Доклад-сообщение на тему Уральские горы 4 класс
- Энциклопедия
- География
- Уральские горы
Уральские горы начинаются от Северного Ледовитого океана, проходят через территорию России и заканчиваются в Казахстане. Горы Урала это достаточно уникальный природный объект. Именно они служат границей между Азией и Европой. Уральские горы являются одними из самых старых горных массивов на нашей планете. Образовались они около 600 миллионов лет тому назад. Еще древние греки рассказывали о существовании Уральских гор, они думали, что именно за этими горами располагается страна Гиперборея. Сегодня Уральские горы это уникальный объект, на территории которого расположены многие национальные парки и заповедники. Отправившись в горы на прогулку можно найти там большое количество рек и ручьев, самое интересное, что начинаются они около ледников. Уральские горы поистине удивительны, они поражают не только своей красотой, но и разнообразием животного и растительного мира и, конечно же, другими природными богатствами.
Территория гор расположилась в нескольких природных зонах, она захватывает не только тундру, но и тайгу со степью. Это в свою очередь играет большую роль для флоры и фауны. Каждая территория славится своими богатствами. К примеру, в северной части гор можно увидеть оленей, а вот на юге обитают уже суслики и сурки. Когда север еще замерзает в снегах, в южных частях уже распускаются тюльпаны. Недра Урала знамениты своими полезными ископаемыми, многие из которых достаточно редкие. Именно здесь рабочие занимаются поиском золота и серебра, добычей железной руды, нефти и газа. Уральский регион славится своими украшениями из камня малахита. Это красивый камень зеленого цвета.
На сегодняшний день Уральские горы не слишком высокие, но было время, когда они поднимались в высоту до 6000 метров. Когда-то давно здесь даже были действующие вулканы, и землетрясения. Но вулканы потухли, а горы начали разрушаться. И лишь в некоторое время Урал вспоминает о былом и начинает содрогаться, устраивая небольшие землетрясения.
Если подумать, то Уральские горы до сих пор хранят в себе много тайн и загадок, и может быть, кто-то их разгадает.Доклад Уральские горы
Уральские горы — это своеобразная система гор и хребтов, имеющая длину более 2000 км, ширина на всем протяжении разная от 40 – 150 км. Высочайшей точкой признана гора Народная. Горы протянулись по большей части России, небольшая их часть приходится на территорию Казахстана. Горы Урала делят наше государство на две части, Азию и Европу.
Уральские горы очень старые, они берут свое начало из эпохи палеозоя. Их формирование началось более 350 миллионов лет тому назад. Ранее здесь были многочисленные вулканы, не редко бывали и землетрясения. В периоды распада горной толщи образовывались все новые полезные ископаемые. В Уральских горах протекает множество рек, голубые озера завораживают своей красотой.
Урал – это кладезь разных металлов и горных пород. Еще великий сказочник Бажов, родившийся в этих краях, писал в своих произведениях о многочисленных самоцветах, драгоценных камнях которые хранит земля Уральская. Богатые месторождения аметиста, малахита, пирита, различных минералов — это далеко не весь список горных пород, которыми знамениты Уральские горы. Для их переработки созданы заводы и фабрики. Хорошо развита металлургическая промышленность. Урал является самым крупнейшим горнодобывающим регионом России.
В горах Урала множество красивых мест, они необычны и неповторимы.
Гора Иремель примечательна тем, что у нее имеется две вершины, большая и малая. Здесь берут свое начало реки Тюлюк, Тыгын, Синяк, Карагайка. Территория близ этой горы является природным парком. Эта местность очень живописна.
Плато Мань-Пупу-Нер, не менее захватывающее место. Его в простонародье называют «горой идолов». Семь громадных каменных глыб расположены на этом плато. Ранее в этих местах были горы, но со временем они разрушились и остались только семь изваяний, напоминающих идолов. В этом месте особая энергетика. В древности посещение этого плато запрещалось, оно являлось святыней.
Гора Благодать находится в восточной части Уральских гор, она полностью состоит из руды. Благодать знаменита тем, что здесь раньше других, в 1735 г. было открыто богатое месторождение магнетита, черного минерала. Магнитный железняк был очень качественным, здесь сразу же построили горнодобывающие предприятия. Гора запечатлена на картине Апполинария Васнецова. О ней слагали множество легенд.
Игнатьевская пещера расположена на Юге Уральского хребта, она образована известняковыми породами. Пещера является охраняемым памятником природы и имеет историческую ценность. В ней были найдены древние наскальные рисунки, предметы железного века, останки вымерших животных, предметы культа и орудия наших предков. Еще Игнатьевская пещера является местом поклонения, для верующих людей всего света. Здесь находится нерукотворная икона Божьей Матери.
Шунут камень – гора, расположенная в Коноваловском увале горной системы Уральских гор. Здесь находится целебный источник с радоновыми водами. Гора почти полностью покрыта лесами, лишь на ее вершине имеются высокие скалы останцы. В этой местности очень много редких видов растений.
Уральские горы таят в себе еще много неизведанного и таинственного.
2, 3, 4, 6, 8 класс. Кратко окружающий мир
Уральские горы
Популярные темы сообщений
- Ростов Великий: Золотое кольцо России Ростов- город, входящий в состав Золотого кольца России, он считается старейшим городом золотого кольца. Первое упоминание о нем датируется 862 годом в «Повести временных лет», о нем говорят, как о городе, которым владел Рюрик. В 1151 году,
- Научный комплекс России
Наука всегда имела колоссальное значение для страны – для её статусности, независомости и прогресса. Без неё экономика не может развиваться.
- Малая медведица-созвездие
Ночное ясное небо прекрасно своим звездным разнообразием. Еще с давних времен люди, любуясь небосклоном, присваивали определенным группам звезд разные названия, искали в их очертаниях сходство с предметами или животными.
- Творчество Александра Вампилова
Родился Александр в небольшом городе Черемхово Иркутской области 19 августа 1937 года. Все члены семьи жили в маленьком поселке Кутулик. Но почему- то своим родным местом Вампилов считал село Аларь
- Чапаев
Многие из нас помнят Василия Ивановича Чапаева только лишь как героя анекдотов, однако на самом деле история его жизни намного интереснее и многограннее, нежели мы можем себе представить. Сегодня попробуем освежить в памяти сведения и понять,
Сообщение на тему Урал доклад (3 класс Окружающий мир, 8 класс география)
- Энциклопедия
- Окружающий мир
- Урал
Урал — это не только регион в России, но еще и целая горная система протяженностью более 2000 метров.
Основную часть здесь занимают горы, которые расположились меж Восточно-Европейской и Западно-Сибирской возвышенностями, а также проходят границей между Европой и Азией.
Природные ресурсы
Уральские горы очень богаты своими полезными ископаемыми. 90% ресурсов содержится именно здесь. К самым главным из них относится нефть, каменный уголь и природный газ. К остальным — драгоценные и полудрагоценные камни: малахит, изумруд, родонит, аметист, рубины, сапфиры, горный хрусталь, александрит и другие.
Вершины
Сами по себе горы Урала не очень высокие, но их отдельные вершины действительно поражают своей величественностью. При одном взгляде на них завораживает дыхание и это неудивительно! Ведь самую наиболее высоченную вершину представляет гора Народная, ее высота над уровнем моря доходит до 1895 метров. К другим не маленьким высотам относятся: гора Манарага (ее показатели составляют 1662 метра), Тельпосиз (1617 метров) и гора Ямантау (довольно известна как «Злая гора», 1640 метров).
Уральский федеральный округ
Был сформирован в мае 2000 года по указу президента. Включает в себя шесть субъектов нашей родины: два независимо-самостоятельных округа (Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО), и четыре области (Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская).
Что касается населения, то сейчас в округе проживает двенадцать с половиной миллионов человек. Самым населенным пунктом является Челябинская область, а малонаселенным — Курганская область. Больше всех других национальностей здесь живет русских ( аж 80%), татар (5%) и башкир с украинцами в равных процентных показателях ( по 2%).
Уральский экономический район
В его сотав включены семь субъектов Российской Федерации: две республики (Удмуртская и Башкортостан), один край (Пермский) и 4 области (Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская).
На данный момент здесь пребывает почти 19 млн. человек, а доля городского населения составляет больше половины (70%).
Вариант 2
Урал имеет необыкновенную природную красоту и отличается своими богатейшими природными ресурсами. Урал располагается между Азией и Европой, а Уральские горы растянулись на 2,5 тысячи километров по промежутку с севера на юг.
Урал можно поделить на 5 частей — это Приполярная, Средняя, Южная, Северная и Полярная зоны. Все они обладают своей отличительной чертой и все по — своему разнообразны. Это также касается и климатических условий. Но в основном Урал в зимнее время очень заснежен и холоден. Лето в меру жаркое. На севере, конечно намного холоднее. Выпадение осадков очень неустойчивое.
Для уральской лесной местности животные — это редкость. В них преобладают из наиболее крупных зверей-это лось и бурый медведь. Так же там обитают зайцы, белки, волки, лисы, барсуки и т.д. В речной местности живут бобры и выдры, а на севере можно заметить северного оленя.
По уральскому периметру существуют редкие виды деревьев. На юге — это сибирский кедр на севере-это остролистный клен, а на востоке-это дуб. Чаще всего на Урале можно встретить березу, ель и сосну. Лето богато на урожай из грибов и ягод. Также на Урале встречаются ледниковые и послеледниковые растения.
Стоит опасаться множества клещей обосновавшихся там с давних времен, а также там преобладают гадюки.
В уральских горах особо выделяется высота. Если начать подъем в горных лесах, то вскоре можно выйти на тундру в горной местности.
На Урале существует множество красивых достопримечательностей. В них входят: реки ,озера, скалы ,пещеры ,фонтаны и водопады, а также горы. Самая высокая гора находиться на Приполярном Урале, и называется гора Народная. Там где трудно пройти человеку ,находиться еще нетронутая и недоступная природа Урала. Самой низменной зоной Уральских гор считается Свердловская область. В районе пермского края наиболее преобладают реки как горные, так и для туристических спусков. Так же этот край и Башкирия насчитывает много пещер. В области Челябинска располагается разнообразие озер, а также чудесных гор, и многое из этого доступно для посещения туристами.
На Урале созданы природные парки, а также заповедники. Существуют даже памятники посвященные природе этих необыкновенных мест.
Из минусов Урала — это немалые проблемы с экологией. Рядом находящиеся заводы отравляют и загрязняют природу своими химикатами и выбросами. А многие места после добывания природных ресурсов становятся увядшими и опустошенными.
3 класс Окружающий мир. 8 класс География.
Урал
Интересные темы
Равнины и горы России. 4 класс. Окружающий мир. — Равнины и горы России
Комментарии преподавателя§1. Рельеф России
В уроке мы узнаем, как выглядит земная поверхность нашей Родины. А поможет нам в этом физическая карта России.
Давайте вспомним, что с помощью цветов на карте обозначают различные объекты.
Так, синий и голубой цвета указывают на океаны, моря, реки или озёра. Зелёным цветом обозначены низменности, желтым – возвышенности, коричневым – горы. Различающиеся по высоте или глубине объекты изображаются разными оттенками соответствующих цветов.
За точку отсчета высоты или глубины принято брать уровень океана или моря. Этот уровень считается нулевым. Про объекты, находящиеся выше этого уровня, говорят, что они расположены над уровнем моря.
Все множество неровностей земной поверхности называют рельефом. Равнины и горы – это две основные формы рельефа суши.
Равнины – это участки поверхности земли со спокойным, плоским или холмистым рельефом, где наблюдаются небольшие колебания высот.
Само слово «равнина» говорит об отличительном качестве этой области – её относительно ровной поверхности. В действительности рельеф равнин довольно сложный и разнообразный. Равнины отличаются друг от друга по высоте и характеру рельефа. В одних местах равнины действительно плоские, в других – холмистые. На физической карте равнины обозначаются различными оттенками зелёного цвета. Темно-зелёный цвет показывает низменности с заболоченными почвами. Чем светлее оттенок зеленого, тем выше над уровнем моря расположена равнина.
В нашей стране 66% территории занимают равнины.
§2. Равнины России
К западу от Уральских гор располагается Восточно-Европейская или Русская равнина. Площадь Восточно-Европейской равнины занимает более 4 миллионов квадратных километров.
Поверхность этой равнины не совсем ровная: встречаются низменности, возвышенности, холмы. Равнины с таким рельефом называются холмистыми. На территории этой равнины располагаются такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Воронеж и др.
К востоку от Уральских гор простирается Западно-Сибирская равнина. Это одна из самых низменных равнин планеты, она обладает практически ровным рельефом с высотами в основном до 100 метров над уровнем моря. Такие равнины называются плоскими. Небольшие возвышенности (до 300 метров) встречаются на западе, юге и востоке этой равнины. На физической карте большая её часть окрашена тёмно-зелёным цветом, с помощью специальных значков обозначены зоны болот. По площади она немного уступает Русской равнине и занимает чуть более 2,5 миллионов квадратных километров.
Восточнее Западно-Сибирской равнины находится Среднесибирское плоскогорье. Плоскогорье– это место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
На карте оно обозначено желтым или светло-коричневым цветом. Среднесибирское плоскогорье занимает огромную площадь — около 3 миллионов квадратных километров. Это тоже равнина, но здесь преобладают возвышенности с плоской поверхностью и крутыми склонами, которые напоминают горную местность.
§3. Горы России
На территории нашей страны встречаются не только равнины, но и горы. Они располагаются на юге и востоке России. Образование гор на планете началось миллионы лет назад в результате движения земной коры. Горы делятся на молодые и старые (или древние).
Молодые горы – это те, которые возникли сравнительно недавно и продолжают до сих пор подниматься. Обычно это высокие горы с пикообразными вершинами. В молодых горах часто встречаются вулканы. В древних горах внутренние процессы движения земной коры давно затихли, а внешние — деятельность ветра, талых вод и т.д. — продолжают вести свою разрушительную работу. Поэтому вершины таких гор невысокие, пологие. На территории нашей страны встречаются и молодые, и древние горы.
К древним горам относятся Уральские горы (образовались более 300 миллионов лет назад). Они протянулись с севера на юг через всю территорию России.
Уральские горы отделяют европейскую часть нашей страны от азиатской, за что их ещё называют «Каменным поясом Земли Русской». Высота этих гор невелика: менее 2000 метров. Самой высокой вершиной Урала считается гора Народная, её высота 1895 метров.
Уральские горы – это кладезь полезных ископаемых, которые здесь издавна добывались.
Особенно славятся эти горы залежами драгоценных и полудрагоценных камней: малахита, яшмы, изумрудов, аметистов и других самоцветов, широко используемых для изготовления ювелирных изделий и сувениров.
Самые высокие горы России – Кавказские. Это относительно молодые горы. Они сформировались около 25 миллионов лет назад. Их разделяют на две горные системы: Большой и Малый Кавказ. В горах Большого Кавказа находится самая высокая вершина нашей страны – Эльбрус.
Эту гору называют двуглавой, так как у неё две вершины. Высота первой составляет 5642 метра, второй – 5621 метр. Большинство вершин Кавказских гор покрыты вечными снегами и ледниками. Кавказские горы с их мягким климатом, красивой растительностью, снежными склонами – излюбленное место альпинистов и любителей горнолыжного спорта.
На юге Сибири находятся горы Алтай и Саяны. Это молодые и высокие горы, на карте они изображены тёмно-коричневым цветом. На Алтае находится одна из самых высоких вершин нашей страны – гора Белуха, её высота 4506 метров над уровнем моря.
Эти горы удивительны тем, что в них встречаются растения практических всех климатических зон нашей страны. Алтайские горы внесены в список Всемирного природного наследия.
С севера на юг через всю Камчатку протянулась цепь гор. Это молодые горы. На полуострове более ста сорока вулканов, 28 из них действующих. Самый высокий и активно действующий вулкан – это Ключевская Сопка, его высота 4750 метров. Вулканы Камчатки также внесены в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
§4. Краткий итог урока
Рельеф России разнообразен. Большая часть нашей страны занята равнинами. На территории России выделяют Восточно-Европейскую (или Русскую) и Западно-Сибирскую равнины, также встречаются плоскогорья, крупнейшим из которых является Среднесибирское плоскогорье. На юге и востоке страны находятся горы. Самые известные – Уральские горы, Кавказские горы, Алтай и Саяны. На Камчатке расположена зона действующих вулканов.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/4-klass/okruj-mir/Ravniny-i-gory-Rossii
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/14/ravniny-i-gory-rossii
http://doc4web. ru/geografiya/konspekt-uroka-dlya-klassa-ravnini-i-gori-rossii.html
гора — Дети | Britannica Kids
7-дневная бесплатная пробная версия
Поиск
Посмотреть статью для:
- Дети
- Ученики
- Ученые
1:24
0:42
Связанные статьи
Мы были заняты, усердно работая над тем, чтобы предоставить вам новые функции и обновленный дизайн. Мы надеемся, что вам и вашей семье понравится NEW Britannica Kids. Уделите минутку, чтобы проверить все улучшения!
- Один и тот же безопасный и надежный контент для исследователей всех возрастов.
- Доступно на всех современных устройствах: телефонах, планшетах и настольных компьютерах.
- Улучшенные ресурсы для домашних заданий, предназначенные для поддержки различных предметов и стандартов учебной программы.
- Новый, третий уровень контента, разработанный специально для удовлетворения продвинутых потребностей искушенного ученого.
- И многое другое!
Хотите увидеть его в действии?
Ознакомиться
Начать бесплатную пробную версию
Подпишитесь прямо сейчас!
Перевести эту страницу
Выберите язык в меню выше, чтобы просмотреть версию этой страницы с компьютерным переводом. Обратите внимание: текст на изображениях не переводится, некоторые функции после перевода могут работать некорректно, а перевод может неточно передавать предполагаемое значение. Britannica не просматривает преобразованный текст.
После перевода статьи все инструменты, кроме увеличения/уменьшения шрифта, будут отключены. Чтобы повторно включить инструменты или преобразовать обратно в английский язык, нажмите «Просмотреть оригинал» на панели инструментов Google Translate.
Этот веб-сайт использует куки-файлы, чтобы помочь предоставлять и улучшать наши услуги и предоставлять вам гораздо больше возможностей во время вашего посещения. Чтобы узнать больше о файлах cookie и ваших возможностях выбора файлов cookie, нажмите здесь.
×
«Продолжайте двигаться с этой горы», выступление в Spelman College 10 апреля 1960
В этом обращении ко Дню основателя в Spelman College Кинг называет четыре символические горы — релятивизм, материализм, сегрегацию и насилие — которые необходимо преодолеть, «если мы хотим идти вперед в нашем мире и если цивилизация хочет выжить». Он также критикует «аспекты капитализма, связанные с извлечением прибыли и получением прибыли» и предупреждает об опасности «больше заботиться о заработке на жизнь, чем о самой жизни». Эта речь была опубликована в майском номере Spelman Messenger. 1
Благодарю вас, президент Мэнли, преподаватели и студенты Колледжа Спелмана, дамы и господа. Мне не нужно останавливаться, чтобы сказать, как я рад быть здесь сегодня днем и быть частью этого события. День основателя всегда знаменательный день, и я присоединяюсь к вам, чтобы воздать должное тем людям, которые благодаря своей самоотверженности и неустанным усилиям создали это учреждение. В реальном смысле вы являетесь наследниками доброй воли и самопожертвования со стороны основателей этого института. Конечно, есть еще одна основная причина, по которой я счастлив быть здесь, а именно потому, что я человек из Морхауза, а мужчины из Морхауза всегда считают за честь поговорить с дамами из Спелмана. 2 Я глубоко благодарен президенту этого учреждения, доктору Мэнли, за приглашение быть здесь сегодня, и для меня большая честь видеть каждого из вас.
Я хотел бы использовать в качестве темы для своего выступления сегодня днем: «Продолжай двигаться с этой горы». На данный момент я хотел бы перенести ваши мысли на много-много столетий назад к группе людей, чьи подвиги и приключения уже давно прочно вошли в священную память последующих поколений. В очень раннем возрасте своей истории эти люди оказались в рабстве физического рабства. Они оказались под гнетом египетского правления. Но вскоре на сцене появился Моисей, которому суждено было вывести их из Египта рабства в светлую и сияющую землю обетованную. Но как только они вышли из Египта, перейдя Красное море, они обнаружили, что прежде чем добраться до земли обетованной, им придется пройти долгую и трудную пустыню. И после осознания этого возникли три группы, вернее, три установки. Одна группа хотела вернуться в Египет: они чувствовали, что египетские котлы с мясом более желанны, чем испытания освобождения. Затем у вас была вторая группа, которая ненавидела идею вернуться в Египет, но все же не могла полностью обрести дисциплину и жертву, чтобы отправиться в Ханаан. Эти люди выбрали линию наименьшего сопротивления. Была и третья группа, вероятно, творческое меньшинство, которое по существу говорило: «Мы будем идти вперед, несмотря на препятствия, несмотря на трудности, несмотря на жертвы, которые нам придется принести».
В каждом движении к свободе и самореализации мы находим эти три группы. Но сегодня днем меня интересуют в основном вторая группа, люди, которые не хотели обязательно возвращаться в Египет, но в то же время не хотели идти дальше в Землю Обетованную, люди, которые выбрали линию наименьшего сопротивления.
Когда Моисей стремился вести свой народ вперед, он обнаружил, что среди них были те, кто время от времени эмоционально и сентиментально привязывался к определенному месту, так что они хотели остаться там и оставаться неподвижными в этой точке. Однажды, когда Моисей столкнулся с этой проблемой, он написал в Книге Второзакония, в первой главе и пятом стихе: «Вы уже достаточно долго пробыли на этой горе; ». 3 Это было послание Бога через Моисея. И всякий раз, когда Бог говорит, он говорит идти вперед, говоря по существу, что вы никогда не должны увязнуть в горах и ситуациях, которые будут препятствовать вашему продвижению. Вы никогда не должны самодовольно приспосабливаться к недостигнутым целям; вы были на этой горе достаточно долго, «обратитесь и отправляйтесь в путь». 4
На самом деле, каждый из нас, собравшихся здесь сегодня, находится в пустыне, двигаясь к какой-то обетованной земле свободы и исполнения. Во все времена и в каждом поколении люди представляли себе землю обетованную. Платон представлял его в своей республике как время, когда в обществе воцарится справедливость и философы станут царями, а цари философами. Карл Маркс представлял его как бесклассовое общество, в котором пролетариат окончательно победит господство буржуазии; из этой идеи вышел лозунг «от каждого по способностям, каждому по потребностям». 5 Беллами, в Оглядываясь назад, думал об этом как о дне, когда неравенство монополистического капитализма исчезнет. 6 Общество будет существовать на основе равномерности экономического производства. Христианство представляло его как Царство Божие, время, когда воля Божья будет господствовать, а братство, любовь и правильные отношения станут порядком в обществе. Во все времена и в каждом поколении люди мечтали о земле обетованной исполнения свободы. Была ли это правильная земля обетованная или нет, они мечтали о ней. Но при переходе из какого-то Египта рабства, будь то в интеллектуальной, культурной или моральной сфере, в какую-то землю обетованную, всегда есть одно и то же искушение. Люди увязнут в определенной горе в определенном месте и, таким образом, станут жертвами застойного самодовольства. Итак, сегодня днем я хотел бы поговорить о трех или четырех символических горах, в которых мы находились достаточно долго, — горах, с которых мы должны съехать, если мы хотим идти вперед в нашем мире и если цивилизация хочет выжить.
Во-первых, я думаю, что мы уже достаточно долго находимся в горах морально-этического релятивизма. Жить на этой горе в наши дни стало чем-то вроде причуды, поэтому мы пришли к выводу, что мораль — это вопрос группового консенсуса. Мы пытаемся выяснить, что правильно, проводя своего рода опрос мнения большинства. Все так делают, значит, все должно быть в порядке, и поэтому мы попали в тиски конформизма. Мы уже достаточно долго находимся в этой горе — ощущение, что нет ничего абсолютно правильного и ничего абсолютно неправильного, что правильное — это вопрос обычаев, вкусов, аппетитов и того, что происходит в том или ином сообществе. Нет ничего абсолютно правильного. Говоря социологическим жаргоном, мы следуем нравам правильного пути.
Другим следствием этого морального и этического релятивизма является то, что мы разработали своего рода прагматический тест на правильное и неправильное. Согласно этой точке зрения, все, что работает, хорошо, если вы можете с этим справиться. Мы больше не говорим о дарвиновском выживании наиболее приспособленных, теперь речь идет о выживании самых ловких. Согласно этой теории, тот, кто может проложить себе путь, проходит нормально. В некотором смысле нас больше не интересуют десять заповедей — они не слишком важны. Как я часто говорил, все заняты тем, что стараются повиноваться одиннадцатой заповеди: «Не попадись». Итак, согласно этой точке зрения, вполне нормально лгать с некоторой долей изящества. Эксплуатировать — это нормально, но будьте эксплуататорами с достоинством. Можно даже ненавидеть, но одевайте свою ненависть в одеяния любви и делайте вид, что вы любите, хотя на самом деле ненавидите. Этот тип морально-этического релятивизма высасывает самую жизненную кровь нравственной и духовной жизни нашего народа и нашего мира. И я убежден, что если мы хотим стать великой нацией и если мы хотим решить проблемы мира, мы должны сойти с этой горы. Мы были в нем слишком долго. Ибо если человек не сможет переориентировать свою жизнь вокруг моральных и этических ценностей, он вполне может погубить себя, злоупотребив своим собственным инструментом.
В настоящее время большую роль играет образование. Видите ли, образование имеет двоякую функцию. Одно — полезность, а другое — культура. Образование должно давать индивидуальную эффективность, но оно также должно очеловечивать личность. С одной стороны, образование должно дать нам способность концентрироваться, способность к интенсивному мышлению; это основная функция образования. С другой стороны, образование должно помочь нам мыслить критически. Таким образом, образование помогает поднять человека из рабства легенд и полуправд в беспрепятственное царство объективного анализа и творческой оценки. Если человек не может мыслить критически, он на самом деле не образован. Конечно, я уверен, что все спелманисты и люди из Морхауса, и Моррис Браун, и Кларк, и студенты Атлантского университета, и все остальные люди, присутствующие здесь, образованы, но я нашел много людей, которые учились в школе, но не имеют образования. Я уверен, что это не относится к вам. Многие люди не умеют мыслить критически. Критическое мышление означает, что человек должен мыслить образно, творчески, оригинально. Оригинальность является основной частью образования. Это не значит, что вы думаете что-то совершенно новое; если это так, то Шекспир не был оригинален, ибо Шекспир зависел от Плутарха и других во многих своих сюжетах. 7 Оригинальность не означает придумывание чего-то совершенно нового во вселенной, но это означает придание новой силы старой форме. На самом деле образование должно помочь человеку мыслить интенсивно, критически, образно.
Но этого недостаточно. Любое образование, которое останавливается на этом этапе, является опасным образованием. Правильно образованный человек должен иметь больше, чем эффективность. Надлежащее образование не только даст человеку силу концентрации, но и даст достойные цели, на которых следует сосредоточиться. Это даст ему не только критические способности для точного суждения, но и глубокое сочувствие, с помощью которого можно смягчить резкость своего суждения. Это не только оживит его воображение, но и разожжет его энтузиазм в отношении объектов его воображения. Истинное образование помогает нам, с одной стороны, познать истину, но более того, оно помогает нам любить истину и жертвовать ради нее. Она дает нам не только знание, которое является силой, но и мудрость, которая является контролем. Я убежден, что если мы хотим двигаться вперед, что если мы хотим столкнуться со многими проблемами нашего мира, образование должно взять на себя эту двоякую роль, как это было традиционно, и дать человеку представление о моральных и этических ценностях. наряду с его эффективностью, так что он выйдет из своего класса в колледже, зная, что во вселенной существуют определенные моральные законы, так же как и основные физические законы. Ибо на самом деле в этой вселенной есть что-то, что оправдывает слова Карлейля: «Ложь не может жить вечно». 8 В этой вселенной есть что-то, что оправдывает слова Уильяма Каллена Брайанта: «Правда, придавленная к земле, снова восстанет». 9 Есть что-то в этой вселенной, что оправдывает слова Джеймса Рассела Лоуэлла,
Истина навсегда на эшафоте,
Неправда навсегда на троне,
Но этот эшафот качает будущее,
И за тусклым неизвестным
Стоит Бог внутри тени,
На страже над Своими. 10
В этой вселенной даже есть что-то, что оправдывает разговоры греческой мифологии о богине Немезиде. 11 В структуре нашей вселенной есть что-то, что оправдывает слова библейского автора: «Что посеешь, то и пожнешь». 12 Это законопослушная вселенная, и мы должны покинуть гору морального и этического релятивизма, в которой мы находились слишком долго.
Мы также должны покинуть гору практического материализма. Мы были в нем достаточно долго. Я не говорю сейчас о метафизическом материализме — материализме, который по существу говорит, что вся реальность может быть объяснена в терминах движущейся материи и что жизнь — это просто физиологический процесс, имеющий физиологический смысл. Думаю, нам тоже нужно съехать с этой горы, но я говорю о другом типе материализма, а не о теоретическом материализме, которым обычно владеют немногие искушенные. Я говорю о практическом материализме, который означает жить так, как будто не существует ничего другого, что имело бы реальность, кроме славы и материальных объектов. Мы действуем или, вернее, живем в двух сферах, так сказать, в 9-м мире.0077 в пределах жизни человека, что является сферой культуры, и без , что является сферой цивилизации. Есть структура, которая является царством средств, и судьба, которая является царством целей, предварительные интересы, которые являются царством науки и техники, конечные интересы, которые являются царством морали и этической религии. Великая опасность, с которой сталкивается наша цивилизация, заключается в том, что мы позволим без жизни поглотить внутри — что мы позволим судьбе запутаться в структуре — что мы позволим нашим предварительным заботам взять верх над конечными заботами. . Мы были в этой горе достаточно долго.
Одна из опасностей, которую мы всегда должны наблюдать в нашей стране и в системе, в которой мы живем, известна как капитализм. Как вы знаете, капитализм делает упор на мотив прибыли. Конечно, капитализм сделал удивительные вещи для нашей нации и мира. Благодаря этой экономической системе мы смогли построить величайшую систему производства, которую когда-либо знал мир, и мы стали самой богатой нацией в мире. Все это чудесно. Но опасность заключается в том, что мы настолько погрузимся в получение прибыли и ее аспекты капитализма, что забудем об определенных целях жизни. Всегда есть опасность, что мы станем больше заботиться о том, чтобы зарабатывать на жизнь, чем о том, как зарабатывать на жизнь, что мы не будем удерживать эту линию разделения между жизнью и средствами к существованию.
И есть также опасность того, что наша система может привести к трагической эксплуатации. Мы должны выйти из-под контроля и позаботиться о более гуманном и справедливом экономическом порядке. И я говорю сегодня днем, что мы не можем решить эту проблему, обратившись к коммунизму. Коммунизм основан на этическом релятивизме и метафизическом материализме, которые не может принять ни один христианин. Я действительно считаю, что в Америке мы должны использовать наши огромные ресурсы богатства, чтобы преодолеть пропасть между жалкой, мертвящей нищетой и чрезмерным, непомерным богатством. Бог оставил достаточно места в этой вселенной, чтобы у всех его детей было самое необходимое для жизни. Когда я путешествовал по Ближнему Востоку, Индии и Африке, меня всегда волновала и глубоко беспокоила бедность в этих странах. Бедность там настолько широко распространена, потому что эти люди эксплуатируются экономически и политически доминируют иностранные державы. Каждый раз, когда я смотрю и замечаю эти условия, я начинаю думать о том, что в Соединенных Штатах Америки мы тратим почти десять миллиардов долларов в год на хранение излишков продовольствия, которые у нас есть в стране. И я говорю себе, глядя на эти условия: «Я знаю, где мы можем хранить эту еду бесплатно, в сморщенных желудках голодных мужчин, женщин и детей Божьих во всем мире». Если Соединенные Штаты хотят выжить вместе со всеми гражданами мира, мы должны вырваться из этой горы практического материализма, который может превратиться из законного индивидуализма в грубый индивидуализм, и мы должны перейти из него в настоящий заботу обо всем человечестве и в надлежащую заботу о каждом человеке, а также надлежащую заботу в нашей индивидуальной жизни о том, что я называю в пределах жизни — царство судьбы.
Есть еще одна гора, в которой мы были достаточно долго. Мы уже достаточно долго находимся в горах расовой сегрегации. Мы все знаем, как долго мы были на этой горе, поэтому мне не нужно возвращаться назад и рассказывать об ее историческом развитии. Настало время нам повернуться и отправиться в путь к обетованной земле интеграции. На самом деле сегрегация в любой форме неправильна. Сегрегация неправильна, потому что она заменяет отношения «я-ты» отношениями «я-это». 13 Сегрегация неправильна, потому что она низводит индивидуумов до статуса вещей, а не занимает высокую моральную позицию, возвышая их до статуса личностей. Сегрегация неверна, потому что предполагает, что Бог совершил ошибку, и, наконец, она неверна, потому что противоречит великому американскому убеждению, что «все люди созданы равными и наделены их Создателем определенными неотъемлемыми правами». И поэтому мы должны выйти и сказать нашей нации, Южной Африке и всему миру, что мы слишком долго были в горе сегрегации, и теперь мы должны уйти.
Сегрегация — это раковая опухоль в политическом теле, которую необходимо удалить, прежде чем можно будет реализовать наше демократическое здоровье. Лежащая в основе философия сегрегации диаметрально противоположна лежащей в основе философии демократии и христианства, и все софизмы логиков не могут заставить их лечь вместе. Мы должны ясно дать понять, что в нашей борьбе за то, чтобы покончить с тем, что называется сегрегацией, мы боремся не только за себя. Мы боремся не только за освобождение семнадцати миллионов негров. Гнойная язва сегрегации истощает белого человека так же, как и негра. Мы изо всех сил пытаемся спасти душу Америки. Мы изо всех сил пытаемся спасти Америку в этот очень важный решающий час ее истории.
Вот почему студенческое движение, имевшее место в это время по всей нашей стране, имеет такое большое значение. Пусть вас никто не обманывает, это движение является одним из самых значительных движений во всей борьбе за гражданские права. Потому что вы, студенты, наряду с другими студентами по всей стране, достигли совершеннолетия, и вы, по существу, говорите, что сегрегация неправильна и что вы больше не будете ее принимать и приспосабливаться к ней. Это движение заявляет более ясно, чем когда-либо прежде, что сегрегация не может сохраняться на Юге, не ведя к хаосу и социальной дезинтеграции. Самое прекрасное в этом то, что вы не просто требуете обслуживания за обеденным столом, хотя это и есть его основная часть. Вы не просто требуете чашку кофе и гамбургер тут и там. 14 Вы требуете уважения. По сути, вы говорите: «Если вы уважаете мой доллар, вы также должны уважать меня как личность». Человек, который не заботится о своей личности и своей свободе, в этот момент совершает моральное и духовное самоубийство, и вы противостоите этой великой решимости. Ты внял глубоким стонам века. Студенты взяли страстные стремления веков, отфильтровали их в своих душах и создали творческий протест. Это одна из ярких эпопей того времени, и я предсказываю, что она победит — что она должна будет победить, потому что это требование является основным американским требованием.
Виктор Гюго много лет назад сказал: «Нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло». 15 Идея, время которой пришло, заключается в идее свободы и человеческого достоинства. Где бы сегодня ни собрались мужчины, будь то в Йоханнесбурге, Найроби, Аккре, Берлине, Атланте, Нью-Йорке, Монтгомери или Литл-Роке, крик всегда один и тот же: «Мы хотим быть свободными». Итак, пусть сегодня люди повсюду присоединятся к этому стремлению к свободе, съезжая с горы расовой сегрегации. Это гора, которую мы должны покинуть — мы прожили в ней достаточно долго. В этот День основателей, если вы забудете все, что я сказал, я надеюсь, вы не забудете эту гору.
Наконец-то мы достаточно долго пробыли в горах разъедающей ненависти и калечащего насилия. Мы были на этой горе на протяжении столетий, потому что люди шли на войну, и они сражались во множестве войн; поля сражений мира были окрашены кровью. Мы знаем об этом — мы знаем об этой горе, потому что насилие — неразлучный близнец западного материализма, признак его величия. Мы знаем об этой горе, мы были в ней достаточно долго. Я убежден, что если мы не сможем сдвинуться с этой горы, мы погрузимся в бездну уничтожения. Это означает не только в местном масштабе; мы должны выйти из него в международном масштабе. Было время, когда мы вели войны и чувствовали, что это просто войны. Должен признаться, что в какой-то момент своего интеллектуального паломничества я оправдывал войну, безусловно, как своего рода негативное благо в том смысле, что она блокирует злую силу, тоталитарную силу. Теперь я пришел к твердому убеждению, что война больше не может служить даже негативным благом из-за потенциальной разрушительности современной войны. Было время, когда у нас был выбор: насилие или ненасилие, а сегодня либо ненасилие, либо небытие.
Итак, народы мира должны собраться вместе. В Женеве они должны собраться; на конференции на высшем уровне они должны собраться вместе, чтобы положить конец гонке вооружений, добиться всеобщего разоружения и создать своего рода мировую полицию. 16 Теперь это вопрос выживания. Несколько лет назад разговоры о любви и ненасилии могли быть просто благочестивым предписанием; сегодня это абсолютная необходимость для выживания нашей цивилизации.
Также в расовой борьбе это жизненно важно для нашей нации и для других наций: мы должны выйти из горы ненависти и насилия. Вот почему я убежден, что, выступая за свободу и справедливость, мы всегда должны бороться самым высшим оружием достоинства и дисциплины. Мы никогда не должны использовать оружие ненависти и насилия. На протяжении многих лет люди думали, что либо им придется бороться со своим угнетением, либо им придется смириться и сдаться. Вы видели людей, которые считали, что единственный способ справиться с угнетением — это принять его. Иногда вы можете услышать, как кто-то поет: «Я был внизу так долго, что меня это не беспокоит». 17 Так некоторые люди приспосабливаются, они истощаются в борьбе, и они сдаются, и они свободны — они достигают свободы истощения. Затем другие почувствовали, что единственный способ справиться с угнетением — это выступить с насилием и получить боеприпасы и оружие насилия, чтобы справиться со злой системой и злым противником. Я говорю вам, что сегодня есть еще один способ, который сочетает в себе лучшие стороны обоих и избегает плохих сторон обоих, и это то, что мы называем ненасильственным сопротивлением. Ибо здесь вы открыли способ борьбы, который сочетает в себе воинственность и умеренность; способ борьбы, сочетающий реалистическое и идеалистическое; способ борьбы, сочетающий в себе спокойствие и смелость. Вам не нужно сейчас преклоняться перед ненавистью, вам не нужно теперь преклоняться перед насилием, ибо теперь вы открыли другой путь и другой подход. Оно пришло к нам из давней христианской традиции, самого Иисуса из Назарета, происшедшего через Махатму Ганди из Индии, который взял этику любви Иисуса Христа и сделал ее эффективной в качестве социально-политической силы, осуществил преобразование великой нации и достиг свободу своему народу.
Я знаю, вы спрашиваете: «Что вы имеете в виду, когда говорите об этой любви — вы говорите о людях, которые выступают против вас, о любви к людям, которые пытаются использовать вас неправильно, стремятся победить вас — что, черт возьми, вы пытаетесь сказать ? Это невозможно!» Поскольку эти вопросы возникают часто, мне приходится довольно часто останавливаться, чтобы объяснить значение любви в этом контексте. Интересно, что здесь нам на помощь и помощь приходит греческий язык. Вы знаете, что в греческом языке есть три слова для любви. Один — Эрос. Эрос – это своего рода эстетическая любовь. Платон много говорил об этом в своем диалоге «стремление души к царству божественного». Оно пришло к нам для обозначения своего рода романтической любви; в этом смысле мы все знаем Эроса, потому что мы испытали его и жили с ним, мы читали о нем во всех красотах литературы. Я могу представить, что Эдгар Аллен По говорил об Эросе, когда говорил о своей прекрасной Аннабель Ли с любовью, окруженной ореолом вечности. 18 В каком-то смысле Шекспир говорил об Эросе, когда он помогал: «Любовь — это не любовь, которая изменяется, когда ее изменение находит или изгибается вместе с удаляющим средством, чтобы удалить. О, нет! это вечная метка, которая взирает на бури и никогда не колеблется. Это звезда для каждой блуждающей ладьи». 19 Это прекрасные слова Шекспира. Они выражают что-то из значения любви. Затем есть еще одно слово, philia, , которое означает своего рода интимную привязанность между личными друзьями. В каком-то смысле это та любовь, которую вы испытываете к своему соседу по комнате, людям, которые вам нравятся и с которыми вы ужинаете, и людям, с которыми вам нравится разговаривать по телефону. У вас есть это интимное чувство любви, потому что они вам нравятся и потому что на этом уровне у вас есть что-то общее; ты любишь, потому что тебя любят. Это взаимная любовь. Затем в греческом языке появляется другое слово, агапе. Agape больше, чем Эрос. Это больше, чем филия. Это понимающая, творческая, искупительная доброжелательность ко всем людям. Это спонтанная любовь, которая ничего не требует взамен. Теологи сказали бы, что это любовь Бога, действующая в человеческом сердце. Когда вы поднимаетесь до любви на этом уровне, вы любите людей не потому, что они вам нравятся, не потому, что их пути вам нравятся, не потому, что они имеют для вас какое-то особое значение в данный момент, а вы любите их, потому что их любит Бог. И так вы поднимаетесь до точки любви к человеку, который совершает злое дело, и в то же время ненавидите то, что он делает.
Думаю, именно это имел в виду Иисус, когда сказал: «Любите врагов ваших». 20 Я очень рад, что он не сказал, как ваши враги, потому что очень трудно любить некоторых людей. Трудно любить какого-то сенатора, который смягчает законопроект о гражданских правах в Конгрессе; ему довольно сложно понравиться. Трудно любить кого-то, кто бомбит ваш дом, кто стремится убить вас, победить и уничтожить ваших детей. Их сложно любить. Но Иисус говорит: «Любите их», а любви больше, чем 9.0077 лайк. Любовь — это созидательная, искупительная доброжелательность ко всем людям. Когда люди поднимаются, чтобы жить на этом уровне, они начинают видеть всех людей детьми всемогущего Бога, и они могут смотреть в глаза противнику и любить его, несмотря на его злодеяние.
Я верю, что если мы пойдем по этому пути, мы сможем добиться не только десегрегации, которая объединит нас физически, но и интеграции, которая является настоящей межгрупповой, межличностной жизнью. Я верю, что если мы будем следовать этому типу любви, мы войдем в новую эру с правильным отношением. Мы не пойдем, веря в какую-либо философию превосходства черных, ибо превосходство черных так же опасно, как и превосходство белых. Бога интересует не только свобода всего человеческого рода. Именно этот тип любви будет поддерживать наши установки правильными, так что мы будем продолжать бороться за первоклассное гражданство, никогда не используя для этого второсортные методы. Мы сдвинемся с этих гор, которые так часто мешали нашему прогрессу, с горы морально-этического релятивизма, с горы практического материализма, с горы разъедающей ненависти, ожесточения и насилия, с горы расовой сегрегации. Мы сможем построить новый мир, и я говорю вам сегодня днем, когда вы смотрите в будущее, всегда верьте в возможность перехода в землю обетованную. Не становитесь пессимистом и не думайте, что мы не можем этого достичь; иногда это трудно, иногда трудно, но всегда верьте, что земля обетованная может быть достигнута и что мы можем владеть этой землей братства, мира и понимания.
Я не даю вам этого элемента веры и поверхностного оптимизма. Я не стою здесь как сторонний зритель. Как я говорю вам сегодня днем, верьте в будущее, я говорю как тот, кто живет каждый день среди угрозы смерти. Говорю, как тот, кому приходилось часто стоять среди бушующего ропота беспокойного моря жизни, говорю, как тот, кого часто бьют бушующие ветры невзгод, но я верю в будущее. У меня есть вера в будущее, потому что я верю в Бога, и я верю, что в этой вселенной есть сила, творческая сила, стремящаяся во все времена низвергнуть чудовищные вершины зла и низвергнуть гигантские горы несправедливости. Если мы поверим в это и будем бороться, мы сможем этого добиться.
Продолжайте двигаться, ибо вполне может быть, что величайшая песня еще не спета, величайшая книга не написана, самая высокая гора еще не покорена. Это ваш вызов! Протяни руку, возьми это и сделай частью своей жизни. Дотянитесь до заполненных облаками небес угнетения и вытащите сияющие звезды вдохновения. Главное — продолжать двигаться. Уйдите с этих гор, которые мешают нашему продвижению, в эту новую, благородную и чудесную землю. Лэнгстон Хьюз сказал что-то очень красивое в «Mother to Son».
Ну, сынок, скажу тебе
Жизнь для меня не была хрустальной лестницей.
В ней гвозди, осколки,
Доски вырваны, местами без ковров на полу, голые!
Но все время я карабкался и достигал площадок
И поворачивал за угол, а иногда шел в темноте, где не было света.
Так что, мальчик, не останавливайся сейчас.
Не садись на ступеньки, тебе там тяжело.
Потому что я все еще иду, мальчик, я все еще карабкаюсь,
И жизнь для меня не была хрустальной лестницей. 21
Жизнь ни для кого из нас не была хрустальной лестницей, но есть кое-что, чему мы можем научиться из неправильной грамматики этой матери: мы должны продолжать двигаться. Если не можешь летать, беги; если не можешь бежать, иди; если не можешь ходить, ползай; но в любом случае продолжайте движение.
1. Президент Spelman College Альберт Мэнли первоначально пригласил Кинга выступить перед колледжем в 1959 г. (Мэнли Кингу, 16 октября 1958 г.; см. также Баллоу Мэнли, 10 ноября 1958 и Программа «День основателей, семьдесят девятая годовщина», 10 апреля 1960 г.).
2. В машинописном тексте этой речи Кинг уточнил: «Вчера я думал, что скажу, что всего несколько лет назад я собирался в Часовне сестер, на самом деле я пел в хор и хор в Морхаусе, так что я имел честь приходить сюда довольно часто. Но потом я немного забеспокоился, когда оглянулся назад и заметил, сколько лет назад я пришел в эту часовню и сколько лет назад я учился в Морхаусе, я обнаружил, что закончил около двенадцати лет назад, почти тринадцать лет назад, и я получил немного беспокоюсь, думая, что годы для меня идут слишком быстро, и что возраст накапливается. Но я еще молод, так что это не имеет особого значения» (Кинг, «Обращение ко дню основателей», 10 апреля 19 г.).60).
3. См. Второзаконие 1:6-7.
4. См. Второзаконие 1:7.
5. Карл Маркс, Критика Готской программы (М., 1947), с. 17.
6. Эдвард Беллами, Оглядываясь назад, 2000-1887 (Нью-Йорк: Современная библиотека, 1951). Вскоре после того, как они начали встречаться, Коретта Скотт дала Кингу копию книги Беллами с надписью: «Мне было бы интересно узнать, как вы отреагируете на предсказания Беллами о нашем обществе», и добавила: как наш общественный строй изменился со времен Беллами. Есть еще надежда на будущее… Чтобы мы не стали слишком нетерпеливыми» (Коретта Скотт, Надпись Мартину Лютеру Кингу-младшему, 7 апреля 19 г.).52). Кинг ответил в письме от 18 июля: «Я приветствовал книгу, потому что большая часть ее содержания соответствует моим основным идеям. Я полагаю, вы уже знаете, что я гораздо больше социалист в своей экономической теории, чем капиталист. И все же я не настолько против капитализма, чтобы не видеть его относительных достоинств».
7. Плутарх (ок. 46–120 гг. н. э.) был греческим эссеистом и биографом.
8. Кинг перефразирует Томаса Карлейля, Французская революция (1837 г.), часть 1, книга 3, гл. 1: «Нет никакой лжи, которую вы можете говорить или действовать, но она придет после более длительного или более короткого обращения, как вексель, выписанный на Реальность Природы, и будет представлена там для оплаты — с ответом: никаких последствий».
9. Уильям Каллен Брайант, Поле битвы (1839 г.), строфа 9.
10. Джеймс Рассел Лоуэлл, Настоящий кризис (1844 г.), строфа 8. Гарри Эмерсон Фосдик (см. примечание 21 к «Лицом к лицу с вызовами новой эпохи», 1 января 1957 г. , в Papers 4:82-83).
11. Немезида была богиней карающего правосудия или мести. Кинг включил более полное обсуждение Богини Немезиды в более раннюю проповедь в баптистской церкви на Декстер-авеню (Кинг, «Победа над эгоцентризмом», 11 августа 1919 г.).57, в Papers 4:256).
12. См. Галатам 6:7.
13. Мартин Бубер, Я и Ты (1937).
14. Соратники Кинга Джеймс Лоусон и Элла Бейкер выразили аналогичные мысли в своих публичных выступлениях по поводу сидячих забастовок. Выступая на студенческой конференции, Лоусон задался вопросом, были ли протесты «просто чепухой из-за гамбургера? Или гораздо больше?» («Мы пытаемся поднять «моральный вопрос»», Фрэнсис Л. Бродерик и Август Мейер, ред., Негритянская протестная мысль в двадцатом веке [Индианаполис: The Bobbs-Merrill Company, 1965], с. 275). Бейкер опубликовал статью «Больше, чем гамбургер» в майском выпуске журнала « Southern Patriot» за 1960 год: кокс крупного размера».
15. Хьюго, История одного преступления, с. 429.
16. Кинг ссылается на встречу на высшем уровне представителей Советского Союза, Великобритании и США в Женеве, Швейцария, для обсуждения постоянного запрета ядерных испытаний. Чтобы узнать больше об участии Кинга в кампаниях по ядерному разоружению, см. Norman Cousins and Clarence Pickett to King, 9 March 1958, in Papers 4:379-380.
17. Блюзовый певец Ишман Брейси, записавший в 1928 году песню «Trouble Hearted Blues», включал следующий текст: «Вниз, пока, вниз, не беспокой меня».
18. «Аннабель Ли» По (1849) написана в память о его жене, умершей от туберкулеза в 1847 году.
19. Уильям Шекспир, «Сонет 116» (1609).
20. См. Луки 6:27.
21. Лэнгстон Хьюз, «Мать сыну», в The Weary Blues (Нью-Йорк: Кнопф, 1926), с. 107.
«Я был на вершине горы» доктора Мартина Лютера Кинга-младшего
Д-р Мартин Лютер Кинг-младший выступил с этой речью в поддержку бастующих санитарных работников в храме Мейсон в Мемфисе, Теннесси. 3 апреля 1968 — за день до убийства. Лицензия на воспроизведение этого выступления предоставлена Управлением интеллектуальной собственности, 1579-F Monroe Drive, Suite 235, Atlanta, Georgia 30324, в качестве управляющего King Estate. Напишите в IPM по поводу разрешения авторских прав на использование слов и изображений Мартина Лютера Кинга-младшего.
Большое спасибо, друзья. Когда я слушал Ральфа Абернати в его красноречивом и великодушном вступлении, а затем думал о себе, мне стало интересно, о ком он говорит. Всегда приятно, когда твой ближайший друг и соратник говорят о тебе что-то хорошее. А Ральф — мой лучший друг на свете.
Рад видеть каждого из вас здесь сегодня вечером, несмотря на штормовое предупреждение. Вы показываете, что полны решимости продолжать в любом случае. Что-то происходит в Мемфисе, что-то происходит в нашем мире.
Как вы знаете, если бы я стоял в начале времен, с возможностью общего и панорамного обзора всей истории человечества до сих пор, и Всевышний сказал бы мне: «Мартин Лютер Кинг, какой возраст вы бы хотели жить в?» — Я бы совершил свой мысленный полет через Египет, или, вернее, через Красное море, через пустыню к земле обетованной. И, несмотря на его великолепие, я бы не стал останавливаться на достигнутом. Я бы проехал мимо Греции и направился бы мыслями к горе Олимп. И я видел Платона, Аристотеля, Сократа, Еврипида и Аристофана, собравшихся вокруг Парфенона и обсуждавших великие и вечные вопросы реальности.
Но я бы не стал останавливаться на достигнутом. Я бы продолжил, даже до великого расцвета Римской империи. И я бы видел развитие событий там, через различных императоров и лидеров. Но я бы не стал останавливаться на достигнутом. Я бы даже дошел до дней Ренессанса и получил бы беглую картину всего того, что Ренессанс сделал для культурной и эстетической жизни человека. Но я бы не стал останавливаться на достигнутом. Я бы даже пошел по тому пути, что человек, в честь которого я назван, имел свою среду обитания. И я наблюдал за Мартином Лютером, когда он прикалывал свои девяносто пять тезисов к двери церкви в Виттенберге.
Но я бы не стал останавливаться на достигнутом. Я доходил даже до 1863 года и наблюдал, как колеблющийся президент по имени Авраам Линкольн наконец пришел к выводу, что он должен подписать Прокламацию об освобождении рабов. Но я бы не стал останавливаться на достигнутом. Я даже подходил к началу тридцатых годов и видел человека, борющегося с проблемами банкротства своей нации. И приходите с красноречивым криком, что нам нечего бояться, кроме самого страха.
Но я бы не стал останавливаться на достигнутом. Как ни странно, я обращался бы к Всевышнему и говорил: «Если вы позволите мне пожить всего несколько лет во второй половине двадцатого века, я буду счастлив». Странное заявление, потому что в мире все запутано. Нация больна. Беда в земле. Смятение вокруг. Это странное заявление. Но я каким-то образом знаю, что только когда достаточно темно, можно увидеть звезды. И я вижу, как Бог работает в этот период двадцатого века в стороне, на которую люди каким-то странным образом реагируют — что-то происходит в нашем мире. Массы людей поднимаются. И где бы они ни собирались сегодня, будь то в Йоханнесбурге, Южная Африка; Найроби, Кения; Аккра, Гана; Нью-Йорк; Атланта, Джорджия; Джексон, Миссисипи; или Мемфис, штат Теннесси — крик всегда один и тот же — «Мы хотим быть свободными».
И еще одна причина, по которой я счастлив жить в этот период, заключается в том, что мы были вынуждены столкнуться с проблемами, с которыми люди пытались бороться на протяжении всей истории, но спрос не заставлял их это делать. Выживание требует, чтобы мы боролись с ними. Мужчины уже много лет говорят о войне и мире. Но теперь они уже не могут просто говорить об этом. Это больше не выбор между насилием и ненасилием в этом мире; это ненасилие или небытие.
Вот где мы сегодня. А также в революции прав человека, если что-то не будет сделано и в спешке, чтобы вывести цветные народы мира из их долгих лет нищеты, их долгих лет боли и пренебрежения, весь мир обречен. Сейчас я просто счастлив, что Бог позволил мне жить в этот период, видеть, что разворачивается. И я счастлив, что Он позволил мне быть в Мемфисе.
Я помню, я помню, когда негры просто ходили, как сказал Ральф, так часто, царапая там, где не чесалось, и смеялись, когда их не щекотали. Но этот день закончился. Сейчас у нас серьезные намерения, и мы полны решимости занять свое законное место в Божьем мире.
Вот и все. Мы не занимаемся никаким негативным протестом и никакими негативными спорами ни с кем. Мы говорим, что полны решимости быть мужчинами. Мы полны решимости быть людьми. Мы говорим, что мы дети Божьи. И что мы не должны жить так, как нас заставляют жить.
Итак, что все это означает в этот великий период истории? Это значит, что мы должны оставаться вместе. Мы должны оставаться вместе и сохранять единство. Вы знаете, всякий раз, когда фараон хотел продлить период рабства в Египте, у него была любимая, любимая формула для этого. Что это было? Он заставлял рабов драться между собой. Но всякий раз, когда рабы собираются вместе, что-то происходит при дворе фараона, и он не может держать рабов в рабстве. Когда рабы собираются вместе, это начало выхода из рабства. Теперь сохраним единство.
Во-вторых, давайте оставим проблемы там, где они есть. Проблема в несправедливости. Проблема заключается в отказе Мемфиса быть справедливым и честным в своих отношениях со своими государственными служащими, которые, как оказалось, являются санитарными работниками. Так вот, мы должны удерживать на этом внимание. Это всегда проблема с небольшим количеством насилия. Вы знаете, что произошло на днях, и пресса занималась только разбиванием окон. Я читал статьи. Они очень редко упоминали о том, что тысяча триста санитарных рабочих бастовали, что Мемфис несправедлив к ним и что мэру Лебу срочно нужен врач. Они не дошли до этого.
Теперь мы собираемся снова идти, и мы должны снова идти, чтобы поставить вопрос там, где он должен быть. И заставь всех увидеть, что здесь триста триста Божьих детей, страдающих, иногда голодающих, проводящих темные и тоскливые ночи в раздумьях, как же все это выйдет наружу. В этом проблема. И мы должны сказать нации: мы знаем, что это выходит наружу. Ибо когда люди увлечены тем, что правильно, и они готовы пожертвовать ради этого, нет никакой остановки кроме победы.
Мы не позволим булаве остановить нас. Мы мастера в нашем ненасильственном движении по разоружению полиции; они не знают, что делать, я видел их так часто. Я помню, как в Бирмингеме, штат Алабама, когда мы вели ту величественную борьбу, мы день за днем покидали баптистскую церковь на 16-й улице; сотнями мы выезжали. И Бык Коннор велел им выслать собак, и они пришли; но мы просто пошли перед собаками, поющими: «Никому не позволю повернуть меня». Затем Булл Коннор сказал бы: «Включите пожарные шланги». И как я сказал вам прошлой ночью, Булл Коннор не знал истории. Он знал физику, которая каким-то образом не имела отношения к трансфизике, о которой знали мы. И это был тот факт, что был определенный вид огня, который не могла потушить никакая вода. И мы пошли перед пожарными шлангами; мы знали воду. Если бы мы были баптистами или представителями какой-либо другой деноминации, мы были бы погружены в воду. Если бы мы были методистами и некоторыми другими, нас бы окропили, но мы знали воду.
Это не могло нас остановить. И мы просто шли перед собаками и смотрели на них; и мы шли бы перед водяными шлангами, и мы смотрели бы на это, и мы просто продолжали бы петь «Над моей головой я вижу свободу в воздухе». А потом нас бросали в автозаки, и иногда нас там набивали, как сардины в банке. И они бросали нас туда, и старый Бык говорил: «Снимите их», и они так и поступали; и мы просто ехали в автозаке и пели «Мы победим». И время от времени мы попадали в тюрьму и видели, как тюремщики смотрят в окна, взволнованные нашими молитвами, нашими словами и песнями. И там была сила, с которой Бык Коннор не мог приспособиться; Так мы превратили Быка в бычка и выиграли нашу битву в Бирмингеме.
Теперь нам нужно отправиться в Мемфис просто так. Я призываю вас быть с нами в понедельник. Теперь о судебных запретах: у нас есть судебный запрет, и завтра утром мы собираемся в суд, чтобы бороться с этим незаконным, неконституционным судебным запретом. Все, что мы говорим Америке, это: «Будь верен тому, что ты сказал на бумаге». Если бы я жил в Китае, или даже в России, или в любой другой тоталитарной стране, возможно, я мог бы понять отказ в некоторых основных привилегиях Первой поправки, потому что там они не брали на себя таких обязательств. Но где-то я читал о свободе собраний. Где-то я читал о свободе слова. Где-то я читал о свободе печати. Где-то я читал, что величие Америки — это право протестовать за право. И поэтому, как я уже сказал, мы не позволим никакому судебному запрету изменить нас. Мы продолжаем.
Вы все нам нужны. И вы знаете, какой прекрасный фолиант — это видеть всех этих служителей Евангелия. Это чудесная картина. Кто должен выражать стремления и чаяния людей больше, чем проповедник? Каким-то образом проповедник должен быть Амосом и говорить: «Пусть правосудие течет, как вода, и правда, как могучий поток». Каким-то образом проповедник должен сказать вместе с Иисусом: «Дух Господа на мне, потому что Он помазал меня решать проблемы бедных».
И я хочу воздать должное проповедникам под руководством этих благородных людей: Джеймса Лоусона, который был в этой борьбе на протяжении многих лет; он сидел в тюрьме за борьбу; но он все еще продолжает бороться за права своего народа. Преподобный Ральф Джексон, Билли Кайлз; Я мог бы просто продолжить список, но время не позволяет. Но я хочу поблагодарить их всех. И я хочу, чтобы вы поблагодарили их, потому что так часто проповедники не заботятся ни о чем, кроме самих себя. И я всегда рад видеть соответствующее министерство.
Можно говорить о «длинных белых одеждах вон там» во всей их символике. Но, в конце концов, люди хотят носить здесь какие-то костюмы, платья и туфли. Можно говорить об «улицах, которые текут молоком и медом», но Бог повелел нам заботиться о здешних трущобах и Его детях, которые не могут есть три раза в день. Можно говорить о новом Иерусалиме, но однажды Божьи проповедники должны будут говорить о Нью-Йорке, новой Атланте, новой Филадельфии, новом Лос-Анджелесе, новом Мемфисе, Теннесси. Это то, что мы должны сделать.
Теперь нам нужно сделать следующее: всегда привязывать наше внешнее прямое действие к силе экономического ухода. Итак, мы бедные люди по отдельности, мы бедны, если сравнивать нас с белым обществом в Америке. Мы бедны. Никогда не останавливайтесь и не забывайте, что все вместе, то есть все мы вместе, вместе мы богаче всех народов мира, за исключением девяти. Вы когда-нибудь думали об этом? После того, как вы покинете Соединенные Штаты, Советскую Россию, Великобританию, Западную Германию, Францию и я мог бы назвать других, негры в совокупности станут богаче большинства народов мира. У нас годовой доход более тридцати миллиардов долларов в год, что больше, чем весь экспорт Соединенных Штатов, и больше, чем национальный бюджет Канады. Вы это знали? Это сила прямо здесь, если мы знаем, как ее объединить.
Нам не нужно ни с кем спорить. Нам не нужно ругаться и ходить вокруг да около своими словами. Нам не нужны никакие кирпичи и бутылки, нам не нужны никакие коктейли Молотова, нам просто нужно ходить по этим магазинам и по этим крупным предприятиям в нашей стране и говорить: «Бог послал нас сюда, чтобы сказать вам, что вы неправильно относитесь к его детям. И мы пришли сюда, чтобы попросить вас сделать первый пункт в вашей повестке дня справедливым обращением, когда речь идет о Божьих детях. Теперь, если вы не готовы сделать это, у нас есть повестка дня, которой мы должны следовать. И наша повестка дня призывает лишить вас экономической поддержки».
В связи с этим мы просим вас сегодня вечером пойти и сказать своим соседям, чтобы они не покупали кока-колу в Мемфисе. Пройдите мимо и скажите им, чтобы они не покупали молоко Sealtest. Скажи им, чтобы они не покупали — какой еще хлеб? — Чудо-хлеб. А что за компания по производству хлеба, Джесси? Скажи им, чтобы не покупали хлеб Харта. Как сказал Джесси Джексон, до сих пор только мусорщики чувствовали боль; теперь мы должны как бы перераспределить боль. Мы выбираем эти компании, потому что они несправедливы в своей политике найма; и мы выбираем их, потому что они могут начать процесс, говоря, что они будут поддерживать нужды и права этих мужчин, которые бастуют. А потом они могут отправиться в центр города и сказать мэру Лебу, чтобы он поступал правильно.
Но не только это, мы должны усилить институты черных. Я призываю вас взять свои деньги из банков в центре города и положить их в Tri-State Bank — мы хотим, чтобы в Мемфисе возникло движение «банк-ин». Так что идите на ссудно-сберегательную ассоциацию. Я не прошу вас о чем-то, чего мы не делаем сами в SCLC. Судья Хукс и другие скажут вам, что у нас есть счет в сберегательно-кредитной ассоциации Южно-христианской конференции лидеров. Мы просто говорим вам следить за тем, что мы делаем. Положите туда свои деньги. У вас шесть или семь черных страховых компаний в Мемфисе. Оформите там страховку. Мы хотим иметь «страховку».
Вот некоторые практические вещи, которые мы можем сделать. Мы начинаем процесс создания большей экономической базы. И в то же время мы оказываем давление там, где это действительно больно. Я прошу вас пройти здесь.
Теперь позвольте мне сказать, переходя к заключению, что мы должны отдаться этой борьбе до конца. Нет ничего более трагичного, чем остановиться здесь, в Мемфисе. Мы должны довести это до конца. И когда у нас марш, ты должен быть там. Побеспокойтесь о своем брате. Вы не можете быть на забастовке. Но либо мы поднимаемся вместе, либо опускаемся вместе.
Давайте разовьем в себе опасное бескорыстие. Однажды к Иисусу пришел человек; и он хотел поднять некоторые вопросы о некоторых жизненно важных вопросах в жизни. Иногда он хотел обмануть Иисуса и показать ему, что он знает немного больше, чем знал Иисус, и тем самым сбить его с толку. Теперь этот вопрос легко мог закончиться философскими и богословскими дебатами. Но Иисус немедленно вырвал этот вопрос из воздуха и поставил его на опасном повороте между Иерусалимом и Иерихоном. И он рассказал о каком-то человеке, который попался в разбойники. Вы помните, что с другой стороны прошли левит и священник. Они не остановились, чтобы помочь ему. И, наконец, пришел человек другой расы. Слез со своего зверя, решил не жаловаться по доверенности. Но вместе с ним оказывали первую помощь и помогали нуждающемуся человеку. В конце концов Иисус сказал, что это был хороший человек, это был великий человек, потому что у него была способность проецировать «я» на «ты» и заботиться о своем брате. Теперь вы знаете, мы много используем наше воображение, чтобы попытаться определить, почему священник и левит не остановились. Иногда мы говорим, что они были заняты посещением церковных собраний — церковных собраний — и им нужно было добраться до Иерусалима, чтобы не опоздать на собрание. В других случаях мы предположили бы, что существует религиозный закон, согласно которому «Тот, кто участвует в религиозных церемониях, не должен прикасаться к человеческому телу за двадцать четыре часа до церемонии». И время от времени мы начинаем задаваться вопросом, не собирались ли они отправиться в Иерусалим или в Иерихон, а скорее для того, чтобы организовать «Ассоциацию благоустройства дорог в Иерихоне». Это возможность. Возможно, они считали, что лучше решать проблему, исходя из причинно-следственной связи, чем увязнуть в индивидуальных усилиях.
Но я собираюсь рассказать вам то, что подсказывает мне мое воображение. Возможно, эти люди боялись. Видите ли, дорога на Иерихон — опасная дорога. Я помню, когда миссис Кинг и я впервые были в Иерусалиме. Мы арендовали машину и поехали из Иерусалима в Иерихон. И как только мы выехали на эту дорогу, я сказал жене: «Я понимаю, почему Иисус использовал это как декорации для своей притчи». Это извилистая, извилистая дорога. Это очень удобно для засады. Вы начинаете в Иерусалиме, который находится примерно в 1200 милях или, скорее, в 1200 футах над уровнем моря. И к тому времени, как вы доберетесь до Иерихона, пятнадцать или двадцать минут спустя, вы окажетесь примерно на 2200 футов ниже уровня моря. Это опасная дорога. Во времена Иисуса он стал известен как «Кровавый перевал». И вы знаете, возможно, священник и левит посмотрели на того человека на земле и подумали, не разбойники ли еще поблизости. Или, возможно, они чувствовали, что человек на земле просто притворялся. И он вел себя так, как будто его ограбили и обидели, чтобы захватить их там, заманить их туда для быстрого и легкого захвата. Итак, первый вопрос, который задал левит, был: «Если я остановлюсь, чтобы помочь этому человеку, что со мной будет?» Но тут пришел добрый самаритянин. И перевернул вопрос: «Если я не перестану помогать этому человеку, что с ним будет?»
Этот вопрос перед вами сегодня вечером. Не «Если я перестану помогать санитарным работникам, что будет со всеми часами, которые я обычно провожу в своем офисе каждый день и каждую неделю в качестве пастора?» Вопрос не в том, «Если я перестану помогать этому нуждающемуся человеку, что со мной будет?» «Если я не перестану помогать сантехникам, что с ними будет?» Вот в чем вопрос.
Давайте встанем сегодня вечером с большей готовностью. Давайте стоять с большей решимостью. И давайте двигаться дальше в эти могущественные дни, в эти дни испытаний, чтобы сделать Америку такой, какой она должна быть. У нас есть возможность сделать Америку лучшей нацией. И я хочу еще раз поблагодарить Бога за то, что он позволил мне быть здесь с вами.
Знаешь, несколько лет назад я был в Нью-Йорке и давал автограф на первой книге, которую написал. И пока они сидели и раздавали автографы, подошла сумасшедшая негритянка. Единственный вопрос, который я услышал от нее, был: «Вы Мартин Лютер Кинг?»
Я смотрел вниз и писал, и сказал да. А в следующую минуту я почувствовала, как что-то бьется мне в грудь. Прежде чем я осознал это, эта сумасшедшая женщина ударила меня ножом. Меня срочно доставили в Гарлемскую больницу. Был темный субботний полдень. И это лезвие прошло, и рентген показал, что кончик лезвия был на краю моей аорты, главной артерии. И как только он будет проколот, вы утонете в собственной крови — это ваш конец.
На следующее утро в «Нью-Йорк Таймс» появилось сообщение, что если бы я чихнул, то умер бы. Ну, примерно через четыре дня мне разрешили, после операции, после вскрытия грудной клетки и извлечения лезвия, передвигаться в инвалидной коляске по больнице. Они позволили мне прочитать часть приходящей почты, и со всех штатов и со всего мира приходили добрые письма. Я прочитал несколько, но одно из них я никогда не забуду. Я получил письмо от президента и вице-президента. Я забыл, что было в тех телеграммах. Я получил визит и письмо от губернатора Нью-Йорка, но я забыл, что было в письме. Но было еще одно письмо, которое пришло от маленькой девочки, молодой девушки, ученицы средней школы Уайт-Плейнс. И я посмотрел на это письмо, и я никогда его не забуду. Там было просто сказано: «Дорогой доктор Кинг, я учусь в девятом классе средней школы Уайт-Плейнс». Она сказала: «Хотя это не имеет значения, я хотела бы упомянуть, что я белая девушка. Я прочитала в газете о вашем несчастье и о ваших страданиях. И я прочитала, что если бы вы чихнули, вы бы умерли. И я просто пишу вам, чтобы сказать, что я так счастлив, что вы не чихнули».
И я хочу сказать сегодня вечером, я хочу сказать, что я счастлив, что не чихнул. Потому что, если бы я чихнул, меня бы здесь не было в 1960 году, когда студенты со всего Юга начали сидеть за обеденными столами. И я знал, что пока они сидели, они действительно отстаивали лучшее в американской мечте. И вернуть всю нацию к тем великим колодцам демократии, которые были глубоко вырыты отцами-основателями в Декларации независимости и Конституции. Если бы я чихнул, меня бы не было в 1962 года, когда негры в Олбани, штат Джорджия, решили выпрямить спину. И всякий раз, когда мужчины и женщины выпрямляют спину, они куда-то идут, потому что мужчина не может ездить на вашей спине, если она не согнута. Если бы я чихнул, меня бы не было здесь в 1963 году, когда чернокожие Бирмингема, штат Алабама, пробудили совесть этой нации и привели к принятию Билля о гражданских правах. Если бы я чихнул, у меня не было бы возможности позже в том же году, в августе, попытаться рассказать Америке о сне, который мне приснился. Если бы я чихнул, я бы не был в Сельме, штат Алабама, в Мемфисе, чтобы увидеть, как общество сплачивается вокруг тех братьев и сестер, которые страдают. Я так счастлив, что не чихнул.
А мне говорили, теперь это не имеет значения. На самом деле неважно, что происходит сейчас. Я вылетел из Атланты этим утром, и, когда мы садились в самолет, нас было шестеро, пилот сказал по системе громкой связи: «Приносим извинения за задержку, но у нас в самолете доктор Мартин Лютер Кинг. И чтобы убедиться, что все сумки проверены, и чтобы быть уверенным, что с самолетом все в порядке, мы должны были все тщательно проверить. И мы охраняли и охраняли самолет всю ночь».
А потом я попал в Мемфис. И некоторые стали говорить угрозы, или говорить об угрозах, которые были вовне. Что случилось бы со мной от некоторых из наших больных белых братьев?
Ну, я не знаю, что теперь будет.