Храм бахаи – Бахаи — Википедия

Храмы бахаи

Хвала Господу, друзья в Ашхабаде заложили для этого прочный фундамент, нерушимую основу. Именно в Городе Любви был возведен первый Дом Поклонения бахаи, а сегодня здесь действуют и развиваются школы для детей, и даже в годы войны работа эта не была остановлена и, поистине, было сделано все, чтобы возместить потери. Сейчас вам следует расширить сферу вашей деятельности и разработать планы по учреждению школ высшего образования, чтобы Город Любви[*] стал для бахаи главным центром наук и искусств. Уповая на милостивую помощь Благословенной Красоты, думаем, что средства для этого будут найдены.

 

Абдул-Баха

Первым бахаи в Ашхабаде был джинаб-и мирза ‘Абд аль-Карим-и Ардабили, поселившийся там в 1297 г. хиджры (около 1880 г. от Р. Х.), и вскоре городская община развилась столь успешно, что перешагнула рамки общины беженцев из Персии и стала одним из центров ученой мысли бахаи. Среди ее членов было немало выдающихся людей, в том числе и известный ученый мирза Абуль-Фазл Гульпайгани, живший в Ашхабаде с 1889 по 1894 год. До конца 20‑х годов XX века община издавала первый в Азии и один из первых в мире журнал бахаи «Солнце Востока». В 1889 году мусульманскими фанатиками был убит один из членов общины, но во время процесса бахаи заступились за них, что увеличило престиж общины, и к 1890 году численность общины достигла 1000 человек — почти 10% от населения молодого Ашхабада, большинство жителей которого исповедовали ислам. В самом начале XX века в Ашхабаде были проведены выборы первого Местного Духовного Собрания.

В 1902 году Абдул-Баха дал указание воздвигнуть в Ашхабаде Дом Поклонения. Еще в 80‑х годах XIX века хаджи мирза Мохаммад-Таки, Вакилу’д-Даўлих, двоюродный брат Баба и адресат Китаб-и-Иган, купец из Йезда, купил участок земли, часть которого Бахаулла просил сохранить под строительство Дома Поклонения. Абдул-Баха утвердил проект, автором которого был русский архитектор Волков. На церемонии закладки первого камня 10 октября (по другим данным — в ноябре или даже в декабре) 1902 года присутствовал бывший начальник Закаспийской области Д. И. Субботич. Задолго до окончания работ, с 1907 года, в храме проводились еженедельные молитвенные встречи и отмечались праздники бахаи.

Несмотря на истинную самоотверженность верующих (богатый купец пожертвовал на строительство целое состояние; бедная вдова из Персии в течение нескольких лет отдавала в фонд храма половину своего ежедневного жалованья; многие расставались со своими фамильными драгоценностями. Шоги Эффенди назвал воздвижение храма в Ашхабаде «одним из самых ярких и значительных достижений первого века истории бахаи»), строительство храма бахаи затягивалось. Один русский инженер, не желавший, чтобы какое-либо другое культовое здание превосходило высотой строящийся православный храм, заявил, что фундамент непрочен и высотную постройку не выдержит. Позже комиссия дала опровержение, но достроен Дом Поклонения был уже после революции только в 1918 году.

В первые годы советской власти ни декрет о национализации церковных земель без компенсации, ни запрет на религиозное образование в государственных школах и отмена церковного брака не мешали росту и процветанию общин бахаи в советских республиках вообще и ашхабадской в частности. Но в 1922 году в официальной советской прессе была опубликована статья о том, что бахаи, стремясь приобщить молодежь к своей вере, отвлекают ее от большевистских идей. Статья призывала положить конец деятельности бахаи. Позже стали появляться и другие статьи подобного рода, в том числе и в энциклопедиях (устоявшийся советский взгляд на историю веры до конца существования СССР заключается в том, что бабидское движение — революционное и антифеодальное, хотя и прикрывавшееся религиозной риторикой, а Бахаулла был ревизионист, пытавшийся примирить классовый антагонизм). Возможно, что внимание властей к общине привлекли не столько ее численность, сколько широта взглядов, терпимость и интернациональное мышление. Это, а также сама концепция прогрессивного Откровения противоречили утверждениям о происхождении религии и о том, что она является пережитком прошлого.

Преследования общины начались в 1926 году с массовой высылки из СССР бахаи иранского происхождения. За тем последовали и другие аресты и ограничения на деятельность общины, в конце концов приведшие к ее прекращению. В 1928 году, все культовые здания переходили в собственность государства. В результате переговоров с местными властями бахаи удалось получить разрешение на аренду Дома Поклонения сроком только на пять лет, причем при условии, что община оплатит ремонт здания. В 1930 году Шоги Эффенди призвал Национальное Духовное Собрание бахаи Соединенных Штатов и Канады обратиться к советским властям с просьбой пересмотреть это решение, приняв во внимание значение Дома Поклонения в Ашхабаде для бахаи всего мира. С 1934 по 1936 год произошло небольшое изменение религиозной политики государства, и культовые здания были возвращены верующим. Но в собственность общины бахаи Дом Поклонения в Ашхабаде перешел только после проведенного по требованию властей ремонта, затянувшегося на полгода. Состоялось выборы в Духовные Собрания, возобновилась деятельность по распространению веры.

Однако вскоре преследования возобновились, и в 1938 году Дом Поклонения в Ашхабаде был окончательно экспроприирован под тем предлогом, что бахаи не содержат здание должным образом. В течение десятилетия в нем размещался Государственный музей изобразительных искусств Туркменской Советской Социалистической Республики. Землетрясение, произошедшее в ночь с 5 на 6 октября 1948 года повредило здание Дома Поклонения: разломались и упали минареты, фланкировавшие портал; после этого оно с каждым годом все больше приходило в упадок. О срочном восстановлении «музея», на фоне почти полностью разрушенного города не могло быть и речи. Только десять лет спустя местная община предложила возродить Дом Поклонения своими руками, чтобы отдать его Советской власти. Реакции не последовало. В 1963 году (опять же, есть разные версии: то ли готовясь к приезду Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, то ли выполняя его рекомендацию) здание Дома Поклонения было окончательно разрушено. Сейчас там площадь с памятником национальному поэту Махтумкули (среди местных жителей есть легенда, что земля опять принадлежит общине).

 

Исторические фотографии первого храма бахаи

Фотографии © 2019 Bahá’í International Community

 

Всемирный Дом Справедливости в своем письме от 1 августа 2014 о строительстве Домов Поклонения довольно много внимания уделил этому храму в Туркестане

Следующую статью предлагаем прочитать про Дом Поклонения Бахаи в США


[*] Так переводится название Ашхабада: ‘aшк — любовь, абад — населенный [пункт].

bahaiarc.org

Храмы бахаи со всего мира.

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)

art-links.livejournal.com

Чудеса архитектуры. Храмы бахаи

Храмы бахаи для меня стали открытием, так как знала лишь  о существовании  храма-Лотоса, в качестве храма для всех. Но оказалось бахаи — это юная, но самостоятельная религия, её храмы есть на всех континентах, а самый первый был в… СССР, но обо всём по-порядку 

Вера Бахаи́ зародилась в середине XIX века в Персии и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей. Хотя изначально религиозное течение возникло в русле шиитского ислама, сегодня её классифицируют в диапазоне от исламско-синкретической секты до нового религиозного движения и последней новой мировой монотеистической религии.  Учение бахаи иногда рассматривают в качестве синкретической комбинации предшествующих религиозных верований.

В исламе учение расценивается как вероотступничество, в связи с чем в Иране и некоторых других мусульманских странах бахаи подвергались преследованиям.

Баха́и (бахаизм, бехаизм) (араб. «Баха» بهاء — «слава», «свет», «блеск», «великолепие») — монотеистическая религия. Её основатель Бахаулла (1817—1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда,Баба. 

Вера Бахаи – одна из молодых религий откровения, т.е. религий, у которых есть собственные Священные писания. Она учит, что религиозная истина не может быть окончательной — она последовательна: Бог воспитывает род человеческий через Пророков, которые являлись, и будут являться, чтобы руководить судьбами людей. Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Мухаммед, а сейчас Бахаулла — это Божественные воспитатели, несущие миру одни и те же основные учения, но возвещают законы и принципы, отвечающие потребностям эпохи, в которой они открываются.

Свои храмы бахаи называют «Дома поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий.

Самый известный из них — «Храм Лотоса» в Индии, получивший целый ряд престижных архитектурных наград. Он был построен в 1986 году и стал одной из достопримечательностей Индии, обогнав по ежегодному числу посетителей (свыше 4 млн.) даже Тадж-Махал.

Храм Лотоса выглядит как огромный и красивый цветок лотоса, которые построен из бетона и с внешней стороны покрыт белым греческим мрамором. «Цветок» состоит из 27 больших лепестков (Число 27 — символ Мировой Души, символ Вселенной, а заключаемые в нём числа — это символы элементов и составных частей Вселенной, выходит, что Мировая Душа, которая есть основание и форма мирового состава и порядка, содержит в себе такие же элементы, как и число 27), которые выстроены в 3 ряда. Вокруг лепестков находятся 9 искусственных мини-бассейнов квадратной формы.

Центральный зал — диаметр 75 метров, высота 31 метр, вместимость 1300 мест. 

При строительстве храма Лотоса ни одной прямой линии не было использовано, а система вентиляции храма была позаимствована у инженеров древнего времени и поэтому в помещение всегда попадает прохладный свежий воздух, который проходит предварительно через всю систему водных бассейнов около храма.

 

Если посмотреть на Храм Лотоса сверху, то кажется, что как будто он «вырос» из воды.

В центральный зал храма Лотоса ведут целых 9 дверей.

Храмы бахаи имеют разнообразную архитектуру, но общим для них является девятиугольная форма в плане и центральный купол. У каждого храма есть девять входов, что символизирует открытость всему человечеству.

Бахаи собираются в храмах для молитвы и медитации. В помещении нет ни картин, ни статуй, ни музыкальных инструментов, читаются молитвы различных религий, а также из Писаний Бахауллы, без проповеди, без истолкования или комментария на оригинальном языке или в переводе. Акустика создаваемая центрально расположенным куполом хорошо разносит человеческий голос и гасит другие шумы.

Вся стоимость строительства, как это принято у Бахаи, была покрыта за счет средств, собранных во всем мире. Пожертвования на любые проекты такого рода добровольны и принимаются только от членов общины Бахаи.

 

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание Величайшего Имени (араб. «Йа-Баха-уль-Абха», в переводе «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (بهاء , араб. — «Слава»).

Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами — мира людей, Явителей и Бога, соединенных Святым Духом. 

Годом рождения религии Бахаи считается 1844 г. Именно тогда молодой персидский купец Сейид Али Мухаммад возвестил о скором пришествии нового Мессии. Он был назван «Баб», что означает «Врата» — предвестник Пророка. Несмотря на то, что он не пытался объявить этим новым пророком себя самого, а брал на себя лишь роль вестника, он скоро обзавелся последователями и, естественно, противниками. В первую очередь против такой «новости» выступило мусульманское духовенство. После недолгого периода колебаний, все последователи зарождающегося нового религиозного течения были объявлены еретиками и начались жестокие гонения. В течение первых пяти лет было казнено более 23 тысяч человек, в том числе и сам Сейид Али. Те, кто избежал смерти, были брошены в тюрьмы или высланы из страны.

Находясь в ссылке в Османской Империи, один из первых последователей «предвестника», Мирза Хусейн Али, объявил, что он получил новое божественное откровение. Он принял новое имя: «Бахаула», что означает «Слава Божия». Он написал множество трудов, в которых определил основные каноны новой религии. Всю оставшуюся жизнь он посвятил проповедованию нового учения.

После смерти Бахаулы в 1892 году, по его личному завещанию, дело его продолжил сын, взявший себе имя Абдул-Баха, что означает «Слуга Баха». К этому времени новая религия распространилась на довольно значительной территории и приобрела много сторонников, даже на территории Царской России.

Храм бахаи в Ашхабаде реконструкция 

Как ни странно, но именно Россия стала первой страной, в которой был построен храм, или дом поклонения Бахаи —  в 1908г. в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова. Начиная с 1882 года в Туркестане стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим прибежищем для бахаи. В 1902 году в Ашхабаде, существовавшая там община Бахаи начала сбор подписей в поддержку строительства собственного храма. На то время это была крупнейшая община Бахаи в мире, причем численность ее неуклонно росла. Была написана просьба к правительству о разрешении строительства храма, которая была удовлетворена.

Храм представлял собой правильный девятиугольник, в центральное помещение, увенчанное куполом, вели 9 входов, символизирующих 9 путей к Единому Богу. Храм имел три архитектурных уровня, по аналогии с тремя ступенями религиозной администрации Бахаи. По такому же принципу впоследствии строились и другие храмы в разных странах. Отличием ашхабадского храма стал яркий восточный колорит здания, минареты по краям фасада, обращенного к священному городу Акко и украшения в персидском стиле.

Вокруг храма был разбит сад с фонтанами и бассейнами. Это имело не только эстетическое значение. Основатель религии Бахаула всегда любил сады и в своих проповедях часто использовал всевозможные метафоры и аналогии, среди которых самая известная: «Мы все цветы одного сада и листья одного дерева»..

Храм бахаи в Ашхабаде интерьер

Храм начал функционировать в 1908 году, но полностью строительство было завершено только через 19 лет после закладки, уже в Советской России.

Конечно, как легко предположить, при Советской Власти, у Бахаи, как и у всех религий, жизнь была крайне нелегкой.. После того, как в 1948 году храм пострадал от землетрясения восстанавливать его правительство не стало, а в 1963 году храм и вовсе был пущен под снос. Сейчас там находится сквер, в облике которого ничто не напоминает об истории этого места.

Но Ашхабадский храм Бахаи не стал последним. После практически полного исчезновения общины на территории Советской России, религия продолжила свое развитие в других странах.

Другой всемирно известный храм бахаи находится в одном из северных пригородов Чикаго.

Автором Бахайского храма явяется архитектор Луис Боргеос (Louis Bourgeois). Он создал этот белокаменный ажурный храм как праздник света, исходящий от Бога и проходящий через Бахайскую религию.

 В ажурных орнаментах храма можно найти знаки всех мировых религий, которые как бы говорят: «Приходи и присоединяйся к молитве, и медитируй в атмосфере красоты и света». Первый камень в основание храма был заложен в 1912 году, а строительство началось в 1921 году и закончилось в 1953 году. Высота купола Бахайского храма составляет 120 футов. Купол богато украшен орнаментальной резьбой, что в совокупности с белоснежными стенами создаёт поистине незабываемую картину. Внутри самого храма — гигантская аудитория высотой 42 метра. Внутренний свод храма поражает своей ажурностью: тонкая каменная вязь заполняет гигантский круг диаметром 17,5 метров, в центре которого видны витиеватые арабские буквы — символ Бахаи, означающих «O Glory of the All Glorious» и звучащих как молитва.

Храмы бахаи (Дома Поклонения) открыты для всех людей, независимо от вероисповедания. В храме служат не священники, а волонтеры, добровольцы на определенный срок, в чьи функции входит обслуживание храма и прием посетителей; они также разрабатывают и проводят несколько раз в день молитвенные программы, в которые входит чтение молитв и Священных Писаний (как Веры Бахаи, так и других религий), а также пение молитв а капелла (без сопровождения музыкальных инструментов). Любой человек может зайти в храм и помолиться самостоятельно. Храмы имеют разнообразную архитектуру, но общим для них является девятиугольная форма в плане, центральный купол и девять входов, что символизирует открытость всему человечеству.

Далее храм бахаи в Хофхайме (Германия)

Европейский Дом Поклонения расположен на краю города Хофхайм (Hoffhaim) между городами Франкфурт и Висбаден. Белоснежное однокупольное сооружение высотой почти 28 метров выглядит на зеленом лугу легким и воздушным зданием. Железо – бетонные ребра, изготовленные в Голландии, образуют каркас купола, который наверху заканчивается фонарем. Пространство между ребрами заполнены 570 ромбовидными стеклянными окнами, выполняющими роль стен и обеспечивающими освещение зала. Диаметр зала 48 м, по периметру расположены девять входных дверей.

У бахаи есть свой календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога, например: Баха (Великолепие), Джалал (Слава), Джамал (Красота), Каул (Речь), Ала (Возвышенность)

Бахаи приветствуют друг друга словами «Алла-у Абха» (в переводе с арабского языка — «Бог Преславен»).

Храм в Сиднее (Австралия)

В архитектуре Домов Поклонения воплощается отношение последователей Веры Бахаи к окружающему их обществу. Храмы представляют собой открытые светлые помещения. Их композиция и убранство формируется местными культурными традициями и наглядно отражают идею бахаи о единстве в многообразии. Для Домов Поклонения Бахаи свойственна девятигранная форма центрального помещения и наличие купола. В этом устройстве храма символически передается идея единства — люди попадают в храм через разные двери, но затем сходятся вместе, чтобы поклониться единому Создателю.

Храм в Кампале (Уганда)

 

Пост бахаи соблюдается в последний месяц календаря бахаи, месяц ‘Алā’ (Возвышенность), со 2 марта по 20 марта, и заключается в воздержании от пищи и питья с восхода до заката солнца на протяжении каждого из 19 дней этого месяца. Курильщики также должны воздерживаться от курения, поскольку арабское слово, означающее «пить», также означает и «курить».

Никаких ограничений на состав пищи не накладывается. Также ничего не говорится о воздержании от исполнения супружеского долга, поскольку секс как таковой не считается в Вере Бахаи чем-то грязным или предосудительным.

Храм в Алиа (Самоа)

В Вере Бахаи есть только минимум обрядов (два очень простых обряда, связанных с двумя поистине этапными событиями в земном существовании человека – браком и смертью), а символике не придается того сакрального смысла, как в некоторых других религиях, где некие предметы и символы считаются, попросту говоря, волшебными.

При заключении брака жених и невеста должны по очереди прочесть в присутствии минимум 2-х свидетелей следующий стих: «Все мы, воистину, будем следовать воле Божией». Вот и всё; остальное – на усмотрение брачующихся. Жених и невеста должны также заручиться до свадьбы согласием родителей, но это уже не обряд, а закон Веры, направленный на укрепление будущей семьи.

 Что же касается обряда похорон, то в него входит чтение специальной молитвы за усопшего; кроме того, в Китаб-и-Агдас указано, что тело не следует кремировать, его надо хоронить в гробу из прочного и долговечного материала, обернув в 5 пелен из шелка или хлопка и надев на палец кольцо с особой надписью. Разумеется, в настоящее время допустимо частичное неисполнение требований к обряду похорон, так как у многих бахаи нет возможности соблюсти их все; но молитву за усопшего прочесть крайне важно.

Храм в Панаме

 

Главным центром религии является комплекс, называемый «Сады Бахаи», расположенный в городе Хайфа в Израиле. Там находится Храм-усыпальница Баба.

 

 

В центре комплекса возвышается белоснежный храм под золотым куполом — Усыпальница Баба, место упокоения пророка Бахауллы. Значительное расширение святыни предпринял Шоги Эффенди в 1948-1953 годах. Проект храма в неоклассическом стиле разработал архитектор Уильям Сазерленд Максвелл. 

Всемирный Дом Справедливости, где располагаются руководители Веры Бахаи, добавлен в 1975-1983 годах. Также в неоклассическом стиле, он был построен по проекту архитектора Хусейна Аманата по образу афинского Парфенона с 58 мраморными колоннами и висячими садами. Это административное здание закрыто для туристов.

В Вере Бахаи нет священнослужителей, практически отсутствуют обряды и сложная символика, храмы не имеют канонической формы. Нет священства, поскольку утверждается, что человечество уже достигло зрелости, и каждый может непосредственно познать Бога. В то же время в организационном отношении бахаизм представляет собой иерархическую структуру, выборные локальные общины контролируются и управляются централизованно.

Знаменитые Бахайские сады устроены в 1990-2001 годах по проекту Фариборза Сахба, известного своей работой над храмом Лотоса в Индии. Строительство садов обошлось в 250 млн. долларов, добровольно пожертвованных бахаитами всего мира. Сады геометрическим каскадом спускаются до бульвара Бен-Гурион. Различные террасы предлагают разнообразные впечатления, но всех их объединяет общий язык гравийных дорожек, живых изгородей и ухоженных цветников. Особой живописности садам придают панорамный вид на Хайфу, холмы Галилеи и Средиземное море.

Роскошные сады Бахаи состоят из девятнадцати великолепных террас, образуя единую «лестницу», ведущую к Дому Справедливости. Сады расположены вдоль оси в направлении города Акко, который имеет большое историческое и сакральное значение в бахаизме.

Завершает галерею храмов — свежепостроенный ( в 2016 г.) Дом Поклонения в Сантьяго (Чили)

 

Здание включает в себя композицию из девяти прозрачных «лепестков», вздымающихся прямо с земли и создающих впечатление свободного плавания над огромной отражающей кувшинковой заводью. Лепестки позволяют солнечному свету проникать в течение дня, а ночью Дом Поклонения изливает теплое свечение своего внутреннего освещения. Инновационный дизайн подразумевает абсолютно новую форму литого стекла для наружной отделки здания.

Уже сегодня большое количество людей, как верующих так и нет, приезжают к этому чудо — храму для того что бы своими глазами увидеть идиллию между природой и металлом.

 

Храмы, конечно, красивые, но идея унификации мне не близка, я за самобытность. С другой стороны, арабские названия и надписи явно говорят об истоках данной религии. А вот тексты и обряды каждая община, скорее всего, выработает какие-то свои универсальные, так как общинное начало достаточно сильно и молиться всяк по-своему обстановка не располагает. Такие Дома Поклонения могут служить неплохим объединяющим началом для небольших многонациональных поселений.

hystory.mediasole.ru

Храм бахаев — одно чудес штата Иллинойс

В США не так много исторических и архитектурных достопримечательностей в виде дворцов и храмов. Есть крутые небоскребы, но это отдельная тема. В свое время меня поразил Замок Херста (Hearst Castle) в США, а вот еще один интересный храм.

В одном из северных пригородов Чикаго находится Бахайский храм (Baha’i temple) — центр бахайской религии в США, один из самых красивых храмов бахаизма во всём мире.
Бахайский храм — это уникальное архитектурное творение, да и сама Бахайская религия уникальна. Главная её концепция — все люди равны, а мир един для всех.

Давайте узнаем об этом подробнее…

Фото 2.

Автором Бахайского храма явяется архитектор Луис Боргеос (Louis Bourgeois). Он создал этот белокаменный ажурный храм как праздник света, исходящий от Бога и проходящий через Бахайскую религию. В ажурных орнаментах храма можно найти распознавательные знаки всех мировых религий, которые как бы говорят: «Приходи и присоединяйся к молитве, и медитируй в атмосфере красоты и света». Первый камень в основание храма был заложен в 1912 году, а строительство началось в 1921 году и закончилось в 1953 году.

Фото 3.

Высота купола Бахайского храма составляет 120 футов. Купол богато украшен орнаментальной резьбой, что в совокупности с белоснежными стенами создаёт поистине незабываемую картину. Внутри самого храма — гигантская аудитория высотой 42 метра. Внутренний свод храма поражает своей ажурностью: тонкая каменная вязь заполняет гигантский круг диаметром 17,5 метров, в центре которого видны витиеватые арабские буквы — символ Бахаи, означающих «O Glory of the All Glorious» и звучащих как молитва.

Фото 4.

В мире есть семь центров Бахайской религии, восьмой центр строится в Чили. Самый красивый из них находится в Индии и называется Храм Лотоса. Храм в Чикаго — второй по красоте после Индийского. Все храмы не похожи друг на друга, но в орнаменте каждого можно найти распозновательные знаки всех мировых религий.

Фото 5.

Все храмы бахаизма именуются Домами Поклонения. Ключевая для бахаизма цифра 9 отражается и в архитектурных особенностях храмов. Так, Чикагский Бахайский храм имеет девять сторон, девять входов и девять садов. Цифра 9 означает абсолютное единство всех главных вероисповеданий мира.

Фото 6.

Первый Дом Поклонения бахаи был сооружён в 1908г. в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (он был серьёзно повреждён землетрясением в 1948г. и снесён в 1963г.). Начиная с 1882 года в Туркестане стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим прибежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в числе которых Ашхабад, Баку, Бухара, Москва, Ташкент и Тбилиси, однако все они были уничтожены в советское время. Начиная с 1991г. местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. В настоящее время в Российской Федерации существует 43 местных духовных собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, к началу 2004 года достигло 424. Централизованная религиозная организация “Община последователей веры бахаи в России” зарегистрирована в Министерстве Юстиции.

Сегодня Вера Бахаи занимает второе место по географической распространённости в мире после Христианства. Более 5 миллионов её последователей проживают в 235 странах мира и принадлежат к 2112 нациям и народностям. Последователи веры Бахаи считают, что все религии — выражение «неизменной веры в Бога, вечной в прошлом, вечной в будущем».

Фото 7.

Вера Бахаи зародилась в Иране а 1844 году. Пророк Баб (в переводе «Врата») провозгласил, что ему доверено вскоре оповестить и подготовить людей к приходу Обетованного всех религий. За короткое время у Баба появилось много последователей. Обеспокоенные таким ходом событий власти жестоко преследовали их. В 1850 году Баб был казнен.

В 1863 году один из последователей Баба, Мирза Хусейн Али, принял имя Бахаулла (в переводе «Слава Божия») и объявил о своей Миссии. Последователи Баба признали Бахауллу и стали называться бахаи. До конца своих дней Бахаулла подвергался преследованиям, много раз побывал в тюрьмах и ссылках. Находясь в тюрьме в городе Акка (теперь это Израиль) и глядя в тюремное окошко на противоположный берег залива Хайфы, он мечтал построить на горе Кармель Бахайский храм. И эта мечта его воплотилась в жизнь. Бахаулла умер в 1892 году в городе Акка, и его усыпальница находится в Бахджи (город Акка, Израиль).

Фото 8.

Бахаулла — Явитель Божьей Воли — оставил более 100 Скрижалей, в которых подробно изложено Его Учение и передана воля Бога для человечества на новом этапе его исторического рзвития.

В учении Бахауллы находятся основополагающие духовные истины, общие для всех религий, которые предназначены для решения проблем, встающих перед человечеством в наше время.

Фото 9.

Некоторые принципы учения Бахаи:

«Любые разделяющие людей предрассудки — рассовые, национальные, классовые, политические или религиозные должны кануть в прошлое».
«Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности».
«Религия должна находиться в гармонии с разумом и наукой».
«Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину».
«Необходимо создание Всемирной Федерации Народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете».

Фото 10.

Идея построить место поклонения в Америке в Иллинойсе возникла у группы последователей бахаи в Чикаго в начале 1900-х годов, примерно в то же время, когда был построен и первый в мире Молитвенный дом бахаи в Ашхабаде в современном Туркменистане. Чикагский последователь бахаи посетил основателя религии Абдул-Баха в Персии и ему было дано благословение на строительство места поклонения. Основатель религии посоветовал построить Храм в тихом месте недалеко от озера Мичиган, а не в многолюдном Чикаго.

Фото 11.

Молитвенный дом в городе Уилметт был освящен в 1953 году, после более чем 30 лет строительства. Он был построен по проекту французско-канадского архитектора Луи Буржуа. Строительство храма велось по инновационной технологии заливки бетонных панелей из кристалла кварца и белого цемента.

Фото 12.

Сегодня это величественное здание включено в Реестр исторических мест Соединенных Штатов и было названо, как одно из семи чудес штата Иллинойс.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

masterok.livejournal.com

Храм Бахаи в Хайфе: lyolik_il — LiveJournal

Я свидетельствую, о мой Боже,
что Ты сотворил меня,
дабы я познал Тебя и поклонялся Тебе.
Свидетельствую в сей час о бессилии своем
и о Твоей мощи,
о своей скудости и о Твоем обилии.
Нет иного Бога, кроме Тебя,
Помогающего в Опасности, Самосущного.

Бахаулла


Одной из обязательных точек нашего путешествия с гостями были Бахайские сады в Хайфе. Сама я была там однажды, очень давно — аж в 2005, и поэтому совершенно была не против прогуляться снова.

И вот мы там.

Попасть во внутренние сады можно только с гидом; расписания экскурсий есть на сайте садов; экскурсии проводятся на нескольких языках и денег не стоят. В тот единственный день, когда мы могли попасть в Хайфу, экскурсии на русском языке не было, и мы, что логично, выбрали экскурсию на иврите — а я уже привычно объясняла Юле то, что говорил гид. Собственно, за 45 минут он не сказал ничего такого, чего нельзя было бы найти в интернете, так что здесь я буду цитировать и слова гида, и материалы из сети.


Экскурсии по Бахайским садам начинаются либо с верхней, либо с нижней террас. Наша началась сверху.

2.

У входа в сады уже собиралась очередь, но мы оказались одними из первых.

3.

На территории садов нельзя есть и курить; посетители допускаются туда только в скромной одежде — никаких шорт и маек, или драных джинсов.

4.

Нас проверили и записали, и мы прошли внутрь. Нам предстояло пройти вниз 9 террас — ровно половину из имеющихся, в общей сложности порядка 700 ступеней.

5.

И тут самое время задаться вопросом — так кто же такие эти бахаи?
Бахаи — это монотеистическая религия, считающаяся самой молодой религией мира. Некоторые религиоведы классифицируют её как ответвление или даже секту ислама, однако так не считают ни сами бахаи, не представители ислама, расценивающие бахаи как вероотступников.

6.

Своё начало религия бахаи берёт в 1844 году в Персии. 23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сейид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «врата»‎), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Несмотря на то, что Баб не объявлял себя Посланником (Мессией), а всего лишь предсказывал скорое его появление, исламские духовные лидеры враждебно встретили его проповедь и использовали своё влияние для преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебриз.

7.

Все последователи зарождающегося нового религиозного течения были объявлены еретиками и на них начались жестокие гонения. В течение первых пяти лет было казнено более 23 тысяч человек, а те, кто избежал смерти, были брошены в тюрьмы или высланы из страны.

8.

Дело Баба продолжил Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»). Он родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

9.

Бахаулла стал одним из первых и наиболее ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он был доставлен в 1868 году.

10.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени, призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

11.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока. На сегодняшний день его усыпальница в Акко — самое святое для бахаи место (там мы ещё не были, но теперь нужно обязательно попасть).

12.

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 23 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

13.

В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи, в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет, Европу и Америку. Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание веры бахаи и распространив её по всему миру.

14.

На сегодняшний день вера бахаи объединяет свыше 5 млн. последователей в 188 странах мира и на 45 зависимых территориях. Это представители 2112 народов, народностей и племён, выходцы из всех социальных слоёв и культур.

Части священных писаний веры бахаи переведены более чем на 800 языков мира.

В Хайфе находится Всемирный административный и духовный центр религии бахаи, являющийся также местом паломничества бахаи со всего мира. Здесь же расположено несколько административных зданий, вход в которые для туристов закрыт. К примеру — здание Международного архива:

15.

Центром Всемирного центра, террас и садов является Усыпальница Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи» — жемчужина этого места.

16.

8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке, Канада, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия. Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые

lyolik-il.livejournal.com

Унитарный бахаизм — Википедия

Унитарный бахаизм (Унитарианская Вера Бахаи) (англ. Unitarian Bahaism, Unitarian Baha’i Faith, араб. البهائيين الموحدين‎, «Аль-Бихайийин Аль-Мувахаддин») — это побочное либеральное движение в рамках религии Бахаи, характеризующееся ориентацией на личную свободу совести каждого верующего и сосредоточением внимания на писаниях пророка Бахауллы, и их собственной свободной интерпретации в соответствии со знаниями и потребностями нашего времени, а не на толкованиях его преемников, религиозных лидеров и институтов Бахаи, которые не могут считаться «непогрешимыми» и «совершенными»[1][2]. Бахаи-унитарии считают Баба и Бахауллу вдохновенными духовными учителями, и обоих старших сыновей Бахауллы — Абдул-Баха и Мирзу Мухаммада Али (англ.)русск. должным образом назначенными его преемниками, при этом не обладающими «безошибочностью». По их мнению, статус Шоги Эффенди, как «Хранителя Дела Божия» имеет сомнительную легитимность, и они не считают Всемирный дом справедливости авторитетным органом.

Исторически, движение возникло в 1890-е годы после смерти пророка Бахаи Бахауллы, когда между двумя его сыновьями — Аббасом Эффенди (Абдул-Баха) и Мирзой Мухаммадом Али возник первый в истории этой молодой религии раскол[3][4]. Костяк движения составили потомки Мухаммада Али и другие потомки Бахауллы, проживавшие в Палестине, которые были отлучены от Веры Абдул-Баха и его наследником Шоги Эффенди, как «нарушители Завета»[5]. В начале 1900-х годов, благодаря стараниям миссионера Ибрагима Хайруллы, унитарное течение бахаизма короткое время преобладало в Соединённых Штатах Америки. После упадка во второй половине XX века, в 2010-е годы началось изучение исторического наследия основателей и возрождение движения с упором на прогрессивную либеральную составляющую и близость к унитарианскому универсализму. В наши дни «унитарный бахаизм» — единственное направление Веры Бахаи к которому принадлежат потомки Бахауллы. В нём нет формально объединяющей организации, община состоит из сети отдельных лиц, местных групп, инициатив и ресурсов, независимых от господствующей деноминации Веры Бахаи со Всемирным центром в Хайфе, Израиль[6][7].

Воля и Завещание Бахауллы[править | править код]

Основателем направления «унитарный бахаизм» стал второй сын[комм. 1]Бахауллы Мирза Мухаммад Али (англ.)русск. (нисба по отцу — Нури, общий титул сыновей Бахауллы — Эффенди[комм. 2], впоследствии для своей семьи стал использовать фамилию Бахаи) (1853—1937), также известный под титулом, данным ему отцом — «Гусн-и-Акбар» («Мощнейшая ветвь»). Старший сын Бахауллы — Аббас Эффенди («Гусн-и-Азам» («Величайшая ветвь»[комм. 3])), после 1894 года принявший на себя имя «Абдул-Баха» («Слуга Баха»)) — родился на восемь лет раньше, в 1844 году. Они оба были духовными людьми, талантливыми, гордыми, глубоко верующими и прилежными служителями в деле их отца с самого раннего возраста. Бахаулла при своей жизни назначал важные роли и задачи как Абдул-Баха, так и Гусн-и-Акбару, исходя из их соответствующих способностей и интересов. Так, Абдул-Баха отвечал за внешние отношения, используя свою харизматическую личность, чтобы приобрести друзей и сторонников новой веры. Гусн-и-Акбар же отвечал за внутренние вопросы, будучи секретарём Бахауллы и, являясь выдающимся каллиграфом[комм. 4], переписывал его труды, редактируя их и готовя к публикации и распространению. В 1878 году по повелению Бахауллы он посетил Александрию и Каир, Египет[10], где занимался организацией общин верующих. Всего за два года до смерти Бахауллы Мухаммад Али отправился от имени своего отца в Индию, где организовал выпуск первого печатного издания Китаб-и-Агдас — «Наисвятой книги» Бахауллы, и пяти томов других сочинений на персидском и арабском языках[комм. 5][11][12]. Это стало первым случаем в истории мировых религий, когда священные тексты были напечатаны и одобрены самим основателем веры.

В своём завещании, Бахаулла (скончавшийся в 1892 году) назначил обоих своих сыновей стать последовательно своими преемниками, Мирзу Мухаммада Али после старшего брата Абдул-Баха:

Воистину, Бог предопределил положение Мощнейшей ветви (Гусн-и-Акбара) после[комм. 6] Величайшей ветви (Гусн-и-Азама). Он, воистину, Указующий, Премудрый. Мы безусловно избрали Акбара после Азама, как указано Тем, Кто есть Всемудрый, Всеведущий.

Это утверждение Бахауллы было воспринято его семьёй, как подтверждение о том, что Гусн-и-Акбар должен получить важную роль вместе со старшим сыном Бахауллы, которая не была дана двум другим младшим его сыновьям (Зияулле и Бадиулле), и намерением самого Бога (англ.)русск. было, чтобы он стал вторым преемником Бахауллы после кончины Абдул-Баха — согласно устоявшейся в шиитском исламе традиции духовного наследия, переходящего от старшего к младшему брату[комм. 8][11][17][18]. После Мухаммада Али-же, руководство должно было перейти к Дому Справедливости[19].

Конфликт сыновей Бахауллы[править | править код]

Бахаулла в своём завещании действительно указал, что положение его старшего сына было выше — по крайней мере, пока оба сына были живы. Абдул-Баха-же истолковал это как предоставление ему единоличной власти и авторитета в Вере Бахаи и её общине, а от Гусн-и-Акбара ожидал лишь послушания. Гусн-и-Акбар, с другой стороны, интерпретировал завещание как то, что он должен сохранить при Абдул-Баха ту же ответственную должность, которую он имел при Бахаулле. Первоначально, на некоторое время установился шаткий паритет сил, в результате которого Абдул-Баха стал распорядителем финансовых средств общины и представителем бахаистов перед турецкими властями, а Мухаммад Али принимал паломников из других стран и распоряжался литературным и иным наследием Бахауллы[20].

С течением времени становилось все более очевидным, что Абдул-Баха не хотел делиться какой-либо властью со своим братом — он предполагал, что имеет статус, очень близкий к Посланнику Бога, ожидая, что все бахаи будут считать его морально безупречным, совершенным в его служении Богу и Бахаулле[комм. 9][22]. Он утверждал, что лишь он один имеет право толковать писания Бахауллы, а его собственные сочинения несут тот же самый вес, что и божественные писания — несмотря на то, что некоторые из его интерпретаций больше походили на внесения изменений в законы и учение религии, а не на разъяснения непонятных моментов. Абдул-Баха также заявил о своей власти контролировать все средства, собираемые бахаи по всему миру, и распределять их в одностороннем порядке, более не передавая долю на содержание семей потомков Бахауллы, чем поставил под угрозу их существование[комм. 10][23].

Мухаммад Али выступил против претензий своего брата на единоличную власть и исключительное право толкования[комм. 11], а также поощряемой им своей идолизации сторонниками и поклонниками. По просьбе группы верующих «не молчать», видя грубые нарушения учения Бахауллы, в 1896 году Гусн-и-Акбар написал послание «Сущность Единства», содержавшее свидетельство Единства и Единственности Бога. Со дня, когда оно было зачитано, Гусн-и-Азам разорвал все отношения с братом и отлучил его от веры, запретив своим последователям «встречаться, общаться, переписываться, даже торговать и вступать в какие-либо какие-либо отношения в любой профессии» с его сторонниками. В сборнике «Предъявленные доказательства для тех, кто хочет встать на путь»[комм. 12] Мухаммад Али опроверг притязания брата на статус Богоявления (англ.)русск. и Центра Завета ссылками на тексты Бахауллы, и, помимо того, заявил, что тот скрывает часть текста завещания отца[26][27], которое никогда не было опубликовано в оригинале[комм. 13]. Он также обвинил брата в том, что тот фактически прекратил распространение и публикацию писаний Бахауллы [комм. 14], постановив своим последователям читать и распространять только его собственные писания[30]. Их спор перешёл в семейную вражду, которая была задокументирована обеими сторонами. (Подробнее…)

Признавая, что среди верующих число сторонников Абдул-Баха составляет большинство[комм. 15], Мухаммад Али, его дети и последователи неоднократно призывали к диалогу и предлагали провести объединительную конференцию веры[комм. 16][33], чтобы попробовать примирить разногласия. Брат даже попытался навестить Абдул-Баха после возвращения того из Америки. Однако, все их призывы были отклонены или проигнорированы[34], в своём завещании Абдул-Баха, скончавшийся в 1921 году, обвинил Мухаммада Али в заговоре и вероотступничестве, объявив его самого и его сторонников «Нарушителями Завета» за отказ повиноваться ему и принять его понимание религии[35]. Большая часть семьи Бахауллы, включая двух живых в то время его жен: Фатиму и Гавхару и их детей поддержала сторону Гусн-и-Акбара. Сторону Абдул-Баха сохранили лишь его собственная семья и Бахиййе-ханум, его младшая полнокровная сестра. На 1922 год в Палестине насчитывалось 158 бахаи[36]. Впоследствии, наследник Абдул-Баха Шоги Эффенди Раббани[комм. 17] отлучил от веры всех[комм. 18] своих родственников[комм. 19], повелев им покинуть территорию Палестины[комм. 20], и лишив их основных религиозных прав, в том числе права на посещение усыпальницы Бахауллы в Акко[комм. 21][45][46].

Унитарианские взгляды Мирзы Мухаммада Али[править | править код]

Мухаммад Али Бахаи в 1900 году.

Сторонники Гусн-и-Акбара, которые по определению армянского исследователя Саркиса Мубаяджяна Атрпета составляли самую культурную и сознательную часть бахаистов[47], назвали себя «Унитариями» (араб. اهل التوحید‎ «Ахлю’т-Таухид» или араб. موحدین‎ «Мувахиддин»)[48][49], для того, чтобы подчеркнуть известную в исламе концепцию таухид: единственность и единство бога, признание только за ним (а не за его посланниками и пророками) божественной природы — аналог монотеизма и унитарианства среди христиан[комм. 22][50]. Вместо того чтобы консолидировать раскол с исламом, Мухаммад Али, возможно, пытался придать бахаизму суфийские характеристики и обозначить большую приверженность исламской традиции, развивая его как вдохновленную исламом прогрессивную либеральную духовную традицию, по аналогии с возникшим в лоне христианства свободолюбивым плюрализмом унитарианского универсалистского (англ.)русск. движения.

Мы должны понимать, что у Богоявления нет равных или подобных. Откровения [священных Писаний] являются Его особенностью и не принадлежат никому, кроме Него. То, что было сказано Его языком и открыто Его Высшим Пером, — это Откровения; а разговоры и сочинения всех других, кроме Него, являются словами земных существ, хотя они и могут напоминать Откровения. То, что мы наблюдаем в Его действиях и движениях, является знамениями и чудесами, хотя они могут напоминать действия земных существ. Бог и Богоявление — это единое целое. Когда Излучение [Бога] является частичным и не проявляется в завершенной форме, его именуют Посланниками и Пророками; а когда великое Солнце Реальности появляется в полном сиянии, Его называют Богом и Господом; и в обоих сияниях Он возвышается над ограниченностью человеческого творения и бытия.

Мухаммад Али Бахаи. «Воля и Завещание»[51]

В обычном богословии Бахаи, «Посланники» определяются как «Явления Бога (англ.)русск.», а «Пророки» — как вдохновлённые люди. Мухаммад Али Бахаи представил альтернативную метафизику божественного откровения, в которой как «Посланники» (например, Авраам, Моисей, Мухаммед), так и «Пророки» (различные менее крупные религиозные деятели) являются «частичными» проявлениями Бога, возможно, в разной степени, но ни один из них не является «полным» проявлением, таким как Бахаулла[комм. 23]. Некоторые бахаи-унитарии также включают Иисуса в категорию «Бог и Господь» наряду с Бахауллой, вопреки как Исламу, так и господствующему Бахаизму, которые считают, что Иисус, по сути, имеет то же положение, что и все другие «Посланники» — не божественный в исламе, или божественный, как и все в вере Бахаи. Также Мухаммад Али предлагал по сути суннитский взгляд в котором преемники пророка Мухаммеда (халифы) считались лишь правителями мусульманской общины, а не представителями Бога — в отличие от точки зрения шиитов, в рамках которой развивался бахаизм, где преемники пророка рассматривались, как говорящие с некоторой степенью божественного вдохновения.

Наследие Гусн-и-Акбара[править | править код]

«Священная скрижаль» Бахауллы, посвящённая его сыну Мухаммаду Али, Гусн-и-Акбару[54]. «…О ветвь моя, Мы избрали тебя, потому что Избранный выбрал тебя. Слава Тебе, о Бог Всех Миров. О Могущественная Ветвь, воистину Мы выбрали тебя служить Моему делу; поднимись же с чудесной помощью. Покоряй все города Моим Именем, Правителя над всем, что Он пожелает…»[55]. Её содержание отрицалось или оспаривалось Абдул-Баха

Гусн-и-Акбар имеет большое значение для унитариев, а также для всех религиозных либералов[56], потому что он является историческим голосом, выходцем из традиционного исламского мира, который уже в начале 1900-х решительно говорил о видении религии и человеческой цивилизации, которое на десятилетия опережало своё время и ту консервативную культуру, в которой он вырос. Он чтил пророчества своего отца и проповедовал свою устремлённую в будущее веру, основанную на подчеркивании ценностей индивидуального исследования истины, личной религиозной совести, разума и объективности, а также конструктивного взаимодействия с миром для применения принципов Бахаи без необходимости обращения в религиозную организацию.

В наши дни быстрого материального прогресса современные научные открытия оказались очень полезными для обитателей этого мира; человечество с его огромной неограниченной силой мысли также значительно продвинулось, фантазии стали реальностью, и скрытые тайны более не скрыты для тех, кто понимает. Однако, в этот век быстрого прогресса с таким шагом вперед в человеческом развитии, жаль наблюдать, что так называемые интеллектуалы умаляют свое истинное положение, что одаренным Богом людям не хватает уверенности и самосознания. Свободные души, оставаясь при этом порабощенными, позволяют себе и другим попадать в сети религиозных суеверий, быть управляемыми небольшой группой отобранных чьей-то рукой лидеров. О друзья и братья… поднимитесь с огромной энергией и напором и летите в обширное и безграничное пространство свободы.

Мухаммад Али Бахаи, «Послание понимающим людям во всем мире», 1935[57]

Постоянная тема писаний Гусн-и-Акбара — важность рационального мышления и разрушительные тенденции фундаменталистской религии. В эссе о религиозном конфликте и религиозном либерализме, которое он назвал «Послание понимающим людям во всем мире»[58], Гусн-и-Акбар страстно выступает за межконфессиональное примирение как краеугольный камень духовного послания Бахауллы, против искажения истинной цели религии её лидерами, жаждущими власти над людьми[59]. В своём предложении о создании представительной демократической ассамблеи мира[60] Гусн-и-Акбар выступает за учреждение собрания народов мира, основанного на принципах представительной демократии, эгалитаризма, межконфессионального и международного сотрудничества — прототипа современной Организации Объединённых Наций[61]. Он также высказывал прогрессивные представления о верховенстве права, социальной справедливости и гражданских правах, а также об отделении религии от государства.

Все законы, будь то духовные или гражданские, должны приводить к объединению, братству, свободе и равенству. Единство нации — это фундамент, на котором возводятся столпы политики и обнародуются её законы; а единство достигается только через братство, свободу и равенство.

Мухаммад Али Бахаи, 1934[62]

Наследие Мухаммада Али Бахаи заключается в том, что он защищал свободу мысли в вере Бахаи и ограничение авторитета её лидеров; но при этом, хоть он никогда сам и не высказывал открыто претензий на лидерство и не оспаривал тексты завещаний — все равно положил начало расколу, а не использовал свои значительные таланты, чтобы помочь служению законного преемника Бахауллы. Социолог Питер Бергер, объясняя неудачу Мухаммада Али в установлении лидерства в обществе Бахаи, полагает, что его позиция требовала слишком быстрого завершения «рутинизации харизмы» — процесса в котором харизматическое движение развивает рациональную организационную структуру. Настойчивое требование Абдул-Баха о необходимости харизматической власти с мессианским мотивом оказалось более привлекательным для подавляющего большинства бахаи, чем коллективная форма управления, предлагаемая его братом. Сильный лидер оказался более эффективным для проведения доктринальных, культурных и организационных изменений, необходимых для долгосрочного выживания движения, которое оказалось не готовым к либеральному подходу Мухаммада Али[комм. 24][65].

Мухаммад Али вёл уединённую жизнь и всегда старательно избегал открытого конфликта, отказываясь давать письменые комментарии на эту тему своим сторонникам — его главная цель состояла в том, чтобы избежать дальнейшего разделения в вере Бахаи[комм. 25][67]. Он скончался в 1937 году после тяжелой болезни в Хайфе, где последние годы жил с семьей своего младшего сына Мусы, и был похоронен в Акко[комм. 26][69]. Он оставил завещание, в котором высказался против статуса «Хранителя (англ.)русск.», как противоречащего Божьей воле, и (не назначив себе наследника, поскольку он не поддерживал превращение руководства Верой Бахаи в шиитский имамат) подчеркнул, что по решению Бахауллы все религиозные вопросы должны решаться исходя из того, что было раскрыто в Китаб-и-Агдас, а для административного управления должны быть созданы Дома Справедливости[70][71]. В распоряжении семьи Мухаммада Али оставалось большое количество оригиналов писаний Бахауллы, которые его второй сын Амин Улла передал в один из музеев Великобритании, в настоящее время их местонахождение неизвестно. В лондонском Британском музее хранится коллекция каллиграфических работ Мухаммада Али[72].

Джамаль Буруджирди и бахаи-унитарии на Востоке[править | править код]

Потомки и последователи Бахауллы в Адрианополе (около 1868 года): (стоят слева направо): Мирза Мухаммад Али Нахри (отец жены Абдул-Баха Муниры Ханум), Мирза Насруллах Тафриши, Набиль-и-Азам (англ.)русск., Мирза Ага Джан Кашани (Хадимулла)* (секретарь Бахауллы), Мишкин-Калам (англ.)русск., Мирза Али Сайях, Ага Хусейн Ашчи, Ага Абдул Гаффар Исфахани. (Сидят слева направо): Мирза Мухаммад Джавад Газвини*, Мирза Михди (сын Бахауллы), Абдул-Баха (старший сын Бахауллы), Мирза Мухаммад-Кули (младший сводный брат Бахауллы, предположительно, с одним из его детей) и Сиййид Михди Дахаджи (Исмулла Махди)*. (Сидят на земле слева направо): Мадждеддин бен Мусса Ирани* (племянник Бахауллы) и Мирза Мухаммад Али* (англ.)русск. (сын Бахауллы)
Звездочкой (*) отмечены ставшие последователями унитарного бахаизма

В течение многих лет служения Бахауллы Исмулла Джамаль Буруджирди был главным среди учителей Веры в Иране[73]. Так, именно он сохранил останки Баба после его казни, ему Бахаулла дал одним из первых прочитать Китаб-и-Агдас (даже даровав свободу не подчиняться его законам) и посвятил около ста скрижалей. После смерти Бахауллы, Буруджирди стал председателем Консультативного Комитета (предтечи Духовного Собрания) бахаи Ирана. В возрасте уже свыше восьмидесяти лет, он дважды совершал паломничества верхом из Тегерана в Акко (поездка занимала три месяца в одну сторону). Буруджирди делал всё, чтобы примирить сыновей Бахауллы, призывая их провести совместное духовное собрание с целью устранения разногласий, но Абдул-Баха отказался общаться с ним и не обращал внимания на его просьбы[74]. В конце концов, Джамаль присоединился к Мухаммаду Али и стал его эмиссаром в Иране[75]. В каждой из провинций Ирана Буруджирди назначил своих представителей — так, в Иранском Азербайджане им стал Джалиль-и-Куи, известный верующий, которому Бахаулла явил «Послание Ишракат», также в их число вошли Хаджи Мухаммад Хусейн Кашани и Джалиль Табризи.

Хотя Буруджирди был бывшим мусульманским богословом и в какой-то степени фундаменталистом, тем не менее он высказывал весьма широкие идеи. В одном из своих многочисленных посланий, адресованных бахаи, он просит их объединиться, требуя проведения духовных собраний различными партиями бахаи с целью устранения разногласий. Он говорил: «Если мы не можем договориться и навести единство между собой, в нашей великой религии, то давайте объединимся в полной ликвидации религии и освободим невинное человечество от рабства религиозных суеверий в будущем». Буруджирди скончался 30 мая 1911 в Тегеране[76].

К унитариям присоединились также Сиййид Махди Дахаджи (Исмалла Махди) (миссионер Бахауллы в Иране, долгое время присматривавший за его домом в Багдаде, и автор книги «Рисала (История Веры Бахаи)» (1914))[77][78], Мирза Абул Казим Назир Исфахани (бывший губернатор ряда провинций Ирана во время династии Каджаров, сопровождавший в свое время Мухаммада Али в его поездках в Индию, во время смерти Бахауллы проживал в Акко, а затем вернулся в Тегеран)[79], Мирза Хусейн Ширази Хартуми (бывший миссионером в Египте и девять лет проведший в ссылке в Судане, скончался в Александрии в 1907 году), Хаджи Сиййид Мухаммад Афнан (владелец книгопечатного издательства Naseri Press, первый издатель священных книг Бахаи из Бомбея, Индия) и другие[80]. В свою очередь, Абдул-Баха также отправил в Иран ряд своих посланцев, первых Десниц Дела Божьего (англ.)русск., а также известных учителей веры — Хаджи Абула Хасана Амина, Хаджи Мирзу Хайдара-Али и др., которые смогли создать Духовные Собрания различных городов Ирана и в итоге склонить перевес верующих на свою сторону, к концу жизни Абдул-Баха очаги унитарного бахаизма в Иране прекратили свое существование[комм. 27].

Основатель «Общества бехаистов» Ибрагим Хайрулла[править | править код]

Ибрагим Джордж Хайрулла
(11 ноября 1849, Бхамдун, Ливан — 6 марта 1929, Бейрут, Ливан)

Пионером Веры Бахаи на Западе стал Ибрагим Джордж Хайрулла (англ.)русск. (1849—1929), ливанский греко-православный христианин, обращённый в 1889 году в Египте в веру Бахаи[82][83] и получивший от Абдул-Баха имена «Пётр Баха» и «второй Колумб»[84]. Хайрулла эмигрировал в Соединённые Штаты Америки, где основал в 1894 году первую американскую общину бахаи и стал давать уроки «познания истины»[85][86]. С лекциями он побывал в Чикаго[87], Нью-Йорке, Кеноше[88], Энтерпрайзе[89], Канзас-Сити, Филадельфии, Итаке, Расине, Каламазу и Доваджиаке[90][91]. За пять лет благодаря заслугам Хайруллы, сообщество бахаи в Америке достигло не менее полутора тысяч официально задокументированных верующих и по оценкам исследователей до трех тысяч в целом[92][93]. Усилия Хайруллы также привели к появлению первых бахаи в Канаде, Франции и Великобритании[94].

Летом 1898 года Хайрулла и группа верующих из Калифорнии и Нью-Йорка во главе с Фиби Херст отправились в первое западное паломничество в Акко. Паломники несколько раз встретились с Абдул-Баха, который принимал их с внешним радушием, похвалил заслуги Хайруллы, одобрил содержание его будущей книги «Бехаулла (Божья слава)», дал ему право стать первым паломником, посетившим усыпальницу Бахауллы и принять участие в закладке усыпальницы Баба. Однако, в то же время Абдул-Баха отказался отвечать на ряд духовных вопросов о вере[комм. 28], предоставить для изучения тексты писаний Бахауллы (в ряде случаев заявив, что их местонахождение вообще не известно, только на обратном пути в Египте Хайрулла смог приобрести печатные издания) и дать возможность встретиться с другими его потомками[95]. Вернувшись в Америку, Хайрулла связался по почте с младшим братом Абдул-Баха Мухаммадом Али, и в 1900 году публично перешел на его сторону[96]. Это вызвало раскол в лагере американских бахаи, поскольку ряд наиболее финансово влиятельных членов сообщества остались преданными Абдул-Баха. Для того, чтобы вернуть к себе расположение всех верующих, Абдул-Баха отправил в США учителя Хайруллы из Египта Абдула Карима Тихрани, который объявил о том, что в учении Хайруллы есть несколько серьёзных изъянов и отстранил его от руководства общиной[комм. 29][98][99]. (Подробнее…)

В том же 1900 году Хайрулла основал унитарное «Общество бехаистов»[комм. 30], став его главным духовным наставником. В него вошли Церкви Богоявления в Чикаго (президент Дома Справедливости — Фредерик Олин Пиз (1852—1933)) и Кеноше (президент — Фредерик Артур Слак (1867—1943))[101]. Несмотря на несомненный шарм и личную харизму Хайруллы, его отрицание Абдул-Баха убрало ключевой элемент из привлекательности его учений. Изначально, Хайрулла и другие первые миссионеры Бахаи в Америке учили, что Абдул-

ru.wikipedia.org

Храмы бахаи

О люди мира! Стройте во всех землях дома поклонения во имя Того, Кто есть Господь всякой веры. Придайте им все совершенство, какое только возможно в мире бытия, и украсьте их тем, что подобает им, но не образами и кумирами. И тогда, в сиянии и радости, возносите там хвалы Господу вашему, Наисострадательному. Воистину, поминание Его утешает очи и наполняет светом сердца.

Бахаулла. Китаб-и-Агдас, 31

Бахаи называют свои культовые сооружения Домами Поклонения Бахаи. Также в литературе бахаи часто можно встретить персидский термин — Машрикуль-Азкар.

Дома Поклонения Бахаи открыты любому человеку, какую бы веру он ни исповедовал,— это место, где можно поклониться единому Богу. Богослужения бахаи можно назвать универсальными, так как они заключаются в чтении молитв и отрывков из Священных Писаний различных религий мира. Проповеди или обряды отсутствуют. Тексты часто кладутся на музыку и исполняются хором а капелла (музыкальные инструменты в храме не используются).

В архитектуре Домов Поклонения воплощается отношение последователей Веры Бахаи к окружающему их обществу. Храмы представляют собой открытые светлые помещения. Их композиция и убранство формируется местными культурными традициями и наглядно отражают идею бахаи о единстве в многообразии. Для Домов Поклонения Бахаи свойственна девятигранная форма центрального помещения и наличие купола. В этом устройстве храма символически передается идея единства — люди попадают в храм через разные двери, но затем сходятся вместе, чтобы поклониться единому Создателю.

На данный момент в мире было построено девять континентальных Домов Поклонения, один из которых был разрушен. Сейчас эти центральные или континентальные Дома Поклонения существуют по одному в Австралии, Германии, Западной Самоа, Индии, Панаме, США, Уганде и Чили. В 2012 году объявлено о строительстве двух национальных Домов Поклонения. Участки под строительство национальных Домов уже приобретены во многих странах.

Дома Поклонения Бахаи

Австралия, Сидней

Открыт: 17 сентября 1961
Высота 38 м. Диаметр 30 м.

Германия, Хофхайм

Открыт: 4 июля 1964 Высота 28 м.

Индия, Нью-Дели

Открыт: 22 декабря 1986 Высота: 34 м. Вместимость: 1300 чел.

Республика Панама, Панама

Открыт: 29 апреля 1972 Вместимость: 550 чел.
Высота: 28 м.

Россия, Ашхабад (реконструкция художника)

Открыт: в 1908, разрушен в 1962 г.

Самоа, Апиа

Открыт: 1984 Высота: 30 м.

США, Уилметт

Открыт: 2 мая 1953 Вместимость: 1191 чел.

Чили, Сантьяго

Открытие: 2016 Высота: 30 м. Диаметр: 30 м Вместимость: 600 чел.

Уганда, Кампала

Открыт: 14-15 января 1961 Высота: 38 м.
Диаметр: 100 м.
Вместимость: 400

 

Вы можете прочитать статью об интересующем вас храме, кликнув на соответствующую картинку. Мы рекомендуем вам прочитать статьи в порядке возведения Домов Поклонения, так лучше будет заметна внутренняя логика процесса их появления.

 

  1. Храм бахаи в России
  2. Храм бахаи в США
  3. Храм бахаи в Австралии
  4. Храмы бахаи в Уганде
  5. Храм бахаи в Германии
  6. Храмы бахаи в Западном Самоа, Индии и Панаме
  7. Храм бахаи в Чили

Машрикуль-Азкар — это жизненно важный институт Веры, и он имеет множество предназначений. Это Дом Поклонения, но к нему примыкают больница, благотворительная аптека, гостиница для странников, школа для сирот и университет, дающий высшее образование. Каждый Машрикуль-Азкар подразумевает наличие этих пяти заведений. Я надеюсь, что Машрикуль-Азкар будет создан и в Америке, и постепенно при нем откроются больница, школа, университет, аптека и гостиница, которые станут примером хорошей организации и порядка. Передайте это всем возлюбленным Господа, дабы они поняли, сколь велико значение сей «Зарницы Поминания Бога». Храм существует не только для вознесения молитв; это должна быть цельная и законченная структура.

Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 64

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

bahaiarc.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *