Южный полюс первым открыл: История открытия Южного полюса — Газета.Ru

История открытия Южного полюса — Газета.Ru

###1###
«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику – Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772–75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821–23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901–04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59′ ю. ш. В море Уэдделла в 1902–04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903–05 годах и 1908–10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907–09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23′ и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893–1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more – R.Scott – For God’s sake look after our people – Жаль, но не думаю, что смогу еще писать – Р. Скотт – Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.+++

###2###
Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос – транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто – и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство – лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции – простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140+++

###3###
Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.+++

###4###«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и – из-за более позднего возвращения – попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений – и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта – впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь – 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield – «Бороться и искать, найти и не сдаваться». +++

110 лет назад мир узнал об открытие Южного полюса Земли – МРГ-Онлайн

7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен известил мир об открытии им Южного полюса. Событие это привлекло большое внимание, поскольку экспедиция случайно вступила в «южнополярную гонку» с другими исследователями: примерно в это же время к полюсу выдвинулся британец Роберт Скотт

Руаль Амудсен планировал стать первооткрывателем Северного Полюса, но в 1908–1909 годах его опередили Роберт Пири и Фредерик Кук. Тогда норвежский исследователь стремительно изменил свои планы и решил покорить Южный полюс.

Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896).

В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс.

Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов).

Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин.

«Фрам» отправился к берегам Антарктиды из Норвегии 7 июня 1910 года (Амундсен едва смог найти деньги на экспедицию, и даже был вынужден заложить свой дом). 4 октября 1910 года судно пересекло экватор.

2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.

Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведения океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу.

Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.

Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.

Южный полис не стоит путать с Южным магнитным полюсом – это совершенно разные точки. Магнитный относительно быстро перемещается и сильно «блуждает», сегодня он вообще находится на самом краю Антарктиды. Южный полюс, которого достиг Амундсен, тоже двигается, но гораздо медленнее, и расположен он почти в самом центре континента. Раз в год полярники на несколько метров передвигают шест, отмечающий новое расположение полюса, корректируя точку.

Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.

Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу. Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.

Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20°C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.

14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.

18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. 7 марта экспедиция достигла порта Хобарт в Тасмании, откуда Амундсен и сообщил миру о своем достижении. Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.

Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.

Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.

По материалам: ria.ru, scientificrussia.ru

Достижение Южного полюса в героическую эпоху географических открытий

В начале 20-го века британские исследователи Роберт Фалькон Скотт и Эрнест Шеклтон, а также норвежский исследователь Роальд Амундсен возглавляли экспедиции к Южному полюсу. Полярный отряд Руала Амундсена первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года; пять недель спустя полярная партия во главе с Робертом Фэлконом Скоттом была второй. В этом посте я делюсь картами начала 20-го века, на которых показаны маршруты и исследования, проведенные в экспедициях на Южный полюс Скоттом, Шеклтоном и Амундсеном.

В конце 18 -го -го века Джеймс Кук был одним из первых исследователей, пересекших Южный полярный круг. В 1820 году русские исследователи Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли острова в Антарктическом океане. Капитан Джеймс Росс открыл море Росса и шельфовый ледник Росса в 1841 году. Интерес к исследованию Антарктиды угас до наступления «Героической эпохи антарктических исследований». «Героический век» начался в 1897 году и продлился до 1922 года. Для проведения экспедиций и научных исследований в Антарктиде прибыли исследователи из девяти стран.

Клементс Маркхэм, президент Королевского географического общества, поощрял участие Великобритании в полярных исследованиях. Он организовал экспедицию «Дискавери», которая проходила с 1901 по 1904 год. Целью экспедиции было достижение Южного полюса и проведение научных исследований. Офицер Королевского флота Роберт Фалькон Скотт возглавил экспедицию, заместителем командира был Альберт Армитидж, а Эрнест Шеклтон был третьим офицером. Команда открыла Землю короля Эдуарда VII и подошла к Южному полюсу на расстояние 530 миль. На приведенной ниже карте показаны маршруты, которые были пройдены во время экспедиции «Дискавери», расположение их зимних квартир и место, где Скотт привязал наблюдательный аэростат в заливе Барьер.

Схематическая карта исследования Антарктики, показывающая работу Национальной антарктической экспедиции за первый год работы по иллюстрации статьи сэра Клементса Маркхэма . Королевское географическое общество, 1903 г. Отдел географии и карт.

На увеличенном изображении ниже показано расположение зимних квартир участников экспедиции «Дискавери». Название спасательного корабля, Утро, показано на карте с примечанием «Утро» оставило здесь уголь .

Фрагмент карты «Исследование Антарктиды»… Королевское географическое общество, 1903 г. Отдел географии и карт.

Британцы предприняли вторую попытку достичь Южного полюса во время экспедиции Нимрода под руководством Эрнеста Шеклтона. Экспедиция Нимрода длилась с 1907 по 1909 год. Во время экспедиции Шеклтон прошел всего 97 географических миль от Южного полюса. На карте ниже показаны исследования и изыскания экспедиции Нимрода.

Общая карта, показывающая исследования и обзоры экспедиции, 1907-09 . Королевское географическое общество, 1909. Отдел географии и карт.

Экспедиция Терра Нова под руководством Роберта Фалькона Скотта началась в 1910 году. Скотт и его команда покинули остров Росс 2 ноября 1911 года, чтобы начать свое путешествие к Южному полюсу. Через десять дней норвежская команда во главе с Руалем Амундсеном покинула свой базовый лагерь с той же целью. Скотт не знал о плане Амундсена достичь Южного полюса; Амундсен скрывал запланированную экспедицию.

Обе команды должны были пересечь шельфовый ледник Росса и подняться на Трансантарктические горы, чтобы добраться до места назначения. Команда Амундсена пересекла горный хребет всего за семь дней и достигла Южного полюса 14 декабря 19 года.11. Команда Скотта прибыла на Южный полюс 17 января 1912 года.

Маршруты полярной группы Амундсена показаны на карте ниже. Также показано расположение их складов снабжения. На врезке показан след корабля Амундсена «Фрам ».

Маршруты Южнополярной экспедиции капитана Р. Амундсена 1911-1912 гг. Королевское географическое общество, 1912 г.

 

В начале своей карьеры Амундсен также исследовал регионы северной Арктики и стал первым человеком, успешно проплывшим Северо-Западный проход на лодке. Его плавание длилось с 19С 03 по 1906 год. Во время своих северных арктических исследований он остановился в гавани на острове Кинг-Уильям. Члены местной общины инуитов научили его водить собак и навыкам, необходимым для выживания в арктической погоде. Он применил эти навыки во время своих исследований в Антарктиде. Во время своей экспедиции на Южный полюс он использовал 52 собаки и четырех опытных лыжников. Скотт использовал самые разные методы, чтобы достичь Южного полюса. Он использовал комбинацию собак, пони и моторных санок. Мотосани сломались, и пони не выжили; команде Скотта было необходимо доставить припасы вручную.

Ниже фрагмент карты, опубликованной в 1926 году. Фрагмент показывает маршруты, пройденные Скоттом, Шеклтоном и Амундсеном во время их экспедиций к Южному полюсу.

 

Деталь из Антарктические регионы. Эдвард Стэнфорд, 1926 год. Отдел географии и карт.

Достигнув места назначения, все пятеро членов норвежской команды: Руаль Амундсен, Олав Бьяаланд, Хельмер Ханссен, Сверре Хассель и Оскар Вистинг благополучно вернулись в свой базовый лагерь. Согласно дневникам Скотта, Скотт и другие члены его полярной группы, Эдвард Уилсон, Эдгар Эванс, Лоуренс Оутс и Генри Бауэрс, столкнулись с метелью, обморожением и голодом после достижения Южного полюса. Обратный путь в базовый лагерь они не пережили. Эдгар Эванс получил травмы и обморожение. Он рухнул у подножия ледника Бердемор и умер первым. Остальные четыре члена группы продолжили путь на север и разбили палатку всего в 12 милях от склада снабжения. Лоуренс Оутс вышел из палатки во время снежной бури, явно покончив с собой. Тела Скотта, Уилсона и Бауэрса были найдены в их палатке поисковой группой 12 ноября 19 года.12; тела Оутса и Эванса так и не были найдены.

Места, где погибли пятеро мужчин, показаны на карте ниже. Имена Скотта, Уилсона, Бауэрса и Оутса указаны рядом с One Ton Depot; имя Э. Эванс показано южнее, возле ледника Бердмор.

Часть антарктических районов с указанием сферы деятельности Британской антарктической экспедиции 1910-1913 гг. под командованием капитана Р.Ф. Скотт, Р.Н. The Geographic Journal, 1913. Отдел географии и карт.

На снимке ниже Уилсон, Скотт, Эванс, Оутс и Бауэрс на Южном полюсе перед палаткой, оставленной месяцем ранее Роальдом Амундсеном. Согласно журналу Скотта, Бауэрс увидел вдалеке черный объект, когда команда приблизилась к Южному полюсу. Они надеялись, что объект был миражом; когда они достигли Южного полюса, они поняли, что это был норвежский флаг. Команда Скотта многого добилась. Они достигли Южного полюса и собрали образцы окаменелостей, которые позже использовались для важных научных исследований. Команда Амундсена сосредоточилась только на достижении Южного полюса.

Герберт Джордж Понтинг, заявитель об авторских правах. Лагерь на Южном полюсе. 1912. Отдел эстампов и фотографий.

Подробнее:

Гонка к полюсу: трагедия, героизм и антарктический поиск Скотта сэра Ранульфа Файнса.

История полярных завоеваний, полная история освоения Арктики и Антарктики, включая открытие Амундсеном и Скоттом Южного полюса; трагическая судьба экспедиции Скотта… под редакцией Логана Маршалла.

 

Руаль Амундсен | Биография, факты, экспедиции, Южный полюс, Северо-Западный проход и смерть

Руаль Амундсен

Смотреть все медиа

Дата рождения:
16 июля 1872 г. Норвегия
Умер:
18 июня 1928 года? Арктический океан

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем запомнился Руаль Амундсен?

Руаль Амундсен, норвежский исследователь, был одной из величайших фигур в области полярных исследований. Он был первым исследователем, прошедшим через Северо-Западный проход (1903–05), первым достигшим Южного полюса (1911 г.) и первым, кто перелетел через Северный полюс на дирижабле (1926 г.).

Как прославился Руаль Амундсен?

В 1903 году Руаль Амундсен и его команда на борту шлюпа Gjøa начал миссию по переходу через Северо-Западный проход и вокруг северного побережья Канады. Они достигли мыса Колборн (на территории современного Нунавута) в августе 1905 года, перезимовали на острове Гершель на Юконе и прибыли в Ном, Аляска, в августе 1906 года, где их встретили герои.

Как умер Руаль Амундсен?

В 1928 году Руаль Амундсен погиб, спасая итальянского авиационного инженера Умберто Нобиле, которого он сопровождал в полете на дирижабле над Северным полюсом в 1926, после крушения дирижабля в море недалеко от Шпицбергена, Норвегия. Самолет, на котором Амундсен находился в поисках выживших после крушения Нобиле, также разбился, и останки Амундсена так и не были найдены.

При каких обстоятельствах погиб Руаль Амундсен?

Узнайте больше о последнем полете Амундсена.

Роальд Амундсен , полностью Роальд Энгельбрегт Гравнинг Амундсен , (родился 16 июля 1872, Борге, недалеко от Осло, Норвегия — умер 18 июня 1928?, Северный Ледовитый океан), норвежский исследователь, который первым достиг Юга Поляк, первым совершивший морское путешествие по Северо-Западному проходу и один из первых пересекших Арктику по воздуху. Он был одной из величайших фигур в области полярных исследований.

Амундсен некоторое время изучал медицину, а затем отправился в море. В 1897 году он отплыл в качестве первого помощника на корабле Belgica в бельгийской экспедиции, которая первой перезимовала в Антарктике. В 1903 году с командой из шести человек на своем 47-тонном шлюпе Gjøa Амундсен начал свою миссию по плаванию через Северо-Западный проход и вокруг северного побережья Канады.

Он достиг мыса Колборн (на территории современного Нунавута) в августе 1905 года, завершив свой переход по собственно проходу, прежде чем в следующем месяце лед остановил его движение на запад на зимовку у острова Гершель на Юконе. Амундсен и его команда возобновили путешествие 19 августа.06 и были встречены с героем, когда экспедиция завершилась в Номе, Аляска, позже в том же месяце. Это достижение разожгло его аппетит к захватывающим полярным исследованиям.

Викторина «Британника»

Создатели истории: правда или вымысел?

На следующий план Амундсена, дрейфовать через Северный полюс на старом корабле Фритьофа Нансена, Fram, повлияло известие о том, что американский исследователь Роберт Э. Пири достиг Северного полюса 19 апреля.09, но он продолжил свои приготовления. Когда Амундсен покинул Норвегию в июне 1910 года, никто, кроме его брата, не знал, что он направляется к Южному полюсу, а не к Северному. Он плыл на

Fram прямо с островов Мадейра в Китовый залив, Антарктида, вдоль моря Росса. Основанная им база была на 60 миль (100 км) ближе к полюсу, чем антарктическая база английского исследователя Роберта Фалкона Скотта, который возглавлял конкурирующую экспедицию с той же целью. Опытный полярный путешественник, Амундсен тщательно готовился к предстоящему путешествию, совершив предварительную поездку для закладывания запасов продовольствия на первой части своего пути к полюсу и обратно. Для перевозки своих припасов он использовал ездовых собак, а Скотт зависел от сибирских пони.

Амундсен отправился в путь с 4 спутниками, 52 собаками и 4 санями 19 октября 1911 года и, встретив хорошую погоду, прибыл на Южный полюс 14 декабря. Исследователи записали научные данные на полюсе перед тем, как отправиться в обратный путь. 17 декабря, и они благополучно достигли своей базы в Китовой бухте 25 января 1912 года. Тем временем Скотт 17 января достиг Южного полюса, но на трудном обратном пути он и все его люди погибли.

На средства, полученные от его антарктического приключения, Амундсен основал успешный судоходный бизнес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *