как возникла египетская готика • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
История
Как в европейской культуре возник сюжет о проклятии фараонов и злобных мумиях
Автор Анна Айвазян
Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда.
После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона.
Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.1 / 12
Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
2 / 12
Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
3 / 12
Объекты, найденные в гробнице. 1922 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
4 / 12
Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
5 / 12
Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
6 / 12
Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
7 / 12
Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
8 / 12
Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год
© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome9 / 12
Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
10 / 12
Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
11 / 12
Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
12 / 12
Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год© Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»
Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.
Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.
21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:
«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига.
Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».
Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта.
В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии» — оно было публично зачитано на выставке.
Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).
Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год © UCL Institute of ArchaeologyЗа техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.
В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).
Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна © Sir John Soane’s Museum, LondonПо случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.
Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год © Wikimedia CommonsВ Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820–30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.
Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века © Friends of Highgate CemeteryВ появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.
Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведениях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия!».
Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.
Чем активнее европейцы вмешивались в дела Египта, тем чаще в прессе и литературе возникала тема зловещих египетских мумий и вообще древних сил, от которых нет спасения. В 1869 году был торжественно открыт Суэцкий канал, и, пока французы поднимали бокалы за предприятие своего соотечественника Фердинанда де Лессепса, англичане обеспокоенно обсуждали, что канал открывает самую короткую дорогу в Индию, жемчужину британской короны, и в чужих руках грозит безопасности империи. Страхи викторианцев из парламентских дебатов и острых газетных статей перебирались и на страницы готических рассказов. В одном из сочинений 1869 года под названием «Ночь с фараоном» («A Night with King Pharaoh») злые арабские гиды замуровывают группу английских туристов в гробнице. В этот же год популярность набирает рассказ американской писательницы Луизы Мэй Олкотт «Потерянный в пирамиде», также известный как «Проклятие мумии».
Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу», опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.
К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.
Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год © Project GutenbergОдновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898–1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин» Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».
Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.
Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 годИз сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей» древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.
Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд», рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).
Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.
Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год © Wikimedia CommonsИстория, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота», в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249», вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.
Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.
Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.
у нас есть другие материалы о древнем египте
Почему фараонов не называли фараонами?
Откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом
Что пирамиды говорят о смерти и бессмертии
От Древнего Египта до Лувра и торговых центров
Маска чехла мумии
Голосование за экспонаты из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина
Источники
- Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
Stroud, 2011.
- Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
N. Y., 2013.
- Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.
English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.
- Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
L., 2006.
- Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».
L., N. Y., 2007.
- Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
Oxford, 2012.
- Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.
L., 2014.
Теги
Египет
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Этикетка дня
Счетные палочки
Дневник дня
Леонид Пантелеев
Слово дня
Обязательно
АрхивИстория
Был бастардом? Принял яд? Не хотел освобождать крестьян?
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
История фараона Тутанхамона | Chas.News
История Древнего Египта насчитывает 31 династию фараонов, а количества самих фараонов точно никто не знает. Однако самый известный из них сегодня точно Тутанхамон.
Хотя он и не являлся великим завоевателем, реформатором или строителем. Даже похоронили его в одной из самых маленьких гробниц, до тех пор пока 16 февраля 1923 года английский археолог Говард Картер не открыл дверь погребальной камеры и не прославил его на весь мир.
Юный фараон«При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать, что единственным заметным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен», — говорил в 1923 году Говард Картер.
Более поздние исследования показали, что вердикт археолога несколько преувеличен.
Тутанхамон — последний представитель XVIII династии фараонов. Его предки вывели Древний Египет на пик могущества и покорили окружающие государства, а отец отличился радикальной религиозной реформой. Пытаясь ослабить власть жрецов, он запретил почитать старых богов, ввел культ нового главного божества Атона и даже в его честь сменил имя — вместо Из древнеегипетского «Амон довольный»
«>Аменхотепа стал «Полезный для Атона» «>Эхнатоном.Его сын в походы не ходил, а отцовскую реформу, из-за которой было нажито много врагов, отменил. В начале правления он переименовался из «Живое воплощение Атона»
«>Тутанхатона в «Живое воплощение Амона» «>Тутанхамона, восстановил чествование старых богов, вернул привилегии их жрецам и начал восстанавливать закрытые храмы.Больше ничем примечательным за девять лет правления фараон не отличился. Да и возвращение к старым порядкам, скорее всего, было заслугой не Тутанхамона, а его советников. Дело в том, что на престол он сошел еще маленьким парнем — примерно в возрасте 8-10 лет, а к моменту смерти ему исполнилось максимум 19 лет.
На пути к славеПочему же тогда Тутанхамон так известен? Ответить на этот вопрос можно, перефразировав Картера: потому что он был похоронен, а его могилу долго не могли найти. И речь идет не только об археологах.
Сначала фараонов хоронили в пирамидах, затем — в склепах, выдолбленных в скалах Долины царей. И еще в эпоху Древнего Египта эти гробницы стали мишенью мародеров. Их неоднократно грабили, унося все более-менее дорогостоящие вещи.
Когда в XIX веке захоронения начали исследовать археологи, в лучшем случае они находили мумии и предметы быта, которые не составляли для грабителей ценности.
Однако гробница Тутанхамона уцелела. Фараон умер в юном возрасте и, как считает большинство исследователей, неожиданно. Поэтому для него не успели выдолбить персональную гробницу и похоронили в подвале, подготовленном для кого-то из чиновников рангом ниже и соответственно меньшего размера.
Потом о его могиле вообще забыли — у следующих поколений Тутанхамон из-за отсутствия достижений авторитетом не пользовался. Вход в гробницу завалили каменными обломками и застроили домиками рабочих.
В XIX веке Долиной царей заинтересовались археологи и до начала следующего столетия, казалось, раскопали там все, что можно. Однако Говард Картер был убежден, что где-то в песках еще спрятана невредимая гробница Тутанхамона, в историчность которого тогда многие вообще не верили. Заручившись финансовой поддержкой британского лорда Карнарвона, он начал многолетние раскопки.
Правда, за первые 15 лет Картер откопал всего несколько горшков и два домика древних строителей. А дальше, как часто бывает при больших открытиях, произошел счастливый случай.
Мальчик-водонос случайно заметил в песке у развалин древних домиков ступеньки, которые, как оказалось, вели к гробнице. 26 ноября 1922 года Картер и Карнарвон уже стояли перед воротами во внутренние покои склепа с уцелевшей печатью, на которой было имя Тутанхамона.
16 февраля они открыли последнюю комнату гробницы — похоронный покой и увидели огромный каменный саркофаг. В нем вложенными друг в друга лежали несколько гробов и в последнем — из чистого золота — хранилась мумия Тутанхамона.
Никогда ни до, ни после археологам не удавалось сделать подобных открытий. Внутренние покои гробницы, к которым не добрались мародеры, хранили более 5 тыс. артефактов — золотой трон, разобранную колесницу, кучу драгоценностей, оружие, одежду и даже арбузные зерна — все, что, по верованиям древних египтян, могло понадобиться фараону в подземном мире.
СуперзвездаНовость об открытии сразу стала сенсацией и привлекла внимание журналистов со всего мира.
Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение раскопок британской газете The Times, но другие издания тоже не хотели отстать и отправили на место своих корреспондентов.
В результате в Луксоре, ближайшем к Долине царей городе, станцию скорой помощи переформатировали под пресс-центр, а возле двух отелей установили армейские палатки для журналистов, которым не хватило мест в номерах.
Европа и Америка до этого переживали всплеск интереса к древней экзотике, а после открытия гробницы этот интерес превратился в настоящую манию — «тутманию». О фараоне никто почти ничего не знал, но «король Тут», как его называли в прессе, стал настоящей суперзвездой и зажил новой жизнью.
«От имени Тутанхамона нигде не спрятаться. Его выкрикивают на улицах, шепчут в отелях, с ним засыпают и просыпаются. В магазинах продают пепельницы с Тутанхамоном, шляпы с Тутанхамоном и фотографии с Тутанхамоном, а скоро, вероятно, будут продавать и настоящие сокровища Тутанхамона», — писала в 1923 году газета The New York Times.
Постерами с фараоном рекламировали бензин Shell, швейные машинки Singer и сигареты табачной компании W.D. & H.O. Wills. В США хитом стала песня Old King Tut, даже президент Герберт Гувер назвал своего пса Тутанхамоном.
Не обошли эту тему и на киностудиях. Уже в 1923 году вышло сразу два фильма — «О, Мумия» и «Танцовщица Нила». Первый рассказывал о мошеннике, который спрятался в саркофаге Тутанхамона, из-за чего его перепутали с мумией и попытались оживить электрическим током. Второй — о знакомстве фараона со своей женой.
Повлияла тутмания и на мир моды. Популярным стал макияж в древнеегипетском стиле, иероглифами украшали одежду, мебель и постройки, а ювелирный дом Cartier стилизовал свои украшения под найденные в гробнице артефакты.
В 1930-х годах это увлечение пошло на спад, но только чтобы предстать с новой силой через 40 лет. В 1972 году 50 ценнейших находок из гробницы Тутанхамона, в том числе и знаменитую золотую посмертную маску, повезли в мировое турне. Началось оно с Лондона, где выставку открыла королева Елизавета II.
Затем «Сокровища Тутанхамона» отправили в СССР. Сначала в Москву и Ленинград, а с января по март их экспонировали в Киеве в нынешнем Национальном художественном музее. За четыре месяца в столице Украины ее посетило 170 тыс. зрителей.
Дальше наступила очередь США, Канады и Германии. Всего на сокровища пришло посмотреть более 10 миллионов желающих. В последующие десятилетия их еще несколько раз отправляли в подобные турне. Последнее из них прервала пандемия в 2020 году.
Человек-легендаВ то время как археологи исследовали гробницу, журналисты и конспирологи придумывали легенды. Самая известная из них о проклятии фараонов — неизбежная смерть, которая грозит людям, потревожившим древние могилы.
Сам миф о страшных фараонах-мертвецах создали гораздо раньше. Еще в 1827 году британская писательница Джейн Лаудон выпустила трехтомный роман «Мумия! Рассказ о ХХІІ веке». Одним из центральных персонажей книги, написанной в жанре научной фантастики, стал фараон Хеопс, которого оживили с помощью передовых технологий, после чего он попытался захватить Англию. В последующие десятилетия появилось еще несколько произведений с мумиями-убийцами в главных ролях.
Так что, когда археологи впервые открыли неприкосновенную гробницу, публика была готова поверить в жуткую легенду. И уже 5 апреля 1923 года, когда в Каире умер лорд Карнарвон, получила подтверждение страшной теории. Причиной смерти назвали заражение крови, однако искатели сенсаций в один голос говорили о проклятии.
Эту же теорию подтверждали и самозванные эксперты по загробным силам. Одним из них был Артур Конан Дойл. Автор рассказов о Шерлоке Холмсе в конце жизни увлекся спиритуализмом и утверждал, что лорду отомстили злые духи.
В последующие пять лет умерло еще несколько участников археологической экспедиции, еще несколько смертей просто придумали и всем им приписывали действия проклятия. В Англии смерть Карнарвона вызвала панику среди коллекционеров египетских артефактов: их стали массово сдавать в музее.
А в США в 1932 году вышел фильм ужасов «Мумия», который впоследствии пережил несколько ремейков. Его сценарий принадлежит бывшему журналисту Джону Балдерстону, который в свое время писал репортажи с раскопок гробницы Тутанхамона.
Со временем истерия вокруг проклятия пошла на спад, однако среди ценителей мистических теорий типа Бермудского треугольника или пророчеств Нострадамуса продолжает пользоваться популярностью. И это при том, что глава экспедиции Картер прожил после открытия еще 16 лет и скончался в 64-летнем возрасте от рака. Ричард Адамсон, член экспедиции, которой почти семь лет круглосуточно охранял погребальную камеру, вообще умер в 1982 году.
Проклятие фараонов — самая известная легенда, связанная с Тутанхамоном, но не единственная. Не менее интересная касается музыкальных инструментов — двух труб, которые нашли в гробнице. В 1939 году журналист BBC египтолог-любитель Рекс Китинг предложил руководству каирского Египетского музея сыграть на них в прямом эфире. Первая попытка оказалась неудачной. Одна из труб даже треснула.
Однако 16 апреля 1939 года британский трубач Джеймс Тапперн сыграл на обоих инструментах в международном эфире радиостанции. Послушало необычную мелодию 150 млн человек по всему миру. А спустя четыре месяца началась Вторая мировая, так что фанаты мистики назвали трубы предвестниками войны.
В этот раз в защиту легенды встали даже профессиональные археологи. Хала Хассан, хранитель коллекции Тутанхамона в каирском музее, рассказывала местным журналистам, что каждый раз, когда кто-то дует в трубы, начинается война.
По ее словам, в 1967 году в преддверии Семидневной войны и в 2011 году перед началом революции в Египте в них решил подуть работник музея.
А в 1991 году перед войной в Персидском заливе такую опрометчивость допустил студент, который осматривал коллекцию. Так что сейчас в музее внимательно следят, чтобы никто не решил повторить этот эксперимент. Надеемся, что так и будет.
Это вам не ретроградный Меркурий. История предрассудков о солнечных затмениях
Истории о завещаниях ученых, писателей и бизнесменов, которые вдохновляют и удивляют
Вчені «розгорнули» мумію фараона Аменхотепа І у цифровому вигляді. Що вони побачили
Гробницы Древнего Египта
Гробницы Древнего Египта
Древний Египет известен своими величественными и красивыми гробницами. Самые известные находятся внутри пирамид. в Долине царей или гробницах эпохи пирамид (во времена Старое царство, 2650–2150 гг. до н. э. от 3 rd до 6 th Династия). В то время как эти тщательно продуманные гробницы были довольно богато украшены, тела людей из низших каст встречались с более скромными заканчивается.
Построенные гробницы можно классифицировать по статусу один имел при жизни. Самые бедные люди хоронили в неглубоких могилах, вырытых из песка с соломенной наружной покрытие. Эти могилы были обычным явлением в додинастия. Многие из этих тел были завернутый в белье и найденный в позе эмбриона. Рядом с телом должен был быть какой-то инвентарь, но то, что осталось, было горшок или два, немного мяса или, может быть, ожерелье из раковин. [9] Иногда более бедные люди помещали усопших поближе к могилам богатых, чтобы их родственники могли разделить в обильном инвентаре, оставленном для высших классов. [9]
Накада II захоронение около 6000 лет додинастия [30 ]
Гробницы Нижнего Египта и Верхнего Египта В Египте было два разных стиля строительства.
Гробницы Нижнего Египта располагались в нижнем течении вади (пересохшее русло), который представлял нижний конец реки Нил. [17] Эти гробницы были облицованы сырцовыми кирпичами, окружали деревянно-тростниковую гробницу. Дерево и тростник также будут окрашены. Затем могилу окружал невысокий тростниковый забор. В гробнице иногда было трое пять мумий, так что было выдвинуто предположение это были члены семьи, которые были похоронены вместе. В случае с королевскими семьями эти другие члены, возможно, были из королевского двора. [17]
Верхний Египет в стиле гробницы были расположены в верхнем конце вади. Это были гробницы, вырубленные в недрах коренная порода. Пример, найденный в Некрополь представлял собой раскопанную гробницу с длинной узкой траншеей с Г-образное отверстие, прорезанное в середине пола. Не было ни одного связанная с ним надстройка. Вокруг этой каменной гробницы находились захоронения животных, в том числе гиппопотамов. слоны, крокодилы, бабуины, крупный рогатый скот, козы, овцы и собаки. Некоторые животные были мумифицированы. вероятно, имело гражданско-обрядовое значение. [17] Каменные гробницы, даже если они не были тщательно продуманы и не украшены, что свидетельствует о статусе более высокого класса в египетском обществе.
По описанию каменные гробницы аналогичны Мастаба , прямоугольные, с плоской вершиной каменные сооружения, закрывавшие глубокие шахты, ведущие к захоронению владелец могилы. [9] Дворяне и придворные были найдены похороненными в Мастабасе на царских кладбищах. [9] Некоторые из этих гробниц были более обширными в том смысле, что их могилы также иметь дополнительные шахты или туннели, которые вели бы в другие камеры для семьи члены или ценности,. [9] Много из этих гробниц было бы сердабов , а небольшая камера, в которой должна была разместиться статуя, напоминающая умершего. Там также будут статуи умерших в разном возрасте его жизни, и могли быть даже статуи умершие родственники или рабы в этой камере. [9] Этот дизайн также был реализован в пирамиды с королевской властью.
Деталь гробница Бабаефа мастаба в Гизе 02
Королевский двор или дворянство были похоронены на королевских кладбищах, но вне царских кладбищ Гизы, Саккары, и оскорбления некоторые представители знати предпочли быть похороненными в каменных гробницах, вырубленных в скалы, обращенные к Нилу. [9] Там были большие комнаты, которые, вероятно, были гробницами. часовни. Они были вырезаны так практикующие ритуалы или, возможно, члены семьи могли бы посетить, чтобы помолиться или уйти предложения. Стены часовни будут быть покрыты рельефами, картинами или иероглифами, изображающими повседневную жизнь знати, и показать плодородные поля, которые будут выращивать их пищу для всю вечность. [9] Гробы также имел бы подобный текст или иероглифы, вырезанные на поверхности. Обычно это были заклинания из Книги Мертвых , которые предназначались для защищать и направлять умершего в его путешествии в загробную жизнь. [32 ] Во времена Шестой династии некоторые дворяне предпочли быть похороненными рядом с родными городами, а не на царских кладбищах. Считается, что это произошло потому, что в это время произошел упадок власти и престижа королей. [9,17]
Гиза, археологи доктор Захи Хавасс, доктор Марк Ленер и верховный египтянин Совет по древностям [17] обнаружил два невероятных кладбища где были мумии и гробницы строителей великих пирамид. На нижнем кладбище более шестисот гробницы, которые, как полагают, принадлежат каторжникам пирамид. Их гробницы были построены из сырцового кирпича и камня. щебень и, казалось, был для менее важных рабочих. На мумиях в этих гробницах были признаки каторжных работ, которые были дегенеративным артритом в нижних отделах позвоночника и в коленях. Однако мужчины, похоже, живут в среднем на пять лет дольше, чем женщины, умирая примерно в тридцать пять. [9]
Верхний кладбище имело сорок три могилы, в которых покоились более важные и высокооплачиваемые ремесленники и надсмотрщики. [9] Эти гробницы напоминали мастабы, каменные, с плоской вершиной, с прямоугольная скамья похожа на конструкцию, но в меньшем масштабе. Были даже маленькие или мини-пирамиды, которые выглядели как ульи, которые были построены из остатков более крупного пирамиды. [9] Доктор Хавасс найден могила Инти-шеду , искусный плотник пирамид, и он на самом деле имел качественные статуи самого себя, сделанные для его загробной жизни в его могила. Эти статуи должны были представлять его ка . Эти искусные мастера занимали ценное место в общества, о чем свидетельствуют гробницы, мумии и артефакты, найденные в этом кладбище. В принципе, король Египту принадлежала вся земля и труд всех рабочих, поэтому гробница всегда была называется подарком от короля. Прекрасная могила и его содержание могло быть вознаграждением, данным королем за хорошо выполненную работу, или признать примерное поведение. [9]
Четыре статуи мастера Инти-шеду.
Найден в Гизе, конец Четвертого квартала. Династия (ок. 2465 г. до н. э.)
Окрашенный известняк, Египетский музей, Каир. [31]
9 0005 9000 5
Первая царская пирамида была построена для фараона Зосера в 2680 г. до н.э. в Саккаре. [17] Эта пирамида была шестиступенчатой, предшественницей плоской пирамиды. пирамиды в Гизе. Пирамиды в Гизе были построены во времена Древнего Царства, которые размещались гробницы царя, членов его семьи и рабов. Основные постройки в Гизе Пирамида Хуфу, самая большая, Пирамида Хефрена (вторая по величине), Пирамида Менкаура, его преемники, и три меньшие пирамиды Королев. Сотни вырубленных в скалах гробниц по бокам эти главные пирамиды, в основном, состояли из придворных. Пирамида Хуфу имеет ряд внутренних проходы и камеры, а пирамида Хефреса почти такая же большая, как Хуфу, но внутренняя структура намного проще, с единственной гробницей в основании структуры. [17] Пирамида Мендавра намного меньше, чем Хуфу и Хефрена, и ее строительство знаменует собой конец эпохи массивного строительства пирамид. [17]
900 02
Схематическое изображение последовательных этапов строительства пирамиды пирамиды Джосера. [33]
Обратите внимание на подземную камеру гробницы. Структура (а) была вершиной мастабы, а камера прямо под центром имела бы был усыпальницей фараонов. дополнительные камеры, скорее всего, предназначались для размещения ценных предметов или для использования в ритуалы погребения фараона в его загробной жизни. Эта пирамида была спроектирована Имохтепом. прошел ряд этапов строительства до завершения. [34]
90 005
Пирамида Хуфу была сложнее из-за серии из проходы, ведущие в несколько комнат. Это было принято располагать камеру царей прямо в центре и ниже уровень земли пирамиды. Это было случай с пирамидой Хуфу, но вход был установлен на высоте 17 м (55 футов) над уровнем земли и предназначался для использования только один раз для захоронение. (использовались специальные леса) а затем разобрали после того, как Хуфу поместили в его могилу.) Затем главный вход разветвлялся в Нисходящий проход, который затем спускался ниже уровня земли в скалы, пока не достигла Подземной камеры. Нисходящий проход имел длину около 18 м (60 м) от главного входа, и этот проход затем разветвлялся на Восходящий Проход, который был обнаружен с тремя большими гранитными блоками, закрывающими проход. проход. Восходящий проход также ведет в камеру царицы, но на самом деле это была не камера царицы после расследование. Считалось, что это зал, в котором находилась статуя Хуфу, чтобы его ка воссоединились после смерть. Камера Королевы также пересекается с концом Большой галереи, еще одним проходом длиной 47 м. и высотой 8,5 м. Считается, что это проход содержал некоторые из больших блоков, которые использовались, чтобы заблокировать проходы после похорон фараона. Есть еще один туннель, который идет вниз через ядро пирамиды и коренную породу, которая заканчивается там, где Нисходящий Проход и Подземная Комната встречаются, что, как считалось, обеспечивает воздух для строители пирамиды. [35] Наконец, в верхнем конце Большого Галерея, коридор другого уровня ведет на юг в Зал Царей, простой, прямоугольное помещение, полностью облицованное красным гранитом. Все, что осталось в комнате сейчас, это гранит саркофаг, в котором был похоронен царь Хуфу, у западной стены. [34] Есть отверстия в шахты, идущие от камеры Короля и Королевы до снаружи пирамиды, которые были заблокированы, что также могло быть воздухом переходы. Даже с этими сдерживающими факторами грабителям все же удалось проникнуть внутрь и украсть все ценные вещи.
Великие пирамиды Гизы [35]
Внутренний схема пирамиды Хуфу [39]
9 0411
9041 4
9 0004
9041 1
9 0004
Вернуться на главную
Погребение Иисуса, египетские пирамиды и Тадж-Махал
Гробница — это дом, камера или склеп для умерших. Первоначальная цель гробницы заключалась в том, чтобы защитить мертвых и предоставить умершему жилище, оборудованное всем необходимым для загробной жизни. Гробницы, вероятно, возникли в результате доисторической практики захоронения умерших в их собственных домах. В конце концов гробницы были заменены могилами и погребальными урнами, а практика строительства гробниц вымерла в эпоху Возрождения. Некоторые из самых известных гробниц в мире включают пирамиды Египта, Тадж-Махал, Тринадцать гробниц династии Мин, Храм Гроба Господня и Мечеть Пророка в Медине.
История гробниц
Самые ранние гробницы на самом деле были домами. Во многих доисторических культурах люди хоронили своих умерших в собственных домах со своими повседневными вещами, чтобы обеспечить умерших жилищем и предметами первой необходимости в загробной жизни. Позже люди стали хоронить своих умерших вне дома, но построенные ими гробницы по-прежнему напоминали дома. В каменном веке гробницы обычно имели форму домов с двумя большими вертикальными камнями и еще одной каменной плитой, лежащей горизонтально поперек них в качестве «крыши». Они тоже были наполнены инструментами, едой и личными вещами, необходимыми для следующей жизни. В Древней Греции и Риме гробницы по-прежнему обставлялись повседневными предметами, но их назначение не ограничивалось предоставлением убежища и личных вещей для умерших, а представляло собой впечатляющий визуальный памятник живым. Древний Египет мог похвастаться самой замечательной из этих мемориальных гробниц: Великими пирамидами. Гробницы продолжали строить на протяжении всего средневековья вплоть до 16 века, когда сами церкви часто служили гробницами. К эпохе Возрождения практика строительства гробниц на Западе в основном исчезла и была заменена практикой строительства памятников или мемориалов, часто вместе с погребальными урнами.
Знаете ли вы? Греческий историк Геродот утверждал, что для строительства Великой египетской пирамиды потребовалось 100 000 человек, но современные археологи сократили это число до 20 000 человек. Примечательно, что это примерно столько же людей, сколько потребовалось, чтобы построить гораздо менее огромный, но все же великолепный Тадж-Махал.
Египетские пирамиды
Монументальные пирамиды Древнего Египта, пожалуй, самые известные гробницы в мире. Происхождение пирамид было mastabas , по-арабски «скамейки», которые представляли собой прямоугольные конструкции из глины или кирпича, построенные над могилами во времена Первой династии Древнего Египта (ок. 2925–ок. 2775 до н. э.). Ступенчатая пирамида Джосера, пирамида, построенная этим фараоном во времена Третьей династии (ок. 2650–2575 гг. до н. э.), была первой мастабой, сделанной из камня и принявшей характерную форму пирамиды.
Наиболее известными из египетских пирамид являются три массивные гробницы Четвертой династии (ок. 2575–2465 гг. до н. э.). В этих монументальных пирамидах, построенных для фараонов Хуфу, Хефрена и Менкаура, находились королевские мумии и их мирские ценности, которые, как считалось, защищали и использовали короли в своей загробной жизни. Великая пирамида Гизы, построенная для Хуфу, является самой большой, достигающей высоты около 480 футов, и является последним из семи чудес света. Подсчитано, что на строительство Великой пирамиды ушло около 20 000 рабочих в течение примерно 20 лет. Погребальные камеры короля и королевы расположены глубоко внутри массивной пирамиды. Также частью комплекса Гизы являются два заупокойных храма в честь Хуфу. Хотя три пирамиды были разграблены на протяжении веков, обширные иероглифы и некоторые уцелевшие артефакты, такие как украшения и мебель, обнаруженные в комплексе пирамид Гизы, помогли археологам узнать о захоронениях и религиозных обычаях древних египтян, а также об их повседневной жизни. .
Храм Гроба Господня
В случае Храма Гроба Господня, расположенного в Старом городе Иерусалима, который считается местом захоронения Иисуса Христа, церковь была построена на ранее существовавшем могила. «Гробница» — тип погребальной камеры, высеченной в склоне холма. Церковь также считается местом, где был распят Иисус и где христиане верят, что он воскрес из мертвых.
После прихода к власти в 306 году Константина, первого христианского императора Рима, он приказал снести языческий храм, построенный на могиле Иисуса. Инженеры Константина раскопали гробницу Иисуса, вырубленную в скале, и заключили ее в edicule , или «домик», а затем вокруг гробницы построили храм Гроба Господня. Церковь была освящена в 336 году. За прошедшие годы церковь несколько раз повреждалась и перестраивалась. Персы сожгли его в 614 году, а затем он был восстановлен императором Ираклием в 630 году. Египтяне разрушили его примерно в 1009 году, и он снова был восстановлен. Сегодня из-за последовательных реставраций и влияния различных христианских общин архитектура Гроба Господня представляет собой смесь эстетических стилей. Согласно соглашению, заключенному в 1852 году турками-османами, которые правили Иерусалимом в то время, шесть различных христианских общин контролируют церковь, каждая со своими собственными часовнями на территории. Эта традиция продолжается и сегодня. Три основные христианские общины: греческая православная, римско-католическая и армянская православная.
Мечеть Пророка в Медине
Практика размещения гробниц святых личностей в местах отправления культа была не только христианской традицией. Расположенная в Медине, Саудовская Аравия, мечеть Пророка ( Масджид ан-Наби на арабском языке) содержит могилу исламского пророка Мухаммеда и считается вторым самым священным местом в исламе (первое — мечеть в Мекке, в которой находится Кааба, направление, в котором молятся мусульмане всего мира). Сам Мухаммед построил оригинальную мечеть на участке, который он расположил рядом со своим домом. Он соорудил там кафедру, с которой возглавил верующих в молитве. Когда Мухаммед умер в 632 году, его похоронили в могиле на этом месте. Примерно в 706 году халиф аль-Валид разрушил первоначальную структуру и построил более крупную и богато украшенную мечеть на месте, окружающем могилу Мухаммеда. Последующие правители расширили и отремонтировали мечеть, а османский султан Махмуд II построил купол над могилой пророка в 1818 году и покрасил его в зеленый цвет, который стал символом ислама.
Тринадцать гробниц династии Мин
Примерно в то же время, когда практика строительства гробниц в Европе в основном угасала, в Китае во времена династии Мин строилась серия изящных гробниц. В начале правления династии Мин (1368–1644) столицей был Нанкин, но второй император перенес столицу в Пекин и выбрал место в 30 милях к северу от города для постройки собственной гробницы. В этой долине были похоронены 13 из 17 императоров династии Мин, а также их императрицы и вторые жены. Тринадцать гробниц ( Shih-san Ling на китайском языке) строились в течение более чем 200 лет, с 1409 по 1644 год. На возведение одной только первой гробницы ушло 18 лет.
Тринадцать гробниц расположены в большом комплексе, входом в который является длинная тропа, шен дао (духовный путь), вдоль которой стоят огромные статуи охранников и животных, реальных и мифологических. Гробница Дин Лин является самой известной из гробниц и наиболее тщательно раскопана. В нем есть три подземные камеры, включая погребальную камеру, и здесь были обнаружены тысячи артефактов, таких как шелка, драгоценности и утварь.
Династия Мин широко известна как одна из самых важных эпох в истории Китая, время великого процветания и прогресса в правительстве. Императоры династии Мин создали впечатляющую административную систему и армию и руководили крупными архитектурными проектами, в том числе строительством Запретного города, грандиозного дворца династии Мин в центре Пекина. Как памятник достижениям императоров династии Мин, Тринадцать гробниц сегодня продолжают привлекать множество туристов, которые приезжают, чтобы войти в гробницы и посмотреть свои артефакты в соседнем музее, построенном в архитектурном стиле династии Мин.
Тадж-Махал
Самое известное сооружение в Индии также является гробницей. Тадж-Махал был построен в 1638 году в стиле Великих Моголов, слиянии персидских и индийских архитектурных форм. Расположенный в северном индийском городе Агра, бывшем тогда столицей Империи Великих Моголов, комплекс Тадж-Махал состоит из мавзолея, главных ворот, сада, мечети и здания, отражающего мечеть. Известный своими исламскими куполами и минаретами, своей симметрией и изысканными декоративными деталями, полностью мраморный мавзолей и изысканные сады славятся как своим элегантным дизайном, так и историей любви, стоящей за ними.