Все войны из за женщин кто сказал: Легендарные женщины из-за которых начинались настоящие войны

Легендарные женщины из-за которых начинались настоящие войны

Психология отношений

Поэтому порой трудно определить степень их участия в бедах, обрушившихся на голову народа той или иной страны. Но тень вины (большой или малой) постоянно следует за этими женщинами.

Королева Брунгильда

Кристанна Локен в роли Брунгильды

Фото
кадр из фильма «Кольцо Нибелунгов»

Именно на нее свалили обвинения в том, что она развязала войну между Австразией и Нейстирией. Хотя в этом темном деле оказались замешаны две женщины. Королева Брунгильда была замужем за австразийским королем Сигибертом, когда пришла печальная весть из соседней Нейстрии. Ее родную сестру Гальсвинту убил муж — местный правитель Хильперик. Король, подстрекаемый любовницей, пошел на жестокое преступление. Разгневанная Брунгильда, горя жаждой мести, обратилась за помощью к супругу Сигиберту, чтобы тот силой вернул приданое сестры — несколько богатых городов. В ходе войны Сигиберт был убит: ходили слухи, что покушение на него организовала все та же кровожадная любовница Хильперика. Брунгильда попала в плен к врагам, но ей удалось бежать и вернуться на трон. Уже 613 году сын Хильперика — король Хлотарь II обвинил совершенно на пустом месте престарелую королеву в развязывании междоусобной войны между государствами. И поступил с ней в духе жесткого времени: приказал разорвать ее, привязав за руки и ноги к лошадям.

Амаласунта

Онор Бэкман в роли Амаласунты

Фото
кадр из фильма «Битва за Рим»

О ее судьбе можно сказать только одно: она хотела как лучше, а получилось как всегда. В 526 году дочери короля Теодориха выпала особая честь — править королевством остготов, осевшим в Италии, в качестве регентши при своем восьмилетнем сыне Аталарихе. Амаласунта была не только очень красива, но умна и прозорлива. Она пророчила сыну будущее, далекое от варварских обычаев и пыталась воспитать его в духе просвещенных римлян. Истинное уважение к ней испытывал сам император Византии Юстиниан. Он восхищался мудростью этой женщины, ее дипломатическими способностями. Но здесь следует сказать, что наука не пошла впрок Аталариху, который предпочитал оставаться эдаким Митрофанушкой и проводил почти все время в диких оргиях остготов. Добром излишества не кончились: в одну из ночей сердца молодого королевича не выдержало, и он умер. В 534 году Амалусунта идет на отчаянный шаг. Чтобы сохранить власть, она заключает союз с двоюродным братом Теодагадом, в глубине души подозревая о его нежелательных последствиях для себя. Вскоре подозрения оправдались: братец заточил ее в тюрьму и стал полновластным правителем. Юстиниан через своего посла просил Теодагада об освобождении Амаласунты. Однако ее двоюродный брат поступил крайне жестоко с сестрой. Амаласунту заперли в бане, наполненной горячим паром, где в великих мучениях бедная женщина погибла. Разгневанный Юстиниан не стерпел подобного варварского поступка и в 535 году пошел войной на остготов, которая длилась 19 лет и принесла стране одни только страдания.

Королева Марго

Изабель Аджани в роли королевы Марго

Фото
кадр из фильма «Королева Марго»

Королева Маргарита Наварская вошла в историю как одна из самых чувственных особ своего времени, из-за которой десятками гибли любовники, шли непрерывные войны. Она еще в юности отличалась редкой красотой, необычайным умом и независимым характером. Наследница рода Валуа получила прекрасное образование, однажды в ней даже проснулся писательский талант. Но все портила чувственность девушки, которая уже в 16 лет закрутила бурный роман с герцогом де Гизом — зрелым и опытным мужчиной. Однако женихом, а позже мужем стал предводитель гугенотов (протестантов), король Наварры Генрих Бурбон. Таково было веление семьи, собирающейся установить мир во Франции. Но свадьба молодых закончилась страшной резней протестантов — Варфоломеевской ночью, когда погибло более 30 тысяч гугенотов. Маргарита спасла от гибели мужа, она помогла ему бежать из Парижа. Варфоломеевская ночь стала вечным проклятием для молодой королевы. Везде, где она появлялась, случались несчастья. Говорят, что слишком чувственная Марго хранила забальзамированные сердца погибших любовников в специальных коробочках, которые всегда носила с собой. Даже в преклонном возрасте королева удивляла своими интимными отношениями. Когда вокруг нее собирались десятки любовников, то казалось, что бабушку окружают любимые внуки…

Клеопатра

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры

Фото
кадр из фильма «Клеопатра»

Эта роковая женщина затмила своей славой целую плеяду египетских фараонов. Она обладала редким обаянием и умением заворожить собеседника. Римский историк Плутарх с восторгом писал о ней: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие». Египетская царица знала десяток языков, изучала философию, математику, риторику и слыла одной из образованных и просвещенных женщин своего времени. Однако это не помешало ей развязать гражданские войны, в которых прослеживался холодный политический расчет Клеопатры. И в борьбе за власть, по ее мнению, были все средства хороши. Она безжалостно уничтожает своих братьев и сестер, когда те пытаются захватить царский трон. А когда Клеопатра почувствовала, что ей угрожает смертельная опасность, то хитростью пробралась к прославленному полководцу Юлию Цезарю. Тот был поражен смелостью и особенной красотой женщины, которая быстро завоевала его сердце. Юлий Цезарь помог Клеопатре вернуться на трон, окружил ее невиданной роскошью, любовью и вниманием. Такое отношение возмутило римских сенаторов, и Юлий Цезарь в конечном итоге погиб от руки заговорщиков. Смерть высокого покровителя сильно расстроила Клеопатру. Она устремляется в Египет, чтобы найти там надежное убежище. И Марк Антоний по воле судьбы стал ее последним любовником, который ради Клеопатры бросится на меч врагов. Уже в Египте царица успеет посеять смуту, поучаствовать в заговорах и оставить за хрупкими женскими плечами гору трупов. После краха надежд на возвращение царского трона, чтобы избежать позора, она отравит себя ядом кобры.

Елена Троянская

Диана Крюгер в роли Елены Троянской

Фото
кадр из фильма «Троя»

Если верить великому Гомеру, долгая и кровопролитная война между греками и троянцами началась из-за легкомысленной, но очаровательной Елены, жены спартанского царя Менелая. Увлеченная смазливым пастухом Парисом, которого, как ни странно, обожали не только нимфы, но и богини (Афродита к тому же обещала ему любовь самой красивой женщины), Елена забыла о правилах и приличиях двора. Дружеские отношения царицы и пастуха быстро перешли в пламенную страсть, которая заставила парочку бежать из Спарты. Корабль, груженный прихваченными сокровищами Менелая, на полных парусах умчал Елену и Париса в Трою. Здесь они, как повествует Гомер, занимались любовными утехами, не подозревая, что приближается огромная беда, причиной которой и стали. Разгневанный Менелай не знал себе места: мало того что ему наставили рога, теперь он вынужден был начать войну с Троей. Жажда достать ненавистного певца и музыканта Париса, который, оказывается, умел не только пасти коз и овец, заставила царя искать союзников. И сама Гера, мстительница за нарушение супружеской верности, призвала героев Греции вступиться за кровно обиженного Менелая и наказать виновных. В итоге многолетняя война между греками и троянцами унесла тысячи жизней. Пали на поле брани великие воины Гектор и Ахилл, подвиги которых воспел Гомер.

Юста Грата Гонория

Фото
Getty Images

Девушку высоких и благородных кровей держали в черном теле и ради сохранения ее девичьей чести окружили сотней евнухов. Такова была воля ее брата — императора Валентина. Принцесса томилась в девичестве до тридцати лет и, чувствуя, что время неумолимо ускользает, а жениха и свободы все нет, решилась на отчаянный шаг. Гонория, плюнув на монашеский обет, посылает одного из евнухов с письмом и кольцом к Аттиле — вождю гуннов, прославившемуся своей жестокостью и вечно пламенной страстью к женщинам. Великий варвар несказанно обрадовался депеше. В письме принцесса слезно просила его приехать в Рим, жениться на ней и забрать к себе. После сокрушительного поражения от римлян на Каталаунских полях он жаждал мести. А здесь удача просто плыла ему в руки: за счет брака с Гонорией Аттила надеялся получить мирным путем в качестве приданого невесты половину Западной Римской империи.

Однако римский император не спешил доставить девственницу в покои варвара. Это крайне разозлило Аттилу: ведь он так любил жениться! Почти в каждом походе даже в глухой деревушке он выбирал самую красивую девушку, чтобы сыграть пышную и шумную свадьбу. Уязвленный отказом, Аттила собирает огромную армию гуннов и с огнем и мечом проходит почти всю Италию, разрушая дотла встречающиеся на пути города. Римляне пришли в ужас и готовы были с потрохами выдать Гонорию, которая стала причиной опустошительного нашествия диких и необузданных варваров. Но любезный братец Валентин совершил непростительную для государственного деятеля ошибку: он отправил ее в Константинополь и выдал замуж за первого попавшегося мужчину. Говорят, им оказался старичок-сенатор. Бешенству Аттилы не было предела! Рим задрожал от страха: в любой момент у стен Великого города могли появиться ужасные гунны. Впрочем, Аттилу удалось убедить на переговорах отказаться от этой затеи. И теперь весь свой гнев он перекинул на Константинополь, жаждая вернуть Гонорию, которая так хотела когда-то иметь власть и свободу. Но заполучить невесту Аттила так и смог: на одной из свадеб он умер, перебрав с вином и любовными утехами…

Ла Кава

Фото
Getty Images

Знойная красавица так завладела сердцем короля вестготов Родриго, что он не знал ни сна, ни покоя. Образ прелестной Ла Кавы преследовал его на каждом шагу. А она гордо отвергала ухаживания короля: слишком он был назойлив и вовсе не нравился ей. Воспаленный пламенной страстью, Родриго совсем потерял голову. Однажды хитростью заманив красавицу к себе, он силой взял ее. Ла Кава, горько рыдая, поведала о случившемся отцу — могущественному графу Хулиано. Комендант Сеуты — важной крепости, которая закрывала путь воинственным арабам на Пиренейский полуостров, был вне себя от благородной ярости. Он поклялся жестоко отомстить похотливому королю. И вскоре такой случай представился. Когда в страну вторглась семитысячная армия арабов, граф Хулиано, махнув рукой на свои патриотические чувства, открыл ворота крепости. И королевство вестготов, просуществовавшее на территории нынешней Испании 300 лет, приказало долго жить. Дочь Ла Кава была отомщена сполна. Тем более что в первом же сражении короля Родриго зарубили мечом. А на месте его бывших владений арабы создали Кордовский эмират. Заметим, что в свое время Родриго снились вещие сны о нашествии вражьих сил. Но он не придал им никакого значения, преследуя гордую красавицу и забыв о государственных делах. За что и поплатился.

Элеонора – герцогиня Аквитанская

Фото
Getty Images

Проклятая Столетняя война, в ходе которой проржавели доспехи и притупились мечи, когда все порядком устали, стала мрачной страницей истории Европы. И ее причиной посчитали поведение рыжеволосой красавицы Элеоноры — дочери герцога Аквитанского Вильгельма X, уже в 15 лет унаследовавшей огромное состояние — Аквитанию и графство Пуату. Последнее, скорее всего, и послужило предтечей будущей войны. По завещанию, которое некогда составили отец и брат (они почили в бозе), владельцем богатых земель становился муж Элеоноры. Поэтому ее опекун — старый король Франции Людовик VI Толстый поспешил женить своего сына на юной герцогине, чтобы оттяпать при имеющейся бедности лакомый кусок. Надо сказать, что это у него прекрасно удалось. И Людовик VII после смерти отца мог спокойно приумножать полученное приданое жены. Однако новый король не обладал выдающегося государственного деятеля, он был очень набожен и большую часть времени проводил с католическими священниками.

Другое дело Элеонора! Яркая красота, бурный темперамент королевы и острый ум возбуждали самых знатных мужчин, которые за один только взгляд зеленых глаз готовы были бросить к ее ногам свое благополучие и даже пожертвовать жизнью. Это явно не нравилось королю: постоянные ссоры и скандалы в итоге привели к разводу. В 1152 году брак распался, несмотря на все попытки папы римского помирить супругов. 30-летняя Элеонора горевала недолго: ее зрелая ослепительная красота привлекла к себе английского принца Генриха Анжуйского. Восемнадцатилетний юноша влюбился в нее по уши. И Элеонора, испытывая к нему взаимное чувство, вышла замуж за будущего короля Генриха II Плантагенета. А заодно увела из-под носа Франции Аквитанию и прочие земли, что составляло почти половину страны. Обиженные французы подобной выходки Элеоноры не стерпели и стали молча готовиться к Столетней войне…

Венера Ерофеева

Иллюзия большинства. Как за год изменилось мнение россиян о войне в Украине?

  • Анна Рында
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images/BBC

Российские власти и государственные центры по изучению общественного мнения с самого начала российского военного вторжения в Украину последовательно заявляют о почти единогласной поддержке «специальной военной операции» гражданами страны. Опросы, проведенные независимыми исследователями, свидетельствуют о том, что такой поддержки на самом деле нет. Что на самом деле думают россияне о «СВО» и насколько информативны социологические вопросы во время войны, разбиралась Русская служба Би-би-си.

Российский президент Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию, поблагодарил россиян за поддержку так называемой «специальной военной операции». По его словам, «СВО» поддерживают «абсолютное большинство» его соотечественников.

«Наш многонациональный народ, абсолютное большинство граждан заняли принципиальную позицию в отношении специальной военной операции, поняли, в чём смысл действий, которые мы делаем, поддержали наши действия по защите Донбасса», — сказал Путин.

За день до послания президента ВЦИОМ опубликовал результаты опроса о поддержке россиянами «СВО» в Украине. В публикации ВЦИОМ утверждается, что решение о проведении «операции» поддерживают 68% респондентов (в прошлом феврале — 65%), а тех, кто не поддерживает — всего 20% (в феврале 2022 года — 25%).

В исследовании говорится, что 2022 год «ознаменовался усилением консолидации российского общества вокруг главы государства», а отношение россиян к акциям протеста «стабилизировалось» и протестный потенциал не превышает 12% уже многие месяцы.

Результаты исследования независимого проекта «Хроники» говорят о том, что поддержка россиянами войны против соседнего государства на самом деле может быть не столь массовой.

Согласно результатам недавнего исследования проекта, ядро группы поддержки войны и ядро противников войны приблизительно равны и гораздо малочисленнее, чем следует из данных ВЦИОМ: 22% (поддерживающих) и 20,1% (не поддерживающих) от всех респондентов соответственно.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Сколько российских военных погибло за год войны и о чем говорят эти цифры?

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Как поясняет сооснователь исследовательского проекта Алексей Миняйло, многие стандартные инструменты, использовавшиеся в мирное время для выявления общественного мнения, в условиях войны не работают.

По словам эксперта, сейчас бесполезно задавать респондентам вопрос: вы поддерживаете «специальную военную операцию» или не поддерживаете?

«По ответу на этот вопрос не очень понятно, что на самом деле у человека в голове. Кто-то из тех, кто поддерживает, уже на фронт добровольцем едет, а кто-то просто подсознательно присоединяется к большинству, а для кого-то это способ сказать «я нормальный, я патриот», а кто-то на самом деле говорит совсем не то, что думает, потому что опасается репрессий», — поясняет Миняйло.

Для того чтобы выяснить, что на самом деле думают о «СВО» россияне, социологам проекта «Хроники» пришлось изменить подход к опросу. В последнем исследовании для выявления «ядра» поддержки социологи задавали три вопроса: о поддержке «СВО», об условиях вывода войск и приоритетах расходования бюджетных средств в России.

«Как Дудь с Кучерой», или Кто такие сторонники «СВО»

В число сторонников войны попали те, кто дал «провоенные» ответы на все три вопроса.

«Это те, кто сказал: да, я поддерживаю [специальную военную операцию]. Те, кто не поддержал бы решение Путина вывести войска без достижения военных целей. И это те, кто считает, что сейчас для страны приоритетом являются расходы на армию», — поясняет сооснователь проекта «Хроники».

По его словам, те люди, которые таким образом ответили на все три вопроса — это те респонденты, у кого есть хоть какая-то последовательная позиция, и именно их можно считать последовательными сторонниками войны в Украине.

«Понятно, что если вступить с ними в дискуссию, то, наверное, со многими получится, как с Кучерой у Дудя, но все-таки у этих людей есть какая-то позиция», — рассуждает Алексей Миняйло.

В группу противников войны, соответственно, были включены те респонденты, которые не выразили поддержку «СВО», сказали, что поддержали бы решение о выводе войск без достижения военных целей и что приоритетным для страны должны быть не военные расходы, а финансирование социальных проектов.

  • «Сегодня одни обещания, завтра — другие». Выдержит ли российский бюджет новые планы Путина
  • Треть на силовиков, четверть засекречена. Как российский бюджет оказался в плену войны

Немногим менее 58% респондентов не относятся ни к последовательным сторонникам «СВО», ни к противникам этой «военной операции», следует из опроса проекта «Хроники».

Достаточно большое число респондентов — 12,7% — сказали, что не хотели бы отвечать на вопрос о поддержке «СВО». Значительная часть отказов связана со страхом репрессий или каких-то негативных последствий из-за высказанного мнения, отмечают социологи проекта.

«Мы точно знаем, что это так, потому что люди нам прямо говорили: «Вы знаете, я бы хотел вам ответить на этот вопрос честно, но сейчас это уголовно наказуемое преступление, поэтому я вам, конечно же, скажу, что это специальная военная операция» (на вопрос о том, что происходит в Украине — война или «специальная военная операция»). Или вот нам женщина из села говорила: «Я вам сейчас отвечу, а завтра за мной милиция придет», — говорит Алексей Миняйло.

Первое время опросник проекта не предусматривал варианта ответа «не хочу отвечать на этот вопрос», но после того, как этот вариант был добавлен, выяснилось, что его выбирают до 10% тех, кто заявлял о поддержке СВО, и почти половина тех, кто выступал против.

«Холодильник обнуляет эффект телевизора»

О страхе репрессий за высказанное мнение свидетельствует и тот факт, что некоторые группы стали избегать участия в соцопросах.

«То, что люди боятся, заметно на метаданных. После объявления мобилизации у нас сильно дольше пошел набор мужчин в возрасте от 18 до 29 лет. То есть они гораздо реже, что называется, стали брать трубку. Это самая антивоенная группа после женщин в возрасте 18-29 лет. О чем нам это говорит? О том, что люди антивоенных взглядов, которые больше знают про мобилизацию, они реже стали брать трубки [при звонках] с незнакомых номеров», — говорит Алексей Миняйло.

  • «Мама, главное — я живой и здоровый». В лагере российских военнопленных в Украине

Еще 17,5% респондентов в ходе опроса проекта «Хроники» затруднились ответить на вопрос о поддержке СВО.

«Потому что этот вопрос для них неважный, к ним война еще не пришла. По ним не стреляют, далеко не все из них ощущают эффект от санкций», — поясняет Алексей Миняйло.

Приблизительно по той же причине довольно высокий процент опрошенных нельзя отнести ни к последовательным сторонникам, ни к последовательным противникам «СВО».

Но процент тех, кто не имеет четкой позиции относительно происходящего, скорее всего, будет сокращаться с ростом экономических проблем, полагают социологи проекта. При этом пропаганда будет становиться все менее эффективной в отношении тех, кто столкнется с финансовыми трудностями.

Авторы проекта обозначили наметившуюся тенденцию так: «Холодильник обнуляет эффект телевизора». По наблюдению социологов проекта «Хроники», те, кто столкнулся с экономическими последствиями «СВО» и санкций, гораздо в меньшей степени подвержен влиянию пропаганды.

В октябре каждая экономическая проблема (потеря работы, падение дохода, необходимость экономить на еде из-за роста цен) давала падение поддержки «СВО» на 8% — и у смотрящих телевизор, и у тех, кто не смотрит федеральные каналы, говорит Алексей Миняйло.

«Сейчас темпы падения поддержки ускорились — среди зрителей федеральных каналов, столкнувшихся с экономическими проблемами. У тех, кто смотрит телевизор, каждая экономическая проблема теперь роняет поддержку уже не на 8%, а на 11%», — рассказывает эксперт.

Среди тех, кто столкнулся сразу с тремя экономическими проблемами (потеря работы, падение дохода и необходимость экономить на еде из-за роста цен), поддержка падает сразу на 33%.

«Это значит, что, с одной стороны, санкции работают. С другой стороны, что действительно, по-видимому, поддержка этого [военного] курса — будет ослабевать с ростом числа тех, кто столкнулся с экономическими последствиями «СВО» и санкций», — полагает Алексей Миняйло.

Исследование ВЦИОМ

Данные опроса ВЦИОМ, опубликованные 20 февраля, снова говорят о том, что «решение провести специальную военную операцию России на Украине поддерживает «большинство россиян». На этот раз — это 68%. В мае прошлого года она составляла, по данным ВЦИОМ, 72%, а в начале войны — 65%. Не поддерживают «СВО» сейчас — каждый пятый (20%)».

В исследовании ВЦИОМ, в части «Все для победы!» говорится о том, что в январе этого года «готовность помогать жителям новых территорий и российским солдатам выразили 79% россиян, мобилизованным гражданам — 74%, беженцам — 72%».

В своем послании к Федеральному собранию Путин, заявляя о поддержке СВО «абсолютным большинством» граждан, упомянул фактически только одну форму «поддержки» — помощь, которую оказывают граждане страны «бойцам».

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Интервью с российским офицером, не желавшим воевать

«Фронт проходит сейчас через сердца миллионов наших людей, они отправляют на передовую медикаменты, средства связи — всё, что помогает сохранить жизни наших ребят. Знаю, как письма детей, школьников согревают фронтовиков. Они берут их с собой в бой как самое дорогое», — сказал президент.

В такой подаче фактически ставится знак равенства между поддержкой «спецоперации» и поддержкой мобилизованных и беженцев.

По словам Алексея Миняйло, это некорректная подача материала и по сути является «передергиванием».

«Есть три разных вопроса: поддержка войны, поддержка мобилизации и поддержка мобилизованных. Поддержка мобилизованных — это уже не про отношение к войне, это про отношение к людям. У меня есть знакомый, который возит мобилизованным носки, но он абсолютно антивоенных взглядов», — говорит эксперт.

Еще один пункт опроса ВЦИОМ — протестные настроения. Как утверждают социологи ВЦИОМ, «на фоне начала СВО отношение россиян к акциям протеста стабилизировалось».

«Максимальный уровень общественного протестного потенциала был зафиксирован в январе-феврале 2022 года, а перелом, по версии ВЦИОМ, произошел весной прошлого года, после чего готовность участвовать в акциях протеста на протяжении всего года выражали не более 12%», — говорится в публикации.

При этом в исследовании ничего не говорится о возможных причинах снижения протестного потенциала и о массовых задержаниях во время акций протеста в феврале-марте прошлого года.

Зачем власти нужна «иллюзия большинства»

Что делать с вопросами, на которые получен очень высокий процент единогласных ответов?

«Выбрасывать из анкеты и не анализировать, — говорит социолог, профессор факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка») Виктор Вахштайн (признан в России «иноагентом»). — Зашкаливающе высокое значение показателя говорит только об одном: вопрос не работает».

  • Уровень одобрения Путина среди молодежи за год упал на 18%
  • «Выросло непуганое поколение»: ответы на главные вопросы о новой волне протестов в России

Если вопрос не делит ответивших на группы, значит, мы не сможем понять, что стоит за ответом на него, не увидим взаимосвязей, отмечает социолог .

«Это «шум». В ситуации военной цензуры такого «шума» становится в разы больше. В том числе — за счет действий самих поллстеров, пытающихся влиять на результат», — говорит Виктор Вахштайн.

По словам социолога, для исследователя сегодня куда больший интерес представляют не сами цифры и распределения, а те люди, которые пытаются выдать их за «реальную картинку».

Опросы, призванные свидетельствовать почти о единогласной поддержке (или поддержке подавляющего большинства) решений и действий власти, необходимы самой власти. Она использует такие «соцопросы» для подкрепления иллюзии большинства, считает Алексей Миняйло.

«А иллюзия большинства нужна, потому что управлять людьми так проще», — говорит сооснователь проекта «Хроники».

Он напоминает об эксперименте Аша (проверка реакции испытуемого на ошибочное поведение большинства — Би-би-си), который показал, что до 40% людей присоединятся к большинству, даже когда это большинство очевидно неправо.

«И опросы, и эти буквы «Z», митинги — они, собственно, нужны для создания иллюзии большинства, которое позволяет сделать так, что люди не будут выступать против. Люди других взглядов (отличных от взглядов «большинства») решают — «ну вот я один практически» или «нас на всю страну 100 тысяч», — говорит Алексей Миняйло.

В итоге сомневающиеся и люди взглядов, отличных от мнения «иллюзорного большинства», принимают решение «не высовываться».

«Мне кажется, что очень важно говорить, что поддерживающих [«СВО»] — не большинство. Что противников и сторонников равное количество, и что тех и других не такое большое количество — даже не 50 на 50. Что подавляющее большинство — это люди, у которых позиции по существу нет», — заключает Алексей Миняйло.

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Twitter

Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.

Был бы мир более мирным, если бы было больше женщин-лидеров?

В первые месяцы Первой мировой войны, в разгар ураганного ура-патриотизма, охватившего Британию, поэтесса Доротея Холлинз из Женской рабочей лиги предложила, чтобы невооруженный 1000-й женский миротворческий экспедиционный корпус пересек Европу в зубами орудий» и вклиниться между воюющими армиями в окопах. Грандиозный замысел Холлинза не осуществился, но и не возник в вакууме; она была взращена веком активности, в значительной степени основанной на материнской любви. Или, как писала ее коллега по борьбе за мир Хелена Суонвик: общий страх, что на войне «женщины умирают и видят, как умирают их дети, но славы им нет; ничего, кроме невыразимого ужаса и стыда».

Суонвик помогла основать Международную женскую лигу за мир и свободу, организацию, занимающуюся устранением причин войн. Она надеялась на «мир в далеком будущем, в котором не будет ни одного солдата». Многие активисты считали, что если бы у женщин была политическая власть, они не стали бы вести войну. Но насколько это правда? Меняются ли случаи насильственных конфликтов, когда женщины становятся лидерами или когда увеличивается их доля в парламенте? В каком смысле женщины являются матерями войн?

Если вы зададите этот вопрос вслух, не пройдет и минуты, как кто-нибудь скажет «Маргарет Тэтчер», британский премьер-министр, которая вела чрезвычайно народную войну на Фолклендах, которая привела к ее убедительной победе на выборах 1983 года. Тэтчер едва ли единственная женщина-лидер, прославившаяся своей воинственной деятельностью. Подумайте о Боудикке, размазанной вайдой королеве народа иценов в восточной Англии, которая возглавила народное восстание против римских захватчиков; или Лакшми Бай, королева Джханси и лидер индийского восстания 1857-58 годов против британцев; или даже Эммелин Панкхерст, возглавившая британских суфражисток воинствующую кампанию голодовок, поджогов и битья окон в 1919 г.14 января стал ярым сторонником вступления Великобритании в Великую войну.

Но эти примеры анекдотичны, потому что на протяжении всей истории женщины-лидеры были крайне редки. В период с 1950 по 2004 год, согласно данным, собранным Кэтрин У. Филлипс, профессором лидерства и этики Колумбийской школы бизнеса, всего 48 национальных лидеров в 188 странах — менее 4% всех лидеров — были женщинами. Среди них 18 президентов и 30 премьер-министров. В двух странах, Эквадоре и Мадагаскаре, была женщина-руководитель, каждая из которых проработала всего два дня, прежде чем ее сменил мужчина.

Учитывая крошечный размер выборки, имеет ли вообще смысл спрашивать, имеют ли женщины, обладающие властью, большую или меньшую вероятность вести войны, чем мужчины? Медицинский антрополог Кэтрин Пантер-Брик, которая руководит программой конфликтов, устойчивости и здоровья в Центре международных и региональных исследований Макмиллана при Йельском университете, так не считает. «Это стереотипирует пол и предполагает, что лидерство несложно», — сказала она мне. Возможно, она имела в виду таких мыслителей, как Стивен Пинкер. В Лучшие ангелы нашей природы (2011), своем исследовании насилия на протяжении всей истории, Пинкер писал: «женщины были и будут умиротворяющей силой». Это предположение не всегда соответствует действительности, говорит Мэри Каприоли, профессор политологии Миннесотского университета в Дулуте. Вместе с Марком А. Бойером из Университета Коннектикута она насчитала 10 военных кризисов в 20-м веке с участием четырех женщин-лидеров (семь из которых были урегулированы Голдой Меир, премьер-министром Израиля с 1969 по 1974 год). Чтобы оценить поведение женщин-лидеров во время кризисов, говорят они, нужна большая выборка, «которой история не может дать».

Ойндрила Дубе, профессор изучения глобальных конфликтов в Чикагском университете, и С. П. Хариш из Нью-Йоркского университета — изучили четырехсотлетнюю историю европейских королей и королев. В своем еще неопубликованном рабочем документе они изучили правление 193 монархов в 18 европейских государствах или политических образованиях в период с 1480 по 1913 год. Хотя только 18 процентов монархов были королевами, что делает их анализ менее статистически надежным. – они обнаружили, что государства, управляемые королевами, на 27% чаще, чем короли, участвовали в межгосударственных конфликтах. Незамужние королевы с большей вероятностью участвовали в войнах, в которых их государство подвергалось нападениям, возможно, потому, что их считали слабыми.

Страх показаться слабым влияет и на современных женщин-лидеров, по словам Каприоли, возможно, заставляя их чрезмерно компенсировать вопросы безопасности и обороны. Она отмечает, что женщины, которые подражают мужчинам, такие как Тэтчер, Меир и премьер-министр Индии Индира Ганди (1980–1984), которые утверждали, что они «двойное человеческое существо», ни мужчина, ни женщина, с большей вероятностью добьются успеха в качестве политических лидеров. Им также приходится бороться с негативными стереотипами со стороны оппонентов-мужчин: например, Яхья Хан, бывший президент Пакистана (19 лет).69-71), сказал, что он менее жестоко отреагировал бы на Индиру Ганди во время индо-пакистанской войны 1971 года, если бы в Индии был лидер-мужчина. «Если эта женщина [Ганди] думает, что сможет меня запугать, я отказываюсь принять это», — сказал он.

Дьюб и Хариш обнаружили, что женщины более склонны к агрессии, если они делят власть с супругом, как в случае Изабеллы I и Фердинанда V, которые правили королевствами Леон и Кастилия с 1474 по 1504 год. Исключением является Екатерина Великая, которая стала императрицей России в 1762 году после убийства своего мужа Петра III и чьи военные кампании расширили границы России на 520 000 квадратных километров, включая Крым и большую часть Польши.

Чтобы стать лидером, женщины часто должны начинать с участия в политической жизни – баллотироваться в парламент штата или национальный парламент, руководить кампаниями, организовывать женщин для участия в выборах. В 2017 году средний мировой показатель женщин в парламенте составляет всего 23,3 процента, что на 6,5 процента больше, чем за последнее десятилетие. Этот выигрыш значителен: данные Каприоли показывают, что по мере того, как число женщин в парламенте увеличивается на 5 процентов, государство в пять раз реже прибегает к насилию в случае международного кризиса (возможно, потому, что женщины чаще прибегают к насилию). коллективный или консенсусный подход к разрешению конфликтов).

Государства также с большей вероятностью достигнут прочного постконфликтного мира, когда женщин приглашают за стол переговоров. Хотя число женщин, участвующих в мирных переговорах, незначительно (исследование Организации Объединенных Наций показало, что женщины составляют всего 2,4 процента посредников и 9 процентов участников переговоров и всего 4 процента сторон, подписавших 31 мирный процесс), включение женщины могут иметь большое значение. Мир, скорее всего, продлится долго: анализ американской некоммерческой организации Inclusive Security 182 мирных соглашений, подписанных между 1989 и 2011 обнаружили, что вероятность того, что соглашение продлится не менее 15 лет, увеличивается на 35%, если женщины включены в качестве участников переговоров, посредников и сторон, подписавших соглашение.

Женщины преуспевают в качестве посредников и переговорщиков благодаря своим качествам, традиционно считающимся женскими и материнскими. В Северной Ирландии, Сомали и Южной Африке женщины, участвующие в мирных процессах, заработали себе репутацию благодаря налаживанию диалога и привлечению всех сторон. Их также часто считают честными посредниками, более надежными и менее опасными, поскольку они действуют вне формальных властных структур. Тем не менее, несмотря на восприятие мягкости и податливости, их действия часто бывают прямо противоположными. В 2003 году либерийская активистка за мир Лейма Гбоуи возглавила коалицию тысяч женщин-мусульманок и христианок, которые устроили пикет, молились и постились, что помогло положить конец жестокой 14-летней гражданской войне в стране. Прозванный «борцом за мир», Гбови разделил Нобелевскую премию мира 2011 года.

Такие термины, как «воин», «оружие» и «революция», часто используются для обозначения групп, выступающих за мир, среди которых женщины по-прежнему «непропорционально широко представлены», по данным ООН. В Израиле организация Women Wage Peace организует акции протеста, чтобы заставить правительство работать над достижением жизнеспособного мирного соглашения. В Аргентине Матери Пласа-де-Майо «революционизировали» материнство, протестуя против исчезновения своих детей во время аргентинской «грязной войны» с 1977 по 1983 год, превратив материнство из пассивной роли в общественную силу.

«Оружие» традиционных представлений о женственности также было сильным компонентом десятилетнего женского лагеря мира в Гринхэм-Коммон в Великобритании. Начиная с 1981 года в знак протеста против прибытия 96 крылатых ракет «Томагавк» на авиабазу США в Беркшире, женщины окружили и перерезали ограждения авиабазы, перелезали через ограждение в костюмах плюшевых мишек, прикалывали булавками детскую одежду, бутылочки , зубные колечки, подгузники и семейные фото к проводам. Их битва была не менее воинственной, чем война Тэтчер на Фолклендах, но она отвергла женщин как «эксцентричность».

Кажется, что независимо от того, сражаются ли женщины за мир или за войну, они также должны бороться против предположения, что они сами пассивны, слабы или своеобразны. История показывает нам, что это неправда, и что в случае с Изабеллой I и Фердинандом V они могли быть безжалостно жестокими: мало того, что королевская чета возглавила испанское завоевание Исламского королевства Гранады в 1492 году, изгнав обоих евреев и мусульман, они пытали тех, кто остался, и обращали их в христианство, а в некоторых случаях сжигали их до смерти.

И они не всегда настолько миролюбивы, как показывает их личная история: Аунг Сан Су Чжи, де-факто лидер Мьянмы и лауреат Нобелевской премии мира в 1991 году «за ненасильственную борьбу за демократию и права человека». , был широко осужден за то, что не осудил вооруженные силы страны за их кампанию этнической чистки против преследуемого народа рохинджа, мусульманского меньшинства в штате Ракхайн на севере Мьянмы. По данным Хьюман Райтс Вотч, с 25 августа 2017 года более 400 000 мусульман-рохинджа бежали через границу в Бангладеш, спасаясь от армейского шквала поджогов, зверств и изнасилований.

Как отмечает Каприоли: «Женщины-лидеры действительно могут проявлять силу, когда сталкиваются с насильственными, агрессивными и опасными международными ситуациями». Но они также могут проявлять агрессию во имя мира. На самом деле это стереотип — отвергать женщин как миролюбивых по своей природе. Как писал Суэнвик в книге «Будущее женского движения» (1913): «Я хочу полностью отвергнуть такое предположение… в современных феминистских разговорах». физической силы, и что только женщины были цивилизованными и цивилизованными. Ни в литературе, ни в истории нет никаких признаков этого».

Женщины и война | ICRC

Мужчины ведут войну; женщины живут последствиями. По крайней мере, так это воспринимается многими.

Статья 11 Октябрь 2018 г. Ирак Нигерия Филиппины Перу

Женщины живут и реагируют на эти последствия, но вряд ли они являются пассивными жертвами. Они скорбят, борются со страданиями, и многие обнаруживают, что вынуждены заново изобретать себя, избавляясь от старой идентичности и создавая новую, сформированную войной.

В новой статье National Geographic, поддержанной Международным комитетом Красного Креста, более подробно рассматривается, как женщины реагируют и справляются с нарушениями, которые конфликт приносит в семейную и рабочую жизнь.

В проекте «Женская война» мы разрушаем стереотип «женщины как жертвы» и исследуем многочисленные, сложные, иногда противоречивые роли, которые женщины играют в конфликте: бойцов, гуманитарных организаций, матерей, дочерей, рабочих, общественных лидеров и выживших. .

«Я считаю, что женщины являются движущей силой перемен. Я считаю, что женщины являются основным источником стабильности в пострадавших от конфликта районах и что они объединяют не только свои семьи, но и свои сообщества», — сказала Мэри Вернц, заместитель директора по операциям в Международный комитет Красного Креста. «Я надеюсь, что все мы, включая гуманитариев, способны смотреть на женщин в их полных формах, а не только как на жертвах чего-то».

Задокументированные жизни разнообразны. Фотограф Робин Хаммонд побывал на хорошо знакомой ему войне в Ираке, а также на конфликтах, которые редко попадают в заголовки мировых новостей, на Филиппинах и в южной части Нигерии. Идентичность продолжает формироваться войной, даже когда замолкают орудия, поэтому Хаммонд также отправился в Перу, чтобы увидеть старые шрамы, которые еще не зажили.

Работа над гендером сложна. Он сочетает в себе власть и привилегии, общественные ритуалы и ожидания. Конфликт, как правило, усугубляет существующее неравенство. Что происходит, когда кормилец семьи — часто мужчина — уходит на войну или погибает от насилия? Меняются социальные роли; женщинам может быть предоставлена ​​возможность, которой у них раньше не было.

«Я думаю, что во многих конфликтных ситуациях женщины вынуждены нести ответственность за семью», — сказал Вернц. «Возможно, женщинам придется заботиться о сельскохозяйственных угодьях. Возможно, им придется перейти на работу. Им придется заботиться об образовании детей».

В рамках этого нового проекта National Geographic и МККК исследуют множество образов, в которые вступают женщины, с помощью серии портретов, частично связанных с окружающей средой, частично в студии.

 

Каждый уникальный портрет, сделанный на фоне важного для истории объекта сюжета, призван бросить вызов простым ярлыкам, которые мы прикрепляем к женщинам на войне, и поставить под сомнение роль фотографии в предоставлении уникальных ответов на сложные вопросы.

Фатима, 17 лет, Майдугури, Нигерия. Робин Хаммонд / National Geographic

Я надеюсь, что в будущем я смогу вернуться домой с миром.

Фатима, 17 лет, живет со своей сестрой и матерью в лагере для перемещенных лиц в Майдугури, Нигерия. Когда ей было 15 лет, на ее деревню напали. «Вечером, около 17 часов, когда люди закончили есть, мы услышали выстрелы. Я помню, как вздрогнул от испуга. Неизвестно нам, село было окружено и захвачено»9.0003

Бежать было некуда. Мы спрятались в комнате, звуки выстрелов приближались. Шальные пули пробивают нашу крышу. Мы накрылись матрасами и звали на помощь, но безрезультатно». Фатима сказала, что большинство мужчин уже разбежались. Их продержали в комнате неделю без еды, прежде чем отпустить.

Фатима пошла в одну сторону, ее мать пошла в другую Они спрятались в кустах Пройдет 18 месяцев прежде чем они снова увидятся

Хозан Бади Синди, 25 лет, Эрбиль, Ирак Робин Хаммонд / National Geographic

Быть женщиной в этом конфликте значит быть стойкой.

Врач и интерн второго года обучения, 25-летняя Хозан Бади Синди стоит перед своим одеялом в своей больничной палате, где она спит, когда ей дежурят. Она провела большую часть своей жизни, живя с войной. Больница скорой помощи Западного Эрбиля, также известная как больница Рожава, приняла сотни раненых и травмированных в результате конфликта в Мосуле.

МККК оказывает поддержку больнице Рожава и другим больницам, особенно в лечении людей, пострадавших в ходе конфликта. Эрбиль, Иракский Курдистан. «Я страдал вместе с людьми, переживающими конфликты, но я хочу не просто чувствовать боль, а остановить боль, не дать другим почувствовать боль. Я очень хочу что-то сделать для них, но, к сожалению, не могу, иногда просто из ваших рук. Будучи женщиной, я могу оказать им эмоциональную поддержку. Я могу сказать им, что немного понимаю, через что они проходят. Может быть, то, что я женщина, добавило немного грусти в мою душу, но так оно и есть. Быть женщиной в этом конфликте, вы не можете просто описать его одним словом.

Она из тех, кто очень старается выжить и помочь другим выжить. Так что в основном это моя идея. быть женщиной в этом конфликте означает быть стойким. Каждый день усердно работать, пытаться нейтрализовать ситуацию, я хочу, чтобы следующее поколение поняло, чтобы этот конфликт никогда не повторился».

Дионисия Кальдерон, 54 года, Аякучо, Перу. Робин Хаммонд / National Geographic.

Я был жертвой, потом стал бойцом.

Дионисия Кальдерон продает фрукты и картофель в своей родной деревне Морочукос, Аякучо, Перу. 54-летний мужчина понес многочисленные потери во время внутреннего конфликта, принесшего региону насилие и страдания. Ее первый муж бесследно исчез.

Ее второго мужа тоже забрали и жестоко пытали. Позже он скончался от полученных травм. Отказавшись молча смириться с несправедливостью, причиненной ей и ее семье, она стала представителем женщин, столкнувшихся с сексуальным насилием во время конфликта.

«Раньше я говорил себе: «Почему я родился женщиной? Почему я не родился мужчиной?» Мы, женщины, через многое прошли вместе с солдатами и «Сияющим путем». Это было трудно. Было трудно вынести все это насилие. Мы все были изолированы, нас критиковали за то, через что мы прошли. Я чувствовал себя ужасно. Я обязан своей жизнью те женщины, которые говорили мне: «Ты не то, что ты думаешь о себе. Ты не то, что о тебе говорят люди, потому что эти люди не знают. Ты женщина и боец. Тебе нужно продолжать бороться». , Вы должны столкнуться с этими вещами. Я была жертвой внутреннего вооруженного конфликта, а потом стала женщиной, которая борется за справедливость и правду».

Юфемия Кулламат, 57 лет, Минданао, Филиппины. Робин Хаммонд / National Geographic

Я жертва и выживший.

Юфемия Кулламат, 57-летняя фермерша, выступает за прекращение деятельности горнодобывающих компаний на землях ее предков в провинции Суригао-дель-Сур на Минданао, Филиппины. Ее двоюродный брат, лидер движения против крупных горнодобывающих компаний, был казнен в 2015 году вместе с двумя другими. Коренные жители провинций Давао-дель-Норте, Суригао-дель-Сур и Букиднон сталкиваются с притеснениями и изгнанием с родных земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *