Зачем индейцы снимали скальпы со своих жертв
На территории Северной Америки проживало огромное количество индейских племен, каждый из которых был носителем определенных традиций и обрядов, зачастую очень разных. Но факт остается фактом, большую часть воинов-индейцев объединял довольно жестокий обычай — снимать часть кожи головы и волосяного покрова с головы убитой или покалеченной жертвы.
Враг не обязательно должен был отойти в мир иной. Нередко противника просто уродовали, ранили, но оставляли в живых. Или попросту срезали скальп с целого и невредимого человека, захваченного в плен. Что означал этот ритуал воина и для чего скальпы врагов не просто бережно хранили, но и коллекционировали?
Ритуал из древности веков
Жители североамериканского континента не были пионерами в деле скальпирования врагов. Подобный ритуал знали и практиковали еще древние скифы в 5-м веке до нашей эры. Однако если учитывать миграции предков разных народностей и общие корни, то неудивительно, что многие традиции повторяются. Интересно, что первые европейцы, которые принялись уничтожать местное население Америки, также активно снимали скальпы с убитых индейцев. Если за вождя племени власти объявляли денежное вознаграждение, то снятый скальп служил верным доказательством того, что белый человек одолел краснокожего.
Знак отваги и боевого искусства
Тщательно обработанный участок кожи с волосяным покровом противника был предметом воинского престижа и высокого положения. Причем, великий воин запоминал каждое имя опасного врага, чтобы во время рассказа о подвигах продемонстрировать соплеменниками скальпы и поведать о том, кому они принадлежали. В качестве кровавых трофеев индейцы рубили головы, руки или ноги, но части тела невозможно было хранить и коллекционировать. Если останки не бальзамировались.
Законы кровной мести
Не стоит забывать и про кровную месть: принцип «око за око, зуб за зуб» обязывал индейцев уничтожать не только убийцу своего родственника, но и целые поселения, в котором жил враг, его семейство и родня. Возвращаясь к вождю, отмщенный индеец показывал скальп убитого, или целую коллекцию боевых трофеев. Слова воина о том, что кровную месть осуществили, должны были быть подтверждены «телесными» трофеями.
https://www.youtube.com/watch?v=aN5mIwdLzcE
Сила жизни пребывает в волосах
Еще одна немаловажная причина, по которой индейские герои лишали недругов не только кожи, но и волос, крылась в верованиях североамериканских народов. Волосы считались антеннами, связывающими человека с Высшими силами и божествами. К тому же, по представлениям индейцев, люди накапливали в собственной шевелюре энергию, мощную жизненную силу. Срезая кожаный покров с «накопителем» силы, могущества и воли поверженного противника, победитель верил, что все это энергетическое богатство перейдет к нему.
В племени зуни был распространен обряд так называемого «очищения» мальчиков 5-9-летнего возраста, который повторно выполняли в подростковом возрасте. Облачившись в страшные маски, соплеменники должны были сечь инициируемого прутьями. Вступая в клан, 12-летний юноша выбирал и будущее занятие. Каждый клан призывал новичка к себе. Если посвященный (по воле родителей) желал стать одним из жрецов смертоносного Лука, то он до конца своих дней был обязан скальпировать поверженных недругов.
Зачем индейцы снимали скальпы — Все будет хорошо! — LiveJournal
?Previous Entry | Next Entry
Оригинал взят у matveychev_oleg в Зачем индейцы снимали скальпыОткуда пошел этот кровавый обычай и зачем на самом деле индейцам нужны были скальпы врагов?Отвечает историк Виктория Тарусова
«Благодаря художественным фильмам и приключенческим книгам скальп в представлении современного человека прочно ассоциируется с индейцами. Однако скальпирование использовалось не только североамериканскими аборигенами. Более того, до прихода европейцев многие племена не знали о подобном обычае. Снятие скальпов практиковали мускоги и ирокезы, и то лишь некоторая их часть.
Сложно утверждать, когда именно появилось скальпирование — до или после появления колонистов, поскольку обычай снимать кожу с головы человека в качестве трофея и символа победы над ним широко использовался в древности на Евроазиатском континенте. Массовое распространение скальпирования на территории Америки связано с тем, что колонисты предлагали щедрое вознаграждение за скальпы врагов — как индейцев, так и своих соплеменников.
Немаловажно и то, что они завезли «удобное» оружие — стальные ножи (до этого кожу с головы с волосами снимали побегами тростника). В некоторые периоды власти того или иного штата готовы были платить за трофей свыше $100! Естественно, скальп воина стоил дороже, чем женский, детский или пожилого человека, но это мало кого останавливало из охотников за подобной добычей. На цену влиял и размер скальпа. Еще одна оговорка:
скальпированием на территории Северной Америки занимались не только индейцы, но и европейцы! Причем иногда индейцы содрогались от жестокости завоевателей.
Если же говорить именно об индейцах доколониального периода, на сегодняшний день есть несколько версий о том, почему они снимали скальпы с врагов.
1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов
могли выступать части рук, ног или голова целиком.
2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений. 3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
3. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.
На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать «ку» — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Видя, как к упавшему воину устремляются индейцы, европейцы предполагали, что это связано с их желанием снять скальп, хотя на самом деле речь шла о собирании «ку».
June 2023 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Powered by LiveJournal.com
Скальп-индустрия
Скальп-индустрияХотя истоки практики скальпирования могут быть потеряны в туманных внутренних районах прошлого, индустрия охоты за скальпами имеет особую и задокументированную историю. Хотя некоторые подробности могут быть окутаны слухами, законы о наградах за скальпы учредили своеобразное экономическое предприятие между мексиканским правительством и, в первую очередь, американскими гражданами. Между 1835 и 1880-ми годами мексиканские власти платили частным армиям за охоту на коренных американцев, платя за убийство и используя скальпы в качестве расписки. Практика началась, когда мексиканское правительство больше не могло обеспечить адекватную защиту своих граждан от мародерствующих апачей и команчей. Туземцы приезжали из США, убивая пеонов, похищая женщин и угоняя скот, а затем бежали обратно через границу. Поскольку мексиканские военные не могли эффективно отразить угрозу на таком большом пространстве, а мексиканские фермеры либо не могли позволить себе иметь оружие, либо им было запрещено владеть им, правительству пришлось искать альтернативные методы подавления насилия со стороны местных жителей.
Сонора была первым штатом, принявшим закон о вознаграждении за скальп; в 1835 году, предлагая 100 песо за скальпы храбрых (причем песо примерно равно американскому серебряному доллару). Американец по имени Джеймс Джонсон спровоцировал период бума в 1837 году, когда он выстрелил из скрытой пушки с близкого расстояния по невооруженным апачам. Взрыв разорвал воинов апачей, а также женщин и детей, а Джонсон и его войска ворвались в массу туземцев, убивая и сдирая скальпы. Хотя это событие произошло в округе Идальго, штат Нью-Мексико, скальпы были обналичены в Соноре, и весь этот инцидент доказал, насколько прибыльной может быть охота за скальпами. Это также разожгло враждебность коренных жителей как к мексиканцам, так и к англичанам, поощряя новые набеги и большее насилие (цикл, который продолжался на протяжении всей этой эпохи). Вскоре после этого в Чиуауа был принят аналогичный закон, предлагающий дифференцированную награду: 100 долларов за храбрых; 50 долларов для скво; 25 долларов для детей до четырнадцати лет (хотя последние двое якобы предназначались для живых пленников). В то время как бессердечный характер этого бизнеса мог ограничить число участников, паника 1837 года оставила многих пионеров и горняков без денег, а охота за скальпами давала быструю прибыль людям, пытающимся добраться до Калифорнии, а награда за одного индейца была стоит больше, чем многие мексиканцы или англичане могут заработать за год.
Система была временно заброшена, но в 1841 г. она была возрождена из-за непрерывных набегов; одна группа набегов команчей убила 300 мексиканцев и захватила более 18 000 голов скота (а также бесчисленное количество женщин и детей). Ситуация для мексиканских властей продолжала ухудшаться, и некоторые историки предположили, что туземцы на самом деле «собирали» жертв, оставляя достаточно выживших и ресурсов, чтобы они могли снова совершать набеги. В какой-то момент ситуация стала настолько плохой, что апачи убивали мексиканцев на улицах города Чиуауа посреди дня. В 1843 году власти Чиуауа попытались натравить племена туземцев друг на друга и предложили племенам апачей стипендию, если они отдадут нож команчам и перестанут совершать набеги на государство. Этот план явно провалился — апачи получили стипендию, но вместо этого начали совершать набеги на Сонору (по сути, мексиканцы платили племени за набеги на других мексиканцев) — однако он показывает отчаяние мексиканского правительства.
К 1845 году награда за скальп была снова восстановлена, и губернатор Чиуауа Дон Анхель Триас выделил 9 долларов.000 награда за вождя апачей — Дона Сантьяго Керке. В этот момент Керк/Киркер начал работать на правительство, скальпируя туземцев, которые недавно были его союзниками.По иронии судьбы, мексиканские народы наконец получили облегчение от набегов апачей и команчей, когда США объявили войну Мексике; американские солдаты проводили свободное время, преследуя и охотясь на туземцев. Однако без защиты Киркера и других англичан Чиуауа снова был осажден, и в 1847 году цена на скальпы поднялась до 200 долларов. После заключения договора Гваделупе-Идальго большинство мексиканских штатов снова возобновили свои награды за скальпирование в рамках подготовки к новым рейдам (мало упоминаний о прекращении этих наград — хотя я предполагаю, что после того, как непосредственная угроза исчезла, они были отменены до тех пор, пока атаки возобновились).
Довольно либеральная платежная политика местных властей сделала скальп-индустрию очень прибыльной. Индийские охотники могли оставить себе любой домашний скот или добычу, которую они добыли, гражданские лица, солдаты, мексиканские граждане и иностранцы имели право, и беспрекословные инспекторы заманивали в этот бизнес недобросовестных людей. Мексиканские скальпы были так же хороши, как индейские, скальпы женщин и детей покупались за 100 долларов (хотя закон не предусматривал этого), а награды рекламировались как в Мексике, так и к северу от Рио-Гранде. Многие из охотников за скальпами были бывшими техасскими рейнджерами или сорокадевятками, искавшими быстрые деньги. Некоторые из наиболее известных включают майора Майкла Шевалли, Джеймса Киркера, капитана Майкла Бокса, Джона Глэнтона и Джона Дазенберри. Другие американцы также участвовали за другой вид оплаты; штат Коауила пообещал землю группам семинолов и группе беглых рабов во главе с Джоном Хорсом (Хуан Кабальо) в обмен на их услуги в качестве охотников на индейцев.
1849-1850 годы были временем настоящего бума, но подобная отрасль, очевидно, может выйти из-под контроля (если она не началась с того, что вышла из-под контроля). Судя по отчетам, в тот год никто на юго-западе не был в безопасности. Недавняя война с Мексикой и темные волосы мексиканских фермеров сделали пеонов легкой мишенью, когда индейские скальпы стали дефицитными или слишком опасными для приобретения. Скальперы также начали убивать всех туземцев, которых могли догнать, в том числе мирные племена, такие как пима и юма. Киркер и Бокс предположительно получили довольно большую прибыль, охотясь на земледельческих племен вдоль Рио-Гранде и Сьерра-Мадре. Группы также маскировались под туземцев и совершали набеги на местные деревни, что служило двойной цели. Это усилило необходимость законов о наградах и предоставило скальпы, которые затем можно было продать губернаторам, ответственным за защиту деревни. Власти действительно начали замечать, что всякий раз, когда Глэнтон или другие охотничьи отряды проходили через регион, активность индейцев всегда возрастала; факт, который привел к тому, что многие охотники были изгнаны из Мексики, и в конечном итоге помог разрушить отрасль. Пик скальпинга как бизнеса пришелся на ту зиму, когда местные жители были изгнаны из гор в поисках еды; во время одного рейда в стране Биг-Бенд Глэнтон предположительно взял 250 скальпов (факт, который не фигурирует в отчете Чемберлена, так что это мог быть другой спекулянт). Однако к весне одна только чихуахуа выплатила охотникам за скальпами более 17 000 долларов. Многие мексиканские штаты обнаружили, что у них нет денег, чтобы заплатить спекулянтам, или что расходы растут до такой степени, что они скоро станут банкротами, — еще один элемент, который помог положить конец торговле.
Охота за скальпами была индустрией с высоким риском, помимо сражений, необходимых для добычи скальпов, и в конечном итоге это сказалось на охотниках. Некоторые местные вожди начали предлагать награды за скальпы мексиканцев и англичан в качестве ответной меры; Шеф Гомес установил цену в 1000 долларов за штуку после того, как за его замки была назначена аналогичная награда. Скальперы даже начали снимать скальпы с других охотников-индейцев; плату можно было взимать с туземцев, если мексиканцы не принимали скальпы. В одной ужасной охотничьей группе, состоящей из мексиканцев и индейцев кикапу, возник спор между двумя избирателями, и мексиканцы сняли скальпы (и выкупили) всех своих местных охотничьих (бывших) союзников. К весне 1850 года охотники столкнулись с истощением своих ресурсов, и многие из них были изгнаны из-за неосторожности с мексиканцами, которых они якобы защищали. Глэнтон нашел награду за свою голову в Чиуауа и переехал в Сонору до того, как Юмы убили его. И у Киркера, и у Бокса закончились чихуахуа и дуранго, и они оказались в Калифорнии. Хотя законы оставались в силе до 1880-х годов, отрасль как таковая исчерпала себя; ожесточенное противостояние продолжалось под видом индейских войн до тех пор, пока большинство племен не были покорены и заключены в резервации.
Закон о скальпе — 1492
Изображение: Википедия
Из многообещающего начала, основанного на взаимной торговле и потенциально выгодных отношениях, связь между европейскими колонистами и коренными народами Северной Америки вскоре превратилась во что-то гораздо более зловещее: хищник и добыча. Немногие аспекты американской жизни 1700-х годов делают это более ясным, чем Закон о скальпе 1756 года, который преследовал одну четкую цель: искоренить так называемую «индейскую проблему» на границе Пенсильвании.
Когда Уильям Пенн купил земли у делавэров, он купил все права, но позволил делавэрам остаться там, где они были. В сентябре 1737 года Томас Пенн, сын Уильяма, сообщил делавэрам, что его отцу был продан земельный участок. Он предъявил поддельный документ, в котором были указаны имена уже умерших индейцев. Хотя никто из старейшин не мог вспомнить такого поступка, Пенн убедил делавэров устроить мероприятие, на котором они вместе пошли бы на карту земли. Так называемая «ходячая покупка» обернулась массовым земельным мошенничеством, по сути вынудившим делавэров покинуть регион. После того, как перемещенные жители племени объединились с французами, они начали мстить, и к декабрю 1755 года на поселенцев на границе было так много нападений, что они обратились за помощью в законодательный орган Пенсильвании. Законодательный орган выделил 60 000 долларов на форты. Вместо этого деньги использовались как фонд для удаления индейцев от границы.
Фото: Википедия. Эта ужасная процедура обычно происходила во время войны, когда скальп забирался как жуткий трофей. Снятие скальпа считается частью более широкой культурной практики взятия и демонстрации частей человеческого тела в качестве трофеев, что является признаком превосходства и свидетельством доблести бойца в бою. Возможно, он возник как альтернатива изъятию целых человеческих голов, которые было труднее приобрести, транспортировать и сохранить для последующего показа.
Скальпинг развивался независимо друг от друга в различных культурах по всему миру. Действительно, некоторые коренные народы практиковали его как награду за победу в бою. В конце концов, скальпирование также стало финансово мотивированным, когда люди получали оплату за каждый приобретенный скальп. Ополченцы Нью-Гэмпшира участвовали в первом зарегистрированном скальпировании белых индейцев в Северной Америке, когда белые сняли скальпы с 10 спящих индейцев за награду. Сделать это официальной государственной политикой, которая позволяла штату Пенсильвания платить отдельным гражданам за каждый снятый скальп, было новшеством.
Не совсем ясно, где и когда впервые была предложена награда за скальпы, но к началу 1700-х годов в Новой Англии это было не так уж и редко. На самом деле, большинство американцев в то время, похоже, признали законность этой практики. В апреле 1756 года вице-губернатор Пенсильвании Роберт Моррис принял Закон о скальпе. Любой, кто принесет мужской скальп старше 12 лет, получит 150 штук восьми или эквивалент 150 долларов. Для женщин старше 12 лет или мужчин младше 12 лет им будет выплачено 130 долларов. За скальп индийской женщины заплатили 50 долларов. Военная эффективность вознаграждения за скальпы не рассчитывалась на основе количества реальных скальпов. Простое объявление о награде превратило поселенцев из пассивных наблюдателей в активных участников.
Система наград в Америке была инициирована голландцами и разработана жителями Новой Англии. Сначала он предлагал оплату в обмен на головы волков и других хищных животных, которые были нежелательным препятствием для упорядоченного заселения. Поэтому было не так уж и сложно, когда за сбор индейских скальпов предлагались еще большие награды. Законодатели четко обозначили сходство, которое они видели между этими хищниками-животными и людьми, используя одни и те же термины доказательства убийства: голова или скальп. Награды превратили индейцев в хищных животных, чьи ужасающие нападения на отдаленные поселения превратили английские семьи в добычу. Подразумевалось, что такие нападения подорвут английскую колонизацию, и предполагалось, что с индейцами следует обращаться так же, как с любым другим хищником, с которым столкнулись поселенцы. Приравнивая индейские скальпы к шкурам животных, награды также увеличивали расстояние поселенцев от их коренных соседей и дегуманизировали их. Теперь индейцы были объектами, части тела которых можно было покупать и продавать. Превращение людей в товары копировало работорговлю, и многие колониальные акции вознаграждения предусматривали вознаграждение за заключенных, а также скальпы. Награды Новой Англии поощряли неизбирательную охоту (и ненависть) к индейцам.
Индейцы теперь были объектами, части тела которых можно было покупать и продавать.
Еще одна государственная политика
Сегодняшнее использование слова «скальпер» имеет совсем другое значение. Мы используем его для описания перепродавцов билетов — вы знаете, парней за пределами стадиона, которые хотят взять с вас 250 долларов за место, которое первоначально продавалось за 50 долларов, но теперь пользуется гораздо большим спросом. По мнению историков, этот термин, относящийся к билетам, возник во время быстрого заселения американской границы, когда популярность железнодорожного транспорта быстро росла. Мужчины увидели возможность быстро заработать, покупая неиспользованные части железнодорожных билетов для перепродажи с целью получения прибыли. Железные дороги взимают меньшую плату за милю за билеты на дальние расстояния, что позволяет путешественнику, направляющемуся из Нью-Йорка в Чикаго, купить билет до Сан-Франциско, выйти на платформу в Городе ветров и продать его спекулянту. Затем этот предприимчивый парень продал бы билет другому путешественнику за меньшую сумму, чем тот, кто направляется в Калифорнию, заплатил бы железной дороге при обычной сделке. Первоначальный владелец билета, так называемый спекулянт и пассажир, направляющийся в Сан-Франциско, вышли вперед.