какие города и регионы входят, численность населения, площадь
Европейская часть России — что к ней относится
ОпределениеЕвропейская Россия — это часть территории Российской Федерации, географически относящаяся к Восточной Европе.
Границей Европы считаются Уральские горы на востоке и Кавказские горы на западе.
У географов существуют разногласия, стоит ли вносить Северный Кавказ в европейскую часть России. По природно-климатическим и культурно-историческим особенностям данный регион ближе к Азии, чем к Европе.
В советской географической традиции Кавказ чаще всего относили к Передней Азии, в американской — к Европе.
В 1958 году вопрос об установлении более четкой границы между Европой и Азией решался на заседании Московского отделения Всесоюзного географического общества. Ведущие специалисты в области географии и геологии установили, что если основываться на данных о водоразделах и строении земной поверхности в этих регионах, то отдельные части Урала и Кавказа необходимо относить к разным частям света. Тогда было принято решение о том, что следует условно Урал относить к Европе, а Кавказ — к Азии.
В современной российской географической науке существует 2 варианта определения южной границы Европейской России:
- по Кумо-Манычской впадине;
- по горной системе Большого Кавказа.
В первом случае кавказские республики относятся к Азии, во втором — к Европе.
Исторически Россия как государство начала формироваться именно в европейской части. Славяне начали заселять данную территорию в VI веке нашей эры. В IX веке было образовано государство под условным названием Древняя или Киевская Русь.
Наиболее древние города европейской части России:
- Великий Новгород.
- Смоленск.
- Муром.
- Ростов (Великий).
- Псков.
На территории Европейской России полностью расположены федеральные округа:
- Центральный.
- Северо-Западный.
Частично к Европе относятся федеральные округа:
- Приволжский.
- Южный.
Часто к европейской части также относят Северо-Кавказский федеральный округ.
ПримечаниеАдминистративные границы некоторых субъектов Российской Федерации не совпадают с географическим делением на Европу и Азию.
ПримерКалмыкия и Башкортостан расположены в основном в европейской части, но отдельные части этих регионов находятся в Азии. Восточные склоны Урала относятся к Европе, а большая часть Свердловской области — к азиатской части России.
Географическое положение региона, площадь и границы
Географически бо́льшая часть Европейской России расположена на территории Восточно-Европейской равнины.
ОпределениеВосточно-Европейская равнина — составная часть Великой европейской равнины. Имеет протяженность более 2,5 тысяч километров и среднюю высоту 172 метра. Состоит из возвышенностей высотой до 200-300 метров и низменностей, по которым протекают реки Волга, Ока, Дон и другие. Также называется Русской равниной. На специфику ее рельефа огромное влияние оказало оледенение.
Русская равнина омывается следующими морями:
- на севере — Белое и Баренцево;
- на юге — Азовское и Черное;
- на северо-западе — Балтийское;
- на юго-востоке — Каспийское.
Восточная граница проходит по Уральским горам.
ОпределениеУральские горы — древняя горная система, образовавшаяся около 300 миллионов лет назад. Отделяет Русскую и Западно-Сибирскую равнину. Длина гор составляет более 2 тысяч километров, ширина — до 150 км. Самая высокая точка — Народная гора — достигает высоты 1894 м.
Южная граница по определению, используемому Организацией Объединенных наций, проходит по рекам Кума и Маныч.
Источник: trans-continental.ru
Европейская Россия имеет границы со следующими государствами:
- на севере — с Норвегией и Финляндией;
- на северо-западе и западе — с Эстонией, Латвией и Беларусью;
- на юге — с Украиной и Казахстаном.
Если Северо-Кавказский федеральный округ включать в европейскую часть России, то южные границы проходят по Азербайджану и Грузии.
ПримечаниеВ составе Европейской России особо выделяется Калининградская область. С одной стороны она омывается водами Балтийского моря, с другой — граничит с Литовской и Польской республиками.
Площадь территории европейской части России составляет по разным подсчетам от 3,5 до 3,9 млн квадратных километров. Это составляет 20-23 % всей территории Российской Федерации и примерно третью часть от размера всей территории Европы.
Какие города входят, численность населения
В европейской части России проживает около 110 миллионов человек, что составляет около 75 % от общей численности населения страны. Средняя плотность населения — 27 человек на 1 квадратный километр.
В состав Европейской России входят 52 субъекта федерации.
Широко используется традиционное деление этих территорий на следующие экономические регионы:
- Центральная Россия.
- Центрально-Черноземный район.
- Северо-Запад.
- Европейский Север.
- Поволжье.
- Волго-Вятский.
- Урал.
- Северный Кавказ.
Центральная Россия
К Центральному району относятся области:
- Московская;
- Брянская;
- Владимирская;
- Ивановская;
- Калужская;
- Костромская;
- Орловская;
- Рязанская;
- Смоленская;
- Тверская;
- Тульская;
- Ярославская.
Отдельным субъектом федерации является город Москва. Это столица России и один из крупнейших городов в мире. В Москве проживает более 12 миллионов человек. Здесь находится российское правительство и расположены стратегически важные объекты.
Центральный район не обладает большими запасами полезных ископаемых, но занимает удобное положение как центр пересечения сухопутных и водных путей сообщений. Здесь преимущественно развита обрабатывающая промышленность, в том числе текстильная и пищевая. Для этого региона характерна высокая степень урбанизации — около 83 % населения проживает в городах.
ОпределениеУрбанизация — повышение количества городских жителей по сравнению с сельскими, а также увеличение значимости городов в развитии общества.
Список самых крупных городов Центрального региона:
- Москва — 12 млн человек.
- Ярославль — 600 тыс.
- Рязань — 527 тыс.
- Тула — 468 тыс.
- Брянск — 412 тыс.
Центрально-Черноземный район
Центром Черноземья является город Воронеж. В нем проживает около 1 млн человек.
К Центрально-Черноземному району относятся области:
- Белгородская;
- Воронежская;
- Курская;
- Липецкая;
- Тамбовская.
Для этого региона характерны плодородные почвы и наличие большого количества запасов железной руды. Здесь активно развивается сельское хозяйство, черная металлургия, машиностроение.
Северо-Запад
К Северо-Западному району относится как отдельный субъект федерации город Санкт-Петербург и 4 области:
- Ленинградская.
- Новгородская.
- Псковская.
- Калининградская.
Самым крупным городом является Санкт-Петербург. Это второй по величине город России. Его население составляет около 5 миллионов человек.
Район расположен далеко от топливно-энергетических баз, но на перекрестках автомобильных, железнодорожных и водных путей сообщения. Граничит с европейскими странами и имеет выход к морю.
Регион специализируется на машиностроении, деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
Северный район
Состоит из 6 субъектов Российской Федерации:
- Архангельская область;
- Вологодская область;
- Мурманская область;
- Республика Карелия;
- Республика Коми;
- Ненецкий автономный округ.
Это суровый по климатическим условиям регион, но чрезвычайно богатый природными ресурсами. Здесь проживает всего 4,5 миллиона человек. Плотность населения составляет 3,5 человека на квадратный километр.
Население самых крупных городов не превышает 400 тыс. человек:
- Архангельск — 350 тыс.
- Вологда — 305 тыс.
- Мурманск — 283 тыс.
- Петрозаводск — 270 тыс.
- Сыктывкар — 244 тыс.
Специализация региона: черная и цветная металлургия, машиностроение, деревообрабатывающая промышленность.
ПримечаниеЧтобы предотвратить огромный отток населения из этого района, правительство Российской Федерации разрабатывает идею «арктического гектара». Это земельные участки, которые планируется раздавать бесплатно в арктическом регионе.
Поволжье
Регион расположен в бассейнах рек Волга, Кама и Сура. Население составляет более 17 миллионов человек, из них порядка 75 % проживают в городах.
Состоит из 8 федеральных субъектов — республик Татарстан и Калмыкия и 6 областей:
- Астраханская;
- Волгоградская;
- Пензенская;
- Самарская;
- Саратовская;
- Ульяновская.
Особенностью региона является его протяженность вдоль одной из крупнейших рек России — Волги.
Крупнейшие города:
- Казань — 1,2 млн.
- Самара — 1,2 млн.
- Волгоград — 1 млн.
- Саратов — 840 тыс.
- Ульяновск — 615 тыс.
Это один из наиболее густонаселенных регионов России с большим экономическим потенциалом. Здесь расположены большие запасы водных и лесных ресурсов. Среди наиболее развитых отраслей ключевые места занимают нефтедобыча и нефтепереработка, химическая промышленность и машиностроение.
Волго-Вятский район
К региону относятся следующие субъекты Российской Федерации:
- Марий Эл;
- Мордовия;
- Чувашия;
- Кировская и Нижегородская области.
Район развит крайне неравномерно. Республики Мордовия и Марий Эл относятся к одним из самых экономически депрессивных регионов России. Нижегородская область является самой густонаселенной и промышленно развитой частью Волго-Вятского района.
Наиболее крупные города:
- Нижний Новгород — 1,2 млн.
- Киров — 470 тыс.
- Чебоксары — 450 тыс.
- Саранск — 298 тыс.
- Йошкар-Ола — 275 тыс.
Наиболее развиты в регионе машиностроение, лесохимическая и легкая промышленность.
Урал
К европейской части России обычно относят только земли, расположенные к западу от Уральского хребта.
ОпределениеТрансконтинентальные регионы — территории, расположенные одновременно на двух континентах.
ПримерТрансконтинентальными являются Республика Башкортостан, Оренбургская область и некоторые другие субъекты Российской Федерации. Одна их часть расположена в Европе, другая — в Азии.
Урал — это высокоразвитый регион, где успешно развивается металлургия, машиностроение, химическая промышленность.
ПримечаниеБо́льшая часть Уральского региона относится к Азии.
Северный Кавказ
Существуют разногласия по поводу того, к европейской или азиатской части России следует относить земли Северо-Кавказского федерального округа.
Это специфический регион, по своим климатическим и историческим особенностям в значительной мере отличающийся от других регионов России.
Здесь существует смешение самых разнообразных культурных и религиозных традиций.
На Северном Кавказе проживают представители нескольких десятков национальностей:
- чеченцы;
- черкесы;
- осетины;
- кабардинцы;
- балкарцы и многие другие.
Это самый теплый регион России. Здесь расположено много курортов и санаториев, развито сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Климатические условия, характеристика
Климат в европейской части России меняется по мере продвижения с севера на юг с субарктического до умеренно-континентального. Черноморское побережье относится к субтропической климатической зоне.
Основные осадки приходят на Восточно-Европейскую равнину с потоками воздуха из Атлантики. По мере продвижения к Уральским горам количество осадков уменьшается.
Среднегодовое количество осадков в разных регионах:
- в Мурманске — в среднем 600 миллиметров в год;
- в Волгограде — 420 мм;
- в Астрахани — 220 мм.
Самым сухим местом является Прикаспийская низменность. Здесь среднегодовое количество осадков составляет 200 мм. Самыми увлажненными являются Смоленско-Московская и Валдайская возвышенности. Здесь выпадает до 800 мм осадков в год.
Зимой на климат оказывает большое влияние холодный воздух, приходящий из Арктики. В некоторых регионах Европейского севера России при вторжении арктических масс температура воздуха может понижаться до –50 °C. Средние температуры зимой для центральных регионов составляют от –9 до –11 °C.
Лето на большей части Европейской России умеренно теплое, температура воздуха прогревается до +22–25 °C. На севере средняя температура летом составляет +12–14 °C.
ПримечаниеБольшая часть Европейской России благоприятна для проживания, ведения сельского хозяйства и развития промышленности. Исключение составляют северные регионы с их суровым климатом, коротким холодным летом и малоплодородными почвами.
Административное деление Республики Калмыкия
Административное деление Республики Калмыкия
| Выберите регион на карте |
Республика Калмыкия расположена на крайнем юго-востоке европейской части России.
В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке — Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км.
Граничит Калмыкия на юге — со Ставропольским краем, на юго-востоке — с Республикой Дагестан, на севере — с Волгоградской областью, на северо-востоке — с Астраханской областью, на западе — с Ростовской областью.
Основную часть территории занимают светло-каштановые и бурые почвы, широко распространены солонцы, солончаки и пески.
Республика располагает значительными природными ресурсами. Полезные ископаемые: нефть, газ, поваренная соль, разнообразные строительные материалы. Наиболее известные месторождения полезных ископаемых: нефть — Межозерное, Комсомольское, Красно-Камышанское, Каспийское, Курганное; газ — Совхозное, Межевое, Ики-Бурульское; газоконденсат — Тенгутинское, Олейниковское.
Республика Калмыкия входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации.
Площадь территории составляет 74,7 тыс. кв. км (0,4% территории Российской Федерации). Число административно-территориальных единиц: районов — 13, городов — 3, сельских администраций — 111. Столица республики — г. Элиста.
Численность постоянного населения на начало 2012 года составляет 286,7 тыс. человек (0,2 % населения России). Плотность населения республики — 3,8 человека на 1 кв. км, что меньше среднего показателя по России в 2,1 раза.
Численность населения в городах республики (на 1 января 2012 года): г. Элиста – 104,1 тыс. человек (36,3% от всего населения республики), г. Городовиковск – 9,3 тыс. человек, г. Лагань – 14,0 тыс. человек.
Через г. Элисту проходит автомобильная дорога с твердым покрытием, соединяющая кратчайшим путем Кавказ с Поволжьем.
Климат Республики Калмыкия резко континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная при среднем абсолютном минимуме до -28°С.
Средние температуры января по всей республике отрицательные: от -7°. ..-9° в южной и юго-западной ее части до -10°… -12° на севере. Самые низкие температуры иногда достигают -35° и выше в северных районах.
Средние температуры июля составляют +23,5 до 25,5 градусов С. Абсолютный максимум температуры в жаркие года достигает +40 — +44 градусов С. Годовое количество осадков – 210-340 мм.
Территория республики расположена в 4-х природных зонах: степная, сухостепная, полупустынная и пустынная. Растительный мир включает в себя более 8000 видов, принадлежащих примерно 80 семействам.
Фауна республики насчитывает 58 видов млекопитающих, около 290 видов птиц, 19 видов пресмыкающихся, 79 видов костных рыб и 4 вида земноводных.
В Красную книгу Российской Федерации занесено 68 видов животных, 25 видов растений и 1 вид грибов.
Карта Калмыкии (Скачать, размер 2399х2008~940Kb)
Территория республики 74,7 тыс. кв. км. (0,4% территории России).
В составе республики 13 районов, 3 города, 111 сельских муниципальных образований, 262 сельских населенных пункта.
Таблица: Число административно-территориальный единиц (в разрезе районов)
Территория, тыс. кв. км. |
Администра- тивный |
Число городов |
Число сельских администраций в районе |
Число сельских населенных пунктов в районе |
|
Республика Калмыкия | 74,7 | 3 | 111 | 262 | |
Элистинское городское МО | 0,2 | г. Элиста | 1 | — | 4 |
Городовиковский район | 1,1 | г. Городовиковск | 1 | 6 | 18 |
Ики-Бурульский район | 6,4 | п. Ики-Бурул | — | 13 | 28 |
Лаганский район | 4,7 | г. Лагань | 1 | 4 | 5 |
Малодербетовский район | 3,7 | с. Малые Дербеты | — | 6 | 10 |
Октябрьский район | 3,7 | п. Большой Царын | — | 7 | 12 |
Кетченеровский район | 6,5 | п. Кетченеры | — | 9 | 22 |
Приютненский район | 3,1 | с. Приютное | — | 8 | 22 |
Сарпинский район | 3,7 | с. Садовое | — | 9 | 17 |
Целинный район | 5,2 | с. Троицкое | — | 11 | 25 |
Черноземельский район | 14,2 | п. Комсомольский | — | 8 | 34 |
Юстинский район | 8,0 | п. |
— | 7 | 14 |
Яшалтинский район | 2,4 | с. Яшалта | — | 11 | 24 |
Яшкульский район | 11,8 | п. Яшкуль | — | 12 | 27 |
|
Территория, тыс. кв. км |
Города |
Сельские |
Сельские |
|
|
|
администрации |
населенные пункты |
Республика Калмыкия |
74. 7 |
3 |
111 |
262 |
Городовиковский |
1.1 |
1 |
6 |
18 |
Ики-Бурульский |
6.4 |
— |
13 |
28 |
Кетченеровский |
6.5 |
— |
9 |
22 |
Лаганский |
4. 7 |
1 |
4 |
5 |
Малодербетовский |
3.7 |
— |
6 |
10 |
Октябрьский |
3.7 |
— |
7 |
12 |
Приютненский |
3.1 |
— |
8 |
22 |
Сарпинский |
3. 7 |
— |
9 |
17 |
Целинный |
5.2 |
— |
11 |
25 |
Черноземельский |
14.2 |
— |
8 |
34 |
Юстинский |
8.0 |
— |
7 |
14 |
Яшалтинский |
2. 4 |
— |
11 |
24 |
Яшкульский |
11.8 |
— |
12 |
27 |
г. Элиста |
0.2 |
1 |
— |
4 |
Оценка численности постоянного населения по
компонентам изменения на 1 января 2015 года
(человек)
Республика Калмыкия |
Численность населения на 1 января 2014г. |
Изменения за 2014 год (+,-) в том числе: |
Численность населения |
||||
на 1 января 2015г. |
в среднем за 2014г. |
||||||
общий прирост |
естественный прирост |
миграционный прирост |
объем муниципально-территориальных преобразований |
||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Все население |
282021 |
-1457 |
1182 |
-2639 |
— |
280564 |
281293 |
городское население |
126520 |
24 |
665 |
-641 |
— |
126544 |
126532 |
сельское население |
155501 |
-1481 |
517 |
-1998 |
— |
154020 |
154761 |
© Калмыкиястат
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в январе-декабре характеризовалась
следующими данными:
|
Человек |
На 1000 населения1 |
|||
январь-декабрь 2014г. |
январь- декабрь 2013г. |
январь- декабрь 2014г. |
январь- декабрь 2013г. |
||
Родившихся |
3977 |
4138 |
14,1 |
14,5 |
|
Умерших |
2807 |
2808 |
9,9 |
9,9 |
|
в том числе детей в возрасте до 1 года |
38 |
34 |
9,52 |
8,22 |
|
Естественный прирост (+), убыль (-) |
1170 |
1330 |
4,2 |
4,7 |
|
Зарегистрировано: |
|
|
|
|
|
браков |
1866 |
2001 |
6,6 |
7 |
|
разводов |
1279 |
1286 |
4,5 |
4,5 |
[1]здесь и далее показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год
[2]На 1000 родившихся
Миграционные потоки складывались следующим образом:
(человек)
|
январь-декабрь 2014г. |
январь-декабрь 2013г. |
|||||
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост (+), снижение(-) |
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост (+), снижение(-) |
||
Миграция |
11611 |
14250 |
-2639 |
11379 |
14819 |
-3440 |
|
из нее: в пределах России |
11523 |
14164 |
-2641 |
11146 |
14751 |
-3605 |
|
в том числе внутрирегиональная |
6900 |
6900 |
— |
7055 |
7055 |
— |
|
межрегиональная |
4623 |
7264 |
-2641 |
4091 |
7696 |
-3605 |
|
Международная миграция |
88 |
86 |
2 |
233 |
68 |
165 |
|
в том числе: со странами СНГ |
54 |
58 |
-4 |
165 |
39 |
126 |
|
с другими зарубежными странами |
34 |
28 |
6 |
68 |
29 |
39 |
|
Сальдо миграции за январь-декабрь 2014 года составило -2639 человек.
© Калмыкиястат
Cities Archive — C40 Cities
Нет городов, соответствующих текущему поиску…
Роттердам, Нидерланды
Посмотреть профиль городаДакка (Север и Юг), Бангладеш
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаЭкурхулени, Южная Африка
Посмотреть профиль городаФеникс, США
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаТель-Авив — Яффо, Израиль
Посмотреть профиль городаМонреаль, Канада
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаДубай, Объединенные Арабские Эмираты
Посмотреть профиль городаКесон-Сити, Филиппины
Посмотреть профиль городаДурбан (eThekwini), Южная Африка
Посмотреть профиль городаДар-эс-Салам, Танзания
Посмотреть профиль городаКейптаун, Южная Африка
Посмотреть профиль городаВашингтон, округ Колумбия, США
Просмотреть профиль городаОсло, Норвегия
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаНью-Йорк, США
Посмотреть профиль городаНовый Орлеан, США
Посмотреть профиль городаМилан, Италия
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаЛос-Анджелес, США
Посмотреть профиль городаХошимин, Вьетнам
Посмотреть профиль городаБуэнос-Айрес, Аргентина
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаТокио, Япония
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаСтокгольм, Швеция
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаСеул, Республика Корея
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаСан-Франциско, США
Посмотреть профиль городаПортленд, США
Посмотреть профиль городаФиладельфия, США
Посмотреть профиль городаЛондон, Великобритания
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаЙоханнесбург, ЮАР
Посмотреть профиль городаГонконг, Китай
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаБогота, Колумбия
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаБарселона, Испания
Руководящий комитет
Посмотреть профиль городаАмстердам, Нидерланды
Посмотреть профиль городаЧего больше всего боится Путин | Journal of Democracy
Российский президент Владимир Путин хочет, чтобы вы поверили, что НАТО несет ответственность за его вторжение в Украину 24 февраля — что раунды расширения НАТО сделали Россию неуверенной, заставив Путина наброситься на него. У этого аргумента есть два ключевых недостатка. Во-первых, НАТО была переменным, а не постоянным источником напряженности между Россией и Западом. Москва в прошлом признавала право Украины на вступление в НАТО; Претензии Кремля к альянсу четко обостряются после демократических прорывов на постсоветском пространстве. Это подчеркивает второй недостаток: поскольку Путин боится демократии и угрозы, которую она представляет для его режима, а не расширенного членства в НАТО, исключение последнего из обсуждения не уменьшит его неуверенность. Объявленная им цель вторжения, «деназификация» Украины, является кодом его реальной цели: антидемократической смены режима.
R Жестокое вторжение России в Украину спровоцировало крупнейшую войну в Европе со времен Второй мировой войны, пролившую без разбора кровь тысяч украинских солдат и невинных мирных жителей. Президент России Владимир Путин хочет, чтобы вы поверили, что во всем виновата НАТО. Он часто заявлял, что расширение НАТО, а не 200 000 российских солдат и моряков, атакующих украинские порты, аэродромы, дороги, железные дороги и города, является главной движущей силой этого кризиса. После провокационного выступления Джона Миршаймера 2014 Foreign Affairs статья, в которой утверждается, что «кризис на Украине является виной Запада», нарратив о негативной реакции России на расширение НАТО стал доминирующей основой для объяснения, если не оправдания, продолжающейся войны Москвы против Украины. 1 Эту мысль повторяют не только в Москве, но и в США, Европе и других странах политики, аналитики и писатели. Они утверждают, что многочисленные раунды расширения усугубили чувство незащищенности России по мере того, как силы НАТО подкрадывались ближе к границам России, что, наконец, спровоцировало Путина на яростный выпад, сначала вторгнувшись в Грузию в 2008 году, затем в Украину в 2014 году, а теперь во второй раз, вероятно, гораздо более масштабный. , вторжение в Украину сегодня. Этим рассказом призрак членства Украины в НАТО указывает как на причину конфликта, так и на его решение: откажитесь от членства для Украины, таков аргумент, и будущие войны будут предотвращены.
Об авторах
Роберт Персон
Роберт Персон — адъюнкт-профессор международных отношений в Военной академии США, директор ее учебной программы по международным отношениям и член факультета Института современной войны. Готовится к печати его следующая книга Большая стратегия России в XXI веке, .
Посмотреть все работы Роберта Персона
Майкл Макфол
Майкл Макфол , бывший посол США в России, профессор политологии Стэнфордского университета, директор Института международных исследований Фримена Спольи и старший научный сотрудник Питера и Хелен Бинг в Гуверовском институте. Его последняя книга — « От холодной войны к горячему миру: американский посол в путинской России » (2018).
Просмотреть все работы Майкла Макфола
У этого аргумента есть два изъяна: один касается истории, а другой касается мышления Путина. Во-первых, расширение НАТО не было0157 константа источник напряженности между Россией и Западом, а переменная . За последние тридцать лет значимость этого вопроса то поднималась, то опускалась не в первую очередь из-за волн расширения НАТО, а скорее в результате волн демократической экспансии в Евразии. По очень четкой схеме жалобы Москвы на альянс усиливаются после демократических прорывов. Хотя трагические вторжения и оккупация Грузии и Украины обеспечили Путину де-факто право вето на их устремления в НАТО, поскольку альянс никогда не допустит страны, частично оккупированной российскими войсками, этот факт подрывает заявление Путина о том, что нынешнее вторжение направлено против НАТО. членство. Он уже заблокировал расширение НАТО во всех смыслах и целях, тем самым продемонстрировав, что сегодня он хочет чего-то гораздо более значительного в Украине: конца демократии и возвращения порабощения. 24 февраля в часовой бессвязной тираде, объясняющей его решение о вторжении, он прямо сказал об этом.
Эта реальность подчеркивает второй недостаток: поскольку главной угрозой для Путина и его авторитарного режима является демократия, а не НАТО, эта воспринимаемая угроза не исчезнет волшебным образом с введением моратория на расширение НАТО. Путин не перестанет пытаться подорвать демократию и суверенитет в Украине, Грузии или регионе в целом, если НАТО прекратит расширение. Пока граждане в свободных странах пользуются своими демократическими правами избирать собственных лидеров и устанавливать собственный курс во внутренней и внешней политике, Путин будет продолжать пытаться их подорвать. Заявленная Путиным цель «деназификации» в Украине — это кодовое слово для смены режима — антидемократической смены режима.
Как мы сюда попали
Безусловно, НАТО и ее расширение всегда были источником напряженности в американо-советских и американо-российских отношениях. Двадцать лет назад один из нас написал в соавторстве (с Джеймсом Голдгейером) книгу об отношениях между США и Россией, Power and Purpose, , в которой есть глава под названием «НАТО — это слово из четырех букв». 2 Кремлевские лидеры Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Путин и Дмитрий Медведев в разной степени выражали озабоченность по поводу расширения альянса.
С момента своего основания в 1949 году двери НАТО открыты для новых членов, отвечающих критериям приема. После распада СССР в 1991 году никого не должно удивлять, что страны, ранее аннексированные, порабощенные и подвергшиеся вторжению Советского Союза, могут стремиться к более тесным связям в сфере безопасности с Западом. Соединенные Штаты и другие союзники по НАТО усердно работали, чтобы не отрицать стремления этих новых свободных обществ, а также сотрудничали с Россией по вопросам европейской и других проблем безопасности. Иногда они имели успех, а иногда нет.
Многие из тех, кто винит НАТО в нынешнем конфликте на Украине, упускают из виду тот факт, что за тридцать лет после окончания холодной войны отказ Москвы от расширения НАТО в разное время менялся в разные стороны.
Когда в 1997 году президент Борис Ельцин согласился подписать Основополагающий акт Россия-НАТО, Россия и альянс закрепили в этом соглашении всеобъемлющую программу сотрудничества. На церемонии подписания Ельцин заявил,
Что еще очень важно, так это то, что мы создаем механизмы консультаций и сотрудничества между Россией и Альянсом. И это позволит нам — на справедливой, равноправной основе — обсуждать, а в случае необходимости и принимать совместные решения по крупным вопросам безопасности и стабильности, по тем вопросам и по тем направлениям, которые затрагивают наши интересы. 3
В 2000 году во время визита в Лондон Путин, исполнявший обязанности президента России, даже предположил, что когда-нибудь Россия может вступить в НАТО:
Почему бы и нет? Почему нет . . . Я не исключаю такой возможности. . . в том случае, если с интересами России будут считаться, если она будет равноправным партнером. Россия – часть европейской культуры, и я не рассматриваю свою страну в отрыве от Европы. . . Поэтому я с трудом представляю НАТО врагом. 4
Зачем Путину вступать в альянс, якобы угрожающий России?
После терактов 11 сентября президент США Джордж Буш и Путин установили тесные отношения сотрудничества для борьбы с общим врагом: терроризмом. В то время Путин был сосредоточен на сотрудничестве с НАТО, а не на конфронтации. Единственный раз, когда альянс применил Статью 5 о коллективной обороне, была поддержка интервенции НАТО в Афганистане, которую Путин поддержал в Совете Безопасности ООН. Затем он дополнил эту дипломатическую поддержку конкретной военной помощью альянсу, включая помощь Соединенным Штатам в создании военных баз в Узбекистане и Кыргызстане. Если бы НАТО было всегда угроза России и ее «сфере влияния», почему Путин способствовал открытию этих баз на постсоветском пространстве?
Во время своего визита в Соединенные Штаты в ноябре 2001 года Путин придерживался реалистичного, но готового к сотрудничеству тона:
Мы различаемся способами и средствами, которые, по нашему мнению, подходят для достижения одной и той же цели. . . [Но] можно быть уверенным, что какое бы окончательное решение ни было найдено, оно не будет угрожать . . . интересы как наших стран, так и всего мира. 5
В интервью в том же месяце Путин заявил,
Россия признает роль НАТО в современном мире, Россия готова расширять свое сотрудничество с этой организацией. И если мы изменим качество отношений, если мы изменим формат отношений между Россией и НАТО, то я думаю, что расширение НАТО перестанет быть проблемой — перестанет быть актуальной проблемой. 6
Когда в 2002 году НАТО объявило о своем плане крупной (и последней большой) волны расширения, которая охватит три бывшие советские республики — Эстонию, Латвию и Литву, — Путин почти не отреагировал. Он, конечно, не угрожал вторжением ни в одну из стран, чтобы не допустить их в НАТО. На конкретный вопрос в конце 2001 года, выступает ли он против членства стран Балтии в НАТО, он ответил: «Конечно, мы не в том положении, чтобы указывать людям, что им делать. Мы не можем запретить людям делать определенный выбор, если они хотят повысить безопасность своих стран определенным образом». 7
Такой же настрой Путин придерживался даже тогда, когда речь шла о вступлении Украины в Атлантический альянс. В мае 2002 г. на вопрос о его взглядах на будущее отношений Украины с НАТО Путин бесстрастно ответил:
Я абсолютно убежден, что Украина не будет уклоняться от процессов расширения взаимодействия с НАТО и западными союзниками в целом. . У Украины свои отношения с НАТО; есть Совет Украина-НАТО. В конце концов, решение должны принять НАТО и Украина. Это дело двух партнеров. 8
Десять лет спустя, при президенте Медведеве, Россия и НАТО снова начали сотрудничать. На саммите НАТО в Лиссабоне в 2010 году Медведев заявил,
Период дистанции в наших отношениях и претензий друг к другу закончился. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и будем работать над развитием отношений между Россией и НАТО во всех сферах. . . [по мере того, как они продвигаются к] полноценному партнерству. 9
На том саммите он даже обсуждал возможность сотрудничества России и НАТО по ПРО. Жалоб на расширение НАТО никогда не возникало.
С момента окончания холодной войны до вторжения Путина в Украину в 2014 году НАТО в Европе сокращало ресурсы и силы, а не наращивало их. Даже при расширении членства военный потенциал НАТО в Европе в 1990-е годы был намного выше, чем в 2000-х. В тот же период Путин тратил значительные ресурсы на модернизацию и расширение обычных вооруженных сил России, дислоцированных в Европе. Баланс сил между НАТО и Россией смещался в пользу Москвы.
Эти эпизоды предметного сотрудничества России и НАТО подрывают аргумент о том, что расширение НАТО всегда и постоянно было движущей силой конфронтации России с Западом в течение последних трех десятилетий. Исторические данные просто не подтверждают тезис о том, что расширяющаяся НАТО несет исключительную ответственность за антагонизм России с Западом и агрессию Москвы против Украины с 2014 года. Скорее, мы должны искать в другом месте, чтобы понять подлинный источник враждебности Путина к Украине и ее западным партнерам. .
Более серьезной причиной напряженности стала серия демократических прорывов и народных протестов за свободу в посткоммунистических странах на протяжении 2000-х годов, которые многие, включая Путина, называют «цветными революциями». 10 Путин считает, что национальным интересам России угрожает то, что он описывает как перевороты, поддерживаемые США. После каждого из них — Сербии в 2000 г., Грузии в 2003 г., Украины в 2004 г., «арабской весны» в 2011 г., России в 2011–2012 гг. и Украины в 2013–2014 гг. — Путин поворачивался к более враждебной политике по отношению к Соединенным Штатам, а затем сослался на угрозу НАТО в качестве оправдания для этого.
Борис Ельцин никогда не поддерживал расширение НАТО, но согласился на первый раунд расширения в 1997 году, потому что считал, что его тесные связи с президентом Биллом Клинтоном и Соединенными Штатами не стоят того, чтобы жертвовать этим сравнительно меньшим делом. В рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и особенно Основополагающего акта Россия-НАТО Клинтон и его команда приложили значительные усилия для поддержания позитивных отношений между США и Россией, в то же время управляя расширением НАТО. 1999 годБомбардировки Сербии НАТО с целью остановить этническую чистку в Косово стали серьезной проверкой этой стратегии, но выжили отчасти потому, что Клинтон предоставила Ельцину и России роль в переговорном решении. Когда год спустя в результате первой посткоммунистической цветной революции Слободан Милошевич был свергнут, новый президент России Путин выразил сожаление по этому поводу, но не стал слишком остро реагировать. В то время он еще рассматривал возможность сотрудничества с Западом, в том числе с НАТО.
Однако следующий виток демократической экспансии в постсоветском мире, «революция роз» 2003 года в Грузии, значительно обострил напряженность в отношениях между США и Россией. Путин прямо обвинил Соединенные Штаты в том, что они содействовали этому демократическому прорыву и помогли установить на посту президента Михаила Саакашвили, которого он считал проамериканской марионеткой. Сразу после «революции роз» Путин стремился подорвать грузинскую демократию, в конце концов вторгшись в страну в августе 2008 года и признав два грузинских региона — Абхазию и Южную Осетию — независимыми государствами. В 2008 г. американо-российские отношения достигли нового постсоветского минимума9.0003
Через год после «революции роз» в 2004 г. в Украине разразилась наиболее значимая демократическая экспансия в постсоветском мире — Оранжевая революция. 11 В годы, предшествовавшие этому демократическому Леонид Кучма был относительно сбалансирован между востоком и западом, но с постепенным улучшением связей между Киевом и Москвой. Ситуация изменилась, когда фальсифицированные президентские выборы в конце 2004 года вывели на улицы сотни тысяч украинцев, в конечном итоге сместив избранного Кучмой и Путиным преемника Виктора Януковича. 12 Вместо этого к власти пришла продемократическая и прозападная Оранжевая коалиция во главе с президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко.
По сравнению с Сербией в 2000 году или Грузией в 2003 году украинская оранжевая революция представляла для Путина гораздо большую угрозу. Во-первых, Оранжевая революция произошла внезапно и в гораздо более крупной и стратегически важной стране на границе с Россией. Резкий разворот Ющенко и его союзников на Запад поставил Путина перед перспективой того, что он «потерял» страну, которой придавал огромное символическое и стратегическое значение.
Для Путина Оранжевая революция подорвала основную цель его великой стратегии: установить привилегированную и исключительную сферу влияния на территории, которая когда-то входила в состав Советского Союза. 13 Путин верит в сферы влияния — что как великая держава Россия имеет право накладывать вето на суверенные политические решения своих соседей. Путин также требует исключительных прав в своем соседстве: Россия может быть единственной великой державой, которая пользуется такой привилегией (или даже развивает тесные связи) с этими странами. Эта позиция значительно ужесточилась после примирительной позиции Путина в 2002 году, когда влияние России на Украине ослабло, а граждане Украины неоднократно заявляли о своем желании вырваться из-под контроля Москвы. Теперь требуется подчинение. Как объяснил Путин в недавней статье, по его мнению, украинцы и русские — это «один народ», который он стремится воссоединить, пусть даже и с помощью принуждения. 14 Поэтому для Путина «потеря» Украины в 2004 году стала важным негативным поворотным моментом в американо-российских отношениях, который был гораздо более заметным, чем вторая волна расширения НАТО, завершившаяся в том же году.
Во-вторых, те украинцы, которые встали на защиту своей свободы, были, по собственной оценке Путина, славянскими братьями, имеющими тесные исторические, религиозные и культурные связи с Россией. Если это могло произойти в Киеве, то почему не в Москве? Несколько лет спустя это почти произошло в России, когда в Москве, Санкт-Петербурге и других городах после фальсифицированных парламентских выборов в декабре 2011 года вспыхнула серия массовых протестов9.0167 15 Это были крупнейшие акции протеста в России с 1991 года, когда распался Советский Союз. Впервые за более чем десятилетие пребывания Путина у власти простые россияне продемонстрировали, что у них есть и воля, и способность угрожать его власти. 16 Это народное восстание в России произошло в том же году, что и Арабская весна, и за ним последовало возвращение Путина в Кремль в качестве президента на третий срок в 2012 году. Сочетание этих массовых протестов и переизбрания Путина на пост президента вызвало еще один крупный негативный поворот в американо-российских отношениях и положило конец «перезагрузке», начатой президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2009 г. . 17 Демократическая мобилизация, сначала на Ближнем Востоке, а затем по всей России, а не расширение НАТО, положила конец этой последней главе американо-российского сотрудничества. С тех пор новых глав сотрудничества не было.
Российско-американские отношения еще больше ухудшились в 2014 году, опять же из-за новой демократической экспансии, а не расширения НАТО. Следующая демократическая мобилизация, угрожающая Путину, снова произошла в Украине в 2013–2014 годах. После Оранжевой революции 2004 года Путин не вторгся в Украину, но использовал другие инструменты влияния, чтобы помочь своему протеже Виктору Януковичу шесть лет спустя с небольшим перевесом победить на президентских выборах в Украине. Однако Янукович оказался не верным кремлевским слугой, а попытался наладить связи как с Россией, так и с Западом. В конце концов Путин заставил Януковича сделать выбор, и президент Украины выбрал Россию в ноябре 2013 года, когда он отказался от подписания соглашения об ассоциации с ЕС в пользу членства России в Евразийском экономическом союзе.
К удивлению всех в Москве, Киеве, Брюсселе и Вашингтоне, решение Януковича сорвать это соглашение с ЕС снова спровоцировало массовые демонстрации в Украине, когда сотни тысяч украинцев вышли на улицы в ходе событий, впоследствии известных как Евромайдан или «революция достоинства» в знак протеста против поворота Януковича от демократического Запада. Уличные протесты длились несколько недель, трагически отмеченные убийством десятков мирных демонстрантов правительством Януковича, окончательным крахом этого правительства и бегством Януковича в Россию в феврале 2014 года, а также приходом к власти в Киеве нового прозападного правительства. Путин «потерял» Украину во второй раз за десятилетие, опять же из-за демократической смены режима.
Но на этот раз Путин нанес ответный удар с применением военной силы, чтобы наказать предполагаемых поддерживаемых США неонацистских узурпаторов в Киеве. российские вооруженные силы захватили Крым; Позже Москва аннексировала Украинский полуостров. Путин также предоставил деньги, оборудование и солдат для поддержки сепаратистов на востоке Украины, разжигая кипящую восьмилетнюю войну на Донбассе, унесшую жизни примерно четырнадцати тысяч человек. После вторжения — не раньше — Путин усилил свою критику расширения НАТО, чтобы оправдать свои воинственные действия.
В ответ на эту вторую украинскую демократическую революцию Путин пришел к выводу, что кооптация через выборы и другие невоенные средства должна быть дополнена более сильным принудительным давлением, включая военное вмешательство. После Революции Достоинства Путин предпринял беспрецедентную атаку на украинскую демократию, используя весь спектр военного, политического, информационного, социального и экономического оружия в попытке дестабилизировать и в конечном итоге свергнуть демократически избранное правительство Украины. 18 Отношения Украины с НАТО и Соединенными Штатами были лишь симптомом того, что Путин считает основной болезнью: суверенной, демократической Украины.
Настоящая Путина
Casus Belli : Украинская демократияУдивительно, но восемь лет неослабевающего давления России не сломили украинскую демократию. Как раз наоборот. После путинской аннексии и продолжающейся поддержки войны на Донбассе украинцы теперь более сплочены по этническим, языковым и региональным различиям, чем когда-либо в истории Украины. В 2019 году, Владимир Зеленский победил на президентских выборах в Украине на убедительных выборах, получив поддержку населения во всех регионах страны. Неудивительно, что война Путина на востоке Украины также вызвала больший энтузиазм украинцев по поводу вступления в НАТО.
В феврале 2022 года Путин приступил к новой стратегии уничтожения украинской демократии: массированное военное вмешательство. Путин утверждает, что его цель — остановить расширение НАТО. Но это фикция. В отношениях Украины и НАТО за последний год ничего не изменилось. Это правда, что Украина стремится когда-нибудь вступить в НАТО. (Эта цель даже закреплена в украинской конституции. ) Но хотя лидеры НАТО по-прежнему привержены принципу политики открытых дверей, они также перед войной четко заявили, что Украина еще не имеет права на вступление. Путина casus belli — его собственное изобретение.
Накануне своего вторжения путинская стратегия по подрыву украинской демократии выглядела так, как будто она может быть успешной без военной силы. Сама угроза войны нанесла значительный ущерб украинской экономике и вызвала новые разногласия между политическими партиями Украины по поводу того, как Зеленский справился с подготовкой к кризису. Некоторые утверждали, что Зеленский должен был создать новую большую коалицию или правительство единства; другие сетовали на его предполагаемую неадекватную подготовку к войне. А некоторые утверждали, что Зеленский продемонстрировал свою дипломатическую неопытность, споря с президентом США Джо Байденом о вероятности российского вторжения в то время, когда единство с Западом было нужнее всего.
Но нетерпеливый и злой Путин больше ждать не мог. Он атаковал всей мощью российских вооруженных сил. Когда это эссе отправляется в печать, война все еще бушует.
Стратегия Путина до сих пор приводила к обратным результатам. Вопреки его ожиданиям, применение Путиным силы укрепило украинскую демократию, а не ослабило ее. Его решение вторгнуться в Украину объединило украинцев и укрепило популярность и имидж Зеленского как лидера нации. В то время как Путин остается изолированным от своих подданных и даже от своих придворных, пока его бомбы сеют разрушения в далекой стране, харизматичный Зеленский поклялся остаться в Киеве со своими солдатами и бороться за демократическое будущее Украины, объединяя общественное мнение в Украине и во всем мире. Путин может по-прежнему верить, что такой вещи, как украинская нация, не существует, как он неоднократно заявлял. Но точно так же, как войны формировали национальную идентичность на протяжении веков, российская агрессия воодушевила украинский народ, который навсегда отвернется от московского самодержавия, решив вместо этого принять универсальную ценность свободы — свободу от российского господства, свободу выбирать свою судьбу, свобода жить в мире.
Но, несмотря на ранние украинские успехи на поле боя, долгосрочное выживание украинской демократии висит на волоске. Продолжающаяся воинственная риторика Путина и неприятие любых серьезных попыток договориться о прекращении огня позволяют предположить, что наступление Москвы будет продолжаться. Первоначальные военные операции России предполагают, что Путин предвидел молниеносное вторжение с нескольких фронтов, которое встретит небольшое сопротивление и быстро окружит Киев, что приведет к насильственному отстранению Зеленского от власти. Новые выборы, проведенные под прицелом, дадут Путину желаемое им марионеточное правительство, как это произошло в Восточной Европе после Второй мировой войны в тени советских танков. В одном украинском городе Мелитополе в факсимиле сталинских методов в Восточной Европе после 1945 февраля российские оккупационные силы уже сместили мэра и установили марионетку Москвы. Однако на момент написания этой статьи российские вооруженные силы увязли в яростном украинском сопротивлении и теперь приспосабливаются к неприятной перспективе долгого и кровавого бреда по негостеприимной украинской территории. Украинцы будут относиться к российским армиям как к оккупантам 1941 года, а не освободителям 1945 года. Слишком рано предсказывать исход этой ужасной войны. Но, несмотря на пока плохую работу российской армии, нет никаких доказательств того, что Путин отказался от своей цели — отстранить Зеленского от власти и подчинить Украину контролю Москвы.
Путину может и не нравиться расширение НАТО, но он на самом деле не боится этого. Россия обладает самой большой армией в Европе, переполненной за два десятилетия щедрых расходов. НАТО является оборонительным союзом. Он никогда не нападал на Советский Союз или Россию и никогда не нападет. Путин это знает. Но Путину угрожает процветающая демократия на Украине. Он не может терпеть успешную и демократическую Украину на границе с Россией, особенно если украинский народ также начнет экономически процветать. Это подорвало бы стабильность кремлевского режима и предложило бы обоснование авторитарного государственного руководства. Точно так же, как Путин не может позволить воле российского народа управлять будущим России, он не может позволить народу Украины, который имеет общую культуру и историю, реализовать процветающее, независимое и свободное будущее, за которое они голосовали и за которое боролись.
Хотя шанс стабильного прекращения огня сегодня кажется маловероятным, беспрецедентные санкции и растущее общественное инакомыслие в России теоретически могут вынудить Путина сесть за стол переговоров. Туман войны густой. Но где бы ни были остановлены российские оккупанты — будь то Луганск и Донецк, Харьков, Мариуполь, Херсон, Одесса, Киев или Львов, — Кремль останется приверженным подрыву украинского (и грузинского, молдавского, армянского, и этот список можно продолжить) ) демократия и суверенитет до тех пор, пока Путин остается у власти, а может быть, и дольше, если в России сохранится самодержавие. И украинский народ уже доказал свою храбрость: он будет бороться за свою демократию до того дня, пока российские войска не покинут Украину.
Мнения, выраженные в этом эссе, принадлежат авторам и не отражают официальную позицию армии США, Министерства обороны или правительства США.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Джон Дж. Миршеймер, «Почему в кризисе на Украине виноват Запад: либеральные заблуждения, которые спровоцировали Путина», Foreign Affairs 93 (сентябрь–октябрь 2014 г. ): 77.
2. Джеймс М. , Голдгейер и Майкл Макфол, Сила и цель: политика США в отношении России после холодной войны (Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, 2003).
3. Офис пресс-секретаря Белого дома, «Подписание Основополагающего акта Россия-НАТО», 27 мая 1997 г., https://clintonwhitehouse5.archives.gov/WH/new/Europe/19970527-814.html .
4. Дэвид Хоффман, «Путин говорит «Почему бы и нет?» вступлению России в НАТО», Washington Post, 6 марта 2000 г., www.washingtonpost.com/archive/politics/2000/03/06/putin- говорит-почему-не-в-вступление-россии-нато/c1973032-c10f-4bff-9174-8cae673790cd .
5. Боб Кемпер, «Буш, Путин преуменьшает различия», Chicago Tribune, 16 ноября 2001 г., www.chicagotribune.com/news/ct-xpm-2001-11-16-0111160193-story.html 9015 7 .
6. «Стенограмма интервью Роберта Сигела с Владимиром Путиным», NPR, 15 ноября 2001 г., https://legacy. npr.org/news/specials/putin/nprinterview.html .
7. «Стенограмма интервью Роберта Сигела с Владимиром Путиным».
8. Заявление для прессы и ответы на вопросы на совместной пресс-конференции с Президентом Украины Леонидом Кучмой, Президент России, 17 мая 2002 г., http://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/21598 .
9. «Пресс-конференция по итогам заседания Совета Россия-НАТО», Президент России, 20 ноября 2010 г., http://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/9570 .
10. Майкл Макфол, «Переходы от посткоммунизма», Journal of Democracy 16 (июль 2005 г.): 5–19.
11. Андерс Ослунд и Майкл Макфол, Революция в Оранже: Истоки демократического прорыва в Украине (Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир, 2006).
12. Макфол, «Переходы от посткоммунизма», 5.
13. Роберт Персон, «Четыре мифа о большой стратегии России», Центр стратегических и международных исследований, 22 сентября 2020 г.