Хиваро племя: Хиваро — История варварских племен

Хиваро | это… Что такое Хиваро?

Хива́ро, (иногда — хибаро), шуара, группа индейских народов (собственно хиваро, или унтсури шуара, ачуара, уамбиса, агуаруна) в Эквадоре (35 тыс. человек, между рекой Пастаса на севере и верховьями реки Самора на юге) и Перу (40 тыс. человек, бассейн реки Тигре, притока Мараньона) коренные жители Монтани — области предгорий Анд на востоке Перу, восточнее от р. Укаяли, примыкающей к равнинам Амазонии. Говорят на языках группы хиваро, которые иногда объединяют с изолированным языком кандоши в семью хиваро-кандоши. Распространён также язык кечуа. Религиозные представления состоят из местных верований, а также католицизма.

Первые случайные контакты людей племени хиваро с европейцами были известны с XIX века, постоянные контакты — уже только с середины XX века. Их культура представляет собою как бы переходную, промежуточную ступень между культурой коренного населения Анд и культурой индейцев тропических земель востока Южной Америки.

Обычными занятиями являются охота на пекари, тапиров, обезьян, муравьедов, ленивцев и птиц с применением луков, дротиков и капканов. Но, разумеется, их самым прославленным оружием являются духовые трубки. Рыболовство несомненно также является важным источником добычи пищи для хиваро. Ручное подсечно-огневое земледелие (возделывается маниок, кукуруза, бобы, хлопок, табак) играет в их жизни также немаловажную роль. Плетение, ткачество, гончарство — ремёсла, которые являются достаточными для удовлетворения хозяйственных нужд хиваро. В настоящее время всё больше хиваро работает по найму в сельском хозяйстве. Большесемейные общины хиваро занимали большой эллиптический в плане дом. 5—6 домов, расположенных на расстоянии нескольких километров один от другого, составляли общину. Современное жилище — креольского типа. Брак патрилокальный. Была распространена сороральная полигиния. Обычная мужская одежда состоит из запашной юбки, женская же представляет собою туникообразное платье с застёжкой на правом плече.
Верования включают культы духов, шаманизм.

Говоря о хиваро, невозможно не упомянуть об охоте за головами. В прямом смысле слова. Убитым неприятелям хиваро отрезают головы, стягивают кожу с головы, чтобы она не повредилась, высушивают, затем варят несколько раз в течение 30 мин., вследствие чего она уменьшается примерно в четыре раза и наполняют её горячим песком. После вылепляют прежние черты лица. По представлениям хиваро тсантса — как они называют высушенные головы — передаёт охотнику силу убитого неприятеля. На сегодняшний день никто из народов Хиваро и Шуаров не занимаются изготовление тсантсы. Однако иногда имели место случаи изготовления тсантсы за деньги в качастве сувенира, его цена достигала $30.000.

Из современных хибаро около полутора тысяч человек живут в изоляции и продолжают вести традиционный образ жизни. Остальные живут около миссий, часть — в резервациях (например, в районе реки Самора).

  • Л. А. Файнберг «Обманчивый рай: Человек в тропиках Южной Америки». М.: Мысль, 1986. 173 с.
  • М. Стингл «Индейцы без томагавков». М.: Прогресс, 1984. 499 с.
  • И. Ганзелка, М. Зикмунд «К охотникам за черепами». Артия Прага, 1959. 271 с.

Шуар — племя охотников за головами

На карте Эквадора, обратив взгляд в ее правую нижнюю часть, нетрудно обнаружить почти правильный равнобедренный треугольник, вершиной устремленный на север-северо-запад. Река Пастаса, бегущая с северо-запада на юго-восток, образует его восточное ребро. Семьдесят восьмой меридиан и протянувшийся с севера-северо-востока на юг-юго-запад, словно нанизанный на него хребет Кордильеры-де-Кутуку, – формирует западное. Основание представлено широтным изгибом русла реки Сантьяго внизу слева; далее оно переходит в сухопутную границу с Перу, тянущуюся через леса в северо-восточном направлении до пересечения с Пастасой как раз в том месте, где она сливается с Бобонасой.

Истоки большинства рек и речек, заключенных в этот треугольник, лежат в горах, на склонах Кордильеры-де-Кутуку. Причудливо извиваясь, водные потоки ветвятся, словно крона исполинского дерева, разметавшись по равнине с высотами от двухсот семидесяти до четырехсот пятидесяти метров над уровнем моря, с плавным понижением рельефа с запада на восток. Сближаясь, они бегут в южном направлении, пока две главные «ветви» – Мангосиса и Кангайми, слившись в десятке километров к северу от перуанской границы, не превращаются в широкую Морону, более чем на двести километров катящую воды почти строго на юг – в Мараньон. Лишь Уасага, текущая вдоль Пастасы, в конце концов, вливается в соседку. Но уже далеко по ту сторону, в Перу.

Исторически эту область, с конца тридцатых годов двадцатого столетия известную как Транскутуку, населяли родственные по культуре племена хиваро, как прежде белые и метисы уничижительно называли шуар и близких им ачуар. Группы с богатой этнической культурой и историей, в силу объективных причин, о которых речь пойдет ниже, сохранившейся вплоть до наших дней.

Шуар – еще менее полувека назад «охотники за головами» и самая многочисленная народность восточных лесов и предгорий от Бобонасы и Пиндояку на севере до Мараньона на юге. В числе им примерно равны лишь лесные кичуа. Изначально они селились более или менее оседло в горных лесах, которые сегодня на картах обозначены как южная пограничная с Перу провинция Самора-Чинчипе. Постепенно шуар расширяли свои территории, медленно расселяясь по прилегающим районам в восточном направлении, спускаясь во влажные предгорья и на равнины. По мнению историков, переселение это было вызвано отчасти тем, что с запада шуар к началу шестнадцатого века теснили сначала инки, а позднее испанцы. Сейчас индейские общины и центры раскиданы в джунглях вдоль рек, текущих к востоку от хребта Кордильеры-де-Кутуку. Кто-то осел даже вдоль Курарая — там шуар вообще никогда не было прежде. А в результате более поздних миграций часть их переселилась даже севернее Напо, образовав изолированные этнические группировки в окружении кичуа, сиона-секойя, кофан и, конечно, эквадорцев-метисов.

Несмотря на кажущуюся дикость и безграничность амазонских джунглей почти все они «поделены» между соседствующими индейскими народами, чьи земли вплотную примыкают друг к другу. Шуар не исключение. К западу от них, по границе колонизации, живут поселенцы-метисы и кичуа. Широкая, даже в верхнем течении, Пастаса служит естественным барьером на севере и северо-востоке для большей части шуар Транскутуку, отделяя их от канело-кичуа и западных ачуар – обитателей низкой сельвы. На востоке они соседствуют восточными ачуар, достаточно близкими им по культуре. На юге – в Перу, с уамбис. Те, в свою очередь, южнее граничат с агуаруна, или ауахун, также родственными шуар по обычаям и языку.

Среди тех же уамбис, живущих вдоль рек Сантьяго, а также Каунгус и Яупи, по территориальному признаку выделяют якинийя шуар – «люди с верхней реки» и тсуми шуар – «люди с нижней реки». Если же проводить различия по языковому, то можно назвать целых четыре группы: муруна шуар, муранийя шуар, щир уамбис и уамбис ауаран. И всегда отыщется немало иных признаков, которые позволяют самим индейцам проводить различия между собой и соседями, близкими и дальними.

Благодаря тому, что до второй половины двадцатого столетия шуар, наряду с ачуар, оставались в высшей степени воинственным народом, а также практиковавшемуся обычаю уменьшать головы побежденных противников – «тсантса», долгое время колонисты пренебрежительно называли их «хиваро», или дикарями.

Сегодня за шуар закрепилось их собственное название, означающее «люди, человек, охотник, воин», в зависимости от контекста, в котором употребляется слово. Среди эквадорцев существует традиция делить шуар на западных – так называемых «шуар приграничья», непосредственно и ежедневно сталкивающихся с колонистами, и восточных «шуар внутренних земель», живущих к востоку от Кордильеры-де-Кутуку. На мой взгляд, разделение это во многом искусственно, и правильнее рассматривать их, исходя из существующей практики самоидентификации индейских этнографических групп шуар, распадающихся на три основные ветви. Их представители – носители общей этнической культуры и языка. Но в силу объективных причин остаются расселенными по обширным территориям, природные условия которых существенно разнятся.

Муранийя, или мурайя шуар – «люди нагорий», «люди монтаньи», живут в долине реки Упано, от ее истоков на севере до слияния с реками Пауте и Юнганса на юге. Начиная с первой половины двадцатого столетия, они более остальных испытали на себе влияние культуры, привнесенной колонистами-метисами, кичуа и миссионерами. Селения мурайя шуар большей частью раскиданы вдоль рек, включая Упано и Намангоса. Почвы здесь достаточно плодородны, относительно спокойные и полноводные воды изобилуют рыбой, и рыбалка – один из традиционных источников питания для индейцев после расчистки (огорода). Вторая большая группа называется унтсури шуар – «много людей», и исторически заселяла юг Кордильеры-де-Кутуку, а также Кордильеру-дель-Кондор вдоль пограничной с Перу реки Сенепа. Унтсури шуар, как и мурайя шуара, относительно давно поддерживают контакты с выходцами из других районов Эквадора и Перу. В наши дни они – жители преимущественно лесистых склонов и высокой монтаньи с высотами более тысячи метров над уровнем моря. Земли эти богаты животными, однако состав почв беден и они малопригодны для продолжительного возделывания. На горных склонах Восточной Кордильеры Анд, восточных склонах Кордильер Кутуку и Кондор конденсируется и постоянно выпадает огромное количество осадков, приносимых восточными, северо- и юго-восточными ветрами с просторов неправдоподобно далекой Атлантики, – около четырех с половиной тысяч миллиметров.

Конечно, это не шесть с половиной тысяч как в некоторых местах Западной Амазонии, но более чем достаточно, чтобы поддерживать влажность воздуха в восемьдесят или даже девяносто процентов при средней температуре на протяжении всего года плюс двадцать – двадцать два градуса по Цельсию. Очковый медведь, олени «венадо», пекари «сахино», гуатуса, гуанта и броненосцы, а также ягуар, тапир и еще множество других бегающих, ползающих и летающих тварей обитают в этих горных лесах. Все они служат основной пищей шуарских семей. Рыбы в быстрых горных реках не так много, как в предгорьях и в долине Упано. Это объясняет, почему рыба для унтсури шуар скорее дополнение к столу, но никак не основной источник пищи. Наконец, поселения третьей из основных групп – паканмайя шуар, или «людей с холмов», «люди с речных террас» – редко разбросаны в обширных джунглях восточных предгорий и равнин Транскутуку. Они традиционно тяготели к незатопляемым паводковыми водами междуречьям и водоразделам рек Морона, Мангосиса, Кангайми и других, частично соседствуя с индейцами ачуар, тяготеющими к рекам Вичим и Уасага.

Язык шуар принято относить к семье хиваро. Такую классификацию в свое время предложил Карстен – лингвист и этнограф, проведший немало исследований индейских народов Северо-Западной Амазонии. Иногда его выделяют в группу хиваро андо-экваториальной семьи. Сами шуар называют его «шуар-чичам», что буквально переводится как «человеческий язык». Как и все языки, он разнится от района к району, распадаясь на несколько диалектов. Люди с севера, с берегов реки Чигуаса, говорят на диалекте, отличном от распространенного на юге близ Мороны или к востоку вдоль перуанской границы. (Помимо шуар-чичам, в семью языков хиваро входят близкородственные языки ачуар-чичам, шивиар-чичам, часто объединяемые в один язык, уамбис и ауахун. По другим данным, все они не более чем сильно расходящиеся диалекты одного общего для всех племен языка хиваро). Как и в случае с индейцами кичуа, испанский язык со времен начала активной колонизации в середине прошлого века стал вторым для значительной части шуар, преимущественно для среднего и молодого поколений. На нем общаются с метисами, с соплеменниками, не говорящими на шуар-чичам, и с кичуа, притом со свойственным многим шуар акцентом. Этот акцент режет ухо, на каком бы языке не изъяснялся собеседник. Испанский ли, кичуа – все едино, ибо он часто подменяет звуки «л» и «ль» звуком «р» в силу того, что в его родном языке двух первых просто нет. О происхождении трех основных групп шуар известно немного. Пожалуй, еще меньше, чем о корнях амазонских кичуа. Их прошлое в значительной степени покрыто мраком для исследователей. Но, разумеется, не для самих индейцев, которые сохраняют богатую мифологию. Часть этнологов и антропологов склоняются к мысли, что хибаро как общность сформировались в результате смешения двух чужеродных групп. Первая, пришедшая с юго-востока, говорила на одном из аравакских языков, широко распространенных в Амазонии. Другая, выдвинувшаяся с северо-запада, – на пуруа-мочика, принадлежащем району Анд.
Имеются и другие предположения. В частности, что шуар когда-то были частью народа пальта, и жили в Андах на западе – на территории современной эквадорской провинции Лоха. В пятнадцатом веке армия инков, вторгшаяся с юга и после того, как покорила пальта, вытеснила их с гор и вынудила отступить на восток и северо-восток.

Труднодоступность земель даже в не столь отдаленном прошлом и богатые военные традиции надолго воспрепятствовали развитию контактов между шуар и соседями с запада. Косвенное подтверждение изоляции этнической культуры шуар от внешнего воздействия есть на современных картах этого района. В числе прочего, она прослеживается в гидронимах. Если на периферии бывшие названия рек на языках хибаро видоизменились под влиянием испанского языка и кичуа – Бобона-са, Копата-са, то во внутренних областях они сохранились почти в исходном варианте – Пангь-интса, Юнг-антса, Тсун-антса и другие.

Инки, раздвинувшие границы своей империи до южных районов современной Колумбии, так и не смогли взять шуар под свой контроль. Старые испанские хроники сообщают, что армии Тупака Инки Юпанки и Уайна Инки Капака столкнулись с ожесточенным сопротивлением и были вынуждены отступить. А много позже, уже в 1549 году, шуар наголову разбили военную экспедицию Эрнандо де Бенавенте, выступившую на восток из Куэнки в составе полутора сотен человек. Со временем, испанцы все же сумели сделать то, чего не смогли инки: худо ли бедно, но они закрепились на восточных склонах гор в долине реки Упано. После 1575 года, когда было основано поселение Севилья-де-Оро, часть «оцивилизованных» шуар узнала на собственной шкуре, что рабский труд на золотоносных речках во славу короля, церкви и христианского Бога куда менее привлекательны, чем та «неправедная» жизнь, которою они вели до крещения. В 1599 году начались волнения, и свыше двадцати тысяч воинов шуар осадили, взяли штурмом и разрушили до основания испанское поселение Логроньо, попутно казнив главу губернаторства Макас. Следом пала Севилья-де-Оро.

После уничтожения испанских форпостов, начиная с конца шестнадцатого века и до последних годов девятнадцатого столетия, все попытки сначала колониальной, а затем и республиканской властей усмирить или хотя бы подвести шуар под свой контроль с крахом проваливались. Контакты с белыми и метисами поддерживались регулярно, но ограничивались, как правило, обменом товаров у внешней границы шуарских земель, вглубь которых индейцы никого не пропускали. Во многом благодаря воинственности, а также слухам и леденящим кровь историям, окружавшим шуар, они сохранили свою многочисленность, идентичность и язык, чего не сумели многие соседние племена, на протяжении всей испанской колонизации подвергавшиеся либо истреблению, либо усиленной «кичуанизации». Лишь в конце девятнадцатого столетия на земли шуар стали проникать первые миссионеры, а вместе с ними потянулись колонисты, влекомые желанием отыскать богатые месторождения золота, слава о которых не умолкала последние двести лет. Золотая лихорадка продолжалась до тридцатых годов прошлого века. С конца пятидесятых годов «шуар приграничья» установили постоянные контакты с колонистами и постепенно переняли их образ жизни.

Едва ли не первым человеком, кто провел основательные научные исследования и изыскания в районе Кордильеры-де-Кутуку и в джунглях Транскутуку, был Виктор Оппенгейм – известный географ и путешественник литовского происхождения. В период с 1937 по 1939 год он организовал девять экспедиций в Эквадоре. На южноамериканском материке Оппенгейм также провел большую работу в Колумбии, Перу, Боливии, Аргентине и Бразилии. В 1938 году он сделал картографическую съемку горного хребта, которому и присвоил имя Кордильера-де- Кутуку. Оппенгейм со своими экспедициями обследовал также течение Мороны, долины Пастасы и Бобонасы, собрав богатый этнографический материал и существенно дополнив знания европейцев об образе жизни и традициях племен «охотников за головами».

Хиваро | люди | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Хиваро | Encyclopedia.

com

ПРОИЗНОШЕНИЕ: Хи-ва-ро
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Эквадор; Перу (восточные склоны Анд) и запад Колумбии
НАСЕЛЕНИЕ: 15 000–50 000 (оценка. Недавняя перепись населения не проводилась)
ЯЗЫК: хиваро; Кечуа
РЕЛИГИЯ: Традиционные мистические и духовные верования

ВВЕДЕНИЕ

Хиваро — андское племя, которое часто считается самым воинственным народом Южной Америки. Их история жестоких воинов восходит к временам расширения Империи инков, когда Хиваро боролись за то, чтобы остаться свободными от контроля инков. Они также сражались с испанцами во время завоевания, и утверждается, что они убили около 50 000 испанцев в 1599 году. Одним из предпочтительных боевых устройств, которые Хиваро использовал для борьбы с европейцами, было духовое ружье с отравленными дротиками. В течение столетий после завоевания дживаро продолжали бороться с ассимиляцией в современном обществе и сопротивлялись последовательным волнам миссионеров. Когда-то прославившиеся своей практикой уменьшения человеческих голов, дживаро в последнее время стали в основном мирными и больше не полностью изолированы от современного общества.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА

Хиваро живут на восточных склонах Анд, где горные хребты встречаются с истоками Амазонки. Этот регион тропических лесов характеризуется частыми и сильными дождями и густой тропической растительностью. Люди дживаро разработали тип сельского хозяйства в тропических лесах, который позволил им выращивать различные культуры, такие как маниока, кукуруза (кукуруза) и сладкий картофель. Чтобы дополнить свой рацион, дживаро ловят рыбу, охотятся и собирают фрукты в лесу.

Хиваро в основном сосредоточены в Эквадоре, хотя многие близкородственные племена, такие как агуаруна, встречаются в Перу и Колумбии. По текущим оценкам, численность населения составляет примерно 15 000–50 000 человек.

ЯЗЫК

Хиваро дали свое название лингвистической семье. Хиваро состоит из двух языков, дживароанского и агуаруна, и родственные группы в регионе говорят на множестве диалектов, таких как ачуар-шивиар, уамбиса, шуар и майна среди других. Однако некоторые лингвисты считают дживароанский язык единым языком, а диалект агуаруна является самым расходящимся. Хивароанский язык известен и на нем говорят в Перу, Эквадоре и небольшой части Колумбии, в то время как на агуаруна говорят в четырех регионах Перу: Амазонас, Кахамарка, Лорето и Сан-Мартин.

ФОЛЬКЛОР

Хиваро имеют богатую мифологию. Множество древних мифов передавались из поколения в поколение, чтобы объяснить происхождение народа дживаро. В одной из историй о создании Хиваро предгорья Анд подверглись сильному наводнению, в результате которого погибли все братья, кроме двух. Когда братья вернулись в свое убежище после того, как вода отступила, они обнаружили тарелки с едой, приготовленные для них двумя попугаями. Один из братьев поймал одного из дароносных попугаев и женился на нем. В этом браке родились три девочки и три мальчика, потомки которых стали народом Хиваро. Считается, что мифы дживаро представляют собой смесь традиционной мифологии дживаро и более современных верований, введенных в последние десятилетия миссионерами.

Удав занимает уникальное место в мифологии Хиваро. Самую большую змею в бассейне Амазонки уважают и боятся не только из-за ее силы, но и потому, что считается, что она обладает сильными сверхъестественными способностями.

РЕЛИГИЯ

Дживаро принадлежат к духовному и мистическому миру. Дживаро придерживаются глубоко укоренившейся веры в то, что окружающие их духовные силы ответственны за происходящее в реальном мире. Они приписывают духовное значение животным, растениям и предметам. Многие повседневные обычаи и поведение руководствуются их желанием обрести духовную силу или избежать злых духов. Опасаясь колдовства, дживаро часто приписывают болезнь или смерть способности своих врагов накладывать проклятия.

Есть великое множество божеств или богов, которых почитают дживаро. Главным среди них является Нунгуи или Мать-Земля, которая, как полагают, обладает силой, позволяющей расти растениям. Живя глубоко под землей, она появляется ночью, чтобы танцевать в саду. Женщины поют Нунгуи, чтобы попросить ее защитить сад, и ежедневно тщательно пропалывают сад, чтобы успокоить ее. Не менее важен поиск души, которая обеспечивает защиту от травм, болезней или смерти. Однако эта духовная сила временна, но в конечном итоге ее можно заменить, убив врага. Стремление к защите силой арутама обеспечивает систему верований, лежащую в основе всепроникающего насилия в обществе дживаро.

ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Праздники Хиваро состоят из различных ритуалов и празднований, отмечающих важные жизненные перемены или события.

РИТУАЛ ПЕРЕХОДА

Обряды перехода и празднования дживаро являются отражением их духовных верований. Все личные вехи и важные события отмечаются с духовным значением. Самый важный момент в жизни молодого мужчины Дживаро — это когда его поощряют обрести свой арутам, или защитный дух. Родители опасаются, что без этого защитного духа молодые люди Jivaro вряд ли доживут до зрелого возраста. В период полового созревания или до наступления половой зрелости молодых мужчин Дживаро уводят вглубь леса, где они употребляют галлюциногенный наркотик под названием 9. 0177 maikoa , а затем дождитесь видения души арутам, которая защитит их от опасности. Они могут оставаться там несколько дней, постясь и купаясь в водопаде, ожидая священного видения. Если видение не приходит, они возвращаются домой, затем снова отправляются в лес, чтобы сделать вторую попытку. Как только эта сила получена, мальчику разрешается участвовать во многих взрослых занятиях, таких как охота.

Однако полный взрослый статус не предоставляется до тех пор, пока мальчик не выследит ленивца и не научится технике сморщивания головы. Сообщается, что, несмотря на запрет на охоту за головами, такая практика продолжалась до середины 20 века.

Племена хиваро в Эквадоре и Перу имели определенный опыт в искусстве мумификации. Согласно историческим свидетельствам, воины дживаро принимали дополнительные меры предосторожности для обеспечения бессмертия своих вождей, поджаривая их забальзамированные тела на очень слабом огне.

МЕЖЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Несмотря на свою воинственную репутацию, дживаро на самом деле очень общительный народ. Посещая дом соседа или родственника, гости могут рассчитывать на радушный прием. Будет предложено пиво, приготовленное из корня маниоки (маниока), и будет разделена семейная трапеза. Часто, если пройдены большие расстояния, гостей приглашают остаться на несколько дней. Банановые листья, разложенные на земляном полу, служат кроватями для посетителей.

Эти визиты также дают мужчинам возможность искать новых жен. В отличие от западных культур, именно мужчины привередливы к своей внешности. Мужчина может потратить значительное время перед визитом или вечеринкой, раскрашивая лицо и нанося декоративные украшения на одежду и волосы. В особых случаях на нос и скулы наносят сложные геометрические узоры. Перья тукана украшают волосы, а ушные палочки продеваются через отверстия в ухе. Пытаясь привлечь молодую женщину, жених придумывает самодельную смесь растений, трав и масел, которая действует как духи.

Дарение подарков также важно среди Хиваро. Распространенным подарком для будущей невесты является клык удава, который якобы приносит удачу. Если на эти жесты любви отвечают взаимностью, мужчина может начать переговоры с отцом женщины о женитьбе на ней. Романтическая любовь и взаимное влечение имеют первостепенное значение при выборе супруга. Кроме того, женщины ищут в мужья хороших охотников и воинов, а мужчины хотят хороших садовников и гончаров. Муж обязан заплатить выкуп за невесту или оказать услуги отцу жены.

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Родственные семьи живут в одном большом общественном доме, а не в деревне. Самая распространенная конструкция — это большое однокомнатное убежище без внутренних стен или комнат для уединения. В этих домах, называемых дживариа, , обычно живут большие нуклеарные семьи, в среднем от 8 до 10 человек, а вся община насчитывает от 30 до 40 человек. В оборонительных целях убежища дживария строятся на крутом холме главой семьи мужского пола с помощью своих родственников-мужчин. Дома должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать как проливной дождь, так и атаку противника. Мужчины прочесывают лес в поисках пальмовых листьев, чтобы построить соломенную крышу, чтобы защититься от частых дождей. Хиваро стремятся строить большие навесы длиной до 24 м (80 футов), которые позволяют им комфортно развлекать посетителей. Хотя они любят танцевать, они обычно танцуют только в помещении, поэтому им требуется большая площадь пола.

Хотя здесь нет отдельных комнат, дом разделен на две зоны: мужскую и женскую. Есть даже отдельные двери для мужчин и женщин. У них очень простая мебель, низкие кровати из бамбука (без матрацев) и полки для хранения основной глиняной посуды.

Одной из необычных черт Хиваро является полное отсутствие какой-либо политической организации. Нет племенных вождей или общественных организаций. Единственной организационной единицей является семейная группа. Однако во время войны две или более деревни могут объединиться для борьбы с общим врагом, как это было, когда испанцы пытались их завоевать. Население Хиваро широко рассредоточено, в среднем от 1,5 до 8 км (1–5 миль) между домами. Семьи живут в доме не более 10 лет, так как близлежащий запас дров и мелкой дичи истощается. Затем семьи переедут на несколько километров или миль в район, более богатый ресурсами

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Роли мужчин и женщин в обществе Хиваро четко прописаны. Эти различные роли связаны с религиозными убеждениями. Разделение труда частично является результатом веры в то, что большинство неодушевленных и живых объектов имеют либо мужскую, либо женскую душу. Маниок (маниока), например, считается женским, поэтому все задачи, связанные с посадкой, сбором урожая и обработкой маниока, возлагаются на женщин. Сажать и собирать кукурузу, у которой есть мужская душа, оставляют мужчинам.

Хиваро полигинны, то есть мужчины могут иметь более одной жены. Средняя семья Хиваро будет состоять из мужчины с тремя женами и несколькими детьми. Эта практика могла возникнуть в ответ на сокращение мужского населения в результате межплеменных войн. Во многих деревнях женщин значительно больше, чем мужчин. После смерти мужа вдова обычно становится женой брата умершего мужа.

Большинство семей Jivaro не обходятся без одной или двух собак. Их держат не как домашних животных, а как незаменимую помощь на охоте и для защиты от врагов. Важные роли, которые выполняют собаки, дают им привилегированное положение в домашнем хозяйстве Хиваро. Они получают щедрое внимание и заботу. Кроме того, в качестве домашних животных иногда держат обезьян или птиц.

ОДЕЖДА

Повседневная одежда у Jivaro проста. И мужчины, и женщины носят одежду из простой коричневой ткани, иногда раскрашенную вертикальными полосами. Эта одежда ручной работы прочна и прочна и может прослужить много лет. Женщины набрасывают ткань на одно плечо, иногда подпоясывая ее на талии шнуром из коры или кусочком тканого хлопка. Мужчины оборачивают ткань вокруг талии так, чтобы она опускалась ниже колен. Общей чертой мужской одежды является этсемат , тканая повязка, украшенная перьями, которую носят вокруг головы.

Церемониальное платье более сложное. Мужчины раскрашивают лица черными и красными красками. Украшение из птичьих костей обернуто вокруг плеч, что означает обладание душой и духовную силу, которую она дает. Однако в последнее время Хиваро приобретают западную одежду. Часто в настоящее время предпочтение отдается использованию этой произведенной одежды для особых случаев, например, для посещения соседних семей.

ЕДА

У дживаро довольно разнообразная диета, состоящая из мяса и овощей, которые они получают из многих источников. Основными элементами их рациона являются основные овощи, выращенные в их садах. Эти клубни (корневые растения, такие как картофель) и овощи дополняются кормом для диких бананов и других съедобных растений. Белок в рационе получают путем выращивания цыплят и охоты на диких животных. На животных, таких как дикие свиньи, пекари и обезьяны, охотятся с большим мастерством с помощью духовых ружей и дротиков. Копание рыбы в реках дает еще одну форму белка. Как и у многих других народов Амазонки, самым популярным напитком у дживаро является пиво, приготовленное из ферментированного корня маниока (маниоки).

ОБРАЗОВАНИЕ

Большинство детей Хиваро не получают формального образования. Вместо того, чтобы изучать современные навыки чтения и письма, детей Дживаро учат навыкам, необходимым для выживания в джунглях. Их, например, учат плавать в очень раннем возрасте. Этим базовым навыкам они учатся у своих родителей, старших братьев и сестер. Из-за большой рассредоточенности населения у большинства детей мало контактов с товарищами по играм, кроме их братьев и сестер.

В менее отдаленных поселениях Хиваро миссионеры могут предложить формальное обучение.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Песни и музыка тесно связаны с повседневной жизнью Jivaro. Песни существуют, чтобы сопровождать многие повседневные события и особые случаи. Мужчины дживаро поют специальные песни во время ткачества, как и женщины во время работы в саду. На вечеринках или торжественных мероприятиях для сопровождения пения используются флейты и барабаны, сделанные из шкур обезьян.

РАБОТА

Большая часть рабочего дня посвящена обеспечению постоянного снабжения продовольствием. Хиваро в основном занимаются натуральным земледелием и выращивают довольно разнообразные основные культуры, такие как корень маниока (маниоки), сладкий картофель, сахарный тростник, арахис и бананы. Женщины проводят большую часть дня, занимаясь кропотливой работой по очистке большого сада от сорняков. Женщины также несут ответственность за производство глиняной посуды, необходимой для хранения еды и напитков. Молодые девушки присматривают за домом и несут ответственность за такие задачи, как подметание полов банановыми листьями.

У мужчин более разнообразные обязанности, такие как расчистка леса, сбор дров и охота. Они также развили навыки изготовления духовых ружей и копий, которые необходимы для охоты. Процесс изготовления духового ружья может занять от начала до конца пару недель. Древесина пальмы чонта расщепляется, связывается вместе и выдалбливается смесью песка и воды. Последний штрих — добавление мундштука из кости. Дротики делают быстро, затачивая пальмовые листья. Кураре помещается на кончик дротика, который можно бросить почти на 30 м (100 футов), чтобы добраться до обезьян на деревьях или крупных птиц. Более длинные духовые ружья, иногда до 4,5 м (15 футов) в длину, обеспечивают большую точность, но их трудно носить с собой на большие расстояния при выслеживании добычи. Поэтому большинство духовых ружей имеют длину от 2 до 2,5 м (6–8 футов).

Хиваро больше не полностью изолированы от современного общества. Они часто торгуют шкурами и изделиями ручной работы из перьев, чтобы получить товары из коммерческого сектора. Кроме того, некоторые дживаро работают разнорабочими, чтобы получить наличные для покупки современных товаров. Особо ценятся мачете, топоры и ружья, так как они являются полезными инструментами для жизни в лесу.

СПОРТ

Jivaro не занимаются спортом.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ

Хиваро — народ праздничный, и вечеринки длятся всю ночь или даже несколько дней. Вечера, проведенные за танцами и распитием пива из маниоки (маниоки) с соседями, являются основным видом развлечения. После нескольких часов, проведенных за выпивкой и разговорами, вечеринка оживляется, когда звучат барабаны. Начинаются танцы и пение, обычно до рассвета. Для дживаро эти вечеринки предоставляют редкую возможность для социального взаимодействия и общения в обществе, где повседневные контакты с другими людьми за пределами семьи ограничены.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ

Хиваро — искусные мастера. Женщины учатся делать глиняную посуду с самого раннего возраста. Искусство ткачества предназначено исключительно для мужчин. Они прядут, ткут и красят вату натуральными красителями, полученными из тропических растений. Изысканные головные уборы и изделия из перьев также пользуются большим спросом благодаря своей художественной красоте. Этим навыкам по-прежнему учат последующие поколения, но растущая доступность западных товаров имеет тенденцию снижать качество традиционных товаров.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Современное общество продолжает бросать вызов традиционной культуре.

ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

Племена дживаро регулярно практикуют полигамию. Однако дживаро ведут между собой постоянную войну, непосредственной причиной которой является полигамия. Большинство жен приобретается убийством врага и конфискацией женщин в качестве военных трофеев. Если жену дживаро уличают в любом нарушении супружеской неверности, она подвергается ужасающему курсу дисциплины, который включает в себя различные методы физических пыток за первое и второе нарушение и смерть за третье нарушение.

Роли мужчин и женщин в обществе Хиваро четко определены и связаны с религиозными убеждениями. Гендерные роли гласят, что мужчины защищают, охотятся, ловят рыбу, вырубают лес и рубят дрова. Женщины дживаро возделывают землю, готовят еду, варят пиво и заботятся о детях и животных. Женщины дживаро также несут ответственность за производство глиняной посуды для хранения еды и напитков. Молодые девушки присматривают за домом и несут ответственность за такие задачи, как подметание полов банановыми листьями.

БИБЛИОГРАФИЯ

Дескола, Филипп. Копья Сумерек: три года среди дживаро . Нью-Йорк: New Press, 1996.

Фурно, Руперт. Первобытные народы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *