Архитектурный ансамбль Кижского погоста — Базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения всемирного наследия
Погост Кижи, или Спасо-Преображенский погост, располагается на севере европейской части России, в Карелии, на одном из островов Онежского озера.
В Древней Руси словом «погост» обозначали крупное село с церковью и кладбищем. И действительно, некогда на этом месте существовало обширное поселение, где жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон; здесь происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другие празднества. Это был центр духовной, культурной и экономической жизни округа.
Современный Кижский погост – это небольшое пространство, огороженное деревянной стеной, внутри которого располагаются уникальные памятники деревянного зодчества – две церкви и колокольня. Эти постройки, различные по высоте и очертаниям, составляют, тем не менее, единый и крайне живописный ансамбль, который к тому же прекрасно вписан в суровый северный пейзаж. Особенно хорошо эти высокие деревянные строения, располагающиеся на высоком месте, недалеко от берега острова, смотрятся с воды – с борта круизных теплоходов, которые посещают эти места регулярно.
«Ядро» всего ансамбля образует Преображенская церковь (воздвигнута в 1714 г.) – очевидно, самая сложная по конструкции из всех памятников северного деревянного зодчества. В ее облике прослеживаются и ярусность, и ступенчатость, и пирамидальность. Общая высота – 37 м. Три ее яруса образованы тремя восьмиугольниками, поставленными один на другой. К более широкому нижнему ярусу примыкают четыре фигурные пристройки. Многочисленные купола церкви (всего 22) поднимаются к ее центральной (самой большой) главе пятью ступенями. И все эти элементы согласованы между собой и подчинены одной архитектурной идее. Как и в других церквях русского Севера, основной декор связан с украшением четырехъярусного иконостаса и потолка – «неба». К сожалению, первоначальный иконостас в середине XVIII в. был переделан, а роспись потолка почти полностью погибла в годы Великой Отечественной войны.
От раннего убранства церкви сохранились лишь несколько икон нижнего ряда. За последние несколько десятилетий церковь неоднократно подвергалась реставрации, причем главные усилия были направлены на укрепление срубов церкви и увеличение ее устойчивости. Состояние этой деревянной реликвии, постоянно подвергающейся воздействию осадков, перепадам температур и других негативных погодно-климатических факторов, уже давно вызывает озабоченность экспертов.Покровская церковь, построенная в 1764 г., ниже по высоте, меньше по размерам и проще по архитектуре, чем соседняя Преображенская церковь. Она имеет девять главок – одну центральную, плюс 8 по окружности, и все вместе они образуют своеобразную «корону». Интерьер этой церкви также неоднократно подвергался реставрации.
Шатровая колокольня расположена между двумя церквями. Хотя она была построена значительно позднее (в 1874 г.), т.е. уже в эпоху упадка северного деревянного зодчества, она очень удачно вписывается в общий ландшафт погоста.
Древняя ограда Кижского погоста, возведенная еще в середине XVII в., до наших дней не сохранилась. Современная ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.
В 1966 г. на базе этого уникального ансамбля был организован государственный историко-архитектурный и этнографический музей заповедник, подлинный музей под открытым небом. На остров Кижи были перевезены (и установлены в непосредственной близости от погоста, образуя его окружение) различные гражданские и культовые деревянные постройки: церкви, часовни, крестьянские дома, амбары, мельницы, бани и т.д. Всего таких построек – более 70. Кроме того, здесь собраны тысячи хозяйственно-бытовых предметов – это орудия труда, посуда, утварь, мебель, а также иконы, старинные рукописные книги и т.
д.В настоящее время реализуется программа комплексной реставрации и укрепления уникальных деревянных построек Кижского ансамбля, эти работы осуществляются, в частности, при международной помощи.
Предыдущий Следующий
Архитектурный ансамбль Кижского погоста — Базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения всемирного наследия
- Главная
- Россия
- Объекты всемирного наследия
Краткое резюме
Архитектурный ансамбль включает в себя две деревянные церкви XVIII века: Преображенскую и Покровскую; а также восьмигранную деревянную, построенную в 1862 году и значительно реконструированную в 1874 году.
Церкви на острове Кижи впервые упоминаются в летописях XVI века. Они сгорели после удара молнии в 1693 году, и на месте прежних были построены ныне существующие церкви.
Ансамбль свидетельствует о высоком уровне развития плотницкого мастерства русского народа. На сегодняшний день это единственный в России ансамбль с двумя многоглавыми деревянными церквями, сохранившийся до наших дней. Церковь Преображения Господня является памятником с исключительными архитектурными и конструктивными особенностями. Она не имеет аналогов ни в российской, ни в мировой деревянной архитектуре. 37-метровая церковь считается настоящим чудом света и по легенде построена мастером Нестором «без единого гвоздя», с использованием только топора. Церковь Преображения Господня использовалась летом, когда верующие добирались на богослужения из самых отдаленных концов прихода. Дендрохронологическое исследование материалов сруба установило примерную дату его создания — после 1713-14 гг. Церковь относится к типу деревянных восьмериковых ярусных церквей.
Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.Церковь увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму кровли — так называемую «бочку». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков — «переходные четверики» — и раскреплены бревенчатыми подкосами.
С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь.
С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом. Тридцатиметровая колокольня Кижского Погоста относится к традиционному типу «восьмерик на четверике» с удлиненным четвериком (2/3 высоты конструкции). Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами. Шатер увенчан лемеховой главкой с крестом.Критерий (iv): Среди пяти сохранившихся на Северо-западе России погостов Кижский погост является выдающимся образцом архитектурного ансамбля средневекового православного прихода в малонаселенном регионе, где настоятелю приходилось иметь дело с отдаленными христианскими общинами и суровым климатом. Доступные по суше или воде, объединенные в погосты культовые сооружения, также могли быть использованы для других целей; например, просторная трапезная использовалась в качестве помещения для сбора деревенской общины.
Критерий (v): Погост и здания, сгруппированные в единый музейный комплекс в южной части Кижей, являются исключительными образцами традиционной деревянной архитектуры Карелии и, в более общем плане, севера России и Финско-скандинавского региона.
Мастерство русских плотников, уходящее корнями в средневековый Новгород, достигло апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения жизненного уклада привели к исчезновению этого традиционного ремесла. Поэтому, крайне важно, чтобы такие ансамбли, как Кижский погост, сохранялись, так как они показывают ценность старинной плотницкой техники и повествуют о традиционном образе жизни.
Целостность
На протяжении многих веков Кижский погост является архитектурной доминантой всей окружающей территории. Сооружения расположены в виде треугольника, что создает целостность ансамбля. Рядом сохранилась жилая деревня и ландшафт, отражающий систему традиционного земледелия, не нарушенную современной строительной деятельностью. Для поддержания этих условий необходимо контролировать застройку в непосредственной близости от объекта и в его окрестностях.
Подлинность
На протяжении 300-летней истории памятники периодически ремонтировались. В XIX веке стены церквей были обшиты тесом и окрашены в белый цвет, а купола покрыты металлическими листами. Восстановительные работы 1949-59 гг. вернули храмам их первоначальный вид. В 1980-83 гг. внутри Преображенской церкви был установлен стальной каркас, а элементы иконостасов и интерьера были удалены из конструкции.
Несмотря на эти мероприятия, сооружения не были существенно реконструированы и сохранили значительную часть первоначальных элементов и материалов. Для поддержания условий подлинности решающее значение имеют критерии и руководящие принципы восстановления, касающиеся, в частности, обращения с элементами, относящимися к различным периодам.
Кижский погост отражает собой важный шаг в становлении православия на Русском Севере. Церкви использовались для богослужений с момента их строительства, за исключением советского периода, в 1937-1994 годах.
Требования к охране и управлению
Погост Кижи является федеральным памятником истории и культуры, охраняемым в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73 «О культурном наследии (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В 1993 году Указом Президента Российской Федерации он был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Создание буферной зоны для Погоста Кижи является важным шагом в сохранении визуальной целостности исторического ландшафта, целостности объекта и его окрестностей. Большое внимание необходимо уделять налаживанию эффективных партнерских отношений между властью, бизнесом и населением, стратегической охране этого исторического ландшафта, популяризации Кижского Погоста как культурно-исторического памятника. Необходимо четко определить специфику ценных элементов территории и установить юридически допустимые формы их использования.
План управления объектом всемирного наследия «Кижский погост» является важным инструментом для охраны выдающейся универсальной ценности объекта и координации деятельности заинтересованных сторон. Повседневное управление Кижским Погостом осуществляет Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи, который ведёт мониторинг, техническое обслуживание и реставрацию памятников Погоста. Надзор за Кижским Погостом осуществляется силами пожарной охраны и спецподразделения милиции.
Поддержание выдающейся универсальной ценности объекта требует понимания особенностей его природной и культурной среды и разработки соответствующих руководящих принципов для выбора методов реставрации памятников. Приоритетным направлением является реставрация Преображенской церкви, целью которой является сохранение каркаса, интерьера и иконостасов. Уроки, извлеченные в ходе этого процесса, будут иметь решающее значение для решения дальнейших конкретных задач в области сохранения памятников деревянного зодчества.
Макет историко-архитектурного ансамбля Кижи
В Национальном музее Республики Карелия выставлен макет Кижского историко-архитектурного ансамбля. Его выставка была приурочена к 300-летию Спасо-Преображенского храма на острове Кижи в 2014 году. Так получилось, что сотрудники отдела музейных фондов не могли не заинтересоваться личностью одного из авторов макета Виктора Петровича. Мосеев (1933 — 1976).
Уроженец Киндасова, он с детства проявлял способности к музыке и пению, хорошо рисовал. После окончания Строительного техникума продолжил обучение в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛЭСИ), на архитектурном факультете. Еще в студенческие годы в Ленинграде у него возникла идея создания макета ансамбля Кижи. Виктор Петрович смог осуществить ее через несколько лет, вернувшись в Петрозаводск после окончания института по специальности архитектор.
Работая со своим сокурсником, коллегой и единомышленником Игорем Ильичом Медниковым на протяжении нескольких лет, с 1958 по 1963 год они создали свой шедевр. Медников сделал модель Покровской церкви (Покровской церкви), а Моисеев сделал модель Спасо-Преображенской церкви, колокольни и ограды.
Основным местом работы Виктора Петровича был «Комунжилпроект», где он работал архитектором и участвовал в создании проектов Центра бокса, животноводческих комплексов, жилых домов и других строек для города и республики. Он также участвовал в конкурсе на создание нового герба города Петрозаводска.
Еще до того, как макет ансамбля Кижи был окончательно завершен, проект уже получил общественное признание: в рамках выставки «Советский раздел» он экспонировался в 1967 году в Монреале (Канада), впоследствии неоднократно экспонировался на городских выставках.
В 1969 году макет ансамбля «Кижи» перешел в собственность Национального музея Республики Карелия.
Учетные документы содержат выписку из протокола № 18 Художественного совета Производственно-художественных мастерских Карельского отделения Художественного фонда от 25.09.1969. Члены Совета высоко оценили работу мастеров: «Модель Кижского историко-архитектурного ансамбля, выполненная архитекторами В.П. Моисеева и И. И. Медникова в масштабе 1:50 на высоком художественном уровне, точно соответствует оригиналу».
Он восхищает тщательностью и аккуратностью в создании каждой мелкой детали, а их в модели сотни. В каждом из них — теплота и желание воспроизвести красоту, увиденную когда-то на острове Кижи.
Кроме Кижского ансамбля в музее представлены макеты Успенской (Успенской) церкви в Кондопоге и дома крестьянина Яковлева, также выполненные Виктором Петровичем Моисеевым.
Приглашаем всех посетить Национальный музей Республики Карелия и увидеть своими глазами уменьшенное изображение Ансамбля Кижи.
Кижский погост: Архитектурный ансамбль
3 минуты чтения
31 августа 2021 г.
Всего
Акций
Кижский погост, или Спасо-Преображенский погост, расположен на севере европейской части России, в Карелии, на одном из островов Онежского озера. Современный Кижский погост представляет собой небольшое пространство, обнесенное деревянной стеной, внутри которого находятся уникальные памятники деревянного зодчества, две церкви и колокольня. Эти постройки, отличающиеся высотой и очертаниями, тем не менее составляют единый и чрезвычайно живописный ансамбль, к тому же прекрасно вписывающийся в суровый северный пейзаж.
Эти высокие деревянные строения, расположенные на возвышенности, недалеко от побережья острова, особенно хорошо смотрятся с воды – с борта круизных лайнеров, регулярно посещающих эти места. «Ядро» всего ансамбля образует Спасо-Преображенская церковь (возведена в 1714 г.) — очевидно, наиболее сложная по замыслу из всех памятников северного деревянного зодчества. Покровская церковь, построенная в 1764 году, ниже по высоте, меньше по размерам и проще по архитектуре, чем соседняя Преображенская церковь.
В нем девять глав – одна центральная, плюс восемь по окружности, и все вместе они образуют своеобразную «корону». Между двумя церквями расположена шатровая колокольня. Хотя он был построен гораздо позже (в 1874 г.), т. е. уже в эпоху упадка северного деревянного зодчества, он очень хорошо вписался в общий ландшафт погоста. Его высота почти такая же, как у Спасо-Преображенской церкви, а крыша имеет форму высокого шатра-конуса. плюс восемь по окружности, и все вместе они образуют своеобразную «корону».
Шатровая колокольня расположена между двумя церквями. Хотя он был построен гораздо позже (в 1874 г.), т. е. уже в эпоху упадка северного деревянного зодчества, он очень хорошо вписался в общий ландшафт погоста. Его высота почти такая же, как у Спасо-Преображенской церкви, а крыша имеет форму высокого шатра-конуса. плюс восемь по окружности, и все вместе они образуют своеобразную «корону». Между двумя церквями расположена шатровая колокольня. Хотя он был построен гораздо позже (в 1874 г.), т. е. уже в эпоху упадка северного деревянного зодчества, он очень хорошо вписался в общий ландшафт погоста. Его высота почти такая же, как у Спасо-Преображенской церкви, а крыша имеет форму высокого шатра-конуса.
Узнать больше об объектах всемирного наследия- Первозданные буковые леса Карпат и регионов Европы
- Гирокастра, Албания – «Каменный город»
- Бутринт – первый археологический памятник Албании
- Природный и культурный город Охрид Наследие
- Храм Рамаппы – Храм Какатия Рудрешвара
А – Кижский погост представляет собой важный шаг в утверждении Православия на Русском Севере. Церкви использовались для богослужений с момента их постройки, за исключением советского периода 1937–1994 годов.
В. Чем известен остров Кижи?А – Преображенская церковь на острове Кижи, Республика Карелия, Россия. Сегодня остров наиболее известен своим музеем истории и архитектуры (открыт в 1960 г.), в котором находятся ранние деревянные амбары, дома, ветряная мельница и несколько церквей как часть музея под открытым небом. был собран и отреставрирован.
В. В чем уникальность церквей, построенных на острове Кижи?A – Церковь имеет 22 купола и при высоте 37 метров является одним из самых высоких деревянных зданий в Северной Европе. Его окружность составляет 20х29 метров. Считается, что его предшественницей была 18-купольная церковь на южном берегу Онежского озера, построенная в 1708 году и уничтоженная пожаром в 1963 году.