19 февраля успешно завершилась первая экспедиция «Северный полюс»
19 февраля 1938 года завершилась первая дрейфующая полярная экспедиция «Северный полюс-1». За 274 дня четверка советских ученых – Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Федоров и Петр Ширшов, дрейфовавшие со станцией на льдине от Северного полюса к Гренландии, преодолели 2,5 тысячи миль. Спустя 85 лет последователи папанинцев – ученые экспедиции «Северный полюс-41» успешно продолжают дело своих легендарных предшественников.
Увеличить фото
Увеличить фото
Увеличить фото
Идея создания дрейфующей научной станции принадлежала легендарному советскому полярнику Отто Шмидту. Успех экспедиции предрек вынужденный опыт трехмесячной жизни на льдине экипажа затонувшего парохода «Челюскин». Благополучное возвращение челюскинцев убедило Отто Шмидта в реальной возможности организации научной станции на дрейфующих арктических льдах.
Экспедиция, получившая название «Северный полюс», была подготовлена всего лишь за год. Были сшиты теплая одежда и спальные мешки, сконструирована специальная палатка, подготовлен запас питания и топлива, необходимого оборудования для наблюдений за природной средой. Доставку ученых в район Северного полюса обеспечивали самолеты. Для этого были созданы резервные базы для возможной экстренной посадки.
Флаг над советской дрейфующей полярной станцией был поднят 21 мая 1937 года. Именно этот день в России стал официальным праздником – Днём полярника. Через 85 лет после этого события впервые в воды Финского залива вышло уникальное научно-экспедиционное судно – ледостойкая платформа «Северный полюс», позволившая после почти десятилетнего перерыва возродить легендарную программу дрейфующих полярных станций. 2 октября 2022 года был поднят флаг над дрейфующей полярной станцией «Северный плюс-41», а со льда была отправлена первая метеосводка.
Двигаясь от Северного полюса к Гренландии, экспедиция «Северный плюс-1» преодолела 2,5 тысячи миль.
Дрейфующая станция «Северный плюс-41» за 110 дней переместилась более чем на 250 морских миль и находится примерно в 300 километрах от Северного полюса, общая траектория дрейфа составила около 750 миль. Как и в прошлом, ученые проводят непрерывные метеорологические, аэрологические, геофизические, океанографические, гидробиологические и гидроакустические наблюдения. Получают пробы воды и донных отложений, наблюдают за изменениями свойств и движения льдов, температур, скорости и направления движения течений. Как и много лет назад, основная прикладная задача ученых – уточнение гидрометеорологических прогнозов для обеспечения безопасной навигации по трассе Северного морского пути. Следующий сезон работы этого транспортно-логистического коридора должен стать круглогодичным, что ставит перед учеными новые сложные задачи.Экспедиция «Северный полюс-1» завершилась по причине разрушения ледового поля, на котором была расположена станция. К моменту эвакуации герои были на льдине размером всего 20 на 30 метров, что представляло большую угрозу для жизни полярников и успеха всей операции.
Современная станция «Северный плюс-41» расположена рядом с платформой, ставшей для полярников одновременно надежным, уютным и теплым домом, и научно-исследовательской базой, снабженной современными лабораториями и оборудованием. Основной объем работ, как и 85 лет назад проводится в научном лагере на льду. При этом ученым не приходится тратить большое количество времени на обеспечение бытовых условий – на платформе их ждет теплая каюта, вкусный обед, уютная кают-кампания, медицинский блок, спортзал и даже сауна.
«Российская наука вернулась в Арктику надолго и на принципиально новых организационных и технологических принципах. У нас специальное судно, которое может вмораживаться и дрейфовать абсолютно безопасно для полярников. Расчетный срок службы НЭС «Северный полюс» – 25 лет. Но мы понимаем, что судно будет работать намного дольше – 30, возможно даже 40 лет. Это означает, что у нас существенно расширяется горизонт планирования, появляется возможность проведения долгосрочных исследований и экспериментов. А у молодых ученых, стремящихся посвятить свою жизнь полярной науке, появляется внятная перспектива и возможность реализовать себя в профессии», — говорит директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
На текущий момент экспедиция «Северный полюс-41» поднялась выше 87° с.ш. Предполагаемое генеральное направление дрейфа проходит через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама НЭС «Северный полюс» с членами экспедиции на борту своим ходом придет в Мурманск.
ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.
Фото: архивы ААНИИ, Александр Зубков
Стартовала высокоширотная воздушная экспедиция, организованная для переброски сотрудников станции «Северный полюс-1»
Проблемы хозяйственного освоения арктического берега нашей страны и Северного морского пути требовали надёжного прогнозирования метеорологической и ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане. В середине 1930-х гг. стало ясно, что полярные станции, расположенные вблизи материка, не могут быть единственными источниками данных для такого прогноза. Начальник Главсевморпути академик О. Ю. Шмидт предложил создать в районе Северного полюса стационарную полярную станцию, которая провела бы в течение года широкий комплекс метеорологических и гидрологических исследований.
В феврале 1936 г. проект экспедиции к Северному полюсу был утверждён правительством СССР, и в течение года была проделана огромная подготовительная работа. Для переброски полярников была организована высокоширотная воздушная экспедиция «Север».
22 марта 1937 г. четыре самолёта АНТ-6 с членами экспедиции и грузом вылетели из Москвы по маршруту Москва — Нарьян-Мар — Новая Земля — остров Рудольфа — Северный полюс. Руководителем экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт, начальником лётного отряда — М. В. Водопьянов, начальником дрейфующей станции «Северный полюс» — И. Д. Папанин, сотрудниками станции — опытные полярники-исследователи П. П. Ширшов, Е. К. Фёдоров, радист Э. Т. Кренкель.
Из-за сложных погодных условий до базы на острове Рудольфа экспедиция добралась почти через месяц. Старт на полюс предполагался при установлении благоприятной погоды.
Только 21 мая флагманский самолёт экспедиции смог подняться с острова Рудольфа и приземлиться в районе полюса. Однако следующие самолеты задержались, и вся экспедиция выгрузилась на лёд только 5 июня.
6 июня 1937 г. над Северным полюсом был поднят флаг СССР и официально учреждена самая первая в мире станция на полюсе — «СП-1». Полярникам предстояло в течение многих месяцев ледового дрейфа провести многочисленные эксперименты и исследования.
На станции «Северный полюс-1» был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции СП-1 не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надёжные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики.
Станция «Северный полюс-1» открыла новую эпоху в исследовании Арктики, а данные её наблюдений вошли в золотой фонд науки.
Лит.: Маслов М. Первые на Северном полюсе. Мир Авиации. 1999. № 4; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.polarpost.ru/Library/N-166/main-n166pole.html.
См. также в Президентской библиотеке:
Освоение Арктики: [цифровая коллекция];
Научная экспедиция под руководством И. Д. Папанина на Северный полюс, 1937 г.: [фрагменты кинохроники]. СПб., 2010.
Северный полюс: Абсолютное арктическое приключение
- Обзор
- Маршруты
- Запросить цену
Продолжительность:
14 днейНовости о нашей экспедиции на Северный полюс
Из-за войны в Украине компания Quark Expeditions в настоящее время не работает и не принимает заказы на поездки, в маршрут которых входит Россия, например, на нашу экспедицию на Северный полюс.
У вас еще есть много вариантов для исследования с лучшей экспедиционной командой в полярных регионах, рассматривая маршруты на Шпицберген в норвежской Арктике, Гренландии, Исландии и канадской Арктике.
В 1991 году компания Quark Expeditions осуществила мечты нескольких десятков путешественников, отправив их на труднодоступный Северный полюс — путешествие, которое ранее существовало только в самых смелых фантазиях самых предприимчивых путешественников. Проходя через толстые морские льды на борту атомного ледокола под управлением самой инновационной экспедиционной команды в отрасли, Quark Expeditions стала первым оператором, доставившим путешественников на почтенный Северный полюс. Это первое путешествие разожгло желание последующих авантюристов, которые также стремились стоять на 90° севера — самая вершина мира, где куда бы вы ни посмотрели, — юг — и купайтесь в лучах славы полярного приключения, испытанного столь немногими.
Прошло три десятилетия, а компания Quark Expeditions, признанный лидер в области полярных приключений, по-прежнему лидирует в полярных путешествиях, а Северный полюс остается одним из самых популярных направлений в Арктике. Представьте себе острые ощущения от мощного ледокола, который пробивает многолетние паковые льды, продвигаясь к 90° северной широты.
Или вообразите себя на борту вертолета, парящего над ледяным Северным Ледовитым океаном, или стоящего в отдаленном уголке планеты, куда так мало людей когда-либо ступала нога. Присоединяйтесь к нам в этом волнующем путешествии и узнайте для себя, почему Северный полюс на протяжении веков волновал умы и сердца исследователей и искателей приключений во всем мире.Кратко об экспедиции
Побывать на вершине мира на 90° с.ш. медведи, Морж и другие дикие животные Арктики
Воспользуйтесь преимуществом дополнительного полета на воздушном шаре с привязью (если позволит погода)
Круиз на Зодиаке
Посетите исторические места Земли Франца-Иосифа, дикую природу и полевые цветы
Воплотите свою мечту Polar в реальность
Все, что нам нужно, это немного информации о ваших предпочтениях в отношении поездок, и один из наших консультантов Polar свяжется с вами.
Узнать цену
Включенные виды деятельности
Helicopter_BlackFlightseeing
Представьте себе, что вы парите над полярными регионами, не выходя из комфортного вертолета, и наслаждаетесь самыми поразительными видами с воздуха на замерзший Северный Ледовитый океан, заснеженные ледяные хребты, массивные расщелины и талые лужи,. .. Подробнее
ПоходыПоходы
Походы в полярные регионы отличаются от обычных походов. Здесь, в безлесной местности, вы — самая высокая фигура в пейзаже, когда вы идете по губчатой тундре, покрытому коркой снегу или песчаным пляжам в отдаленных уголках… Подробнее
Полярное погружение
Полярное погружение запланировано один раз в течение каждого рейса. На протяжении всего пути руководитель и капитан экспедиции постоянно следят за обстановкой, чтобы выбрать оптимальное время и место. Полярное погружение иногда происходит… Подробнее
ZodiacZodiac Cruises
Zodiac используются для доставки вас на берег, перевозки вашего багажа при необходимости и для плавания на уровне океана среди айсбергов, китов и морских птиц. Во время экспедиции вы посетите отдаленные и изолированные места,… Подробнее
Варианты приключений
Полеты на воздушном шареПолеты на воздушном шаре
Представьте себе ощущение медленного подъема вверх в корзине воздушного шара во время долгожданного путешествия на Северный полюс. Подвешенный на высоте 30 метров (100 футов) над ледяной поверхностью в безопасности привязанного шара горячего воздуха… Подробнее
Даты отправления и каюты
Сортировка и фильтрация
Сортировка и фильтрация
Сортировка по:
Изменить валюту:
К сожалению, для этой экспедиции нет текущих дат отправления.
Воплотите свою мечту Polar в реальность
Все, что нам нужно, это немного информации о ваших предпочтениях в отношении поездок, и один из наших консультантов Polar свяжется с вами.
Узнать цену
Продлите путешествие
Добраться до Арктики может быть так же весело, как и побывать там. Quark Expeditions предлагает несколько туристических пакетов, которые позволят вам увидеть больше мира до и после вашего арктического приключения. Свяжитесь с нами
Хельсинки, Финляндия
Город Хельсинки на самом деле представляет собой архипелаг из 315 островов с множеством пышных зеленых парков и бесконечной чередой темно-синих озер. Столица Финляндии, которую часто называют «дочерью Балтики», расположена на полуострове в Финском заливе. Архитектура Скандинавии представляет собой поразительное сочетание традиционных деревянных и каменных домов с высокими стеклянными башнями и офисными зданиями, которые отражают современный скандинавский минимализм и модерн в стиле ар-нуво.
Отзывы пассажиров
North Pole All the Way
Заметки об экспедиции содержат подробную информацию и справочную информацию об экспедиции Adventure Consultants на Северный полюс All the Way.
Вы можете просмотреть заметки о путешествии в Интернете, щелкнув изображение, или скачать PDF-файл, перейдя по следующей ссылке:
Северный полюс на всем пути, 2023 г. Заметки о путешествии
Членство в команде
Минимальный размер команды: 4 человека. участников и 1 гида и не более 12 членов и 3 гидов.
Наши гиды
Команда консультантов по приключениям включает в себя опытных арктических/антарктических путешественников, чьи знания и опыт необходимы для успеха этих экспедиций. Гиды для каждого похода утверждаются за 6 месяцев до отправления.
Группа поддержки головного офиса
Успешные поездки и экспедиции в большей степени зависят от опыта, знаний и стратегического управления, чем от любых других факторов. Как организация, мы тратим значительное количество времени и ресурсов на то, чтобы наши поездки были хорошо спланированы и сопровождались. Вы можете быть уверены, что сотрудники AC предоставят вам дружеский совет и компетентную поддержку на всех этапах планирования вашей поездки, и мы будем рядом, чтобы обеспечить поддержку во время поездки.
Хейли Ферз, специалист по связям с клиентами
Хейли присоединяется к команде AC с богатым опытом работы в индустрии туризма и гостеприимства, а также с любовью к путешествиям. Она работает специалистом по связям с клиентами в ряде наших европейских и международных восхождений, походов и экспедиций.
Ваше здоровье
Участникам экспедиции будет предоставлена предрейсовая медицинская консультация и медицинская анкета, а также им будет предложено посетить семейного врача для прохождения полного медицинского обследования. Эта информация будет видна только руководителю экспедиции и нашему медицинскому консультанту и будет храниться в полной конфиденциальности.
What You Carry
У каждого члена команды будет высокотехнологичный снегоход, созданный специально для использования в Арктике/Антарктике. Они будут загружены личным снаряжением, а также частью экспедиционного снаряжения. По оценкам, каждый снегоход весит около 90-100 кг в начале пути и уменьшается на 40 кг в течение каждого этапа по мере потребления пищи и топлива.
Большинство арктических путешественников предпочитают нести весь свой груз на санях, а не с рюкзаком. Ознакомьтесь с нашими программами фитнес-тренировок , чтобы узнать, как мы можем помочь вам подготовиться к длительным физическим нагрузкам, необходимым в этой экспедиции.
Рейтинг сложности
Каждая из наших поездок оценивается индивидуально в соответствии с ее физической и технической сложностью, отображаемой на значках в верхней части каждой страницы поездки. Вы можете щелкнуть соответствующий вопросительный знак, чтобы просмотреть дополнительные описания, а полное изложение нашей системы оценивания доступно на нашей странице Оценки сложности .
Подготовка к путешествию
Эффективная работа в высоких широтах требует хорошей (и специфической) физиологии для деятельности и надежного фона на открытом воздухе. Конечно, мы можем многое сделать для улучшения имеющихся у нас физических качеств, и лучше всего этого можно достичь с помощью специальных тренировок. Ознакомьтесь с нашими программами фитнес-тренировок , чтобы узнать, как мы можем помочь вам подготовиться к экспедиции.
Физические проблемы, с которыми сталкиваются полярные путешественники, связаны с огромным количеством физической нагрузки, необходимой ежедневно, и повторяющимися травмами от перенапряжения, возникающими в результате указанной деятельности. Потеря веса часто происходит из-за полной неспособности съесть то количество калорий, которое вы сжигаете за день. Есть способы минимизировать это с помощью диеты, темпа и регулярных перекусов в течение каждого рабочего дня. Однако в более длительных поездках результатом всех усилий является более низкий уровень работоспособности и, как следствие, ухудшение состояния мышечной системы из-за дефицита калорий. Стоит предвидеть потерю мышечной массы, и поэтому вы должны тренироваться, чтобы убедиться, что у вас есть немного лишнего, прежде чем уйти.
Быть в хорошей физической форме, быть здоровым и сильным крайне важно для того, чтобы преуспеть в этих путешествиях. Тренировки должны быть сосредоточены на развитии сердечно-сосудистой системы и силовых тренировках для определенных групп мышц. Нет обучения тянуть сани так, как тянут санки! Специализированные спортивные тренировки гарантируют, что ваши связки и сухожилия подготовлены к стрессам экспедиционной работы, поэтому, если вы можете снять старую тракторную шину и перетащить ее за собой в поле, это в конечном итоге принесет некоторую пользу. Однако это может быть трудно сделать, и многие полярные путешественники сосредоточились на других способах имитации нагрузок, которые можно испытать в полярных регионах. Избыточный вес создает дополнительную нагрузку на ваш организм, поэтому перед началом убедитесь, что вы не ставите себя в невыгодное положение. Рекомендуется сосредоточиться на развитии силы и тренировке выносливости, так как ваше тело постоянно подвергается стрессу из-за буксировки саней и борьбы с холодом. Рекомендуется много заниматься в тренажерном зале, и физический тренер поможет поработать над любыми слабыми местами, которые у вас могут быть. Кроме того, полезно много длительных упражнений, таких как ходьба по холмам (с рюкзаком), катание на горных велосипедах по холмам и плавание. Будьте осторожны, чтобы не перетренироваться непосредственно перед поездкой, так как вам потребуются все ваши резервы, и вы не хотите «пикать» слишком рано. Тот факт, что вы смотрите на потерю (иногда) значительной массы тела, указывает на необходимость быть довольно тяжелым в начале поездки, поэтому не переусердствуйте с этим перед экспедицией.
Аэробные упражнения также не следует игнорировать, так как вы не хотите полностью набрать вес, но не можете выполнять кратковременные всплески расхода энергии там, где это необходимо, например, когда вы отправляетесь в путь и чувствуете холод. Во время аэробных тренировок необходимо контролировать частоту сердечных сокращений, чтобы убедиться, что вы тренируете сердечно-сосудистую систему. Этого можно добиться с помощью монитора сердечного ритма или вручную измеряя частоту сердечных сокращений во время физической нагрузки. Базовая формула: 220-Возраст = максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС). Работая на частоте 70-85% от максимальной частоты пульса, вы будете тренироваться, чтобы улучшить сердечно-сосудистую систему.
Несмотря на все усилия, затрачиваемые на тренировку тела, психические качества также заслуживают некоторого анализа и внимания. Самыми важными из них являются сильная рабочая этика, способность поддерживать себя в рамках долгосрочного проекта, сила характера и, прежде всего, способность ладить с другими. Если вы не «командный игрок» или вы часто вступаете в конфликты с другими (даже если вы считаете, что это их вина), то вам не следует принимать участие в полярных экспедициях, если только вы не делаете это в одиночку!
Консультанты по приключениям также предлагают специальный полярный учебный курс, в котором представлены основные навыки и приемы, необходимые для подготовки к полярной экспедиции. Этот 4-10-дневный курс, базирующийся в горах Новой Зеландии, разработан, чтобы дать вам больше уверенности в суждениях и принятии решений в аспектах полярных путешествий. Хотя ни один курс не может полностью подготовить вас к реальным вещам, этот курс предлагает разнообразную местность, которая позволит вам развить основные навыки, которые вам понадобятся.
Рекомендации по спасению
Иногда при необходимости возможна эвакуация по маршруту. Но участники экспедиции должны полностью понимать, что эвакуация не является услугой «по требованию», и погодные условия могут препятствовать полетам на несколько дней или даже недель. Лучший способ защитить себя от проблем такого рода — быть полностью готовым как физически, так и морально к приключению такого масштаба. Кроме того, спасение может быть очень дорогим, и мы требуем, чтобы участники экспедиции были полностью застрахованы от такой возможности.
Одежда и снаряжение
Для большинства участников похода достаточно носить флисовую одежду с ветрозащитным покрытием. Теплые экспедиционные рукавицы и шапки потребуются в дополнение к маске для лица, чтобы защититься от ветра и метель. Легкая пуховая одежда поможет участникам перенести холода и будет дополнительным теплом (при необходимости) в спальном мешке.
Мы поставляем все снаряжение для команды, и вам понадобится только ваше личное снаряжение. Мы поставляем санки, палатки, печи, горшки, продукты питания и топливо, веревки и упряжь, GPS и телекоммуникационное оборудование.
Вам нужно будет привезти с собой всю одежду, спальное снаряжение и лыжное снаряжение. При желании мы можем помочь с приобретением снаряжения и одежды, подходящей для экспедиции.
Полный список оборудования будет отправлен вам после подтверждения бронирования.
Связь и сообщения
В наших экспедициях мы используем новейшее оборудование для спутниковой связи, что обеспечивает хороший контакт с внешним миром. Это также повышает безопасность, поскольку у нас есть мгновенная связь со спасательными службами в маловероятном случае, если потребуется эвакуация. Вы можете использовать наше оборудование или привезти свое собственное, но мы просим вас подтвердить, что требования к мощности могут быть соблюдены.
Погода
Эффективная температура определяется силой ветра. Температура будет в диапазоне от – 40 градусов C (и F) до 0 градусов C (32 градуса F). По мере приближения команды к полюсу и наступления весны температура будет повышаться, а лед будет постоянно ломаться, из-за чего продвижение вперед иногда становится мучительно медленным. В конечном итоге многое будет зависеть от сезона и общих погодных условий.