Промыслы женских монастырей России — НИКОЛО-СОЛЬБИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
С самого начала истории русских женских монастырей, они стали выполнять функции общественного служения. Так, в летописях, первый женский монастырь упоминается в 1089 году. Сын Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, основал для своей дочери Анны Андреевский монастырь, при котором существовала первая известная в истории школа для девочек. Анна обучала их грамоте и ремёслам[1]. Одной из задач монастырского образования было дать детям знания, насущно необходимые для их дальнейшей самостоятельной жизни.
К 80-м – 90-м годам XIX века почти во всех женских монастырях открылись церковно-приходские школы, которые содержались на их собственные средства[2]. В этих школах обучали главным образом сирот и детей бедняков. В программу обучения, наряду с общеобразовательными предметами, входило рукоделие. При этом виды рукоделия разнились в зависимости от финансовых возможностей монастыря. Если монастырь был ограничен в средствах, девочек обучали простым навыкам шитья, вязанию чулок, ремонту одежды, а если была возможность – изящным, тонким рукоделиям, например, шитью шелками и золотом церковных облачений и утвари[3].
Различные виды промыслов и рукоделия сопровождали существование женских монастырей на всём протяжении их истории.
Различия в видах монастырских промыслов и рукоделия объяснялись общественным и имущественным положением насельниц и, следовательно, богатством обители. Так, в течение 400 лет Новодевичий монастырь славился своими вышивками. «В нём были устроены мастерские и вышивание являлось местным значительным производством»[4]. Это было одной из главных специализаций этого монастыря, которая требовала больших средств и умений. Для этого оказались подходящие условия, поскольку монахини были в основном знатных княжеских и даже царских родов. В XVII веке особенное развитие здесь получило шитьё жемчугом[5].
Подобно общественному служению, государственная власть со временем стала регламентировать и монастырские промыслы. В 1724 году, в «Объявлении, когда и коей ради вины начался чин монашеский», Пётр I предписал монахиням «питатца рукоделием вместо пашни, а имянно: пряжею на мануфактурные дворы»[6]. После этого появляются распоряжения об обучении монахинь новым видам ремёсел, например, выработки льняной пряжи высокого качества, для чего в монастыри направлялись специально обученные пряхи. Кроме обучения они должны были ознакомить с конструкцией своих прялок и помочь изготовить такие же на местах[7].
В московском Ивановском монастыре было несколько мастерских: златошвейная, живописная, шелкошвейная, ризная (изготовляла облачения и камилавки), мастерская, где шили белой и цветной гладью, портная (шили рясы и одежду для сестёр)[8].
В Покровском Хотькове монастыре занимались золотым шитьём, изготовляли детали церковных облачений и утвари, вышивали ризы. В иконописной мастерской не только писали иконы, но и обучали этому искусству молодых послушниц. Другие рукоделия – отделка икон фольгой и бисером, изготовление цветов и восковых фруктов, вышивка гладью.
Кроме изготовления традиционных облачений и церковной утвари, в монастырских мастерских изготовлялась военная форма и знамёна для армии, а также – форменные парадные платья придворных дам (например, в Новодевичьем и Ивановском монастырях). Для производства этих предметов, украшенных в том числе и трудоёмким по технике золотым и серебряным шитьём, требовались навыки и опыт монастырских мастериц[9].
Прославленные монастырские мастерские работали и для зарубежных заказчиков. Арзамасский Алексеевский монастырь Нижегородской епархии был знаменит высоким качеством золотошвейных работ, поэтому заказы он получал из Молдавии, Греции, Константинополя, Иерусалима и разных губерний Российской империи. Именно здесь была выполнена часть убранства для храма Христа Спасителя[10].
В Московском регионе кружевоплетением занимались монахини Новодевичьего и Покровского монастыря в Хотьково. По преданию, мастерская по производству кружев в Новодевичьем монастыре была основана в 1725 году и существовала вплоть до нашествия Наполеона. Здесь обучались плетению и работали 250 девочек-сирот под руководством 30 кружевниц, выписанных Петром I из Брабантских монастырей, славившихся кружевоплетением на весь мир. Изделия мастерской шли на нужды царского двора. Существование этой мастерской более чем вероятно, но изделия её неизвестны[11].
Монастыри изготовляли как церковную утварь, так и предметы декоративного убранства интерьеров и изделия декоративно-прикладного искусства, в том числе из бисера. Изготовление шитых бисером кошельков было одним из традиционных промыслов Покровского Хотькова монастыря. Изготовляли монастыри и ковры, как по заказу частных лиц, так и для церковных нужд. Вязание в Нижегородской области как промысел первоначально возникло в Никольском монастыре, однако скоро вышло за его пределы и стало достоянием всего женского населения Арзамаса и окрестностей[12].
В московском регионе регулярно проводились три знаменитые монастырские ярмарки. На них были представлены разнообразные изделия, выполненные руками сестёр.
Вербный торг проходил ежегодно у стен Кремля, продолжался два дня – в Лазареву Субботу и Вербное Воскресенье. Монахини Вознесенского монастыря изготовляли искусственные цветы, листья и дутые восковые фигурки ангелов, которыми украшали вербу. Рано утром украшенную вербу выставляли перед монастырскими воротами. Москвичи с детьми в течение дня покупали у монахинь веточки, с которыми шли вечером к праздничной всенощной.
Бабья шерстяная ярмарка у Ивановского монастыря состоялась впервые в 1654 году. Впоследствии проведение ярмарки в день монастырского праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи (29 августа по ст. ст.) стало традицией, сохранявшейся и во второй половине XIX века.
Покровская ярмарка в Хотьково начиналась 1 октября (по ст. ст.) в праздник Покрова Божией Матери и продолжалась в течение недели. Монастырские мастерицы продавали вышитые платки и пояса, шитые бисером кошельки, кружева и мячики из шёлковых лоскутков[13].
Женские монастыри принимали участие в трёх выставках конца XIX-начала XX века: Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893), Всемирной выставке в Париже (1900) и во Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари (1904)[14]. На всех выставках произведения монастырских мастериц пользовались неизменным успехом и даже вызвали в Париже моду на русский стиль в одежде. К сожалению, это были единственные и последние крупные выставки периода Империи; во время Мировой войны и после революции проведение подобных выставок стало невозможным. До настоящего времени ничего подобного более не проводилось ни в России, ни за рубежом.
Многочисленные войны, в которых участвовала Россия, сделали незаменимыми навыки шитья и изготовления перевязочных материалов, которыми владели монахини всех монастырей, а также специальные медицинские навыки, которыми обладали некоторые представительницы русского монашества. Многие монастыри активно помогали государственным учреждениям в изготовлении перевязочных материалов и белья. Например, осенью 1914 года «Склад Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны», не справляясь с изготовлением в полном объёме белья и тёплых вещей для нижних чинов действующей армии, попросил настоятельницу Вознесенского монастыря оказать помощь в шитье белья и тёплых вещей[15].
После революции некоторые женские общины, благодаря их навыкам шитья, сохранились сравнительно лучше мужских, поскольку «в первые месяцы Советской власти в Страстном, Никитском, Скорбященском монастырях монахини и послушницы организовали швейные мастерские, выполнявшие заказы для Красной Армии»[16]. К сожалению, такая ситуация продолжалась недолго, и скоро большинство обителей было закрыто.
Руководитель Научно-исторического отдела
Николо-Сольбинского женского монастыря К.Г. Капков
[1] Емченко Е.Б. Женские монастыри России. // Монашество и монастыри в России XI – XX века. М., 2002. С. 247
[2] Емченко Е.Б. Женские монастыри России. // Монашество и монастыри в России XI – XX века. М., 2002. С. 269
[3] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 58
[4] Кропоткина Е.С. Историко-художественный и бытовой музей б. Новодевичий монастырь. М., 1928. С. 20
[5] Овсянникова Ю.М. Указ. соч. С.40
[6] Емченко Е.Б. Государственное законодательство и женские монастыри в XVIII – нач. XX в. // Церкови в истории России. М., 2003. С. 204
[7] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 29
[8] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 32
[9] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 37
[10] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 38
[11] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 40
[12] Кузнецова Т. Ф. Указ. соч. С. 41-42
[13] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 48-50
[14] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 68
[15] Кузнецова Т.Ф. Указ. соч. С. 61-62
[16] Васильева О.Ю. Судьбы русских монастырей в XX веке. // Монашество и монастыри в России XI – XX века. М., 2002. С. 333
Женские монастыри России (Фото)
Широчайшие просторы России – это огромное разнообразие как природных зон, так и культурных, национальных и этнических особенностей их жителей. И одна из главных объединяющих сил всего этого многообразия – это, безусловно, православная вера. Ведь от Калининграда до Владивостока люди живут по одним заповедям, а многие из них даже целиком посвящают свою жизнь служению высшей силе. В этом материале мы рассмотрим несколько самых древних и интересных женских монастырей России.
Алексеевский монастырь в Угличе
Православная женская обитель на старинной Огневой горе у Каменного ручья, основанная еще в 1371 году иноком Адрианом с согласия самого Дмитрия Донского. Первые каменные строения начали возводить здесь в 1534 году, а после нашествия польско-литовских войск, перебивших всех монахов в 1609 году, была возведена неведомой красоты Успенская Дивная церковь. Здесь же в 1698 году держали бунтовавших против Петра Великого опальных стрельцов. Также на территории прихода располагается Алексеевская церковь XVI века, полностью переложенная в XIX-ом, и собор Иоанна Предтечи, известный своими потрясающими изразцами.
Благовещенский Киржачский монастырь
История его основания началась в 1358 году, в котором Сергий Радонежский подвизался со своей братией на киржачской земле. Иноки поставили здесь деревянную церквушку Благовещения Богородицы и несколько скромных келий. Преемником Радонежского стал Роман Киржачский, приумноживший богатства храма и впоследствии причисленный к лику святых. К середине XVI века здесь подвизалось уже около сотни монахов, а владения обители вышли далеко за пределы Переславского уезда. В 1764 году она была упразднена указом Екатерины II, однако уже в 1823 году ее восстановление было инициировано императором России Александром I.
Сегодня это действующая обитель, в которой хранится множество православных реликвий, в том числе иконы Благовещение, Спас и Никола.Богородично-Рождественский Ильинский монастырь
Женская община при Ильинской церкви в Тюмени была основана в 1620 году и за полторы сотни лет успела несколько раз изменить название. При приходе была открыта просторная церковная школа, которая перестала существовать вместе с обителью с приходом Советской власти. До перестройки в зданиях обители размещались ломбард и ликеро-водочный завод, однако уже в 2003 году в свои кельи вернулись первые монахини. Сегодня в этой обители России проживает около 10 насельниц, работает библиотека, детский приют, богадельня и швейный цех.
Богоявленский Авраамиев монастырь
Старинная православная женская обитель, основание которой датируется еще концом далекого XI века. На месте, где до того находилось языческое капище Велеса, Авраамий Ростовский поставил деревянную церковь и основал мужской приход, и лишь к концу XVII века все постройки были переложены в камне и окружены стеной.
Николаевский Арзамасский женский монастырь
В конце XVI века на центральной площади основанного Иваном Грозным города Арзамаса поставили храм имени Николая, Мерликийского чудотворца. Весьма скоро при нем было решено образовать женскую общину, ради чего игумен Сергий даже пожертвовал в этот храм большую резную икону Святителя, которая была знаменита своими целебными свойствами. Храм дважды выгорал, и лишь в 1738 году был перестроен в камне. До прихода советской власти обитель была знаменита своими рукодельницами, заказы к которым на вязаную обувь приходили сов сей России. С 1928 по 1994 год кельи с храмы стояли в запустении, после чего вернулись к Церкви и были восстановлены.
Николаевский Клобуков женский монастырь
Эта православная обитель изначально закладывалась как мужская, и свой женский статус обрела лишь после возрождения в конце XX века. Сведения о ее существовании были найдены в источниках еще XIV века, а с 1420 года там подвизался Макарий Калязинский, над собственноручно выстроенной кельей которого в начале ХХ века была выстроена кирпичная часовня. Сегодня в этой женской обители России хранятся такие святыни как мощи и рамка святой Анны Кашинской, копия иконы Андрея Рублева Одигирия, мощи Макария Калязинского и более 200 других святых, а также старинные иконы разных лет.
Петро-Павловский женский монастырь
Основание этой женской обители России приписывают Олегу Брянскому в 1275 году, тем более что в храме до сих пор бережно хранятся частички мощей этого богобоязненного князя. Как и многие другие, был упразднен указом Екатерины Великой, однако восстановлен как община по просьбам меценатов. На их же деньги в приходе были построены соборный и надвратный храмы, организована богадельня и довольно богатое хозяйство, с садом и скотным двором. Там же работали чеканная и иконописная мастерские, рукодельня, больница и церковная школа.
Новодевичий монастырь — Исторически нетронутый более 300 лет
Новодевичий монастырь — Исторически нетронутый более 300 лет и красивейшие монастыри Москвы. Он был основан в 1524 году и с XVII века комплекс не претерпевал значительных изменений, став совершенным образцом московского барокко.
Ансамбль состоит из 14 зданий, в том числе 8 соборов (усыпальница, 4 церкви, колокольня с церковью Варлаама и Иосафата и две часовни) и ряда жилых и хозяйственных построек. Монастырь иногда называют «Московским Кремлем в миниатюре». Старейшее его здание — каменный собор в честь иконы Смоленской Божией Матери, построенный в 1524–1525 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля.
Монастырь — единственный древний женский монастырь, который одновременно служил крепостью. В 16-18 веках женский монастырь был избранным монастырем для пострига женщин из царской династии, а также богатых боярских и дворянских семей. Новодевичий монастырь был тесно связан с Кремлем и тесно связан с политической, культурной и религиозной историей России, с крупными историческими событиями и с важными историческими деятелями Российского государства. К ним относятся Иван Грозный, Борис Годунов и Смутное время начала XVII века, отец Петра Великого Алексей Михайлович, а также его дочь княгиня Софья Алексеевна и ее борьба за власть с пришедшим императором Петром I, о которых мы будет более подробно.
В середине XVII века в монастырь переводили монахинь из разных земель России и приютили престарелых монахинь, отрекшихся от старообрядчества. Через несколько лет в монастыре разместился военный госпиталь для солдат и офицеров Российской Императорской Армии и приют для подкидышей. Следует отметить, что правительство России поддерживало монастырь и ежегодно выделяло 1500 рублей 1300 четвертей хлеба, из них 680 рублей 480 четвертей хлеба на более чем 250 брошенных детей.Произошла поистине примечательная история В 1812 году армия Наполеона попыталась взорвать монастырь, но монахиням удалось спасти обитель от разрушения. В «Войне и мире» Толстого Пьера должны были казнить под монастырскими стенами. В другом своем романе «Анна Каренина» Константин Левин (главный герой) знакомится со своей будущей женой Китти, катаясь на коньках у стен монастыря.
В 1871 году братья Филатьевы пожертвовали деньги на приют-школу для сирот «незнатного происхождения». Также в монастыре располагались две богадельни для монахинь и мирянок. В начале 1900-х годах собор был обследован и отреставрирован архитектором-реставратором Иваном Машковым.
Рядом с ним находится Новодевичье кладбище, самое известное в Москве, посещение которого не менее интересно, чем посещение монастыря, так как там покоятся известные деятели русской истории, а надгробия и мавзолеи являются подлинными произведениями искусства.
Новодевичий монастырь, Москва
Какова история Новодевичьего монастыря?
- Новодевичий монастырь был основан в 1524 царем Василием III, чтобы отпраздновать победу России над литовцами и укрепить восприятие Василием России как правопреемницы Византийской империи. Следующие 165 лет монастырь имел большое значение в религиозной, культурной и политической жизни
- Обитель потеряла власть после воцарения Петра I в конце XVI века, но продолжала свою религиозную и благотворительную деятельность вплоть до Октябрьской революции. Советы закрыли монастырь и превратили его в 9-й0033 музей , но религиозная деятельность возобновилась в послевоенное время
- Новодевичий монастырь полностью функционирует с 1994 года, и за последние несколько десятилетий в нем были проведены масштабные реставрационные работы. В 2004 году он был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
Новодевичий монастырь тесно связан с политической, культурной и религиозной историей России. Это один из самых великолепных образцов архитектуры московского барокко, сохранившихся в России до наших дней, где хранится сокровищница религиозных артефактов и произведений искусства, а также место упокоения самых выдающихся деятелей России. Новодевичий монастырь остается неотъемлемой частью древней Москвы, спрятанной в стремительно расширяющемся вокруг нее городе, и признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это одна из самых популярных туристических достопримечательностей Москвы.
Новодевичий монастырь во времена Императорской России
Фото с сайта https://www. moskvahod.ru/
Новодевичий монастырь был основан в мае 1524 года великим князем Василием III в честь отсоединения Смоленска от Литвы, майора победа России. Монастырь был посвящен Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии, находившейся в Смоленске во время решающего сражения и впоследствии перенесенной в монастырь. Икона Божией Матери Одигитрии также была самой священной иконой Византии до перенесения в Россию. Мать Василия, Софья Палеолог, приходилась племянницей последнему императору Византии, и Василий считал Россию правопреемницей Византийской империи, что подкреплялось присутствием этой иконы в столице России. В течение следующих 400 лет каждое лето проходил крестный ход в память прихода иконы, ведущий из Кремля в Новодевичий монастырь и сопровождавшийся большими празднествами.
Знаете ли вы? Новодевичий монастырь, занимая не только священное место в религиозной жизни Москвы, но и часть системы обороны города, окруженный крепостными стенами и башнями и охраняемый гарнизоном.
С середины 1500-х до конца 1600-х годов Новодевичий монастырь был местом царских крещений, погребений и коронаций, избранным женским монастырем для членов императорской семьи и знати, святилищем в Смутное время. Он стал чрезвычайно богатым, наделенным землей, крестьянами и налоговыми льготами. Вершины расцвета монастырь достиг при сводной сестре Петра Великого Софье, правившей в качестве его регентши в конце 1600-х годов, которая заказала уникальный архитектурный ансамбль в стиле московского барокко, который мы видим сегодня.
Знаете ли вы? После прихода к власти Петра Великого в 1689 году Софья была заключена в Новодевичий монастырь и заключена в тюрьму на всю жизнь!
Хотя Новодевичий монастырь утратил свое влияние в 18 веке, он не прекратил свою деятельность и к 19 веку вмещал общину из 300 монахинь, занимавшихся церковной деятельностью, хлебопечением, овощеводством, живописью и рукоделием, в частности, сложным вышивка золотыми нитями (традиционный промысел в русских монастырях). В монастыре также располагались школа и приют для девочек-сирот, больница и богадельня для пожилых сестер. Они продолжали свою благотворительную и общественную деятельность во время Первой мировой войны, ухаживая за солдатами, шили обмундирование и собирали посылки для фронта.
Знаете ли вы? Осенью 1812 г. французы на месяц заняли Новодевичий монастырь. При отступлении они заминировали монастырские соборы пороховыми бочками и устроили пожар; К счастью, сестры, оставшиеся в монастыре, смогли потушить пламя и пощадить монастырь.
Новодевичий монастырь во времена Советской России
Фото с сайта https://pastvu.com/
Деятельность Новодевичьего монастыря была прервана приходом советской власти. Его благотворительные и образовательные проекты были свернуты, деньги конфискованы, а земля и здания переданы Красной Армии и рабочим. монастырь был упразднен в 1922 и около 700 человек поселились на территории. В 1934 году здесь был создан филиал Государственного исторического музея — Музей эпохи княгини Софьи и стрелецких бунтов, где бывшие монахини работали реставраторами, дворниками и сторожами. Не ко всему монастырю относились с уважением в советское время. На рубеже 20-го века в Новодевичьем некрополе, месте упокоения выдающихся деятелей царской эпохи, насчитывалось около 3000 могил. После разрушения московских некрополей в XIX в.30-х годов осталось менее ста могил.
Знаете ли вы? Религиозная деятельность возобновилась в Новодевичьем монастыре уже в 1944 г., и в оставшиеся советские годы он продолжал играть открыто важную роль в религиозной жизни Москвы.
Новодевичий монастырь в России сегодня
Фото с сайта https://photocentra.ru/
Новодевичий монастырь действует как действующий женский монастырь с 1994 года, а в 2011 году правительство России передало его Московской епархии. Решение о преобразовании монастыря в музей в советский период в сочетании с исключительными реставрационными работами, проведенными в конце 20 века, означало, что большая часть ансамбля сохранилась до наших дней. Новодевичий монастырь был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 2004 году и сегодня является одной из самых популярных достопримечательностей Москвы.
Знаете ли вы? Первой настоятельницей монастыря в постсоветский период была игумения Серафима. Ранее она была профессором технических наук, лауреатом Государственной премии СССР за работу по разработке материалов для скафандров и технологии латекса. Несмотря на то, что всю свою жизнь она прожила при советской власти, она никогда не отрекалась от своей веры и после выхода на пенсию стала игуменьей.
Что можно увидеть сегодня в Новодевичьем монастыре?
Храмы: в Новодевичьем монастыре проживает почти 10 церквей и часовен , некоторые в белокаменном византийском стиле Киевской Руси, а другие в великолепном стиле московского барокко, украшенные фресками и изысканными иконостасами
Как избранный монастырь для царственных и знатных женщин, стремящихся принять постриг , дизайн Новодевичьего монастыря отражает его элитарность. Он известен своей гармоничной архитектурой московского барокко, одним из наиболее полных воплощений этого стиля в современной России. Монастырь окружен почти километром зубчатых белокаменных стен высотой до 11 м и толщиной 5 м, перемежающихся двенадцатью крепостными башнями, и включает в себя жилые дома, бывшие царские кварталы, ряд красивых церквей, Новодевичий некрополь и кладбище. .
Церкви
Смоленский собор
Фото с сайта https://kartarf.ru/
Смоленский собор — главный храм ансамбля, старейшее и крупнейшее каменное здание монастыря, увенчанное четырьмя серебряными куполами и одним центральным золотой купол. Его интерьер украшен редкими фресками XVI-XVII веков и великолепным пятиярусным позолоченным иконостасом с иконами, подаренными русскими царями. В соборе находятся усыпальницы жены Петра Великого Евдокии и его сестер Екатерины, Евдокии и Софии.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Фото с сайта https://photocentra.ru/
Эта церковь отличается своей архитектурной красотой, с белыми оконными рамами, карнизами и колоннами, контрастирующими с глубоким красным кирпичом. Интерьер представляет собой большой атмосферный зал, похожий на бальный, с широкими окнами, сводчатым потолком, люстрами, иконами в золотых рамах вдоль каждой стены и иконостасом 18 века.
Церковь Покрова Божией Матери
Фото с сайта https://sobory.ru/
Эта церковь, расположенная над юго-западными воротами монастыря, увенчана двухъярусными боковыми башнями и большой центральной башней, увенчанной золотым куполом, что характерно для украинской религиозной церкви. архитектура. Он использовался как домашняя часовня царевны Марии, сводной сестры Петра Великого.
Храм Преображения Господня
Фото с https://photocentra.ru/
Впечатляющая церковь, построенная в 1689 году, возвышается над северными воротами монастыря. Его архитектура невероятно гармонична – высокие стены обрамлены рядами окон в белых рамах, увенчанных ракушечной белокаменной резьбой, четыре небольшие башни и одна центральная башня, каждая из которых увенчана золотым куполом. Огромный многоярусный иконостас был создан иконописцем Карпом Золотаревым и сохранился до наших дней. К церкви примыкают Лопухинские палаты, резиденция первой жены Петра I Евдокии.
Церковь Амвросия Медиоланского
Фото с сайта https://fotovmire.ru/
Небольшая белая церковь — второй по возрасту архитектурный памятник монастырского ансамбля. Он примыкает к покоям Ирины Годуновой, сестры царя Бориса Годунова.
Часовня Прохоровых
Фото с сайта http://fotokto.ru/
Крошечная часовня, воздвигнутая над могилой знаменитой семьи фабрикантов Прохоровых. Часовня выполнена в неорусском архитектурном стиле, обрамлена изящной металлоконструкцией, ярусами полукруглых кокошников и увенчана большим золотым куполом.
Колокольня
Фото с сайта https://russian-church.ru/
Построенная в последний год правления княгини Софьи, колокольня считается одной из самых красивых и внушительных в Москве и не имеет параллели в русской культовой архитектуре. 72-метровая башня состоит из шести восьмиугольных ярусов, украшенных белыми балюстрадами. На третьем и пятом ярусах расположены колокола, а два нижних заняты церквями. Из-за своей большой высоты колокольня была бы видна на много миль вокруг.
Знаете ли вы? Выдающийся советский архитектор и художник Владимир Татлин устроил свою мастерскую в несуществующей колокольне в 1920-х и 1930-х годах. Здесь он разработал свой знаменитый планер «Летатлин», который, к сожалению, так и не поднялся в воздух.
Церковный музей
Фото с сайта https://novodev.msk.ru/
В Новодевичьем монастыре организуются различные историко-художественные выставки.
Жизнь игумении Серафимы
Выставка, посвященная первой в постсоветский период игумении Новодевичьего монастыря Варваре Васильевне Черной. Посетители могут увидеть архивные фотографии из жизни игумении Серафимы, личные вещи и семейные реликвии, церковные и государственные награды. Находится в Напрудной башне.
Россия и Новодевичий монастырь в 1812 году
Выставка рассказывает о том, как монастырь пережил вторжение Наполеона в Москву, и отображает общие сведения о сражениях, происходивших во время войны 1812 года. Бородино, фрагменты разрушенных церквей, портреты исторических, военных и религиозных деятелей. Находится в Напрудной башне.
Коллекция икон Богородицы
Экспозиция всего Новодевичьего собрания икон Богородицы, насчитывающего более 80 икон разных стилей и периодов, в том числе одни из самых почитаемых икон России. Находится в Напрудной башне.
Московская епархия вчера и сегодня
Выставка показывает, как московские храмы восстанавливались из руин в постсоветское время, а также демонстрирует историческое, культурное и религиозное наследие Москвы от сталинского периода до наших дней с коллекцией фото и видео . Находится в Напрудной башне.
«Огненные языки благодати»
Эта выставка, размещенная в разных зданиях монастырского комплекса, включает в себя иконы начала 1700-х годов русской и западной школы живописи, деревянную религиозную скульптуру и важные архитектурные элементы монастырского ансамбля.
Новодевичий некрополь и кладбище
Фото с сайта http://novodev.ru/
Новодевичий некрополь основан в XVI в. дворянство и королевская семья. В 1898 году за стенами монастыря было устроено новое кладбище для захоронения выдающихся деятелей интеллигенции, политических и военных деятелей. В 1940-х годах оно было расширено как место захоронения важных советских деятелей и стало самым громким кладбищем в Советском Союзе.
После осквернения Новодевичьего некрополя в 1930-х годах осталось менее ста могил, в том числе могилы декабристов Сергея Трубецкого и Михаила Орлова и наполеоновского героя Дениса Давыдова. Однако на гораздо более крупном Новодевичьем кладбище, выходящем за стены монастыря, находится более 27 000 могил. Среди самых известных обитателей кладбища писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Михаил Булгакин, оперный певец Федор Шаляпин, композитор Дмитрий Шостакович, театральный режиссер Константин Станиславский, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, главный исследователь Чернобыльской катастрофа Валерий Легасов, жена Сталина Надежда Аллилуева-Сталин, президенты Никита Хрущев и Борис Ельцин. Хоть и немного болезненное, кладбище чрезвычайно интересно как своими обитателями, так и оформлением надгробий.
Что поблизости?
- Стадион «Лужники» — национальный стадион России и крупнейший футбольный стадион страны, на котором проходили Олимпийские игры 1980 года и ЧМ-2018. Там можно совершить экскурсию по стадиону или, что еще лучше, насладиться футбольным матчем!
- Московский государственный университет (МГУ) — одно из самых внушительных зданий на горизонте Москвы. Главное здание МГУ высотой 240 метров является самым высоким из сталинских небоскребов «Семь сестер» и самым высоким учебным зданием в мире. Хотя свободно исследовать интерьер кампуса невозможно, стоит съездить только для того, чтобы полюбоваться архитектурой и видом на Москву, поскольку кампус находится на Воробьевых горах, самой высокой точке города. Вы также можете организовать частные экскурсии, чтобы осмотреть здание и посетить его смотровую площадку. +7 (499) 246-85 26
Сайт: https://www.