Храм Байон в Ангкоре — подробная информация с фото
Храм Байон (Bayon)
Байон — храм с огромными каменными головами, встречающимися на каждом шагу, является жемчужиной Ангкор-Тхома. Всего на 54 башнях храма находится 216 голов. Если присмотреться, то одинаковых лиц нет — все они очень разные, хотя при первом рассмотрении выглядят похожими. В зависимости от освещения и времени суток лица могут быть веселыми и добрыми либо грустными — и даже наводить ужас. В какой бы точке храма вы ни находились, на вас будут «смотреть», по крайней мере, пять-шесть каменных лиц.
Общая информация
Кто изображен на ликах в храме Байон, доподлинно неизвестно. Одни источники считают, что это Авалокитешвара — бодхисатва, олицетворение безграничного сострадания в буддизме. По мнению других, на изваяниях — сам король Джаяварман VII. В пользу последней теории говорит явное сходство между королем Джаяварманом VII, чей портрет хранится в музее Гиме в Париже, с каменными ликами на башнях Байона. Есть и объединяющая две версии теория, что это все-таки Авалоки-тешвара, а моделью для скульптур послужил король. Издалека храм не особенно впечатляет, он кажется сжатым в пределах ограниченного пространства, каменным хаосом. Такое впечатление создается из-за галерей по сторонам храма и верхней террасы, между которыми почти нет свободного пространства. Однако поднимитесь на верхний ярус, сядьте между камней, и вы сможете ощутить, что вы сидите где-то в небесах, среди древних богов. Ни в одном другом храме Ангкора нет такой потрясающей атмосферы, как на вершине Байона. Проведите здесь хотя бы полчаса-час с утра, постарайтесь прочувствовать это замечательное ощущение.
На вершине храма с утра, пока нет жары, часто можно увидеть студентов, обложившихся учебниками, или европейцев, приехавших в Камбоджу на несколько месяцев или лет, с книжкой в руках. Трудно представить себе лучшее место для нескольких часов занятий или отдыха, чем высоко над джунглями. Байон состоит из трех законченных ярусов, нижние два — квадратные, верхний представляет собой круглую башню. Король Джаяварман VII хотел закончить храм при жизни, но не был уверен, что сумеет дождаться конца строительства, поэтому по его приказу мастера полностью заканчивали каждый ярус и только потом начинали строить следующий.
Стены Байона покрыты искусно вырезанными барельефами, на 1200 метрах поверхности из камня вырезано 11 000 фигур, изображающих различные сцены камбоджийской жизни. Здесь запечатлены сцены из битв с войсками Чама, падение Ангкора, сценки из повседневной жизни, королевская охота, поклонение богам… Лучше всего сохранились барельефы на первом ярусе. Осматривать их удобнее от восточного входа в Байон, двигаясь по часовой стрелке. Барельефы восточной галереи представляют собой изображения военного похода: воины, слоны, повозки, запряженные волами, кавалеристы и музыканты. В южной галерее можно увидеть сцены из грандиозного сражения на озере Тонлесап в 1177 году. В северной галерее на стенах искусно вырезаны акробаты, жонглеры и местные животные.
Барельефы первого яруса (по часовой стрелке от восточных ворот):
- Чамы на марше. Эта трехуровневая панорама находится к югу от восточных ворот Байона. Чамы — народ, до сих пор проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. В первом ряду кхмерские воины идут с поля битвы. Обратите внимание на слонов и телеги, запряженные быками, — почти точно такие же используются и сейчас. Во втором ряду изображены гробы — их несут с поля битвы. В центре третьего ряда изображен Джаяварман VII в тени зонтиков. Он едет на коне в сопровождении множества наложниц (слева). Молитва линге. Первая панель к северу от юго-восточного угла изображает индуистскую молитву линге. Возможно, что первоначально это было изображение Будды, позднее замененное индуистским королем.
- Морская битва. Следующая панель имеет одни из лучших резных барельефов. На ней — сочетание изображений морских сражений кхмеров и чамов (с покрытыми головами) и картин повседневной жизни на берегах озера Тонлесап, где произошла битва. Присмотритесь к изображениям людей, ищущих вшей друг у друга в волосах, сценам охоты, а в западном конце панели — к рожающей женщине.
- Чамы побеждены. На следующей панели продолжаются сцены из повседневной жизни, а морское сражение перемещается на берег — чамы полностью разгромлены кхмерами. Здесь можно наблюдать двух людей, играющих в шахматы (или какую-то подобную игру на доске), петушиный бой и женщин, продающих рыбу на рынке. Затем идут сцены приготовления и подачи блюд на праздновании победы кхмеров над чамами.
- Военная процессия. Последняя секция южной галереи, изображающая военную процессию, не закончена, так же как и следующая панель, на которой слонов ведут с гор. Брахманы залезли на два дерева, спасаясь от тигров.
- Гражданская война. Эта панель изображает сцены, которые, по утверждению некоторых ученых, представляют гражданскую войну. Группы людей, некоторые из которых вооружены, сражаются друг против друга, борьба усиливается по мере включения в рукопашную схватку боевых слонов и воинов.
- Всевидящий король. Битва продолжается в меньшем масштабе на следующей панели. Внизу антилопу заглатывает огромная рыба. Среди мелких рыб — креветки, надпись под которыми гласит, что король найдет их, даже если они спрячутся.
- Парад победы. Эта панель изображает процессию с участием короля, несущего лук, и его воинов. По-видимому, это празднование победы.
- Цирк приехал в город. В западномуглу северной стены изображен кхмерский цирк. Вы можете увидеть силача, держащего трех карликов, и человека на спине, крутящего ногой колесо, выше — группу канатоходцев. Справа от цирка королевская свита смотрит с террасы вниз, на процессию животных. Некоторые барельефы в этой секции остались незаконченными.
- Страна изобилия. Две реки, одна — сразу за дверным косяком, а другая в трех метрах правее, изобилуют рыбой. Отступление чамов. К западу от северных ворот в самом низу трехъярусной незаконченной сцены изображены армии чамов — разбитые и изгнанные из империи кхмеров. Одна панель изображает наступающие армии чамов, а следующая за ней сильно поврежденная панель показывает чамов (слева), преследующих кхмеров. Чамы грабят Ангкор. Эта панель показывает войну 1177 года, когда кхмеры были разбиты чамами и Ангкор был разграблен. Раненый кхмерский король спускается со спины слона, и полководца несут в гамаке, подвешенном на палках. Прямо над ними напиваются впавшие в отчаяние кхмеры. Чамы (справа) яростно преследуют своих побежденных врагов.
- Чамы входят в Ангкор. Эта панель изображает другую встречу двух армий. Обратите внимание на знаменосцев среди чамских войск (справа). Чамы были побеждены в этой войне, закончившейся в 1181 году.
Одна из загадок Байона заключается в том, что человечество сегодня оказалось физически не в состоянии восстановить его без применения цемента как связывающего материала. Современные ученые и строители не смогли обтесать камни подобного размера с заданной точностью так, чтобы встроить их в храм без цемента. Байон пытались восстанавливать теми же методами, которыми он был построен, но из этого ничего не получилось и пришлось прибегнуть в современным технологиям.
wikiway.com
Байон — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2018; проверки требуют 2 правки.Байон (кхмер. ប្រាសាទបាយ័ន, Prasat Bayon) — храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома, построен в XII веке в честь Джаявармана VII. Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонле-Сап.
В 1925 году храм был распознан как буддийское святилище, а в 1928 году, благодаря стараниям Ф. Штерна и Ж. Седеса был правильно датирован.
В 1933 году в скважине фундамента нашли статую Будды, в чертах лица которого было внешние сходство с Джаяварманом VII и которая во время брахманистской реставрации (сразу после смерти Джаявармана VII) была осквернена. Она была отреставрирована и установлена на террасе в к востоку от южного Кхлеанга.
Большой барельеф на внешней стене
Храм Байон, Камбоджа
Храм Байон в Камбодже (Ангкор). История, архитектура, как добраться, отзывы, отели рядом — Туристер.Ру
Храм Байон входит в список главных достопримечательностей Камбоджи. Его называют настоящей гордостью страны не только местные жители, но и туристы, посетившие это место. Байон представляет собой трехъярусный «храм-гору». Внутри него находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая стала такой из-за довольно частых перестроек храма. Однако главная изюминка Байона — это множественные барельефы, повествующие путешественникам о жизни и быте кхмерского царства.
Байон находится в области Ангкор, которая в Средние века была процветающим центром Кхмерской империи. До наших дней хорошо сохранились храмовые комплексы Ангкора — Ангкор-Тхом (в его состав входит храм Байон) и Ангкор-Ват. Оба комплекса по праву являются выдающимися памятниками искусства кхмеров и входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История храма Байон в Ангкоре
Храм Байон был построен на стыке XII и XIII веков. По задумке, он должен был увековечить память правившего в те времена короля Джаваярма VII. К большому разочарованию туристов, до наших дней он не сохранился в первозданном виде. Последующие правители неоднократно перестраивали и достраивали храм.
Несмотря на то что Байон был построен в духе буддизма, в нем можно заметить явные черты индуизма. Главная изюминка храма — башни, на которых высечены каменные лики. На каждой башне было высечено по четыре лика. Архитекторы расположили их так, что смотрят они в разные стороны света.
Еще один интересный факт — лики меняют свое настроение в течение суток. Всему виной свет, который падает на них под разным углом. В итоге, если наблюдать за ними весь день, они могут быть и добрыми, и злыми. Время от времени они то смеются, то грустят. Иной раз даже пугают разгуливающих по храму туристов.
Первоначально Байон имел 54 башни. К сожалению, со временем часть из них была по разным причинам разрушена. До наших дней сохранились лишь 37 башен, на которых находятся 216 голов (ликов). Все они разные, хоть и кажутся сначала одинаковыми. Интересный факт — в какой бы точке храма вы ни были, единовременно за вами будут наблюдать минимум пять-шесть каменных лиц.
Особенности архитектуры
Король Джаваярма VII решил построить Байон на месте небольшого храма. По задумке архитекторов того времени, он должен был стать своеобразным и красивым местом кхмерской империи, что с бо́льшим успехом и получилось у создателей средневекового проекта. Известный писатель Сомерсет Моэм говорил про храм: «Байон — это самое фантастическое здание в мире».
К счастью для туристов, до наших дней храм сохранился очень хорошо. В этом есть и заслуга рабочих, строивших его, как говорят, на совесть. В основном для его строительства использовали каменные блоки и лишь некоторые части здания выполнены из дерева. По своей форме храм напоминает пирамиду, состоящую из трех ярусов. При этом два нижние яруса имеют форму квадрата, а верхний по задумке выполнен в форме круга. В нем расположено центральное святилище.
Байон отличается сложным устройством. Внутри него находится большое количество коридоров и галерей. Сделаны они так, что разные уровни почти невозможно разделить один от другого. В помещениях храма довольно темно. Также туристам следует обратить внимание на узкие проходы и относительно низкие потолки.
Барельефы храма
Стены храма украшают барельефы, на которых изображены разные сцены из жизни средневековой Камбоджи. Чаще всего на них были запечатлены битвы с войсками Чама и падение Ангкора. Также можно встретить сценки из повседневной жизни людей того времени, как живет король и его семья. Отдельно представлено и поклонение богам.
Увы, не все барельефы в хорошем состоянии. Лучше всего они сохранились на первом ярусе храма. Опытные гиды рекомендуют начать их осматривать от восточного входа, двигаясь по часовой стрелке. В хорошем состоянии сейчас находятся десять барельефов первого яруса:
- Чамы на марше. Барельеф состоит из трех рядов. В первом воины возвращаются с битвы, во втором — изображены гробы, а в третьем главной фигурой является король Джаяварма VII, которого от палящего солнца прикрывают зонтики.
- Морская битва. Изображает морские сражения кхмеров и чамов.
- Чамы побеждены. Этот барельеф является неким продолжением предыдущего. Сцена разворачивается уже на берегу моря, где находятся побежденные чамы. Тут же кхмеры устраивают праздник.
- Военная процессия. Последний барельеф южной галереи, на котором изображена военная процессия.
- Гражданская война. Люди сражаются друг с другом, в битву постепенно влезают боевые слоны и воины.
- Всевидящий король. Продолжение Гражданской войны. В нижней части барельефа изображена антилопа, ее проглатывает гигантская рыба. Рядом множество мелких рыбешек, среди которых креветки. Над последними имеется странная надпись. Ее дословный перевод следующий — король найдет их, даже если они спрячутся.
- Парад победы. Здесь изображен король и его воины. Они празднуют очередную победу над противником.
- Цирк приехал в город. На этой панели можно разглядеть силача, держащего на себе трех карликов. Отдельно стоит человек, крутящий колесо. Выше изображена группа канатоходцев.
- Страна изобилия. Пожалуй, самый насыщенный барельеф. На нем изображены отступающие и разгромленные чамы, преследующие их кхмеры. Панель подробно рассказывает о войне между чамами и кхмерами.
- Чамы входят в Ангкор. Еще одна битва двух древних народов. Картина повествует о разгроме чамов в 1181 году.
Всего мастера вырезали из камня 11 тысяч фигур.
Как добраться до храма Байон в Камбодже
Храм Байон расположен он всего в нескольких километрах от одного из крупнейших и известных городов Камбоджи — Сиемреап (Siem Riep). Город имеет международный аэропорт и благодаря множеству достопримечательностей в окрестностях часто посещается туристами.
Панорама в храме Байон в Ангкоре — Google Maps
Из самого Сиемреапа автобусы к известной достопримечательности страны не ходят. Общественный транспорт внутри провинций Камбоджи практически отсутствует. Исключение — Пномпень, где с недавнего времени понемногу начали создавать внутригородские автобусные маршруты.
Маршрут до храма Байон от городе Сиемреап в Камбодже — Google Maps
Ехать на осмотр храма остается на такси или воспользовавшись услугами туристических компаний. Такси там состоит в основном из частников, привычных нам операторов в Камбодже нет, поэтому нужно торговаться, иначе таксист может задрать цену. Еще один вариант — аренда автомобиля. Однако ездить по стране не очень безопасно — привычными нам правилами здешние водители пренебрегают и лихачат.
Храм Байон: видео-обзор с дрона
www.tourister.ru
фото и описание, общая информация
На юге полуострова Индостан в Азии находится невероятно красивое королевство с впечатляющей загадочной историей – Камбоджа. В течение длительного времени эта экзотическая страна была закрыта для туристов. В наши же дни туры в Камбоджу стали пользоваться весьма большим спросом. Туристы со всего мира стремятся побывать в этом королевстве, чтобы насладиться мягким климатом, теплым морем и пляжами с белоснежным песком, нетронутой чудесной природой и, самое главное, увидеть древние святыни этих мест с таинственной и тысячелетней историей: величественные храмовые сооружения, поражающие своим размахом, величественностью и уникальностью. Одним из таких культовых сооружений является храм Байон (описание и фото представлены в статье), расположенный в самом центре храмового комплекса Ангкор-Тхом.
Общие сведения
Байон — это древний храмовый комплекс в центре руин исторического города Ангкор-Тхом, древней столицы кхмеров — коренных жителей. Храм Байон в Ангкоре является одной из главных достопримечательностей Камбоджи, потрясающих воображение не только местных жителей, но и туристов со всего мира. Он, как и индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ангкор — это область королевства Камбоджа, которая являлась центром Кхмерской империи с 9-го по 15-й века нашей эры. В наши дни сохранились руины многочисленных храмов и сооружений, в том числе и уникальные памятники искусства кхмеров — Ангкор-Ват и Ангхор-Тхом.
Исторический комплекс Ангкор-Тхом разделен осями на четыре части, что символизирует уменьшенную копию Вселенной. Байон находится прямо в центре, на пересечении осей, олицетворяя собой связующее звено между небом и землей.
Считается, что храм Байон был построен в конце XII — начале XIII века в честь владыки Кхмерской империи Джаявармана VII (1125-1218 гг. н.э.). Именно в годы его правления Кхмерская империя достигла пика своего могущества, было построено много великолепных храмов и общественных зданий. Кроме того, король изгнал интервентов-чамов, разоряющих Камбоджу, и объединил страну. Джаяварман VII стал первым королем-буддистом, что отразилось и на строительстве храмов.
Во времена расцвета Кхмерской империи Байон являлся ее религиозным центром, а все последующие правители перестраивали этот храмовый комплекс по своему усмотрению. Современная же реставрация неразрушенных столетиями сооружений началась в 20-е годы XX века.
История открытия
К сожалению, в наши дни храмовый комплекс Байон не сохранился в первозданном виде. Его несколько раз перестраивали и достраивали. Во второй половине XV века, после длительной осады сиамцев, столица Кхмерской империи пала, была разрушена и заброшена. Густые джунгли поглотили Ангкор, скрыв высокие башни, храмы и другие постройки. Дороги исчезли, жилые помещения тоже не сохранились — время и влажный климат их не пощадили. К счастью, храмовые сооружения дошли до наших дней, являя собой потрясающее зрелище.
Затерявшийся в джунглях разрушенный древний Ангкор был надежно спрятан растительностью от взоров, и на 4 столетия люди о нем забыли. Он случайно был обнаружен в 1860 году заблудившимся в джунглях французским путешественником Анри Муо.
Однако первоначально возраст храма Байона определили неверно — 9-й век н.э. К буддийским храмам его отнесли чуть позже, в начале 20-го века, после обнаружения лика буддийского божества сострадания. В итоге Байон датировали концом XII века. Несмотря на довольно достоверные археологические подтверждения, не все загадки Байона разгаданы.
Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими понятия о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.
Особенности архитектурной постройки
Храму удалось весьма неплохо уберечься от разрушений. Его строили преимущественно из каменных глыб сотни и тысячи людей. Все элементы храма находятся друг с другом в гармонии. Специфика Байона также заключена в том, что вокруг него не было построено защитной стены — таковой являлась огораживающая сам город Ангкор-Тхом стена.
Далеко не все тайны храма Байона в Камбодже разгаданы. Одной из таких загадок является то, что строения храмового комплекса возведены по неизвестной технологии без применения связующих материалов (типа цемента) — обычной укладкой камень на камень. Поэтому издалека все это кажется грудой камней, а вблизи можно рассмотреть удивительную структуру. Пазы очень точно и крепко соединены – так, что нельзя просунуть острие ножа. При этом строения не разваливались веками. Ученые умы нашего времени не могут понять, как древним кхмерам удавалось делать эти пазы, рассчитывать с потрясающей точностью детали к таким колоссальным сооружениям.
Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими представление о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.
Что представляет собой храм
Изучая общую информацию о храме Байоне, можно отметить, что он является вторым по популярности среди туристов в Камбодже. Визитная карточка Байона — каменные башни с высеченными ликами, а также уникальные барельефы.
Издалека сооружение напоминает замысловатое природное нагромождение причудливых каменных глыб. Но вблизи ясно видно его рукотворное происхождение. Площадь Байона впечатляет: 9 квадратных километров.
Храмовый комплекс восхищает своим великолепием и необычностью, призван прославлять Будду и его деяния. Однако построенный в духе буддизма храм Байон имеет и некоторые черты индуизма.
Храмовый комплекс напоминает пирамиду или «храмовую гору», состоящую из трех уменьшающихся ярусов. Самый большой, нижний ярус окружен каменной галереей, которая раньше была крытая. Однако своды обрушились, но сохранились столбы и прекрасные рельефы, украшающие стены галереи и изображающие сцены из жизни и быта древних кхмеров.
Внутри храмового комплекса находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая стала такой из-за довольно частых перестроек храма.
Вход стерегут могучие львы из камня с разинутыми пастями.
Перед храмом стоит стена высотой более четырех метров с изображением сцен великой победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.
В Байоне кажется, что кто-то все время наблюдает за пришедшими сюда. Это ощущение возникает благодаря множеству ликов буддийского божества Авалокитешвара. Его ликов здесь двести, по четыре на каждой башне, смотрящие во все 4 стороны света. Моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.
Устройство храмового комплекса
Байон напоминает трехъярусную пирамиду с двумя квадратными нижними ярусами и круглым третьим ярусом, в котором расположено центральное святилище. Изначально у центральной башни было золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Три яруса олицетворяют землю, воду и воздух.
Ярусы представляют собой весьма запутанную систему галерей и двориков. Вдоль стен высечено более тысячи изображений небесных танцовщиц – апсар. Внешние размеры самого нижнего яруса составляют 140 на 160 метров с высотой более четырех метров. Здесь находятся многочисленные уникальные барельефы. Они изображают апсар и сцены военной и мирной жизни короля Джаявармана и простых людей.
Второй ярус храма Байон также квадратный, но меньшего размера и с четырьмя маленькими двориками в углах. В одной из башен сохранилась статуя Будды. Ее барельефы украшены сценами религиозной и мифологической тематики.
На третий ярус можно попасть по крутым лестницам. Здесь располагается верхняя терраса, три библиотеки (запад, север, восток) и башни. В самой середине находится центральная башня с высотой 43 метра и диаметром основания 25 м. Внутри она делится на комнатки-святилища, в которых были где буддийские и индуистские божества. В сердце главной башни находится самое священное место диаметром пять метров.
Уникальные лики
Башни храма Байон являются единственными в своем роде, нигде больше нет такого рукотворного шедевра. Раньше было 54 башни, олицетворявшие провинции кхмеров. До наших дней сохранилось только 37. Центральная башня обозначает короля и его безграничную власть.
На каждой из них высечено по 4 человеческих лика, взирающих на разные стороны света. Божественные лики огромны и когда-то были покрыты золотом, как вся башня. Сейчас сохранилось более двухсот ликов высотой под два метра. Все лица уникальны, но очень похожи друг на друга.
Есть гипотезы, объясняющие происхождение и предназначение лиц. Согласно первой лики символизируют буддийское божество бесконечного сострадания Авалокитешвара. Другие считают, что они олицетворяют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся над 54 подвластных ему провинциями.
Интересен тот факт, что в любой точке храма видно минимум пять каменных ликов. Выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток: они могут выглядеть добрыми или злыми, грустить или улыбаться.
Характерными особенностями лиц являются широкий лоб, опущенные глаза, толстые губы со слегка поднятыми уголками — знаменитая «улыбка Ангкора».
Интересные факты
- При беглом взгляде храм кажется простым, но при знакомстве с внутренними запутанными двориками и лабиринтами становится понятно, что это не так.
- Эпоха правления короля Джаявармана VII названа историками «эпоха Байона».
- Храм не огражден защитной стеной, в отличие от подобных святилищ.
- Черты лица статуи Будды, украшавшей центральную башню, похожи на короля Джаявармана VII.
- Раньше в Байоне было много кладоискателей. Есть сказание, что под храмом есть идущая к центру Земли шахта, в которой заключены несметные богатства.
- Чтобы сделать красивое фото храма Байон в Камбодже, путешественники советуют приехать рано утром или на закате. В это время лики на башнях, постепенно освещаемые лучами солнца, словно оживают. Кроме того, днем там много туристов и выбрать удачное место гораздо сложнее.
Отзывы
Туристы оставляют множество положительныхи восхищенных отзывов о храме Байон в Камбодже. Многие посещают это место не один раз, возвращаясь туда снова. Путешественники отмечают загадочность, самобытность и особую атмосферу храмового комплекса. Некоторые сравнивают лики на башнях Байона с каменными великанами острова Пасхи.
Как добраться?
Храм находится в нескольких километрах от Сиемреапа — крупного и известного города Камбоджи, имеющего международный аэропорт, что удобно для туристов.
Добраться до Байона можно с экскурсией, на такси или тук-туке.
В центр можно добраться по 4 дорогам. От ворот древнего города до храма — около 1,5 километра, поэтому едут на мотобайках или на велосипедах. Также есть «слоновья тропа», по которой туристы могут добраться на слонах до храма через Восточные ворота.
Таким образом, храм Байон является грандиозным и неповторимым шедевром, имеющим мировое значение. Искусство эпохи короля Джаявармана VII достигло небывалого рассвета и именуется в истории как эпоха Байона. После этого периода в Камбодже не было построено ни одного храма, хотя бы отдаленно напоминающего Байон. Ежегодно в Камбоджу приезжают тысячи туристов, чтобы соприкоснуться с тайнами самой загадочной в мире страны, в числе которых находится и храм Байон.
fb.ru
Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: город, которого нет
Наш читатель Игорь М. продолжает свой рассказ об экскурсии из Таиланда в страну кхмеров. После храмового комплекса Ангкор Ват он посетил храм Байон в Камбодже – еще одно величественное сооружение, сотни лет простоявшее заброшенным в джунглях…
Перед вами — продолжение рассказа о поездке в Камбоджу. Начало читайте здесь:
Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: немного истории
Как я уже рассказывал в предыдущих статьях, король Камбоджи Сурьяварман II (правил в 1113 — 1150 годах) оставил после себя великолепный Ангкор Ват и разоренную грандиозным строительством и войнами страну, которая катилась к распаду. Его преемник Дхараниндраварман II (не пытайтесь запомнить – все равно не получится, да и ни к чему) пытался удержать империю от распада. Но так и не смог – везде вспыхивали крестьянские восстания, религиозные войны, заговоры, борьба различных кланов за власть. У власти преемник продержался всего десять лет, был свергнут и убит, а о тех смутных временах осталось очень мало свидетельств – людям было просто не до того.
Итак, в стране хаос и разруха, кланы воюют и сменяют друг друга. Теперь самое время рассказать о Джаявармане – старшем сыне царя и законном наследнике престола. Когда его отец умирает, мудрый Джаяварман понимает всю сложность ситуации и неизбежность нового витка борьбы кланов и гражданской войны в случае своего прихода к власти. Поэтому принц отказывается от власти в пользу своего младшего кузена, а сам смиренно покидает столицу. Он считает, что его страна и без того сыта войнами.
Фото храма Байон в Камбодже, одно из изображений Джаявармана. У него сильное лицо, большой рот и упрямый подбородок – лицо не отшельника, но вождя.
Империя распадается, за власть и влияние идет настоящая война… Вдобавок на страну нападает соседнее государство Тямпа (территория современного Вьетнама). Очередной правитель-узурпатор убит, Ангкор пал, завоеватели грабят столицу некогда славной Ангкорской империи.
Вот тогда-то вельможи и монахи вспомнили, что где-то в глуши живет мудрый и бескорыстный Джаяварман, законный наследник престола, проводя свое время за чтением умных книг и занятием сельским хозяйством. Они бросаются ему в ноги и молят стать спасителем империи. И Джаяварман соглашается возглавить сопротивление.
Основным козырем Тямпы был мощный флот, который тямы построили под руководством китайских «инструкторов». Тямы могли запросто блокировать кхмерские порты и прервать всю торговлю. Кроме того, они могли подплыть в любое место и высадить там свои войска. Поэтому Джаяварман решает создать свою морскую армию. Кхмерский флот строится очень скрытно – верфи разбрасывают в различных местах, чтобы никакие лазутчики не могли оценить масштабы строительства. И вот, когда все было готово, Джаяварман приказывает открыто вывести небольшую часть флота для празднования. Тямы сразу же об этом узнали, но количество кораблей, которые они увидели у противника, их только развеселило. Поэтому они тут же решили организовать поход и уничтожить кхмерский флот, казавшийся такой легкой добычей. Но когда тямский флот приблизился, Джаяварман приказал вывести из рек все спрятанные там корабли. В 1181 году произошло грандиозное морское сражение, в котором погиб император Тямпы, что и предопределило исход войны. Тямский флот был разбит, войско отступило, война закончилась.
На стенах храма Байон можно найти сцены сражений той войны.
Где должен быть командир? Впереди, на лихом слоне!
Нацпроекты «Образование», «Здоровье», «Жилье»
Казалось, враг побежден и можно вздохнуть спокойно. Но Джаяварман понимает, что стране грозит очередной виток междоусобных войн. И чтобы не допустить новой борьбы за власть, законный наследник великодушно соглашается стать правителем империи. В том же 1181 году в возрасте 50 лет он был коронован под именем Джаяварман VII.
Империя снова начала расцветать: Джаяварман VII подавил волнения; восстановил столицу; разрушенные ирригационные системы, хранилища, плотины и каналы; построил надежные долговечные дороги, соединившие Ангкор со всеми провинциальными центрами. Отстроенную столицу окружают рвом и высокой восьмиметровой каменной стеной. До сих пор хорошо сохранились мосты через рвы. По обеим сторонам моста — 54 каменных изваяния богов и асуров (божества более низкого ранга), тянущих гигантского змея, тело которого служит перилами.
Мост — боги и асуры.
С Тямпой был подписан мирный договор. Чтобы закрепить мир, в столицу Тямпы была проложена грандиозная дорога дружбы, чтобы люди могли не только мирно жить, но и торговать. Вдоль всех дорог по приказу императора была построена 121 гостиница. Археологи на сегодняшний день нашли 15 таких гостиниц – все они были построены из камня по типовым проектам. А затем Джаяварман VII сделал очень странную по тем временам вещь: приказал построить больницы во всех провинциях империи. Причем эти больницы не были какими-то примитивными медицинскими пунктами: в каждой больнице работало по сотне человек врачей и обслуживающего персонала. Лекарства они получали из царских складов, а к каждой больнице было прикреплено несколько деревень, которые снабжали врачей и пациентов пищей, за что освобождались от налогов.
Мудрый император заботился и о духовной жизни. По всей империи были открыты школы для ремесленников и художников; создавались школы, где преподавали философию, поэзию, риторику. И именно при Джаявармане VII начали строиться выдающиеся сооружения — храм-гора Байон и город Ангкор-Тхом вокруг него.
Ангкор Тхом: а здесь точно кто-то жил?
Как и вся великая столица, Ангкор-Тхом был заброшен на многие столетия и лишь в XIX веке город вновь открылся людям во всем своем великолепии. Ну, почти во всем.
Вход в Ангкор-Тхом. Вход очень узкий, поэтому в город могут проехать только специальные автобусы. На башнях мы видим изображения Джаявармана VII, радушно встречающего туристов.
Стены города Ангкор Тхом украшены изображениями битв с тямами и бытовыми сценами того времени.
Наше дело правое, победа будет за нами!
На этих гравировках изображались сцены из жизни тогдашнего населения – всего насчитывается 11 000 изображений людей. Именно по этим изображениям историки и смогли воссоздать быт и образ жизни древних кхмеров. Как выяснилось, жизнь обычных людей была очень простой — у них не было столов, стульев, посуды, еду готовили в углублениях в земле. Вместо тарелок использовали скорлупу кокоса или листья, часто спали на циновках прямо на земле. Даже сам король ходил босым. Поэтому от той цивилизации ничего и не осталось. Единственное свидетельство, что здесь когда-то жили люди — величественные постройки. И больше ничего.
Храм Байон в Камбодже – святилище мании величия
А вот и Байон. Это храмовый комплекс внутри Ангкор-Тхома. В нем расположены 54 огромные каменные пагоды, на каждой из которых вытесаны четыре одинаковых лица Будды, глядящих в разные стороны света. Во внешности изваяний можно безошибочно угадать черты лица самого Джаявармана VII-го – именно он символизировал Будду.
Да, на старости лет некогда мудрый и бескорыстный царь провозгласил себя живым богом, земным воплощением бодхисаттвы Локешвары, будущим Буддой. И, разумеется, чакравартином – покорителем Вселенной. Что-то с ним явно происходило…
Но построенный в его честь Байон, несомненно, прекрасен. И сейчас туристы чувствуют всё величие и грандиозность, с которым мастера строили храм Байон в Камбодже. На этом история храма Байон заканчивается, давайте полюбуемся этим прекрасным творением!
Фото храма Байон в Камбодже
Одна из пагод. Именно здесь изваяна камбоджийская улыбка, выражающая все четыре душевных состояния — сострадание, скорбь, радость и невозмутимость.
Храм Байон в Камбодже, пагоды.
Байон напоминает лабиринт из множества зеркал, где головы зачарованно смотрят на свои отражения.
Огромные пагоды Байона, вид с грешной земли.
Город – храм Байон в Камбодже. Туристы ходят и рассматривают.
А пагоды, возведенные давно забытыми мастерами, стоят уже много веков и улыбаются нам с состраданием, скорбью, радостью и невозмутимостью…
На этом рассказ про Ангкор-Тхом и Байон закончен. На очереди последняя из достопримечательностей Ангкора – Та Прохм, он же храм «Анджелины Джоли».
Дорогие друзья, а вы видели Ангкор-Тхом и храм Байон в Камбодже? Ждем ваши отзывы и фото! И подпишитесь на новые статьи сайта Уехали.com — мы знаем о путешествиях все!
У нас для вас есть еще много интересного:
uehali.com
фото и описание, общая информация
На юге полуострова Индостан в Азии находится невероятно красивое королевство с впечатляющей загадочной историей – Камбоджа. В течение длительного времени эта экзотическая страна была закрыта для туристов. В наши же дни туры в Камбоджу стали пользоваться весьма большим спросом. Туристы со всего мира стремятся побывать в этом королевстве, чтобы насладиться мягким климатом, теплым морем и пляжами с белоснежным песком, нетронутой чудесной природой и, самое главное, увидеть древние святыни этих мест с таинственной и тысячелетней историей: величественные храмовые сооружения, поражающие своим размахом, величественностью и уникальностью. Одним из таких культовых сооружений является храм Байон (описание и фото представлены в статье), расположенный в самом центре храмового комплекса Ангкор-Тхом.
Общие сведения
Байон — это древний храмовый комплекс в центре руин исторического города Ангкор-Тхом, древней столицы кхмеров — коренных жителей. Храм Байон в Ангкоре является одной из главных достопримечательностей Камбоджи, потрясающих воображение не только местных жителей, но и туристов со всего мира. Он, как и индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ангкор — это область королевства Камбоджа, которая являлась центром Кхмерской империи с 9-го по 15-й века нашей эры. В наши дни сохранились руины многочисленных храмов и сооружений, в том числе и уникальные памятники искусства кхмеров — Ангкор-Ват и Ангхор-Тхом.
Исторический комплекс Ангкор-Тхом разделен осями на четыре части, что символизирует уменьшенную копию Вселенной. Байон находится прямо в центре, на пересечении осей, олицетворяя собой связующее звено между небом и землей.
Устройство храмового комплекса
Байон напоминает трехъярусную пирамиду с двумя квадратными нижними ярусами и круглым третьим ярусом, в котором расположено центральное святилище. Изначально у центральной башни было золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Три яруса олицетворяют землю, воду и воздух.
Ярусы представляют собой весьма запутанную систему галерей и двориков. Вдоль стен высечено более тысячи изображений небесных танцовщиц – апсар. Внешние размеры самого нижнего яруса составляют 140 на 160 метров с высотой более четырех метров. Здесь находятся многочисленные уникальные барельефы. Они изображают апсар и сцены военной и мирной жизни короля Джаявармана и простых людей.
Второй ярус храма Байон также квадратный, но меньшего размера и с четырьмя маленькими двориками в углах. В одной из башен сохранилась статуя Будды. Ее барельефы украшены сценами религиозной и мифологической тематики.
На третий ярус можно попасть по крутым лестницам. Здесь располагается верхняя терраса, три библиотеки (запад, север, восток) и башни. В самой середине находится центральная башня с высотой 43 метра и диаметром основания 25 м. Внутри она делится на комнатки-святилища, в которых были где буддийские и индуистские божества. В сердце главной башни находится самое священное место диаметром пять метров.
Уникальные лики
Башни храма Байон являются единственными в своем роде, нигде больше нет такого рукотворного шедевра. Раньше было 54 башни, олицетворявшие провинции кхмеров. До наших дней сохранилось только 37. Центральная башня обозначает короля и его безграничную власть.
На каждой из них высечено по 4 человеческих лика, взирающих на разные стороны света. Божественные лики огромны и когда-то были покрыты золотом, как вся башня. Сейчас сохранилось более двухсот ликов высотой под два метра. Все лица уникальны, но очень похожи друг на друга.
Есть гипотезы, объясняющие происхождение и предназначение лиц. Согласно первой лики символизируют буддийское божество бесконечного сострадания Авалокитешвара. Другие считают, что они олицетворяют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся над 54 подвластных ему провинциями.
Интересен тот факт, что в любой точке храма видно минимум пять каменных ликов. Выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток: они могут выглядеть добрыми или злыми, грустить или улыбаться.
Характерными особенностями лиц являются широкий лоб, опущенные глаза, толстые губы со слегка поднятыми уголками — знаменитая «улыбка Ангкора».
Интересные факты
- При беглом взгляде храм кажется простым, но при знакомстве с внутренними запутанными двориками и лабиринтами становится понятно, что это не так.
- Эпоха правления короля Джаявармана VII названа историками «эпоха Байона».
- Храм не огражден защитной стеной, в отличие от подобных святилищ.
- Черты лица статуи Будды, украшавшей центральную башню, похожи на короля Джаявармана VII.
- Раньше в Байоне было много кладоискателей. Есть сказание, что под храмом есть идущая к центру Земли шахта, в которой заключены несметные богатства.
- Чтобы сделать красивое фото храма Байон в Камбодже, путешественники советуют приехать рано утром или на закате. В это время лики на башнях, постепенно освещаемые лучами солнца, словно оживают. Кроме того, днем там много туристов и выбрать удачное место гораздо сложнее.
Отзывы
Туристы оставляют множество положительныхи восхищенных отзывов о храме Байон в Камбодже. Многие посещают это место не один раз, возвращаясь туда снова. Путешественники отмечают загадочность, самобытность и особую атмосферу храмового комплекса. Некоторые сравнивают лики на башнях Байона с каменными великанами острова Пасхи.
Как добраться?
Храм находится в нескольких километрах от Сиемреапа — крупного и известного города Камбоджи, имеющего международный аэропорт, что удобно для туристов.
Добраться до Байона можно с экскурсией, на такси или тук-туке.
В центр можно добраться по 4 дорогам. От ворот древнего города до храма — около 1,5 километра, поэтому едут на мотобайках или на велосипедах. Также есть «слоновья тропа», по которой туристы могут добраться на слонах до храма через Восточные ворота.
Таким образом, храм Байон является грандиозным и неповторимым шедевром, имеющим мировое значение. Искусство эпохи короля Джаявармана VII достигло небывалого рассвета и именуется в истории как эпоха Байона. После этого периода в Камбодже не было построено ни одного храма, хотя бы отдаленно напоминающего Байон. Ежегодно в Камбоджу приезжают тысячи туристов, чтобы соприкоснуться с тайнами самой загадочной в мире страны, в числе которых находится и храм Байон.
labuda.blog
фото и описание, общая информация — OneKu
Содержание статьи:На юге полуострова Индостан в Азии находится невероятно красивое королевство с впечатляющей загадочной историей – Камбоджа. В течение длительного времени эта экзотическая страна была закрыта для туристов. В наши же дни туры в Камбоджу стали пользоваться весьма большим спросом. Туристы со всего мира стремятся побывать в этом королевстве, чтобы насладиться мягким климатом, теплым морем и пляжами с белоснежным песком, нетронутой чудесной природой и, самое главное, увидеть древние святыни этих мест с таинственной и тысячелетней историей: величественные храмовые сооружения, поражающие своим размахом, величественностью и уникальностью. Одним из таких культовых сооружений является храм Байон (описание и фото представлены в статье), расположенный в самом центре храмового комплекса Ангкор-Тхом.
Общие сведения
Вам будет интересно:Марина Библос: отель, описание номеров, сервис
Байон — это древний храмовый комплекс в центре руин исторического города Ангкор-Тхом, древней столицы кхмеров — коренных жителей. Храм Байон в Ангкоре является одной из главных достопримечательностей Камбоджи, потрясающих воображение не только местных жителей, но и туристов со всего мира. Он, как и индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вам будет интересно:Сельский туризм в России: особенности, где отдохнуть интересно и недорого
Ангкор — это область королевства Камбоджа, которая являлась центром Кхмерской империи с 9-го по 15-й века нашей эры. В наши дни сохранились руины многочисленных храмов и сооружений, в том числе и уникальные памятники искусства кхмеров — Ангкор-Ват и Ангхор-Тхом.
Исторический комплекс Ангкор-Тхом разделен осями на четыре части, что символизирует уменьшенную копию Вселенной. Байон находится прямо в центре, на пересечении осей, олицетворяя собой связующее звено между небом и землей.
Считается, что храм Байон был построен в конце XII — начале XIII века в честь владыки Кхмерской империи Джаявармана VII (1125-1218 гг. н.э.). Именно в годы его правления Кхмерская империя достигла пика своего могущества, было построено много великолепных храмов и общественных зданий. Кроме того, король изгнал интервентов-чамов, разоряющих Камбоджу, и объединил страну. Джаяварман VII стал первым королем-буддистом, что отразилось и на строительстве храмов.
Во времена расцвета Кхмерской империи Байон являлся ее религиозным центром, а все последующие правители перестраивали этот храмовый комплекс по своему усмотрению. Современная же реставрация неразрушенных столетиями сооружений началась в 20-е годы XX века.
История открытия
Вам будет интересно:Дома отдыха в Ярославской области: список с адресами, рейтинг лучших, предоставляемые услуги и отзывы
К сожалению, в наши дни храмовый комплекс Байон не сохранился в первозданном виде. Его несколько раз перестраивали и достраивали. Во второй половине XV века, после длительной осады сиамцев, столица Кхмерской империи пала, была разрушена и заброшена. Густые джунгли поглотили Ангкор, скрыв высокие башни, храмы и другие постройки. Дороги исчезли, жилые помещения тоже не сохранились — время и влажный климат их не пощадили. К счастью, храмовые сооружения дошли до наших дней, являя собой потрясающее зрелище.
Затерявшийся в джунглях разрушенный древний Ангкор был надежно спрятан растительностью от взоров, и на 4 столетия люди о нем забыли. Он случайно был обнаружен в 1860 году заблудившимся в джунглях французским путешественником Анри Муо.
Однако первоначально возраст храма Байона определили неверно — 9-й век н.э. К буддийским храмам его отнесли чуть позже, в начале 20-го века, после обнаружения лика буддийского божества сострадания. В итоге Байон датировали концом XII века. Несмотря на довольно достоверные археологические подтверждения, не все загадки Байона разгаданы.
Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими понятия о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.
Особенности архитектурной постройки
Храму удалось весьма неплохо уберечься от разрушений. Его строили преимущественно из каменных глыб сотни и тысячи людей. Все элементы храма находятся друг с другом в гармонии. Специфика Байона также заключена в том, что вокруг него не было построено защитной стены — таковой являлась огораживающая сам город Ангкор-Тхом стена.
Далеко не все тайны храма Байона в Камбодже разгаданы. Одной из таких загадок является то, что строения храмового комплекса возведены по неизвестной технологии без применения связующих материалов (типа цемента) — обычной укладкой камень на камень. Поэтому издалека все это кажется грудой камней, а вблизи можно рассмотреть удивительную структуру. Пазы очень точно и крепко соединены – так, что нельзя просунуть острие ножа. При этом строения не разваливались веками. Ученые умы нашего времени не могут понять, как древним кхмерам удавалось делать эти пазы, рассчитывать с потрясающей точностью детали к таким колоссальным сооружениям.
Вам будет интересно:Как добраться из Нячанга в Ханой самостоятельно: расстояние, маршруты, виды транспорта
Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими представление о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.
Что представляет собой храм
Изучая общую информацию о храме Байоне, можно отметить, что он является вторым по популярности среди туристов в Камбодже. Визитная карточка Байона — каменные башни с высеченными ликами, а также уникальные барельефы.
Издалека сооружение напоминает замысловатое природное нагромождение причудливых каменных глыб. Но вблизи ясно видно его рукотворное происхождение. Площадь Байона впечатляет: 9 квадратных километров.
Храмовый комплекс восхищает своим великолепием и необычностью, призван прославлять Будду и его деяния. Однако построенный в духе буддизма храм Байон имеет и некоторые черты индуизма.
Храмовый комплекс напоминает пирамиду или «храмовую гору», состоящую из трех уменьшающихся ярусов. Самый большой, нижний ярус окружен каменной галереей, которая раньше была крытая. Однако своды обрушились, но сохранились столбы и прекрасные рельефы, украшающие стены галереи и изображающие сцены из жизни и быта древних кхмеров.
Внутри храмового комплекса находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая стала такой из-за довольно частых перестроек храма.
Вход стерегут могучие львы из камня с разинутыми пастями.
Перед храмом стоит стена высотой более четырех метров с изображением сцен великой победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.
В Байоне кажется, что кто-то все время наблюдает за пришедшими сюда. Это ощущение возникает благодаря множеству ликов буддийского божества Авалокитешвара. Его ликов здесь двести, по четыре на каждой башне, смотрящие во все 4 стороны света. Моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.
Устройство храмового комплекса
Байон напоминает трехъярусную пирамиду с двумя квадратными нижними ярусами и круглым третьим ярусом, в котором расположено центральное святилище. Изначально у центральной башни было золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Три яруса олицетворяют землю, воду и воздух.
Ярусы представляют собой весьма запутанную систему галерей и двориков. Вдоль стен высечено более тысячи изображений небесных танцовщиц – апсар. Внешние размеры самого нижнего яруса составляют 140 на 160 метров с высотой более четырех метров. Здесь находятся многочисленные уникальные барельефы. Они изображают апсар и сцены военной и мирной жизни короля Джаявармана и простых людей.
Второй ярус храма Байон также квадратный, но меньшего размера и с четырьмя маленькими двориками в углах. В одной из башен сохранилась статуя Будды. Ее барельефы украшены сценами религиозной и мифологической тематики.
На третий ярус можно попасть по крутым лестницам. Здесь располагается верхняя терраса, три библиотеки (запад, север, восток) и башни. В самой середине находится центральная башня с высотой 43 метра и диаметром основания 25 м. Внутри она делится на комнатки-святилища, в которых были где буддийские и индуистские божества. В сердце главной башни находится самое священное место диаметром пять метров.
Уникальные лики
Башни храма Байон являются единственными в своем роде, нигде больше нет такого рукотворного шедевра. Раньше было 54 башни, олицетворявшие провинции кхмеров. До наших дней сохранилось только 37. Центральная башня обозначает короля и его безграничную власть.
На каждой из них высечено по 4 человеческих лика, взирающих на разные стороны света. Божественные лики огромны и когда-то были покрыты золотом, как вся башня. Сейчас сохранилось более двухсот ликов высотой под два метра. Все лица уникальны, но очень похожи друг на друга.
Есть гипотезы, объясняющие происхождение и предназначение лиц. Согласно первой лики символизируют буддийское божество бесконечного сострадания Авалокитешвара. Другие считают, что они олицетворяют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся над 54 подвластных ему провинциями.
Интересен тот факт, что в любой точке храма видно минимум пять каменных ликов. Выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток: они могут выглядеть добрыми или злыми, грустить или улыбаться.
Характерными особенностями лиц являются широкий лоб, опущенные глаза, толстые губы со слегка поднятыми уголками — знаменитая «улыбка Ангкора».
Интересные факты
- При беглом взгляде храм кажется простым, но при знакомстве с внутренними запутанными двориками и лабиринтами становится понятно, что это не так.
- Эпоха правления короля Джаявармана VII названа историками «эпоха Байона».
- Храм не огражден защитной стеной, в отличие от подобных святилищ.
- Черты лица статуи Будды, украшавшей центральную башню, похожи на короля Джаявармана VII.
- Раньше в Байоне было много кладоискателей. Есть сказание, что под храмом есть идущая к центру Земли шахта, в которой заключены несметные богатства.
- Чтобы сделать красивое фото храма Байон в Камбодже, путешественники советуют приехать рано утром или на закате. В это время лики на башнях, постепенно освещаемые лучами солнца, словно оживают. Кроме того, днем там много туристов и выбрать удачное место гораздо сложнее.
Отзывы
Туристы оставляют множество положительныхи восхищенных отзывов о храме Байон в Камбодже. Многие посещают это место не один раз, возвращаясь туда снова. Путешественники отмечают загадочность, самобытность и особую атмосферу храмового комплекса. Некоторые сравнивают лики на башнях Байона с каменными великанами острова Пасхи.
Как добраться?
Храм находится в нескольких километрах от Сиемреапа — крупного и известного города Камбоджи, имеющего международный аэропорт, что удобно для туристов.
Добраться до Байона можно с экскурсией, на такси или тук-туке.
В центр можно добраться по 4 дорогам. От ворот древнего города до храма — около 1,5 километра, поэтому едут на мотобайках или на велосипедах. Также есть «слоновья тропа», по которой туристы могут добраться на слонах до храма через Восточные ворота.
Таким образом, храм Байон является грандиозным и неповторимым шедевром, имеющим мировое значение. Искусство эпохи короля Джаявармана VII достигло небывалого рассвета и именуется в истории как эпоха Байона. После этого периода в Камбодже не было построено ни одного храма, хотя бы отдаленно напоминающего Байон. Ежегодно в Камбоджу приезжают тысячи туристов, чтобы соприкоснуться с тайнами самой загадочной в мире страны, в числе которых находится и храм Байон.
Источник
1ku.ru