Где князь владимир крестил русь: 28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и день памяти князя Владимира

Князь Владимир и Крещение Руси

Видимо, мы в большинстве своем двоедушны и слабовольны, а князь-креститель наш не таков. Владимир вышел из купели крещения иным человеком. Похоть увяла, жестокость сменилась желанием голодных кормить, гордые и хитросплетенные помыслы вытеснила из души евангельская простота. Вот в этом стоит подражать князю.

Владимир крестил Русь, но вначале крестился сам. Вот Константин Великий, тот председательствовал на Первом Вселенском соборе и именовался «епископом внешних», и патронировал Церковь в Империи, но крещен не был до самого приближения смерти. Нравственному чувству Владимир милее, потому что прежде нежели менять жизнь других, он меняется сам.

Святой князь Владимир. Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, художник Н.К. Бодаревский)

Не нужно сомневаться в его святости, как это в обычае у некоторых. И греховная тьма, в которой он привычно жил до крещения, пусть нас не смущает. Редка та святость, при которой человек чист от младенчества до старости. Гораздо чаще жизнь людей рассекается надвое – на «до» и «после».

Рассекающим лезвием является Христова благодать, воспринятая человеком. И здесь уже важно понимать, что подлинно свят не тот, кто с детства безупречен, а тот, кто после принятия благодати не позволил себе вернуться к тому, что было «до». Владимир назад не возвращался. Владимир свят.

Он очень важен для нас, этот князь, который до крещения носил в себе все хвори народной души. В похоти ненасытен, к хмельному неравнодушен, в гневе страшен, в корыстных делах хитер. Это портрет подлинного язычника, сына страстей и служителя демонов. Такой человек стыдится не греха, а одной лишь слабости и неудачи, врагов ненавидит всей душой, слабых взглядом не удостаивает. Страсти свои он лелеет, и, глянув на него со стороны, ума не приложишь, что должно случиться, чтобы это сомнительное «дитя природы» изменило свой образ жизни в лучшую сторону.

Такими же, вероятно, были германцы, которых планомерно и жестоко покоряли и насильно окультуривали римляне. Такими были и наши северные соседи – норманны, наводившие столетиями ужас на всех соседей свои набегами. Нравы этих исторических персонажей смиряли и укрощали уже миссионеры и проповедники.

Горельеф на фасаде Храма Христа Спасителя. Фото: mosday.ru

А наш князь смирился сам и указал затем путь к иной жизни своему народу. В нашем нравственном перерождении не принимали участия ни культуртрегеры из оккупационных армий, ни отряды иностранных миссионеров.

Князь важен для нас тем, что он сам поменялся. На этой мысли прошу остановиться вниманием. Она, как река, разделяется на два рукава.

Во-первых, многие начальствующие болеют той ложной идеей, что они должны хорошо управлять, а уже их собственная нравственность – дело неважное.

То ли они лукавят, то ли невдомек этим менеджерам, что неочищенный человек других очищать не способен. Поэтому нужно как на учителя смотреть на Владимира, смирившегося и познавшего Бога прежде, нежели начавшего приводить простой люд к Днепру ради крещения.

Второй момент касается всех нас вообще. Заключается он в том, что Владимир поменялся! Мы ведь так редко и так плохо поддаемся благим переменам. Мы все откладываем свое исправление, или же пытаемся возобновить вялые попытки то с Нового года, то с понедельника.

И уж кого нельзя упрекнуть в нашей бесплодности, так это Бога. Он подает благодать, и не отказывается приходить на помощь, и всем верующим говорит: «воззовет ко Мне и услышу его» (Пс. 90)

Видимо, мы в большинстве своем двоедушны и слабовольны, а князь-креститель наш не таков. Владимир вышел из купели крещения иным человеком. Похоть увяла, жестокость сменилась желанием голодных кормить, гордые и хитросплетенные помыслы вытеснила из души евангельская простота. Вот в этом стоит подражать князю.

Крещение Святого князя Владимира. В. Васнецов

Тот, кто способен понять неоценимую важность благого изменения, совершившегося в человеке раз и навсегда, тот никогда не будет сомневаться в святости изменившегося человека. И неважно, какими грехами был покрыт этот человек ранее.

Владимир, как говорит Предание, во время оно с днепровских холмов смотрел на Днепр, туда, где в прибрежных водах крестились малые и старые люди его народа. Волны восторга и великих мыслей заполняли его изумленный ум, когда волны Днепра омывали людей во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Там, воздев руки, как Соломон при освящении Храма, молился он об обновляемых людях. Да будет известно нам, что горячая, сердцем рожденная молитва не умирает. Обращенная к Богу Живому, она сама становится живой и бессмертной, и продолжает в веках звучать и действовать. Поэтому потрудимся мысленно стать в День Крещения Руси у подножья того холма, на котором с воздетыми руками молится равноапостольный князь. О нас он молится тоже, и внемлет Бог молитве его.

Читайте также:

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Святой Владимир и Крещение Руси — Татьянин день

Наша страна и Православие в сознании многих тесно связаны между собой. Если Русь, то непременно «Святая», если русский — то обязательно православный (кстати сказать, и по сей день, например, крымские татары отождествляют славянскую внешность с православной религией).

988 год — Крещение Руси. Эта дата есть во всех учебниках истории, а само событие часто воспринимается несколько примитивно: крестился князь Владимир — повелел окрестить русичей в Днепре — все окрестились и стали христианами.

Наверное, немногие смогут описать даже свой путь к вере так просто и определенно. Что уж говорить о целом народе?

Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Сложно сказать, насколько это повлияло на его выбор. Возможно, уже став взрослым, он вспоминал что-то из того, чему его учила бабушка. В юности же Владимир скорее подражал отцу — князю Святославу — и славным воинам — дружинникам, которые были язычниками.

Христианское мировоззрение было совершенно чуждо молодому княжичу. Запрещалось не только прелюбодействовать, но и только смотреть на женщину с вожделением, а это совершенно не соответствовало привычному Владимиру образу жизни (у князя было несколько сот наложниц!). Нельзя было убивать людей, мстить, даже гневаться — а как же иначе показать доблесть, как не на войне? Заметим, что Владимир, которого за справедливость ласково именовали Красным Солнышком, принимал активное участие в первой на Руси междоусобице. В результате этой войны в 980 г. он занял киевский престол.

Пока Владимир воевал против старшего брата Ярополка, были потеряны многие русские земли. Естественно, князь решил вернуть эти территории. Перед крымским походом (987/988 г.), согласно «Повести временных лет», княжеский двор посетили миссионеры от мусульман, иудеев, латинян и византийцев. Неизвестно, действительно ли все было так, как описано в «Повести».

Вероятнее всего, князь почувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли вокруг Киева, централизовать власть. Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрение. Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий.

Конечно, нельзя сказать, что религиозный выбор князя был полностью обусловлен этими прагматическими целями. Так или иначе, ему предстояло строить по религиозным канонам и свою собственную жизнь.

Как рассказывается в «Повести временных лет», магометан Владимир слушал с удовольствием, поскольку «был он такой же женолюбец, как и Соломон». Не очень понятно было князю обрезание и запрет на свинину, а особенно не понравилось то, что магометане не пьют вина. «Руси есть веселие пить: не можем без того быть», — сказал князь.

Католичество князь не принял, потому что эту религию не принимали его предки. В рассказе иудеев киевского правителя насторожил тот факт, что за грехи Бог отнял у евреев их землю ( «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»).

Византийский философ поведал Владимиру содержание книг Ветхого и Нового Заветов, рассказал о том, зачем Христос пришел на землю и как искупил первородный грех, а в заключение рассказал о Страшном суде и показал князю завесу, на которой было изображено судилище Господне. «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», — вздохнув, рассудил Владимир, однако креститься повременил. Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли послов — 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать.

Ни магометансткая, ни католическая службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Надо полагать, русичей поразили и величественные храмы, и прекрасные священнические облачения, и иконы и знаменитые мозаики, и необычное, удивительно красивое византийское пение.  

«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.  

Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.

Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девиц объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.
Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», — с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения. 

Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.

Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.

Заметим, некоторые историки полагают, что князь крестился в Киеве, и получается, что рассказ из «Повести временных лет» не совсем правдив.

Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц.

Тогда же произошло знаменательное событие — Крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», — говорит предание.

Почему вдруг сотни людей без предварительной подготовки, фактически без осмысления сущности христианства, вдруг взяли и приняли эту веру. Не совсем ясно. Конечно, крещение очень важно. Вот только настоящие его причины были, думается, менее благочестивыми, чем может показаться. С одной стороны, исполняли княжий приказ. С другой (как замечал в своих лекциях Н.И. Либан) при крещении выдавали крестильную рубаху. А новая рубаха — вещь очень нужная. Вот люди и шли креститься. Кто по два. А кто и по три раза. Разве ж можно было это проконтролировать?

Крестики наши предки часто воспринимали как обереги (их даже не всегда клали в могилу, хотя при этом не забывали про языческих идолов). Необходимо было провести большую просветительскую работу, чтобы люди стали мыслить по-христиански.

Стали переводить книги, строить школы, обучать людей грамоте. Так крещение послужило началом просвещения Руси. Именно началом, а не завершением, великих перемен, которые не завершились и сегодня.

Святой Владимир умер 15 (28 н. ст.) июля 1015 года.

«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же… Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», — написано о Владимире в «Повести временных лет».

Равноапостольный Великий Князь Владимир, в Крещении Василий, Просветитель Русской земли

28. Јул 2018 — 21:11

Святой великий князь Владимир, равноапостольный. Немногие имена в летописях истории могут сравниться по значимости с именем святого Владимира, Крестителя Руси, стоящего у истоков духовной судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава (+ 972). Мать его, Малуша (+ 1001), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян. Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу. Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, и в дальнейшем был отличным помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Способная девица» Малуша приняла христианство (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе частичку загадочного мрака языческих древлянских лесов. Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута. А там примерно в 9 годуВ 60 лет родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.

В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться. Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями. В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир. В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником. Возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по летописи, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г.

он вошел в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.

Но Господь подготовил его к другому заданию. Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20). «И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого». Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами. Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол.

В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов. «И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».

В награду за военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью. Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами. В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано. Однако в случае с Владимиром Константинополь был обязан дать согласие.

Был заключен договор, по которому Владимир должен был послать императорам шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны. Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви. Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь. С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.

Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море. Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.

Владимир снова взял верх. Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью. В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства. В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь). В этом должны были принять участие и высокомерные правители Константинополя, чтобы пожаловать своему новому зятю императорские знаки отличия. У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем», он чеканит деньги в византийском стиле и изображен на них с символами императорской власти: в царском одеянии, на голове императорскую корону, а в правой руке скипетр с крестом.

Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил. Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии.

Весной 988 великий князь с супругою отправился через Крым, Тамань и Приазовье, вошедшие в состав его обширного царства на обратном пути в Киев. Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи. Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Если кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом». Безропотно исполнилось святое желание святого князя: «Вся земля наша прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира трудно переоценить во всех сторонах его жизни и мировоззрения.

В чистых киевских водах, как в «ванне возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю». В память об этом священном событии возрождения Руси водой и Духом Русская Церковь установила обычай ежегодного церковного крестного хода «на воду» 1 августа. Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Элладской Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен святителем Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом сочетании праздников находится точное выражение русского богословского сознания, для которого неразделимы и Крещение, и Крест.

Везде по всей Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, высечь идолов, а на их месте расчистить землю в горных лесах для церквей, в которых будут жертвенники. посвященный Бескровной Жертве. Церкви Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и ​​излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости. По поводу прославленной церковной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали капища языческие, и строили церкви, разрушили идолов и сотворили святые иконы, бесы убежали, и Крест освятил города».

С первых веков христианства было принято воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь святого Василия Великого на холме, где находилось святилище Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную). святых Варяжских мучеников (память 12 июля). Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси и, таким образом, главным алтарем Русской Церкви.

Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), святитель Владимир повелел внести в церковный календарь как годовой праздник. Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности. Под этим днем ​​в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором Святым Константином как новая столица Римской империи, град Константинопосвященный Пресвятой Богородице (330 г.). В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 9 г.60 под святой Ольгой). Святой Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святого Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной.

Затем десятину или десятую часть отдавали Церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью. Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской Земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю». Пожалование также определило «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и поставило их под юрисдикцию митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенской Десятинной церкви: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который десница Твоя имеет посадил. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания. На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в их первоначальном виде, а также «Повесть о том, как во взятии Корсуни Владимир крестился». Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.

При святом Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит святитель Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев с кафедры Армянской Севастии (991–997), митрополит Леонтий (997–1008) и митрополит Иоанн I (1008–1037). Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский (+ 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г.), Черниговская, Переславская. , Белгород и Ростов. «И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».

Для распространения Веры среди новопросветленных людей нужны были ученые люди и школы, чтобы помочь их подготовить. Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму». Святитель Иоаким Корсунский устроил такую ​​школу в Новгороде, то же сделали и в других городах. «И было множество школ ученых, и из них было множество философов».

Твердою рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах, строил города-крепости. Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов. «Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их». Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.

В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением». В следующем году «пришел печенежский князь Кучуг и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца». Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев. Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон (+ 1000), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие. В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».

Помимо христианской проповеди, здесь проходили знаменитые праздники святого Владимира. После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи. 12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир». Он раздавал добро «многим бедным, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри. Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога». Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов и полков дружины Владимира: Добрыни, Александра Поповича, Рогды Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь. Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих его начинаниях, блаженная императрица Анна. После ее смерти принц вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении Православной Руси. Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами. Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства. Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489(981). Володимир пошел на ляхов и взял их города, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью». Последние годы десятого века также наполнены войнами Владимира и Болеслава.

После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира. Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти. Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна представлял тотальную угрозу историческому существованию Российского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.

Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его. Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.

Новая беда грянула на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не «Мудрый», как его потом прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского. Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель. И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским царством 37 лет. (978-1015), двадцать восемь из этих лет после его Крещения.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на помощь поляков и тяня время, Святополк попытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.

Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей преемственной историей Русской Церкви. «Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святой Иларион. Его дело продолжили сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли почти шесть веков, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г.) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихах Православных Автокефальных Церквей.

Торжественное празднование святому равноапостольному Владимиру установлено при святом Александре Невском в память предстательства святого Владимира 15 мая 1240 года за помощь в одержании славной победы Невского над шведскими крестоносцами.

Но первое почитание святого князя началось на Руси несколько раньше. Митрополит Киевский святитель Иларион (+ 1053) в своем «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у гроба святого в Десятинной церкви, называет его «апостольским государем», подобно святому Константину. , а свою апостольскую евангелизацию Русской земли он сравнивает с евангелизацией святых апостолов.

Крещение Киева — Academic Kids

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с таким точным названием.

  • Начать Крещение Киева статья ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Baptism_of_kyiv&action=edit ) .
  • Поиск Крещения Киевской в ​​других статьях.
  • Ищите Крещение Киева в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
  • Ищите Крещение Киева в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Baptism_of_kyiv&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средневековье ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Возрождение ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • Планеты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
  • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
  • Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
  • Штаты США ( http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *