Дельта-2 (ракета-носитель) | это… Что такое Дельта-2 (ракета-носитель)?
Последний запуск серии 6000, состоялся 24 июля 1992 года. С помощью РН Delta 6925 на орбиту был выведен научный спутник NASA GEOTAIL, предназначавшийся для исследования магнитосферы Земли. Все 17 запусков серии 6000 были успешными. Наибольший полезный груз в серии 6000, ультрафиолетовый космический телескоп EUVE массой 7165 кг, был выведен с помощью РН Delta 6920-10 в январе 1992 года.
Запуск ракеты-носителя Delta 7925 с марсоходом Spirit на борту. 10.06.2003 г.
26 ноября 1990 года состоялся первый запуск серии 7000. Со стартовой площадки 17A космодрома на мысе Канаверал стартовала РН Delta 7925, успешно выведшая на орбиту спутник NAVSTAR IIA-10 [GPS23].
Начиная с 1996 года, NASA неоднократно использовала «Дельту II» для запуска зондов к Марсу. 7 ноября 1996 года с мыса Канаверал была запущена АМС Mars Global Surveyor. Менее чем через месяц на Марс отправился марсоход Mars Pathfinder. Обе миссии, запущенные с помощью РН Delta 7925, были выполнены. На рубеже 1998—1999 годов были запущены две неудачные миссии: Mars Climate Orbiter
- Орбитальный спутник 2001 Mars Odyssey. Запуск — 7 апреля 2001 года, ракета-носитель — Delta 7925.
- Марсоход Spirit. Запуск — 10 июня 2003 года, ракета-носитель — Delta 7925.
- Марсоход Opportunity. Запуск — 8 июля 2003 года, ракета-носитель — Delta 7925H.
- Посадочный модуль Phoenix. Запуск — 4 августа 2007 года, ракета-носитель — Delta 7925.[1]
5 мая 1997 года был осуществлён первый запуск телекоммуникационных спутников «Иридиум».[6] До конца 1998 года были запущены ещё 10 ракет с этими спутниками на борту. Каждый запуск осуществлялся с авиавоздушной базы Вандерберг, со стартовой площадки 2W.
Так как каждая ракета-носитель выводила на орбиту одновременно пять спутников, общей массой более 7 тонн, для запуска использовалась модификация РН Delta 7920-10C. Последний, двенадцатый запуск, 12 февраля 2002 года вывел на орбиту спутник Iridium IS-1.[1]18 сентября 2007 года состоялся 75-й последовательный успешный запуск ракеты-носителя «Дельта II». С базы Вандерберг РН Delta 7920-10C вывела на орбиту коммерческий исследовательский спутник WorldView-1. Этим запуском «Дельта II» установила новый рекорд надёжности среди современных ракет-носителей.[10]
Неудачные запуски
5 августа 1996 года «Дельта II» стартовала с первым южнокорейским спутником связи Koreasat-1 на борту. Хотя ракета-носитель вывела его на оперативную орбиту, в процессе взлёта не отделился один из твердотопливных ракетных двигателей,
Второй неудачный запуск ракеты-носителя «Дельта II» произошёл 17 января 1997 года. РН Delta 7925, стартовавшая с мыса Канаверал со спутником NAVSTAR IIR-1 [GPS42] на борту, взорвалась через 13 секунд после старта, достигнув высоты менее 450 метров. В результате аварии пострадавших не было. Хотя большая часть обломков упала в океан, часть из них повредила расположенные рядом со стартовой площадкой здания, бункер центра управления запуском и около двадцати автомобилей на автостоянке. Стартовой площадке и башне удалось избежать повреждений.[12] Причиной аварии стал разрыв оболочки на твердотопливном двигателе №2. Корпус, по-видимому, был повреждён до начала полёта, по неизвестным причинам.[1] Убытки от аварии составили около 95 млн долларов США, из которых 55 млн — стоимость ракеты-носителя, и 40 млн — стоимость спутника GPS. [12]
Планируемые запуски
До конца 2009 года планируется не менее четырёх запусков «Дельты II».[13]
См. также
- Дельта (ракета-носитель)
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 History of the Delta Launch Vehicle. Проверено 28 марта 2009. (англ.)
- ↑ 1 2 Delta History. The Boing Company website. (англ.)
- ↑ 1 2 Delta II. GlobalSecurity.org. (англ.)
- ↑ (1997) «Все, что летает: McDonnell Douglas Corporation». Теле-Спутник 15.
- ↑ 1 2 McDonnell Douglas Delta II 7920-10C vehicle and Iridium® mission description. (англ.)
- ↑ Boeing Completes McDonnell Douglas Merger. (англ.)
- ↑ NASA’s Mars Climate Orbiter belivied to be lost. (англ.)
- ↑ Mars Polar Lander web cite. (англ.)
- ↑ WorldView-1 mission status center. (англ.)
- ↑ Koreasat 1. NASA NSSDC. (англ.)
- ↑ 1 2 Delta Rocket Explodes After Launch. (англ.)
- ↑ Mission Record. Boeing IDS. Проверено 13 апреля 2009. (англ.)
Ссылки
- РН «Дельта II» на официальном сайте Boeing. (англ.)
- Список запусков РН «Дельта» на официальном сайте Boeing. (англ.)
- РН «Дельта». Сайт Гюнтера Кребса. (англ.)
- История запусков РН «Дельта». (англ.)
- Видеозапись взрыва ракеты-носителя «Дельта II» (17 января 1997 года). (англ.)
Дельта-2 (ракета-носитель) | это… Что такое Дельта-2 (ракета-носитель)?
Последний запуск серии 6000, состоялся 24 июля 1992 года. С помощью РН Delta 6925 на орбиту был выведен научный спутник NASA GEOTAIL, предназначавшийся для исследования магнитосферы Земли. Все 17 запусков серии 6000 были успешными. Наибольший полезный груз в серии 6000, ультрафиолетовый космический телескоп EUVE массой 7165 кг, был выведен с помощью РН Delta 6920-10 в январе 1992 года.
Запуск ракеты-носителя Delta 7925 с марсоходом Spirit на борту. 10.06.2003 г.
26 ноября 1990 года состоялся первый запуск серии 7000. Со стартовой площадки 17A космодрома на мысе Канаверал стартовала РН Delta 7925, успешно выведшая на орбиту спутник
Начиная с 1996 года, NASA неоднократно использовала «Дельту II» для запуска зондов к Марсу. 7 ноября 1996 года с мыса Канаверал была запущена АМС Mars Global Surveyor. Менее чем через месяц на Марс отправился марсоход Mars Pathfinder. Обе миссии, запущенные с помощью РН Delta 7925, были выполнены. На рубеже 1998—1999 годов были запущены две неудачные миссии: Mars Climate Orbiter[8] и Mars Polar Lander[9], хотя запуск обоих АМС с помощью РН Delta 7425 прошёл успешно. В 2000-х годах с помощью «Дельты II» к Марсу были отправлены следующие миссии:
- Орбитальный спутник 2001 Mars Odyssey. Запуск — 7 апреля 2001 года, ракета-носитель — Delta 7925.
- Марсоход Spirit. Запуск — 10 июня 2003 года, ракета-носитель — Delta 7925.
- Марсоход Opportunity. Запуск — 8 июля 2003 года, ракета-носитель — Delta 7925H.
- Посадочный модуль Phoenix. Запуск — 4 августа 2007 года, ракета-носитель — Delta 7925.[1]
5 мая 1997 года был осуществлён первый запуск телекоммуникационных спутников «Иридиум».[6] До конца 1998 года были запущены ещё 10 ракет с этими спутниками на борту. Каждый запуск осуществлялся с авиавоздушной базы Вандерберг, со стартовой площадки 2W. Так как каждая ракета-носитель выводила на орбиту одновременно пять спутников, общей массой более 7 тонн, для запуска использовалась модификация РН Delta 7920-10C. Последний, двенадцатый запуск, 12 февраля 2002 года вывел на орбиту спутник Iridium IS-1.[1]
18 сентября 2007 года состоялся 75-й последовательный успешный запуск ракеты-носителя «Дельта II». С базы Вандерберг РН Delta 7920-10C вывела на орбиту коммерческий исследовательский спутник WorldView-1. Этим запуском «Дельта II» установила новый рекорд надёжности среди современных ракет-носителей.
Неудачные запуски
5 августа 1996 года «Дельта II» стартовала с первым южнокорейским спутником связи Koreasat-1 на борту. Хотя ракета-носитель вывела его на оперативную орбиту, в процессе взлёта не отделился один из твердотопливных ракетных двигателей,[1] в связи с чем спутник не удалось вывести на запланированную геостационарную орбиту.[11]
Второй неудачный запуск ракеты-носителя «Дельта II» произошёл 17 января 1997 года. РН Delta 7925, стартовавшая с мыса Канаверал со спутником NAVSTAR IIR-1 [GPS42] на борту, взорвалась через 13 секунд после старта, достигнув высоты менее 450 метров. В результате аварии пострадавших не было. Хотя большая часть обломков упала в океан, часть из них повредила расположенные рядом со стартовой площадкой здания, бункер центра управления запуском и около двадцати автомобилей на автостоянке. Стартовой площадке и башне удалось избежать повреждений. [12] Причиной аварии стал разрыв оболочки на твердотопливном двигателе №2. Корпус, по-видимому, был повреждён до начала полёта, по неизвестным причинам.[1] Убытки от аварии составили около 95 млн долларов США, из которых 55 млн — стоимость ракеты-носителя, и 40 млн — стоимость спутника GPS.[12]
Планируемые запуски
До конца 2009 года планируется не менее четырёх запусков «Дельты II».[13]
См. также
- Дельта (ракета-носитель)
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 History of the Delta Launch Vehicle.
- ↑ 1 2 Delta History. The Boing Company website. (англ.)
- ↑ 1 2 Delta II. GlobalSecurity.org. (англ.)
- ↑ McDonnell Douglas DELTA II Rocket To Launch Iridium Satellites. (англ.)
- ↑ (1997) «Все, что летает: McDonnell Douglas Corporation». Теле-Спутник 15.
- ↑ 1 2 McDonnell Douglas Delta II 7920-10C vehicle and Iridium® mission description. (англ.)
- ↑ Boeing Completes McDonnell Douglas Merger. (англ.)
- ↑ NASA’s Mars Climate Orbiter belivied to be lost. (англ.)
- ↑ Mars Polar Lander web cite. (англ.)
- ↑ WorldView-1 mission status center. (англ.)
- ↑ Koreasat 1. NASA NSSDC. (англ.)
- ↑ 1 2 Delta Rocket Explodes After Launch. (англ.)
- ↑ Mission Record. Boeing IDS. Проверено 13 апреля 2009. (англ.)
Ссылки
- РН «Дельта II» на официальном сайте Boeing. (англ.)
- Список запусков РН «Дельта» на официальном сайте Boeing. (англ.)
- РН «Дельта». Сайт Гюнтера Кребса. (англ.)
- История запусков РН «Дельта». (англ.)
- Видеозапись взрыва ракеты-носителя «Дельта II» (17 января 1997 года). (англ.)
ВЗРЫВ НА 100 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ – Orlando Sentinel
Ракета Delta II взорвалась над аэродромом на мысе Канаверал в пятницу каскадным огненным шаром, который не только уничтожил ракету и спутник, оплаченные налогоплательщиками, стоимостью 100 миллионов долларов.
Пока никто не знает, что послужило причиной взрыва самой надежной ракеты Америки, но космические эксперты говорят, что наиболее вероятными подозреваемыми являются накладные твердотопливные ракетные ускорители. Травм не было.
Это был ближайший к космодрому на мысе Канаверал взрыв примерно за десятилетие. На протяжении десятков миль жители спешили по домам, в то время как представители ВВС и экстренных служб расходились во мнениях по поводу потенциально токсичного шлейфа, образовавшегося в результате взрыва.
Авария уничтожила чувство неуязвимости, которое возникло за несколько лет в основном успешных запусков вокруг мыса Канаверал. Взрыв также поставил «черный глаз» на операцию по запуску в Центральной Флориде и программу коммерческих ракет, которые хвастались своей надежностью. Чиновники с мыса Канаверал активно рекламировали этот запуск в средствах массовой информации и посвятили его 50-летию ВВС.
Через тринадцать секунд после запуска и на высоте 1589 футов над стартовой площадкой 17А сработала собственная программа самоуничтожения ракеты «Дельта». Восемь секунд спустя офицеры службы безопасности ВВС произвели еще один взрыв, чтобы разрушить оставшиеся части ракеты.
Lost — спутник ВВС США стоимостью 40 миллионов долларов, который должен был стать первым спутником слежения нового поколения. ВВС также заплатили за ракету 60 миллионов долларов. У правительства нет страховки для возмещения убытков.
Когда ракета взорвалась смесью фейерверков и грибовидного облака, комментатор запуска Энн Тулуз, пресс-секретарь McDonnell Douglas, просто сказала: «Произошла аномалия». Затем, когда авиадиспетчеры ахнули, она добавила: «У нас действительно была серьезная проблема в начале полета».
На стартовой пресс-площадке журналистов предупредили: «Немедленно укрыться от падающих обломков».
Сегодня всерьез начинается расследование причин аварии. Бриг. Генерал Роберт Хинсон, командир базы, не стал строить догадки о причине взрыва.
Но Хинсон и представители компании McDonnell Douglas, производящей ракету, заявили, что неудачный запуск напоминает взрыв Дельты в 1986 году. Эта авария, последний крупный отказ ракеты «Дельта», была связана с проблемой твердотопливного ускорителя.
«Первое, на что вам следует обратить внимание, — это проблема твердотопливного двигателя или проблема систем наведения, навигации и управления», — сказал Джон Пайк, директор по космической политике Американской федерации ученых, Вашингтон. мозговой центр.
Пайк сказал, что проблема в бортовых компьютерах ракеты также могла быть причиной аварии.
Все девять ускорителей сработали и работали на максимальной мощности в момент взрыва, сказал Лу Уллиан-младший, заместитель начальника службы безопасности Канаверала.
В результате взрыва образовался ядовитый шлейф, который, по словам Хинсона, был унесен в море сильным ветром. Он сказал, что смертоносная комбинация соляной кислоты, гидразина и диоксида азота, выделившаяся при взрыве, быстро растворилась в воздухе.
«Я могу заверить вас, что яды не представляли опасности для населения», — сказал Хинсон.
Но сотрудники пожарной охраны Палм-Бей увидели густой шлейф над землей в своем городе. А телевизионный метеорологический радар отследил его над землей.
В качестве меры предосторожности сотрудники службы экстренной помощи округа Бревард предупредили некоторых жителей, чтобы они оставались дома в течение короткого периода времени после взрыва. Такие же меры предосторожности приняли и близлежащие школы. Не было сообщений о том, что кто-либо страдал от раздражения глаз, носа или горла, переносимого по воздуху.
Воздействие взрыва на McDonnell Douglas может быть очень сильным. Компания начала амбициозный год запуска 17 Deltas.
Компания планировала запустить еще одну Delta в Калифорнии в понедельник в рамках начала прибыльного контракта на запуск 14 спутников для компании мобильной связи, сказал Джей Уитцлинг, директор подразделения Delta McDonnell Douglas.
Вероятно, пройдет три-четыре месяца, прежде чем Delta снова сможет запуститься. По словам Витцлинга, компания должна выяснить, что пошло не так, и исправить это, прежде чем Delta сможет летать. По его словам, маловероятно, что компания сможет достичь своих целей по запуску в этом году.
Взрыв Дельты, который имел 98-процентную вероятность успеха, начиная с 1960 года, удивил экспертов космического бизнеса.
«Это очень необычно для «Дельты», — сказал о взрыве аналитик акций аэрокосмической отрасли Пол Нисбет. — Это никому не приносит пользы.
Но если какая-то компания может оправиться, то McDonnell Douglas может, сказал Нисбет.
«У Макдоннелл-Дугласа на мгновение появился синяк под глазом на Дельте, как и у всех на мгновение или несколько мгновений, — сказал Нисбет.
Основным преимуществом Delta была ее надежность, сказал Эд Эллегуд, операционный директор Управления космодрома Флориды, которое пытается привлечь космический бизнес во Флориду.
Но он добавил, что взрывы — это «цена ведения бизнеса. К сожалению, это происходит с каждой системой запуска. Ни у кого нет стопроцентной надежности».
Последний полет ракеты-носителя Delta II
Это был 155-й полет ракеты-носителя Delta II и 100-й последовательный успешный запуск — рекорд, не имеющий себе равных ни для одной другой ракеты-носителя в истории. Основной полезной нагрузкой в этой последней миссии был спутник NASA Ice, Cloud and Land Elevation Satellite-2, или ICESat-2, который будет использовать лазерные импульсы для измерения высоты ледяных щитов, ледников, морского льда и лесной растительности. Вторичной полезной нагрузкой были несколько спутников CubeSat, в том числе проект Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по мониторингу космической погоды, который был построен при технической поддержке The Aerospace Corporation.
Ракета Delta II ожидает своего последнего полета в космос. Фото предоставлено УЛА.История Delta II
Delta II впервые был запущен 14 февраля 1989 года с мыса Канаверал, на борту которого находился первый спутник GPS Block II. С тех пор Delta II запустила зонды НАСА к Марсу, Меркурию, Луне и астероидам, а также 48 навигационных спутников глобальной системы позиционирования до 2009 года и коммерческие спутники для компаний, включая Iridium и Globalstar.
Aerospace на протяжении многих лет участвовала в различных аспектах разработки Delta II и интеграции со спутниками GPS. Многие сотрудники Aerospace были связаны с Delta II, в том числе исполнительный вице-президент доктор Уэйн Гудман, который провел структурный анализ твердотопливных ракетных двигателей Delta II и их абляционных сопел в качестве своего первого задания после прихода в Aerospace в 1919 году.87.
Последний успешный взлет. Фото предоставлено УЛА.Оглядываясь назад, Гудман отметил, что «быть частью команды Delta II было одним из самых ярких событий в моей карьере. Как новый сотрудник, на меня возложили огромную ответственность, и этот опыт приносил мне пользу на протяжении всей моей карьеры. Мне посчастливилось работать с рядом замечательных инженеров в Aerospace, а также со многими из основных и субподрядчиков; мы все были едины в нашей цели добиться успеха миссии».
За 155 полетов у Delta II был только один полный отказ и один частичный отказ, 99 процентов успеха, что делает его одной из самых надежных ракет-носителей. Частичный отказ произошел 5 августа 1995 года во время запуска со станции ВВС на мысе Канаверал спутника Koreasat-1. Один твердотопливный ракетный двигатель не отделился, что привело к снижению орбитальной скорости и проблемам с выходом на правильную орбиту. В конце концов он вышел на правильную орбиту, но израсходовал дополнительное топливо, что сократило срок его службы.
Только один сбой; Запуск GPS взрывается
Полный отказ был 17, 19 января.97, когда Delta II попыталась запустить первый спутник GPS II-R с мыса Канаверал. На 13-й секунде полета взорвался твердотопливный двигатель, вызвав эффектный взрыв, в результате которого вокруг стартового комплекса разлетелись обломки, а несколько припаркованных автомобилей сотрудников загорелись.
Один из них принадлежал доктору Джею Бернарду, который присоединился к Aerospace в 1977 году, а затем перешел в программу Delta II в начале 1990-х, чтобы работать над резервным инерциальным блоком управления полетом (RIFCA), который был частью модернизации авионики.
Вид на последний запуск Delta II из штаб-квартиры Aerospace в Эль-Сегундо, Калифорния.Бернард рассказал, что его страховой агент поначалу отнесся скептически, когда сообщил, что причиной повреждения было столкновение с ракетой. Но он был убежден после того, как Бернар сказал ему включить телевизор, который прямо сейчас освещал это событие.
RIFCA повезло больше, чем грузовик Бернарда. Он приземлился на пляже, был обнаружен и отправлен обратно производителю. Узел инерциального датчика был установлен в новый корпус и включен.