Что такое жестовый говор и как глухие люди из разных стран общаются друг с другом? |
Архивное аудио
Загрузить
В новом, 2016 году, в России вступил в силу приказ, обязывающий сотрудников МВД обучаться языку жестов. Полицейские отныне должны уметь объясняться с теми, кто страдает глухотой или нарушениями слуха. Конечно, язык жестов должны знать не все стражи порядка, а лишь те, кто работает на транспорте или несет службу в районах, где расположены учреждения по работе с глухими и глухонемыми людьми. Часть сотрудников МВД будет обучена также тифлосурдопереводу – то есть общению со слепоглухими.
Данные меры, хоть они и сделают жизнь людей с инвалидностью в чем-то легче, конечно, – лишь капля в море. Что такое сотни полицейских в сравнении с миллионами людей – обычных граждан, которые не понимают и не хотят понимать глухих и слабослышащих? Об отношении общества к таким людям, а также о возможностях интеграции людей с проблемами слуха в интервью нашему Радио рассказал Дамир Тузмухамедов.
*****
ДТ: Отношение к людям с ограниченными возможностями в России и в США различается. Если в Штатах к ним относятся уважительно, как к равным людям, то в России, к сожалению, это не везде наблюдается. Например, если в Штатах ты пришел в ресторан и сказал, что ты глухой, там официант либо достанет телефон, либо листок бумаги, или же, если он знает жестовый язык, начнет общаться с тобой. А в России начнут орать просто. Там думают, что все глухие люди — неполноценные.
Что касается системы образования – в России, к сожалению, нет полноценного ВУЗа для глухих, но есть несколько ВУЗов, где учатся глухие. В основном, они учатся вместе со слышащими, то есть предполагается интеграция. Вот, например, Бауманский университет. При нем есть специальный центр – Головной учебно-исследовательский методический центр (ГУИМЦ).
Программа такова, что первые три года глухие студенты учатся отдельно, с сурдопереводчиком. А потом они снова поступают на третий курс, но вместе со слышащими. И дальше все зависит от обстановки – либо, если им нужен переводчик, они просят переводчика, если нет – то без переводчика.В Штатах есть ВУЗ в Вашингтоне – единственный во всем мире, где учатся глухие вместе со слышащими. Но суть в том, что там весь учебный процесс ведется на жестовом языке. Там есть некоторые глухие, которые по каким-то причинам не знают жестового языка. Они запрашивают помощь сурдопереводчика. Второй ВУЗ находится в Рочестере. Там тоже есть свой центр, но там глухие учатся сразу вместе со слышащими. Вот такое отличие.
Ну и, конечно, другие отношение между студентами и преподавателями, что меня крайне изумило. Такого не увидишь в России.
ЛБ: Как слабослышащие и глухие люди из разных стран общаются друг с другом? Насколько отличаются жестовые языки разных стран?
ДТ: На самом деле, жестовые языки различаются. Слышащие думают, что во всем мире один жестовый язык. На самом деле – нет. Даже, например, в Германии и в Австрии, там один язык – немецкий, но жестовые языки совершенно разные.
У меня был такой опыт. Когда я только начал учиться, я не знал американского жестового языка. Я знаю русский жестовый язык. И моим первым соседом был китаец. И мы не знали, как общаться. Мы кое-как пользовались «языком телодвижений». Со временем, когда мы начали учить американский жестовый язык, мы постепенно начали на него переходить.
Иногда мы пользуемся смешанным или, другими словами, международным жестовым языком.
ЛБ: То есть все-таки существует международный жестовый язык?
ДТ: Да, но это искусственный язык. Но, на самом деле, каждый глухой вставляет свои жесты.
ЛБ: Вы можете рассказать о жестовом языке в России? Есть ли какие-то отличия по регионам?
ДТ: Да, есть. Это то же самое, что говор – московский, питерский. Скажем, в Москве и в Питере кое-какие жесты отличаются. То же самое в Штатах. Одну и ту же вещь показывают по-разному. Это все зависит от ситуации, от общества, от региона. В Штатах даже есть такое понятие – «черный» американский жестовый язык. Имеется ввиду жестовый язык чернокожих. Там жесты отличаются.
ЛБ: Есть ли у Вас надежда, что в России в ближайшем будущем изменится отношение к людям с ограниченными возможностями?
ДТ: Конечно, хочется надеяться на это. Но на это уйдет немало времени. Чтобы отношение общества к подобным мне людям изменилось, его нужно прививать с детства. Людям в возрасте 30 лет трудно это привить.
Photo Credit
Regions
Здравоохранение
Инвалиды
Интервью
Репортажи
Един ли язык глухих во всем мире?
Есть ли связь между национальным языком и жестовым? И как общаются между собой люди с нарушением слуха из разных стран?
Отвечает Максим Ларионов
начальник отдела социальных программ и проектов Всероссийского общества глухих
Жестовый язык — самостоятельная и сильно отличающаяся от словесных языков система, в которой есть свои лексика и грамматика. Жестовые языки глухих являются полноценными языками, а эмоциональное выражение и функциональная наполненность жестового языка не уступают вербальной коммуникации.
В большинстве стран мира жестовые языки имеют официальный статус: так, имеется британский жестовый язык, американский, австралийский, французский и т. д. — всего 121 в мире.
Для общения глухими людьми из разных стран создана знаковая система джестуно (international sign language, IS, gestuno), составленная из жестов разных языков, однако американский в нем преобладает, а азиатские, африканские и южноамериканские языки глухих вообще не вошли. Джестуно используют как в неформальной обстановке, так и на официальных мероприятиях, например при проведении Сурдлимпийских игр (спортивных соревнований людей с нарушениями слуха).
Жестовые языки практически независимы от звуковых и развиваются своим путем. Так, похожие в звуковом варианте языки, такие как британский английский и американский английский, в жестовом варианте совершенно не похожи.
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.
язык
речь
человек
Вопрос: что это?
Ирина Малюк
16 августа 2022
83 788
Вопрос: что это?
Подсказка: место — Южная и Центральная Америка, возраст — 55 млн лет
Вопрос: что это?
Юлия Скопич
16 марта 2022
Вопрос: что это?
Подсказка: место — Нидерланды, время — середина XX века
Вопрос: что это?Виктория Сорокина
7 октября 2022
18 525
Вопрос: что это?
Подсказка: предмет интерьера, место применения — Древний Египет
Слониха научилась чистить банан, глядя на человека — такого раньше не видели
11 апреля 2023
Путешественница назвала пять привычных вещей, которые считаются неприличными в Париже
11 апреля 2023
Климатолог: извержение вулкана Шивелуча может вызвать глобальное похолодание
11 апреля 2023
Найдена самая миниатюрная в мире собака — ее рост всего 9 см
11 апреля 2023
Один день в Средневековье
Самые опасные животные России
Самые невозможные города
Самые умные животные
Самые большие острова в мире: топ-10
Самые редкие животные: топ-15
Национальная ассоциация глухих
Вопрос — В чем разница между «глухим», «глухим» или «глухим»?
Сообщество глухих и слабослышащих очень разнообразно. Существуют различия в том, как человек становится глухим или слабослышащим, уровне слуха, возрасте начала заболевания, образовании, методах общения и культурной идентичности. То, как люди «навешивают ярлыки» или идентифицируют себя, является личным и может отражать принадлежность к глухому и слабослышащему сообществу, степень их способности слышать или относительный возраст начала болезни. Например, некоторые люди называют себя «поздно оглохшими», что указывает на то, что они стали глухими в более позднем возрасте. Другие люди идентифицируют себя как «глухих-слепых», что обычно указывает на то, что они глухие или слабослышащие, а также имеют некоторую степень потери зрения. Некоторые люди считают, что термин «люди с потерей слуха» является всеобъемлющим и эффективным. Однако некоторые люди, родившиеся глухими или слабослышащими, не считают себя потерявшими слух. С годами наиболее общепринятыми терминами стали «глухой», «глухой» и «слабослышащий».
«Глухие» и «глухие»
По словам Кэрол Падден и Тома Хамфриса, в
Мы используем строчную букву «глухой», когда речь идет о аудиологическом состоянии отсутствия слуха, и прописную букву «глухой», когда обращаемся к определенной группе глухих людей, которые разделяют язык — американский язык жестов (ASL) — и культуру. Члены этой группы унаследовали свой язык жестов, используют его в качестве основного средства общения между собой и придерживаются набора убеждений о себе и своей связи с обществом в целом. Мы отличаем их, например, от тех, кто потерял слух из-за болезни, травмы или возраста; хотя эти люди не слышат, у них нет доступа к знаниям, верованиям и практикам, которые составляют культуру глухих.
Падден и Хамфрис комментируют: «Это знание глухих — это не просто дух товарищества с другими людьми, имеющими такое же физическое состояние, но, как и многие другие культуры в традиционном смысле этого слова, исторически создано и активно передается из поколения в поколение». Авторы также добавляют, что глухие люди «нашли способы определить и выразить себя через свои ритуалы, рассказы, выступления и повседневные социальные встречи. Богатство их жестового языка дает им возможности проницательности, изобретательности и иронии». Отношения глухих людей к их языку жестов крепки, и «ошибочное мнение, что ASL представляет собой набор простых жестов без внутренней структуры, привело к трагическому заблуждению, что отношение глухих людей к их языку жестов является случайным». тот, который можно легко разорвать и заменить». (Падден и Хамфрис)
«Слабослышащий»
«Слабослышащий» может обозначать человека с потерей слуха от легкой до умеренной степени. Или это может обозначать глухого человека, который не имеет / не хочет какой-либо культурной принадлежности к сообществу глухих. Или оба. Дилемма HOH: в некоторых отношениях слышащие, в некоторых глухие, в некоторых нет.
Может ли человек быть слабослышащим и глухим по шкале ASL? Это тоже возможно. Может ли человек быть слабослышащим и функционировать как слышащий? Конечно. Как насчет того, чтобы быть слабослышащим и работать как член как слышащих, так и глухих? Это деликатное балансирование на канате, но оно тоже возможно.
Что касается политического измерения: люди HOH могут быть союзниками сообщества глухих. Они могут присоединиться или проигнорировать это. Они могут участвовать в социальной, культурной, политической и правовой жизни сообщества наравне с культурно-глухими или жить полностью в рамках параметров «Слышащего мира». Но им может быть труднее установить удовлетворительную культурную/социальную идентичность.
Deaf Life, «Только для слышащих» (октябрь 1997 г.).
Люди могут выбрать аудиологическую или культурную перспективу. Все дело в выборе, уровне комфорта, способе общения и принятии. Каким бы ни было решение, NAD приветствует всех глухих, глухих, слабослышащих, поздно оглохших и слепоглухих американцев, а информационно-пропагандистская работа, которую проводит NAD, доступна и предназначена для всех.
Вопрос — Что неправильно в использовании терминов «глухонемой», «глухонемой» или «слабослышащий»?
Глухие и слабослышащие люди имеют право выбирать, как они будут называться, как в группе, так и в индивидуальном порядке. В подавляющем большинстве случаев глухие и слабослышащие люди предпочитают, чтобы их называли «глухими» или «слабослышащими». Почти все организации глухих используют термин «глухие и слабослышащие», и NAD не является исключением.
Тем не менее, есть много людей, которые упорно используют термины, отличные от «глухих» и «слабослышащих». Альтернативные термины часто встречаются в печати, слышатся по радио и телевидению и встречаются повсюду в случайных разговорах. Давайте рассмотрим три наиболее часто используемых альтернативных термина.
Глухие и немые — реликвия средневековой английской эпохи, дедушка всех негативных ярлыков, навешиваемых на глухих и слабослышащих людей. Греческий философ Аристотель назвал нас «глухими и немыми», потому что считал, что глухие люди неспособны к обучению, обучению и разумному мышлению. По его мнению, если человек не мог использовать свой голос так же, как слышит людей, то у него не было возможности развить когнитивные способности. (Источник: Наследие глухих , Джек Гэннон, 1980)
В последующие годы слово «немой» стало означать «молчаливый». Это определение все еще сохраняется, потому что именно так люди видят глухих. Этот термин является оскорбительным для глухих и слабослышащих людей по ряду причин. Во-первых, глухие и слабослышащие люди отнюдь не «молчаливые». Для общения они используют язык жестов, чтение по губам, вокализацию и так далее. Общение предназначено не только для того, чтобы слышать людей, и использование голоса — не единственный способ общения. Во-вторых, слово «тупой» также имеет второе значение: глупый. Глухие и слабослышащие люди сталкивались с множеством людей, разделяющих философию, согласно которой, если вы не можете хорошо использовать свой голос, у вас больше ничего нет «наверху», и вам нечего делать. Очевидно, что это неправильно, неосведомленно и ложно. Глухие и слабослышащие люди неоднократно доказывали, что они могут многое сделать для общества в целом.
Глухонемой — Еще один оскорбительный термин 18-19 веков, «немой» также означает тихий и безгласный. Этот ярлык технически неточен, поскольку глухие и слабослышащие люди обычно имеют функционирующие голосовые связки. Проблема заключается в том, что для успешной модуляции голоса вам, как правило, необходимо уметь слышать собственный голос. Опять же, поскольку глухие и слабослышащие люди используют различные способы общения помимо или в дополнение к использованию своего голоса, они не являются по-настоящему немыми. Настоящая коммуникация происходит, когда ваше сообщение понимают другие, и они могут ответить тем же.
Слабослышащие . Этот термин больше не принимается большинством членов сообщества, но когда-то ему отдавали предпочтение, в основном потому, что он считался политкорректным. Например, объявить себя или другого человека глухим или слепым считалось несколько смелым, грубым или невежливым. В то время считалось, что лучше использовать слово «нарушение» вместе со словами «зрение», «слух», «подвижность» и так далее. «Слабослышащие» — это благонамеренный термин, который не принимается и не используется многими глухими и слабослышащими людьми.
Для многих людей слова «глухой» и «слабослышащий» не являются отрицательными. Вместо этого термин «нарушение слуха» рассматривается как негативный. Этот термин фокусируется на том, что люди не могут сделать. Он устанавливает стандарт как «слух», а все, что отличается от него, как «нарушенный», или некачественный, затрудненный или поврежденный. Это означает, что что-то не так, как должно быть, и должно быть исправлено, если это возможно. Справедливости ради, вероятно, это не то, что люди хотели выразить термином «нарушение слуха».
Каждый человек уникален, но у всех нас есть одна общая черта: все мы хотим, чтобы к нам относились с уважением. В меру наших собственных уникальных способностей у нас есть семьи, друзья, сообщества и жизнь, которая так же полноценна, как и у всех остальных. Мы можем быть другими, но мы не меньше.
Что в имени? Множество! Слова и ярлыки могут иметь глубокое влияние на людей. Продемонстрируйте свое уважение к людям, отказавшись от использования устаревших или оскорбительных терминов. Если вы сомневаетесь, спросите человека, как он себя идентифицирует.
История языка жестов — видео-оценка для развития навыков и отзывов
Языки жестов существуют гораздо дольше, чем думает большинство людей. Знаете ли вы, что они существовали в Древней Греции? И даже до записанной истории? Чтобы дать вам некоторое представление о том, насколько удивительным и плодовитым на самом деле является язык жестов, давайте углубимся в долгую и красочную историю того, как появились жесты и, в частности, ASL.
Древнейшие языки жестовНикто точно не знает когда язык жестов впервые появился, но многие источники согласны с тем, что использование рук для общения существует так же давно, как и устная речь. И эти ранние системы подписи были прямым результатом того, что людям нужен был новый способ взаимодействия. Исследователи полагают, что охотники на открытых равнинах использовали знаки для общения друг с другом на большом расстоянии. Из-за отсутствия визуальных препятствий в равнинной среде жесты были наиболее очевидным способом общения, не отпугивая животных, на которых они охотились.
Древние индейцы Великих равнин также разработали сложную систему знаков. Неясно, для чего именно предназначалась эта система, но существует множество различных теорий. Популярным является то, что этот знак сделал возможной межплеменную торговлю. Чтобы преодолеть языковой барьер, туземцы разработали стандартизированную систему жестов для ведения переговоров с племенами, не говорящими на их языке, включая европейских экспедиторов. Во многих отчетах о высадке Колумба в Америке утверждается, что местные жители общались с его командой с помощью жестов.
Греческие философыНевозможно точно узнать, когда и где глухой впервые попробовал жесты, но мы знаем, что первая письменная запись языка жестов пришла из Древней Греции. В пятом веке до нашей эры философ Платон написал диалог Кратил . В нем он записал высказывание Сократа: «Если бы мы не имели ни голоса, ни языка и все же хотели бы открывать вещи друг другу, то не должны ли мы, подобно тем, кто в настоящее время нем, стараться обозначать наши мысли руками, головой и другие части тела?» По-видимому, древние греки, которые не могли говорить, действительно имели рудиментарный язык жестов, чтобы вести свою повседневную жизнь.
Позднее ученик Платона Аристотель стал первым человеком, записавшим заявление о глухих людях — и, к сожалению, оно не было хорошим. Он считал, что способность слышать речь — единственный способ, которым люди могут учиться. Так что, по Аристотелю, обучать глухих было совершенно невозможно. Несмотря на то, что не было ни малейшего фактического доказательства в поддержку его утверждения, теория Аристотеля прижилась, и в течение следующих 2000 лет во всем мире широко верили.
И результаты были не очень. В эту историческую эпоху глухие считались низшими людьми, которые не могли законно владеть собственностью. Они не могли пожениться, потому что общество боялось, что глухота — это наследственная черта, которая передастся будущим поколениям. Глухим людям часто отказывали в гражданстве и даже в религиозных правах. И хотя глухота считалась позорной инвалидностью, любая форма жестов подвергалась остракизму и не поощрялась, что делало почти невозможным для этих людей свободное общение.
Ученые того периода искренне верили, что глухие не могут учиться, но некоторые учителя все же пытались. В 685 году нашей эры архиепископ Йоркский Джон Беверли, как известно, научил глухого мальчика говорить. Но вместо того, чтобы рассматривать это достижение как доказательство того, что Аристотель ошибался, мыслители той эпохи считали этот поступок божественным. Позднее архиепископ был канонизирован за совершение чуда, но люди по-прежнему считали, что единственный способ «преодолеть» глухоту — это говорить на одном языке с населением в целом.
Учителя в Италии и ИспанииВ шестнадцатом веке философы и учителя, наконец, начали подвергать сомнению утверждение Аристотеля о том, что люди, которые не могут слышать, не могут быть образованными. Итальянский врач и математик по имени Джироламо Кардано (также известный как Джероламо или Джеронимо) был первым, кто бросил вызов давнему предположению Аристотеля.
Кардано утверждал, что слух не нужен человеку для понимания идей, и даже начал разрабатывать собственный код жестов рук. Он считал, что для общения с глухими учениками можно использовать написанные слова, сопоставленные с символами того, что они представляют. Хотя его кодекс так и не получил широкого распространения, он использовал свои методы для обучения собственного глухого сына. И теории Кардано сильно повлияли на других лидеров и мыслителей того времени.
Примерно в то же время, что и Кардано (около 1570 г.), испанский монах по имени Педро Понсе де Леон начал обучать своих глухих учеников — сыновей испанской знати. Поскольку они были глухими, эти молодые люди не имели права наследовать собственность. Леон научил их читать, писать и говорить, чтобы они могли претендовать на семейное состояние, которое по праву принадлежало им. И его усилия увенчались успехом.
И Кардано, и Леон вдохновили другого испанского монаха по имени Хуан Пабло де Бонет сделать самый большой шаг в истории раннего языка жестов. Разработав свои собственные методы обучения глухих учеников, Боне опубликовал первую книгу по языку жестов в 1620 году. В нее он включил свой собственный ручной алфавит рукопожатий, представляющих звуки. Это была первая опубликованная система дактилоскопии в истории.
Несмотря на то, что эти ранние системы были разработаны для обучения глухих говорить на других языках, книга Боне по-прежнему была революционной вехой в развитии жестового языка как официально признанной формы общения. Его книга вызвала интерес по всей Европе к обучению глухих учеников, но только в середине 1700-х годов произошло следующее новаторское достижение в развитии жестового языка.
Французская революция языка жестовАббат Шарль Мишель де л’Эппе был французским католическим священником, изучавшим теологию и право. После рукоположения л’Эппе посвятил свою жизнь заботе об обедневших французах, и именно во время этой службы в трущобах Парижа он познакомился с двумя сестрами-близнецами — обе глухими. Другой клирик обучал девочек, но умер очень внезапно. Л’Эппе стал их новым учителем, и с этого решения началась его пожизненная миссия по служению и обучению глухих во Франции.
Французское сообщество глухих уже использовало общий язык жестов в Париже, органически развившийся на протяжении столетий. Л’Эппе добавил к этой системе старофранцузского языка жестов, создав серию жестов, заменяющих звуки алфавита. Обучая близнецов, Л’Эппе обнаружил прорыв в обучении глухих: глухие люди узнают визуально все то же самое, что другие люди узнают на слух. У глухонемых уже был язык, столь же мощный и выразительный, как разговорный французский, и ключ к их обучению заключался в том, чтобы научить их общаться руками, а не голосом.
В 1760 году Л’Эппе основал первую в мире бесплатную общественную школу языка жестов, финансируемую за счет собственного наследства. Школа называлась Institution Nationale des Sourds-Muets à Paris (Королевский институт глухонемых). Поскольку французская система жестов и методы обучения л’Эппе продолжали развиваться, глухие люди со всей Франции стекались в его школу. На это стали обращать внимание даже официальные лица из других стран. Император Австрии и императрица России послали учителей для изучения стиля преподавания л’Эппе, и его влияние в конечном итоге привело к созданию 21 школы во Франции и многих других странах.
Конечно, Л’Эппе был не единственным влиятельным учителем жестового языка того времени. В Англии Томас Брейдвуд основал Академию Брейдвуда для глухонемых примерно в то же время, когда во Франции открылась школа Л’Эппе. Несмотря на то, что в школе Брейдвуда обучались только глухие дети из более богатых семей, Брейдвуд сыграл ключевую роль в развитии британского стиля жестового языка в сочетании с обучением своих учеников разговорной речи.
Но не все учителя того времени принимали знак. Самуэль Хайнике основал первую немецкую школу для глухих в 1778 году, но, в отличие от л’Эппе, Хайнике был стойким оратором. Он ошибочно полагал, что основной функцией образования для глухих детей должно быть развитие их навыков разговорной речи, чтобы они могли полностью интегрироваться в слышащее общество. Это единственная область, в которой влияние л’Эппе выделялось среди других европейских учителей.
Л’Эппе действительно был первым учителем-мануалистом, первым руководителем образования для глухих, который осознал, что язык жестов — это способ общения глухих людей, а не только средство, помогающее им говорить на устном языке. Помимо увековечения важности знаков, уникальный опыт л’Эппе в области теологии и права также сделал его ценным союзником для защиты прав глухих как в религии, так и в зале суда. Он был одним из первых людей в истории, публично заявивших, что глухие люди заслуживают того, чтобы с ними обращались как с полноценными людьми, способными внести значительный вклад в развитие общества, даже если они говорят на другом языке. Неудивительно, что сегодня Л’Эппе известен как «Отец глухих».
Цветение знаков в Новом СветеВ 1620 году, в том же году, когда Бонет опубликовал первую книгу о языке жестов, «Мейфлауэр» приземлился в Кейп-Код, штат Массачусетс. Это была первая из многих волн колонистов, плывущих в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Среди многих иммигрантов, которые прыгали на кораблях, направлявшихся в Америку, была группа поселенцев родом из графства Кент в Англии. Они прибыли в Массачусетс в 1690-х годах, принеся с собой уникальный генетический дефект, вызывающий наследственную глухоту. Результатом стал язык жестов Martha’s Vineyard.
Виноградник Марты — это остров у юго-восточного побережья Массачусетса, исторически значимое место для развития знака. Благодаря уникальному генетическому составу прародителей острова Мартас-Винъярд был домом для самого большого глухого населения на континенте. Эти глухие островитяне создали одну из самых развитых систем жестов в истории, возможно, на основе языка, используемого в Кенте. Все жители Мартас-Винъярд знали эти знаки и регулярно использовали их для общения с друзьями, семьей и соседями. Поскольку даже слышащие члены этого сообщества использовали язык жестов, Виноградник Марты был одним из немногих обществ в мире, где глухие и слышащие люди были полностью интегрированы во все социальные, гражданские и религиозные мероприятия в середине 1700-х годов.
Помимо знаменитого знака Мартас-Винъярд, другие версии жестового языка начали появляться по всей Америке, где существовало глухое население. К девятнадцатому веку данные церковной переписи показали, что в Соединенных Штатах проживало около 800 глухих детей. Но язык жестов все еще был далек от стандартизации и даже близко не был признан официальным языком. Лишь десятилетия спустя американское образование для глухих сделало большой и решительный шаг вперед.
Великий Галлодет
Томас Хопкинс Галлодет был выпускником Йельского университета и рукоположенным священником в Хартфорде, Коннектикут. Он мечтал стать профессиональным священником, но его путь изменился в 1814 году, когда он встретил девятилетнюю Алису Когсуэлл.
Она была глухой дочерью соседа Галлодета, доктора Мейсона Фитча Когсвелла. Галлоде подружился с Алисой, когда увидел, что другие дети не играют с ней, и начал учить ее названиям предметов, рисуя картинки и слова на земле. С самого начала их дружбы Галлоде был поражен интеллектом, личностью и энтузиазмом Алисы. В то время он этого не осознавал, но эти отношения с этой маленькой девочкой должны были навсегда изменить жизнь Галлодета, а также жизни миллионов будущих глухих американцев.
Доктор Когсвелл был рад видеть прогресс своей дочери и убедил Галлодета, что ему следует больше узнать об обучении глухих детей. Возможно, даже открыть школу. Как видный член общества Коннектикута, доктор Когсуэлл использовал свои связи, чтобы собрать достаточно денег, чтобы отправить Галлодета в Европу для изучения установленных методов обучения глухих. Средства были собраны всего за один день, и вскоре Галлодет уже был на корабле, направлявшемся в Англию.
Он надеялся пройти обучение в одной из школ Брейдвуд для глухих в Англии и Шотландии, но Брейдвуд оказался далеко не гостеприимным. Безвозмездно отказываться от семейной речи и методов чтения по губам они не спешили. И Галлоде не был убежден, что учить глухих детей говорить по-английски — действительно лучший метод их обучения.
Обескураженный Галлоде расстался с Брейдвудами, но вскоре после этого встретил аббата Рош-Амбруаза Куркуррона Сикара, преемника л’Эппе в парижской школе для глухих. Сикар случайно оказался в Англии во время поездки Галлоде и читал лекции по обучению глухих вместе с двумя своими глухими помощниками, Жаном Массье и Лораном Клерком. Когда Галлоде представился и объяснил свое видение создания школы для глухих в Америке, Сикар с радостью пригласил его вернуться в Париж, чтобы изучить французский метод обучения глухих.
Галлоде понравилось то, что он увидел в Париже. Он с большим энтузиазмом изучал французский жест, но у него быстро заканчивались деньги, и ему нужно было вернуться домой. Неуверенный, сможет ли он действительно открыть американскую школу в одиночку, Галлоде убедил молодого Лорана Клерка вернуться с ним в Хартфорд, чтобы они могли открыть школу вместе. Во время долгого морского путешествия через Атлантику Галлоде обучал Клерка английскому языку, а Клерк учил Галлодета подписывать.
Распространение знака по всей Северной АмерикеС помощью доктора Когсвелла Галлодет и Клерк открыли первую американскую государственную школу для глухих 15 апреля 1817 года в отеле Bennett’s City в Хартфорде. В первом классе Галлоде и Клерка было всего девять учеников, в том числе Элис Когсвелл, но вскоре их число увеличилось.
По мере того, как репутация школы росла, молодые глухие ученики со всей страны отправлялись в Хартфорд, чтобы изучить уникальное сочетание жестов Клерка и Галлодета. В конце концов их жесты превратились в американский язык жестов (ASL), который сегодня использует сообщество глухих. К 1863 году в США действовало двадцать две школы для глухих, большинство из которых были основаны и управлялись учениками Клерка и Галлодета.
Младший сын Галлодета, Эдвард Майнер Галлодет, продолжил дело своего отца в обучении глухих. После преподавания в Хартфордской школе в течение ряда лет Эдвард Галлодет сыграл важную роль в создании первого колледжа для глухих в 1864 году, Колумбийского института для глухих в Вашингтоне, округ Колумбия (позже переименованного в Галлодетский колледж в 1893 году).
Восстание ораторовНесмотря на то, что знаки набирали обороты в Америке, все еще многие не считали широкое распространение обучения языку жестов положительным моментом. Подобно ораторам в Европе, многие американские лидеры и учителя ошибочно полагали, что этот знак сдерживает глухих учеников. Они считали, что это только мешает их развитию и поощряло изоляцию глухих от остального слышащего общества. Для ораторов единственным способом по-настоящему научить глухих учеников было заставить их говорить по-английски и вообще отказаться от жестов.
К 1867 году основные школы Америки начали использовать устные методы обучения без языка жестов. Заблуждающиеся защитники, такие как Александр Грэм Белл — тот самый Белл, который изобрел телефон, — были убеждены, что устное обучение — лучший и единственный способ обучения для глухих детей. Все больше и больше школ начали обучать глухих учеников устно или пробовать комбинированные методы, в которых по-прежнему использовался язык жестов, но в основном основное внимание уделялось чтению по губам и обучению речи.
Кульминацией этого продолжающегося конфликта между устным и ручным обучением стала печально известная Миланская конференция 1880 года. Педагоги для глухих из семи разных стран собрались в Милане, Италия, чтобы принять решение о будущем образования глухих. Большинство делегатов твердо верили, что устные методы лучше языка жестов. Эдвард Майнер Галлодет был среди меньшинства, которое без сомнения знало, что язык жестов является основным способом общения для глухих и должен быть основным средством их обучения. К сожалению, устные делегаты выиграли голосование, и Миланская конференция решила, что язык жестов будет запрещен во всех школах.
Это решение потрясло мир образования для глухих. В следующие десять лет язык жестов резко сократился, и к 1920 году почти 80% всех программ для глухих использовали устные методы. В некоторых классах запрет на подписание применялся с помощью жестоких методов, таких как связывание рук глухим ученикам за спиной, чтобы заставить их говорить. Возможно, самым прискорбным последствием Миланской конференции стало сокращение количества глухих инструкторов в классах для глухих, которое сократилось с 40% до всего лишь 15%.
Но, несмотря на запрет, язык жестов продолжал жить. Глухие люди по-прежнему жестикулировали за пределами школы или под столом, и язык продолжал расти, развиваться и строить отношения. На более официальном уровне в ответ на Миланскую конференцию была создана Американская национальная ассоциация глухих. Ассоциация стояла на страже американского языка жестов, чтобы убедиться, что жесты и культура глухих будут защищены и сохранены для будущих поколений. Они неустанно боролись за восстановление языка жестов в классе, но прошло почти столетие, прежде чем жесты вернулись.
Истина в исследованияхВосстановление языка жестов произошло благодаря Уильяму Стокоу, ученому и профессору слуха в Университете Галлодета. Стоко прибыл в Галлодет, чтобы учить студентов английскому языку, но, понаблюдав за ASL вблизи, он сделал шокирующее открытие.
В ту эпоху язык жестов рассматривался как дешевая имитация разговорных языков, примитивное и недостаточное средство общения для тех, кто не слышит. Но лингвистический фон Стоко открыл для него гораздо больше. Наблюдая за ASL, он заметил, что это вовсе не мимикрия. Фактически он нес все признаки уникального языка со своим собственным синтаксисом и грамматикой. Это означало, что язык жестов был полностью сформированным языком, как и любой разговорный язык.
Стоко опубликовал свои открытия в 1960 году и разработал самый первый словарь жестового языка. Его работа была воспринята с большим воодушевлением в лингвистическом сообществе и, в конце концов, вошла и в сообщество по обучению глухих. Исследование Стоко стало трамплином для широкомасштабных позитивных изменений в классах для глухих, поскольку педагоги, наконец, с распростертыми объятиями приняли язык жестов и признали ASL официальным языком для глухих американцев.
В конце концов Конгресс опубликовал отчет Бэббиджа в 1965, признавая недостатки обучения глухих, основанного только на устной речи, и, наконец, перечисляя решения, принятые на Миланской конференции. Теперь, получив официальное одобрение, американский язык жестов свободно распространился по всей стране и стал неотъемлемой частью обучения глухих детей.