Катер помор: Аккаунт Webasyst заблокирован :(

Содержание

Завершенные проекты — Онежский судостроительно-судоремонтный завод

Азимутальный буксир «ПОМОР» проекта ASD3413 ICE ARC5

РАБОЧИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «Виктор Воротыло» ПРОЕКТА ST23WIM-Н

РАБОЧИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «Анатолий климов» ПРОЕКТА ST23WIM-Н

Грунтоотвозная самоходная шаланда «Морская» проекта  НВ600 с объемом трюма 600 м

3

Обстановочное судно «Ладожский» ПРОЕКТА 3265

Дноуглубительное судно с объемом трюма 2000 м

проекта TSHD2000

 

Наплавной мост

ГРУНТООТВОЗНАЯ ШАЛАНДА «Рабочая» ПРОЕКТА HB900

Двухвинтовая грунтоотвозная шаланда «Рабочая», с грузовым трюмом в средней части корпуса. Проект HB900.

 

  ГРУНТООТВОЗНАЯ ШАЛАНДА «Сильная» ПРОЕКТА HB600

Двухвинтовая грунтоотвозная шаланда «Сильная», с грузовым трюмом в средней части корпуса. Проект HB600.Винторулевые колонки размещены снаружи корпуса и имеют возможность регулировать заглубление винта и подъем винтов из воды для обслуживания и ремонта на плаву без доковая судна.

 

Грунтоотвозная шаланда «Трудовая» проекта HB600

Двухвинтовая грунтоотвозная шаланда «Трудовая», с грузовым трюмом в средней части корпуса. Проект HB600.Винторулевые колонки размещены снаружи корпуса и имеют возможность регулировать заглубление винта и подъем винтов из воды для обслуживания и ремонта на плаву без доковая судна.

.

ЛОЦМЕЙСТЕРСКИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «Фортуна»

Лоцмейстерский катер «Фортуна» проекта 02780М передан заказчику ФГУП «Росморпорт». Судно предназначено для обслуживания средств навигационного оборудования (СНО), обеспечивающих безопасность мореплавания в акваториях морских портов страны.

РАБОЧИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «капитан черемных» ПРОЕКТА ST23WIM

РАБОЧИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «евгений васильев» ПРОЕКТА ST23WIM

РАБОЧИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «Боспор» ПРОЕКТА ST23WIM

РАБОЧИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «сполохи» ПРОЕКТА ST23WIM

РАБОЧИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «АДИС» ПРОЕКТА ST23WIM

Рабочий катер с ледовым усилением «БАта» проекта ST23WIM

ЛОЦМЕЙСТЕРСКИЙ КАТЕР С ЛЕДОВЫМ УСИЛЕНИЕМ «Юрий Романченко»

Лоцмейстерский катер «Юрий Романченко» проекта 02780М передан заказчику ФГУП «Росморпорт». Судно предназначено для обслуживания средств навигационного оборудования (СНО), обеспечивающих безопасность мореплавания в акваториях морских портов страны.

 

Лоцмейстерский катер с ледовым усилением «Крутояр»

Лоцмейстерский катер «Крутояр» проекта 02780М передан заказчику ФГУП «Росморпорт». Судно предназначено для обслуживания средств навигационного оборудования (СНО), обеспечивающих безопасность мореплавания в акваториях морских портов страны.

неСамоходный фрезерный земснаряд «Петр Саблин» проект csd650

 

сухогрузное судно «река-море» плавания, Проект 005RSD03

Тип судна — судно с двумя полноповоротными винто-рулевыми колонками фирмы «Roolls-Royce» типа AQUAMASTER US 155 FP  с винтами фиксированного шага в насадках, с 3-мя грузовыми трюмами, двойными бортами и двойным дном, с расположением машинного отделения и жилой надстройки в кормовой оконечности.

Назначение — смешанная (река-море) и морская (в соответствии с районом плавания) перевозка генеральных, навалочных, зерновых, лесных и крупногабаритных грузов, контейнеров международного стандарта, угля и опасных грузов классов 1, 2, 3,4, 5, 6. 1,8,9.

 

Сухогрузное судно неограниченного района плавания, Проект DCV33

Тип судна — судно с винтом регулируемого шага и подвесным балансированным рулём, с 1-м грузовым трюмом, двойными бортами и двойным дном, с расположением машинного отделения и жилой надстройки в кормовой оконечности.

Назначение — морская перевозка генеральных и навалочных грузов, включая контейнеры международного образца, металл, зерно, лес, уголь, крупно-габаритные и тяжеловесные грузы, опасные грузы классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1,8,9 и Приложения B Кодекса ВС.

«Крутояр»

Земснаряд «Петр Саблин»

Земснаряд «Петр Саблин»

Земснаряд «Петр Саблин»

Лоцмейстерский катер с ледовым усилением «Юрий Романченко»

«Фортуна»

Грунтоотвозная шаланда «Трудовая»

грунтоотвозная шаланда «Сильная».jpg

Грунтоотвозная шаланда «Сильная».JPG

Рабочая.jpg

Юрий Маслюков (Проект TSHD2000)

Ладожский (Проект 3265)

Шаланда «Морская»

Рабочий катер «Анатолий Климов» (Проект ST23WIM-H)

Рабочий катер «Виктор Воротыло» (Проект ST23WIM-H)

Наплавной мост (Проект 3263)

Азимутальный буксир Помор

Как петрозаводский коч «Помор» открыл «русскую Америку»: часть третья

Общество 1261

Поделиться

30 лет назад экспедиция из Карелии на поморском коче добралась до американских берегов, но никак не могла на них высадиться: в ненастный день судно оказалось в северо-западной части большого залива Нортон, а к утру окончательно потеряли свои координаты…

Корреспондент «МК в Карелии» Александр Трубин вместе с путешественником Юрием Наумовым перелистывают страницы бортового журнала.

Читайте по теме: «Как петрозаводский коч «Помор» открыл «русскую Америку»: часть вторая»

— А как же знаменитая американская береговая охрана — вас не искали?

— С 8 октября ветер и течение мотали нас вдоль побережья Аляски. Связи не было, наша малохольная радиостанция не дотягивалась до спасательных служб США. Мы пытались как-то определиться по очертаниям берегов, проблескам маяка. Если была возможность, становились на якорь, а затем вновь шли вдоль побережья.

Ночью 11 октября штормовали у мыса Румянцева. Утром пошли на «пряжинке» за водой, но на катере к борту подошли два любопытных эскимоса — Эрик и Эн. Они по нашей просьбе привезли бидон с водой. Благодарности не было предела! С аборигенами на берег отправили толмача Андрея — для связи с официальными властями.

Через пару часов он сообщил по радио, что человек, который мог бы нас отбуксировать в гавань, отказался: слишком большое волнение, а у него трое детей. А ветер на месте нашей якорной стоянки тем временем усиливался…

Из судового журнала:

«Гребнем волны с носа через фальшборт в лодку на палубе налило воды — все вышли на ее откачку, уборку дров в поварню. Якоря держат хорошо. К утру усиление ветра до 20м/сек, якоря по 50кг не держат, пришлось бросить становой — 75-килограмовый. Стоим вроде надежно, когда рассветёт – проверим.

Коч поставило лагом к волне (то есть бортом — самое худшее положение для судна — авт.), совсем недалеко видны буруны отмели. Волна через борт начала захлестывать палубу, прорываясь в трюм. Пошел мокрый снег, и вроде бы светает, но видимости нет. Выход единственный: идти к берегу под одним парусом — фоком. Ситуация критическая, и в 16.20. подали сигналы бедствия: звуковую и две красные ракеты и начали подготовку к возможной эвакуации людей на берег, если подойдут катера».

— И помощь подошла?

— Нет, хотя мы видели лодку, которая не смогла выйти к нам из полосы прибрежных бурунов. К счастью, к вечеру стих ветер, мы смогли поднять грот, отойти от опасного берега и снова встать на якорь.

А утром 13 октября на бреющем, пролетел «Геркулес» – большой самолёт с горящим на брюхе прожектором.

Он сделал над нами круг, помахал нам крыльями, кинул две дымовые шашки – определил силу и направление ветра на следующий заход — сбросил желтый бочонок. Спустили лодку и выловили его. В нем рация — связь установлена! С самолета запросили: терпим ли мы бедствие, и какие наши планы? Ответили: не бедствуем…

— Чтобы сработало международное морское правило: «Нет спасения — нет вознаграждения»?

— Тут, как мне кажется, не было коммерческого интереса в спасательной операции, хотя, согласно морскому кодексу, за спасение судна нужно платить. Вообще-то американцы потратились: самолет прилетел к нам аж за 2000 верст. Мы поблагодарили летчиков и сообщили, что хотели бы зайти на зимовку в закрытой лагуне Хуппер-Бей.

С нами тут же связался толмач Андрей: «Мужики, белые американцы не советуют идти туда, особенно зимовать. Некоторые несознательные эскимосы там имеют привычку крепко выпивать и по пятницам пострелять из ружей, особенно по белым. Идите в селение Скаммон-Бей, там «сухой закон», аборигены — люди верующие, волнуются за вас, и Совет старейшин уже принял решение о предоставлении зимовки в деревне — порядок гарантируют».

Из судового журнала:

«Встаем на якорь при входе в Скаммон-Бей. Нам сообщают, что при таком волнении нет желающих провести нас из открытого моря через бар — естественную отмель в устье реки.

14 октября. По радиосвязи Андрей сообщил, что только один капитан, Феликс, сможет выйти на лодке, чтобы показать курс на пролив и буксировать нас, или принять людей — видать, надеется получить обещанный штоф «Петровской» петрозаводского разлива в качестве приза за помощь судну».

Едва ветер стал стихать, поставили парус и, благополучно миновав отмели бара, отдали якорь в лагуне Скаммон-Бей на глубине всего два метра. В 12.45. подошел катер Феликса, сразу за ним — еще две лодки. Эскимосы поднялись на борт, мы в ответ подняли из трюма «Петровскую». Затем подняли якорь и пошли в Скаммон-Бей в сопровождении Феликса, правда, раз шесть-семь чиркали по мели. А при подходе к поселку Иван и Станислав достали из трюма колокола…

В Скаммон-Бей встречало все население поселка

Так — в праздничный день Покрова Пресвятой Богородицы — коч встал на якорь на рейде одного из селений Русской Америки. На берегу — множество взрослых и куча детей, которые гроздьями повисли на нас. Мы благодарим американцев, а Андрей переводит слова их пастора Мориса, державшего в руках Библию: «Бога благодарите!». А потом нас отправили в школу. Не учиться, а помыться в душе после такого долгого перехода – мы же спали в тёплой одежде, не раздеваясь. И после — по коробочке с соком каждому. Как это было прекрасно!

На Аляске над дельтой Юкона по поморской традиции поставили обетный крест в память русских первопроходцев

— Какой ты увидел «русскую Аляску» образца 1991 года?

— Праздничной. На небе — звёзды, на школе и домах — разноцветные фонарики, на улице бегают люб опытные дети. После штормовых якорных стоянок фантастичная обстановка обжитого — прямо Рождественская Аляска. Как нам рассказали, эскимосские поселки на побережье Аляски дотируются государством и бизнесом. Некоторые деревни фактически живут на обеспечении нефтяных компаний — это форма компенсации коренному населению за использование их земли и природных ресурсов.

Большая честь — сфотографироваться с «Мисс Аляска»

Последняя запись судового журнала:

«15 октября. На коче — порядок…»

О том, как «Помор» перезимовал на Аляске, как он дошел до Форта Росс — «Русского форта» и что наши путешественники узнали о его основателях, мы еще расскажем.

Подписаться

Авторы:

Карелия США

  • 13 мар

    Доктор рассказала, как справиться с весенним нервным истощением

  • 3 мар

    Стройным шагом: как влезть в весенний тренч

  • 3 мар

    К весне готов: как безболезненно встретить новый сезон

Что еще почитать

  • Олонецкие гуси грозят стать героями онлайн-трансляций

    Фото 847

    Антон Соловьев

    Карелия
  • В скачке коммунальных платежей в Карелии виновата зима

    Фото Видео 683

    Максим Берштейн

    Карелия
  • Медведев призвал американцев вступить в бой и вернуть себе страну

    17488

    Евгений Акопян

  • ВС РФ с помощью беспилотника поймали украинского наводчика

    38514

    Евгений Акопян

  • США возобновили экстрадицию россиян в РФ

    16624

    Ольга Расулова

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • На подлете к Крыму в воду упал американский дрон стоимостью 30 млн $

    33292

    Крым

    crimea. mk.ru фото: crimea.mk.ru

  • Квартиру Зеленского в Крыму пообещали передать малообеспеченным

    11688

    Крым

    crimea.mk.ru фото: МК в Крыму

  • Ярославцы отреагировали на предложение сократить летние каникулы

    Фото 7504

    Ярославль
  • Пензенские мужчины обеспокоены: на работу приносят повестки из военкоматов

    6844

    Пенза
  • В Ярославле урезали зарплаты медикам

    Фото 5786

    Ярославль
  • В самом большом в ЯНАО спорткомплексе монтируют отечественную систему охлаждения ледовой арены.

    Фото

    Фото 4618

    Ямал

    Федор Горин

В регионах:Ещё материалы

Лодка древних поморов найдена на краю земли. Почему это так важно для истории — Общество и культура

МОСКВА, 27 июл. /ТАСС/. Специалисты национального парка «Русская Арктика» нашли на Оранских островах судно, имеющее выдающееся значение для исторической науки. Небольшой архипелаг у мыса Желания – труднодоступное место, куда корабли заходят редко, а нередко погодные условия не позволяют судам даже подойти к берегу. Несколько лет специалисты не могли перевезти найденную лодку на большую землю, но в 2022 году им посчастливилось достичь цели. Корреспондент ТАСС присоединился к экспедиции Арктического плавучего университета в Баренцево море и стал свидетелем этого процесса.

Трехчасовая «операция»

Старинная поморская лодка, обшитая еловыми ветками, найдена на востоке острова Большой Оранский (самая северная часть архипелага Новая Земля). На НИС «Профессор Молчанов» он был доставлен в Архангельск, откуда, весьма вероятно, сотни лет назад попал на остров.

Расстояние между мысом Желания и Оранскими островами составляет около 12 морских миль (около 22 километров). «Профессор Молчанов» вышел из северной части Новой Земли поздно вечером 4 июля. Густой туман накрыл мыс Желания, и никто не мог быть уверен, что удастся сойти на берег на Оранских островах. После полуночи туман отступил. В составе группы, выходящей на берег, были только специалисты национального парка «Русская Арктика» и участник экспедиции Никита Юшин, который в свой день рождения вызвался помочь с эвакуацией артефакта.

«Сделали силовой каркас, вставили в него киль и два самых больших бортовых фрагмента», — выглядит измученным, но невероятно счастливым начальник управления историко-культурного наследия нацпарка Евгений Ермолов. «Он очень хрупкий, весь обветренный. Мы должны были поднимать его осторожно, чтобы не сломать. Там мы несли его на руках, а потом, чтобы поднять на борт, пришлось использовать подъемный кран».

Евгений Ермолов

© Ирина Скалина/ТАСС

Руководитель Арктического плавучего университета Александр Сабуров сравнил ночную высадку на берег с операцией. Специалистам удалось все сделать в течение трех часов. Они описали и сфотографировали место, где находился объект, и все фрагменты. Затем они собрали их, убедившись, что они не пропускают ни одной детали. Они нашли около 70 фрагментов. Примечательно, что многие из них находятся в очень хорошем состоянии.

«Самый большой из них — целый киль, что очень ценно», — не может скрыть волнения Евгений Ермолов. «Таким образом, по этим фрагментам мы можем реконструировать лодку, карбас (небольшое парусно-гребное рыболовно-транспортное судно), типичные для того времени, а также технологию строительства, так как по линиям топора, по тому, как они пробурены здесь, мы можем понять процесс».

Остров моржей

В 2016 году ученые достигли Оранских островов на НИС «Академик Трёшников». Целью было изучение моржей — острова — лежбище великанов. Тогда исследователи установили камеры на лежбище.

Ермолов был представителем национального парка в этой экспедиции. Его задачей было следить за тем, чтобы белые медведи не угрожали ученым. В то время медведей на острове не было. Евгений рассказал нам, как сделал все снимки, которые хотел, и пошел обратно. На пути с каменного плато к песчаному берегу он увидел деревянные доски, лежащие в виде эллипса, и длинное бревно в центре.

Шансы найти остатки деревянной лодки на севере Новой Земли, как я видел, довольно высоки. Практически в любой бухте есть обломки бортов, килей и весел, которые волны выносят на берег. Впрочем, не надо быть специалистом, чтобы увидеть, что эти детали от судов постройки ХХ века: гвозди и другие элементы конструкции указывают если не на наше время, то на недавнюю древность. С открытием Ермолова дело обстояло иначе.

Оранские острова

© Ирина Скалина/ТАСС

«Я увидел, что лодка необычная, и начал исследования. Что я мог заметить с самого начала — она ​​крепилась не заклепками. Она была сшита стежками (мягкими корнями деревьев). или прутики, скрученные веревкой), по каждому краю досок были ясно видны швы. Я был вне себя от счастья, как сумасшедший, — засмеялся Ермолов. «Тогда мы приземлились на небольшой вертолет Камов Ка-32. Спросили у пилотов, разрешают ли нам что-нибудь брать на борт, разрешили только что-то мелкое. Взяли фрагменты борта, шпангоуты и тяги».

Эти артефакты были привезены в Архангельск, законсервированы и отреставрированы. Специалисты приступили к исследованиям. Важнее всего было понять, как поведет себя древесина, привезенная из Арктики в город, пусть даже довольно холодный.

Специалисты национального парка поняли, что объект очень ценный и, скорее всего, относится ко времени открытия поморами высокоширотной Арктики. План состоял в том, чтобы переправить лодку на материк. Однако острова, казалось, не желали отпускать лодку: то ли туман был слишком густ, то ли неимоверный шторм, который швырял судно, как спичку, то ли волны, когда высадка невозможна.

«Кроме того, COVID-19, который испортил наши планы на 2020 год», — добавил Ермолов.

Иногда удавалось проверить, как себя чувствуют останки. Ясно, что ветры сдували песок, предохранивший объект от деградации. Кроме того, менялся ландшафт. В 2021 году ученые увидели, что лодка находилась не в грунте, а на поверхности, что было очень плохо.

«Самая большая угроза артефакту — солнце и ветер. Солнце разрушает волокна целлюлозы, и они теряют прочность. Ветер действует как пескоструй. Эта механическая обработка деталей делает их тоньше.»

Лес то подсыхал, то намок от дождей, то промерзал. Лодку нужно немедленно эвакуировать, иначе она превратится в щепки.

Вместо воспоминаний и хроник

Мы в каюте на борту «Профессора Молчанова». Все фрагменты только что подняты на четвертую палубу. Они пронумерованы и зафиксированы. Судно трясется. Евгений Ермолов говорит, что лодка ценна не только тем, что это самая северная находка в России и вообще в российской Арктике, и тем, что ничего подобного ранее никто не находил.

«По сути, это эталон, свидетельствующий о том, что русские, жители Российского государства, поморы открывали Арктику и смогли зайти так далеко на север», — сказал эксперт. «Это чертовски сложно, смотрите, на борту современного судна мы плывем и плывем на север Новой Земли, а до некоторых мест до сих пор добраться не можем. Это открытие уровня Государственного Исторического музея или Эрмитажа».

Фрагменты лодки

© Ирина Скалина/ТАСС

Таким образом, объект научно доказывает, что поморы осваивали арктическую сушу и море как минимум с XII века. Мыс, который голландцы называли Den Hoeck der Begeerte («мыс Желания») и который на русских картах обозначается как мыс Желания, был назван поморами мысом Получение. Смысл довольно близок. Место, куда мечтали попасть моряки. Поморы, однако, имели в виду и другое значение: если попадание в это место станет возможным, то охота будет удачной, а значит, и получением доходов.

Тысячи отчаянных моряков задолго до голландских и британских экспедиций плыли по ледяному архипелагу, который также назывался Маткой (от Матери). Кстати, название Новая Земля давно существует на всех европейских картах, приоритет поморов никто не оспаривает. Им был хорошо известен весь западный сектор Арктики, они продвинулись даже за Таймыр. Но никаких документов поморы не оставили, дневников не вели, по крайней мере, письменных свидетельств не обнаружено, и в конце концов мы называем это море Баренцевым морем.

«Мне больно думать — мы все знаем о Нансене, о Баренце, воспоминания остались», — сказал эксперт. «Ну, а поморы — люди, которые каждый год ходили в подобные экспедиции и у которых наверняка были драматические истории и терпели крушения? Как они жили? Мы ничего не знаем, источников абсолютно нет, потому что они ничего не записывали. Мы можем по крупицам восстановить их историю, основываясь на косвенных данных.В том числе и из рассказов первооткрывателей, которые, как нам казалось, шли по стопам поморов, кого поморы должны были спасти, кому они должны были помочь, и для кого они, должно быть, были проводниками. Они могли подсказать, как действовать в тех или иных ситуациях, потому что знали местные условия плавания. Однако мы не знаем ни одного их имени».

Эта самая лодка, обшитая еловыми ветками, — доказательство того, что они не просто так побывали в тех местах. Они там работали, и это была их повседневная жизнь. Лодка невелика, что доказывает, что люди, отправлявшиеся в эти неприветливые места, были хорошо осведомлены об условиях. Они использовали разные корабли для разных целей. Скорее всего, эту лодку привез большой корабль, возможно, лодия. Никто не заботился о сохранении бытовых лодок, и поэтому нам известны поморские лодии, мангазейские кочи (в 11-19века, традиционные севернорусские суда, открывавшие огромные территории от Урала до Тихого океана), и в то же время мы практически ничего не знаем о маленьких «рабочих лошадках» вроде карбазов. Что мы знаем, так это то, что они действительно существовали.

Евгений Ермолов и Никита Юшин

© Ирина Скалина/ТАСС

«Нашли маленькое судно, и оно крутое», — сказал историк. «В то время как кохи хоть как-то применялись при строительстве домов на Мангазее (первый русский заполярный город XVII века в Сибири, расположенный на севере Западной Сибири, на реке Таз при впадении в нее Мангазейки), найдя о старом карбасе (небольшое парусно-гребное рыболовно-транспортное судно, одно из основных судов, использовавшихся поморами) почти не может быть и речи. А вот сшитый корабль мы нашли на самом севере Новой Земли».

Сшитый из еловых веток

Ученые изучат артефакт, чтобы узнать, как поморы строили свои корабли. Легенд о кораблестроителях множество, и найти истину непросто. Например, некоторые говорят, что они соединяли стороны вареными корнями можжевельника. Правду мы знаем — еловыми ветками. Борта были сделаны из сосны, а доски шли внахлест друг на друга.

«Взяли небольшие саженцы елей — заметьте, не сосны. То ли деревца, то ли свежие эластичные ветки, и проварили. Длина была фиксированная. Насколько я понимаю, около метра. хватает на определенное количество стежков. Видно, когда шили большой сосуд, использовали более толстые ветки, — Евгений показал нам отверстия с остатками «деревянных ниток».

Каждой подготовленной ветки хватало на три-четыре стежка, сделанных на определенном расстоянии. В каждое отверстие вбивали деревянную булавку, чтобы закрепить швы. Потом все законопатили, просмолили, и лодка была готова. Звучит просто, но это была долгая и кропотливая работа. У поморов не было ни рубанков, ни пил. Судя по следам, строили сосуды исключительно топором — топором искусного мастера.

Изучить и реконструировать

Прежде чем лодку увезти с острова, ученые хотели ее законсервировать — обработать антисептиками и укутать для медленного высыхания. Однако после осмотра было принято решение не обрабатывать его никакими химическими веществами. Время отхода лодки от холодного берега до момента возвращения «Профессора Молчанова» в Архангельск составляет около десяти дней. Суда плывут на юг со скоростью 8-10 узлов, что не быстро, да и температура воздуха прогревается очень постепенно. Ранее в аналогичных условиях неплохо сохранились три фрагмента лодки, снятые с острова на борту «Академика Трёшникова». Евгений надеялся, что лес благополучно доберется до материка.

Евгений похож на врача, наблюдающего за больным.

«Когда будем в Архангельске, сделаем ящики, положим в них детали, засыпаем песком или опилками. Они будут вытягивать влагу, и уже зимой можно будет работать с лодкой. »

© Ирина Скалина/ТАСС

Работать — значит очищать, стабилизировать специальными веществами и описывать. Описание – важнейший элемент: составить каталог, сделать подробное описание каждой детали, сделать фотографии и обязательные рисунки.

«Ценность во всем. У этой лодки очень много доступных деталей: киль, шпангоуты, тяги (носовая и кормовая), ломаные балки, борта. Все детали лежали так, как развалились.»

Когда этот этап будет завершен, специалисты приступят к реконструкции. Для описания и дальнейшей реконструкции потребуются приглашенные специалисты, а значит, и инвестиции, добавил Евгений. В любом случае, все этапы должны быть выполнены во что бы то ни стало.

«Было бы здорово, если бы удалось. Ничего подобного не существует, ни одной такой лодки, ни одного старого поморского судна. И, наверное, в России такой степени сохранности нет. сделать реплику».

Все реально, сказал он. В этой стране есть люди, работающие со старыми судами. Даже в Архангельске в последнее время возрос интерес к морской культуре поморов. Таким образом, новая жизнь этой старой поморской лодки начинается прямо сейчас.

Поморы – пионеры освоения Арктики

Сейчас люди путешествуют в Арктику на массивных ледоколах с усиленным корпусом. Но так было не всегда. История освоения Арктики восходит к 12 веку, когда русские переселенцы из города Великий Новгород стали заселять берега Белого моря. Там был суровый климат и неблагоприятные условия для земледелия, которое было основным источником пищи средневековых русских. Поэтому этим поселенцам пришлось приспосабливаться. Они занялись охотой и рыболовством, а к 18 веку организовали торговые пути, связывающие север России с Норвегией. Их небольшие, но крепкие суда были названы «Котчес», а их конструкция несколько напоминала «Фрам» Нансена, и они были способны плавать даже в самые сильные штормы.

Поморы также внесли большой вклад в историю российского флота. Их мастерство было неоценимо для Петра Великого, начавшего его создание. Именно поморы позволили России за столь короткий срок добиться господства на Черном, Балтийском и Азовском морях.

Кочи (мн. котчи), особый тип малых деревянных парусных судов, спроектированных и использовавшихся в России для полярных плаваний в ледовых условиях арктических морей. Благодаря дополнительной обшивке (называемой котса) и арктическому дизайну корпуса и руля он мог плавать без повреждений в водах, полных глыб льда и льдин. «Котч» был уникальным кораблем такого класса и оставался таковым на протяжении нескольких столетий. Этот тип судов широко использовался в период расцвета русского полярного мореплавания в 15-16 веках. Документально подтверждено, что в те времена частный российский гражданский флот в арктических морях насчитывал до 7400 малых судов в год.


Поморы на промысле. Фото с сайта http://tainy.net/7687-delovyj-lyudi-rossijskoj-imperii.html

Длина киля котча составляла около 21,6 метра (около 71 фута). У Коха было 13 комбинированных ребер, каждое из которых состояло из нескольких деталей. Киль также представлял собой комбинацию из нескольких частей. Переборки делили корпус на несколько поперечных отсеков. Каждое отделение (чердак) служило для определенной цели. Каюта неизменно использовалась как каюта экипажа, кормовая каюта для капитана и грузовой отсек на миделе. У Коха была плоская палуба. Типичный котч нес один квадратный парус и, как правило, два треугольных паруса на бушприте. Отличительной особенностью котча был относительно большой размер его квадратного руля, что компенсировало особую сверхтонкую конструкцию верхней части руля. Этот тип корабля имел два главных якоря по 70 фунтов (32 кг) и, очень часто, легкие якоря. Военно-морские историки считают, что легкие якоря могли использоваться для швартовки котчей к кромке ледяных полей. Особое арктическое исполнение включало в себя закругленные линии корпуса корабля ниже ватерлинии, дополнительный пояс из ледостойкой гладкой обшивки (из дуба или лиственницы) по переменной ватерлинии, фальшкиль для проводки на льду ( и для предотвращения повреждений от посадки на мель на мелководье), а также валообразную верхнюю часть и широкую нижнюю часть (ниже ватерлинии) руля. Еще одной арктической особенностью было неизменное наличие на борту любого котча двух и более ледоходов и брашпиля с якорным канатом. Каждая ледовая лодка имела грузоподъемность от 1,5 до 2,0 метрических тонн (от 3300 до 4400 фунтов) и была оснащена длинными полозьями (от 5 до 7 м / от 16 до 23 футов) для перевозки по льду. Если бы котч застрял во льдах, его округлые обводы корпуса ниже ватерлинии позволили бы кораблю, сжатому ледяными полями, вытолкнуться из воды на лед без повреждения корпуса. Помимо противоледового оборудования, у капитанов котчей был традиционный набор навигационных приборов, включавший, помимо прочего, солнечные часы, магнитный компас с плавающим ветрометом (деревянная 32-конечная компасная роза с 16 основными ветрами). Другими инструментами и средствами навигации были подробные карты и направления движения, звезды и отметки лоцмана на знакомых берегах.

Существует две основные классификации подтипов котча. Первая, смешанная классификация, выделяет три подвида котчи в зависимости как от места их происхождения (сибирские и мангазейские), так и от их мореходных качеств (морские, т. е. «мореходные»). Вторая классификация не обращает внимания на мелкие судостроительные различия и делит все котчи на две категории по основным сферам их морских действий: река-море и морские (морские) для дальних морских переходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *