Казахская юрта – жилище кочевника
- Главная
- Казахстан
- Культура Казахстана
- Юрта
Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана, и других тюркских кочевых народов. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Также, юрта в казахской культуре представляет собой некую модель представления о мироздании.
Прообразом юрты послужили шалаши первобытных людей, а позднее шатры кочевников. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане (где сегодня используется на высокогорных пастбищах), Туркменистане, Монголии, на Алтае и в республике Тува (входящих в состав Российской Федерации).
Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов: решеток «кереге», составляющих стены; жердей «юк» (или «уук») образующих купол; и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты «шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.
Процесс сборки юрты обычно производят женщины, и команда из 2-3 человек может возвести ее за один час. Вначале устанавливается дверная рама, к которой прикрепляют звенья «кереге», постепенно замыкая круг. Обычная юрта состоит из 6 звеньев «кереге», а богатые люди устанавливают большие юрты из 10 звеньев.
Затем в центре юрты встает мужчина, держащий на высоком шесте «шанырак». «Шанырак» имеет по ободу множество квадратных отверстий, в которые начинают вставлять жерди «юк», а другие концы привязывают к кругу из кереге. Сначала вставляют первые 3-4 жерди, чтобы закрепить купол, а затем все остальные.После этого начинается работа с войлоком. Но перед этим, место стыка стенок «кереге» и жердей «юк» обтягивается специальной полосой из ткани, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции. Затем начинается обтягивание войлоком вдоль стенок юрты, привязывается полог на дверь, и купол покрывают двумя большими отрезами войлока, формируя крышу. После этого, всё дополнительно обтягивается веревками несколько раз, для лучшей плотности стен из войлока, и в завершение сборки юрты прикрепляется специальный войлочный клапан, который с помощью веревки натягивается на «шанырак» в случае дождя.
Вход в юрту всегда располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по лучам Солнца, проникающим внутрь, и распланировать свой день. Справа и слева от входа – место для хранения хозяйства: слева женская часть – посуда, продукты, и различная еда, а справа мужская – оружие, седло, различный инвентарь и инструменты. В центре юрты, прямо под потолочным отверстием «Шанырак», размещается очаг, на котором устанавливается тренога для котла. В дальнем конце юрты находится склад имущества семьи кочевника, и здесь принято размещать гостей. Ночью раскладывают постели – справа от входа для старших членов семьи, слева для младших и детей. Пол и стены юрты застилают коврами.
Сегодня в Казахстане уже редко можно увидеть юрты, население уже не кочует по казахским степям. Но увидеть юрту можно, причем даже в городе, как дань уважения к древней культуре Казахстана.
- Юрта
- Конные игры
- Одежда
- Музыка
- Литература
- Ремесла
Казахские жилища
Духовная и материальная культура XV — начала XIX вв.
5 октября 2008
elimai_kz
Виды жилища. Жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» — остова (деревянная решетка), сферического купола — «шацырак», радиально расположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). Юрта состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.
Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника -шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода — узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами — бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты — «отау».
Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй», состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков.
Центр юрты — «ошак» служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — «тер» для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева — конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской — «шымылдык».
В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались «шошала» или «тошала».
Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов.
Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры — «теке-мет», войлочные ковры с аппликациями — «сырмак», менее -тканые ковры — «кшем». Существовало два вида ковров — безворсовые -«такыр ктем» и ворсовые — «тукт! илем». Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «туе кюз».
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках — «аяк кап», войлочных коробках — «шабадан», ковровых сумках — «коржын», состоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки — «сандык,». Деревянные предметы — подставки — «жук аяк», коробы для продуктов — «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.
Похожие материалы:
- Юрта
- Жилище и одежда
Казахская юрта – Дом на полигоне
- Дом
- Казахстан
- Культура Казахстана
- Юрта
Юрты – дом казахского народа во всех смыслах этого слова. Удобное и практичное жилище, которое легко построить, разобрать и погрузить на верблюда или лошадь для перевозки через степь, юрта является безошибочным символом культуры казахов и других тюркских кочевых народов. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отчизна или даже люди. Также в казахской культуре юрта представляет собой определенную модель представления о мироздании.
Современный дизайн юрты восходит к хижинам первобытных народов, а затем и к палаткам кочевников. Юрты в их нынешнем виде появились примерно 1000 лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других азиатских стран. Этот тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Туркмении, Монголии, Алтае и Республике Тыва (принадлежащей Российской Федерации), Киргизии, где он используется и сегодня на высокогорных пастбищах. Юрты каждого региона были уникальны и имели свои особенности и названия. В Казахстане, например, юрты ниже земли из-за сильных ветров в степи.
Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов: решетчатая конструкция «кереге» составляет стены, столбы «юк» (или «уук») образуют куполообразную конструкцию, а круглый венчик «шанырак» служит верхом. юрты и является световым люком и отверстием для дыма. Юрты имеют такое значение для казахского народа, что шанырак изображен на Государственном гербе Казахстана. Основным материалом в строительстве юрт всегда была ивовая древесина, хотя богатые кочевники строили их из березы. После изготовления каркаса войлочное покрытие обеспечивает защиту от ветра, дождя и снега зимой и от палящего солнца и пыли летом.
Сборкой юрты обычно занимаются женщины — бригада из 2-3 человек может выполнить ее примерно за час. Сначала устанавливается дверная коробка, к которой крепятся звенья кереге, чтобы постепенно замыкать круг. Типичная юрта состоит из шести звеньев кереге, но состоятельные люди могли установить до десяти звеньев. На втором этапе в центре юрты стоит человек, держащий шанырак на высоком шесте. Шанырак имеет набор квадратных отверстий по венчику, в которые вставляются шесты «юк» — остальные концы привязываются к кругу кереге. Сначала возводятся первые 3-4 столба для закрепления купола, затем вокруг них добавляются остальные.
Стык, образуемый кереге и юком, для придания дополнительной жесткости обтянут специальной полосой ткани. После того, как все закреплено, вдоль стен юрты используется войлок. Навес привязан к двери, а купол покрыт двумя большими кусками войлока, образующими крышу. Веревка обвивается вокруг всей конструкции несколько раз, чтобы придать большей прочности войлочным стенкам. Наконец, крепится специальный войлочный рычаг, который можно натянуть на шанырак в случае дождя.
Вход в юрту всегда обращен на юг, чтобы кочевник мог определять время и планировать свой день по солнцу. По обе стороны от входа места для хранения хозяйственных товаров. Слева хранятся женские вещи — посуда и различные продукты. Мужские вещи, оружие, седла и инструменты хранятся справа. Очаг находится в центре юрты, прямо под шаныраком. Над этим огнем устанавливается тренога для котла. В дальнем конце есть что-то вроде склада для имущества кочевой семьи — именно здесь обычно сидят гости. Когда солнце садится за степь, раскладывают грядки. Старшие члены семьи спят справа от входа, а младшие — слева. Пол и стены юрты для комфорта покрыты коврами.
Сегодня в Казахстане редко можно увидеть юрты, поскольку города постепенно вытесняют кочевые традиции; однако их все еще можно увидеть даже в городе, как дань уважения древней культуре Казахстана.
- Юрта
- Конные игры
- Одежда
- Музыка
- Литература
- Ремесла
казахский | Люди, религия, язык и культура
казахский , также пишется казахский , Тюркоязычный народ Средней Азии, населяющий в основном Казахстан и прилегающие части Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Казахи возникли в 15 веке из смеси тюркских племен, которые вошли в Мавераннахр примерно в 8 веке, и монголов, которые вошли в этот район в 13 веке. Они говорят на казахском, тюркском языке северо-западной, или кыпчакской, ветви, и преимущественно исповедуют ислам суннитского толка. В начале 21 века казахов было около 10 000 000 в Казахстане и около 1 400 000 в Китае (в основном в Синьцзяне), с небольшим количеством в Узбекистане, России и Монголии. Казахи — второй по численности тюркоязычный народ в Средней Азии после узбеков.
Казахи традиционно были кочевниками-скотоводами, круглогодично проживавшими в переносных куполообразных юртах (называемых гер с, или юртах), построенных из разборных деревянных каркасов, покрытых войлоком. Казахи мигрировали сезонно, чтобы найти пастбища для своего скота, в том числе лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота и нескольких верблюдов. Рацион состоял в основном из молочных продуктов, дополненных бараниной. Перебродившее кобылье молоко (кумыс) и конина высоко ценились, но обычно были доступны только зажиточным. Войлок делал палатку уютной внутри и снаружи и использовался для плащей. Шкуры предоставили одежду, контейнеры и стринги; из конского волоса вплетали веревку, а из рога делали ковши и другую посуду.
Читать далее по этой теме
Казахстан
…вынужденное заселение кочевых казахов ов в советский период, сочетавшееся с масштабной славянской миграцией, поразительно…
Казахи считают себя потомками прародителя, имевшего трех сыновей, от которых произошли основные подразделения казахов: Большая, Средняя и Малая орды ( orda s), занимавшие восточную, центральную и западную части, соответственно того, что стало Казахским ханством и теперь является Казахстаном. Эти орды были разделены на более мелкие группы; основной единицей была расширенная семья, включающая не только родителей и неженатых детей, но и женатых сыновей и их семьи, которые жили вместе лагерем. Группы на разных уровнях в родовой иерархии имели вождей, но лишь изредка казахский народ или даже одна из орд объединялись под одним вождем.
Их кочевой образ жизни постепенно сократился из-за вторжения оседлого земледелия на пастбища.