. Откуда она взялась?
Ответ: Ему давали хлеб с ухой
Роберт
1634

Если загадок с подвохом вам оказалось мало, посмотрите загадки схожей тематики: прикольные и смешные загадки.
На тему загадок с подвохом для вас может быть интересной наша статья «Как нарисовать 1000 человечков за одну минуту?»



О книге. Русские пословицы, поговорки, загадки

О книге. Русские пословицы, поговорки, загадки — Тихоокеанский государственный университет Обычная версия сайта Размер шрифта А А А Цветовая схема А А А А А Изображения Отключить

Пословицы и поговорки

  • Глядит в книгу, а видит фигу
  • Грамота черкнет – и памяти не надо, прочтешь – и спрашивать не надо
  • Иная книга обогащает, а иная – с пути совращает
  • Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет
  • Испокон века книга растит человека
  • Книжка – лучший товарищ
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
  • Книга – книгой, а мозгами двигай
  • Книга подобна воде: пробьет дорогу везде
  • Книги не говорят, а правду сказывают
  • Книги читай, а дела не забывай
  • Книги читать, зла не плутать
  • Кто больше знает, тому и книги в руки
  • Не красна книга письмом, а красна умом
  • Не на пользу читать, коли только вершки с них хватать
  • Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет
  • С книгой жить – век не тужить
  • С книгой поведешься – ума наберешься
  • Умен, как поп Семён; книги продал, да карты купил; забился в овин, да играет один
  • Хорошая книга – лучший друг

Загадки

  • Без языка, без голоса, а все расскажет
  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает

Источники: 

  • Народные пословицы и поговорки / сост. А.И. Соболев. — Москва: Московский рабочий, 1961. — 326с.
  • Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт.вступ. статей, коммент. и словаря Ю.Г.Круглов. — М.: Просвещение, 1990. — 336 с. — (Библиотека словесника). 
  • Русские народные пословицы и поговорки / сост. А. Жигулев. — Москва: Московский рабочий, 1958. — 287с.
  • Снегирев Иван Михайлович. Русские народные пословицы и притчи: сборник / Снегирев Иван Михайлович. — М.: Индрик, 1999. — 623с. — (Традиционная духовная культура славян. Издание памятников).

Извините, ваш Интернет-браузер не поддерживается.

Пожалуйста, установите один из следующих браузеров:

Google Chrome (версия 21 и выше)

Mozilla Firefox (версия 4 и выше)

Opera (версия 9.62 и выше)

Internet Explorer (версия 7 и выше)

С вопросами обращайтесь в управление информатизации ТОГУ, [email protected] edu.ru

Не кольцом Единым, или Загадки персидского дедушки

Идею бесконечной жизни в потенциально смертной оболочке Толкин мог почерпнуть у восточных мистиков

«Властелин колец» много лет дает поклонникам пищу для обсуждений и споров. Кадр из фильма «Властелин колец: Братство Кольца». 2001

Знаменитая трилогия «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина много лет дает поклонникам пищу для обсуждений и споров. Одно из любимых развлечений интеллектуалов – искать мифологические заимствования в тексте трилогии и сопутствующих произведениях, к которым относятся «Хоббит», «Сильмариллион» и «Книга забытых сказаний», а также материалы обширной переписки, интервью и свидетельств современников. Попытаюсь и я вставить свои скромные пять копеек в этот мощный хор.

Гендальф – Один – Мерлин

Гендальф Серый, пожалуй, один из самых хорошо изученных героев «Властелина колец». Этот странствующий волшебник совместил в себе образ земного воплощения скандинавского бога Одина из саги о Вёльсунгах и чародея Мерлина из цикла Артурианы. Есть и менее очевидные аналогии. Например, с чародеем Просперо из шекспировской «Бури» или ветхозаветным полководцем Иисусом Навином, который молитвой останавливал солнце (помните историю с троллями?). Но есть, как мне кажется, одна интересная аналогия, которую не упоминают даже такие известные исследователи творчества писателя, как британский филолог-германист, автор одной из самых знаменитых биографий Толкина «Дорога в Средиземье» Томас Алан Шиппи. Связано это, по всей видимости, с пресловутой европоцентричностью, свойственной многим западным аналитикам и ученым. Вполне понятное желание сделать мир проще привело цивилизованных европейцев к стройной и довольно ограниченной концепции наследования просвещенным народам прошлого. От древних греков через Рим к современной цивилизации.

Парфянка гадит

О том, что совсем рядом с эллинами и квиритами (римлянами) располагалась огромная поликультурная и не менее просвещенная Персидская империя, вспоминали только по случаю. Например, когда нужно было показать безумные амбиции восточных деспотов, повелевающих высечь море за шторм или проследить за похождениями ловкого эллина Фемистокла, который, как тот Фигаро, везде поспел. Однако хоть и окольным путем, но восточная мудрость все-таки проникала в каменный замок западной культуры. Мощнейшим средством для этого была и остается христианская религия, ключевые тексты которой во многом являются синтезом самых влиятельных религиозных учений Малой Азии, Месопотамии и Северной Африки. Среди них основное значение имеет персидский зороастризм. Персы, избавившие иудеев от вавилонского пленения, очевидно, цитировались и трактовались охотнее прочих.

Католицизм – вау!

Последовательный католик, Толкин, вне всяких сомнений, изучал Писание и даже участвовал в значительной научной работе по переводу Септуагинты (то есть «Перевода семидесяти» – собрания переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык) с древнегреческого языка на английский. Так как свод художественных текстов, стихов и зарисовок («Легендариум») профессора во многом и есть отражение его жизни, то вполне вероятно, что восточная мифологическая традиция проникла в него если не на равных правах с западноевропейской мифологией, то уж, во всяком случае, на правах доброго соседа и желанного гостя. Принял ведь Толкин к себе финнов – это на языке «Калевалы» говорят у него высокие эльфы, а Том Бомбадил и вовсе напоминает рунопевца Вяйнемёйнена. И даже далекие и странноватые славяне нашли в текстах профессора свое место: волшебник Радагаст, дракон Смауг («смауг» – в польском языке «smok» – «змей» или «дракон»), а в ранних версиях хоббита – могучий Бьорн-Медвед. Нет сомнений, что внутри своей космогонии писатель действует вполне свободно. Так почему не обратиться к иным мифологическим системам? Тем более что к 30-м годам XX века в Европе уже более 100 лет был известен ирано-туркменский эпос «Шах-Наме». Еще один памятник персидской мифологической традиции – средневековый текст Бундахишн («Творение») был переведен на английский и находился в Оксфорде с 80-х годов XIX века. Возможно, именно из него заимствовал Толкин? Стоит также отметить, что первая половина XX века была ознаменована большим количеством археологических открытий, в том числе совершенных британцами. Открытые тайны минойцев и хеттов, народов Месопотамии и Египта не могли пройти незамеченными даже для такого консерватора и домоседа, как Толкин. С точки зрения археологов, мифологов, лингвистов эти открытия имеют едва ли не большее значение, чем запуск первого искусственного спутника Земли или изобретение двигателя внутреннего сгорания. Интерес писателя выглядит тем вероятнее, что многие из этих открытий принадлежат британцам. Не стоит также забывать, что друг и коллега Толкина Клайв Стейплз Льюис (автор знаменитого цикла книг о Нарнии) увлекался восточным преданием и, разумеется, делился своими изысканиями с друзьями. Отсутствие упоминаний о «персидском следе» у биографов Толкина может говорить лишь о том, что профессор по каким-то личным соображениям решил держать эту карту в секрете.

Слово за слово

Давайте обратимся к толкиновскому космогоническому мифу. Прежде всего можно сказать, что сотворение мира по Толкину не имеет ничего общего с германской и скандинавской традицией, где креация происходит за счет разделения и поименования частей убитого хтонического божества. На первый взгляд можно сказать что толкиновские айнур и творец Илуватар схожи с традиционной связкой: библейский Бог-отец и ангелы. Однако если присмотреться, то можно увидеть, что в отличие от чисто служебных ангелов и архангелов (как и положено у иудеев) айнур обладают свободой воли, как и свободой выбора. После сотворения мира часть из них по собственному желанию спускается в мир, чтобы улучшать его, другие же остаются с Творцом. В Ветхом Завете, как и в Танахе, об этом говорится иначе. Зато параллели есть в Бундахишне, где от престола Ахуры Мазды устремляется в мир армия сияющих духов-фраваши, чтобы оберегать и устраивать бытие.

Сильнейшие из айнур образуют не что иное, как политеистический пантеон с богом-погодником Манвэ (Энлилем?) во главе. И снова ничего подобного нет в Писании и тем более в Танахе. А в Бундахишне, напротив – кроме армии фраваши появляются еще и язаты-заступники, по сути – планетарные божества, имеющие связь с различными стихиями, то есть те самые валар – стихии. Среди прочих – воитель Митр, или Митра, божество договора, дружбы, солнечного света и борец с темными силами. Любитель спускаться в подземелья и сражаться с демонами. Уж не оттуда ли взялось эльфийское имя Гендальфа – Митрандир? А вот еще одно слово – «Арда». По Толкину – это название созданного айнур мира, а в Бундахишне Арда, или Аша, – справедливость (правда), это важнейшая сущность-миропорядок, связывающая все мироздание, защищая его от зла. Да и само слово «айнур» обнаруживает если не индоарийские, то тюркские аналоги. Например, имя Айнур с татарского переводится как «лунный луч» или «лунный лик». То есть тот, кто всего лишь отражает истинный свет. Знал ли об этом невольном кённинге (сложном метафорическом ряде скальдической поэтики, в котором один смысл вложен в другой, точно части матрешки) оксфордский филолог-германист, знаток эпосов и мифов? Думаю, что такая вероятность есть.

Теперь обратимся к главному верховному богу-создателю, носящему у Толкина двойное шумеро-семитское имя Эру-Илуватар (приставка «ил», «эль» или «илу» у семитских народов обозначает принадлежность к божественному. «Эн» или «Эр» – эпитет «господин», определяющий ряд древнейших шумерских богов – Эну, Энлиль, Энки и т.д.). В «Сильмариллионе» сказано, что вся Арда и сами айнур были созданы Эру из Тайного пламени. То есть – пламя по Толкину является силой креации, а значит, и святости. Именно этого пламени взыскует главный антагонист Эру и прочих айнур – Мелькор. В Библии творение связано скорее с водой, нежели с пламенем. Зато в зороастризме святое пламя господа Ахуры Мазды – ключевой элемент религии. Наряду с другими существует в мире Толкина и особый вид посмертия – очищения через огненную купель, расположенную в Валиноре.

Возможно, зороастрийский Ариман стал
прототипом толкиновского Мелькора. А может,
и Сарумана.  Страница из книги Бундахишн.
Фото из Национальной библиотеки Франции
Он тоже Баскервиль!

Перейдем к антагонисту – Мелькору. Этот мятежный дух, напоминающий мильтоновского Люцифера, носит, однако, подозрительное семитское имя. А если покопаться, и не очень-то глубоко, в мифологии жителей финикийского города Тир, то можно легко отыскать в ряду прочих божеств верховного баала (владыку) и покровителя этого древнего поселения по имени Мелькарт. Впоследствии этот морской бог-воитель трансформируется в греческого Геркулеса, а выдающиеся скалы у выхода из Средиземного моря, которые раньше назывались Столпами Мелькарта, переименуют в Геркулесовы столпы. «То есть бог выходит как будто положительный?» – подумали все. Однако если проследить его биографию в прошлое, то мы находим, что сходный (ну, очень сходный) набор подвигов (да-да, те самые быки, гидры и птицы) приписывают куда более мрачному и древнему шумеро-аккадскому божеству Нергалу, имя которого переводится скромно: «убийца всего», а деятельность очень напоминает Мелькора-Моргота (в имени которого уже не шумерский, но праславянский и, вероятно, индоарийский корень «мор», то есть смерть). Словом, как говаривал один британский сыщик, «вот так начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ».

Армянское радио

Цитадель Моргота Утумно, к слову, находилась в ледяной пустыне. Именно так, по представлениям огнелюбивых зороастрийцев, и выглядит ад, где правит главный антагонист творения и вечный соперник Ахуры Мазды – Ангро Майнью, или Ариман.

Соперничество валар с Мелькором и случившаяся первая война до начала времен, «Война гнева», которая полностью изменила ровный и приятный ландшафт Арды, во многом повторяет борьбу язатов с Ариманом. Точно так же, как и Мелькор, Ариман создает и внедряет в мир дэвовских существ, вредителей, хищников и кровососов. Точно так же нарушает ровные пространства мира горами и пропастями. Дэвы – демоны, прислужники Аримана, подобны отколовшимся майар, примкнувшим к Мелькору. Кажется, в зороастрийскую традицию не вписываются только связанные с огнем балроги. Однако из легендарного материала и одного из поздних сасанидских кодексов Видэвдата (что-то типа персидского «Молота ведьм») мы узнаем и про огненных дэвов, владеющих неблагим огнем, противоположным истинному очищающему пламени Ахуры Мазды. Ну, как тут не процитировать старину Митрандира: «Я служитель тайного огня, повелитель пламени Анора, твой багровый огонь не поможет тебе, пламя Удуна!» Огненных дэвов можно встретить также в сказаниях народов, воспринявших ирано-персидскую мифологическую традицию. Например, у армян и грузин (сказка про Иванэ и огненного дэва). Позднее при контакте с арабской сказочной традицией персидские огненные дэвы слились с джиннами и ифритами.

Бессмертный смертный

Продвинемся вперед от момента творения и «Войны гнева» к началу времен, когда в мир являются дети Илуватара. По Толкину, их две разновидности: эльфы и люди. В Бундахишне первого человека зовут Гай Омарт, что означает «бессмертный смертный». Оцените: бессмертный смертный! Никого не напоминает? Скептики могут сказать, что Гай Омарт один, а эльфов целый народ, однако его одного хватает, чтобы пленить Аримана и ездить на нем, как на коне, 10 тысяч лет. Второе поколение людей – это Мартиа и Мартианах, смертный и смертная. То есть истинно смертные, мы с вами. Конечно, глупо утверждать, что Толкин опирался исключительно на Бундахишн. Да может, никакого заимствования и вовсе не было. Разумеется, писатель держал в голове и племена богини Дану, и обитателей британских бругов, и разнообразных легендарных предтеч у европейских народов. Однако мы должны понимать, что в 30-е годы, когда профессор по собственному почину взялся реставрировать величественный образ перворожденных, у него не было под рукой накопленного литературного материала. У него не было даже «Властелина колец»! Так что привлекательную идею бесконечной жизни в потенциально смертной оболочке он вполне мог почерпнуть у восточных мистиков. Например, у зороастрийцев или гностиков.

Персидский дедушка

В конце своего сумбурного рассуждения я хочу рассказать, с чего, а точнее, с кого начались мои изыскания. Во «Властелине колец», кроме главного антагониста Саурона, существует еще один злодей, волшебник-предатель Саруман. В своем юмористическом переводе кинотрилогии Дмитрий Пучков (Гоблин) в шутку окрестил колдуна Сарумяном. Теперь мне кажется, в этой шутке есть доля правды. Дело в том, что Армения долгое время входила в состав Персидской империи и исповедовала зороастризм. Такие имена, как Арташес или Артабан, и вовсе имеют персидское происхождение. Эти же древние корни гуляют и в армянских фамилиях, а почитаемые армянские святые Анаит и Мехр – не кто иные, как зороастрийские боги-язаты Ардвисура Анахита и уже упомянутый воитель Митра. Это, конечно, не делает Сарумана армянином, но определенная связь с Востоком, по всей видимости, есть. В ранних версиях текста и письмах Толкина Саруман называется то Соромундом, то Соромондом. В соответствии с Шиппи, имя это восходит к словечку «sareu», которое на диалекте древней Мерсии имело амбивалентное значение: «искусство/предательство». В русском разговорном языке есть такое слово «хитровыпендренный» и его более грубые аналоги. А еще есть слово «ковать» и однокоренное слово «коварство».

Однако почему все же не Соромунд? Откуда взялась эта восточная приставка «ман»? Читатель, не знакомый с филологами, скажет: подумаешь! Ну, понравилось ему, как звучит, и все тут. Может, и так, но вряд ли. А уж когда Толкин начинает называть коммунизм «саруманизмом»… Помните, как Пастернак говорил про Сталина – «Гигант дохристианской эры»? И вот северное Соромунд (Sareomond) превращается в восточное Саруман (Saruman). Еще одно загадочное созвучие Саруман–Ариман прекрасно встраивается в текст саги. «Что кроме этого?» – спросите вы. Прошу вас обратить внимание на странную ситуацию в лесу Фангорн, когда соратники Гендальфа не узнали его. А ведь маг всего лишь сменил одежду и посох. То есть человек, гном и эльф, которые провели много дней в походе с волшебником, не смогли узнать его, и более того, приняли за другого! За врага! Как же так? Получается, что Гендальф и Саруман похожи как братья? И еще эти загадочные слова Гендальфа: «Я и есть Саруман. Вернее, таким он должен быть». Речь здесь, похоже, идет о «близнечном» мифе, одной из характерных разновидностей мифов, свойственных очень многим традиционным культурам. Ахура Мазда и Ариман – это тоже «близнечный» миф. Причем в данном случае дуализм проявляется в соперничестве близнецов. И наконец, все в том же пресловутом Бундахишне описано подобие христианского грехопадения. Ариман является к Мартиа и Мартианах в образе благообразного старика с белой бородой, который смущает зороастрийских Адама и Еву сладкими речами. После разговора с Ариманом они пожирают собственное потомство, начинают предаваться разнообразным грехам и теряют благодать, а вместе с ней и бессмертие. Как вы помните, у Толкина Саруман также владеет особым даром убеждения. Таким образом, выходит, что Гендальф-Мерлин-Один, кроме всего прочего, воплощает у Толкина доброго близнеца Ахуру Мазду, зороастрийского бога благого пламени и создателя мира. В этом свете кажется неслучайным, что эльфийское кольцо, которое носит Гендальф, называется «Нарья» – кольцо огня.

Конечно, все эти выкладки могут оказаться беспочвенными, а мнение авторитетных исследователей об отсутствии у Толкина восточных заимствований, напротив – бесспорным. Либо, возможно, восточные аналогии ограничиваются синтезом библейских сюжетов и греческой мифологии, также весьма синкретичной. Бог весть! Ведь что есть наш мир, как не цепочка удачно составленных слов?

В Университете вспомнили одного из крупнейших востоковедов ХХ века

В СПбГУ прошла международная научная конференция «Христианство на Востоке», приуроченная к столетию со дня рождения декана восточного факультета ЛГУ (СПбГУ) в 1960–1995 годах академика РАН, профессора Михаила Николаевича Боголюбова. В конце 1990-х — начале 2000-х годов ученый выступил инициатором развития в СПбГУ направления по изучению роли Русской православной церкви в установлении связей России со странами Азии и Африки.

Открывая конференцию, декан восточного факультета профессор Михаил Пиотровский подчеркнул, что в биографии Михаила Николаевича Боголюбова нашли отражение все возможные сферы деятельности востоковедов.

Михаил Николаевич был представителем «элегантного» востоковедения: глубоко академичного и при этом очень красиво поданного.
Декан восточного факультета СПбГУ, директор Государственного Эрмитажа академик Михаил Пиотровский

«Он был прекрасным полевым исследователем и блестящим аналитиком, мастерски сочетал красоту слова и красоту научного материала. Был в его жизни период, когда он преподавал военным персидский язык, — и это тоже традиционное востоковедение, это работа профессионалов экстра-класса», — подчеркнул декан.

Михаил Николаевич Боголюбов (1918–2010) — советский и российский лингвист, академик РАН, доктор филологических наук, профессор, крупнейший отечественный специалист в области сравнительно-исторического изучения иранских языков. Читал курсы по современным и древним иранским языкам, их исторической и теоретической грамматике, персидской поэзии. Интерес к древнеиранской письменности привел М.  Н. Боголюбова к исследованию эпиграфики на арамейском языке. Работа с авестийскими текстами, содержащими в том числе древнеиранские астрономические и календарные термины, побудила ученого обратиться к индологическому материалу — все направления его научных исследований связаны между собой.

По словам профессора Пиотровского, тематика конференции, идеологом которой был профессор Боголюбов, исключительно актуальна и сегодня, поскольку исследование истории и текущего положения христианства на Востоке остается важной научной и практической задачей отечественного востоковедения. «Мы планируем специальный курс, посвященный данной теме, и думаю, что это событие будет хорошим к нему введением, потому что наше образование требует сочетания академических изысканий и изучения опыта миссионерства на Востоке, — рассказал профессор Пиотровский. — Кроме того, несомненно важно, чтобы наши исследования были в поле зрения и науки, и общественности, и тех людей, которые принимают политические решения».

М. Н. Боголюбов — автор двух сотен работ, охватывающих несколько отраслей иранистики, а также отчасти индологии и семитологии.

Специальным гостем конференции стал давний коллега профессора Боголюбова — член дирекции Института востоковедения РАН, специалист по русско-китайским отношениям профессор Владимир Степанович Мясников. «Михаил Николаевич был эталоном университетского ученого. Для него Шелковый путь был чем-то таким, что находится недалеко от его квартиры: он знал о нем все, он разгадывал восточные загадки, которые были не по уму другим», — поделился воспоминаниями Владимир Мясников. В ходе пленарного выступления он рассказал о направлениях работы Русской духовной миссии в Пекине, которая на протяжении веков была для России источником знаний о политике, истории, географии и культуре Дальнего Востока.

275-летию создания Русской духовной миссии была посвящена первая организованная под руководством академика Боголюбова в 1991 году конференция «Православие на Дальнем Востоке». Деятельное участие в ее проведении принимал профессор СПбГУ, историк Китая Николай Самойлов. «Тогда было удивительно, что Михаил Николаевич, который занимался Ираном и Ближним Востоком, обратил внимание на Дальний Восток. Сейчас уже можно сказать, что это было открытием нового направления, потому что до этого о Русской духовной миссии вспоминали только в контексте школы китаеведения, а о ее миссионерской и дипломатической деятельности не писали ничего», — рассказал профессор Самойлов. «Замечательно, что эту встречу мы проводим в Петровском зале, где традиционно открывал наши конференции Михаил Николаевич. И здесь же проходили церемонии присуждения степени почетного доктора СПбГУ Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и академику Евгению Максимовичу Примакову. Подчеркну, что оба эти события были инициированы Михаилом Николаевичем», — добавил Николай Анатольевич.

Заслуги Михаила Николаевича в развитии университетского востоковедения неоднократно отмечались отечественными и зарубежными государственными наградами. В 2006 году указом президента России ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», научным сообществом Исламской Республики Иран — почетное звание «Личность, остающаяся в веках». М. Н. Боголюбов также награжден орденом Славы («Шараф») Республики Таджикистан (2003), орденом Святого благоверного князя Даниила Московского (2005), японским орденом Восходящего солнца с золотыми лучами (2009).

В 80-е годы заместителем декана был профессор СПбГУ, арабист Николай Дьяков (кафедра истории стран Ближнего Востока). М. Н. Боголюбов запомнился ему как первооткрыватель новых направлений востоковедных исследований и защитник ленинградской школы востоковедения.

Под руководством М. Н. Боголюбова были открыты новые учебные отделения, в программах которых были ранее не преподававшиеся языки — бирманский, кхмерский, маньчжурский, ваханский, зулу. Его личными стараниями в 1947 году была возрождена афганистика, впервые в мире возникшая как университетская учебная дисциплина в середине XIX века именно в Петербургском университете.

«Отмечу, что Михаил Николаевич также активно занимался тем, что сегодня называется развитием связей с работодателями. Тогда все мы регулярно посещали заинтересованные министерства, чтобы выяснять кадровые потребности и лично рекомендовать наших выпускников. Ученики Михаила Николаевича часто возглавляли академические и университетские структуры в Таджикистане и Узбекистане», — рассказал профессор Дьяков.

Недавно в Университете почтили память другого выдающегося универсанта — члена-корреспондента Императорской академии наук, основоположника петербургской семитологической и гебраистической школы, профессора Петербургского университета Даниила Абрамовича Хвольсона (1819–1911).

Помимо деканства, М. Н. Боголюбов в разные годы возглавлял коллективы специалистов по иранской и монгольской филологии и по истории Древнего Востока. Будучи студентом, так с Михаилом Николаевичем познакомился профессор СПбГУ шумеролог Владимир Емельянов (кафедра семитологии и гебраистики).

Профессор Боголюбов устроил переворот: он ввел правило — как для преподавателей, так и обучающихся — выступать с научными докладами на заседаниях коллектива. Студентов очень внимательно слушал, поправлял, задавал вопросы, и это было для нас, ассириологов и египтологов, великолепной школой.
Профессор СПбГУ Владимир Емельянов

В пленарном выступлении профессор Емельянов продемонстрировал параллели между идеями и формулами Библии и сюжетами из более древних памятников шумеро-аккадской литературы. Это явление, как отметил Владимир Емельянов, объясняется принадлежностью текстов к единой библейской цивилизации, выработавшей свою систему кодов и образов. На трех примерах таких сопоставлений он предположил, что существовали блуждающие ближневосточные мифологемы, из которых тексты складывались веками на самых разных языках.

В рамках конференции ученые также рассматривали широкий круг вопросов истории христианских общин и христианских миссий в странах Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Восточной и Южной Азии. Отдельное заседание было посвящено христианским рукописям на Востоке.

факты из истории — как появился и как изменилось производство.

Павловопосадская мануфактура — единственное предприятие, где сегодня изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Последние 30 лет одним из самых популярных их изделий остается «Русская красавица», созданная по рисункам художницы Ирины Дадоновой в 1985 году. Читайте об истории знаменитого платка, композиции его рисунка, основных узорах и и их символах.

Ирина Дадонова. Узор платка «Русская красавица». Фотография: rus-promisel.ru

Древнерусская набойка

Манера для нанесения узоров. Фотография: yarussia.ru

Цветы на ткань павловопосадских платков наносились методом древнерусской набойки. Раньше мастерами в этом деле становились иконописцы и резчики по дереву — они изготавливали формы также для гравюр, лубков и пряников. Чтобы украсить ткань цветным рисунком, использовали резные дощечки — мане́ры и цве́тки. Ими отпечатывали узор: манерами контур рисунка, а цветками — фон. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска. Платок не набивали весь целиком, а делили на части (от 4 до 24, в зависимости от размера). Мастера иногда накладывали доски до 400 раз, создавая сложный многоцветный рисунок.

На фабрике платки набивали вручную до 70-х годов ХХ века. Сегодня рисунок наносят методом механической печати с тонким трафаретом. Количество шаблонов-трафаретов, как и раньше, создают по числу оттенков, которые наносятся на ткань. Крок — эскиз платка — переносится на шаблон с помощью компьютера.

Геометрическая композиция

Геометрическая композиция павловопосадского платка. Изображение: superfb.site

Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками. Цветочный узор на квадратном поле располагается по периметру, образуя в центре восьмиконечную звезду. Эта геометрическая модель платка появилась в 1880-х годах. Основатели набоечного корпуса Павловопосадской мануфактуры Яков Лабзин и Василий Грязнов заимствовали композицию у Трехгорной мануфактуры Прохоровых. В те годы вся Москва носила прохоровские ситцевые платки в цветочек.

Букет. Мировое древо

Клара Зиновьева. Узор платка «Летние сумерки». Фотография: flowerbunker.ru

Главный элемент павловопосадских мотивов — цветочные букеты правильной формы. Раньше каждый из них состоял из трех роз, потом количество цветов в букете увеличилось. Однако три розы обязательно выделяются, образуя равносторонний треугольник.

В народном искусстве треугольный букет, цветущий куст или дерево традиционно считался Мировым древом, которое соединяло землю и небо. Цветы на павловопосадских платках изображаются в натуральную величину, а иногда — и крупнее, чем живые оригиналы.

Роза Константина Аболихина

Рисунок, разработанный Константином Аболихиным. 1937. Фотография: 1tv.ru

На первых павловопосадских шалях изображали букеты из роз, вскоре благодаря им цветочные мотивы изделий мануфактуры стали узнаваемыми. В 1930-е годы работник мануфактуры Константин Аболихин создал свой рисунок живописной розы. Многие художники учились писать именно с нее, а со временем находили свой стиль. В 40-е годы ХХ века в цветочных павловопосадских мотивах появились колокольчики и маки, ромашки и сирень, рябина и пионы.

Цветы на платке «Русская красавица» отличаются круглыми сердцевинками, раскрывшимся нижним венчиком и лепестками c мягким контуром.

Кружевные фестоны

Фестоны павловопосадского платка. Фотография: superfb.site

Фестон — орнамент, расположенный по периметру платка. Кружевные фестоны на платке Ирины Дадоновой напоминают, по замыслу художницы, контуры минаретов. Во время работы над дизайном в 1985 году она предполагала, что шали будут продавать в восточных республиках. Однако на фабрике платок назвали «Русская красавица», он стал настоящим павловопосадским хитом, и спрос на него так велик, что платок выпускают более 30 лет.

Восьмиконечная звезда в центре платка

Восьмиконечная звезда павловопосадского платка. Фотография: superfb.site

В рисунках павловопосадских платков используют стилистический прием «позитива — негатива». Свободный от орнамента фон сам становится элементом узора: в центре композиции появляется крест или восьмиконечная звезда.

У древних славян восьмилучевая звезда или восьмиугольная розетка олицетворяла солнце, а в христианской традиции — Вифлеемскую звезду. При производстве платков центральный элемент иногда выделяют дополнительно и закрашивают его фон другим цветом.

Колорит: традиции и современность

Узор платка «Русская красавица». Фотография: suzdalshop.ru

Колорит платка создает художник во время работы над эскизом. Затем колеровщики проверяют на опытных образцах, смогут ли они воплотить в жизнь этот замысел. Параллельно для платка разрабатывают еще несколько цветовых решений. «Русская красавица» с 1985 года выпускалась в восьми вариантах — на белом, черном и зеленом фонах, в том числе и с ярко-бирюзовыми розами.

Изначально на фабрике в Павловском Посаде использовались краски растительного происхождения: колорит платков был естественным, в красно-коричневых тонах. В начале 1880-х растительные краски заменили на анилиновые. Тогда же в цветочных росписях появился ярко-розовый цвет — это еще одна отличительная черта павловопосадских изделий. Цветы фантазийных оттенков первым стал изображать на платках Константин Аболихин.

Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства

В истории Центральной Азии изучение этнической истории гурван-меркитов занимает немного места; по ним нет отдельной серьезной публикации, кроме научно-популярной книги А.В. Тиваненко. Из китайских хроник VIVE вв. меркиты известны как древнетюркское племя милиге, обитавшее в Саяно-Алтае. Племя мукринов в Восточном Туркестане считается западной ветвью мохэсцев Дальнего Востока, относимых к тунгусам. Проводится этимологический и исторический анализ соотношения между носителями этнонимов мохэ, мукрин (бекрин), мер-кит и мекрит.

Disappeared Tribe of the Merkits: to the Problem of Their Origin and Descendants.pdf В средневековой истории Дальнего Востока и Южной Сибири есть ряд этносов, чья этническая история и происхождение покрыты мраком многовековой тайны. К ним можно причислить забайкальских меркитов, попавших под копыта конницы Чингисхана. Кроме меркитов, по средневековым источникам в Восточном Туркестане и в Барге (этим названием монголы обозначали таежную область левобережья Селенги), существовал этнос, известный под именем мукрин, мекрит. Отождествление между этими племенами основано на утверждении Рашид-ад-дина: «Их также называют племенем удуит, хотя некоторая часть монголов называет меркитов мекритами, смысл обоих (названий) один и тот же» [1. С. 114]. Весьма любопытно, что западноевропейские авторы XIII в. сообщают о наличии четырех основных монгольских племен: йека-монгал, су-монгал, «другой же [народ] именуется меркит, а четвертый — мекрит. И все эти народы имели сходную внешность и один язык, хотя между ними и было разделение по провинциям и правителям» [2. С. 43]. Как видно, здесь племена меркит и мек-рит фигурируют как два отдельных племени. К тому же, по информации П. Карпини, Чингисхан сначала сразился с меркитами, страна которых была расположена возле земли татар, и подчинил их. После этого он якобы сразился с мекритами, они также были покорены им [2. С. 44]. Зарубежные ориенталисты П. Пелльо и Пейн-тер видели в этих мекритах кераитов. При этом они исходят из того, что, согласно Вильгельму Рубруку, Унк правил народом, именовавшимся крит и меркит. Отсюда делается вывод, что народ crit (мекриты) есть кераиты. Дмитрий Поспелов-ский, который берет за основу сведения Марко Поло, считает, что мекриты — большое племя, занимавшее земли юго-восточнее Байкала, и что францисканцы разграничивают мекритов и мерки-тов не только терминологически, но и территориально. Надо напомнить, что, по Марко Поло, мек-риты занимались оленеводством и охотничьим промыслом. М. П. Алексеев отождествлял мекри-тов с тунгусами. Согласно А. Г. Юрченко, истори-ко-этнографической загадкой является то, что в местности Баргу, куда согласно Марко Поло бежали меркиты, обитали лесные племена мекритов, занимавшихся оленеводством [3. С. 158-160]. В «Тан-шу» меркиты упоминаются как ми-ли-гэ (в юаньскую эпоху китайцы слово «меркэ» передавали иероглифами мэ-ли-ци). Меркиты были потомками племени милигэ, входившего в состав дубо, и переселились в Селенгу с озера Хубсугул где-то в X в. Дубо входили в состав древних тюрков, их называли мума тукюэ, т.е. «лыжные тюрки». Однако они могли быть потомками аборигенного, дотюркского населения Южной Сибири. Так, по одним данным, они не знали ни скотоводства, ни землепашества и жили за счет собирательства, охоты и рыболовства. Дубо одевались в одежду из соболиных и оленьих шкур, у них существовал обычай умерших класть в гробы, которые ставили на горах или же привязывали на деревьях [4. С. 394]. Этот обычай похож на воздушные погребения тунгусских народов. Меркиты распадались на три основных племени. Племя хоас-меркитов было известно под именем увас-меркитов. Есть мнение, что среди эвенков они присутствуют под именем увачан. Примечательно, что род Увачан на Нижней Тунгуске считался имевшим «примесь якутской крови» и сочетал в своем хозяйстве скотоводство и оленеводство [5. С. 139]. Сам этноним меркит связывается со словом «мерген», широко распространенным в алтайских языках. В тунгусо-маньчжурских языках слово «мэргэн» имеет значения молодец, богатырь, мудрый, храбрец [6. С. 571]. Мукринов или мекри (бекри) можно найти и на территории Восточного Туркестана, куда они проникли еще во времена походов Таньшихая. После распада державы Таньшихая возникла «Западная сяньбийская орда», и состояла она из дружин, оставшихся на завоёванной территории. Сяньбийцы включали всех покорённых в свои войска, поэтому западных и восточных «мохэ» следует считать народом одного происхождения [7]. Племя мукринов можно найти в составе тюр-гешей в тесном сожительстве с родами согэ и алишэ. В исторической литературе по поводу «мукри» высказано два мнения. Маркварт отождествлял их с меркитами. По мысли Л.Н. Гумилева, мукри не могут быть меркитами потому, что перестановка согласных здесь ничем не оправдана, к тому же меркитов нельзя назвать народом, близким к Чаньани-Таугаст. Э. Шаванн полагает, что «мукри» — это приамурский народ тунгусского племени, впоследствии называемый китайцами «мохэ» [8. С. 342]. К тому же меркиты вроде бы не были близкими к сяньбийцам-тоба, ни этнически, ни территориально. В источнике более позднего времени в Восточном Туркестане также зафиксированы «мукри» или мекриты. Так, Рашид ад-дин писал о них: «Племя бекрин, их также называют мекрин. Жилище их находится в стране Уйгуристан, в крепких горах. Они не монголы и не уйгуры» [1. С. 149]. Мекрины были хорошими ходоками по горам, и все они были скалолазами (киачи). Таким образом, этноним мекри (бекри) связывается с мукринами, более известными в китайских источниках как мохэ. В древнетюркских текстах можно встретить обозначение страны Бокли. Обычно считается, что под этим названием древние тюрки знали древнекорейское царство Бохай (мохэ), или Когуре. С.Е. Малов переводит так: «Из страны солнечного восхода (пришел) народ степи Боклийской». В подлиннике Бокли col ig il, Col (монг-тюрк) — суша, безводная пустыня [9. С. 36]. Бокли по звучанию совпадает с названием мукри (мохэ) [8. С. 341]. Обозначение «боклий-ские степняки» представляется более удобным для милиге-меркитов — жителей Забайкалья. Меркиты (в Танских источниках «милиге») и туматы («ду-бо»), возможно, проживали в Байкальском регионе с глубокой древности и не являлись жителями Саяно-Алтая. Собственно, мукрин считается тюркской транскрипцией имени мохэ. Существует мнение, что в китайских названиях «уцзи» и «мохэ», корейском «мульгиль» и «мальгаль», тюркском «муглиг», санскритском «мукри» следует видеть различные варианты одного и того же имени, реконструированного Э.В. Шавкуновым как «монголи». Следовательно, корейское мальгаль, которое представляется более древним китайским прочтением этнонима мохэ, можно считать отражением имени монголов [10. С. 29]. Еще Н.Я. Бичурин предполагал, что свое имя монголы могли позаимствовать от хэйшуй мохэ [4. С. 376]. В подтверждение этому Е.П. Лебедева в списках наименований маньчжурских и родственных им племен собрала многочисленные свидетельства о бытовании этнонима монгол в их этнической среде: монголчжи, монгоро, монголо, монгочо, монгодза, монго, маньго, монгичо, маньгя и т.п. В названиях ульчских и нанайских селений очень часто встречается слово монголи, а в маньчжурских — мангкари [10. С. 28]. Интересно, что обитатели курумчинской культуры по антропологическим данным оказались близки к народам Амура: ульчам и негидальцам [11]. Поэтому любопытно, что бурятская традиция курумчинские древности связывает с легендарным народом «хара монгол». Это название представляется калькой китайского обозначения народа сахалянь или хэйшуй мохэ (черноречные). Однако черноречные мохэ считаются жителями р. Амур. К тому же результаты археологических работ под руководством Б. Б. Дашибалова привели к выводу о близости обитателей курумчинской культуры к Дальнему Востоку, к культуре Маньчжурии и Кореи, где в это время проживали племена мохэ. По мнению Б.Б. Дашибалова, курумчинскую культуру оставили монголоязычные хори-шивеи [12. С. 92-95]. Но гипотеза Э.В. Шавкунова, отождествляющая малгаль корейских летописей с мохэ в китайских источниках, при проверке оказывается довольно дискуссионной. Во-первых, впервые сведения о племенах мохэ начинают проникать в Китай в IV-V вв., и вполне очевидно, что упомянутые в Самгук саги мальгаль не имеют к мохэ никакого отношения. В рассматриваемое время этнонима мальгаль (мохэ) еще не было, он возникает только в период правления китайских династий Суй и Тан [10. С. 26]. Этимология названий мекрит и меркит говорит о различных корнях двух племен. Племя мер-кит могло получить свое имя от тотемного имени орла-беркута, которое стало обозначением меткого охотника — мергена в алтайских языках. Таким образом, этноним меркит восходит к неолитическим охотникам, метким стрелкам из лука, почитавшим орла в качестве своего предка. В китайских хрониках они известны как древнетюркское племя милиге. В то же время мукрины в Восточном Туркестане отождествляются с мохэ, их поздние потомки племя бекрин, они же упомянуты во времена Тимура как горцы-мекриты. Древние мо-хэсцы обычно связываются с тунгусоязычными этносами. Посетивший в XIII в. ставку монголов Марко Поло писал, что в долине «Бангу» (Баргу) живут дикие охотники и скотоводы «мекри». У них имелось много оленей; на оленях они ездили. Нравы и обычаи у них были, как у татар, они якобы тоже признавали власть великого хана. Эти «мекри» проживали в местности, где зимой из-за великого холода не жили ни зверь, ни птица. Летом они охотились на зверей и птиц. По утверждению Марко Поло, через сорок дней можно дойти до моря-океана, где есть горы, где соколы-пилигримы вьют гнезда. Место это якобы находится так далеко на север, что северная звезда остается позади к югу [13. С. 39]. Именно у мекритов мы видим описание хозяйственно-культурного типа, впоследствии ставшего характерным для саха и эвенков. Например, у них были группы скотоводов и оленеводов, большую роль играла охота на птиц и зверей. М.П. Алексеев и Юль в указанных мекритах видели тунгусов, а не тюркское или монгольское племя. Более того, Юль в этом описании видит ясное указание на ландшафт между Якутском и Колымой, замечая при этом: «Очевидно, М. Поло получил сведения от очевидцев». При этом он приводит цитату из путешествия Врангеля, где тот говорит о природе и фауне Нижне-Колымска [14. С. 38]. Название рода увакасиль или вокарай в составе забайкальских эвенков связывают с этнонимом мекри-меркит. У эвенков существовали предания о борьбе с народом железных богатырей «бекри», у которых и кони были закованы в железо. Они потерпели поражение и были ассимилированы тунгусами-эвенками. В них В. А. Туголуков видит меркитов; оказавших наиболее упорное сопротивление Чингисхану [5. С. 109]. В.А.Туголуков утверждает, что следы вакара-ев — потомков меркитов встречаются на весьма обширном пространстве Северной Сибири [15. С. 166]. Весьма любопытно, что у тунгусов восточного побережья Байкала был Вакарайский род, включавший как коневодов, так и оленеводов [5. С. 162]. По преданию прибайкальских эвенков, вокорои постоянно нападали на эвенкийские рода, побеждая их в битвах, держали в рабстве. От их постоянных нападений эвенков спасли русские, прибывшие на Байкал и разбившие вокороев [16. С. 122]. A.А. Бурыкин первым указал на связь этнонима вакарай с юкагирами. В юкагирском языке ва-гарииль означает ‘предок, родоначальник’, вага-риил ‘исконные, коренные’ (также название рода тундренных юкагиров), вагирэл ‘название рода тундренных юкагиров’, вадул ‘здешний, свой’. По нему самоназвание юкагиров вадул и название юкагирского рода Вагариил, Вагирэл связано с эвенкийским родовым названием Вакувагир — в прошлом, по их рассказам, они жили около Байкала и Ангары. Имеется гидроним Менкере в качестве названия правого притока Лены близ Жиган-ска [17. С. 181]. Таким образом, неожиданно этноним вокарай, возводимый к имени мекрит-бекри, оказывается связанным с юкагирами? Пионерами освоения тундры Северо-Востока Якутии среди тунгусских групп считаются вока-раи, согласно Г.М. Василевичу и В.А. Туголуко-ву, — потомки меркитов. Следы вокараев встречаются на весьма обширном пространстве Северной Сибири: в бассейне Нижнего Енисея — гидроним Вакарай; на Алазее — юкагирский этноним «вага-рил»; на Чукотке — реки Вакривай и Чаван-Вагарин, впадающие в Ледовитый океан; на Анадыре — приток Вакарина; в бассейне р. Амгунь, в составе негидальцев имелись вакасилы или же ва-кагилы [15. С. 166]. Отождествление вокараев с мохэ, свидетельствует как о многосоставности эвенкийского этноса, так и об их возможном палеоазиатском происхождении. Абульгази меркитов обозначал под именем маркатов [18]. Еще из труда И. Маркварта известно, что к тюркам принадлежит также племя маур-ка, именуемое кун. Они ушли из страны Китай и были вынуждены оставить свои главные становища из-за нехватки земли. Насчет самоназвания кунов марка Маркварт сомневался. Он считал, что вряд ли оно как-то связано с монгольским этнонимом «меркит», так как в нем имеется палатальная гласная [19]. B.Ф. Минорский отмечал, что в арабских скрижалях упоминается племя марка. По его замечанию, данное название у тюркоязычных народов встречается только в Якутии, где в долине Туй-маада есть местность Марха [20]. Действительно, в бассейне Лены и Вилюя широко распространен топоним юкагирского происхождения Марха (юкаг. Морхэ(нг) «береза») [17]. Согласно B.Ф. Минорскому, куны были родом монгольского Марке (Marqa), упомянутого у Ауфи, они упоминаются в связи с великим переселением племен в начале XI в. [20]. Связь меркитов с племенем кунов (марка), являющимся одной из составных частей кыпчакского этногенеза, представляется примечательной. Таким образом, этноним марка также неожиданно выводит нас к юкагирам. Вот эта неожиданная связь меркитов с юкагирами принуждает нас мыслить нетрадиционно. Постольку юкагиры близки к уральской семье языков, то они могли в древности обитать на более южных территориях. Упоминаемые в труде Марко Поло оленные мек-риты, вероятно, тождественны с вокараями, это название возводится к юкагирскому вагарииль -предок, родоначальник. Следовательно, древние мекриты связываются с палеоазиатами. Наличие конных мекритов в сообщении Марко Поло предполагает возможность перехода палеоазиатов на скотоводство и на алтайские языки, результатом чего стало начало формирования якутского и эвенкийского этносов. Мекритов можно отнести к потомкам мохэ-мукринов, попавших под мощное влияние тюрков, потом монголоязычных этносов. Мохэсцы, следуя китайской традиции, считаются предками чжур-чжэней. Однако, судя по остаткам языка бохайцев, они относятся к палеоазиатам, а не к народам с тунгусо-маньчжурским языком. На основе изучения большой краниологической коллекции Троицкого могильника антропологи пришли к мнению о том, что мохэские племена Амура не являются предками никакого из современных тунгусоязыч-ных народов. Мохэские племена, очевидно, приняли участие в формировании этносов нанайцев, ульчей и, возможно, удэгейцев, но их нельзя напрямую связывать с эвенками и эвенами [21. C. 415, 419]. Китайский термин мохэ можно реконструировать как марха. Марха это название якутского рода в Кангаласском улусе. На территории Казахстана, как и в Якутии, встречаются топонимы Марха: название села и речки в долине Туймаада (место расположения г. Якутска) и улуса XIX в. в Вилюйском округе. Это обстоятельство вынуждает нас искать корни этого слова в тюркской среде. Комплексное изучение этнографии и этногенеза народов Приамурья, Забайкалья и Якутии вместе с археологическим изучением территории Забайкалья, Приамурья и Якутии, совмещенное с тщательным изучением китайских источников, может пролить свет на древние этнические процессы, происходившие в данных районах. Возможно, меркиты являются потомками племени баегу или байырку, известных по руническим надписям, населявших территорию Забайкалья в раннем Средневековье. Имя племени байырку И. Бичурин приводит как баэрку, связывая данный этноним с тотемным именем беркут. Название племени байырку в рунических надписях воспроизводимо как баэрку. Следовательно, байырку — баэрку могут быть отождествлены с меркитами, по причине соответствия букв б~м. От баегус-цев можно воспроизвести также потомков легендарного Омогоя — байагантайцев в составе саха. Преобладает мнение, что байырку — байегу в монгольское время были переименованы в байаутов. Этому противоречит отождествление байырку с баргутами. Так, имя баргутов считается монгольской калькой этнонима байырку. Этноним баргут также легко связывается с беркут~меркит. К тому же племя баргутов в Средней Азии писали бурку-тами. Баргуты, имевшие близкородственные связи с коренными монгольскими племенами, безусловно, в начале XIII в. принадлежали к монголоязыч-ному миру. Таким образом, их можно назвать потомками баергусцев, как и меркитов.

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л.: Наука, 1952. Т. I, кн. 1-2.

Карпини Плано Дж. Дель. История монголов. Г. де Руб-рук. Путешествие в восточные страны. Поло Марко. Книга Марко Поло. 4-е изд. М., 1997.

Юрченко А.Г. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 года. СПб., 2002.

Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Наука, 1953. Т. III.

Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. М.: 1975. Т. I.

Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа // Страны и народы Востока. М., 1961. Вып. II.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Товар-во «Клышни-ков и Комаров и К», 1993.

Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л.: Наука, 1951.

Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л.: Наука, 1968.

Бураев А.И. Средневековое население Прибайкалья и Забайкалья по данным краниологии. Улан-Удэ, 2000.

Дашибалов Б.Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам: Очерки. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.

Книга Марко Поло. 4-е изд. М., 1997.

Алексеев М. П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941.

Туголуков В.А. Этнические корни тунгусов // Этногенез народов Севера. М., 1980. Загадка племени меркитов: проблема происхождения и потомства 195

Фольклор эвенков Прибайкалья / Записал М.Г. Воско- 19. Маркварт И. О происхождении народа куманов бойников. Улан-Удэ, 1967. [Электрон. ресурс] // Сайт «Великая степь». Электрон. дан. —

Бурыкин А.А. Историко-этнографические и историко- URL.: http://steppe.hobi.ru/books/markvart1-00.shtml, свободны. культурные аспекты исследования ономастического простран- 20. Minorsky V. Hudud al. — ‘Alam. London, 1937. [Электр. ства региона (топонимика и этнонимика Восточной Сибири). данные]. -URL.: http: //odnapl1yazyk.narod.ru, свободный. СПб., 2006. 21. Алексеев В.П. Антропология азиатской части СССР.

Березин И.Н. История Абуль-гази. Казань, 1854. Ч. 1. М., 1984.

SPRING COLORS BY THE STORY LINE DECOR — Авторская коллекция

✨Мы предлагаем вам окунуться вместе с нами в атмосферу сказки Востока #springcolorsbythestorylinedecor от студии декора The StoryLine Decor @thestoryline_decor.

Это молодая студия, которая была создана в 2019 году Аленой Ткаченко. Цель студии – создавать эксклюзивное оформление, которое отразит историю заказчика.

Вдохновением для весенней Авторской коллекции «Spring Colors» стал Восток 🌙

«Восток – многовековое воплощение загадки и тайны. Даже сегодня восточные страны, несмотря на все перемены, хранят в себе неповторимое очарование арабской сказки. Восточный стиль, который, как жаркое дыхание пустыни, охватывает путешествующих по Востоку, вдохновил нас на создание декора Wind from the East.»

Материалы и приемы:

🔘Стиль: восточный

🔘Гамма: серебро, белый, серый, чёрный в сочетании с тёплым светом

🔘Приемы и материалы: для стола была создана специальная накладка с восточным узором, очертания которого повторяли рисунок цветов антуриума – и словно отражались на хрустальных гранях предметов сервировки. Низкие пуфы, изысканные сахарницы с восточными сладостями, кисти с бахромой завершили восточный декор.

Изделия Go Rent:

✨Такая сервировка подойдет для тех, кто хочет окунуться в волшебный мир восточных сказок. Отлично подойдет для камерных мероприятий. ⠀

Пуф “Эллада” серый

Набор из трех металлических подсвечников “Блазис” черный

Набор из 2 тонких свечей LED “Темп” серых

Набор из 3 свечей LED “Ода” в стеклянных цилиндрах дымчатых

Бокал для шампанского “Эванс” прозрачный

Бокал для красного вина “Эванс” прозрачный

Бокал для коктейля “Эванс” прозрачный с серебряным кантом

Подстановочная тарелка «Берганса» с серебряным кантом

Подстановочная тарелка «Акварель» серебряного цвета

Тарелка «Акварель» дымчатая закусочная

Атласная скатерть «Аккорд» круглая стального-серого цвета

Атласная салфетка «Аккорд» стального-серого цвета

Набор из 2 столовых приборов «Гранжан»

Кольцо для салфеток “Леман” серебряное

#springcolorsbythestorylinedecor #capsulecollection_go_rent #go_rent ⠀⠀

Аладдин: Восточные загадки и приключения против Супермаркета Влада и Ники

Aladdin: Oriental Riddles & Adventures растет быстрее, чем детская игра «Супермаркет Влада и Ники» ?. Посмотрите данные рынка Android для игр Aladdin: Oriental Riddles & Adventures и Vlad & Niki Supermarket для детей, сравните нашу статистику из Google Play. Смотрите текущие данные и историю Android Market. Сравните популярность, производительность, средний рейтинг, количество загрузок и процент лидерства на рынке.Последнее обновление 2021-08-01.

Всего оценок
Игра для детей Aladdin: Oriental Riddles & Adventures vs Vlad & Niki Supermarket

Общее количество активных пользователей, оценивавших приложение.


Средний рейтинг
Игра Aladdin: Oriental Riddles & Adventures vs Vlad & Niki Supermarket для детей

Среднее значение оценки в Google Play. Выдается активными пользователями приложения.


Текущее распределение рейтинга
Игра для детей Aladdin: Oriental Riddles & Adventures vs Vlad & Niki Supermarket

Рейтинг выставлен активными пользователями.


Приложение для Android Aladdin: Oriental Riddles & Adventures , разработанное Hippo Kids Games, внесено в категорию Game Adventure. По данным Google Play Aladdin: Oriental Riddles & Adventures достиг более , 500000 и установок. Aladdin: Oriental Riddles & Adventures в настоящее время имеет рейтинги 1,173 со средним значением рейтинга 4,42 . Текущий процент рейтингов, полученных за последние 30 дней, составляет 0,39% , процент рейтингов, полученных за последние 60 дней, составляет 0,59% . Aladdin: Oriental Riddles & Adventures занимает текущую позицию на рынке # 113267 по количеству оценок. Ниже представлен образец рыночных данных для Aladdin: Oriental Riddles & Adventures .

Приложение для Android Игра «Супермаркет Влад и Ники» для детей , разработанная Hippo Kids Games, внесена в категорию «Образовательные игры». По данным Google Play , игра «Супермаркет Влад и Ники» для детей достигла более 10 000 000 установок. Игра Супермаркет Влада и Ники для детей в настоящее время имеет рейтинги 38 591 со средним значением рейтинга 4.25 . Текущий процент рейтингов, полученных за последние 30 дней, составляет 8,98% , процент рейтингов, полученных за последние 60 дней, составляет 20,21% . Игра детский супермаркет Влад и Ники занимает текущее положение на рынке # 15611 по количеству оценок. Ниже представлен образец рыночных данных для игры Vlad & Niki Supermarket for Kids .

Перейти к основному содержанию Поиск