Коряки — где проживают, праздники, фото, занятия народа
Факты
Численность в РФ — 7953 человека
Основной регион — Камчатский край
Родной язык — корякский
Владение родным языком — .
Истоки — Камчатка
Содержание:
- Язык коряков
- Хозяйство и быт коряков
- Традиции коряков
- Культура коряков
- Костюмы коряков
Коряки это один российских коренных малочисленных народов, значительная часть которого проживает в северной части полуострова Камчатка. Живут коряки также в Магаданской и Чукотской областях.
Общая численность этноса составляет чуть больше 7900 человек. В 2000 г. им присвоен статус коренного малочисленного народа. Зона расселения в исторических местах обитания.
- Камчатский край – 6640 человек
- Магаданская область – около 700 человек.
- Чукотский АО и другие регионы – 600 человек
Язык коряков
Языковая семья коряков относится к чукотско-камчатской языковой группе. На данный момент известно об 11 корякских диалектах, среди которых:
- чавчунский;
- карагинский;
- апукинский;
- алюторский;
- паланский;
- кахтанинский;
- рекинниковский;
- каменский;
- итканский;
- пареньский;
- гижигинский языки.
Различить их можно по звучанию. Основные отличия в диалектах заключаются в большей степени в фонетике. Так, есть «тыкающе-рыкающие» и «якающие» диалекты. Больше представителей народа используют карагинский, алюторский, паланский и чавчувенский диалекты. В основу корякской письменности легла кириллица.
Несмотря на множество диалектов, значительная часть народа разговаривает на русском языке: корякским владеют не все представители этноса.
Жизненный уклад и мировоззрение коряков связаны с камчатской природой. Название этноса в точном переводе означает «находящиеся у оленей», что подчеркивает благоговейное отношение народа к животным: не животные находятся в услужении человеку, а человек находится при животных.
Хозяйство и быт коряков
Среди коренного народа коряков выделяют кочевых оленеводов (чавчувены) и оседлых приморских жителей (нымылан). Быт и хозяйство этих групп существенно отличались друг от друга. К примеру, первые проживали в специальных ярангах, представляющих собой переносной шатер, покрытый оленьей шкурой. В таких ярангах могло жить несколько семей.
Жилище коряков оседлых отличалось от кочевых. Это были полуземлянки, которые рыли на расстоянии от побережья не менее 3-х км. в местах рыбного промысла. Вглубь землянка уходила на 1,5-2 м. Устанавливали основу из шестов, а стены укрепляли плотно бревнами от 4 м. Сверху крыли восьмискатной крышей, которую тщательно конопатили для защиты от осадков. Делали окна для вытяжки дыма, зимний ход. Спуск в дом был по очень крутой лестнице без ступеней, с ямками для ходьбы. Летние же жилища представляли собой шалаши.
Кочевые коряки жили в ярангах – каркасных шатрах, в основе которых были жерди, покрытые оленьими шкурами. Диаметр яранги мог достигать 10 м., а высота составляла порядка 4 м. Очаг размещали в центре, спальные места – вдоль стен, устилали шкурами оленей. В такой яранге с легкостью могло проживать сразу несколько семей. Стойбище коряков могло включать до 5 таких яранг.
Выживали народы Севера коряки, объединившись в родственные общины, а главной являлась отцовская линия. Так, у кочевых народов глава общины владел большей частью стада. А вот береговые коряки могли пользоваться общей на всех байдаркой, однако, и в эту общину принимали только родственников. Ситуация изменилась в 18 веке, когда произошло разделение на бедных и богатых. Хотя пастбища и являлись общими, олени стали частной собственностью. Поэтому по мере приобретения большего количества оленей, некоторые коряки нуждались в батраках и в общину начали принимать чужаков. Не забывали коряки и о немощных, одиноких и сиротах, оказывая им всяческую помощь. Взаимовыручка составляла для них основу существования. Нередко подобная забота выплескивалась в особую форму.
Так, вплоть до 20 века у коряков существовала традиция: брать в жены супругу младшего брата в случае смерти старшего и полную опеку над его семьей. Также отец семейства, после смерти супруги мог жениться на младшей сестре покойной жены. Традиции коряков
В обычаи коряков заложена суть взгляда на мир. Считалось, что в каждой вещи есть душа: неживом предмете, окружающей природе, воде, снеге, животных, птицах, луне, звездах, солнце. У каждой общины было свое священное место «аппапель». Там проводились поклонения и жертвоприношения оленей, собак или морских животных.
Коряки считали охоту на животных главным условием сохранения своего вида, поэтому вся их лексика была завязана на животном мире и охоте. Также и основные праздники были связаны с животными. Кочевые коряки праздновали коянайтатык – «перегон оленей», который устраивался после прихода стад с летних пастбищ. А сразу на следующий день после зимнего солнцестояния устраивали пышное гуляние по «возвращению солнца». Были гонки на упряжках, борьба, бег с палками, арканная азартная ловля оленей, мастерство влезания на ледяной столб. Также народ праздновал «Праздник забоя оленей», зимнее «Возвращение Солнца» и весенний «Праздник рогов».
Оседлые коряки, в свою очередь, устраивали праздник в честь «Первой рыбы» и «Праздник Нерпы» (хололо или ололо). Также праздник устраивался каждый раз после крупной добычи. На празднике коряки танцевали обрядовые танцы, которые имитировали движения животных и птиц. Особо почитали коряки медведей, которые считались двоюродными братьями человека. После каждой охоты на него устраивался большой праздник.
У обеих групп хорошо развит был традиционный и ремесленный промысел. Мужчины украшали костяные, деревянные вещи, рога резьбой. Женщины — мастерицы по аппликациям из кусков кожи, вышивке сухожильными нитками, подшейным волосом оленей, плели корзины, циновки, мешки из сухой травы.
Народы Дальнего Востока коряки особо относились к свадебным церемониям.
Трепетно относились коряки и к смерти, к которой готовились тщательно и заранее. При жизни человеку шили погребальный костюм, оставляя его недоделанным, так как считалось, что если дошить его, то человек может умереть раньше положенного ему срока. А после смерти наносили на одежду последний штрих – некрасивый грубый шов. Мертвых сжигали на костре, собирали древесину кедрового стланика. В кострище добавляли личные вещи усопшего, оружие, продукты, подарки от родственников, чтобы умершие помогли им в успешной охоте.
Смерть для коряков была переходом в иной мир. Народ верил, что существует 5 связанных между собой миров, и живые с мертвыми помогают друг другу при помощи сил природы. Даже оседлые коряки несмотря на то, что первыми признали православие, еще долгое время сочетали христианские традиции с обрядами предков.
Коряки всегда жили одной общей семьей, за счет чего им и удалось выжить. В их мире не существовало ничего лишнего. Питались мясом и жиром животных, рыбой, ягодой, орехами. Жилища строили из шкур, освещая их растопленным жиром, а кожу использовали для обтягивания байдарок. Даже носы, хвосты и лапы убитых животных использовались народом для изготовления амулетов, оберегавших их от сглазов и злых духов.
Культура коряков
Культура коряков, в первую очередь, связана со своеобразной музыкой, складывающейся из пения, речитативов, особого неповторимого горлохрипения. Из национальных инструментов, которые называются общим словом г’эйнэчг’ын, выделяют следующие:
- Инструмент, аналогичный гобою. У него сделан из перьев пищик, а раструб традиционно берестяной.
- Из борщевика делали подобие флейты, только без классических отверстий, а с одной щелью снаружи.
- Пищалку из птичьего специального пера.
- Берестяную трубу.
И конечно, бубен. Круглой формы, с плоской обейчаткой и крестовидной рукоятью.
Костюмы коряков
Самобытны и национальные костюмы народа России коряков, которые надевают сейчас на фольклорные выступления. Женщины носят меховой традиционный комбинезон, а мужчины — нательную одежду из выделанных шкур. Молодежь одевается современно.
Костюмы для выступлений представлены кухлянками, плотными средней или до пола длины шубами. Для защиты головы к кухлянкам пришивали капюшоны мехом внутрь. Руки берегли двойными рукавицами из камуса оленей и меха животных. Украшался подол собачьим, оленьим мехом, для торжественных событий украшали мехом пушнины. Расшивали нагрудники мозаично-геометрическими узорами из бисера, дополняли бахромой, разными по форме ремешками из нерпичьей шкуры и меха.
Для молодых девушек модный наряд шили из пестрого меха.Быт и национальные костюмы увековечены в филателии набором тематических марок в 1933, 1963.
Аборигены Камчатки: Как живут коряки
Коряки — коренное население Камчатки.
Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.
Коряки — коренное население Камчатского края./Фото: img-fotki.yandex.ru
Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.
Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы
Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900
Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко — в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.
Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» — для кочевых представителей.
Коряки сушат рыбу, 1901
Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.
Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой./Фото:img-fotki.yandex.ru
Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.
Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.
Яранги — традиционное жилье коряков
Коряки у своего традиционного жилища.
Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги — полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.
Яранга — традиционное жилище коряков./Фото: etnic.ru
Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.
Чему поклонялись коряки?
Во время одного из обрядовых праздников.
Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место — аппапель — которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.
Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов — охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.
Народные игры коряков Магаданской области./Фото: nazaccent.ru
С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.
Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.
Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка
Корякская письменность — одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.
Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой — «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.
Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом — круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой./Фото: media.nazaccent.ru
В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» — Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.
Современные коряки: какие они?
Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию — Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные — в Чукотском автономном округе и Магаданской области.
Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком — его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.
Коряки исполняют национальный танец./Фото: photosight.ru
Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.
Остаётся только добавить, что Камчатка — одно из 10 мест в России, которые обязательно нужно увидеть хотя бы раз в жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Жизнь с корякскими традициями: Nebraska Press
`
Мягкая обложка
Июнь 2011 г.
978-0-8032-3509-0
$35.00 Добавить в корзину
электронная книга (PDF)
(требуется Adobe Digital Editions)
июнь 2011 г.
978-0-8032-3601-1
$35. 00 Добавить в корзину
о биография автора хвалить таблица содержание СМИ награды
О книге
Что значит быть традиционным коряком в современном мире? Как коренные сибиряки выражают культуру, которая влечет за собой самобытные обычаи и традиции? На протяжении десятилетий эти люди, живущие на полуострове Камчатка в северо-восточной Сибири, находились в центре противоречивой советско-российской колониальной политики, которая прославляла культурные и этнические различия по всей России, но стремилась стереть эти различия. Государственные институты не только навязывают государственную идеологию культуры и цивилизации, но и являются местом возрождения сообщества коренных сибиряков.
В Жизнь с корякскими традициями Александр Д. Кинг показывает, что вместо того, чтобы иметь единую модель корякской культуры, сами коряки вовлечены в глубокие дебаты и разговоры о том, что означают «культура» и «традиция» и как они представлены для коренных народов как на местном, так и на глобальном уровне. Для большинства коряков традиция служит не только маркером идентичности, но и помогает поддерживать нравственные общности и поддерживать уязвимую молодежь в трудные времена. Развенчивая неизменный взгляд на традиции и культуру, Кинг представляет динамичный взгляд, подтверждающий жизненный опыт современных коренных народов.
Биография автора
Александр Д. Кинг — старший преподаватель антропологии Абердинского университета в Шотландии и главный редактор журнала Sibirica: Journal of Siberian Studies .
Похвала
«Теоретически убедительно и увлекательно для чтения… Очень удобочитаемо для студентов», — Жюстин Бак Кихада, Russian Review
«Книга Кинга — очень интересное и долгожданное дополнение к обсуждению местной культуры. в постсоветской России», — Кэтрин Осгуд, 9 лет.0041 Sibirica Journal
«Этот продукт тщательной этнографии и многолетнего изучения корякской культуры является очень ценным вкладом в изучение сибирских обществ, русского колониализма и постсоветской культурной динамики в целом». — Христос Линтерис, Американский антрополог
Содержание
Список иллюстраций
Предисловие
Введение: семиотика корякской культуры
1. Знакомство с корякской культурой через историю
2. Настоящая и ложная культура Камчатки
3. Танцы в Корякском доме культуры
4. Культура школ и музеев
5. «Это не мой язык!» Корякский язык в школах
Заключение: корякская культура и будущее традиции
Примечания
Глоссарий
Ссылки
Алфавитный указатель
Также представляет интерес
Священные места
Сьюзан Сантри
Предисловие Гэри Снайдера
Вступительное слово Лоуэлла Джона Бина
Фотографии Юргена Ногая
Рез Металл
Ашкан Солтани Стоун и Натале А. Заппиа
Моя сторона реки
Элиас Келли
Душа индейца
Чарльз А. Истман (Охиеса)
Новое введение Бренды Дж. Чайлд
По ветру
Сара Элизабет Фокс
Разрушительные голоса и уникальность историй
Под редакцией Регны Дарнелл и Фредерика В. Глича
Ежегодник антропологии, том 13
Сурт’ан
Сюзанна Кук
«Кажется, вам нравятся ваши деньги, а нам нравится наша страна»
Под редакцией Роберта Бигарта и Джозефа Макдональда
Сохранить землю для детей моих детей
Под редакцией Роберта Бигарта и Джозефа Макдональда
Среднезападный странный
Би Джей Холларс
Корякские тексты | Abela Publishing
- Главная >
- МОЖЕТ
- > КОРЯКСКИЕ ТЕКСТЫ
Предыдущий
Следующий
Больше изображений продукта
Printer Fiendly
Загрузить руководство по покупке
Загрузить техническое руководство
ISBN: 9781907256431e
0,52 фунта стерлингов ВКЛ. НДС
€0,60 ВКЛ. НДС
0,74 доллара США ВКЛ. НДС
0,95 доллара США ВКЛ. НДС
4,43 датских кроны ВКЛ. НДС
5,70 норвежских крон ВКЛ. НДС
6,07 шведских крон ВКЛ. НДС
0,9 доллара США5 ВКЛ. НДС
Было: Вы сохраняете
Было: Вы сохраняете
Было: Вы сохраняете
Было: Вы сохраняете
Было: Вы сохраняете
Было: Вы сохраняете
Было: Вы сохраняете
3Было: Вы сохраняете 0
Сара Хиллиер – «Это теплая и лирическая весенняя сказка, в которой фея Ферн преподает важный урок озорным кроликам. Whimsy Wood – это волшебное место действия, наполненное задорными лесными персонажами», – Сара Хиллиер, детский библиотекарь округа, Уилтшир, Великобритания.
Этот обзор относится к аналогичному продукту: Фея Ферна и часы с одуванчиками | Сара Хилл | Издательство Абела
Спецификация
Отзывы
Доставка
Доставка по всему миру
Мы осуществляем доставку по всему миру, и здесь, в Abela, у нас одни из лучших тарифов в книжной индустрии.