На 10 девчонок 12 ребят: как ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин
Китайские власти рассматривают возможность отмены политики ограничения рождаемости «одна семья — один ребенок», которая действовала с 1979 года. Forbes Woman рассказывает, как она привела к гендерному дисбалансу и повлияла на положение женщин
Недавно стало известно, что в ближайшие несколько лет КНР может снять ограничения на количество детей в семьях — об этом сообщили источники агентства Reuters. Перепись населения, проведенная в 2021 году, показала, что Китай остается самой густонаселенной страной в мире и население продолжает расти: сейчас оно составляет 1,41 млрд человек, но темпы роста критически замедлились. Ограничение рождаемости привело к старению населения и дефициту рабочей силы, дешевизна которой долгое время подпитывала рост китайской экономики. При этом в отличие от развитых стран, столкнувшихся с аналогичной проблемой, Китай «постарел, не успев разбогатеть»: в списке стран по уровню ВВП на душу населения он занимает 86-е место (данные Всемирного банка за 2019 год). Особенность Китая еще и в том, что снижение темпа прироста населения было создано искусственно, а наложившись на патриархальные традиции, породило гендерный дисбаланс.
Центробанк Китая призвал отказаться от контроля рождаемости из-за риска отстать от США
Политика контроля рождаемостиВ первые годы существования КНР рождение нескольких детей поощрялось, но затем позиция партии изменилась. Ограничение рождаемости должно было в числе прочего способствовать модернизации сельских районов и снизить демографическую нагрузку детьми на трудоспособное население. Попытки ввести такое ограничение предпринимались несколько раз; нынешняя программа, известная как «одна семья — один ребенок», стартовала в 1979 году.
С самого начала программа предусматривала исключения, позволявшие при определенных условиях заводить второго ребенка. С середины 1980-х правила регулирования рождаемости были отданы на откуп администрациям провинций, в некоторых из которых представительницы национальных меньшинств могли, не опасаясь санкций, родить и третьего.
Несмотря на эти исключения, политика ограничения рождаемости оказалась эффективной, но вызвала сокращение прежде всего трудоспособного населения. Одновременно увеличилась продолжительность жизни пожилых людей. Ожидая снижения уровня доходов на пенсии, они сокращают потребление, что негативно влияет на экономику.
В 2016 году китайское правительство официально разрешило всем парам иметь двоих детей, а местные власти начали все чаще закрывать глаза на «несанкционированное» рождение третьих. Беби-бума, однако, не случилось — напротив, рождаемость начала падать (в 2020 году — на 15%). В марте этого года эксперты из Центрального банка Китая опубликовали доклад, в котором призвали отменить действующие ограничения рождаемости — иначе целей, обозначенных в плане по социалистической модернизации к 2035 году, достичь не удастся.
- Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике
- Исследователи предсказали снижение численности населения Земли после 2064 года
- Счетная палата сообщила о росте убыли населения в России на 30%
Политика ограничения рождаемости подавалась в том числе как логичное следствие изменения положения женщин и действительно многим из них дала дополнительное время на работу. Социологи Инци Ван и Тао Лью приводят такие данные: среди матерей, которые имеют детей в возрасте до пяти лет, работают 51,1% (46,1% не работают, 2,8% зарегистрированы как безработные), в то время как среди женщин, не имеющих детей этого возраста, работают уже 59,4% (не работают 37%, зарегистрированы как безработные 2,7%). Парадоксально однако, что в рамках пока еще действующей политики ограничения рождаемости женщина, родившая «лишнего» ребенка, может быть уволена (не говоря уже о том, что само по себе регулирование фертильности — это ограничение репродуктивных прав женщин). К тому же все преимущества бездетности «съедаются», во-первых, ростом стоимости содержания даже единственного ребенка, а во-вторых, неоплачиваемой работой по дому.
В Китае все еще сильны традиционные ценности, подразумевающие, что мужчина — добытчик, а женщина — мать и домохозяйка. В докладе, опубликованном в 2004 году, Государственный совет Китая прямо признавал, что «обычаи неравенства между мужчинами и женщинами, унаследованные от истории и культуры Китая, еще не полностью искоренены». Идею о том, что «мужчины должны быть обращены к обществу, а женщины — к семье», в 2010 году разделяли 61,6% мужчин и 54,8% женщин. На неоплачиваемую работу по дому китайские женщины тратят в среднем 237 минут в день, тогда как мужчины — только 94 минуты (данные Международной организации труда за 2018 год).
Эта работа включает уход за пожилыми родственниками — и по мере старения населения Китая нагрузка на женщин трудоспособного возраста будет увеличиваться. При этом в некоторых сельских районах сохраняется патрилокальность — то есть женщина, выходя замуж, переезжает в семью мужа, а ее родители в старости остаются без поддержки. Это, а также социальные привилегии, которыми пользуются мужчины, делают сыновей более желанными детьми, чем дочери. Настолько, что одно из упоминавшихся выше исключений из правила «одна семья — один ребенок» разрешало сельским семьям завести второго ребенка в случае, если первой родилась девочка.
Гендерный дисбалансВ середине 1990-х годов социолог Энсли Коул обратил внимание на слишком низкую численность китайских женщин по сравнению с мужчинами. Нормальное для любой человеческой популяции соотношение полов при рождении — 100 девочек на 105 мальчиков; для других возрастных групп оно может меняться в зависимости от показателей смертности. Сравнив данные разных переписей населения с начала XX века, Коул обнаружил, что дефицит женщин в Китае характерен для всех возрастных категорий, в том числе для младенческого возраста, — иными словами, многие девочки или не рождаются, или умирают вскоре после рождения. Если в 1979 году на 100 девочек рождалось 106 мальчиков, то в 1990-м — 111 мальчиков.
«Уровень избыточной ранней женской смертности (вероятно, детоубийства) резко снизился в коммунистический период, но не до нуля, — пишет Коул. — Недавний рост числа «пропавших» девочек в Китае в значительной степени вызван быстрым ростом числа селективных абортов». Проще говоря, пары, ожидающие ребенка, принимают решение прервать беременность, если узнают, что у них будет дочь.
Кроме того, в сельских районах новорожденные девочки имеют меньший, нежели мальчики, доступ к медицинскому обслуживанию. Результатом становится высокая смертность девочек младенческого возраста. «Когда болеет сын, родители реагируют быстрее и тратят на его лечение значительные ресурсы, — пишет синолог Изабель Аттане. — Когда же болеет дочь, они не решаются проконсультироваться с врачом или отвезти ребенка в больницу и в среднем тратят на медицинское обслуживание меньше, чем на сына».
Сегодня мужское население Китая превышает женское более чем на 30 млн. Среди людей в возрасте 20–24 лет на каждые 100 женщин приходится 114,6 мужчины, среди людей в возрасте 15–19 лет — 118,4 мужчины, среди людей в возрасте 10–14 лет — 119 мужчин. По мере взросления нынешних подростков этот дисбаланс будет проявлять себя все сильнее.
Брачный рынокСамое очевидное следствие избытка мужчин — нехватка потенциальных жен на брачном рынке. Одни исследователи считают, что такое положение повышает ценность последних и дает им возможность вступать в брак с мужчинами более высокого статуса. Другие отмечают, что в этом случае в рамках семьи гендерное неравенство оказывается подкреплено социальным. К тому же, как предполагает Изабель Аттане, в условиях дефицита невест мужчинам придется дольше ждать возможности вступить в брак, в то время как женщины будут «нарасхват», что выльется в появление большого числа пар с сильной разницей в возрасте. Все это в теории может ухудшить положение замужней женщины, закрепить за ней роль домохозяйки и ограничить экономическую самостоятельность.
Одновременно растет число мужчин, которые так никогда и не вступят в брак. В Китае их называют «гуангун» — «голые ветви». Политологи Валери Хадсон и Андреа дер Боер в 2002 году предположили, что это приведет к всплеску насилия, поскольку «голые ветви» будут стремиться захватывать ресурсы, которые позволили бы им на равных конкурировать на брачном рынке: «Эти теоретические предсказания подтверждаются эмпирическими данными. […] Независимо от культурной принадлежности подавляющая часть насильственных преступлений совершается молодыми, не состоящими в браке мужчинами с низким статусом». Авторы исследования, опубликованного в 2011 году, пишут, что не нашли «доказательств того, что [одинокие мужчины] склонны к агрессии или насилию, равно как и сообщений о преступлениях и беспорядках в районах, где, как известно, много мужчин». Но отмечают, что у «голых ветвей», как правило, низкая самооценка, они замкнуты и склонны к депрессии.
Впрочем, отношение к браку в Китае, особенно в городах, меняется: многие молодые люди сознательно от него отказываются. В 2018 году в Китае было зарегистрировано 10,14 млн браков, в 2019-м — 9,27, в 2020-м — 8,1 млн. Зато растет число разводов: если в 1987 году в стране было расторгнуто 580 000 браков, то в 2020-м — уже более 3 млн, их доля за тот же период выросла с 0,5% до 3,4%. По данным Всекитайской федерации женщин, в 70% инициаторами разводов становятся жены.
Дефицит потенциальных партнерш привел и к расцвету секс-траффикинга. Чаще всего его жертвами становятся женщины из неблагополучных регионов — Северной Кореи, Мьянмы и других. Выезжая в Китай на заработки, они оказываются в руках брокеров, которые продают их в рабство. Авторы доклада Human Right Watch прямо указывают на гендерный дисбаланс как на причину высокого спроса на секс-рабынь. Некоторые опрошенные ими женщины, пережившие секс-рабство, рассказывали, что их насиловали с целью зачатия ребенка. Дети либо используются как способ удержать рабыню от побега, либо имеют собственную ценность — некоторые информантки HRW говорили, что их готовы были отпустить на волю при условии, что ребенок останется в китайской семье. При этом детей, рожденных нелегальными мигрантками, официально не регистрируют, они не имеют доступа к образованию и здравоохранению. По разным оценкам, сейчас в стране насчитывается около 30 000 «несуществующих» детей.
- Любовь в Южной Корее: как здесь строят отношения и относятся к браку
- «Хуже, чем плохой брак, нет ничего в жизни»: Людмила Улицкая — о любви, низкой самооценке и жизни в условиях неопределенности
- Недолго и несчастливо: почему женатые люди получают не больше удовольствия от жизни, чем одинокие и свободные
По данным Reuters, власти Китая продумывают широкий план решения демографических проблем, который будет включать эффективные способы поощрения деторождения, а также программу повышения пенсионного возраста. Однако вряд ли это даст быстрый эффект: политика «одна семья — один ребенок» привела не только к сокращению рождаемости, но и к тому, что повышать ее теперь просто некому.
Проблему пытаются решить разными способами. Например, еще в начале 2000-х Национальная комиссия по народонаселению и планированию семьи запустила кампанию «Забота о девочках», с помощью которой пыталась повысить ценность дочерей. Власти борются и с практикой селективных абортов, но поскольку способов отделить их от других случаев прерывания беременности не так много, меры сводятся к ограничению возможности сделать аборт после 14-й недели беременности — именно на этом сроке можно определить пол будущего ребенка.
Другое направление — сохранение института брака. Например, с 1 января 2021 года в Китае действует закон, по которому заявление о разводе необходимо подавать дважды с разницей в месяц — предполагается, что за это время пара может передумать разводиться. Звучат даже экзотические предложения вроде введения практики полиандрии (многомужества).
Правда, все это еще не значит, что китайские семьи станут многодетными: политика ограничения рождаемости создала образ мышления, при котором все ресурсы пары сосредоточены на одном ребенке, и многие семьи чувствуют, что просто не могут позволить себе второго.
Богатые и плодовитые: многодетные отцы списка Forbes
9 фото
Стеклянного потолка нет, труд до вечера: как женщины работают в китайских компаниях
В кризис Россия возлагает большие надежды на Китай — как ближайшего соседа и одну из крупнейших экономик. Как это повлияет на корпоративную культуру российских компаний? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Forbes Woman изучил, что значит повестка гендерного равенства для китайских компаний
Мао Цзедун и женский труд
«Женщины держат половину неба», — утверждал китайский революционер и партийный деятель Мао Цзэдун. Борьба за гендерное равенство была одной из важных задач в годы его правления: Цзэдун был уверен, что для построения коммунистического общества женщины и мужчины должны получать равную оплату за труд на производстве.
«После прихода коммунистов во главе с Мао Цзэдуном к власти женщины действительно обрели больше трудовых прав. Из-за спорных политических решений Мао, которые приводили к голоду и разорению сельскохозяйственных угодий, не было никаких возможностей игнорировать работниц. После Второй мировой войны, как и во многих странах, женщины были ресурсом рабочей силы. Но в Китае это произошло раньше. При Мао Цзэдуне существовал лозунг (вообще председатели КНР ими славятся), что женщинам лучше меньше рожать и больше разводить свиней», — объясняет китаист Анастасия Муравьева.
Фото Getty ImagesВ 1980-е, согласно данным ООН, Китай занимал ведущие позиции в мире с точки зрения гендерного равенства.
В 1990-е КНР провозгласила политику «технологии в обмен на рынок», в результате чего западные корпорации, пользуясь дешевизной рабочей силы, переместили большую часть производств в Китай. В этот же период китайские мужчины снова захотели видеть рядом с собой женственных домохозяек. Однако глобальных перемен в вопросах гендерного равенства не произошло: история XX века закрепила работу женщин наравне с мужчинами как норму.«По моему опыту, в китайских IT-компаниях на руководящих позициях очень много женщин, — рассказывает сотрудница крупной телекоммуникационной фирмы Мария (имя героини изменено по ее просьбе). — Особенно в маркетинге и продажах. 80% знакомых — женщины на руководящих позициях. В моей компании тоже перевес в сторону женщин».
В 2020 году женщины занимали 36% руководящих должностей в Китае, в то время как средний показатель по Азии — 28%. Американская бухгалтерская организация Grant Thornton заявила, что Китай занимает первое место в мире по количеству женщин на руководящих должностях.
«Если вы профессионал в своей сфере, то проблем не будет. Не будет никакого потолка, стеклянного в том числе, — утверждает Мария. — Нужно всегда демонстрировать навыки, показывать плоды своей работы, выражать желание развиваться и улучшать бизнес. Еще китайцы любят, когда сотрудники сидят в офисе до десяти вечера, демонстрируя любовь к работе».
Материал по теме
Влияние патриархальной культуры на бизнес
Если посмотреть на положение женщин в китайском бизнесе, на первый взгляд ситуация выглядит позитивной. Но китайское общество остается патриархальным. Работодатели по-прежнему могут указать в объявлении о найме желаемый гендер работника. Если на работу принимают девушек, в требованиях могут указывать рост, вес и супружеский статус. В рейтинге гендерного разрыва Global Gender Gap Report за 2021 год Китай находился на 107 месте (для сравнения: Россия — на 81-м).
«В Китае до сих пор существуют селективные аборты в пользу мальчиков, из-за чего пол плода не сообщают вплоть до родов, это распространяется даже на иностранок. По традиции считается, что дочь рождается для другой семьи, а сын будет заботиться о своих родителях в старости. К тому же Китай долгое время оставался преимущественно аграрной страной, где сыновья — это рабочая сила», — объясняет китаист Муравьева.
«По поводу гендерных различий по своему опыту могу сказать, что женщинам платят меньше, — делится опытом менеджер по работе с китайскими блогерами Ольга (имя изменено по просьбе героини). На прошлой работе у меня была руководительница, которая сотрудников-мужчин любила гораздо больше, платила больше, требовала с них меньше. При этом ответственная девочка может выжимать из себя все соки и собирать шишки на собраниях, а парня-раздолбая на той же должности максимум слегка отчитают».
«Например, если это китаец, ни разу не бывавший за границей, для него «скрепы» очень важны. Четыре месяца я работала в частном детском саду учителем английского. Большая часть коллектива — китайцы, придерживающиеся традиционных ценностей. Был случай, когда один из мальчиков посреди урока повернулся к своей сестре и со всей силы ударил ее по лицу просто так. Мальчика не наказали, девочку увели успокаивать», — вспоминает бывший репетитор по английскому Ксения Иваницкая.
«Могу сказать, что как с российским работником со мной общаются вежливее, чем с китайскими, — рассказывает о своем опыте переводчица Светлана (имя изменено по просьбе героини). Со своими соотечественниками руководители и менеджеры ведут себя строже: это сделай, то сделай. К российским сотрудницам, например, нет никаких требований в дресс-коде, а вот китаянки обязательно должны носить юбки и каблуки».
Однако существует большая разница между работой в локальной и международной китайской компании, подчеркивают опрошенные Forbes Woman женщины. Фирма, работающая с иностранными партнерами, обычно заботится о том, чтобы корпоративная этика (в том числе в отношении гендерного равенства) соответствовала мировым стандартам.
«Многие сделки в Китае заключаются поздно вечером за ужином в баре или в закрытых мужских заведениях — сигарных клубах и саунах. И это еще одно препятствие для женщины. Поэтому готовьтесь отстаивать свои интересы на конференциях, форумах и прочих деловых мероприятиях, где общение с потенциальными партнерами будет ограничено по времени. Китайцы не заводят глубоких дружеских связей с женщинами, но если вы IR-специалист (investor relations, специалист по связям с инвесторами), вам будет оказано должное внимание», — писала для Forbes руководитель акселератора социальных инноваций Ольга Филатова.
«Если идут бизнес-переговоры, то китайцы никогда не будут проявлять сексизм по одной простой причине: если они позволят себе какое-то неосторожное выражение, а иностранец поймет, то они потеряют лицо. Для китайцев это неприемлемо, особенно перед людьми другой культуры», — отмечает китаист Муравьева.
Материал по теме
#MeToo и харассмент
«Честно говоря, Китай с Россией схожи, если говорить о патриархальности общества. Но в отличие от России в Китае (хотя бы на законодательном уровне) криминализировано домашнее насилие. Да, существует множество барьеров, которые позволяют полиции и судам не удовлетворять прошения о разводе, не возбуждать уголовные дела, но закон существует, суды рассматривают иски. С другой стороны, быть феминисткой в Китае опасно: это наказуемо на государственном уровне», — говорит Анастасия Муравьева.
В 2010-х в Китай пришла третья волна феминизма. В 2015 году группа из пяти активисток, известных как «феминистская пятерка», планировала распространять листовки в знак протеста против сексуальных домогательств в общественном транспорте в Международный женский день. За день до этого их арестовали и держали под стражей 37 дней «за разжигание конфликтов и провоцирование беспорядков».
Через два года в прессе было опубликовано заявление вице-президента Всекитайской федерации женщин о том, что «враждебные западные силы» исковеркали понятие феминизма, чтобы подорвать политику КНР в отношении гендерного неравенства. В том же году одна из самых известных китайских активисток Ли Майцзы в статье для The Guardian рассказала, что женское движение в Китае находится под угрозой. Например, правительственная цензура удаляла публикации с хэштегом #MeToo (тогда вместо него китаянки стали использовать смайлики зайца и миски с рисом: «рисовый зайчик» на китайском звучит как ми-ту).
Лицом #MeToo в Китае называют Чжоу Сяосюань, ее история едва ли не самая известная в стране. В 2014 году, когда Чжоу Сяосюань был 21 год, она проходила стажировку на главной телесети Китая CCTV и зашла в гримерку к популярному телеведущему Чжу Цзюню, чтобы взять интервью. Тот стал трогать и целовать Чжоу без ее согласия. На следующий день девушка обратилась в полицию, но там ей посоветовали не писать заявления, отмечая хорошую репутацию телеведущего, который к тому же подал встречный иск о клевете, который до сих пор находится на рассмотрении в суде.
«Люди приходят к зданию суда, поддерживают, ждут окончания заседаний. Показательно, что результаты заседаний не публикуются на сайте суда, хотя результаты рассмотрения других исков широкой публике доступны», — рассказывает китаист Муравьева. — Если мы говорим о гендерных, феминистских вопросах, будь то домашнее насилие или харассмент, сейчас даже суды, если до них доходит дело, стараются не публиковать онлайн эту информацию. С другой стороны, получается «эффект Стрейзанд» — чем меньше публикуют информации официальные источники представителей власти, тем больше этими историями интересуются люди».
женщин в традиционном Китае | Asia Society
by Patricia Ebrey
В Китае с давних времен мужчины считались ядром семьи. Предки, которым король династии Шан или Чжоу приносил жертвы, были его предками по отцовской линии, то есть его предками, связанными исключительно через мужчин (отец его отца, отец отца его отца и т. д.). Когда женщины попадают в ранние исторические записи, это часто происходит потому, что они доставляли мужчинам проблемы. Некоторые женщины замышляли продвигать собственных сыновей, когда у их мужей были сыновья от нескольких женщин. Верность женщин часто подвергалась сомнению. В 697 г. до н. э., например, дочь одного из самых влиятельных министров в государстве Чжэн узнала от своего мужа, что правитель приказал ему убить ее отца. После того, как ее мать посоветовала ей: «Все мужчины — потенциальные мужья, но у тебя есть только один отец», она рассказала отцу о заговоре, и он тут же убил ее мужа. Правитель Чжэн возложил вину на мужа за то, что он по глупости доверился своей жене. Взятые вместе, отчеты такого рода представляют смешанную картину женщин и проблем, которые они представляли для мужчин в знати. Женщины в их жизни были способны на верность, мужество и преданность, но также и на интриги, манипуляции и эгоизм.
Конфуций, вероятно, считал само собой разумеющимся такое отношение к женщинам, распространенное в его обществе. Он очень уважал обряды предков и связанные с ними семейные добродетели, такие как сыновняя почтительность. Он надеялся, что благодаря практике ритуала все, мужчины и женщины, высокие и низкие, старые и молодые, научатся выполнять свои обязанности. Женские роли были преимущественно родственными ролями: дочери, сестры, жены, невестки, матери, свекрови. Во всех этих ролях женщины должны были согласовываться с желаниями и потребностями близких мужчин: их отцов в молодости, их мужей в браке, их сыновей, когда они овдовели. Последователь Конфуция Мэн-цзы заявил, что худшим из несыновних поступков было отсутствие потомства (Мэн-цзы 4A. 26). В более поздние века этот акцент на необходимости сыновей привел многих к разочарованию в связи с рождением дочери.
Спустя столетия после Конфуция писатели стали часто обсуждать пол с точки зрения инь и ян. Женщины были инь, мужчины были ян. Инь был мягким, уступчивым, восприимчивым, пассивным, рефлексивным и спокойным, тогда как Ян был жестким, активным, напористым и доминирующим. День и ночь, зима и лето, рождение и смерть, да и все природные процессы происходят через процессы взаимодействия инь и ян. Концептуализация различий между мужчинами и женщинами с точки зрения инь и ян подчеркивает, что эти различия являются частью естественного порядка Вселенной, а не частью социальных институтов, искусственно созданных людьми. В теории инь-ян эти две силы дополняют друг друга, но не строго в равной степени. Естественная связь между инь и ян является причиной того, что мужчины ведут, а женщины следуют. Если инь неестественным образом берет верх, порядок как на космическом, так и на социальном уровне оказывается под угрозой.
Поддержание физического разделения между мирами мужчин и мирами женщин рассматривалось как важный первый шаг к тому, чтобы инь не доминировала над ян. Классика конфуцианства «Книга обрядов » подчеркивала ценность сегрегации даже в семье; дома должны быть разделены на внутреннюю и внешнюю части, а женщины должны оставаться во внутренней части. Одно стихотворение из Книги стихов заключалось в следующем: «Женщины не должны принимать участие в общественных делах; они должны посвятить себя уходу за шелковыми червями и ткачеству». Аналогичное мнение было выражено в Книга Документов в пословичной форме: «Когда курица возвещает рассвет, это сигнализирует о гибели семьи».
Во времена Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) как административная структура централизованного государства, так и успех конфуцианства помогли сформировать китайскую семейную систему и место женщины в ней. Ханьские законы поддерживали власть глав семей над другими членами их семей. Главой семьи обычно был старший мужчина, но если мужчина умирал до того, как его сыновья вырастали, его вдова оставалась главой семьи, пока они не достигли совершеннолетия. Кодексы имперского периода навязывали моногамию и предусматривали различные наказания за двоеженство и повышение статуса наложницы до жены. Мужчины могли развестись со своими женами по любому из семи оснований, включая бесплодие, ревность и болтливость, но могли сделать это только в том случае, если у нее была семья, в которую она могла бы вернуться. Оснований, по которым женщина могла развестись с мужем, не было, но возможен развод по обоюдному согласию.
Во времена Хань много было написано о том, какие добродетели должны развивать женщины. Биографии образцовых женщин рассказывали истории женщин из прошлого Китая, которые давали своим мужьям хорошие советы, жертвовали собой, когда их заставляли выбирать между отцами и мужьями, или совершали другие героические поступки. Он также содержал предостерегающие рассказы о коварных, ревнивых и манипулирующих женщинах, которые несли разрушение всем вокруг себя. Еще одна очень влиятельная книга была написана Бань Чжао, хорошо образованной женщиной из известной семьи. Ее Увещевания для женщин призывали девушек овладеть семью добродетелями, присущими женщинам: смирение, покорность, раболепие, самоуничижение, послушание, чистоплотность и трудолюбие.
К концу периода Хань конфуцианский словарь для разговоров о женщинах, их природе, их слабостях, их надлежащих ролях и достоинствах был в значительной степени устоявшимся. Стойкостью этих способов мышления, несомненно, во многом обязана преемственность семейной системы, которая со времен Хань была патрилинейной, патрилокальной и патриархальной и допускала сожительство. При замужестве женщина должна была перейти из дома отца в дом родителей мужа. Учитывая важность, придаваемую продолжению жертвоприношений предков через потомков по отцовской линии, положение жены в ее супружеской семье зависело от рождения наследников мужского пола. Тем не менее, из-за практики сожительства, даже если жена рожала сыновей, ее положение могло быть подорвано, если ее муж брал наложниц, которые также рожали сыновей. Таким образом, до тех пор, пока семейная система существовала без существенных изменений, женщины продолжали прибегать к стратегиям, которые казались мужчинам мелочными или угрожающими, и только когда женщина стала бабушкой, она, вероятно, не будет так же относиться к интересам семьи. мужчины в семье сделали. Однако для большинства тех, кто оставил письменные свидетельства, проблема заключалась не в семейной системе, а в моральных упущениях. Таким образом, моралисты выставляли для подражания модели самоотверженных женщин, женщин, которые придерживались принципов верности, целомудрия и верности, часто ценой больших личных затрат.
Во времена Сун (960-1279) исторические источники достаточно разнообразны, чтобы увидеть, что женщины занимались широким спектром деятельности, никогда не описанной в конфуцианских дидактических текстах. Были вдовы, которые содержали гостиницы, акушерки, принимающие роды, благочестивые женщины, которые целыми днями распевали сутры, монахини, которые обращались к таким женщинам, чтобы объяснить буддийское учение, девочки, которые учились читать со своими братьями, дочери фермеров, которые зарабатывали деньги, ткая циновки, бездетные вдовы, которые обвиняли своих племянников в захвате их имущества, жены, которые завидовали наложницам, которых их мужья приводили домой, и женщины, которые брали свое приданое, чтобы помочь сестрам своих мужей удачно выйти замуж.
Часто говорят, что статус женщин начал снижаться в эпоху Сун, как раз тогда, когда господствовало неоконфуцианство. Двумя наиболее часто упоминаемыми признаками этого упадка являются давление на вдов, чтобы они не вступали в повторный брак, и практика связывания ног молодых девушек, чтобы они не вырастали более чем на несколько дюймов в длину. Бинтование ног, по-видимому, неуклонно распространялось во времена Сун, и объяснения этому следует искать в обстоятельствах Сун, но целомудрие вдов имело очень мало конкретной связи с Сун, идея предшествовала Сун, а преувеличенное внимание к нему развилось гораздо позже.
Конфуцианские учителя никогда не рекомендовали бинтование ног; скорее, это было связано с кварталами удовольствий и с попытками женщин украсить себя. Матери связывали ноги девочкам в возрасте от пяти до восьми лет длинными полосами ткани. Цель состояла в том, чтобы не допустить роста их стопы и согнуть четыре меньших пальца, чтобы стопа стала узкой и сводистой. Бинтование ног постепенно распространилось во времена Сун, но, вероятно, оставалось в основном элитной практикой. В последующие века это стало чрезвычайно распространенным явлением в северном и центральном Китае, в конечном итоге распространившись на все классы. Женщины со связанными ступнями были менее подвижны, чем женщины с естественными ступнями, но только те, кто мог позволить себе слуг, связывали ноги так туго, что ходить было трудно.
Идея целомудрия вдов, напротив, не была новой во времена Сун. Бань Чжао писал: «Согласно ритуалу, мужья обязаны снова жениться, но нет текста, разрешающего женщине вступать в повторный брак». Повышенное внимание к целомудрию вдовы обычно возлагают на неоконфуцианского философа Ченг И, который однажды сказал своему последователю, что для вдовы лучше умереть от голода, чем потерять свою добродетель, снова выйдя замуж. В более поздние века это высказывание часто цитировали, чтобы оправдать давление на вдов, даже очень молодых, чтобы они оставались с семьей своего мужа и не выходили замуж за кого-то другого. Одна из причин, по которой вдовы во времена Юань (монгол) (1215–1368) и Мин (1368–1644) хотели остаться с семьями своих мужей, заключалась в том, что они больше не могли брать свое приданое при новом браке. Когда семья мужа не хотела поддерживать вдову сына, моральное осуждение повторного брака помогло бы вдове настоять на том, чтобы ей разрешили остаться и усыновить сына.
К началу периода Цин (1644-1911) культ целомудрия вдов приобрел чрезвычайно сильную власть, особенно среди образованного класса. Бездетные вдовы могут даже покончить жизнь самоубийством. Молодые женщины, свадьбы которых еще не состоялись, иногда отказывались вступить в новую помолвку после смерти их жениха. Вместо этого они переезжали в дом своего жениха и служили его родителям невестками. Хотя большинство конфуцианских ученых и правительственных чиновников не одобряли самоубийства вдов и целомудренных невест, они часто выражали большое восхищение решимостью определенных женщин, которых они знали, тем самым способствуя распространению этого обычая.
В то время как целомудрие вдов становилось все более распространенным, все больше и больше женщин учились читать и писать. В семнадцатом и восемнадцатом веках было опубликовано удивительное количество их стихов. Женщины с поэтическими талантами занимают видное место в великом романе восемнадцатого века Сон о красных особняках (также называемом История камня ). Хотя герой-мужчина, Баоюй, молодой человек с большой чувствительностью, некоторые из его двоюродных сестер женского пола еще более талантливы как поэты. Некоторые женщины в этой большой вымышленной семье обладают значительной властью — особенно бабушка, которая может заставить своих сыновей и племянников делать то, что она хочет, и невестка, которая распоряжается финансами семьи. Однако молодые незамужние женщины могли получить литературное образование так же хорошо, как и мальчики, но они еще меньше контролировали свои судьбы, чем он.
Как и в большинстве других стран мира, в Китае двадцатого века интеллектуалы и общественные деятели неоднократно критиковали старую семейную систему и особенно то, как она ограничивала возможности женщин. Связывание ног, целомудрие вдовы, родительский контроль над браком и сожительство — все это было устранено. Однако следует всегда помнить, что очень многие женщины могли вести удовлетворительную жизнь при старой системе.
В чартах: почему женщины в Китае карабкаются высоко — или бросают работу
Китайское общество
Карьера или семья? Эта дилемма стоит особенно остро во второй по величине экономике мира
© FT Montage/Getty ImagesSun Yu
Перейти к разделу комментариевРаспечатать эту страницу
Получайте бесплатные обновления китайского общества
Каждое утро мы будем присылать вам электронное письмо myFT Daily Digest , в котором будут собраны последние новости китайского общества.
На рабочих местах в Китае, где когда-то доминировали мужчины, быстро становится женское лидерство по мере того, как растущая доля женщин уходит с рынка труда.
Данные листинговых компаний страны, которые входят в число наиболее управляемых, показывают, что число женщин-президентов увеличилось более чем втрое до 241 за десятилетие, закончившееся в 2021 году. Тем временем уровень участия женщин в рабочей силе в Китае упал до рекордно низкого уровня в 61,6 процента. с 63,8%.
Вы видите снимок интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы находитесь в автономном режиме или в вашем браузере отключен JavaScript.
Противоречие подчеркивает шаткое положение, в котором находятся женщины-профессионалы во второй по величине экономике мира, поскольку они изо всех сил пытаются сбалансировать свои карьерные цели и семейные обязанности.
«Мы подошли к моменту, когда женщины-лидеры, как среднего, так и высшего звена, начинают набирать обороты, — говорит Чжао Ин, соучредитель и издатель веб-сайта WhichMBA.net, платформы для обучения менеджменту в Шанхае. «Но отсутствие поддерживающих сетей в таких областях, как уход за детьми, вынудило многих женщин-специалистов уменьшить, если не отказаться от своих карьерных амбиций».
Растущее влияние китайских женщин на рабочем месте частично связано с их академическими достижениями. За десятилетие, завершившееся в 2020 году, число женщин, обучающихся на бакалавриате, выросло почти вдвое, а число студентов, получающих степень магистра, за тот же период увеличилось более чем вдвое. Хотя мужчин в каждой возрастной группе больше, чем женщин, в программах бакалавриата и магистратуры за последние 10 лет наблюдалась обратная ситуация.
Вы видите снимок интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы находитесь в автономном режиме или в вашем браузере отключен JavaScript.
Карьерному росту женщин также способствовало снижение рождаемости, что облегчило бремя ухода за детьми. Рождаемость в Китае упала до рекордно низкого уровня в 9,6 млн в прошлом году с 16,4 млн десять лет назад, а число новых зарегистрированных браков сократилось на две пятых за тот же период. Те, у кого есть дети, делают это в более позднем возрасте. В 2020 году, например, среднестатистическая женщина в Шанхае — городе с репутацией дружелюбного к женщинам города благодаря необычайно благосклонным мужьям — родила первого ребенка примерно в 31 год по сравнению с 29 годами. в 2015 г.
Вы видите снимок интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы находитесь в автономном режиме или в вашем браузере отключен JavaScript.
Для многих китайских женщин, особенно проживающих в больших городах, брак и дети, которые когда-то были главными приоритетами в жизни, уступают место экономической независимости и успеху в карьере. Хе Дэн, 32-летняя управляющая сетью винных баров в центральном городе Чанша, говорит, что не планирует выходить замуж или заводить детей, потому что свобода важнее, чем богатство, за которое ее можно купить.
«Возможно, я никогда не заработаю достаточно денег», — говорит Хе, чей годовой доход за последнее десятилетие увеличился в десять раз.
Вы видите снимок интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы находитесь в автономном режиме или в вашем браузере отключен JavaScript.
Другие женщины, однако, предпочитают бросить работу на полную ставку, чтобы заботиться о семье. Неуклонное снижение участия женщин в рабочей силе, по мнению ученых, отражает давление на китайских женщин, заставляющих их уделять приоритетное внимание уходу за детьми, чтобы их мужья могли сосредоточиться на своей карьере. Это особенно актуально в нынешнюю эпоху интенсивного воспитания детей, когда многочасовые внеклассные мероприятия и занятия с репетиторами организуются в основном матерями.
Вы видите снимок интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы находитесь в автономном режиме или в вашем браузере отключен JavaScript.
Введение правительством политики двух детей в 2016 году, заменившей политику одного ребенка на пару, введенную в 1979 году, оказало дополнительное давление на работающих матерей. Официальные данные показывают, что более половины новорожденных в Китае в 2021 году имели старших братьев и сестер по сравнению с 39% в 2015 году (исключения были разрешены в соответствии с политикой одного ребенка).
Сложность совмещения работы и детей усугубляется отсутствием государственных инвестиций в доступные детские сады. В результате, в то время как падающая рождаемость позволила некоторым женщинам взобраться на корпоративные высоты, многие матери маленьких детей считают, что у них нет другого выбора, кроме как делать длительные перерывы в работе, даже если они все еще стремятся к карьере.
В Нанкине Чжао Лэй, бывший аудитор, говорит, что ей пришлось бросить работу, чтобы заботиться о своем ребенке, родившемся в конце 2021 года. «Я никогда не думала о том, чтобы быть домохозяйкой», — говорит Чжао, 33 года, «но я не могла найти никого, кто бы присмотрел за моим ребенком, потому что члены моей семьи недоступны, а хороших нянь найти трудно».
Вы видите снимок интерактивной графики. Скорее всего, это связано с тем, что вы находитесь в автономном режиме или в вашем браузере отключен JavaScript.
Непропорциональная ответственность китайских женщин за уход за детьми способствовала широкому и устойчивому гендерному разрыву в оплате труда, при этом многие частные фирмы отказывают женщинам в приеме на работу в случае, если они продолжают рожать детей. По данным пекинского онлайн-портала по поиску работы Boss Zhipin, средняя заработная плата мужчин в городах в период с 2018 по 2021 год была примерно на 28% выше, чем у женщин.
«Женщины не могут совмещать работу и семью, пока этого не сделают мужчины», — говорит Чжао Лэй.