Деревянный дворец алексея михайловича: Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Дворец царя Алексея Михайловича | Государственный выставочный зал-музей Наследие

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчин российских государей – здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая из них – деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1645-1676гг).

Сын Михаила Фёдоровича (первого царя из династии Романовых) Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и расширял подмосковную отцовскую резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, проводил здесь официальные церемонии и занимался соколиной охотой в его окрестностях.

В 1660 годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения Коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работу вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семёна Петрова. С зимы 1667 года по весну 1668 г столярные мастера выполняли резные работы; в 1668 г во дворце обивали двери и готовили краски для росписи стен. Во время летнего сезона 1669г выполнялись основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 г во дворце работали кузнецы, резного железного дела мастера и замочники.

Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, которые и были выполнены в 1670-1671 гг. государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и останавливался там на день.

Осенью 1673г дворец был завершён, а немного раньше, зимой 1672\73г, его освятил патриарх Питирим. На церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнёс «Приветство» царю Алексею Михайловичу.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим представлениям семейного уклада того времени. Клети соединялись сенями и переходами. Дворцовый комплекс делился на две половины: мужскую, включавшую терема царя и царевичей, столовую палату и парадные сени, и женскую, состоявшую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты – от 2 до 4 этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа.

Всего во дворце насчитывалось 270 покоев; освещали из 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовали резные наличники и обшивку тёсом, имитирующую камень. В решении фасадов и интерьеров активно применяли принципы симметрии.

В результате масштабных работ получился сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей «просвещённого» XVII века. Дворец отличался большой декоративностью, его фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями и фигурными композициями, придававшим зданию нарядный вид.

В 1672 -1675 гг царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское, активно используя дворец для дипломатических церемоний. Новый государь Фёдор Алексеевич (1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семён Дементьев , крестьянин боярина П. В.Шереметьева, вместо обветшавшей повалушки начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид здания был запечатлён затем на различных гравюрах и картинах.

Коломенский дворец полюбился всем последующим правителям России. В 1682-1696гг его посещали царь Иван и царевна Софья Алексеевна, но значительно чаще других здесь бывали царь Пётр и царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведён новый фундамент.

На протяжении XVIII века дворец ветшал и разрушался, несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике архитектуры.

Ныне дворец воссоздан в Коломенском на новом месте по старинным чертежам и изображениям. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича «переселился» на юго-восточные границы Московского государственного объединённого музея-заповедника, по соседству с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенной в селе Дьяково в 60-х годах XVII века.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Дворец царя Алексея Михайловича (Коломенский дворец) – воссозданный в натуральную величину деревянный макет дворца царя Алексея Михайловича Романова. Украшавший загородную резиденцию Коломенское в XVII столетии, дворец был жемчужиной русского деревянного зодчества, своим ярким красочным внешним декором и пышными интерьерами приводивший в неизменное восхищение как московскую знать, так и иноземных послов.

Царские хоромы в Коломенском от Рюриковичей до Романовых

Самым живописным строением архитектурного ансамбля музея-заповедника «Коломенское», бесспорно, является воссозданный в близком к первоначальному виду дворец второго представителя царской династии Романовых – Алексея Михайловича. Появление деревянных хором второго Романова в подмосковной царской загородной резиденции продолжило череду ранее существовавших великокняжеских палат. Каждый из правителей – и князь Василий III Иванович, и первый русский царь Иоанн IV Грозный, и родоначальник новой царской династии Михаил Фёдорович Романов – одной из своих забот считали украшение Государева двора разными строениями и новыми дворцами, к слову сказать, строившимися на месте предыдущих.  

Так, первые великокняжеские палаты, видимо, были выстроены Василием III одновременно с церковью Вознесения Господня в 1530-х годах, и вполне вероятно, достраивались во времена Иоанна Грозного. Но для Рюриковичей подмосковное Коломенское хоть и было одним из любимых мест отдыха, всё же в статусе парадной загородной царской резиденции оно не числилось.

Всё изменилось с воцарением Михаила Фёдоровича Романова. Новый самодержец всячески подчёркивал своё родство с Рюриковичами, поэтому решил украсить любимое ими Коломенское новым царским дворцом, возведение которого было завершено в сентябре 1640 года. Тогда, как отмечено в летописях, государь устроил трёхдневный пир в «дворцовой тройне с сенями и повалушей» – вместительном деревянном царском тереме.

Не стал исключением в украшении Коломенского и царь Алексей Михайлович, с детства любивший живописную природу подмосковной отцовской вотчины. В 1666 году по его указу дворец Михаила Фёдоровича, выстроенный всего за четверть века до этого, разобрали и на открывшемся фундаменте начали возведение новых царских хором, должных своим внешним видом подчеркнуть величие Государя, Царя и Великого Князя всея Руси.

Для возведения дворца, закладка которого произошла в мае 1667 года в присутствии царя, были приглашены самые лучшие плотники, столяры и резчики по дереву, ведь испокон веков на Руси дерево было самым распространённым, и, как сейчас говорят, экологически чистым строительным материалом. Не только простолюдины, но и сами государи считали деревянные дома самыми тёплыми и уютными, оказывающими благотворное воздействие на физическое и психическое здоровье. 

Вчерне дворец был возведён довольно быстро – уже спустя год 26 соединённых между собой переходами и сенями разновеликих теремов, насчитывавших 270 отдельных комнат, начали декорировать снаружи резьбой, красками и сусальным золотом, а изнутри – росписями по грунтованным холстам, коврами, резной деревянной мебелью, редкими тканями, серебряной посудой и другой домашней утварью. Украшали дворец лучшие мастера второй половины XVII столетия – царские изографы Симон Ушаков, Фёдор Евстигнеев и Иван Филатьев, придворный художник Богдан Салтанов, живописцы Станислав Лопуцкий и Василий Познанский, искусные резчики по дереву старец Арсений и мирянин Клим Михайлов.  

Сказочным теремом вырос в Коломенском дворец Алексея Михайловича, сразу названный иноземными послами «восьмым чудом света». Богато украшенный резьбой и расписанный разноцветными красками 100-метровый в длину и 80-метровый в ширину теремной комплекс состоял из мужской и женской половин, в которых были устроены отдельные хоромы для царя (с восточной стороны), царицы (вероятно, с западной стороны), Столовая и другие палаты. За хоромами царя располагались комнаты царевича, а в задней части – комнаты царевен. В подклетах находились хозяйственные помещения, караульни, комнаты дворовых людей. 

Все шесть ворот дворца были украшены иконами Божьей Матери «Смоленская» и «Казанская», Вознесения Господня, Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи и Московских чудотворцев. 

В 1681 году, уже при новом государе Фёдоре Алексеевиче, некоторые помещения дворца были перестроены, поновлена позолота и внешние украшения. Так, у новых сеней, связывавших хоромы царя и Столовую палату, выстроили передние ворота, богато украшенные позолотой, причём в отсутствие государя их драпировали тканью во избежание помутнения позолоты. В дворцовый комплекс также входили хозяйственные постройки, а после стрелецкого бунта 1682 года, более известного, как Хованщина, рядом с дворцом для охраны царственных владельцев выстроили 16 изб. 

После основания Санкт-Петербурга светская жизнь вслед за императорским двором переместилась в новую столицу и постепенно Москва и её пригороды опустели. Даже несмотря на удалённую заботу о Государевом дворе Петра I и Анны Иоанновны, которые повелели содержать загородную резиденцию в порядке, Коломенское постепенно пришло в упадок. 

Дерево – недолговечный материал, подверженный быстрому разрушению. Великолепный царский дворец спустя столетие обветшал и по указу императрицы Екатерины II вследствие невозможности его сохранения в 1767 году был разобран до основания, а оставшийся от него материал был использован для ремонта и постройки других зданий ансамбля Государева двора. 

Стоит отметить, что государыня не зря сопоставляла себя с великим предшественником – Петром I, думать о будущем было в её духе. Видимо, поэтому перед разборкой Коломенского дворца она велела сделать точную уменьшённую копию здания и произвести все обмеры и описи, что вместе с рисунками первых строителей дворца стало основой для воссоздания уже в наши дни этого уникального памятника деревянного зодчества.

Коломенский дворец после реконструкции 

В минувшем столетии подмосковное Коломенское получило статус музея-заповедника, поэтому существовавшие на 1923 год постройки были сохранены, а уже в начале 1990-х годов возникла идея воссоздать в первоначальном виде уникальный дворец Алексея Михайловича, благо, что сохранились описания, чертежи и макет разрушенного три столетия назад здания. 

Но неумолимое время оставило свой след на ландшафте бывшего Государева двора – на месте, где когда-то стоял Коломенский дворец, уже давно росли деревья, поэтому было принято решение о воссоздании памятника у Голосова оврага, на территории бывшего села Дьяково. 

К сентябрю 2010 года деревянный макет дворца был установлен на новом месте, правда, в отличие от оригинала, все его конструкции сделаны из железобетонных блоков и лишь обшиты брёвнами. Кропотливая работа по изучению старинных документов и чертежей принесла свои плоды – были воссозданы 24 интерьера царских хором, причём все они исторически и документально соответствуют оригиналу. 

Как и в бывшем дворце, воссозданные хоромы разделены на мужскую и женскую половины, каждая из которых оформлена в духе XVII столетия – уникальные предметы (гобелены, иконы, предметы церковного убранства) представлены в Крестовой палате хором царя и Молельне хором царицы. В Столовой палате действует выставка, на которой в мельчайших деталях воссоздано царское застолье – представлены и украшены соответствующим образом блюда, подаваемые, согласно историческим документам, на царский стол в XVII столетии. 

Изюминкой интерьеров дворца является их художественная отделка – богатый резной деревянный декор, украшенные цветными эмалями печи, сюжетные росписи стен и сводов, красочные ткани и ковры, разноцветные стеклянные и слюдяные оконца, уникальные светильники, воссозданные по русским и зарубежным аналогам XVII–XVIII столетий.  

Основу росписей Царского кабинета составляют обрамлённые орнаментами изображения античных героев – Александра Македонского, Юлия Цезаря, индийского царя Пора и персидского царя Дария III. Престольная палата Хором царя украшена изображениями библейских царей – Давида и Соломона. На стенах Передних сеней и Престольной палаты Хором царицы выполнены росписи на темы времён года и причт из книги Эсфири, а на сводах Столовой палаты изображено звёздное небо и небесные светила.

Информация для посетителей

Двери музейной экспозиции во дворце Алексея Михайловича открыты для посетителей каждый день кроме понедельника, только стоит помнить, что со вторника по пятницу и в воскресенье во дворец можно попасть с 10.00 до 18.00 часов, в субботу – с 11.00 до 19.00 часов. Билеты для осмотра экспозиций мужской и женской половин дворца продаются отдельно, но можно приобрести и комплексный билет. Стоимость билетов, как обычных, так и для льготных категорий, указана на официальном сайте музея-заповедника «Коломенское».

Воссозданный дворец царя Алексея Михайловича

Самый первый, еще великокняжеский, дворец был построен в Коломенском при князе Василии 3-м. Затем его сын Иван Грозный перестроил отцовский дворец. И регулярно 29 августа праздновал его именины в Коломенском. Но во время польского нашествия все сгорело.

Новый дворец построен в Государевом подворье при первом царе из династии Романовых – Михаиле Федоровиче. При нем они и построили деревянную Казанскую церковь. И стал самым первым на Руси храмом, посвященным чудотворной иконе Казанской Божией Матери, которая помогла князю Пожарскому изгнать поляков из Кремля. Дворец царя Алексея Михайловича был построен в Коломенском в 1667 г.

Царская деревянная башня Алексея Михайловича получила особое название «восьмое чудо». Это восьмое чудо света. Строили его плотник Сенька Петров и стрельец-плотник Ивашка Михайлов. Всю зиму после возведения стен дворец был украшен резьбой. А потом еще год красили и золотили. Окончательно закончили в 1669 году.

Краски и сусальное золото для дворца Алексея Михайловича привезены из-за границы. Не кто-нибудь, а Симон Ушаков лично руководил украшением башни. Персидский шах, так же страстно увлеченный соколиной охотой, как и русский царь, послал к своему товарищу-сокольнику лучшего мастера – армянина Богдана Салтанова. Два года красили стены и потолки башни. И не на дереве, конечно, а на холсте.

В 1673 году часовщик Оружейной палаты Петр Высоцкий поставил часы на Парадных воротах Государева двора, а в наиболее часто используемой арке посадил рыкающих механических львов. В начале того же года, зимой, патриарх Питирим освятил дворец, и Симеон Полоцкий, воспитатель царских детей, прочитал царю приветственную речь.

Всего во дворце Алексея Михайловича было 270 палат. Неудивительно, если учесть, что за 46 лет жизни у царя родилось 16 детей. 10 девочек и 6 мальчиков. Так что палаты для цариц, и царевичей, и царских родственников были очень нужны.

Планировка Коломенского дворца была асимметричной. Он был составлен из секций решеток разного размера. А их размер и расположение точно отражали иерархию в семье государя. По восточным обычаям дворец делился на мужскую и женскую половины. На мужской половине были башни и палаты Царя и Царевичей, а на женской половине — Царицыны башни.

Алексей Михайлович умер в 1676 году. Новый государь Федор Алексеевич постепенно перестраивал дворец. Столовая была переделана по его желанию. Он также сделал позолоченные ворота. Когда царя не было в Коломенском, ворота обтягивали тканью, чтобы защитить позолоту. В 1685 году передние ворота были покрыты железом и английской жестью. И это была последняя перемена во дворце.

В 1762 году Коломенский дворец осмотрела императрица Екатерина 2-я. Осмотрев его, она заказала расчет стоимости ремонта. Посмотрев предложение по стоимости, она решила не трогать старый дворец, а вместо этого приказала построить новый, меньшего размера, на месте соседней фермы. Спустя 15 лет инспекторы Коломенского сообщили в Петербург, что в старом дворце начала обваливаться крыша.

В 1767 году пришел указ: Коломенский дворец и его фундамент разобрать, а место расчистить. Когда завещание императрицы было исполнено, неизвестно. Но детальные планы разборки были составлены.

Новая башня Коломенского дворца отреставрирована в 2010 году. Это явно не дворец Алексея Михайловича. Тоже не похоже. Он также находится в другом месте. И вовсе не деревянная, а скорее деревянно-железобетонная. Поэтому лучше всего рассматривать его как удачно стилизованный выставочный зал XVII века.

В современном Коломенском дворце реконструкции интерьера царских палат. Единственный оригинальный интерьер царской палаты находится в Кремле, в дворцовой башне, попасть туда очень сложно. Но Коломенское открыто для всех.

Дворец Алексея Михайловича Романова

В СТОИМОСТЬ ВКЛЮЧЕН

. Услуги англоговорящего гида

. Входные билеты на достопримечательности и в музеи

В ЭТУ ЦЕНУ НЕ ВХОДИТ

. Транспорт до места посещения (если не указано иное)

. Билеты на общественный транспорт (кроме посещения метро)

. Чаевые, сувениры и личные расходы

УСЛОВИЯ ПРОДАЖИ

. Бронирование по запросу за 2-3 недели до визита, в течение 3 рабочих дней до даты визита и при наличии свободных мест.

. Подтверждение посещения агентством в течение 2-3 рабочих дней

ПОЛИТИКА ОТМЕНЫ

. Если отмена происходит более чем за 7 дней до даты экскурсии, экскурсия возвращается до 100% оплаченной стоимости. С другой стороны, если билеты уже были куплены, будет возвращена только стоимость гида и любого транспорта.

. В период от 7 до 3 дней до даты экскурсии стоимость экскурсии не возвращается, если она включает входные билеты. Если в экскурсию не включены входные билеты, они могут быть возвращены, если запрос на отмену сделан не позднее, чем за 3 дня (72 часа) до посещения.

. При отмене менее чем за 3 дня до даты тура стоимость тура не возвращается.

. Tsar Voyages оставляет за собой право отменить или изменить определенные туры или посещения без предварительного уведомления, если этого требуют комфорт и/или безопасность путешественников, в случае форс-мажора, забастовки, демонстрации, административного решения, погодных условий или исключительного закрытия объектов. Если клиент желает отменить свое посещение после его изменения компанией «Цар Вояж» (из-за пунктов, упомянутых выше), возврат средств за посещение будет произведен в размере до 100% от цены, уплаченной клиентом.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Обратите внимание, что Tsar Voyages не несет ответственности за следующие события: 

. Последствия непредвиденных или неизбежных событий третьей стороны, таких как: войны, политические беспорядки, забастовки, беспорядки, технические или административные инциденты вне Царь Вояж, перегруженность воздушного пространства, плохая погода, задержки (в том числе в отправке почты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *