«Зимой дешевле снимать квартиру, чем закупать дрова»: как живут в современных коммунах
Истории
Кажется, что коммуны — это пережиток прошлого? Как бы не так! И по сей день находятся люди, которые пытаются создать коммуны в эпоху капитализма.
- Фото
- World History Archive / Universal Images Group via Legion Media
Слово «коммуна» переводится с французского как «община». Ее главным отличием является общность имущества и труда всех участников. Кроме того, большое значение имеет коллективное принятие решений — как в вопросах, касающихся всей группы, так и в частных случаях.
Советский плакат о коммунах, 1921 год
- Фото
- World History Archive / Universal Images Group via Legion Media
В России множество коммун было создано в первые годы существования СССР, а на Западе культура коммун стала популярной на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века.
Вторую жизнь эта идея совместного ведения хозяйства обрела ближе к концу XX века. Как писал американский журналист Эндрю Джейкобс в газете The New York Times, после десятилетий сокращения, с середины 1990-х гг. американское коммунитарное движение снова пошло в рост, благодаря развитию поселений, стремящихся соединить утопическую коммуну шестидесятых и склонность американцев к приватности и накоплению капитала».
Сейчас коммуны стали редкостью, но единичные попытки создать коммуны порой встречаются. Два участника современных коммун рассказали «Вокруг света» о своем опыте и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.
«Коммуна — это большая семья»
Рассказывает Павел Школьников, город Пенза
Я пришел к коммунитаризму из движения дауншифтинга (философия жизни «ради себя») и экопоселений, поэтому меня больше интересуют сельскохозяйственные коммуны.
Члены нашей коммуны познакомились в интернете, и для начала нам предстояло переехать в один город, что и произошло пару лет назад. Сперва мы попытались организовать строительную артель. Мы вместе жили и вместе работали, ожидая, что к нам подтянутся единомышленники.
Но в итоге нас (желающих перебраться из города в село) осталось всего трое — остальные отсеялись из-за работы в Пензе. Мы же купили пару домов в деревне и начали там жить. Оставшиеся в городе помогают нам, чем могут.
В настоящее время вокруг нас объединено порядка 20 человек из Пензы и ближайших городов, но непосредственно в селе мы живем втроем. Даже семьи перетащить из-за финансовых проблем пока не удалось. Всё требует денег, а тем, кто хорошо зарабатывает, идея коммуны претит.
- Фото
- Aliaksandr Bukatsich / Alamy via Legion Media
Коммуна — это, по сути, большая семья. Многие люди живут семьями, это удобно. А нам удалось построить доверительные отношения и без кровного родства. Можно сказать, что коммуна — это сообщество друзей, которые живут и работают вместе.
Я понимаю, что такой способ ведения хозяйства не актуален для большинства жителей России. Посмотрите на статистику разводов — если два человека не могут нормально ужиться, то что говорить про пять и больше.
Редко встретишь человека, одновременно отличающегося самоотверженностью, терпеливостью, неконфликтностью, умением четко выражать свои мысли и солидарностью. Без этих качеств жить в коммуне вряд ли возможно. Даже в СССР таких людей воспитать в итоге не удалось.
Численность коммунитарного движения в России я бы оценил где-то в 10 тысяч человек. И с годами количество участников этого движения сокращается.
«Каждому хочется быть царем, а копает пусть Вася»
Рассказывает Людмила Слюсар, Псковская область
Уже лет с 16 мне хотелось жить вместе с друзьями-единомышленниками. Сначала мы снимали большой компанией квартиру (было тесно, мало личного пространства), а потом обосновывались в расселенных и отключенных от коммуникаций домах на птичьих правах.
Затем мы решили перебраться в сельскую местность. Рассматривали идею заселить брошенную деревню, но ни в одной из таких деревень не было нормальных условий. В итоге мы решили пожить в полузаброшенном садовом сообществе. Это решение было роковой ошибкой.
- Фото
- Olga Volodina / Alamy via Legion Media
Поначалу наша сплоченная команда поселилась в 11 домах одного пригородного СНТ. Но бытовых проблем там оказалось слишком много: часто отключали электричество, а зимой — и водопровод. Трудности создавали и заснеженные дороги. Кроме того, в СНТ нельзя было зарегистрироваться, чтобы получать письма и взаимодействовать с местными органами власти, добиваясь улучшений инфраструктуры. Зимой было дешевле снимать квартиру в городе, чем закупать дрова, проживая в СНТ.
Через пару лет почти все мы потеряли работу и были вынуждены уезжать на заработки в Москву и Петербург. Большинство просто не вернулись назад. В итоге коммуна прекратила свое существование, а я переехала в экопоселение, которое, в общем, близко по духу к коммуне.
Я по-прежнему хорошо отношусь к коммунам, считаю, что их члены могут поддерживать друга друга лучше, чем близкие родственники. Но есть разрушающая все сообщества тенденция — тянуть одеяло на себя. Каждому хочется быть царем, а копает пусть Вася…
Александра Кравченко
Сегодня читают
Тест: выберите котика, а мы назовем 3 ваших сильных качества
Тест: грозит ли вам деменция в старости? Отыщите жеребенка за 1 минуту
Дореволюционная задачка на внимательность: с ней может справиться только 1 человек из 100
Задачка на сообразительность из детства: переместите 3 спички, чтобы получилось 3 квадрата
Стоял жуткий крик: археологи доказали, что гладиаторы выщипывали волосы на теле перед выступлениями
Парижская коммуна (из записей Вольтерины де Клер)
Бронзовая статуя Наполеона, опрокинутая коммунарами с Вандомской колонны. Май 1871-го. Фотография: Bruno Braquehais«Главный урок Парижской коммуны заключается в том, что человека невозможно заставить желать свободы — он сам должен прийти к ней. И именно благодаря тому, что мы знаем о таких ярких исторических событиях, как Парижская коммуна, каждый может открыть для себя свободу самостоятельно. Свобода не даруется — она завоёвывается теми, кто смеет о ней мечтать. Будем же надеяться на то, что те, кто если бы и пошёл на такую жертву ради свободы, смогли бы пробить лучами своего сияния веки дремлющего класса пролетариата».
Автор: Вольтерина де Клер
Перевод с английского: анонимный
Бронзовая статуя Наполеона, опрокинутая коммунарами с Вандомской колонны. Май 1871-го. Фотография: Bruno BraquehaisКак и любые другие яркие события в истории человечества, Парижская коммуна стала центром скопления множества легенд — как среди противников Коммуны, так и среди её союзников. Следовало бы на самом деле почаще задаваться вопросом: настоящая Коммуна — это та, что уже стала легендой, или та, которая когда-то была конкретным событием, имевшим место в мировой истории? Или же, может, образ Парижской коммуны можно свести до того общего о ней представления, которое сформировалось в сознании людей за эти явно странные сорок лет спустя 18 марта 1871-го года?
Так дела обстоят со многими вещами — с верой и учениями, личностями и уж точно с историческими событиями.
То же христианство — оно нам известно лишь как учение Христа или ещё как проповеди и институционализация верования в Господа? А Авраам Линкольн — это мудрый политик, освободивший рабов просто из политических соображений, или прославленный апостол человеческой свободы, предстающий теперь перед нами ярким образом права на ниспровержение предрассудков, символом разрушения стен всех обид прошлого, за что тот получает свой венец мученика?
И та же Парижская коммуна — она — то, что было в действительности, или то, что нам обрисовывают ораторы своей речью? Какая из версий будет доминирующей в будущем? Наши поминатели Коммуны привыкли говорить (и верить), что провозглашение Коммуны было искренним и спонтанным заявлением о независимости со стороны самого народа Парижа, который полностью осознавал факт того, что правительство их собственной страны обошлось с ним возмутительным образом, судя по тому, как Франция защищалась от наступления прусской армии. Ораторы также привыкли считать, что именно комичность этой ситуации, в которой город обнаружил себя в те дни, открыла глаза большей части населения Парижа на то, что власть, бывшая так далеко от следования своим изначальным целям и обязанностям (а именно защиты от вторжения в страну вражеских войск), на самом деле шла порознь со своим населением и не разделяла его интересов. Очевидно, в итоге правительство Франции предпочло просто покинуть свой народ — на милость пруcсам.
Артиллерия, доставленная коммунарами на холм Монмартр, г. Париж после того, как армия Франции попыталась захватить её 18 марта 1871-гоИ вот только досадно, что такой легендарный образ пробудившегося Парижа не соотносится с тем, что происходило в те дни на самом деле. Коммуна — это не плод работы всего населения Парижа, даже не большей его части. Парижская коммуна была основана довольно немногочисленной группой способных, в чём-то даже блестящих и в наивысшей степени преданных мужчин и женщин разных профессий — в большинстве своём военных, инженеров и политических журналистов, некоторые из которых уже успели побывать политзаключёнными за свои бунтарские строки или столь же отважные попытки восстания. Они бежали сюда из соседних стран, находясь под предлогом ссылки, — и теперь жили надеждой, что здесь они смогут загладить свои прошлые ошибки. Были среди них и учителя, писатели, представители художественных профессий, архитекторы и строители — умелые ремесленники всех мастей. И, возможно, не найдётся более интересной главы во всей истории Коммуны, чем описание собраний рабочих, проходивших ночь за ночью в каждом квартале осаждённого Парижа — как до восемнадцатого марта, так и после. На таких собраниях встречались люди, преисполненные пыла огня в своей вере в то, чего человечество в будущем могло бы достичь, с отражением в их глазах сияющего образа будущего и нового общества; они старались донести всю глубину своей веры до тех, кто их слушал. Слушающий их находил в себе благоухание вспыхивающей веры, весь этот нескончаемый прилив надежды, храбрости и бесстрашия, начинал чувствовать непосредственное участие в работе, опасность, славу, ошибочную уверенность — все, что относилось к ним, а не к нему.
Но нельзя при этом опускать факт того, что апостолы коммуны были ослеплены своим энтузиазмом, а вдобавок и оглушены тем энтузиазмом, который сами пробудили в других, более не замечая, что подавляющее большинство населения Парижа, не посещавшее публичные мероприятия, гревшееся у себя дома или в магазинах, никак не переменилось от их речей.
По оценке тех выживших среди самих коммунаров, кому должно быть точно известно, количество революционных участников коммуны, двигавших дух восстания, не превышало и двух тысяч. Основная же часть парижан, как если бы, наверное, они пребывали в городе сегодня при схожих обстоятельствах, были равнодушны к тому, что происходило над их головами, будто мир и покой в их жизни был снова восстановлен, а осада пруссов была подавлена, будто им теперь можно было заниматься своими прежними делами. И если Коммуна могла им это обеспечить — что ж, удачи ей! Население Парижа не хотело и думать уже об осаде своего города и тосковало по своим старым излюбленным и привычным в некотором отношении горю и скорби — ничего большего люди себе не желали.
Баррикады на углу площади Ратуши и улицы Риволи. Апрель 1871-го. Фотография: Pierre-Ambrose RichebourgНо, как обычно и случается, в самые ответственные моменты такие вот простодушные, лишенные эмоций, безразличные ко всему люди, кто ни знать, ни интересоваться не хочет политическими движениями, теориями и практиками самоуправления и другим, вникают в логику происходящего больше, нежели те, кто уже успел запутать свои головы чрезмерным умствованием. И когда о Коммуне уже знали все в Париже, жители города находили в ситуации лишь один выход — устроить войну экономическую столь же, сколь она уже велась политически: нужно было перекрыть доступ национальной армии ко всем источникам, находящимся в столице. Однако вместо этого Коммуна, желавшая показать, что она более законопослушна, нежели режим, предшествовавший ей, наивно защищала право собственности своих врагов и продолжала позволять банку Франции поставлять товары тем, кто обеспечивал версальскую армию — ту самую армию, которая вскоре должна была перерезать глотки коммунарам.
Естественно, обычные люди жили с непригодными взглядами на жизнь и в основном не принимали никакого участия в финальной битве с солдатами Версалии, даже не возражали их вторжению в город. Вероятно, довольно многие из них вздохнули с облегчением, ожидая возвращения к меньшему злу из этих двух. Вот только вряд ли они думали о том, что путь этот проложен через их собственную кровь и что они, никогда не поднимавшие руку за Коммуну и не отдававшие голос за неё, станут её мучениками. Не думаю, что они и представляли себе всю зверскую месть закона и порядка за совершенное восстание, не знали масштабы произвола восстановленной власти.
Ле Пале-Рояль. Уличные бои во время подавления Парижской коммуны. 24 мая 1871-го. Фотография: Art Media/ Print Collector / Getty ImagesМне интересно, а они спали в ту ночь двадцатого мая , когда тёмная буря расплаты неслась прямо на них? Да, многие спали и в последующую ночь, и с тех пор крепкий сон их больше никогда не покидал, «и началось убийство, беспощадное и масштабное» — убийство, изображение которого, даже после того, как эти сорок лет наложили свой отпечаток на этот образ, заставляет сжимать зубы, а кровь стыть от крайнего ужаса и ненависти. Мак-Магон расклеил улицы «миром» и велел своим солдатам достигать этого «мира». И во имя этого «мира» Галифе , само олицетворение зла на Земле, дал пример своим подчинённым, как следует шерстить город и выбивать мозги из детских голов. Появись рука у ставни — окно заливалось пулями. Стоило только крику протеста вырваться из чьих-то уст, в дом врывались, оттуда выводили жителей, выстраивали вдоль стены — всех ждал выстрел прямо на месте. Врачи и медсёстры убиты там же, в больнице, где лежали их раненые и больные. Таков был мир, принесённый нам Мак-Магоно.
Простить — после такого разгула неистовства, после этой инквизиции? После содержания заключенных в подвальных ямах, где им приходилось сидеть или ложиться на сырую землю, видеть дневной свет лишь краткие полчаса, когда луч солнца пробивался через какую-нибудь щель? После того, как их перемещали днем и ночью по всей стране — когда-то в фургонах со склада; заморенных с голоду, собранных в кучу так, как мясники даже постыдились бы забить свиней на убой; когда-то толпой водили — ночью обычно, часто под стучащими каплями дождя и бьющим по их телам прикладам мушкетов солдат, когда из–за слабости и прихрамывания они останавливались на мгновение?
А после следственных тюрем, в которых коммунары прошли через голод, холод, жизнью с грызунами, болезни, не покидающую тьму поджидающей смерти? За этим, к слову, следовало убийство друзей и родных коммунаров или подозреваемых коммунаров, чтобы заставить последних сдать местонахождение своих товарищей.
Могут ли после всего этого «простить и забыть» те, кому довелось видеть всё это? Могут ли простить видевшие, как из десятилетних бичом выбивали местоположение своих отцов? и женщин, сходящих с ума, будучи поставленными перед выбором: сдать своих сыновей, сражавшихся против пруссов, или своих дочерей на грубость пруссам?
После всех тех мучений, принесённых им преследованиями, судебными разбирательствами, после того грубого и безжалостного с ними обращения? И осознавая факт того, что бесконечной веренице изгнанников, маршировавшей из тюрьмы в порт, приходилось толпиться на транспортных суднах, находиться под наблюдением, словно они животные в клетке; к тому же им запрещали говорить, а мортира всегда угрожала их жизням — как можно простить после всего этого? — и так они уплывали прочь — в ссылку, на бесплодные острова, к бушующим волнами берега для того, чтобы они угасали там в одиночестве, своей бесполезности и тщетных мечтах о свободе, которые заканчивались цепями на лодыжках или смертью на коралловых рифах. Но таковы были милосердие и мудрое решение, которые впоследствии проявила власть их страны по отношению к мятежному городу и его защитникам, чьи труды по праву — слава Франции, чья архитектурная красота — красота мирового масштаба. Сколько бы уроков мы ещё не вынесли, урок о подлой мести восстановившийся власти должен быть для нас очевиден: когда кто-то осмеливается восстать против власти, ему нужно позволить довести это дело до конца; не имеет смысла надеяться на что-либо, кроме торжества справедливости или, быть может, милосердия существующей власти, против которой восстание было возглавлено. Сложно найти более наивную или хрупкую веру, чем ту, что оправдывает дискриминацию, правосудие или решение восстановить былую власть.
Мог ли в такое время быть воплощён в жизнь тот важнейший принцип независимой Коммуны или нет посредством повсеместного восстания в остальных городах Франции аналогичными действиями (в том случае, если бы Париж продолжил поддерживать борьбу ещё несколько месяцев), сказать я не могу — я не сильна в истории. Но я склонна думать, что нет. Конечно, борьба тогда могла бы быть совсем другой — намного плодотворнее в своих результатах — как в то время, так и после (даже если бы борьба была окончательно задушена), если бы это действительно было движение всех тех людей, кого так массово убили за свою борьбу, которые были так жестоко замучены и безжалостно сосланы. И ведь если бы борьба действительно была преднамеренным выражением воли миллиона людей к свободе, они захватили бы всё, что поставлялось врагу из их же собственных ворот. Население бы отказалось от всех тех прав собственности, что создала власть, которую люди стремились свергнуть. Тогда народ бы увидел, что для этого нужно, и сделал бы.
1) Коммунары у баррикад возле Дворца морского Министерства, Площадь Согласия. Фотография: Auguste Hippolyte Collard/Public Domain; 2) Дворец морского Министерства сегодняСознавали и видели ли сами коммунары логику в своих действиях, понимали ли они, что, чтобы сменить политическую систему, которая порабощает коммуны, они должны свергнуть экономические институты, которые порождают централизованное государство? Провозгласили они бы коллективизацию городских ресурсов, им бы удалось завоевать у людей полную веру в борьбу и активизировать уже десятикратные усилия для победы. Но если бы за этим опять последовала череда попыток коллективизации в других городах Франции (что все–таки было возможно), пламя это могло бы тогда охватить всю Латинскую Европу — эти страны могли бы сейчас стать наглядным примером распространения новых форм социализма и местного самоуправления. Весьма вероятно, что эта волна может подняться и впредь, если политики будут крайне бестактны в своих политических программах и сами спровоцируют подобные события. Среди коммунаров много революционных, пылких студентов, которые уверены, что именно таким будет путь прогресса.
Скажу прямо — я не способна смотреть далеко в будущее и видеть путь прогресса: мой взор не так остр, как не высока и точка обзора. Когда остальные, скорее всего, уже созерцают утренний рассвет, я могу разглядеть только клочья тумана и уходящую за горизонт тьму — то, что может лишь предвосхищать будущее. Мне неизвестно, куда ведёт этот маршрут, тем более, где он проходит. Только смотря в прошлое, я могу проследить отблески длительного, ужасного и тяжёлого пути, по которому человечество пошло вперёд, но и того не могу наблюдать полностью — только некоторые отрезки пути. В то же время даже такого взора достаточно, чтобы понимать, что путь этот никогда не был прямым и беспрепятственным; он петляет и замыкается, и даже в моменты наших успехов что-нибудь всё равно идёт не так, а несение потерь просто неизбежно.
Человек, пряча себя от всестороннего проявления природы, обрастает социальными корнями, но по пути и теряет свободу пребывания наедине с собой и окружающим миром. Пряча себя от дискомфорта примитивного общества, он далеко отбрасывает себя от того состояния, когда его ум преисполнен идеями и открытиями — кружит над сушей, морем, в воздухе — и сам факт преодоления всех ограничений природы новыми оковами опоясывает его, загоняя себя в рабство при попытке обогатиться.
И это мы называем путём прогресса! Тот его путь, который никто не мог предвидеть!
Что ждёт теперь коммунаров? На что им остаётся надеяться и на какую помощь они могут положиться?
Что ожидает их впереди? Неизвестное — как и всегда это было — тёмное, смутное, необъятное, непроницаемое — тайна, которая манит молодых и сильных, говоря: «Давай же, доберись до меня, познай меня»; тайна, от которой старые и мудрые отступают, приговаривая: «Лучше терпеть зло, с которым живём, чем бежать к другим злам, о которых мы ничего не ведаем»; они хоть старые и мудрые, но увы! бесчувственные и равнодушные! Тайна ещё неизведанных сил земли, солнца, глубин, потеря любой из которых может изменить облик всего того, что уже было сделано, всего того, что мы считаем гарантией свободы, может стать той самой цепью рабства, как раньше было с теми свободами, которые удалось когда-то завоевать с трудом; ныне они закреплены на бумаге для будущих поколений, кому придется мириться с этим. А тайна — она ведь всё ждёт.
Ты говоришь, что силён и отважен? Тогда знай, что неизвестное влечёт тебя — оно к борьбе взывает, бросает вызов на её завоевание. Или нет! Может, твоя будущая возлюбленная тебя ожидает, чтобы вознаградить тебя, борца, за твой пыл ветром новой жизни. Говоришь, что слаб и пал уже ты духом? Тогда склони голову к земле — но будущему продолжай идти на встречу, не переставай шагать за остальными. Возможно, ты будешь грузом для товарищей, но этим не отнимешь у них решимости — ты их не остановишь, как не остановишь и себя.
Борьба ждёт, и борьба эта будет полна неудач; она не раз будет подавлена, не без ошибок, это точно, пройдёт — такой борьба будет часто, такой она продлится долго. Помни, что томиться ожиданьем — вот что будет наихудшим из сюжетов: ты увидишь в нём только полное бездействие и множества неиспробованных возможностей. В такие моменты внутреннее оружие, если и нагревается докрасна, то лишь обжигает или остывает понапрасну: каждый вокруг потерян и берётся только терпеть бессрочно окружающую несправедливость, совсем не отваживаясь на что-то новое; в такие моменты жизнь начинает походить на скитание по одноликой местности, где повсюду — со всех углов — тотальное «бесполезно» томит человека своим строгим взором («бесполезно, — повторяет оно, — бесполезно»), куда бы тот ни шёл в попытке отыскать выход. Но тому будет искупление, кто пытался и ошибался, но всё же боролся, чем тому, кто, даже с ревущей изнутри страстью, видел вокруг лишь свою обречённость и подчинял себя несправедливости. На что же тогда остаётся надеяться? На то, что растущее давление может заставить человека развить в себе необходимые способности и, даже в результате всех ошибок и неудачной борьбы, непредвиденные ранее позитивные изменения могут забить ключом точно так же, как после неоспоримых улучшений в сфере материальной жизни начинают фонтанировать непредвиденные негативные последствия.
Коммуна была готова освободить Париж, дав бы тем самым пример многим другим городам. Но всё кончилось полным поражением — ни один город не был освобождён. Однако опыт и навыки борьбы коммунаров, вынесенные из этого поражения, распространились далеко за пределы Франции — как в цивилизованные, так далекие от цивилизации места — и куда бы не дошло напоминание о Коммуне, её идеи шли в параллели с этим напоминанием — так, что «Коммуна» — в форме того известного её идеала — стала лозунгом мастерских по всему миру, даже в тех, в которых было лишь несколько рабочих, пытавшихся пробудить своих товарищей.
Всегда найдутся уверенные в своих стремлениях люди, знающие наверняка, как устранить последствия переработки и недоработки, последствия бедности и духовного порабощения. Таковы те, кто верит в то, что может видеть путь прогресса широко и ясно чрез прорезь урны для голосования. Боюсь лишь, что все их труды в таком случае принесут разного рода непредсказуемые последствия, если они ещё когда-нибудь воплотятся в жизнь. Боюсь я и того, что эта узкая щёлка в урне будет сильно сводить их с толку. Взбираться вверх на холм и голосовать, уже взобравшись, это, безусловно, разные вещи.
В любом случае — человек всегда стремится к чему-то и всё живое тоже. Когда конечная цель не может быть очерчена, неукротимый дух надежды всё ещё побуждает живую материю двигаться на пути к чему-то такому, что точно должно стать лучше.
Защитники Коммуны, казненные версальскими войсками. 1871. Фотография: Musée Carnavalet/Roger ViolletНа какую помощь им можно положиться? Ведь помощи не стоит ждать извне, не будет она снесена с небес, сколько бы мы не молились и не просили о ней, не ждать им помощи и от сильной руки ни мудрых людей, ни добродетельных — вообще ни от кого. Подобная помощь обычно заканчивается деспотизмом. Бессмысленно ждать её и от отрекающихся от самих себя фанатиков, чьи попытки так или иначе всегда заканчиваются крахом, что и произошло в своё время с Коммуной. Помощь — только в общей воле тех, кто выполняет работу так, что, смотря на них, становится понятно, когда, где и каким образом такая работа должна выполняться.
Главный урок Парижской коммуны заключается в том, что человека невозможно заставить желать свободы — он сам должен прийти к ней. И именно благодаря тому, что мы знаем о таких ярких исторических событиях, как Парижская коммуна, каждый может открыть для себя свободу самостоятельно. Свобода не даруется — она завоёвывается теми, кто смеет о ней мечтать. Будем же надеяться на то, что те, кто если бы и пошёл на такую жертву ради свободы, смогли бы пробить лучами своего сияния веки дремлющего класса пролетариата.
— Вольтерина де Клер (из записей 1885-1911 гг.)
Оригинал: https://theanarchistlibrary. org/library/voltairine-de-cleyre-the-paris-commune.
Оформление: фотоархивы ‘Massacre: The Life and Death of the Paris Commune’ by John Merriman, La Commune, Paris–Parijs 1871 — an illustrated book, Hulton Archive/Getty Images.
Парижская коммуна — Женщины во Французской революции: справочник
Перейти к основному содержаниюИскать в этом руководстве
Туре де Тулструп, Художник. Коммунистическая баррикада. 1871. Кабинет американской иллюстрации. Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса.
В 1871 году Франция воевала с Пруссией — и проигрывала жестоко. Наполеон III попал в плен и согласился на унизительный мир. Многие парижане не хотели сдаваться Пруссии, и многие также почувствовали на себе завоевания 1789 г.Революция была потеряна. Парижская коммуна была захватом власти народным правительством, которое управляло Парижем в течение трех месяцев. Некоторые называют это неудавшейся революцией, поскольку она, безусловно, была жестокой и имела признаки французской революции, включая баррикады на улицах. Однако через три месяца он был подавлен консервативными силами, которые по-прежнему контролировали французскую нацию. Несмотря на свое неблагоприятное начало, Третья республика просуществовала до 1940 года, когда она была побеждена немецкими нацистами и заменена правительством Виши, которое сотрудничало с нацистами. После освобождения Франции была образована Четвертая республика, просуществовавшая до 19 в.58 г., когда Шарль де Голль создал новую конституцию, установившую нынешнюю Пятую республику.
Во время Парижской коммуны около 4000 французских депортированных были отправлены в Новую Каледонию в качестве политических изгнанников. Новая Каледония (группа островов у побережья Австралии) была захвачена французами в 1853 году с намерением создать там исправительную колонию. Действительно, к 1872 году радикальная социалистическая активистка Луиза Мишель была отправлена в изгнание в Новую Каледонию. Даже в изгнании, где она прожила восемь лет, Мишель нашла способы защищать интересы маргинализированных групп.
Подружившись с коренными канаками, которых она встретила, она призвала их восстать против французской колониальной власти и внесла свой вклад в первый французско-канакский словарь. Дополнительную информацию о Новой Каледонии и ее движениях за независимость можно найти в каталоге библиотеки «Новая Каледония — история — движения за автономию и независимость» и в этой онлайн-статье 9.0011 Внешний. Есть также книги, включенные ниже в библиографию.Вы можете найти дополнительные материалы, выполнив поиск в онлайн-каталоге Библиотеки Конгресса, используя следующие заголовки: Париж (Франция) — История — Коммуна, 1871 г. Первоисточники по Парижской Коммуне см. в Марксистском международном архиве, Парижская Коммуна Внешний и Gallica External, цифровая библиотека Национальной библиотеки Франции. Сатирические иллюстрации и карикатуры таких художников, как Оноре Домье и Шам (Амеде Шарль Анри, граф де Ноэ), можно найти в цифровой библиотеке HathiTrust
Первичные цифровые ресурсы о Парижской коммуне
- << Предыдущая: Революции во Франции: 1789, 1830, 1848
- Следующая: Социальные сети >>
Парижская коммуна была уникальным экспериментом по управлению городом для его жителей
Парижская коммуна закончилась массовым насилием, резней тысяч коммунаров на баррикадах и сожжением большей части города. Эта последняя борьба сформировала Коммуну как знаковое событие в истории социализма и коллективную память о народной борьбе.
Однако теперь лишь смутно припоминается, что перед падением Коммуны жители Парижа приступили к восстановлению власти и управления в городе по беспрецедентно революционному принципу, основанному на народной эйфории, связанной с уходом центрального правительства из Парижа 18 марта 1871 года.
Несмотря на почти постоянные угрозы существованию Коммуны со стороны конкурирующего правительства, оккупировавшего Версаль, дерзкие простые люди Парижа вообразили и начали создавать новый город и новую политику по своему собственному замыслу.
Времени, как оказалось, было мало.Капитуляция Наполеона III прусской армии на подступах к Парижу в начале сентября 1870 года подготовила почву. У Временного правительства не было иного выбора, кроме как мобилизовать население на защиту Парижа и других крупных городов.
Парижская коммуна закончилась массовым насилием, резней тысяч коммунаров на баррикадах и сожжением большей части города.
В это политическое пространство вырвалось широкое республиканское народное движение, чтобы обеспечить организацию сопротивления и требовать права на самоуправление. Это означало усиление Национальной гвардии, организованной в районные подразделения и лишь в минимальной степени под центральным руководством, которое уже было сильно дискредитировано военным фиаско в предыдущие недели.
Окруженные прусской армией, парижане пережили месяцы лишений, неравномерно распределенных по классовому признаку. В то же время, отрезанные от внешней политической и военной поддержки, парижане наделили местные органы власти, усиленные Национальной гвардией, большей властью за счет «локализации деятельности».
Эта стратегия включала создание кооперативов, местных политических клубов и секуляризованных государственных школ. Ноябрьские муниципальные выборы привели к значительному увеличению влияния левых, хотя и далеко не доминирующему присутствию, за исключением нескольких округов.
Приход Коммуны стал следствием череды событий, коренным образом изменивших политические ставки в осажденном Париже. Сначала было подписано 28 января 1871 года перемирие между временным национальным правительством, расположившимся за пределами города в Версале, и пруссаками.
Условия перемирия оказались унизительными и включали аннексию Эльзаса и Лотарингии, существенную выплату контрибуции и краткий символический марш прусских войск через сердце Парижа. Вновь осмелевшее широко республиканское движение, в котором резко возросло влияние левых, взяло на себя роль защиты «отечества», утверждая автономию Парижа.
Месяцы сопротивления и голода подготовили почву не только для национального сопротивления, но и для гражданской войны. С одной стороны стояли коммунары, а с другой дискредитированное национальное правительство, забаррикадировавшееся со своими сторонниками из среднего класса в Версале и в прилегающих к Парижу сельских районах.
Неспособность правительства вернуть пушки, находившиеся под контролем Центрального комитета парижской национальной гвардии, выкристаллизовала и без того поляризованную политику. Масла в огонь подлило центральное правительство, отменившее мораторий Коммуны на продажу товаров в государственных ломбардах и восстановившее выплату арендной платы и других счетов, накопившихся во время осады.
В течение слишком короткого периода, прежде чем его настигло жестокое и, в конечном счете, катастрофическое подавление со стороны войск центрального правительства под командованием Адольфа Тьера, Парижская Коммуна предоставила уникальные условия для кристаллизации новых форм местного управления и борьбы с ними. традиции городской буржуазной гегемонии.
Парижская коммуна предоставила уникальные условия для новых форм местного управления, чтобы кристаллизовать и бросить вызов традициям гегемонии городской буржуазии.
После окончательного ухода центрального правительства в марте Коммуна выпустила серию деклараций, в общих чертах излагающих то, что уже проводилось в той или иной степени на улицах и в округах. Первым делом нужно было установить жизнеспособную демократическую политику и процедуры управления в духе прудонистского видения местного ассоцианизма, имевшего глубокие корни среди парижских рабочих.
Муниципальные выборы 26 марта привели к формированию нового управляющего совета самопровозглашенной Парижской коммуны. Нападая на бюрократический контроль, устанавливая максимальные оклады чиновников и нарушая линии власти от центрального правительства, Коммуна также ограничивала требования помещиков и кредиторов, подтверждала «муниципальные свободы» и ограничивала религиозную власть.
В знаменитой Декларации от 19 апреля общественное видение стало несколько более четким, даже когда обострились перспективы тотальной гражданской войны.
Декларация от 19 апреля была расплывчата в ключевых пунктах, и ее устремления в конечном счете были подавлены императивом военной защиты хрупкого социального и политического пространства, в рамках которого определила себя Коммуна. Тем не менее он очертил очертания альтернативного общественного устройства. Это должен был быть город в федерации городов аналогичного состава.
Такая местная республика создала бы альтернативное единство французских граждан. Благодаря свободному осуществлению свобод в самоуправляющихся муниципалитетах города будут претендовать на демократический контроль над своими собственными бюджетами и управлением. Они расширят муниципальные службы, создадут совершенно новый набор институтов, от государственных школ до кооперативных мастерских, и, не нападая напрямую на собственность, «универсализируют власть и собственность», как того диктуют обстоятельства.
Их видение было предписывающим, открытым и оптимистичным в отношении перспектив муниципального самоуправления. Будущие поколения муниципальных социалистов будут черпать вдохновение из этого обещания и проекта «социальной регенерации». Что еще более важно, опыт управления в те ранние дни более убедительно, чем предписывающие декларации, свидетельствовал о материальном значении предполагаемой муниципальной социальной республики.
Хотя Коммуна была фрагментарной и неполной, она предприняла некоторые конкретные шаги для реализации этого видения как до, так и после декларации. Некоторые инициативы были основаны на общественном сопротивлении монархической власти в годы, непосредственно предшествовавшие Коммуне.
По иронии судьбы, буржуазная трансформация Парижа создала условия, которые способствовали появлению разнообразного нового общегородского рабочего класса.
Масштабная реконструкция Парижа, проведенная бароном Жоржем-Эженом Османом в течение предыдущих двух десятилетий, приобрела легендарный статус, отчасти благодаря его собственной саморекламе. Строительство широких бульваров, менее подверженных баррикадированию, и разрушение многих старых центральных рабочих кварталов создали новый городской ландшафт, в который с непредсказуемыми последствиями вливалось быстро растущее население Парижа.
Это возросшее население включало большое количество строителей и каменщиков, некоторые из которых долгое время были частью регулярных сезонных миграций в Париж из других частей страны, таких как Крез. Их медленное перемещение из центральных пансионов и ярмарок вакансий на Гревской площади сопровождалось более постоянным поселением в новых рабочих кварталах на периферии.
То ли из-за репутации хронических конфликтов с властями, то ли из-за новой солидарности в их переселенных кварталах, каменщики и другие строительные рабочие были чрезмерно представлены среди арестованных и депортированных коммунаров после последних уличных боев в конце мая.
Систематические исследования Жака Ружери, Мануэля Кастельса и других подтверждают, что эта «городская революция» была вызвана не новым пролетариатом, а скорее, как назвал его Ружери, «промежуточным рабочим классом», в который входили строительные рабочие, традиционные ремесленники и значительная часть владельцев магазинов, клерков и специалистов. Как выразился Кастельс:
Это были жители великого города в процессе мутации и граждане Республики в поисках своих институтов.
Дэвид Харви показал, что «османизация» Парижа в годы после 1848 г. привела к тому, что городское пространство стало более четко организованным по классовым признакам, что подготовило почву для потрясений 1871 г.
По иронии судьбы, буржуазная трансформация Парижа создала условия, которые способствовали появлению разнообразного нового общегородского рабочего класса, проникнутого духом более широкого интернационализма, который потенциально мог бросить вызов буржуазному «превосходствующему господству над пространством». И этот вызов, как утверждал Роджер Гулд, вырос именно из соседской солидарности этих новых «городских деревень», в которые входил новый класс.
Харви и другие перечислили городские инициативы рабочих в Коммуне, которые отражали их собственные претензии на контроль над парижским пространством. организация муниципальных мастерских для женщин; поощрение производственных и потребительских кооперативов; приостановка ночной работы в пекарнях; а мораторий на арендную плату, взыскание долгов и продажу предметов из муниципального ломбарда в Мон-де-Пьете отражал больные вопросы, которые годами беспокоили рабочий класс Парижа.
В некоторых случаях в первые дни после 18 марта, как рассказывал Проспер-Оливье Лиссагарей, «бывшие подчиненные сотрудников » брали на себя новые обязанности, как это произошло, например, в почтовой службе. Им пришлось импровизировать с ограниченными ресурсами перед лицом саботажа со стороны уходящих вышестоящих чиновников.
Жестокая развязка Коммуны в некоторых отношениях затмила новаторские, локалистские социальные и политические реформы, которые она на короткое время провела и передала социал-демократическим реформаторам, которые в 1890s и позже, стремились создать муниципальный социализм, лишенный революционных устремлений и рисков, которые слишком жестоко воплощались в разгроме Коммуны.
Память о Коммуне сохранялась на протяжении десятилетий не только в ночных кошмарах буржуазии и ее союзников-реформистов, но и среди социал-демократов, которые, как и их предки-коммунары, видели в городе возможность решить насущные проблемы, с которыми рабочие продолжали сталкиваться и о которых мечтали. альтернативного социального и политического порядка, который они могли бы установить в городах.
Борьба за память и значение Коммуны наиболее бурно развернулась среди самих социалистов.
Парадокс жестокого поражения в защиту того, что все больше становилось казаться утопическим обещанием муниципальной революции, не ускользнул от внимания последующих комментаторов. Споры о памяти и значении Коммуны наиболее бурно развернулись среди самих социалистов.
Книга Карла Маркса « Гражданская война во Франции » в своих первых изданиях почти мгновенно давала историю событий в Париже по мере их развития. Опираясь на те ограниченные источники, которые он смог найти — газетные отчеты, контрабандные письма и случайные сообщения из первых рук — Маркс собрал воедино отчет Генеральному совету Первого Интернационала, сделанный в конце мая 1871 года, всего через несколько дней после последней резни коммунаров. Повестка дня Маркса была многослойной, и каждый слой впоследствии встраивался в память и конструировал смысл Коммуны.
Во-первых, он стремился утвердить пролетарский характер восстания, хотя впоследствии и пересматривал эту оценку. Во-вторых, и, возможно, наиболее существенно, он защищал благородство восстания и самопожертвования коммунаров, рассматривая их как переломное событие в провозглашении социализма, хотя его непосредственные последствия были явно более двусмысленными.
В-третьих, он подчеркивал разрушающие и строящие государство черты Коммуны способами, которые неявно бросали вызов восхвалению анархистами того, что, как они утверждали, было ее разрушающим национальное государство характером. Впоследствии он принижал меры умеренности и «хорошего самочувствия», предпринятые Коммуной в дни и недели после ее первоначального создания.
Еще одним подтекстом в ответах Маркса, Энгельса, Карла Каутского, Владимира Ленина и других марксистов была продолжающаяся идеологическая война с прудонистскими ассоциативными влияниями, которые, по их мнению, слишком явно проявлялись в Коммуне. Его упор на местничество, децентрализованную демократию и производственную кооперативную экономику рассматривался как предвестник другого социалистического порядка, который впоследствии продолжит оживлять программы практических реформ муниципальных социалистов.
Ужасные сцены подавления Коммуны между 21 и 28 мая дали достаточный материал для возведения этих событий в легенду. По оценкам, убитых в бою или казненных колеблется от семнадцати тысяч до сорока тысяч. Около пятидесяти тысяч человек были арестованы, многие отправлены в изгнание даже во французскую колонию Новая Каледония в Южных морях.
Ужасные сцены подавления Коммуны между 21 и 28 мая дали достаточный материал для возведения этих событий в легенду.
Последующие наблюдатели продолжат в течение следующего десятилетия и более пытаться разобраться в волнующих событиях в Париже или, в случае антикоммунарных буржуазных комментаторов, оспорить или стереть память о нем. Во Франции социалистическая политика превратилась в запутанную паутину, в которой Коммуна служила пробным камнем как для «возможностных», так и для «импоссибилистских» фракций.
Поль Брусс, прошедший «политическое ученичество» в качестве анархиста, поверил в революционные надежды городов, несмотря на провал Парижской коммуны. Он выступал за « le Socialisme Pratique », в котором «значительные социалистические меры могли быть достигнуты на местном уровне до революции в центре».
Ключевым моментом был сдвиг в тактическом мышлении от насилия к политике. Другие сделали аналогичные выводы, хотя и в другом контексте. Мэри Патнэм, американка, жившая в Париже во время событий мая 1871 года, имела тесные связи с семьей, симпатизировавшей Коммуне, и считала, что события, свидетельницей которых она была, означали законную защиту «муниципальных прав».
Коммуну по-прежнему чтили как момент социалистического мученичества, а юбилеи и другие символические события давали возможность подтвердить жертвы коммунаров во имя социализма. Международное празднование Коммуны и особенно даты 18 марта стало, по словам Жоржа Гаупта, «идеей, исповеданием веры и подтверждением исторического будущего, неизбежной победы пролетарской революции».
Но даже когда память о Коммуне стала неотъемлемой частью социалистической риторики и иконографии, обострились и споры о ее значении. Актуальность Коммуны для продолжающегося проекта социалистических преобразований в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков отражала глубокую поляризацию внутри самого движения.
Американский социалист Филлипс Рассел, посетивший Париж в мае 1914 года, как оказалось, накануне Великой войны, присоединился к процессии из «тридцати, может быть, сорока тысяч… . . рабочих мужчин и женщин, а также детей», в память о Коммуне. Огромная толпа внезапно затихла, приблизившись к стене кладбища Пер-Лашез.