капище Перуна, «Белые боги» и Синь-камень
До Крещения на территории Древней Руси преобладало язычество. Славяне поклонялись многим богам. Верховным божеством был Перун – бог грома, покровитель воинов. Почитались также бог скотоводчества и загробного мира Велес, бог неба Стрибог, женское божество Мокошь и другие. О том, где найти подлинные локации и артефакты древних славян, а также посмотреть на обряды современных неоязычников, читайте в материале портала «Путь-дорога».
Славянское капище ПерунаКапище в деревне Красотынка принадлежит крупнейшей в России неоязыческой организации – Союзу славянских общин славянской родной веры, который существует с 1997 года.
Основным обрядовым местом в деревне является капище Перуна, где родноверы регулярно устраивают праздники. Отдельные площадки предусмотрены для пира, игр и почитания предков. Еще есть погребальный холм и храм Сварожича, олицетворяющего огонь.
Обычных туристов сюда не пускают, но в крупные праздники, например, на Ивана Купалу, родноверы готовы принять любого гостя. С расписанием празднований можно ознакомиться здесь.
- Где: Калужская область, Ферзиковский район, деревня Красотынка
- Координаты: 54.519827, 36.424302
Говорят, что эта глыба – один из девяти осколков священного Алатырь-камня, упоминаемого в средневековых легендах как Пуп земли. За многовековую историю камень оброс легендами и загадками. Большая часть преданий связана с его целебной силой. Однако народная молва гласит, что ритуалы с камнем имели двойственный характер – человек мог как вылечиться, так и быстро умереть.
В настоящее время это место регулярно посещают различные паломники, краеведы и туристы. Посетители обычно набирают воду из ближайшего родника, привязывают ленты к ветвям деревьев, а монолиту оставляют подношения в виде монет и других предметов.
- Где: Московская область, Дмитровский городской округ, близ деревни Киндяково
- Координаты: 56. 318259, 37.189442
Посреди дремучих лесов и болот стоит некогда богатое село Шатур. Проехать сюда нелегко – деревня считается одним из самых глухих мест в Московской области. По преданию, на месте села было языческое капище, в центре которого стоял вырезанный из дерева идол – ему поклонялись местные племена. Сейчас в селе можно увидеть несколько дачных домиков и полуразрушенную колокольню с кладбищем. Другой возможный языческий артефакт – Змеиный камень – находится к югу от села, недалеко от деревни Сабанино. К нему ведет жуткая тропа через лес.
- Где: Московская область, городской округ Егорьевск, близ деревни Шатур
- Координаты: 55.459297, 39.436834
Загадочный камень близ деревни Веледниково причисляют к так называемым «синим камням», которые описывал в своей работе краевед Игорь Маланин. Культовый камень имеет рукотворную чашу, выдолбленную посередине и напоминающую глаз со зрачком.
Согласно одной из версий, камень использовали для своих нужд меряне – древнее финно-угорское племя. Они и оставили след в породе в виде чаши. Говорят, что валун служил точкой подношения даров славянскому богу Велесу.
- Где: Московская область, городской округ Красногорск, территориальное управление Нахабино
- Координаты: 55.79955, 37.141083
Один из самых знаменитых «синих камней» находится на северо-восточном берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском. Издревле камню поклонялись различные племена, населявшие окрестные земли: сначала меряне в VIII-IX веках, а затем и вытеснившие их древние славяне, которые чтили Синий камень наравне с другими своими божествами. Во время праздника весны камень украшали цветами и лентами, вокруг него водили хороводы.
Сегодня к Синему камню продолжают съезжаться люди, чтобы оставить монетку и загадать желание. Говорят, что он лечит от многих болезней и приносит удачу.
- Где: Ярославская область, городской округ Переславль-Залесский, село Городище
- Координаты: 56.784184, 38.824793
Подобные холмы славяне-язычники обычно обустраивали для исполнения своих культовых обрядов. Предполагается, что на вершине устраивали ритуалы и обряды в честь бога северо-восточных славян Ярилы – одного из самых важных и почитаемых славянских богов весеннего солнца и плодородия.
После укоренения христианства на этих землях на вершине Ярилиного холма был основан монастырь. Народное предание гласит, что его основал сам Александр Невский, после чего холм получил свое второе название – Александрова гора.
- Где: Ярославская область, городской округ Переславль-Залесский, село Городище
- Координаты: 56.781996, 38.831657
Урочище «Белые Боги»
По преданиям, недалеко от села Радонеж, на холме, располагалось капище «Белые Боги».
Энтузиасты прочесали все окрестные леса, но полусферу так и не нашли. Возможно, капище давно разобрали и вывезли, но есть и те, кто уверен, что жертвенный алтарь до сих пор существует.
- Где: Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, окрестности села Радонеж
гид по языческим святилищам России: Традиции: Моя страна: Lenta.ru
Представление о дренеславянских святынях у большинства россиян крайне смутные; в голове рисуются большие холмы с деревянными идолами, изображающими пантеон языческих божеств, огороженные высоким частоколом — словом, что-то похожее на капища в фильме «Викинг» с Данилой Козловским. На территории России, однако, таких исторических памятников не осталось. Почему? Быть может, от распространения христианства, апологеты которого воздвигали на прежних святынях новые храмы, может и оттого, что деревянные архитектурные сооружения древности до наших дней попросту не дожили — их уничтожили пожары, войны, да и просто течение времени. Однако территория нашей страны полнится следами древности — пускай и не такими величественными, как в «Викинге», но для истории невероятно важными. «Лента.ру» рассказывает, где эти памятники можно найти.
Щеглец
Всего на территории России насчитывается несколько десятков древнеславянских культовых сооружений, воздвигнутых в дохристианскую эпоху. Причем большинство из них не представляет из себя что-то грандиозное — зачастую это холмы, засыпанные песком и шлаком ямы или небольшие груды камней. Самая большая концентрация таких памятников находится в Великом Новгороде и его окрестностях, а самый древний известный артефакт там — крупный гранитный валун под названием Щеглец.
Фото: Дар Ветер / Wikimedia
Щеглец расположен в нескольких километрах к северу от деревни Мытно Новгородской области на левом берегу от реки Вишеры. Камень испещрен петроглифами бронзового века — на нем изображены солярные знаки, а также контуры человеческих ладоней и, вероятно, медвежьи стопы. По некоторым оценкам, петроглифы появились на камне во II или в I тысячелетии до нашей эры (позже они пострадали от рук вандалов, решивших выделить рисунки краской). В те времена на территории этой территории проживали финно-угорские племена, позже мигрировавшие на север в сторону Карелии и Финляндии — возможно, они и оставили на Щеглеце древние знаки. И кто знает — быть может, именно от подобных артефактов и пошли былины о камнях-указателях, указывающих богатырям дорогу и предсказывающих судьбу: «Налево пойдешь — коня потеряешь».
Перынь
Еще один древний памятник вблизи Великого Новгорода — урочище Перынь. Урочищем в широком смысле в народе называют любое место, географический объект или ориентир, выделяющийся от остальной местности. Это может быть стоящий особняком в чистом поле лесной массив, поляна, холм или даже населенный пункт. На Перыни, как предполагают некоторые исследователи, находилось древнерусское языческое святилище, посвященное Перуну, богу-громовержцу, одной из центральных фигур во всей древнеславянской мифологии. В древние времена Перынь представляла собой остров (ныне, из-за строительства насыпной дамбы, — всхолмление, превращающееся в полуостров в период весенних паводков), стоящий между широкой рекой Волхов у самого ее истока у озера Ильмень и речками Прость и Ракомка.
Берег озера Ильмень. Новгородская область
Фото: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори
Согласно новгородским летописям, в 980 году в этих местах воевода князя Владимира (тот до принятия христианства проводил на Руси реформу язычества, формируя единый пантеон богов) Добрыня установил идол Перуна. Долго он на острове не простоял — всего через восемь лет князь, принявший христианство, приказал привязать идола к конским хвостам и скинуть с горы. Тот же воевода Добрыня, говорят, срубил статую и сбросил в Волхов (к слову, именно эта сцена и воспроизведена в «Викинге»). На месте урочища позже был основан Перынский скит, простоявший до 1922 года.
В середине XX века на Перыни были проведены археологические раскопки, в ходе которых на вершине древнего холма была обнаружена площадка диаметром в два десятка метров, окруженная широким рвом. Внутренняя граница рва образовывала практически правильный круг, внешняя же имела отдельные полукругые выступы — всего восемь штук, на дне которых были обнаружены угли и черепки сосудов. А в центре всего этого сооружения находилась яма от огромного столба с глубиной и диаметром в один метр.
Неподалеку от холма археологи нашли остатки еще двух похожих рвов. Исходя из этого можно предположить, что тут было тысячелетие назад.
Тысячелетие назад здесь разжигали крупные костры, пламя которых будто шло из-под земли, окружая массивное древо с вырезанным в нем суровым лицом бога-громовержца
Однако оригинальный внешний вид Перыни до сих пор является предметом дискуссий. Вместо древнего языческого храма под открытым небом урочище могло представлять собой несколько сопок, сакральных памятников в виде насыпей над захоронениями. Впрочем, именно погребальные памятники функционально наиболее близки к святилищам, поскольку несут сакральную нагрузку и тоже связаны с культовыми практиками.
Хутынь
Согласно народному преданию, Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь был воздвигнут на месте, находившемся во власти нечистой силы — якобы даже название Хутынь означало «худое место». Уединившийся для молитвы в этих краях монах Варлаам убедил новгородского князя Ярослава построить здесь храм. «Место во власти нечистой силы» с позиции ранних христиан — кажется, емкое описание культового языческого сооружения.
Фото: Serguei Fomine / Global Look Press
Насчет расположения какой-либо святыни в этих местах ходят лишь слухи, но вот единственная сохранившаяся до настоящего времени сопка в верховьях Волхова находится именно в Хутыни — она представляет собой внушительную насыпь диаметром 25 метров, склоны которого и сегодня достигают высоты в пять метров. Вершина сопки была срыта в начале XIX века — на ней поставили часовню. В конце XX века всего в сотне метрах от этой насыпи были случайно открыты остатки второй сопки — или, как предполагают некоторые исследователи, иного культового сооружения. В любом случае, в языческие времена это «худое место» явно насчитывало немало сложных памятников и артефактов.
Средневековый собор Спаса Преображения в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре солнечным мартовским вечером
Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори
Синь-камень
На территории России осталось предостаточно следов деятельности древних славянских народов. Люди прошлого оставили после себя массы жертвенных ям, городища с капищами и требищами, курганы и сопки. Однако полноценные, сложноустроенные святилища и культовые архитектурные комплексы восточных славян до нас так и не дошли, а заявленные как культовые сооружения находки у многих исследователей вызывают сомнения. Возможно, открытие древних славянских святилищ на территории России— задача будущих археологов, которые выведут новые методики анализа таких памятников. Существует и теория о том, что функцию культовых святилищ у древнеславянских язычников могли выполнять объекты природного происхождения: рощи, камни, водоемы, холмы или поляны.
Конечно, проследить, что те или иные рощи или камни являлись древнейшими языческими святилищами, не представляется возможным — все, что у нас есть, это переходящие из уст в уста, из поколения в поколение предания. Одним таким преданием оброс валун на берегу озера Плещеево в нескольких километрах от Пepecлaвля-3aлeccкoго, одного из древнейших городов Центральной России. С виду это обычный камень, погруженный в грунт, и по словам некоторых очевидцев отдающий синим цветом.
Синь-камень (синий камень) на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском
Фото: Ирина Носова / Фотобанк Лори
Однако устные легенды — источники крайне смутные, и даже об одном этом валуне существует несколько разных преданий. Согласно одному, Синь-камень является частью древнего языческого святилища — сам он считался сердцем Ярилы, бога Солнца. По другой легенде, валун был святилищем бога Велеса, покровителя скотоводов. Долгое время камень лежал на Ярилиной горе, в 1152-м году был сброшен с нее, а позже и вовсе зарыт местными священниками в землю. Однако с годами водная эрозия вновь подняла его верхушку из-под земли. Столетия спустя его даже якобы выкапывали, он тонул в озере, а затем возник на берегу вновь. Сегодня к нему водят экскурсии.
Как правило, древние политеистические религии (и славянское язычество в частности) были теснейшим образом связаны с природными явлениями. Чего уж там, после Перуна одним из главнейших божеств у древних славян считалась Мать — сыра земля — персонифицированный образ всех живых существ и растений, сосредоточение плодородия, упоминания которой не избегали даже христианские древнерусские летописцы. И какой храм для такой системы верований может быть более грандиозным, чем тот, что появился без участия человека — силами одной лишь природы?
Языческий храм (Москва, Россия): Адрес
Посмотреть все развлечения
Посмотреть все развлечения
Посмотреть все развлечения
Языческий храм
Читать дальше
Написать отзыв
Загрузить фото первым
Загрузить фото
Лучшие способы познакомиться с близлежащими достопримечательностями
Прекрасная Москва Самостоятельная пешеходная экскурсия
Walking Tours
from
$13. 99
per adult
The area
Best nearby
Restaurants
753 within 3 miles
Metekhi
1 mi$
Tanuki
0.9 mi$$ — $$$ • Японская • Суши
Паб Шемрок
1,5 км$$ — $$$ • Ирландская
Кафе Хинкальная
1,4 км$$ — $$$ • Европейская • Русская • Грузинская
Веранда
1 mi$$ — $$$ • Кафе • Русская • Подходит для вегетарианцев
Faizi
1 MI
Tokyo-City
1,1 Mi $ • Морепродукты • Международный • Средиземноморье
Bar Novi
1,1 MI
Bittsevsky Ochag
1000.1000
Кал-клаб
. • Европейская • ГрильПосмотреть все
Достопримечательности
402 в радиусе 10 км
Орловский палеонтологический музей
3 кмПриродоведческие музеи • Научные музеи
Коломенское историко-архитектурный музей-заповедник
Speciality Museums • Historic Sites
Donskoi Monastery
Architectural Buildings
Neskuchny sad
Parks
State Darwin Museum
Natural History Museums • Science Museums
Museum of Traditional Russian Beverages Ochakovo
Speciality Museums
Tsaritsyno Музей-заповедник
Исторические музеи
Природно-исторический парк Битцевский лес
1,8 кмПарки
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ)
Архитектурные сооружения • Образовательные объекты
Воробьевы горы (Воробьевы горы)
Парки
Смотреть все
Отзывов пока нет. Будьте первым, кто поделится своими мыслями!
Напишите обзор. Интересы и достопримечательности
Open Now • Red Square & Kitay-Gorod
Moscow Metro
17 060
Архитектурные здания • Системы общественного транспорта
Красная площадь и Kitay-Gorod
Donsskoi Monastery Monastery
8 9008Donskoi Monastery
88 9008Donsskoi Monastery
88888. (ЮАО)
Фонтан Дружба Народов
Достопримечательности • Фонтаны
Район Северо-Восточный (СВАО)
Krutitskoe Podvorye
Religious Sites
District Central (TsAO)
Kolomenskoye Historical and Architectural Museum and Reserve
Speciality Museums • Historic Sites
District Southern (YuAO)
Cathedral Square
Historic Достопримечательности • Исторические места для прогулок
Красная площадь и Китай-город
Кремлевские стены и башни
Исторические места • Архитектурные сооружения
Арбат
Рабочий и колхозница
Памятники и статуи
Район Северо-Восточный (СВАО)
Что-нибудь пропущено или неточно?
Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшить этот список
Русское язычествоТекст Джон Харрисон Окош, кажется, пользовался величайшим уважением. Никому не разрешалось ударять по Земле мотыгой до весеннего равноденствия, отмечаемого во время языческого праздника Масленицы, поскольку до этого Земля считалась беременной. Земля считалась настолько священной, что приносили клятвы, держа ее комок в руке, иногда во рту. Древние свадебные клятвы давали, проглатывая небольшой кусочек земли или держа его на голове. Обычай просить прощения у Земли перед смертью соблюдался еще далеко в XX веке, и когда священника в деревне не нашлось, считалось уместным исповедоваться перед Землей в грехах. Жизнь славян в Древней Руси была, как и жизнь всех древних народов, подчинена и регламентирована природой и здоровым почитанием умерших. Неудивительно, что все вышеупомянутые боги, божества и духи были напрямую связаны со стихиями, временами года и выживанием. Историки приводят множество причин, по которым великий князь Владимир Великий (958-1015), правитель Киевской Руси, решил покончить с язычеством и принять христианство в 9 в.88. Одной из причин упоминается эффективное православное прозелитизм; другой — восприятие Владимиром религии как объединяющей силы, которая может помочь защитить границы его страны. Перед обращением Владимир, по сути, пытался создать общее для всего своего царства языческое кредо, приняв всех богов и божеств местных племен и сделав их объектом всеобщего почитания. Однако язычество не объединяло всех славян под именем одного бога, как религии соседних с ним стран. Итак, Владимир, у которого было несколько сотен наложниц и официальных языческих жен, выбрал христианство и остановился на греко-православной версии как наиболее подходящей. Историк Даниил Шубин указывает, что Владимир видел (возможно, из-за недостатка знаний) обряд и ритуал православия как «высшую форму обряда и ритуала язычества» и, таким образом, лучше подходил для своих славянских подданных, чем другие доступные монотеистические верования. . Другие историки сообщают, что Владимир отверг ислам как непригодный для Руси из-за запрета на спиртные напитки и свинину.
Христианство было навязано киевским славянам силой. Древние языческие рунические тексты уничтожались, как правило, вместе с их владельцами, и заменялись христианскими текстами на славянском языке. Когда славянская Русь приняла христианство, многие праздники новой религии были привиты к старым языческим. Сегодня все еще существуют традиции, уходящие корнями в языческие обычаи.Картина осложнялась еще и тем, что многие христианские праздники и святки были привиты к языческим, чтобы облегчить принятие народом новой веры. Таким образом, языческая и христианская традиции слились воедино, по крайней мере, так могло показаться. На самом деле система двоеверие (двоеверие) было принято. Поскольку славянские язычники никогда не занимались строительством постоянных храмов, их традиции были легко перенесены в христианские места поклонения, а божества были заменены христианскими святыми, которым неофициально были даны дополнительные языческие силы. Славянское язычество удобно включало веру в загробную жизнь, бессмертие души и осуждение за поведение перед смертью. Все, что нужно было добавить, это чистилище и двойственность рая и ада, чтобы заменить языческий остров Буян, расположенный в море за океаном, где обитали души умерших.Казалось бы, сегодня, после более чем тысячи лет русского христианства, в посткоммунистическом, постперестроечном и постиндустриальном российском обществе язычество должно было наконец вымереть. В нем есть; язычников как таковых в России сегодня мало. Однако существует огромное количество суеверий и обычаев, которые многие считают христианскими, но на самом деле их можно проследить до языческих корней. Языческое празднование зимнего солнцестояния, Колад, было объединено с другим праздником солнца и образовало Рождество. Колад был временем большого праздника, когда процессии людей в масках животных и одетых в костюмы бродили по деревням. Иногда коза или люди, наряженные козлами, сопровождали языческих колядников и вместе с ребенком на коне, символом возрожденного солнца, пели песни и посещали деревенские жилища.
Масленица, которая до сих пор празднуется в России, является скорее языческим, чем христианским праздником и первоначально проводилась в ознаменование весеннего равноденствия. Фестиваль теперь отмечается за семь недель до Пасхи. Изначально Масленица знаменовала скорое возвращение солнца и конец зимы. Он хорошо согласуется с христианским календарем, так как это последняя неделя перед Великим постом, начало великого поста, а в прошлые времена Масленица означала вероятное окончание запасов свежего мяса и овощей — не то чтобы это мешало людям есть, пить и веселиться. Блины (блины), языческий символ солнца, находятся в центре этого праздника. Другими традиционными фаворитами Масленицы были кулич (сладкий хлеб) и пасха (пирамидальный творог). Эти два блюда были перенесены на русские пасхальные праздники, как и практика росписи и катания яиц по земле. Перекатывание предназначалось для передачи плодовитости яиц на Землю. Во время Масленицы солнцу поклонялись, зажигая костры и толкая колесо, ось которого была горящим факелом по деревне. (Я столкнулся с той же практикой в Девоне, Великобритания, что свидетельствует об универсальной «протоиндоевропейской» природе европейских языческих ритуалов. ) Усадьбы и дома были окружены огненными кольцами, чтобы защитить их от злых духов. Традиционно дом и сарай убирали и украшали перед началом большого празднества. Масленица также считалась временем очищения: перед восходом солнца совершались ритуальные омовения для подготовки к предстоящим работам в поле с последующим окуриванием дымом можжевельника. Языческий праздник летнего солнцестояния — Купала — был объединен с праздником Иоанна Крестителя 24 июня. Купала происходит от русского глагола купать , что означает купаться, и утром в этот праздник совершались массовые бани. По языческим поверьям, это когда солнце окуналось в море, наполняя силой всю воду, а значит и всех, кто в это время купался в воде. Хотя для русских язычников огонь был священным, накануне Купалы все огни гасили и вновь зажигали «новым огнём», создаваемым трением. Животных приносили в жертву накануне Купалы для общего пира, приготовленного исключительно мужчинами. Были зажжены костры, и пары прыгали через них. Считалось хорошим предзнаменованием, если пары пересекали костер, все еще держась за руки. Скот прогоняли через костры, чтобы обеспечить их плодовитость. Соломенное изображение Купалы было ритуально уничтожено и закопано. В последние годы произошло что-то вроде возрождения оригинального фестиваля Ивана Купалы. В 2002 году шампунь Herbal Essence под названием «Ночь на Ивана Купалу» поступил в продажу в Украине и России. В 2004 году одно российское туристическое агентство рекламировало романтическую двухдневную поездку на одну ночь в сельскую местность на праздник, утверждая, что это «действительно считается самым веселым и сексуальным» временем года. Несколько лет назад был снят украинский фильм ужасов под названием Канун Ивана Купалы 9.0287 . Эдмунд Тамбиев, садовник Коломенского парка в Москве, рассказал о большом количестве людей, в основном молодых людей, которые ежегодно приезжают в Коломенское, чтобы отпраздновать Ивана Купалу. «Возможно, они не знают, зачем приходят — уж точно не сжигают чучела Купалы. Возможно, они смешивают фестиваль с другими. Но тем не менее они приходят, пьют, прыгают через костры и обычно устраивают беспорядок».
Языческое влияние на русскую жизнь идет дальше, чем следы старины в христианских праздниках. Любой, кто прожил в России несколько лет, понимает, какое значение россияне придают посещению мест захоронения родственников, возлюбленных и близких друзей. Поездки на кладбища обычны в течение всего года, но особенно 1 мая. Эта дата совпадает с Родницей, языческим праздником, когда празднующие призывали умерших есть еду и пить водку, поставленные на их могилы. В этот день до сих пор организованы специальные автобусы, которые доставляют людей на кладбища в разных уголках страны. Сегодня древние языческие памятники посещают все чаще. Например, в московском Коломенском парке есть два языческих камня, один посвящен богине плодородия, а другой посвящен мужскому богу мужественности. Эти места становятся все более популярными для посетителей, которые оставляют цветные ленточки, привязанные к деревьям, окружающим камни. Любой, кто покупает дом или дачу в сельской местности, должен знать о домовом, или домашнем духе, который защищает дом от других — неприятных — духов. Но домовой тоже может навести порядок. Пятнадцать лет назад местный житель предупредил меня, чтобы я убедился, что у меня хорошие отношения с домовой на моей даче в сельской местности в 150 км от Москвы. |