Заброшенная станция Гума и Сухумский ботанический сад
Сегодня мы вновь перенесёмся в солнечную Абхазию и прогуляемся по заброшенной железнодорожной станции Гума, расположенной возле когда-то известного на весь Советский Союз Сухумского ботанического сада.
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Наш путь начинается с заброшенного здания вокзала, построенного в 1949 г. у железнодорожной платформы станции Гума.
Здание было построено по проекту архитекторов Пачепцева и Векилова.
Когда-то красивое здание теперь разбито.
О бывшем буфете теперь напоминает лишь старая вывеска.
До 1951 г. станция носила название Ботанический сад. Также ранее она именовалась как Бараташвили и Баратов.
Теперь здесь не останавливаются ни пассажирские ни грузовые поезда.
Заброшенные здания вокруг поедает буйная растительность.
Но судя по накату иногда что-то всё же проезжает…
С востока от станции расположен портал железнодорожного тоннеля №18, длиной 1200 метров.
Как пишут на викимапии, во время Грузино-Абхазского конфликта 1992-1993 гг. он был заминирован.
Ну а теперь заглянем в сам ботанический сад. История этого сада началась ещё в 1838 г., когда обладавший большими познаниями в садоводстве и ботанике лекарь Сухумского гарнизона Багриновский, разбил возле своего дома небольшой сад.
Через два года на «Багриновский» сад обратил своё внимание генерал-лейтенант Н. Н. Раевский, бывший в то время начальником укреплённой Черноморской береговой линии и посодействовал тому, чтобы получить разрешение от императора Николая I о переводе сада в ведение военного ведомства. Одобрение было получено и в 1840 г. был организован «Сухум-Кальский военно-ботанический сад».
Под руководством заведующего Багриновского сад стал получать новые саженцы и семена плодовых и декоративных растений, а его территория постепенно разрастаться.
К слову за время своего существования сад дважды подвергался опустошению турками. Первый раз в период с 1853 по 1856 гг. и второй раз с 1877 по 1878 гг.
Во второй половине XIX века директором сада был назначен ранее работавший секретарём общества садоводства в Министерстве земледелия П. Е. Татаринов, который в 1894 г. провёл реорганизацию сада, создав на основе него Сухумскую садовую и сельскохозяйственную опытную станцию. А в начале XX века директором сада стал П. Татаринов, который за короткий период из стран Средиземноморья и Южной Америки завёз 49 видов пальм, 45 видов агав, 150 видов хвойных, и множество других субтропических растений.
Во время революции и начавшейся в стране Гражданской войны развитие и поддержание сада временно остановилось. После окончания Гражданской войны ещё много лет саду также уделялось мало должного внимания, а средств выделялось мало, поэтому особых изменений в деятельности сада не произошло.
В конце 1930-х гг. Ботанический сад лично посетил президент Академии наук СССР ботаник В. Л. Комаров,который совместно с тогдашним директором Института культуры и Ботанического сада А. М. Чочуа разработал ряд мероприятий по дальнейшему развитию Сада. Саду было передано 120 гектар территории дендропарка со вспомогательными сооружениями, основанного в конце XIX века известным русским меценатом Николаем Смецким.
В 1972 г. Ботанический сад получил статус Научно-Исследовательского Института ботаники Академии наук СССР, насчитывавший около 5000 видов, форм и сортов растений.
Самый серьёзный ущерб саду был нанесён с распадом СССР, во время Грузино-Абхазского конфликта 1992-1993 гг., когда территория подверглась обстрелу и от упавших снарядов пострадали выращиваемые много лет растения. Было уничтожено более 80% видов травянистых растений, 30 % древесно-кустарниковых, более 90% растений закрытого грунта и 100 % собственных сортов цветочных культур.
После войны сотрудники приступили к восстановлению, но с тех пор финансирование стало сокращаться и сейчас сад испытывает не лучшие времена. Вот такое местечко мы посетили в этот раз.
На этом мы закончим нашу прогулку и отправимся на поиски новых интересных мест.
Если вам было интересно, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и читайте другие наши публикации.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.
- Странный дом среди Припяти в Чернобыльской зоне отчуждения. Фото
- Гигантские воблеры — именно эти у меня самые ходовые
Заброшенная ж/д станция Псырцха – место, которое потрясло больше всего в Абхазии | OnTour
В Новом Афоне стало понятно, что путешествовать интереснее, когда не знаешь о месте куда собираешься ровном счетом ничего, совсем ничего, даже не смотришь заранее места на гугл или яндекс картах. И хотя витрины турагентств среднего пошиба пестрят приглашениями посетить город, о Новом Афоне мне было ничего неизвестно. Именно поэтому реальность смогла превзойти все ожидания.
Но одно место впечатлило особенно — заброшенная железнодорожная станция над водоемом, перетекающим позже в водопад. Звучит интригующе не правда ли? Мы добрались до водопада в Новом Афоне, сделали несколько снимков внизу и пошли по лестнице вверх, вслед за многими другими туристами.
Пройдя мимо потрясающей растительности, обвивающей все вокруг мы и вышли к заброшенной станции. Она носит имя «Псырцха».
Маленькая невероятно уютная станция непривычной формы с широким свесом крыши, опирающийся на изящные колонны с массой декоративных элементов, отдаленно (возможно только автору) напоминает восточные и азиатские традиционные здания.
Само помещение станции практически прозрачное благодаря остеклению. И вся эта красота в очень заброшенном состоянии, ничего не реставрировалось годами и скорее всего не особо охраняется, о чем свидетельствуют выбитые окна и граффити. Может быть потому в этом месте чувствуешь себя путешественником авантюристом, ищущим сокровища в джунглях, скрывающих следы древних цивилизаций.
Но не только здание станции привлекает внимание в этом месте. Сама железная дорога, выходящая из темноты тоннеля, прорытого в горе, как из небытия, ненадолго показывается людям и снова устремляется во мрак.
Не знаю, что подумает читатель, но автору в этом месте почудилось, что он попал в один из миров Хаяо Миядзаки, а если пройти в ущелье (что запрещают предупреждающие знаки), то вмиг окажешься в волшебном мире с благородными драконами и властной старой Юбабой.
Находясь у этой разваливающейся, но крепкой станции, почему-то очень четко представляешь какой там была жизнь раньше: на месте, которое сегодня все посещают минут на 20, фотографируют и покидают, раньше струилась жизнь: в размеренном темпе люди в костюмах (а может в рабочих робах) подходили к билетной кассе, перекидывались парой слов с билетерами, сообщали куда едут, ожидали поезд, мчались в металлических вагонах по своим делам, либо приезжали на отдых, желая увидеть другие города, познакомиться с новыми людьми. Радостно, что сейчас все то же, только станции не такие красивые, но о былом напомнят такие вот обветшалые строения, хранящие важные моменты для многих поколений людей.
абхазиядостопримечательноституризмпутешествиязаброшки
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Место, где заканчивается заброшенная абхазская железная дорога
ЗАБРОШЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Автор gregoryhooqe Чтение 4 мин. Изменено
Заброшенная железная дорога и разрушенный вокзал Очамчире в Абхазии. Откройте для себя место, где заканчивается заброшенная абхазская железная дорога.
Подписаться
Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0Абхазская железная дорога когда-то была частью оживленной Закавказской железной дороги, стратегической железнодорожной линии, построенной Российской империей и соединявшей Черное море с Каспийским морем. Он был открыт в 1871 году. Это был важный маршрут доставки нефти из Баку в остальную часть Российской империи. Когда в 1922 году был образован Советский Союз, Закавказская железная дорога была поглощена Советскими железными дорогами, но продолжала работать как дочерняя компания.
Так было до распада СССР в 1991 году, когда Закавказская железная дорога была разделена между Армянской железной дорогой, Азербайджанской государственной железной дорогой, Грузинской железной дорогой и Абхазской железной дорогой. Вскоре после этого разразилась война в Абхазии, и большая часть железной дороги в автономном районе была разрушена и заброшена.
Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0 Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0 Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0Сообщение с Россией было восстановлено в 2002 году и открыто движение поездов для работы между Сухуми и Москвой. Были предприняты попытки возобновить внутреннее движение, и некоторые грузовые перевозки могут продолжаться, но местные пассажирские перевозки были прекращены в 2007 году. В 2009 году, Абхазские железные дороги были переданы в управление РЖД сроком не менее 10 лет.
РЖД восстановили 130-километровый участок железной дороги в середине 2011 года за счет кредита правительства РФ в размере 2 млрд рублей. Также были восстановлены регулярные пассажирские перевозки из Москвы и Сочи.
Заброшенный вокзал в Очамчире, Абхазия
Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0 Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0 Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3. 0Очамчира расположена на побережье Черного моря, примерно в 50 км к юго-востоку от столицы Абхазии Сухуми. Город сильно пострадал от абхазо-грузинского конфликта 1992-93 годов, в результате чего многие здания находятся в заброшенном или запущенном состоянии.
Железнодорожная станция Очамчира строилась в 1950-1960-е годы. Вокзал выполнен в стиле сталинского ампира и сейчас находится в заброшенном состоянии. Можно было попасть внутрь, и городские исследователи могли бродить вокруг и восхищаться тем, что в свое время было исключительным произведением архитектуры.
Как и на других участках линии, иногда поезда все еще грохочут. через Очамчире, а в случае с Очамчирой, транспортируется уголь из близлежащего Ткварчели, прежде чем его отправят за границу.
Недалеко от вокзала был заброшенный завод. Очамчира когда-то была домом для ряда производственных предприятий, и именно эта фабрика использовалась для обработки чая. Экономические трудности и разрушенная инфраструктура, которые последовали за этим, стали еще одним фактором упадка железной дороги.
Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0 Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0 Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0В 2019 году летние пассажирские перевозки на линии состоят из ежедневных ночные поезда из Сухуми (русский Сухум) в Москву или Санкт-Петербург и обратно. Весной и осенью службы сокращаются до 2-3 раз в неделю, зимние службы отсутствуют.
В настоящее время большая часть Абхазской железной дороги не используется и заброшена. Ходят слухи, что местные жители распиливают брошенные рельсы на металлолом и продают их.
Фото: Nordskif & Co CC BY-NC-ND 3.0Потрясающие фотографии в Териберке, Россия, были сделаны Nordskif & Co. Nordskif & Co — профессиональные фотографы и городские исследователи, которые делятся своими историями с подписчиками.
Если вы хотите увидеть больше заброшенных мест в Абхазии, то ознакомьтесь с нашими статьями о Потрясающих фотографиях кладбища поездов на Сухумском вокзале и заброшенного Сухумского аэропорта Бабушара в Абхазии
Фото: Nordskif & Co CC BY-NC- НД 3.Абхазская железная дорога СССР
Оценить автора
Абхазская железная дорога – заброшена в несуществующей стране
Абхазская железная дорога когда-то была частью оживленной Закавказской железной дороги, стратегической железнодорожной линии, построенной Российской империей и соединявшей Черное море с Каспийским морем. Он был открыт в 1871 году. Это был важный маршрут доставки нефти из Баку в остальную часть Российской империи. Когда был образован Советский Союз в 1922 года Закавказская железная дорога была поглощена Советскими железными дорогами, но продолжала работать как дочерняя компания. Так было до распада СССР в 1991 году, когда Закавказская железная дорога была разделена между Армянской железной дорогой, Азербайджанской государственной железной дорогой, Грузинской железной дорогой и Абхазской железной дорогой. Вскоре после этого разразилась война в Абхазии, и большая часть железной дороги в автономном районе была разрушена и заброшена.
Паровоз на Абхазской железной дороге.
Абхазия ведет свою историю от Абхазского княжества, возникшего в 1463 году, когда Грузия разделилась на три соперничающих царства и пять княжеств. В 1570-х годах эту территорию оккупировали османы, и она оставалась княжеством в составе Османской империи. Кавказские регионы были предметом конфликта между русскими и османами в последующие века, и 2 июля 1810 года русские войска вошли в столицу Сухум-Кале. Царь Александр I объявил Абхазию автономным княжеством в составе Российской империи. Во время Крымской войны 1853–1856 годов князь Михаил перешел на сторону османов. Русские подтвердили свое господство над регионом в 1864 году, и князь Михаил был вынужден отречься от престола. Абхазское княжество было расформировано и вошло в состав собственно Российской империи. Большое количество абхазов-мусульман, оцениваемое в 40% населения, эмигрировало в Османскую империю.
После русской революции 1917 года Грузия стала независимой страной, частью которой была Абхазия. В 1921 году ему была предоставлена ограниченная автономия, но вскоре после этого большевистская Красная Армия вторглась в Грузию и положила конец ее недолговечной независимости. Абхазия стала Социалистической Советской Республикой вместе с Грузинской ССР. В 1931 году Иосиф Сталин сделал ее автономной республикой под названием Абхазская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Грузинской ССР.
К концу 19 векаВ 80-х годах напряженность в Советском Союзе начала расти, поскольку многие входящие в его состав республики сделали шаги к независимости. В 1988 году Абхазия потребовала вернуться к своему до 1931 года статусу самостоятельной республики, против чего выступала Грузия. В июле 1989 года в Сухуми напряженность переросла в конфликт, и для наведения порядка была вызвана Советская Армия. Грузия провозгласила независимость 9 апреля 1991 года, а Абхазия сохранила свой автономный статус. Это было под угрозой в январе 1992 года, когда Эдуард Шеварднадзе стал главой государства после военного переворота.
Он попытался восстановить конституцию 1921, до того, как Абхазии была предоставлена автономия, и опасаясь поглощения Грузией, они провозгласили независимость 23 июля 1992 года.Флаг Абхазии.
Последовала война в Абхазии, и Грузия ввела войска для наведения порядка. В конечном итоге грузинская армия была отброшена сепаратистами. В декабре 1993 года было подписано соглашение о прекращении огня, положившее конец конфликту. Сепаратисты добились фактического контроля над Абхазией и провозгласили независимость 30 ноября 1994 года, хотя это не было признано ни одной страной.
В ноябре 2003 года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе был свергнут в результате «революции роз». Прозападный Михаил Саакашвили пришел к власти, провозгласив членство в Европейском союзе и НАТО политической целью. Это привело к напряженности в отношениях с Россией, к тому времени находившейся под руководством Владимира Путина, который усиливал поддержку отколовшихся республик Абхазии и Южной Осетии. В качестве валюты был введен российский рубль, гражданам выдавались российские паспорта. После обретения Косово независимости от Сербии и последующего признания рядом стран Абхазия и Южная Осетия потребовали официального признания от российского парламента.
Сухуми — столица Абхазии.
1 августа 2008 г. югоосетинские сепаратисты взорвали грузовик грузинской милиции, приуроченный к началу боевых действий. Сначала бои шли между грузинской армией и сепаратистами, однако 8 августа российские войска вошли в Южную Осетию. 10 августа произошло морское столкновение между российскими и грузинскими кораблями, положившее начало войне в Абхазии. Под сильным международным давлением президент России Дмитрий Медведев 12 августа объявил о прекращении боевых действий в Грузии. Мирный договор был заключен при посредничестве Европейского совета и его действующего президента, президента Франции Николя Саркози.
Россия начала вывод своих войск 17 августа, но после того, как 26 августа 2008 года она признала независимость Абхазии и Южной Осетии, решение о выводе было отменено, и русские заявили, что их присутствие было вызвано приглашением независимых правительств обеих республик. В ноябре 2011 года Европарламент принял резолюцию, признающую Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями Грузии. Абхазию официально признали пять государств-членов ООН – Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Сирия.
Поврежденный мост на Абхазской железной дороге.
Поврежденный мост на Абхазской железной дороге.
Абхазская железная дорога стала большой жертвой войн в регионе еще до распада Советского Союза. Война 1992-1993 годов разрушила связи с остальной Грузией. Даже после ремонта моста через реку Ингури в 1993 году его вскоре снова разрушили. Российская блокада отрезала железную дорогу до Сочи и дальше, оставив ее заброшенной до конца 19 века.90-е. Растущее влияние России привело к ремонту части железной дороги, и 10 сентября 2004 года в Сухуми прибыл поезд из Москвы. Это был первый такой поезд, прошедший по этому маршруту после распада Советского Союза. В 2009 году Абхазия подписала соглашение с РЖД на управление своей сетью.