Храм в карнаке от яхмеса 1 – Храм Амона Ра в Карнаке

Храм Амона Ра в Карнаке

храм амона в карнаке

Сегодня в обзоре выдающийся храм древнеегипетского зодчего Инени – храм Амона Ра в Карнаке. Заложил он его в XVI в. до н.э. на берегу реки Нил в столице Древнего Египта Фивы. В этот период отмечается расцвет города, намечается бурное строительство храмов и дворцов. Украшением для богатого и значимого города должен был стать храм верховного божества. О нем и пойдет речь далее. Фото, видео и карта в комплекте.

История и описание храма Амона в Карнаке

Типичный египетский храм того времени имеет прямоугольную форму с фасадом, обращенным к Нилу. Дорога к фасаду украшается сфинксами. Вход обычно имеет вид пилона, перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагается здание храма с местами для молений, библиотеками, колонными залами и т.д.

Храм Амона в Карнаке

Таким же является и рассматриваемый нами храм Амона в Карнаке. А являясь храмом главного божества в столице, любой правитель старался преумножить красоту этого места, восхваляя Ра и свое божественное происхождение. В храме отражена и история Египта за годы его существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие об исторической славе египетского царства.

Главный храм Амона - храм амона ра в карнаке

Главнй храм Амона

Таким образом, всего на строительство храма ушло примерно две тысячи лет. На его развитие даже повлияли римские императоры. А за годы своего существования храм разросся до огромного комплекса: храм бога Амона Ра в Карнаке, храм Птаха, Аменхотепа II, Маат и др.

Над храмом работали лучшие зодчие страны, которые постоянно улучшали вид храма. Храм, аллея сфинксов к Нилу, пилон, массивная стена – все в классических деталях египетских храмов.

Аллея сфинксов в Карнаке - храм амона в карнаке фото

Аллея сфинксов

За пилоном располагается колонный зал, еще один пилон, храмы Сети II и Рамсеса III, сфинксы, статуя Рамсеса II, здание храма, библиотека, молельни и т.д. 

 

Статуя Рамсеса 2 - храм бога амона в карнаке

 Статуя Рамзеса II

С приходом новой XIX династии возникла необходимость в возвеличивании и храмового комплекса. В этот период размеры приобретают грандиозные масштабы. Так, например, новопостроенный пилон имел длину 156 метров. 

Одно из красивейших мест храма – колонный зал. В площадке 103 метра на 52 метра размещаются 134 колонны в 16 рядов. Центральные колонны достигают 23 метров в высоту, остальные по 13 метров. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями. 

Колонный зал - храм бога амона ра в карнаке

Колонный зал

Еще одной дополнением новой династии стало строительство храма богини Мут. Храм располагается южнее храма Амон-Ра, частично окружен озером. Храм выделяется строгим планом, центральной колоннадой, статуями богини Мут (женщина с львиной головой).

Также стоит отметить обелиск царицы Хатшепсут. Обелиск имеет высоту почти 30 метров и по праву признан самым большим в Египте.

План храма Амона в Карнаке

Интересующиеся могут изучить план храма Амона в Карнаке:

храм амона в карнаке план

храм амона в карнаке план

 

Интересным фактом является то, что храм бога Солнца не ориентирован по Солнцу. Но русские строители здесь не при чем, оказывается, что центральная ось ориентирована на восход Солнца в самый короткий день в году, который являлся значимым праздником в жизни египетских первообывателей. Также и Нил в районе Фив меняет курс на восход, как раз согласно этому и был выстроен храм. Но правда ли это или только догадки останется навечно в тайнах истории. А нам остается лишь любоваться архитектурным гением людей, живших задолго до нас.

Храм в Карнаке Вид сверху

Видео про храм Амона в Карнаке:

 

Храм Амона в Карнаке на карте:

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

1chudo.ru

описание, история, экскурсии, точный адрес

Карнакский храм (Египет) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Карнакский храм — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта — объединяет серию построек, больше похожих на отдельный город, чем на храм. Размеры храма — 1,5 км на 700 м. Это второе по популярности место в Египте после пирамид. Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая — царице Мут, являющейся женой Амона-Ра, а третья — сыну царицы Мут и бога Амона-Ра — Хонусу, — который считался лунным божеством.

Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.

Карнакский храм, считающийся одним из самых могущественных сооружений в Египте на протяжении многих веков, до сих пор сохраняет свое величие.

Абзац истории

Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 в. до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий. Карнак состоит из 33 храмов и залов. По сути, это музей под открытым небом. У входа в Карнакский храм располагается аллея бараноголовых сфинксов.

Не удивляйтесь такому количеству баранов, всё дело в том, что баран — одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храм.

Что посмотреть

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощный пилон, вы окажетесь на территории храма Рамсеса, справа от которого обнаружите ещё один ряд бараноголовых сфинксов, и под каждым — маленькая статуя фараона. У входа в храм возвышается статуя самого Рамсеса, а по левую сторону от входа — часовня Сети II. В ней три входа в три святилища — богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Когда-то над колоннами была крыша, но после упадка храма и землетрясения 27 года до нашей эры крыша обвалилась, и теперь колонны подпирают лишь небо. Центральные 12 колонн имеют высоту 23 м. Остальные чуть пониже. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.

Вообще, полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт: то вдруг в проходе откроется вид на обелиск, то вновь возникнут уже знакомые головы фараонов, то сфинксы.

Прогуливаясь дальше по лабиринтам Карнакского храма, вы увидите пилоны, по которым можно определить границы расширения храма в былые времена, двор Аменхотепа III в виде одинокого обелиска, который расположен возле третьего и четвертого пилона. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян — огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера, или пруда омовения. Если верить легенде, нужно несколько раз обойти эту скульптуру, и тогда в жизни тебе всегда будет сопутствовать удача.

Размер священного озера — 120×77 м, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси — священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища — исламские.

Карнакский храм

Практическая информация

На автобусах из Каира (85 EGP, 11 часов в пути, 2 отправления в день), Хургады (30 EGP, 5 часов), Дахаба (110 EGP, 16 часов), Шарм-эль-Шейха (100 EGP, 15 часов). Но это не самый комфортный вид транспорта, который курсирует до Луксора. Из Каира можно также доехать на ночном поезде, стоимость проезда в одну сторону в купе на одного 75 USD, на двоих — около 100 USD, завтрак включен.

В течение сезона в Луксор прибывает целая армада круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее. Стоимость круизов начинается примерно с 50 USD за ночь (тип питания — фул борд).

Наконец, самый быстрый способ добраться до Карнакского храма — на самолетах. Регулярные рейсы совершаются из Каира (от 700 EGP, в пути 1 час и 5 минут) и Шарм-эль-Шейха (3 раза в неделю, от 500 EGP, в пути 1 час и 5 минут).

Попасть в Луксор ближе всего из Хургады, заказав туристическую экскурсию.

Поездка на такси обойдется вам раза в два—три дороже автобусного тура — за нее запросят от 100 USD.

tonkosti.ru

где находится, как добраться, фото, отзывы туристов

Карнакский храм в Луксоре

Карнакский храмовый комплекс – величайшее архитектурное сооружение Древнего Египта. На его территории расположены строения, которые возводились на протяжении двух тысячелетий фараонами.

Каждый из правителей стремился увековечить свое имя и возвести сооружения более величественные и монументальные, чем предшественники. В период Нового Царства Карнакский храм (Karnak) был

основным религиозным объектом. Это одна из главных достопримечательностей Египта. Фото храмов и изваяний комплекса размещены на всех туристических проспектах страны. С кратким описанием сооружения можно ознакомиться ниже.

Где находится Карнакский храм

Комплекс расположен в 2-х км от Луксора.

Как добраться:

  • От Луксора – такси.
  • Из Хургады до Луксора ездят рейсовые автобусы (время в пути 5 ч).
  • Из Каира и Шерм-эль-Шейха дорога займет более 10 часов (автобус).

Карнак входит в экскурсионную программу «Круиз по Нилу». По отзывам туристов, это самый удобный способ посмотреть все основные достопримечательности Египта.

Из Каира и Шерм-эль-Шейха есть авиарейсы в Луксор – чуть более 1 часа, стоимость примерно 40 дол.

История создания Карнакского храма

Луксор был построен на месте древнего города Фивы. Это древнейший город, о котором известно историкам. Первое поселение появилось в этом месте 30 000 лет назад. Сегодня о древнем городе напоминают только руины. Фивы – это греческое название, египтяне называли этот город Но-Аммон. За время своего существования город был столицей Верхнего Египта. В период Среднего царства и до X столетия до н.э. был столицей всего Египта.

Карнакский храм в Луксоре

Сегодня о бывшей столице напоминают Луксорский и Карнакский храмы. Основная особенность Карнакского храмового комплекса – его строили многие фараоны в течение почти 2000 лет. Почти 30 египетских правителей возводили храмы и другие сооружения, прославляющие бога Амона. Этот музей под открытым небом является жемчужиной мировой архитектуры.

Это интересно. Карнак занимает площадь 1500 м х 700 м.

Что посмотреть?

На территории комплекса расположены 33 религиозных сооружения. Центральную часть занимает храм бога Амона-Ра. Это самая интересная и масштабная постройка комплекса. Свод храма не сохранился, зато можно увидеть колоссальные 134 колонны, декорированные барельефами. Их высота 16 м и изначально колонны удерживали свод.

Чтобы попасть в храм необходимо пройти по Аллее сфинксов. Эти мифические существа изображены с телом льва и головой барана. Перед входом в храм установлено изваяние Рамзеса II.

Стены этого храма настоящая находка для историков. На них изображены сцены сражений, и их описание иероглифами.

Это интересно. 50 человек может разместиться на вершине колонны храма Амона-Ра.

Две другие части комплекса посвящены жене и дочери бога Амона.

Сооружения находятся в разной степени сохранности и похожи на лабиринт. То тут, то там возникают обелиски, статуи, полуразрушенные стены. Есть здесь свой «Ботанический сад» — зал украшенный рисунками растений и животных. Интересен обелиск, построенный при фараоне Хатшепсут, она была единственной женщиной с таким титулом. Изначально было 2 обелиска, но сохранился только один. Монумент изготовлен из гранита, он красный и его высота 30 м.

Самые древние сооружения расположены внутри комплекса, постройки более позднего времени находятся дальше. Такое расположение объясняется тем, что каждый новый правитель возводил новые сооружения, увеличивая площадь храма.

На территории храмового комплекса кроме древнеегипетских сооружений есть и исламские. Они были построены намного позже.

Священное озеро

Искусственные водоемы были возле многих храмов, но Карнакское озеро самое крупное. По данным Википедии, его размер 80 м х 40 м. Озеро использовали для омовения изваяний богов, в нем разводили уток для жертвоприношений. В дни праздников по водоему плыли золотые лодки с фигурами богов.

Карнакский храм в Луксоре

После строительства озеро пополнялось водой из Нила. Сегодня уровень воды поддерживают грунтовые воды.

Возле озера установлена скульптура жука-скарабея. Для местных жителей это насекомое священно и олицетворяет Солнце. По легенде, чтобы сопутствовала удача надо обойти скульптуру жука несколько раз.

Храмовый комплекс сегодня

Карнакский храм является популярной достопримечательностью. Комплекс входит в маршрут «Круиз по Нилу». Туристов здесь всегда очень много. Для них проводят лазерные шоу, костюмированные представления. Это не просто развлечения, с помощью шоу египтяне знакомят иностранцев с историей своей страны.

Карнакский храм в Луксоре

На территории комплекса можно приобрести сувениры.

Интересные факты

  • Карнакский храм занимает второе место по популярности среди египетских достопримечательностей. Первенство принадлежит Пирамидам.
  • Всего 200 лет назад храмовый комплекс находился под слоем песка. Раскопки ведутся и сегодня.
  • Некоторые из сооружений Карнакского храма были разрушены египетскими фараонами. Сооружения разбирали и из этих камней строили новые.

Время работы

  • Летний сезон с 06.00 до 18.00.
  • Зимний сезон с 06.30 до 17.30.

Цены на билеты

  • Полная стоимость – 9 дол.
  • Студенты – 5 дол.

Что посмотреть рядом

  • Святилище Амона, или Луксорский храм сохранился не очень хорошо, сооружения комплекса в основном в виде развалин. Сохранились масштабные изваяния Рамзеса II и его жены Нефертати. Несколько столетий храм был засыпан песком, грунтом и мусором. Раскопки ведутся и сегодня.
  • Долина Фараонов – место, где хоронили царей Египта. Самые знаменитые гробницы – Тутанхамона и Нефертити. Всего здесь 20 усыпальниц, все они вырублены в скальных массивах. Стены гробниц покрывают рисунки. Многие из усыпальниц были разграблены.
  • Храм Хатчепсут возведен в честь женщины-фараона. Барельефы храма рассказывают о жизни правительницы. Храм долгое время находился в плачевном состоянии. Его восстановили в конце XIX столетия.

Карнакский храм в Луксоре

Карнак – это единственное место в мире, где можно увидеть исторические памятники, созданные в такой большой временной промежуток. Миллионы туристов совершают путешествие в Луксор, чтобы прикоснуться к древней истории, увидеть творения зодчих живших тысячи лет назад.

puteshestvovat.com

Интересное о мире

Храм Амона Карнак

Храм Амона Карнак

Храм Амона Карнак

«Я искал то, что было полезно… Это были работы, подобных которым не производилось со времени предков. То, что было мне суждено сотворить, было велико!»
Выдающегося древнеегипетского зодчего Инени, перу которого принадлежат эти строки, нельзя не упрекнуть в гордости: то, что было суждено ему сотворить, действительно оказалось велико, храм пережил тысячелетие, до сих пор сюда приезжают туристы. В самом конце XVI в. до н.э., в царствование фараона Тутмоса I, Инени заложил ныне знаменитый храм Амона в Карнаке, на берегу Нила, ставший украшением новой царской столицы — «стовратных» Фив. Так называли этот город греки. В древнеегипетских текстах он именуется «Везет», в Библии — «Но».

Храм Амона Карнак 2

Расцвет Фив — это время XVIII династии египетских фараонов, время нового яркого расцвета египетской культуры. Фараоны XVIII династии, изгнавшие из страны захватчиков-гиксосов, сделали Фивы— свой родной город — столицей страны. Грандиозные храмы, пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив. превратив их в самый богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в течение многих веков.
Храмы времен XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Его фасад был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном обычно стояли обелиски и колоссальные статуи царя, а за ним располагаюсь открытый двор с портиками и само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет.
К подобному типу храмов относится и прославленный храм Амона в Карнаке. Он был главным храмом солнечного божества Амона-Ра и верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший немым свидетелем истории Египта. На его стенах и колоннах вырезались летописи, сцены битв, имена царей. Здесь сохранились великолепные рельефы, изображающие фараонов, повергающих врагов перед богом Амоном. В высеченных на стенах храма гимнах прославляется мощь царя, одерживающего победы благодаря помощи его «небесного отца» — Амона: «Пришел я и даю тебе поразить пределы всех земель, и вся вселенная зажата в горсти твоей!»

Храм Амона Карнак 3

Храм в Карнаке был настоящим «городом богов». Его строительство продолжалось два тысячелетия: первые постройки появились в начале Среднего царства, последние — при Птолемеях, самые большие — при Тутмосе III и Рамсесе II. В его украшение внесли свою лепту даже римские императоры. В этот огромный комплекс входили храмы Амона, его супруги Мут и их сына Хонсу, а также храмы бога Монта, богини Маат, бога Птаха и других.
Лучшие зодчие и скульпторы работали над созданием святилища. Одним из первых его строителей был знаменитый Инени, придворный архитектор фараона Тутмоса I. Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака стали работы, произведенные здесь при фараоне Аменхотепе III, когда зодчий Аменхотеп, сын Хапу, построил перед храмом новый огромный пилон, от которого к Нилу вела аллея сфинксов. Все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился новый храм небывалых еще масштабов. При ливийском фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние крупные дополнения: выстроен еще один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, напоминающим крепостную стену. Его высота составляет 43,5 м, ширина — 113 м и толщина — 15 м. Вход украсила монументальная колоннада с капителями в форме открытых цветков папируса.

Храм Амона Карнак 4

Построенный зодчим Инени храм был сооружен в традициях XVIII династии. Его фасад обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. К нему ведет аллея из 24 сфинксов с бараньими головами; некогда перед пилоном стояли два обелиска каждый высотой 23 м.
За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее — следующий пилон; за ним простирается обнесенный портиками двор с храмами Сети II и Рамсеса III, колоннадами, сфинксами и колоссальной статуей Рамсеса II в облике Осириса; и, наконец, само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле. Однако это стилистическое единство позже нарушили многочисленные добавления и перестройки. Со временем многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; колонный зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны пристроили особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Храм Амона Карнак 5

Фараоны следующей, XIX, династии стремились придать блеск и пышность своей столице, двору и храмам богов, что наложило своеобразный отпечаток на архитектуру этого периода. Главным объектом их внимания был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона и прославить мощь новой династии. Новые постройки Карнака отличаются стремлением к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, воздвигнутый в эти годы новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту.
За этим пилоном открывается вид, которому нет равных на свете — вид на величайший в мире колонный зал, построенный зодчими XIX династии Иупа и Хатиаи. Он имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину. На площади приблизительно 5000 кв. м — здесь могло бы разместиться 900 автомобилей — возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника, всего 134 колонны, стоящие в 16 рядов. Высота центральных двенадцати колонн достигает 23 м, каждая более Юм в окружности, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Остальные 122 колонны были высотой 13 и около 9 м в окружности.
Перекрытия зала, опирающиеся на вершины колонн, весят от 10 до 20 тонн. Их водружали туда, втаскивая глыбы по земляной насыпи, после чего земля убиралась. Сохранившиеся частично доныне колонны и перекрытия зала поражают своими масштабами. В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона, вероятно, с особой силой ощущал величие и непостижимость того божественного начала, во славу которого был воздвигнут Карнакский храм и чьим промыслом в сознании египтянина держалось египетское государство.

Храм Амона Карнак 6

Колонны сверху донизу покрыты иероглифическими надписями, рельефами, изображающими культовые церемонии, царскими картушами. Камень еще хранит слабые следы некогда ярких красок. Точно так же украшены капители, поперечины и плиты кровли. Когда строительство зала было только-только завершено, его многоцветная красота ослепляла. Возможно, пол был покрыт листовым серебром. По праздникам здесь толпилось множество людей, ибо зал был возведен, дабы показать всему миру могущество фараона и его всесильного отца Амона-Ра, солнечного бога. Тем, кто не умел читать иероглифы, ту же повесть рассказывали изображения на стенах. Впрочем, египетский крестьянин легко обходился без искусства чтения. Ему было достаточно устных толкований сложной религии, магии, различных верований, спаянных воедино исступленным языческим суеверием.
Колоссальные колонны среднего прохода, стоящие, как сторожевые великаны, у таинственной двери святилища, своими рядами должны были направлять глаз зрителя именно в ее сторону; они и теперь помимо нашей воли приводят к ней наш взгляд. Указывать на таинственное, не раскрывая его, — такова была цель египетского религиозного искусства. Но, на взгляд современного человека, это совсем не зал, это — колоссальная масса колонн, гнетущее нагромождение архитектурных преград, между которыми остается лишь узкое пространство для свободного прохода.

Храм Амона Карнак 7

При фараонах XIX династии изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. Одинаковые зал и озера, точно крылья, охватывали храм с боков. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала продолжалась вдоль всего двора. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась с начинавшейся от ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги. В портиках, обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с головой львицы (одна из них находится ныне в Эрмитаже). Всего же, по сведениям папируса Гарриса, в священном Карнаке стояло когда-то 86 ООО статуй.
Четверо обрамленных пилонами ворот ведут от южной, боковой стены храма Амона-Ра к аллее сфинксов, уходящей к храму Мут. Комплекс второстепенных святилищ внутри главного храма расположен в точном согласии с общим прямоугольным планом и ориентирован параллельно оси святилища Амона-Ра. Приближаясь к храму с запада, со стороны Нила, видишь перед собой по обеим сторонам входа гигантские пилоны высотой в 43,3 м. Всего на территории комплекса находится 10 пилонов, построенных в различные эпохи, начиная от XV в. до н.э. и кончая I в. до н.э. Перед каждым и за каждым — святилища с декорированными вратами и колонными залами, аллеи сфинксов и ровные ряды статуй, разрушенные и неразрешенные стены с иероглифическими надписями, отдельные знаки которых зачастую больше метра — а таких знаков здесь более 250 ООО!

Храм Амона Карнак 8

Тут все колоссально. Обелиск царицы Хатшепсут, вырубленный из красного гранита, — самый большой в Египте. Необычайно гармоничные формы этого гранитного монумента (почти 30 м высотой, весом около 350 тонн) четко выделяются на фоне голубого неба. Все четыре его грани покрыты иероглифами: «О, фараон, ты зришь своего отца Амона-Ра, бога богов! Владыка престолов обоих Египтов, ты зришь своего отца каждый раз, когда поднимается он из Ипет Соута. Лучи его складываются вместе впереди, как лучи края неба на рассвете, озарив двойную дверь края неба Властелина Всего Мира… Люди счастливы, что красота его поднялась, и ликуют они…»
Ипет Соут — так назывался самый ранний храм в Карнаке, построенный примерно в 2000 г. до н.э. Здесь некогда хранилась золотая барка Солнца. Поразительно, но сам храм Амона, «великий храм Солнца», не был ориентирован на Солнце. Более того — со дня основания храма и по нынешние времена лучи Солнца никогда не ложились параллельно его центральной оси. Как же так? Неужели ось храма была выбрана случайно? Неужели при его закладке первые линии были проведены, как попало?

Храм Амона Карнак 9

Оказывается, нет. Центральная ось храма в Карнаке ориентирована на точку восхода Солнца в самый короткий день года. Этот день был особым для египтян. Плутарх рассказывает в «Исиде и Осирисе»: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца… ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги; а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц… Гор, сын Исиды. приносит жертву Солнцу… Каждый день они приносят Солнцу тройную жертву благовоний — жертву душистой смолы на заре, мирры в полдень и так называемого кифика — на закате… Они верят, что этим умилостивляют Солнце и служат ему…»
Нил около Фив образует огромную излучину и течет с юго-юго-запада на северо-северо-восток — примерно под прямым углом к направлению на точку восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Храм Амона ориентирован как раз по этому направлению — по крайней мере, настолько, насколько позволяет определить точность измерения. Было ли место для строительства храма Амона-Ра в Карнаке, в древних Фивах, выбрано из-за излучины, благодаря которой храм, перпендикулярный Нилу, оказывался ориентированным по линии солнечного восхода? Или это направление было обнаружено уже после того, как началось строительство храмового комплекса?

Храм Амона Карнак 10

Как бы то ни было, день зимнего солнцестояния играл особую роль в жизни храма Амона в Карнаке. В этот день Солнце побеждало силы мрака в сражении, развертывающемся в подземном царстве, и в миг победы на заре рождался новый бог: «Двери подземного мира распахнуты, о Сокар. Солнце в небе! О рожденный вновь, ты блистаешь над краем небес, и ты возвращаешь Египту его красу всякий раз, когда небеса пронизываются лучами, всякий раз, когда ты рождаешься диском в небе».
Амон-Ра был важнейшим богом Египта, оставаясь общенациональным божеством в течение многих столетий. Стоящие за этим культом представления сформировались задолго до эпохи XVIII династии и сохранялись вплоть до полного упадка египетской цивилизации при Клеопатре.
Но как говорилось в пророчествах, конец этому храму настал. «Господь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я посещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него; и предам их в руки ищущих души их и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки рабов его; но после того будет он населен, как в прежние дни, говорит Господь.» (Иеремия 46:25,26)
Храм был разрушен в результате землетрясения.

mirxenia.com

Введение.

В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бе-ни-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Выдающийся образец храмовых построек этого периода — органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри, в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов.

Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке.

В древности они были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.

1. Храм Амон-Ра в Карнаке.

Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».

Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари. С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Храм Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

studfile.net

Карнакский храм (храм Амона в Карнаке) :: Фото, описание, как добраться

В древнем городе Фивы, более чем на 80 гектаров растянулся Карнакский храм. Его часто называют храмом, не понимая, что этот термин означает что-либо в единственном числе. Карнакский же храм в действительности является комплексом монументальных религиозных сооружений, расположенных вблизи реки Нил на территории современного города Луксор, построенного на месте древних Фив.

Мифы и факты

Легенда гласит, что храм Амона в Карнаке был домом священной статуи главнейшего божества. В августе, во время разлива Нила, начиналась пышная праздничная церемония: статую Амона выносили из храма и несли аллеей сфинксов в Луксорский храм для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи. Там фараон молился богам, прося благословения на новый год. Затем он выходил к народу, все становились лицом к Нилу и пели хвалу реке. Ликующие египтяне в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами. Затем статую Амона в золотой барке доставляли по священному озеру обратно в Карнакские внутренние палаты, пряча от непосвященных глаз.

В отличие от многих египетских храмов, Карнакский не был построен одним фараоном или даже в течение правления одной династии. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски посвященные богам Фив.

Карнакский храм уникален не только среди египетских храмов. Это самое крупное древнее религиозное сооружение в мире, которое также считается крупнейшим музеем под открытым небом. Никогда еще священные храмы не достигали таких размеров, а убранство не отличалось такой пышностью. Только гипостильный зал Карнака размером 103 на 52 метра содержал 144 колонны высотой до 20 метров, которые не смогли бы обхватить пять человек! Громадный пилон у входа превосходил своим размахом все предыдущие: 156 метров в длину и 40 метров в высоту!

Что посмотреть

За аллеей сфинксов и первым пилоном находится храм Фиванской триады: Амона – бога солнца, его супруги Мут и их сына Хонсу – бога луны. У входа в гипостильный зал стоит колосс Рамзеса II, в ногах которого изображена одна из его дочерей. Барельефы зала повествуют о жизни и подвигах фараона.

Дальше, за храмом Тутмоса III есть «Ботанический сад» — открытый двор с настенными рельефами, изображающими растения и экзотических животных.

В глубине Карнакского комплекса возвышается огромный 39-метровый обелиск из красного гранита. Второй обелиск не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг.

Слева от южного двора находится священное озеро, в водах которого омывались жрецы перед совершением ритуалов. На берегу стоит огромный гранитный жук-скарабей, установленный Аменхотепом III. Египтяне верят, что если обойти вокруг этой статуи семь раз и дотронуться рукой, то загаданное желание обязательно сбудется.

В Карнакском храме каждый вечер проводится световое и звуковое шоу, в котором показана история Фив как религиозного центра Египта. Шоу проходит на нескольких языках. Проверьте расписание, когда будет представление на русском языке. Большая часть строений находится под открытым небом, в том числе музей, так что будьте готовы к открытому солнцу, пользуйтесь солнцезащитными кремами и не забудьте взять воду.

На противоположном берегу Нила находится Мединет-Абу — второй по величине храмовый комплекс Египта. Недалеко расположены долина Царей и долина Цариц. А если останутся силы, рекомендую посетить храмы Абидоса — ворота в загробный мир, охраняющие самые загадочные тайны фараонов.

Карнакский храм (Karnak) открыт с 6.00 до 18.00 в летнее время и с 6.30 до 17.30 зимой.
Стоимость: 80 LE (около 8.3 €), студенты — 40 LE.
Как добраться: находится в 2 км от Луксора, откуда можно добраться на такси. В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади-Бэй, Сафаги, Эль-Гуны, Эль-Кусейра (4-5 час.) Из Каира есть много речных круизов по Нилу с остановкой в Карнаке.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2011-06-12

allcastle.info

Луксор. Карнакский Храм бога Солнца. Крупнейший храмовый комплекс Древнего мира

Владимир Дергачева, фотографии Антона Дергачева
image001
Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве резиденции  небесных богов на земле. Слово «храм» буквально означает «дом бога».

Великий  Карнакский храм верховного божества Амона  (Ипет-Сут) был заложен в 16 веке до н.э. в столице Древнего Египта Фивы на восточном берегу Нила.  Это крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта  и главное государственное святилище Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).  В Новом царстве древнегреческий бог солнца (Амон-Ра) считался покровителем  столичных Фив. Строительство продолжалось более 1300 лет! И около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса.
Сегодня на месте древнеегипетской столицы Фив расположена деревня Карнаки в пригородах Луксора.  Карнакский и Луксорский храмы соединены мощёной двухкилометровой Аллеей сфинксов, частично реставрированной и  восстановленной.

В 1979 году эти древние храмы вместе с Некрополем (Долиной мертвых) включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Рамсес (Рамзес) II Великий достроил колоссальный Гипостильный зал Карнакского храма с многочисленными  регулярно воздвигнутыми колонами (на схеме Колоннада Рамсеса).  Это величайшее здание Древнего мира    имело площадь 5 тыс. кв. метров. Двенадцать колонн  по сторонам среднего прохода имели в высоту 24 метра. На вершине колонны могло уместиться до 100 человек.  Остальные 126 колонн зала имели высоту 13 метров.
image002

Крупнейший в Египте Карнакский храмовый комплекс – главное государственное святилище в период Нового царства. Состоит из трех основных архитектурных ансамблей: Амона-Ра, Монту и Мут.
image004

Вид на развалины Карнакского храма с юго-востока

I пилон (Нектанеб I)
1. Первый двор
2. Храм Рамсеса III
3. Кирпичный пандус
4. Святилище Сети II
II пилон (Хоремхеб – Сети I)
5. Большой гипостильный зал (БГЗ)
6. Южная стена БГЗ
7. Северная стена БГЗ
III пилон (Аменхотеп III – XIX династия)
8. Обелиск Тутмоса I
IV пилон (Тутмос I)
9. Зал Инени
10. Обелиск Хатшепсут
V пилон (Тутмос I)
11. VI пилон и Зал анналов Тутмоса III
12. Cвятилище ладьи Филиппа Арридея
13. Святилище Хатшепсут
14. Двор храма Среднего царства
15. Юбилейный храм Тутмоса III
16. Святилище Александра Македонского
17. «Ботанический сад» Тутмоса III
18. Святилище Внемлющего уха
19. Храм Рамсеса II
20. Колоннада Тахарки
21. Ворота Нектанеба I
22. «Двор тайника»
23. Скарабей Аменхотепа III
24. Верхняя часть обелиска Хатшепсут
25. Храм Тахарки
26. Священное озеро
VII пилон (Тутмос III)
VIII пилон (Хатшепсут)
27. Вход в Музей под открытым небом


image006На пилонах храма  обнаружен список народов, покоренных фараоном Тутмосом III в Азии и Африке. Южную ось храма  начинает «двор тайника». В начале 20 века здесь под каменными плитами пола  было обнаружено  около 20 тыс. предметов, в том числе  750 скульптур. Это крупнейшая находка скульптурных изображений за  все время археологических раскопок в Египте.

Обнаруженная здесь скульптура фараона Аменхотепа III ныне хранится в Египетском музее в Каире.


Реконструкция (разрезы) храма Амона в  эпоху фараона Рамсеса II Великого после создания  Большого гипостильного (колонного) зала. Рисунки Stephen Biesty
image007

image009

image011

Аллея сфинксов с телом льва и головой барана («криосфинксы»), созданных во времена Рамсеса II, вела к причалу на Ниле.
image013
http://www.mochaloff.ru/egipet/0718.jpg

Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом
image015

Статуя фараона Рамсеса II. У его ног супруга — Нефертари (любимая из самых любимых).
image017

image019

Божественный (навозный?) Жук был воплощением возрождения. Древние египтяне были уверены, что именно он катит Солнце на восход.
image021
http://www.mochaloff.ru/egipet/1077.jpg

image023

В 1850 году здесь был не Федя Булочкин, а, возможно,  поляк.
image025

image027

Сцена коронации фараона Рамсеса II, сидящего на троне Верхнего и Нижнего Египта. Царь обращен лицом к владычице юга Нехбет, а за его спиной  – богиня Уаджит, владычица севера.

image029

image031

image033

image035

image037

image039

Главными вертикалями Карнакского храма являются два обелиска, установленные царицей-фараоном Хатшепсут. 30-метровые обелиски были изготовлены в каменоломне вблизи Асуана и были самыми высокими в Древнем Египте.
image041

image043

Юбилейный храм Ахменну («Блистающий памятниками») был воздвигнут по приказу фараона для проведения ритуальных праздников.
image045

image047

image049

Иностранные туристы любят позировать на фоне развалин Храма
image051

Археологические раскопки продолжаются
image053

dergachev-va.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о