Хива город – Узбекистан. Хива — город с самым большим обрезанным…

Содержание

где находится, сколько лет, описание современного города

По легенде древний город начал строиться вокруг колодца с необыкновенной водой Хейвак. По одной из версий, отсюда и пошло название Хива. Относится история создания к героям ветхозаветных времен: Ною и его сыну Симу, который и приказал вырыть колодец. Колодец сохранился до наших дней. Его можно увидеть в Ичан-Калы у северо-западной стены.

виды Хивы

Немного истории города

Как считают историки, в конце XVI века, Амударья поменяла свое русло, и столичный город Хорезма Гургандж (Ургенч) остался без питьевой воды. Столицу вынуждены были перенести в Хиву. В начале XVIII века здесь возникли военные конфликты, столкнулись интересы России, Ирана и Бухарского ханства. А к середине XVIII века Хорезм захвачен иранским правителем Надир-шахом. Позже персидских правителей потеснила узбекская династия.

последний хан ХорезмаМухаммад Рахим-Хан II

Последний независимый хан Хорезма – Мухаммад Рахим-Хан II. В августе 1873 года Российская империя и Хивинское ханство заключили мирный договор, после чего ханство попало под протекторат России. К этому же периоду относятся и первые уникальные фото из альбома «Виды и типы Хивинского ханства». Они до сих пор представляют интерес для специалистов. Многие считают город «самым фотогеничным» в Узбекистане.

С приходом советской власти и падением Хивинского ханства, Хива становится столицей Хорезмской республики, потом входит в состав советской республики Узбекистан, став центром хлопководческого района, с развитым производством шелковых ковров.

Где находится город Хива?

Расположена Хива в 1000 километрах от Ташкента, на юге Хорезмской области на границе с пустыней Кызылкум. Удобнее всего сюда добираться на самолете или поезде до Ургенча, который находится в 30 километрах. В Ургенче туристы нанимают такси или доезжают до Хивы на комфортабельном автобусе.

местоположение города Хива

Помимо исключительной исторической ценности и большого количества памятников, здесь много гостиниц, где могут останавливаться туристы. Но пока их меньше, чем в Самарканде. Многие считают, что сюда слишком сложно добираться.

Сколько лет городу Хива?

Если судить по историко-археологическим раскопкам, то в V веке город уже существовал в виде укрепленного места отдыха, караван-сарая, на Шелковом пути. Но в основании стен Ичан-Калы находят остатки значительно более древних сооружений, относящихся к III веку до н. э. Данный факт дал основание городу в 1997 году отметить юбилей – 2500 лет.

виды Хивы

Знаменитая цитадель Куня-Арк построена в XVII веке как самостоятельный населенный пункт. В сооружении находились приемный зал, канцелярия хана, монетный двор, мечети, гарем в 2000 м

2 и хозяйственные постройки.

Современный город Хива

Сегодня Хива – районный центр в Хорезмской области, с населением не более 50000 человек, которые продолжают жить на территории древнего города.

вид на Хивувид с высоты на современный город Хива

Считается, что в Хиве более 60 исторических памятников. Но кажется, что достопримечательностей значительно больше, поскольку старые традиционные жилые постройки, узкие улицы, мечети, медресе, минареты, создают ощущение, что находишься на древнем Востоке. Хива – единственное место в Средней Азии, целиком сохранившееся как город-памятник.

Основные достопримечательности:

  • внутренний город Ичан-кала;
  • Пятничная мечеть с резными деревянными колоннами;
  • древние бани (хаммам) с уникальной системой отопления, построенные в Хиве в XVII веке;
  • недостроенный минарет с трагической историей о замурованном мастере, который отказался выполнять волю правителя.

Высочайший в Узбекистане минарет Ислам-ходжи, высотой 56 метров, построен в XIX веке. А мавзолей шейха Сейид Алауддина – самое древнее сооружение, которое относится к XIV веку.

centralasia.club

Хива для туриста 2019: как доехать, что посмотреть, где остановиться

Хива является одним из самых популярных среди туристов городов Узбекистана. Если говорить об основании города, то с данным событием связана легенда – хивинцы считают, что он зародился вокруг колодца, вырытого по указанию Сима – старшего сына Ноя. Кстати, колодец действительно существует и по сей день. Располагается он в Ичан-Кале (старый город).

Что касается ученых, то они считают, что в древности город назывался Хейвак. По данным, полученным в ходе исследований, возраст города составляет более 2500 лет.

На данный момент, самолёты и поезда, следующие в Хиву, прибывают в соседний Ургенч. Современные ЖД и аэровокзал в Хиве должны открыться в скором времени. Прямой поезд из Бухары в Хиву также планируется запустить в 2018 году. Сегодня этот путь можно проехать только на автомобиле.

Лучшим временем для поездки в Хиву можно считать период с апреля по октябрь включительно. Летом температура здесь прогревается до 35-37 градусов. В зимний период может опускаться до -8.

Сегодня Хива – это город-музей. Некогда он был столицей могущественного Хивинского ханства. Примечательной особенностью Хивы является то, что со времен своего расцвета она изменилась в очень малой степени (по сравнению с другими городами Узбекистана). Поэтому сегодня старая часть Хивы – Ичан-кала официально находится под охраной ЮНЕСКО.

Подробнее о достопримечательностях Хивы

Из архитектурных памятников, относящихся к периоду расцвета Хивинского ханства, до наших дней сохранились:

  • несколько дворцов;
  • около семидесяти мечетей и медресе;
  • несколько мавзолеев;
  • караван-сараи;
  • бани;
  • старый рынок;
  • жилые строения.

Большая часть этих достопримечательностей расположена на территории крепости Ичан-кала. Это своеобразный город в городе, окруженный мощной крепостной стеной с четырьмя воротами (по одному на каждую строну света). Если двигаться от западных ворот к восточным, можно сравнительно быстро обойти весь город. Совершая такую пешую прогулку, вы увидите наиболее знаменитые архитектурные памятники Хивы.

Кстати, возле ворот Палван-Дарваза расположен самый настоящий ансамбль архитектурных шедевров. Среди них можно выделить дворец Таш-Хаули – главную резиденцию хивинских властелинов. Многочисленные апартаменты этого дворца неизменно вызывают восхищение самых взыскательных туристов и знатоков восточной архитектуры.

Особого внимания заслуживает сегодня также и минарет Кальта-Минар. Он несколько отличается от традиционных минаретов – основание его предполагает очень массивное сооружение. Но, к сожалению, время слишком быстро летит вперед. Минарет так и остался недостроенным после смерти правителя, затеявшего это строительство.

Налюбовавшись минаретом, посетите медресе Мухаммад Амин-хана – наиболее крупный памятник архитектуры на территории Хивы, имеющий религиозное значение. Еще одной его особенностью является наличие сдвоенных келий, в которых когда-то проживали обучающиеся здесь студенты.

Если вы хотите увидеть и заснять весь старый город одним кадром, то добро пожаловать на смотровую башню Ак-Шейх-бобо. Только увидев весь этот потрясающий город, раскинувшийся перед вами как на ладони, можно понять смысл фразы: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Вообще, отличительной особенностью зданий и сооружений, возведенных знаменитыми хивинскими зодчими и мастерами, является потрясающая своей тонкостью резьба по дереву. Без нее не обходились нигде – искусные резчики украшали резьбой все, что поддавалось обработке – окна, колонны, ворота и прочее. Так что, какой бы из памятников вы не посетили – он без сомнений поразит вас. Кстати, и сегодня этот город является одним из наиболее развитых ремесленных центров Республики Узбекистан. И по сей день здесь проживают лучшие ткачи и ювелиры страны.

Если вам посчастливится попутешествовать по окрестностям Хивы, не упустите возможность посмотреть на расположенные здесь древние крепости (всего их более полусотни). Их возраст составляет более двух тысяч лет. Поэтому, попав сюда, вы обязательно ощутите сказочную атмосферу древнего Востока.

Особого внимания заслуживают руины древних крепостей Аяз-Кала и Элик-кала. Сразу учтите, что посещать их можно только с гидом или таксистом, который хорошо ориентируется в пригороде.

Купить в Хиве можно практически все что угодно. Наибольшей популярностью пользуются глиняные фигурки в виде уменьшенных копий минаретов, а также – музыкантов и просто людей. Отовариваться лучше всего на городском базаре. Стати, здесь, кроме сувениров, можно также приобрести различные сорта чая, сладости, специи и сухофрукты.

И еще: помните о восточном менталитете и не забывайте торговаться!

Несмотря на то, что город существует преимущественно за счет туризма, цены на номера в отелях здесь весьма приемлемые. Также можно поселиться в одном из многочисленных гостевых домиков.

Для гостей города, располагающих совсем уж скромным бюджетом, подойдет комната, арендованная в частном секторе. Правда, в данном случае могут возникнуть проблем с регистрацией. Однако на протяжении 2 дней иностранцы могут находиться в Хиве и не имея таковой.

Вообще, если вы любите все изысканное и красивое, интересуетесь историей, культурой и архитектурой древнего Востока, хотите попробовать что-то новое и хотите, чтобы ваш отпуск запомнился вам на всю жизнь, то вам обязательно стоит посетить именно Хиву!

Если вы хотите отведать исконной хивинской кухни, то для приема пищи лучше всего искать отнюдь не ресторан и не кафе. Отправляйтесь в обычную чайхану. Здесь вам предложат десятки различных видов шашлыка, казан-кебаб (мясо, жаренное на кости, подается обычно с репчатым луком), хивинский плов и множество других блюд.

bookatour.me

Хива — древняя столица Хорезма

Первый раз у меня в блоге пост про Узбекистан, а ведь этот регион настолько богат историей, что аж подумать страшно. Самое интересно, что во многих местах там сохранились в первозданном виде целые города, которым более 1000 лет. Давайте посмотрим на один такой город.

Хива — в древности — Хорасмия, позже известна как Хварезми — Хорезм, в прошлом крупное ханство на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря. В настоящее время это территория Узбекистана и Туркменистана.

Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 км) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце 16 века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.

Хорезм не раз даал отпор таким знаменитым противникам как Александр Македонский, а в 680 арабам Кутейбы ибн-Муслима. Они атаковали Гургандж, но не могли полностью подчинить себе ханство. Только объединенным армиям Чингиз-хана удалось одержать победу. После полугодовой осады они разрушили дамбы, и Амударья затопила Гургандж. Город был стерт с лица земли, 100 тысяч жителей убиты, и каждому воину досталось по 24 пленника. И только через 200 лет столица Хорезма была вновь отстроена. Пять раз Тамерлан совершал набеги на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его

Согласно легенде, старец, умирающий в пустыне от жажды, стукнул посохом и увидел на месте удара колодец с водой. Удивленный, он воскликнул «Хей Вах!» и основал у колодца город. Однако топоним «Хивак», или «Хива», относится к группе географических названий, начальная форма которых сильно изменилась с течением времени. По мнению некоторых ученых, название города, выросшего в середине I тысячелетия до нашей эры на берегу канала, стало производным от ойконима Хейканик (или Кейканик), что означало: «Город, расположенный на берегу большой воды», т.е. канала, отведённого от реки.


Кликабельно, Панорама

Ещё по одной версии (её предлагает филолог Ибрагим Каримов), топоним Хива образован от древнеаланского «хиаув» — крепость. Он предлагает также, что аланы — это древние хорезмийцы, мигрировавшие несколько веков назад на Северный Кавказ.

Многовековая история Хивы неразрывно связана с судьбой Хорезма. Периоды подъемов, когда Хорезм становился во главе могучих государственных образований, чередовались с тяжкими падениями, когда его города и селения гибли от опустошительных вражеских нашествий.

Примечательно, что и в ХIХ-начале XX вв. город в окончательном виде сложился по традиционному плану равнинного города: прямоугольник, вытянутый с севера на юг, рассеченный крестообразно по осям главными улицами. Размеры его — 650×400 м — находятся в соотношении пропорций «золотого сечения», излюбленного архитекторами всех стран мира. Размеры изученных археологами городищ свидетельствуют, что и тогда их строители владели основами прикладной геометрии.

Впервые Хива упоминается в письменных источниках X в. как небольшой город, расположенный на караванной дороге между Мервом и Ургенчем (современный Куня-Ургенч). Такое выгодное положение делает Хиву значительным торговым центром. Особенно большое значение приобретает она в XVIII веке, когда становится столицей Хорезма (Хивинского ханства). Однако уже в XVIII столетии феодальная раздробленность, династические смуты, вражда с соседними племенами и государствами ослабляли страну. И только в начале XIX века, после утверждения кунгратской династии, Хива формируется как значительный культурный центр.


Кликиабельно

Наиболее древняя часть Хивы — шахристан (город) Ичан-Кала, окружена стенами, которые неоднократно разрушались и восстанавливались. У западных ворот Ичан-Калы (в настоящее время не существующих) расположен Куня-Арк, старая крепость с остатками замка Акших-баба, являвшегося когда-то ядром города. Арк состоял из нескольких двориков, каждый из которых объединял определенную группу построек. Из них сохранились лишь курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема. В мечети и приемной (1825-1842 гг.) привлекают внимание айваны с деревянными колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.

Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена вдоль дороги, ведущей от западных к восточным воротам. Здания здесь сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные здания сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными колоннами создают повсюду неожиданные силуэты.

Ни один другой город не донес до нас в такой сохранности целую часть шахристана, подобно Ичан-Кале в Хиве. Это — историко-архитектурный заповедник, дающий представление о феодальном среднеазиатском городе.

Построек времен первоначального возвышения Хивы почти не осталось.

Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее — мавзолей шейха Сейид Аллауддина (XIV в.). Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом. Затем к усыпальнице была пристроена зиарат-хана. Вход в усыпальницу был заделан, а проем в ее стене, со стороны зиарат-ханы, расширен. В 1957 г. при реставрации зданию был придан, насколько это возможно, первоначальный вид.

Мавзолей служит вместилищем превосходного майоликового надгробия. Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя «сагана» (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким растительным узором голубого, темно-синего, фисташкового и белого цветов. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV века. По-видимому, очень скромным и небольшим был первоначальный мавзолей Пахлаван Махмуда, поэта, народного героя, умершего в первой четверти XIV в. Ореол славы этого героя, считавшегося патроном города, привлекал почитателей. Вокруг его мавзолея создалось целое кладбище со многими фамильными усыпальницами.

В начале XIX века возле этого комплекса началось строительство усыпальницы хивинских правителей. К мавзолею Пахлаван Махмуда были пристроены помещения, в которые и перенесли могилы ранее умерших ханов.

В 1825 г. интерьеры всех помещений комплекса Пахлаван Махмуда были сплошь облицованы майоликой с типичным для Хивы орнаментом, а купола здания покрыты бирюзовыми плитками. Поблескивающий зеленоватой глазурью купол мавзолея издали привлекает внимание. Превосходная майолика внутреннего декора комплекса Пахлаван Махмуда ставит его в ряд выдающихся памятников архитектуры. В начале XX века перед зданием погребального комплекса были воздвигнуты другие постройки и айван на деревянных резных колоннах.

Необычна архитектура пятничной мечети Хивы — Джума-мечети, построенной в XVIII в. Кирпичные глухие стены без каких-либо членений и украшений образуют здание размером 55 х 46 м. Потолок поддерживается 212-ю деревянными колоннами, из которых 16 относятся к ХI-ХIV вв. Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Своеобразна композиция мечети — глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания, к которому примыкает контрастирующий с ним своим высоким стволом минарет (XVIII в.). Мечеть со своим минаретом и несколько близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.

Одним из оживленных мест Хивы являлась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза. Здесь еще в XVII веке были построены бани Ануш-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия. В 1804-1812 гг. напротив медресе Ходжамбердыбия было сооружено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад-инака. Медресе имело 81 худжру и являлось одним из самых больших сооружений Хивы. Его портал с пятигранной нишей и алебастровыми сталактитами оформлен богаче, чем фасады более ранних медресе города. Угловые башни с фонарями декорированы глазурованными и терракотовыми со штампованным рисунком плитками. Тимпаны двухэтажных арочных галерей заполнены майоликой. Интерьеры почти лишены декора.

Несмотря на большие размеры, медресе Кутлуг-Мурад-инака не достигает монументальности, свойственной многим бухарским памятникам. Оно проще по планировочной и объемной композиции, беднее по декоративному убранству.

В 1806 г. к воротам Палван-Дарваза была пристроена длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825-1842 гг.) была сосредоточена торговая жизнь города. Здесь впритык одно к другому возводились здания. Насыщенность постройками была так велика, что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Так, например, для размещения медресе Аллакули-хана была разрушена городская стена. Ее выровненные обломки составили основание для нового здания, к которому вел пандус, разделивший медресе Ходжамбердыбия на две части, подобно переметной суме — хурджуму — почему оно и получило название «Хурджум». Здание имеет небольшую высоту и не загораживает монументального главного фасада медресе Аллакули-хана с его стройным порталом. В наружной отделке его господствует майолика.


Кликабельно

В 1-ой половине XIX века в Хиве при Аллакули-хане особенно процветала торговля. Оживленные и разнообразные (вплоть до невольничьего) базары располагались у восточных ворот и за ними. Вблизи от ворот Палван-Дарваза был построен караван-сарай, подобно медресе своим объемом выходящий за стены Ичан-Калы. К его главному фасаду была пристроена крытая галерея — пассаж (тим). В комплексе построек у восточных ворот Палван-Дарваза в 1830-1838 гг. был возведен дворец Аллакули-хана — Таш-хаули. Все здание выложено из обожженного кирпича. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Дворец состоит из объединенных несколькими двориками помещений жилого и официального назначения.


Среди них — гарем, михманхана для приемов хана, арзхана — судилище, вспомогательные и служебные помещения, переходы. Сложность плана объясняется разновременностью построек дворца. Все выходящие во дворики айваны богато декорированы: майоликовая облицовка покрывает стены, резьба — деревянные колонны и их мраморные базы, росписи — деревянные потолки. Народные орнаментальные традиции нашли здесь превосходное воплощение. Так завершилась цепь построек возле ворот Палван-Дарваза: галерея Палван-Дарваза, медресе Аллакули-хана, тим, караван-сарай, а с другой стороны площади — Таш-Хаули, медресе Кутлуг-Мурад-инака. С юга площадь ограничивалась небольшим зданием Ак-мечети, окруженной с трех сторон айваном (1838-1842 гг.). За мечетью разместилась баня Ануш-хана (XVII в.), помещения которой погружены в землю и выступают только куполами.


Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной необходимости. Внешне он не воспринимается как целый художественный ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и разнообразием силуэтов. В Ичан-Кале формировались и другие ансамбли. Так, к югу от Куня-Арка в 1851-1852 гг. было построено медресе Амин-хана, а в 1871 г. к востоку от Куня-Арка — медресе Сейид Мухаммед-Рахим-хана II, которые составили центры двух архитектурных ансамблей. Медресе Амин-хана самое большое в Хиве. Недостроенный минарет, диаметр которого составляет 14, 2 м, выложен только на высоту 26 м, почему за ним и упрочилось название Кальта-минар (короткий минарет). Боковые фасады медресе оживлены аркадой лоджий на втором этаже. По углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками, облицованными таким же кирпичом. Высокий портал главного фасада украшен майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича.

В 1910 г. Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет (около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной майолики.

Упомянутые памятники архитектуры не исчерпывают полного списка всех замечательных сооружений города. В многочисленных постройках, хотя и не уникальных, находили преломление конструктивные и художественные принципы хивинского строительства. Большую ценность в них представляет осуществленное в народных традициях декоративное убранство: резьба по дереву и майоликовые облицовки. Монументальные постройки в предместье Хивы, Дишан-Кале такие, как дворец Нурулла-бая, не характерны для этой части города. В противоположность Ичан-Кале здесь много водоемов и зелени. Многочисленная массовая жилая застройка отличается интересной объемно-пространственной композицией, в которой айваны служат необходимым компонентом. Колонны, подбалки, двери и другие деревянные детали нередко украшены великолепной резьбой. Народное жилище здесь хранит и развивает художественные традиции хивинского зодчества.

Когда столицу перенесли на новое место, это был, несомненно, один из худших периодов истории Хорезма. Но со временем ханство расцвело вновь, и в короткий период Хива стала духовным центром Исламского мира. Итак, в 1598 году Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с 10-ти вековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.


Россия аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году (отчасти потому, что торговля рабами в Хиве вызывала страх в южной России: туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре). В 1919 году части Красной Армии свергли власть последнего Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.

В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Маъмун, руководил выходец из хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили аль-Беруни, Агахи, Наджмиддин Кубро и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.

Дошедшее до нас слово «Хива» известно из арабских географических трудов Х века как название одного из населенных пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние сведения о городе неизвестны.

Хорезм Х века — это бремя титанов мысли и науки Абу Райхана Беруни (973—1048), Абу Али ибн-Сины (980—1037), время процветания «Академии» хорезмшаха Мамуна.

О людях Хорезма того времени сохранились свидетельства историков «Они люди гостеприимные, любители поесть, храбрые и крепкие в бою; у них есть особенности и удивительные свойства»,— писал Макдиси.

В истории Хорезма Х век отмечен бурным экономическим подъемом страны, ростом числа городов, развитием градостроительства и архитектуры. Исторические хроники перечисляют незнания более 30 городов, расположенных в нижнем бассейне Амударьи. Среди древних городов, пожалуй, лишь Хива стойко продолжала существовать как город.

Хива расположена на равнинной зоне, на границе пустыни. Вначале колодец с питьевой водой предопределил возникновение населенного пункта. Образованию же города, несомненно, предшествовало проведение канала Хейканик из Амударьи, служившего не только для орошения обширной территории, но и для снабжения — водой всех населенных пунктов, возникших на его трассе.

Канал Хейканик существовал еще в античный период. Он известен ныне под названием Палванян (Палнан-арык). В хивинских хрониках ХIХ в. часто Хейканик упоминается искаженно как Хейваник. Хейканик — архаичное название, значение которого в народе давно забыто.

Очевидно, между названиями канала Хейканик и города Хива (Хева) существует этимологическая связь, ибо цепочка слов Хейканик — Хейваник — Хейвак – Хева — Хива как будто указывает единство их корней. Однако в рукописи 1831 года «Сердце редкостей» историк-летописец Худайберды Кошмухаммед пишет, что «Хива есть имя мужчины».

Многие названия в топонимике Хорезма, как и история страны, являются тайной. Так и слово «Хива» пока остается загадкой истории. Впрочем, такой же таинственностью окутано и слово «Хорезм». Наиболее близко к истине этимологическое толкование слова «Хорезм» — земля солнца.

По свидетельству древних хроник Хива еще в Х веке была довольно большим городом с красивой и благоустроенной соборной мечетью.

Один из средневековых путешественников, побывавший во многих странах Востока, после посещения Средней Азии в начале ХIII в. оставил следующие наблюдения: «Не думаю, чтобы в мире где-нибудь были обширные земли шире хорезмийских и более заселенные, при том что жители приучены к трудной жизни и довольству немногим.

Большинство селений Хорезма — города, имеющие рынки, жизненные припасы и лавки. Как редкость бывают селения, в которых нет рынка. Все это при общей безопасности и полной безмятежности…

Несомненно, город Хива был в числе процветающих городов, о которых так восхищенно отозвался арабский путешественник, ученый Якут Хамави.

В ХIII в. Хорезм пал под натиском полчищ Чингисхана. Хива встала грудью против врага. Сыны-патриоты погибли смертью храбрых. Позже над могилой защитников города был сооружен мавзолей.

Хива выдержала испытание временем, но непрерывное существование города на одном месте, необходимость обновления старых строений, требование жизненных пространств беспощадно уничтожало все ветхое, отжившее и ненужное.

Именно поэтому в современной Хиве большинство памятников относятся к ХVIII—ХIХ вв. Более ранние памятники единичны, а археология города пока не изучена.

Хива стала столицей государства лишь с 1556 г. при Дустхан ибн-Буджчи. Однако ее интенсивное развитие начинается при Арабмухаммедхане (1602— 1623), когда начали строить монументальные сооружения.

Среди памятников ХVII в. особенно выделяются медресе Арабмухаммеда (1616 г.), мечеть и бани Анушахана (1657 г.).

Экономический и политический кризисы в стране, калейдоскопическая пестрота в смене властей — « игра в ханы » («хонбози») в целом губительно отразились на благосостоянии Хорезма. Захват Хивы иранскими войсками е 1740 г. привел к разорению страны.


Кликабельно

Эпидемия чумы 1768 г. в Хорезме унесла много жизней. Опустели города. Особенно пострадали Хива и соседние города, подчеркивает поэт-историк Мунис.

«В Хиве осталось населения всего в 40 семей… Внутри города заросло тамариском и колючкой, в домах обосновались хищные животные».

В 1770 году правителю Мухаммед Амин инаку удается положить конец междоусобицам и объединить земли Хорезма. С этого времени начинается «основание новой Хивы» (академик В. В. Бартольд).


Кликабельно

Многочисленные монументальные памятники Хивы возникли в ХIХ в. Это был период относительного подъема культуры, расширения строительства и народных промыслов.
Хива является удивительным музеем хорезмской архитектуры ХVIII—ХХ вв.

Во внутреннем городе — Ичан-кале — сконцентрированы ансамбли и комплексы монументальных сооружений, в густом окружении массовой жилой застройки. Уникальным памятником города является многоколонная джума-мечеть (конец ХVIII в.). В ней сохранились деревянные колонны ранних строений (Х—XVI вв.).

Каждая из этих колонн открывает отдельные страницы истории развития архитектурной формы, орнамента и техники резьбы. От ХIV в. сохранились мавзолей Саида Алауддина и мечеть Багбанли. В ХVII— начале ХVIII в. было воздвигнуто множество духовных учебных заведений: медресе Арабмухаммеда (1616 г.), медресе Хурджум (1688 г.), медресе Шергазихана (1719—1726 гг.). Из памятников ХIХ в. особенно интересны медресе Кутлуг-Мурад инака (1804—1812 гг.), комплекс мавзолея Пахлавана Махмуда (1810—1835 гг.) медресе (1834— 1935 гг.), караван-сарай и тим Аллакулихана, медресе Мухаммад-Аминхана (1851—1855 гг.), дворцовые ансамбли Кухна-Арк (первая половина ХIХ в.) и Ташхаули (1831—1841 гг.).

Древность традиций архитектуры и искусства прослеживается не только в памятниках материальной культуры Хорезма. Архитектурно-строительная терминология, бытующая среди населения Хорезма, во многом отличается от терминов сопредельных регионов — Бухары, Самарканда и Ташкента.

В обиходе хорезмских узбеков сохранились отдельные древнетюркские архитектурно-строительные термины, которые давно забыты или заменены в узбекском литературном языке. Так, упомянутое в, «Собрании тюркских наречий» Махмуда Кашгарского (ХI в.) слово «керпич», у Алишера Навои «кирпич», тождественное русскому с «кирпич», бытует в хорезмском наречии доныне как «керпич», «кервич».

Хива по праву может гордиться своими великими сыновьями.


Хивская кампания

masterok.livejournal.com

Достопримечательности Хивы. Исторические памятники Хивы

 

Хива — один из главных городов древнего Хорезма и единственный город современного Узбекистана, который сохранил практически нетронутым целый участок средневекового шахристана — Ичан-Калу («внутренний город»). Древняя цитадель, обнесенная могучей городской стеной, предстанет перед Вами в облике живого средневекового города из Восточной сказки, каждое строение которого — архитектурный памятник и отдельная достопримечательность. Тем не менее, в этом историческом «музее» продолжают жить люди: то и дело из двориков доносится звук и запах жареного лука, а на улицу выбегает годовалый малыш под присмотром своего трехлетнего брата. Здесь можно часами гулять по каменной мостовой и рассматривать искусную резьбу на деревянных колоннах Джума-мечети, попасть в самое сердце Ичан-Калы — крепость Куня-Арк, где есть превосходная смотровая площадка, а можно подняться по узкой винтовой лестнице на самый верх минарета Ислам Ходжа, откуда открывается потрясающая панорама древнего города, раскинувшегося по соседству с огромной пустыней Кызыл-Кум.

Ичан-Кала

Древний комплекс Ичан-Кала («внутренний оборонительный круг») — практически нетронутый временем целый средневековый город внутри Хивы, который первым в Средней Азии был целиком внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ичан-Кала представляет собой густо застроенный древний город, который за историю своего существования не раз разрушался и восстанавливался вновь. Началом строительства Ичан-Калы принято считать 1598 год. Именно в этом году из-за очередного смена русла течения реки Амударьи столица хорезмского оазиса была перенесена из Гурганджа (Ургенча) в Хиву.

подробнее

Крепость Куня-Арк

Куня-Арк (в переводе «старая крепость») — это цитадель правителя, которая была в каждом крупном городе. Здесь, говоря современным языком, существовала хорошо развитая инфраструктура — то есть всё, что нужно было для комфортного проживания, ведения государственной службы, развлечений хивинского хана, его семьи, войск и административного аппарата. С конца XVIII века крепость представляла собой охраняемый «город в городе» и скрывалась за двойными зубчатыми глиняными стенами — собственными и стенами Ичан-Калы, которые составляли до 10 метров в высоту и 5-6 метров в толщину.

подробнее

Комплекс Пахлавана Махмуда

Пахлаван Махмуд был выдающимся сыном Хорезма. По профессии он был скорняком (мастером по выделке мехов), что приносило ему средства на существование, а по призванию — выдающимся борцом, талантливым поэтом и мудрейшим философом. Согласно преданию, Пахлаван Махмуд умер в 1322 или в 1325 году и был захоронен во дворе своей мастерской. Хивинцы стали считать его покровителем города и в 1701 г. возвели над местом его захоронения мавзолей. Вскоре это место стало священным, вокруг него вырос целый комплекс построек, а надгробие и сам мавзолей Пахлавана Махмуда были декорированы традиционной бело-голубой майоликой.

подробнее

Комплекс Ислам-Ходжи

Комплекс был возведен только в 1908-1910 годах и по своим формам восходит к сооружениям XI-XII веков. Своей славе он обязан нетипичностью и своеобразной игре на контрастах — по задумке архитектора самый высокий минарет Хивы соседствует с самым маленьким медресе. Таким образом, минарет выглядит еще величественнее и виден издалека. В начале прошлого века, как и сейчас, это помогало путникам легче ориентироваться и быстрее находить дорогу к городу и к этой удивительной достопримечательности. Комплекс Ислам-Ходжи по праву считается одной из самых красивых достопримечательностей Хивы.

подробнее

Дворец Таш-Хаули

Расположенный в восточной части Ичан-Калы, дворец Таш-Хаули (1830-1838 гг.) является образцом величия и могущества хорезмского стиля строительства зданий тех времен. Дворец Таш-хаули был построен по приказу Аллакули-хана. Все части дворца Таш-Хаули связаны между собой лабиринтом неосвещенных коридоров. Часть дворца, отведенная под ханские покои и гарем, отделена от официальной части сплошным коридором. Самое просторное и наиболее богато украшенное помещение — это покои самого хана, остальные четыре комнаты предназначались для жен хана.

подробнее

Джума Мечеть

Расположенная в самом центре Ичан-Калы, Джума мечеть (пятничная) занимает самое важное место среди всех остальных мечетей Хивы. Главным ее отличием является нехарактерная для мечетей архитектура. Невзирая на традиции, Джума мечеть не имеет ни входных арок, ни входных порталов, ни даже традиционных купольных перекрытий. Вместо всего этого Джума мечеть представляет собой одноэтажное сооружение с массивной стеной и тремя входами. Центральный вход в мечеть расположен на единственной прямой улице Хивы, идущей от цитадели Куня-Арк. Сам вход представляет собой деревянную дверь, которая богато декорирована узорной резьбой. Возраст двери насчитывает более семи веков.

подробнее

Медресе Мухаммад Амин-хана

Расположенное в западной части Ичан-Калы, медресе Мухаммад Амин-хана (1845-1855 гг.) и по сей день поражает своим величием. Оно является не только самым большим медресе в Хиве, но и самым крупным во всей Средней Азии. Недаром над входом выведена надпись на арабском языке “Это прекрасное здание вечно будет стоять на радость потомкам”. Само здание богато декорировано глазурованным кирпичом, традиционной майоликой, а все двери украшены орнаментной резьбой. Пять куполов и угловые башни довершают величие медресе.

подробнее

Минарет Кальта-Минор

Популярность минарета Кальта-Минор объясняется не только его формой, но и декором: вся поверхность башни украшена традиционной глазурованной плиткой синего, голубого и белого цветов. Узоры составляют три горизонтальные полосы одинаковой ширины по центру и полосу с арабской вязью в верхней части. Они были выполнены лучшими мастерами Хивы после того, как стало понятно, что минарет так и останется недостроенным. Предназначение этих узоров — создать впечатление целостности и законченности этого архитектурного объекта.

подробнее

Медресе Аллакули-хана

В былые времена на территории между восточными воротами Ичан-Калы и Тимом (крытый базар) располагалось одно из крупнейших учебно-духовных учреждений Хивы — медресе Аллакули-хана. Медресе было возведено в 1834-1835 годах на средства хана Аллакули, правившего тогда в Хиве. Оно по праву считается одним из лучших образцов архитектуры Хорезма последнего периода средневековья. В медресе гармонируют традиционность архитектуры, пропорциональность и масштабность. Присутствует довольно строгая, но в то же время поразительно изящная отделка портала и арочных ниш традиционной майоликой хорезмского типа голубых и черно-белых оттенков.

подробнее

Караван-сарай Аллакули-Хана

Построенный в Хиве при Аллакули-хане в 1832-1833 годах, караван-сарай по своей архитектуре сильно напоминает медресе. Различие состоит в том, что главный проход этого сооружения связан с областью двора. Вокруг двора располагаются двухэтажные постройки с худжрами (кельями). Причем верхние этажи — это жилые худжры, а нижние отданы под складские помещения. Аллакули-хан решил соорудить новое здание, однако, оно должно было вписаться в уже существующий облик города. Было принято решение начать строительство удобного караван-сарая. Таким образом, здание караван-сарая совмещало в себе функции и постоялого двора, и склада, и базара, а также имело специальные входы для вьючных животных.

подробнее

Медресе Мухаммад Рахим-хана

Одним из самых известных и крупных медресе Хивы является медресе Мухаммад Рахим-хана. Оно было возведено в 1876 г. перед крепостью Куня-Арк по приказу Мухаммад Рахим-хана, который слыл в народе просвещенным монархом и покровителем ученых и поэтов. Медресе имеет вход с улицы, который ведет во двор, обнесенный глухой стеной снаружи и окруженный одноэтажными худжрами (кельями) внутри. Во внутреннем дворе располагается главное двухэтажное сооружение, с большим порталом центрального фасада медресе. Так как Мухаммад Рахим-хан покровительствовал науке, в медресе имелись и учебные аудитории, и обширная и богатая библиотека, а также зимняя и летняя мечети.

подробнее

Колодец Хейвак

Предание гласит, что после всемирного потопа Сим, который бродил по пустыне, прилег отдохнуть и увидел во сне 300 пылающих ярким огнем факелов. Узрев в этом послании предзнаменование, Сим построил город в форме корабля, именно так, как были расположены факелы в вещем сне. После Сим выкопал колодец “Хейвак”, откуда и пошло название города — Хива. Колодец Хейвак и по сей день бережно сохраняется старожилами в небольшом уютном дворике у северо-западной стены Ичан-Калы. Во время ремонта колодца были обнаружены остатки купольного строения, а также следы первоначальной древней кладки.

подробнее

Медресе Шергази-хана

Одним из древнейших медресе Хивы является медресе Шергази-хана. Оно расположено в центре Ичан-Калы, непосредственно перед входом в мавзолей Пахлаван Махмуда. Медресе Шергази-хана, являясь одним из самых древних и крупных медресе Хивы, имеет и другое, народное название — “Маскани фазилан” (“обитель знаний”). Ведь именно в нем обучались многие знаменитые поэты и ученые не только Хивы, но и соседних государств. Само здание медресе одноэтажное, двухэтажным является лишь входной портал. Внутри расположен дворик, разделенный на четыре айвана.

подробнее

Ансамбль Палван-Дарвоза

Пожалуй, самым оживленным местом Хивы можно назвать площадь, расположенную возле восточных ворот Ичан-Калы, которые принято называть Палван-Дарвоза, что в переводе означает «богатырские ворота». Сами ворота Палван-Дарвоза были построены в 1804-1806 годах и имеют форму арочного портала, при входе в который можно прочесть надпись «Шахри Хива» («город Хива») и год постройки — 1806 г. Строительство ворот было окончательно завершено при Аллакули-хане в 1835 г. После входной арки находится многокупольная торговая галерея, в ней по обе стороны расположены купеческие лавки.

подробнее

Мавзолей Саида Алауддина

Одним из старейших памятников Хивы, находящихся во внутреннем городе Ичан-Кале, можно считать мавзолей Саида Алауддина. Архитектура мавзолея Саида Алауддина, при всей своей невыразительности, очень интересна. Практически все элементы мавзолея: купола, стены и ступенчатые тромпы выполнены из глиняного кирпича и никак не декорированы. И тем неожиданнее и ярче кажется роскошная отделка надгробий, которые облицованы цветной майоликой в традиционном хорезмском стиле.

подробнее

Дишан-Кала

Хива — это настоящий культурно-исторический памятник зодчества. Сам город представляет собой соединение двух городов в одном: внутренний город — Ичан-Кала и внешний — Дишан-Кала. Каждый “город” или, если быть точнее, оборонительный круг обособлен друг от друга. Именно о внешнем городе Дишан-Кале пойдет речь далее. К сожалению, Дишан-Кала сохранилась намного хуже, чем Ичан-Кала. Оборонительная стена Дишан-Калы была возведена по инициативе Аллакули-хана в середине XIX века для защиты от набегов туркменских племен.

подробнее

Ак-Мечеть

Ак-мечеть включает в себя купольный зал с тремя галереями, который представляет собой дом для молитв с минаретом и михрабом. Михраб — ниша в стене, направленная в сторону Мекки. Минарет завершает купол со шпилем на конце. Центральное купольное помещение с трех сторон окружают высокие многоколонные айваны. Основная изюминка мечети — ее деревянные колонны с восхитительной и неповторимой резьбой. Окна мечети украшают ажурные решетки из ганча (материал белого цвета, аналогичный гипсу). Само название «Ак-мечеть» говорит не только о ганчевой отделке стен сооружения, но и об ее лидирующем положении среди других небольших мечетей квартала.

подробнее

Бани Ануш-Хана

Недалеко от Ак-мечети расположились бани Ануш-хана (фундамент их заложен в 1664 г.). Известностью своих бань Хива обязана знаменитому историку Абулказихану — отцу Ануш-хана. Бани Ануш-хана, до сих пор удивляющие своими системами канализации, отопления и водоснабжения, выступали в качестве вакфа (имущество, используемое для извлечения прибыли либо в благотворительных целях) для содержания Ак-мечети. Восточные бани тех лет состояли, как правило, из вестибюля, комнат для раздевания и, собственно, мыльных. В банях Ануш-хана было организовано точно такое же устройство с подпольной системой обогрева и полуподземными сооружениями, благодаря которым хорошо сохранялось тепло.

подробнее

Государственный кукольный театр в Хорезмской области

У каждой куклы, сделанной вручную, есть своя неповторимая душа, пропитанная любовью мастера к истории своего народа. Неподалеку от исторического сердца Хивы в Узбекистане есть самобытный кукольный театр, где можно увидеть фольклорные представления, национальные хорезмские танцы, разнообразные кукольные спектакли. Именно фольклор позволяет глубже понять философию народа, его основные жизненные уклады, суть древних традиций и обычаев.

подробнее

Музей Авесты

Не случайно музей Авесты расположен в Хиве, ведь по одной из версий Авеста была написана здесь, в Древнем Хорезме. Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев. Пророком и основателем зороастризма, а также автором самой Авесты является Заратуштра. Записывали тексты на воловьих шкурах золотыми чернилами. Святыми для зороастрийцев были огонь, вода, земля и воздух. Одним из главных праздников зороастризма был Навруз, который и сейчас является большим государственным праздником в Узбекистане.

подробнее

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

www.centralasia-travel.com

Достопримечательности Хивы (26): фото и описание — список, что и где посмотреть в Хиве (Узбекистан): интересные места и обзоры

Цитадель Куня-Арк

Рекомендовать место

9

Цитадель Куня-Арк расположена в Узбекистане, на территории Ичан-Калы – древнего внутреннего города современной Хивы. До 1920 года Куня-Арк являлась ханской резиденцией. Цитадель была построена в конце XVII века Аранг-ханом. К концу XVIII века произошло отделение цитадели от Ичан-Калы крепостной стеной, в результате чего она стала представлять собой «город в городе».

В крепости располагались гарем, зал для приемов, ханская канцелярия, две мечети, монетный двор, подсобные помещения.Площадь у входа в цитадель служила местом проведения парадов и военных тренировок. До настоящего времени сохранились лишь несколько строений некогда плотно застроенной территории Куня-Арк.

Здания монетного двора и мечетей были построены одновременно по приказу Мухаммада Рахим-хана I.

Здание гарема на территории цитадели было построено во времена Мухаммада Рахим-хана II и также сохранилось до наших дней. Гарем занимает площадь в 2000 квадратных метров.

Координаты: 41.38363500,60.35971800

Минарет Кальта-Минор

Рекомендовать место

10

1

Минарет Кальта-Минор расположен в городе Хива в западной части республики Узбекистан. Этот памятник восточной архитектуры стал одним из основных символов города. Его оформление резко контрастирует с соседствующими городскими строениями.

Башня минарета диаметром 14,5 метра поднимается вверх на высоту 29 метров. Такие необычные пропорции обусловлены незавершенностью этого уникального сооружения. Его высота лишь на треть достигла задуманную зодчими.

Возведение минарета прекратили после убийства Мухаммада Амин-хана — правителя Хивы. Предполагалось, что широкое основание позволить башне лучше сопротивляться внешним нагрузкам, а глубокий фундамент, уходящий под землю на глубину 15 метров, будет надежным основанием сооружения. Глазурованная плитка внешней отделки и сейчас выглядит так же ярко, как в середине XIX века, когда строительство минарета остановилось.

Координаты: 41.37836600,60.35801200

А какие достопримечательности Хивы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Старая крепость Куня-Арк

Рекомендовать место

13

4

Крепости Хивы

Архитектурный комплекс Куня-Арк был возведен в конце 17 века. Это старейшая сохранившаяся резиденция хивинских ханов.

От Ичан-Кала (исторического внутреннего города в Хиве) ее отделяют прекрасно сохранившиеся мощные крепостные стены. На территории цитадели Куня-Арк располагались дворец хана, зимняя и летняя мечети, пороховой завод, монетный двор, суд, мастерские и склады, другие здания.

Сейчас от застройки цитадели сохранилось немногое: обе мечети, монетный двор, здание гарема, караульная у восточных ворот. Двери и балконы зданий украшены искусной резьбой по дереву.

От ханского дворца осталась лишь куриниш-хона (помещение для приема посетителей), состоявшая из Тронного зала и помещений для архива редких рукописей и ханской казны. В Тронном зале обращают на себя внимание деревянные колонны на резной основе из мрамора и панно из майолики на потолке. В летней мечети также сохранились уникальный расписной потолок и стенная рельефная майолика. Монетный двор в настоящее время отреставрирован, в нем воссоздана реальная обстановка 19 века с манекенами мастеров, здесь же можно увидеть выставку монет и шелковых и бумажных денег. В двухэтажном здании гарема туристам будет интересно роскошное оформление внутренних помещений и жилых комнат.

Цитадель Куня-Арк, предположительно, выстроена на развалинах более ранних сооружений. В ходе археологических раскопок здесь были найдены монеты и фрагменты керамики более раннего исторического периода.

Координаты: 41.37772800,60.35774100

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Хиве только по фотографиям.

Ак-мечеть

Рекомендовать место

5

Мечети Хивы

Ак-мечеть, или Белая мечеть, расположена у восточных ворот внутреннего города Хивы Ичан-Кала. Это небольшое здание, так называемая «квартальная» мечеть (вид мечетей, строившихся для посещения жителями одного городского района). Фундамент здания был заложен в 17 веке при Ануш-хане, а существующее ныне здание отстроено в 1838-1842 годах.

Основное молитвенное помещение находится в зимнем здании мечети, увенчанном белым куполом. Представляет интерес резная отделка дверей мечети, ажурные оконные решетки, деревянные колоныы с резными базами. В целом Ак-мечеть представляет собой один из образцов среднеазиатского зодчества. В резьбе на дверях мечети можно прочитать имена мастеров.

Координаты: 41.37787100,60.36184200

Дворец Таш-Хаули

Рекомендовать место

6

Дворцы Хивы

Дворец Таш-Хаули – это целый архитектурный комплекс, состоящий из трех частей: семейного двора, где жил хан и размещался гарем, Ишрат-Хаули (мешмон-хона — парадное помещение, где проходили приемы и церемонии) и Арз-Хаули (арз-хона – место для судебных разбирательств). Окруженный высокими стенами и сложенный полностью из жженого кирпича, дворец напоминает неприступную крепость, но декор всех помещений внутри этих стен поражает богатством и изяществом.

Масштабы Таш-Хаули впечатляют. По свидетельствам современников, хивинский правитель Алла-Кули-хан пожелал, чтобы дворец был выстроен за два года, а когда зодчие отказались уложиться в столь малый срок, хан приказал их казнить. Строительство дворца заняло 8 лет (1830-1838 годы). Таш-Хаули — настоящий шедевр хивинских зодчих. Всего во дворце — более 160 комнат различного размера, почти все они роскошно оформлены. Стены помещений украшены бело-голубой майоликой, не пострадали от времени ни расписные потолки, ни филигранная резьба деревянных колонн.

Сейчас в некоторых залах дворца можно увидеть выставки, посвященные истории и искусству древнего Хорезма.

Координаты: 41.37812900,60.36137000

Бани Ануш-хана

Рекомендовать место

4

Бани Хивы

На территории старого города Хивы (Ичан-Кала), который сам по себе представляет из себя уникальный памятник истории и архитектуры, сохранилось интересное сооружение — бани Ануш-хана. По данным историков, они были построены примерно в 1657-1664 годах Абдулгази-ханом в честь его сына Ануш-хана.

Восточные бани Средневековья (и бани Ануш-хана в том числе) состояли, как правило, из вестибюля, комнат для раздевания и комнат для мытья. В банях Ануш-хана была устроена полуподземная система обогрева, которая помогала сохранять тепло, также была организована уникальная для своего времени отопительная и канализационная системы. До сих пор в Ичан-Кала можно видеть это погруженное в землю сооружение, на существование которого указывают лишь поднимающиеся над землей купола.

Координаты: 41.37573800,60.36047400

Минарет Калта Минор

Рекомендовать место

4

Калта Минор – невысокий минарет, который стоит у главного фасада медресе Мухаммад Амин-хана. Название «Калта» говорит о том, что минарет «короткий». Он должен был стать самым высоким минаретом в Средней Азии, достигая в высоту 70 метров, но после смерти Мухаммеда-Амин-хана строительство минарета было прервано, остановившись на высоте всего 26 метров. Позже минарет так и не достроили за недостатком денег, и горожанам пришлось привыкнуть в его причудливой форме.

Внешне ярко-голубой минарет не имеет аналогов в Средней Азии и является единственным минаретом, поверхность которого полностью покрыта цветными глазурованными плитками. Середину минарета пересекают три широких орнаментальных пояса. Узор отделки башни подобран таким образом, что она кажется завершенной.

Координаты: 41.37832200,60.35777100

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Хивы? Тест: на сколько хорошо вы знаете Хива.

Тим и караван-сарай Аллакулихана

Рекомендовать место

5

2

Хива — уникальный город Узбекистана. Такое впечатление, что 21 век здесь не наступил. Старый город Ичан-Калы хранит колорит Средневековья. Попав сюда, проваливаешься в прошлое насовсем и безвозвратно. Здесь другой ход времени, другой стиль жизни, другие ценности. Ичан-Калы, взятый под охрану ЮНЕСКО, — средоточие памятников. Один из них — тим (крытый рынок) и караван-сарай Алла-Кули-хана, которые в наши дни выглядят как единое сооружение.

В 19 веке в связи с расширением торговли с соседними городами и странами Хиве потребовались новые торговые площади. Основные базары располагались у ворот Палван-Дарвазы, поэтому в 30-е годы 19 века Алла-Кули-хан возвел здесь, у дворца Таш-хаули, огромный караван-сарай. Он служил гостиницей для купцов и местом оптовой торговли. Чуть позже к его главному фасаду был пристроен многокупольный крытый рынок — тим. Его западный и восточный фасады оформлены в виде городских ворот и облицованы шлифованным кирпичом. Здесь можно было купить не только местный товар, но также российские или английские ткани, шелковые шали, бухарские сапоги, посуду из Китая и т.д.

Координаты: 41.22390000,60.21430000

www.openarium.ru

Достопримечательности Хивы: что посмотреть туристу, описание

Хива – уникальный город-музей. Его основная достопримечательность – внутренний древний город с узкими улицами, мечетями, минаретами, медресе и домами, который окружен стенами толщиной в 6 метров. Не случайно он был внесен в фонд культурного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, а еще раньше в 1968 получил статус города-заповедника.

Главные достопримечательности города Хивы

Происхождение 1001 ночи остается загадкой, ее прародину пока не нашли, а «прообразом» на арабской земле стал перевод персидского сборника «Тысяча Легенд», относящийся к X веку. Он был популярен в Багдаде, но наши современники ассоциируют страну сказок именно с Хивой, когда видят многочисленные достопримечательности города.

Одним из интересных мест, но не относящихся к древности, является резиденция эмира, расположенная в 2 километрах от центра. В 1897 году сооружение построил Мухаммад Рахим-хан II. Дворцовый комплекс с уникальной восточной архитектурой и богатыми интерьерами, отделанный виртуозной резьбой и позолотой – место, которое следует посетить.

Ичан-Кала

Восточные ворота Хивы Палван-Дарваза появились в начале XIX века и известны как «Невольничьи». Именно здесь проходила работорговля. К моменту взятия Хивинского ханства русскими войсками в 1873 в городе находилось 10000 рабов, в том числе русских. Рабство в регионе являлось обычным делом.

Проходя через Палван-Дарваза, можно увидеть мраморную плиту с надписью «город Хива» и датой постройки ворот по хиджре – 1221, что соответствует 1806 году.

Ворота Ата-Дарваза – центральный вход. Внутри располагались торговые лавки и базар, присутствовали налоговые службы и менялы. Постройка относится к середине XIX века. А в начале XX века, в период борьбы с басмачеством, она была разрушена по неизвестной причине. Спустя 55 лет в 1975 году ворота восстановили, но первоначальный декор воспроизведен не был, хотя резная дверь на сегодняшних воротах сама по себе достопримечательность, и, видимо, была снята со старых.

центральные воротацентральные воротаВорота Ата-Дарваза

Шахристан Ичан-Кала отделен от так называемого внешнего городища Дишан-Кала толстыми стенами 10 метров в высоту и протяженностью более 2 500 метров. Стены запечатлены на многих туристических сувенирах и проспектах как основная достопримечательность Хивы.

Крепость Куня-Арк

Крепость относится к концу XVII века. Возводилась при династии Шейбанидов, а через сто лет превратилась в самостоятельный город. Сейчас это самая старая ханская резиденция в Хиве и основная достопримечательность. Цитадель обеспечивалась всем необходимым для проживания хана и его окружения, а также чиновников и военных. Здесь же проходили военные смотры, парады и учения.

Крепость Куня-АркКрепость Куня-АркКрепость Куня-Арк

Крепость частично разрушилась в XVIII столетии, затем сильно пострадала в 20-е годы века прошлого.

Медресе из средневековья в Хиве

Медресе построено в первой половине позапрошлого века по распоряжению хана Алла-Кули, имя которого носит учебное заведение.

Правителю было важно воздвигнуть сооружение, которое станет одним из крупнейших в Хиве. Чтобы начать строительство, разрушили часть стены города.

Этот ансамбль – лучший образец архитектуры Хорезма и достопримечательность Хивы.

Сейчас здесь музей, который носит имя выдающегося врачевателя древности Абу Али ибн Сины.

Медресе Мухаммада Рахим-хана Медресе Мухаммада Рахим-хана Медресе Мухаммада Рахим-хана

Мухаммад Рахим-хан II известен как один из самых образованных правителей Хивы. В период его правления строилось много учебных заведений. Медресе было возведено в 1876 году и получило имя Рахима. Там начали преподавать точные науки. Помимо учебной части в нем имелось две мечети – зимняя и летняя, и более 70 жилых помещений.

В начале XVIII столетия Шергази-хан приказал построить медресе. Возводилось оно пленниками, захваченными в период военной компании против Хорасана. Основное здание одноэтажное. Из двух этажей состоит только входной портал. В нем имелись худжры для проживания учащихся.

Минареты Хивы – достопримечательность Хивы

Кальта-минар переводится как «короткий минарет». Это одна из самых узнаваемых достопримечательностей Хивы. Фундамент углублен на 15 метров, у самого основания минарет имеет диаметр в 14,5 метров, при высоте 29, что составляет только треть от планируемой высоты: сооружение должно было возвышаться на 70 метров, а по некоторым оценкам и вовсе на 110.

Кальта-минарКальта-минарКальта-минар

Существует много легенд, почему уникальный минарет остался недостроенным. Самой распространенной считается убийство Мухаммад-Амин-ханом мастера. Когда последний отказался выполнить волю хана, его замуровали в минарете или сбросили с него. Историки предлагают более консервативное объяснение, связав прекращение строительства с убийством хана в 1855 году и нежеланием приемника нести расходы на достройку минарета.

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Представляет собой архитектурный ансамбль и является образцом древнего хорезмского зодчества дотимуровской эпохи. Мазар – это не просто достопримечательность, но и место паломничества.

Пахлаван Махмуд жил в XIII веке. Он происходил из ремесленного сословия, но прославился как поэт, необыкновенно физически сильный человек и целитель. Местные жители считают его покровителем Хивы.

Изначально мазар был скромным. Позже к нему пристроили мечеть, для паломников возвели ханаку и хозяйственные постройки. Постепенно мазар стал архитектурным комплексом с самым большим куполом.

Джума-мечеть

Постройка относится к X веку. Изначально здесь был просто навес на колоннах, под которым по пятницам собирались и молились верующие.

Интерьер Джума-мечетиИнтерьер Джума-мечетиИнтерьер Джума-мечети

В XVIII веке началось строительство здания. Пятничная мечеть имеет очень необычную форму. В ней отсутствуют такие элементы как порталы, купола, и внутренние дворики. Войти в мечеть можно с нескольких сторон. Потолок здания лежит на резных деревянных колоннах, которых в общей сложности 213. Сегодня это действующая мечеть и одновременно известная достопримечательность города.

Комплекс Ислам-Ходжи

Строительство комплекса начал визирь хана в начале прошлого века. Ислам-Ходжа был человеком просвещенным, восхищался европейской культурой и пытался реформировать жизнь Хивинского ханства. По его приказу было построено медресе, названное в его честь, и одноименный минарет, необычной формы с сужением вверху и высотой 56 метров. Это самый высокий минарет в Хиве и ее достопримечательность. Комплекс был закончен в 1910 году, а через три года визирь был убит по дороге домой из дворца, как говорят, по приказу хана.

Комплекс Ислам-ХоджиКомплекс Ислам-ХоджиКомплекс Ислам-Ходжи

Дворец Таш-Хаули

Задумывался грандиозный проект наподобие цитадели Куня-Арк с полуторастами комнат, дорогой росписью стен, девятью дворами, отдельными апартаментами хана, гаремом, огромной комнатой для приемов и административными зданиями. Создание комплекса заняло 8 лет с 1830 по 1838 год. По преданию, Алла-Кули-хан планировал закончить работу за 2 года и казнил талантливых зодчих, которые не успели построить дворец в срок.

Дворец Таш-ХаулиДворец Таш-ХаулиДворец Таш-Хаули

Размах строительства объяснялся тем, что правление Алла-Кули-хана пришлось на период успехов ханства в международной политике и увеличения торговли. Это дало возможность хану финансировать такие крупные и уникальные строительные объекты, которые стали сегодня достопримечательностями.

Караван-сарай Алла-Кули-Хана

Караван-сарай Алла-Кули-Хана в современности одна из достопримечательностей города Хивы, привлекающая туристов. В начале XIX века открылась торговая площадь, где располагались рынки, в том числе и невольничий. По мере развития торговли с Бухарой, Персией и Россией рыночных площадей стало не хватать.

Караван-сарай Алла-Кули-ХанаКараван-сарай Алла-Кули-ХанаКараван-сарай Алла-Кули-Хана

В 1833 году Алла-Кули-хан приказывает построить караван-сарай, объединяющий гостиницы для купцов, складские помещения и места для торговли. Планировка максимально простая и функциональная: большая дворовая площадь и худжры в два этажа.

Наличие сквозного проезда и пониженный уровень центральной части двора делали удобным доставку товара вьючным образом и облегчали разгрузку.

Колодец Хейвак

Хейвак – самая древняя достопримечательность в Хиве, которая существует и сегодня в небольшом дворе около стены Ичан-Калы. При реставрации обнаружились остатки купола и части старой кладки.

По одной из легенд Хиву основал сын Ноя – Сим, когда увидел во сне горящие факелы и ощутил страшную жажду. Проснувшись, он начал рыть в пустыне колодец, вокруг которого возник город.

Мавзолей Саида Алауддина

Усыпальница считается старейшим памятником и достопримечательностью Хивы. Как мазар выглядел первоначально и когда был построен, точно сказать нельзя.

Мавзолей Саида АлауддинаМавзолей Саида АлауддинаНадгробие в мавзолее Саида Алауддина

Суфийский шейх Саид Алауддин был последователем великого суфия Кубры, могила которого находится в Ургенче. На мазаре указана дата смерти Алауддина – 1303 год. Но строительство началось 150 лет спустя.

Усыпальница перестраивалась не один раз. По приказу Алла-Кули-хана возвели зал для молящихся верующих, и изменили вход в мавзолей. В конце XIX столетия мазар дополнился захоронением хивинского хана Саида Мухаммада, и возведением надгробия, объединившим две могилы.

Дишан-кала

Дишан-кала – внешний город. Достопримечательность представляет собой сеть кварталов, окружающих Ичан-Калу. Стены, возведенные в 1842 году с целью защиты от вражеских набегов, имели 10 ворот. Как говорили очевидцы, в строительство приняло участие более 200000 рабочих. Возведение внешнего города продолжалось три года, и каждый рабочий 12 дней в году работал бесплатно.

вид на Кунья-Арквид на Кунья-АркВид на Кунья-Арк

Бани Ануш-хана

Уникальный объект XII века и известная достопримечательность. Бани построены в честь Ануш-хана по приказу его отца. При создании были применены передовые технологии того времени и в части подземного отопления, сохраняющего тепло в помещениях, и в части водоснабжения. Бани имеют вестибюли, комнаты для переодевания и парные.

Бани Ануш-ханаБани Ануш-ханаБани Ануш-хана

Государственный кукольный театр в Хорезмской области

История театра началась всего 20 лет назад с простого кружка любителей. Но как искусство кукольные представления были очень популярны в Хорезме. Кукольники выступали на базарных площадях, участвовали в народных гуляниях, праздниках и свадьбах. Изготовление кукол в Хорезме – самостоятельное направление в декоративно-прикладном искусстве. Найти двух совершенно одинаковых кукол невозможно.

Современный театр продолжает древние традиции. В 1993 он получил здание в крепости Ичан-Кала. На сегодняшний день это единственный в области театр кукол. Небольшой, имеющий порядка 300 зрительных мест, театр уже стал достопримечательностью и пользуется большой популярностью как у жителей Хивы, так и у туристов.

Музей Авесты

Экспонат музея АвестыЭкспонат музея АвестыЭкспонат музея

По легенде книга Авеста, древнейшая на земле и священная для зороастрийцев, была составлена на территории древнего Хорезма именно в Хиве. Подтверждений легенде нет. Но то, что книга получила распространение на территории Согдианы в домусульманские времена, не оставляет сомнений.

Этому и посвящен музей Авесты, который открыт в одном из медресе Хивы совсем недавно, но уже притягивает большое количество посетителей.

centralasia.club

Хива — это… Что такое Хива?

Координаты: 41°22′42″ с. ш. 60°21′50″ в. д. / 41.378333° с. ш. 60.363889° в. д. (G) (O)41.378333, 60.363889

Наиболее популярные западные ворота Хивы — Ата-Дарваза.
Город Хива (Узбекистан)
узб. Xiva, Хива
Хива (Узбекистан) Хива (Узбекистан)

Хива́ (узб. Xiva, перс. خیوه‎ — Xiveh) — город в Хорезмской области Узбекистана.

Хива считается жемчужиной Хорезмского оазиса.

История

Хива (Узбекистан)

Хива была одним из городов древнего Хорезма, который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.

Согласно архелогическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.

Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 м) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой[1], снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.

С 305 по 995 год Хорезмом, в состав которого входила Хива, управляла династия Афригидов.

В 712 году Хива была захвачена арабамами Кутейбы ибн-Муслима. После этого Хива стала частью мусульманского мира. Несмотря на зависимость от арабов Афригиды сохраняли власть по конца Х века.

В 995-1017 годах Хорезмом управляла династия Мамунидов. В 1017 году Хорезм оказался в зависимости от Махмуда Газневи.

Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов. В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов.

В 1220 году город был разрушен армиями Чингисхана.

Пять раз Тамерлан совершал походы на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его.

В 1511 году Хива вошла в состав государства управляемого династией Шибанидов.

B 1598 году Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с 10-вековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.

В 1618 году шибанид Араб Мухаммад-хан построил медресе в Хиве. В короткий период Хива стала одним из духовных центров Исламского мира.

Расцвет Хивы как города, строительство множества монументальных архитектурных сооружений происходил в XVIII — начале XX века, когда государством правила узбекская династия кунгратов.

В 1793—1794 годах Хиву посетил медик Бланкеннагель, поехавший в Хиву из Петербурга для излечения глаз местного правителя, который во время поездки занимался сбором различных сведений об этой стране. Он оставил подробное описание Хивы, её географического положения, природных богатств, народонаселения и внешней торговли, в том числе данные о торговле с Россией[2].

На протяжении нескольких веков правители Хивинского ханства совершали вооружённые грабительские набеги на соседние регионы (Персию и угоняли людей в рабство (туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре)).

Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году в ходе крупной войсковой операции под командованием генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана (город Хива был взят российскими войсками 10 июня 1873 года) [3]. Эти земли вошли в состав Аму-Дарьинского отдела Туркестанского края. С рабовладельчеством в регионе было покончено.

В начале ХХ века большое строительство в Хиве было организована премьер-министром Ислам ходжой. Например, был построен минарет, носящий его имя, который стал одним из символов города.

В 1919 году части Красной Армии свергли власть последнего Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.

В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Мамун, руководил выходец из Хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили Аль-Бируни, Агахи, Наджм ад-дин Кубра и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.

Археологическое и культурное значение

В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на Великом шелковом пути. В 1997 году Хива отпраздновала свое 2500-летие.

К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».

Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVIII — начала XX веков. Но ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои, относящиеся к III и ещё более ранним векам до н. э.

Комплекс Ичан-кала охраняется как Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Обзор архитектурных памятников Хивы

Khiva Узбекистан panorama2.JPG Дорожный знак на въезде в Хиву Хива, улица в старом городе Хива, вид на Кальта-Минар

Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре — Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения.

Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар, словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта — Короткий.

Совсем рядом с Кальта-Минарам — медресе Мухаммад Амин-хана, крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных заведений. Особенность его архитектуры — сдвоенные худжры — кельи для проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.

На территории Куня-Арка — Старой крепости — расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана, с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание — это гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.

Удивительна по красоте мечеть Джума (X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства: 1778—1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют возраст гораздо старше — от XII до XV веков. Они были доставлены сюда с других древних построек. Колонны примечательны своей удивительной стройностью, богатой орнаментальной резьбой.

У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули. Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши…

Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на красном фоне. Здание имеет, прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.

Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города.

Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.

Во внешней части города — Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры.

См. также

Ссылки

Литература

Примечания

  1. Это является широко распространенным заблуждением, присущим географам XVII—XIX веков. Исследования, проведенные авторитетными учеными в XX веке показали, что в исторический период, то есть в течение последних 10 — 15 тыс. лет, Амударья не впадала в Каспийское море.
  2. «Замечания майора Бланкеннагеля впоследствии поездки его из Оренбурга в Хиву в 1793 — 94 годах».
  3. J. A. Mac Gahan. Военные действия на Оксусе и падение Хивы
 Просмотр этого шаблона Достопримечательности Хивы
Цитадель Арк

 

Минареты

Мурад-Тура · Мухаммад Марам · Палван Кари · Саид Нияз Шаликарбай · Турт Шаффаз · Шихмавлон · Шихмавлон · Шахимардан · Абдал Бобо · Бикажан-Бика · Джума Мечеть · Ислам Ходжа · Кальта-Минар · Каптархон

Пои Калян

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о