Киево печерская: В Киеве утверждают, что реликвии Киево-Печерской лавры останутся на Украине

В Киеве утверждают, что реликвии Киево-Печерской лавры останутся на Украине

https://ria.ru/20230626/lavra-1880445804.html

В Киеве утверждают, что реликвии Киево-Печерской лавры останутся на Украине

В Киеве утверждают, что реликвии Киево-Печерской лавры останутся на Украине — РИА Новости, 26.06.2023

В Киеве утверждают, что реликвии Киево-Печерской лавры останутся на Украине

Украинский министр культуры Александр Ткаченко утверждает в своем телеграм-канале, что все христианские ценности Киево-Печерской лавры останутся на Украине. РИА Новости, 26.06.2023

2023-06-26T12:40

2023-06-26T12:40

2023-06-26T12:40

религия

украина

в мире

киев

александр ткаченко (украина)

ситуация в днр и лнр

киево-печерская лавра

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152855/83/1528558371_0:156:3000:1844_1920x0_80_0_0_85ad37245791c360fcfa6cb1eda3b841. jpg

МОСКВА, 26 июн — РИА Новости. Украинский министр культуры Александр Ткаченко утверждает в своем телеграм-канале, что все христианские ценности Киево-Печерской лавры останутся на Украине. Ранее в понедельник СВР со ссылкой на директора службы Сергея Нарышкина сообщила, что между Киевом и ЮНЕСКО достигнута договоренность о вывозе из Киево-Печерской лавры христианских ценностей, в том числе мощей, и передаче их западным странам. «Единственная задача, которая стоит перед нами сейчас относительно лавры – защитить ее от русского мира… Ни одна сакральная ценность не покинет территорию Украины», — написал Ткаченко. Новый виток конфликта вокруг Киево-Печерской лавры начался с уведомления УПЦ минкультуры Украины о разрыве договора аренды монастыря в одностороннем порядке, от монахов потребовали покинуть лавру 29 марта. Министр культуры Украины Александр Ткаченко заявил, что монахи могут остаться в лавре при условии перехода в раскольническую ПЦУ. Однако наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) заявил, что компромиссов по лавре быть не может, братия будет стоять до конца. Также он заявил, что разрыв договора об аренде зданий лавры невозможен в одностороннем порядке, нужно решение суда, иск о недопустимости расторжения договора аренды был подан в Хозяйственный суд Киева. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранее назвал «чудовищным деянием» предписание властей к монахам покинуть Киево-Печерскую лавру, которая у православных христиан считается одним из земных уделов Богородицы. Он обратился к предстоятелям поместных православных церквей, папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и другим религиозным лидерам и представителям международных организаций с посланиями, в которых призвал их «приложить все возможные усилия», чтобы не допустить изгнания монахов и принудительного закрытия монастыря. Папа Франциск также выразил беспокойство ситуацией с Киево-Печерской лаврой и призвал «вовлеченные в войну стороны уважать религиозные места».

https://ria.ru/20230616/kiev-1878411055.html

https://ria.ru/20230601/kiev-1875392873. html

украина

киев

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Кирилл Волков

Кирилл Волков

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152855/83/1528558371_167:0:2834:2000_1920x0_80_0_0_ad49e9649497b3b928afe1bc9d0b3789.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Кирилл Волков

украина, в мире, киев, александр ткаченко (украина), ситуация в днр и лнр, киево-печерская лавра

Религия, Украина, В мире, Киев, Александр Ткаченко (Украина), Ситуация в ДНР и ЛНР, Киево-Печерская Лавра

МОСКВА, 26 июн — РИА Новости. Украинский министр культуры Александр Ткаченко утверждает в своем телеграм-канале, что все христианские ценности Киево-Печерской лавры останутся на Украине.

Ранее в понедельник СВР со ссылкой на директора службы Сергея Нарышкина сообщила, что между Киевом и ЮНЕСКО достигнута договоренность о вывозе из Киево-Печерской лавры христианских ценностей, в том числе мощей, и передаче их западным странам.

«Людей станет меньше». Киев раскрыл свои истинные цели

16 июня, 08:00

«Единственная задача, которая стоит перед нами сейчас относительно лавры – защитить ее от русского мира… Ни одна сакральная ценность не покинет территорию Украины», — написал Ткаченко.

Новый виток конфликта вокруг Киево-Печерской лавры начался с уведомления УПЦ минкультуры Украины о разрыве договора аренды монастыря в одностороннем порядке, от монахов потребовали покинуть лавру 29 марта. Министр культуры Украины Александр Ткаченко заявил, что монахи могут остаться в лавре при условии перехода в раскольническую ПЦУ. Однако наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) заявил, что компромиссов по лавре быть не может, братия будет стоять до конца. Также он заявил, что разрыв договора об аренде зданий лавры невозможен в одностороннем порядке, нужно решение суда, иск о недопустимости расторжения договора аренды был подан в Хозяйственный суд Киева.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранее назвал «чудовищным деянием» предписание властей к монахам покинуть Киево-Печерскую лавру, которая у православных христиан считается одним из земных уделов Богородицы. Он обратился к предстоятелям поместных православных церквей, папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и другим религиозным лидерам и представителям международных организаций с посланиями, в которых призвал их «приложить все возможные усилия», чтобы не допустить изгнания монахов и принудительного закрытия монастыря. Папа Франциск также выразил беспокойство ситуацией с Киево-Печерской лаврой и призвал «вовлеченные в войну стороны уважать религиозные места».

«Там все — покойники». Киев решил опробовать новую тактику

1 июня, 08:00

Какие ценности Киево-Печерской лавры могут быть переданы в музеи Европы

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

26.06.2023 13:21

Поделиться

Елена Новоселова

Власти Украины и ЮНЕСКО договорились о вывозе святынь из Киево-Печерской лавры с последующей передачей их музеям Италии, Франции, Германии и Ватикана под предлогом «спасения от российских ракетных ударов». Об этом сообщила Служба внешней разведки со ссылкой на директора ведомства Сергея Нарышкина.

Чего же, предположительно, может лишиться монастырь?

Мощи святых

Киево-Печерская лавра, и это признано во всем мире, — древнейший монастырь Святой Руси, колыбель общежительного монашества на русской земле, третий удел Богородицы во вселенной. В 1151 году Киево-Печерская обитель становится Лаврой, то есть монастырем с особыми заслугами перед отечеством.

В 1990-м ей был присвоен статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не обсуждая архитектурные шедевры Лавры, которые вряд ли удастся перенести в Европу, напомним, что в нишах пещер находятся мощи многих лаврских подвижников, отличающихся нетлением, которые являются для православных святынями. Среди них: мощи преподобного Нестора Летописца, автора «Повести временных лет», Симона и Поликарпа, создавших Киево-Печерский патерик (знаменитое произведение о древних подвижниках лавры — житийный сборник), преподобного Алипия-иконописца, врача Агапита, русского богатыря Ильи Муромца. На монастырской территории покоятся мощи 123-х угодников Божиих. Таким количеством святынь не располагает никакой другой монастырь.

Музейные ценности

На территории Верхней части лавры расположен «Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник», который является самым большим музеем на территории Украины. И одним из самых богатых.

В его фондах хранятся исторические ценности эпохи Киевской Руси, шедевры декоративно-прикладного искусства XVI-XX веков, включая великолепные ювелирные изделия мастеров из России, Украины, Средней Азии, Закавказья, Западной Европы, образцы культового серебра еврейского народа начала XVIII — 20-е годы XX века, ювелирные изделия современных мастеров Украины.

Только коллекция, которая рассказывает об истории книжного дела на русской земле со времен Киевской Руси до наших дней, составляет 56 тысяч экземпляров. Музей известен и своим собранием микроминиатюр.

Чтимые иконы Киево-Печерской лавры

Среди особенно ценных икон Киево-Печерской лавры — два старинных списка Свенской (Печерской) иконы Божией Матери XVII и XIX веков.

По преданию она была написана одним из первых русских иконописцев, иеромонахом Киево-Печерской лавры Алипием. Оригинал находится в Третьяковской галерее.

Или икона Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», подаренная Лавре царем Петром I, с частицами многих святынь.

На многие века стала великой святыней Русской земли, к которой припадали тысячи богомольцев, икона Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерская. Православные верят, что она была вручена самой Богородицей во Влахернском храме Константинополя греческими зодчими, которые получили от Нее благословение идти в стольный град Киев на построение великой церкви. Икона прибыла на Русь в 1073 году и была вручена преподобным отцам Печерским Антонию и Феодосию.

Икона была утрачена в советское время. В настоящее время в обители хранятся два списка.

Поделиться

РелигияУкраинаСитуация в Киево-Печерской лавреРГ-Фото

Киев и ЮНЕСКО договорились о переносе мощей из Киево-Печерской Лавры в ЕС — СВР — Общество и культура

МОСКВА, 26 июн. /ТАСС/. Власти Киева достигли договоренности с ЮНЕСКО о вывозе ценностей Киево-Печерской лавры, в том числе хранящихся там реликвий, в музеи Европы. Об этом сообщает пресс-служба СВР в понедельник.

В частности, Нарышкин указал, что, по поступающей информации, «глобалистские элиты, известные своей привычкой присваивать чужое имущество, активизируют свои усилия по ограблению Украины».

«Если раньше речь шла о финансовых и материальных ресурсах, в том числе о зерне и плодородной земле, то теперь они тянутся к православным святыням, расположенным на территории Украины», — сказал Нарышкин.

«По данным СВР, достигнута договоренность между киевскими властями и ЮНЕСКО о вывозе христианских ценностей, в том числе святых мощей, с территории Киево-Печерской Лавры и последующей их передаче в музеи Италии, Франции, Германии и Ватикану под предлогом «спасения от российских ракетных ударов», — говорится в заявлении. К настоящему времени, отметили в пресс-службе СВР, проведена инвентаризация церковного имущества и выделены финансовые средства для его перевозки в Европу. Подготовлены автомобили. Некоторые из них оснащены холодильными установками.

Отмечается, что глава Украинской православной церкви митрополит Онуфрий уведомлен о временном перемещении икон, реликвий и утвари якобы на хранение «до нормализации ситуации в Украине».

«Нет сомнений, что возвращение мощей не входит в планы Запада и подконтрольной ему киевской хунты. Посягательство еретиков на Киево-Печерскую Лавру является логическим продолжением тайного вывоза с территории Киева. Украина древнейших византийских икон, которые экспонируются во французском Лувре с 14 июня 2023 года. Эта спецоперация была организована при посредничестве швейцарской неправительственной организации «Международный альянс по защите культурного наследия в зонах конфликтов» (под председательством частного коллекционер Т. Каплан), которая действует в координации с ЮНЕСКО», — сообщили в российской внешней разведке.

Глава Службы внешней разведки напомнил, что епископ Порфирий, глава Русской духовной миссии в Иерусалиме, получил эти иконы в дар от Екатерининского монастыря на Синае в середине XIX века. В 1940 году советские власти передали их Киевскому музею западного и восточного искусства, где они хранятся со времен Великой Отечественной войны.

«Возмутительная ситуация с православным наследием убедительно свидетельствует о том, что Украина нужна западным элитам исключительно как таран против России и как средство обогащения. По их расчетам, чем разрушительнее и затяжнее украинский конфликт, тем ценные вещи они смогут украсть — называть вещи своими именами», — подчеркнули в СВР.

«Западные расхитители гробниц забывают, что для них украденные реликвии — просто дорогие «артефакты», а для Русского мира — бесценные реликвии. Мы будем добиваться их возвращения и обязательно вернем», — сказали в СВР. «Для нашей страны защита Киево-Печерской Лавры имеет глубокое духовное измерение, а значит, наша решимость довести спецоперацию до успешного завершения только крепнет».

Киево-Печерская Лавра, Украина — Коллекции Богов

партия 2

Написано Центром древней материальной религии Открытый университет

Алисы Изабелла Салливан

«В Киеве [Киев] Я жил с мертвыми, [принцы] Владимир и Изислой Полностью владеющий моим воображением… природа ; растения, тополя, виноград… Кроме того, есть святость руин и мрак пещер. Как страшно ходить во мраке Печерского монастыря…»

—   Русский поэт Александр Грибоедов (1825 г.) (Биленький, 2018, с. 44)

Киево-Печерская Лавра, также известная как Киево-Печерский монастырь, — древнейший монастырский комплекс Руси. Средневековые первичные тексты показывают, что он был основан в 1050/1051 (6559 по византийскому календарю) человеком из Любеча по имени Антоний. Он ездил на некую «Святую гору» — либо на Афон в Греции, либо в Свято-Горский монастырь в Зимне на Волыни (Томсон, 1995, с. 637–668) — и по возвращении в Киев странствовал по земле в поисках идеальное убежище от мира. В конце концов, этот вдохновленный Богом монах нашел место в пещере на вершине горы с видом на реку Днепр, на некотором расстоянии от центра Киева. Там Антоний поселился в молитве и благочестии, в конце концов основав монашескую общину (Лилиенфельд, 1993, с. 63; Левин, 1987).

Общий вид Киево-Печерской Лавры. Изображение с Викисклада.

Ранняя история Киево-Печерской Лавры содержится в трех ключевых текстовых источниках: Первой летописи , Житии Феодосия и Посланиях Симона и Поликарпа (Крест и Шербовиц-Вецор, 1953, с. ., 139–42).

На одной из древнейших икон Руси, образе XIII века, известном как «Печерская Богоматерь», в центре изображена Богородица с Младенцем Христом на коленях на золотом фоне. По обе стороны от святого дуэта стоят святые Антоний и Феодосий. Оба считаются одними из первых основателей Киево-Печерской Лавры (Босли, 19 г.).80). Феодосий был третьим настоятелем монастыря, и община росла под его руководством. Он даже установил

Типикон , предназначенный для информирования монашеской жизни. Он смоделировал этот текст на основе знаменитого Типикона Студиосского монастыря в Константинополе VIII века.

Икона «Богоматерь Печерская» со святыми Антонием и Феодосием, XIII век, ныне в ГТГ, Москва. Изображение с Викисклада.

Другие заслуживающие внимания средневековые тексты, связанные с Киево-Печерской Лаврой, включают

Киево-Печерский Патерик (Хеппелл, 2011; Престель, 1998; Престель, 2017; Юсупович, 2022). Этот текст, датируемый началом тринадцатого века, подробно описывает долгую и богатую историю монастыря, включая агиографические писания о жизни святых монахов (Walton, 2022). Такой текст давал бы наставления, сохраняя при этом память о монастыре и его общине с течением времени.

Лист из Киево-Печерского патерика , написанный в XIII в. Изображение с Викисклада.

Важная ранняя икона святых Антония и Феодосия, связанная с Киево-Печерской Лаврой, сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Его путешествие из Киева представляет собой рассредоточенное культурное наследие Киевской Руси в России и других международных коллекциях, в первую очередь из-за военных и культурных конфликтов двадцатого века.

На протяжении всей своей долгой истории Киево-Печерская Лавра была домом для ярких коллекций икон, тканей, изделий из металла, дерева, реликвий, книг, гравюр и многого другого. Эти коллекции со временем росли за счет даров, обменов, пожертвований и предметов, произведенных в местных мастерских, демонстрируя благочестие покровителей, связи монастыря в христианских культурных сферах, а также навыки местных художников, мастеров и писцов.

Предметы из этих коллекций использовались, выставлялись или хранились в различных зданиях укрепленного монастырского комплекса на протяжении веков. В состав хранилищ вошел главный Успенский собор, впервые построенный в XI веке (1073 г.) по византийскому плану и декоративным принципам. К сожалению, собор был разрушен 19 ноября.41 во время Второй мировой войны. Нынешнее строительство было начато в 1995 году и освящено в 2000 году. Среди многих сокровищ бывшего собора была чудотворная икона Успения Богородицы, приуроченная к освящению храма.

Предположительно он стоял над входом в собор. В новой церкви, которая сейчас разрушена, хранится копия этой посвятительной иконы девятнадцатого века.

Вид на современный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Изображение с Викисклада.

В коллекции собора была и еще одна заслуживающая внимания средневековая икона. На нем изображена Дева Элеуса (или Дева Нежности), держащая Младенца Христа и нежно прикасающаяся своей щекой к его щеке в жесте любви (Гримстед, 2013, стр. 60, рис. 10). Эта икона двенадцатого века также известна как «Игоревская икона» и подражает в своей иконографии знаменитой «Богородице Владимирской» — византийской иконе, которая прибыла в Киевскую Русь, вероятно, в качестве дипломатического подарка где-то в первой половине двенадцатого века. По обычаю XVI–XVII вв., икона Богородицы с Младенцем из Успенского собора получила богатую металлическую ризу, которая впоследствии была обнаружена в руинах разрушенного собора [Гримстед, 2013, с.

71, рис. 13).

Другие ключевые постройки комплекса Киево-Печерской Лавры включают церковь Святой Троицы. Построенный в первом десятилетии XII века, храм стал главным собором монастыря после разрушения Успенского собора. Другие церкви относятся к XVII веку, в том числе церковь Зачатия Святой Анны (1679 г.), церковь Рождества Христова (1696 г.), церковь Воскресения Христова (1696 г.) и церковь Всех Святых (1696 г.). Кроме того, между 1731 и 1744 годами была построена большая колокольня.В 6-метровой башне находится библиотека, большие часы и три оригинальных больших колокола.

Большая звонница Киево-Печерской Лавры и один из ее оригинальных колоколов. Изображение с Викисклада.

Один из оригинальных колоколов Большой колокольни. Изображение с Викисклада.

Но, пожалуй, самым примечательным аспектом монастырского комплекса является обширная подземная сеть пещер, в которой хранятся гробницы святых монахов и важных фигур, связанных с монастырем, в том числе святого Антония. На самом деле название монастыря «Печерский» происходит от украинского слова «пещеры»/«печеры». Этот лабиринт подземных ходов когда-то служил убежищем от мира для святых мужей, которые жили и молились в монастыре; теперь он служит вечным пристанищем и местом памяти. «Несмотря на то, что Печерский монастырь располагался недалеко от Киева [Киева], а не в традиционной пустыне (

eremos ), символическое значение склепов/пещер как места вне мира ( космос ) является главной чертой истории основания Пещерного монастыря» (Престел, 1998, с. 571). Сегодня пещеры можно посетить, поскольку они являются ключевым местом в духовной экономике и туризме региона. Каждый год посетители и паломники проходят через эти исключительные святые пещеры, которые хранят некоторые из самых важных реликвий христианской Руси и восточного православия. Эти сайты предлагают особый и потусторонний опыт, который приближает человека к божественному.

Несмотря на то, что Киево-Печерская Лавра была отделена от мира и физически защищена своими крепостными стенами, она все же была тесно переплетена со своим окружением и киевским обществом (Престэл, 2006). На протяжении всей своей долгой истории монастырь пользовался поддержкой местных правителей и вождей, особенно связанных с княжеским двором в Киеве. Кроме того, известно, что женщины вносили свой вклад в монастырь. Например, вдова Глеба Всеславича Минского (который финансировал трапезную Лавры в 1108 г.) получила особое признание в монастыре и в сохранившихся записях. В главной киевской хронике записан пространный панегирик этой царственной женщине после ее смерти 3 января 1158 года (Garcia de la Puente, 2012). Затем ее похоронили в монастыре у могилы преподобного Феодосия. Ее вклад в монастырь сохранился в местных коллекциях и архивах.

Вещественные и текстовые свидетельства Лавры сохранились в различных зданиях монастырского комплекса, которые были перепрофилированы после преобразования монастыря в музей в 1926 году. В то время он был переименован в Киево-Печерский историко-культурный Государственный заповедник (Всеукраинский город-музей). В 1990 году Киево-Печерская Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На территории комплекса сегодня находятся Музей исторических сокровищ Украины, Музей украинского декоративно-прикладного искусства, Государственная историческая библиотека, Музей театрального и киноискусства, Музей истории книги и печати и другие. Например, Музей украинского декоративного искусства разместился в бывшей резиденции митрополита и близлежащих строениях. Его коллекция, основанная в 189 г.9, содержит 79 000 предметов украинского народного декоративно-прикладного искусства с XV века до наших дней. Среди них народные костюмы девятнадцатого и двадцатого веков, изделия из бисера и стекла, резьба по дереву, а также картины известных местных художников. Музей исторических сокровищ Украины был учрежден в 1981 г. в гостевом доме Лавры (построен ок. 1755 г.) – здании, которое одновременно служило школой и женской духовной семинарией. Музей был вывезен из этого здания в 2003 г. (Cybriwsky, 2018, с. 57). Помимо предметов религиозного назначения, в музее хранится так называемый Мартыновский клад, в котором находится 116 серебряных предметов, датируемых шестым-седьмым веками.

Они были обнаружены в селе Мартыновка Черкасской области Украины в 1909. Часть коллекции сейчас находится в Британском музее.

Образцы раннесредневековой металлоконструкции, обнаруженные в 1909 году в составе Мартыновского клада. Изображение с Викисклада.

В музеях Киево-Печерской Лавры представлены многочисленные религиозные и богослужебные предметы, а также рукописи и печатные книги, датируемые XVI-XX веками, а также предметы, связанные с местными иконописными мастерскими и типографией. Последнее оказало глубокое влияние на культурное развитие Лавры в XVII веке. Печатный станок и гравюры в монастыре начались в 1616 году. Османский паломник и священнослужитель Павел Алеппский признавал важность типографии в Лавре в своих трудах середины восемнадцатого века. В Киево-Печерской Лавре, писал он, «есть известная типография, производящая прекрасные работы на всю страну. Все нужные церковные книги напечатаны здесь, в разных форматах, с прекрасным орнаментом. Делают и широкоформатные репродукции, показывая диковинки края, святые иконы и произведения искусства…» (Делуга и Зыч, 1996, с. 10).

Монастырь славился своими печатными книгами, бумажными иконами и набивными тканями. Гравюры на дереве с религиозными иконографиями в больших количествах продавались паломникам, что увеличивало доходы монастыря. Некоторые из самых ранних образцов таких бумажных икон относятся к 1625–1629 годам (Делуга и Зыч, 1996, стр. 11). Одним из популярных примеров была икона с изображением Печерской Богородицы со святыми Антонием и Феодосием, напоминающая расписную икону XIII века, о которой говорилось выше (Делуга и Зыч, 19).96, с. 15). Сегодня в архивах монастыря хранится около 3500 ксилографий, в основном XVII-XVIII веков.

Печатный антиминс , богослужебный текстиль, Украинский историко-образовательный центр Виртуальные галереи , по состоянию на 1 августа 2022 г., https://www. ukrhec.org/gallery/items/show/74

Набивной текстиль также производился в монастыре. Самыми популярными были antimensia  – литургическая ткань, используемая во время восточных ритуалов. Самые роскошные образцы были вышиты, а более доступные напечатаны на шелке или бумаге. В Музее истории книги и печати при Киево-Печерской Лавре хранится несколько экземпляров печатного антиминса : на одном экземпляре 1621 года изображен Христос с ротулом, подписанный архимандритом Хиобом Борецким; другой пример, датируемый 1620-ми годами, показывает гробницу Христа с ангелами и четырьмя евангелистами по углам и подписан епископом Иезекиилом Я. Курцевичем (Делуга и Зых, 1996, с. 16). Эти объекты служат историческими записями. Они указывают, что такие антименсии были либо заказаны, либо заверены местными священнослужителями, имена которых сохранились до наших дней.

Календари — еще одна популярная полиграфическая форма, созданная в Лаврской типографии. Среди них 12 листов бумаги, по одному на каждый месяц года, с изображением святых, прославляемых в каждом месяце. Самые ранние образцы, выполненные в лаврской мастерской, относятся к 1629 г. (Делуга, Зыч, 1996, с. 17). Местные художники также подготовили для публикации планы монастыря, а также путеводители по конкретным святым местам, чтобы помочь паломникам и верующим в их духовных путешествиях. Типография Киево-Печерской Лавры была настолько активной, успешной и популярной, что установила связи во всех восточно-христианских культурных сферах, начиная с XVII века.

Страница из календаря, напечатанного в Киево-Печерской Лавре, ок. 1628 г., а сейчас в Бодлианских библиотеках Оксфордского университета (Бодлианская библиотека, арх. B b.4).

Сложные и разнообразные коллекции и архивы Киево-Печерской Лавры, накопленные веками, демонстрируют напряженную деятельность, глубокую духовность и широкие связи монастыря в пределах Киева, широкой Руси и еще более широких культурных сфер средневековья и раннего Нового времени. . Хотя монашество Лавры было вдохновлено в основном византийской и афонской монашеской практикой, оно также было основано на западных монашеских движениях, особенно на цистерцианском ордене. Известно, что цистерцианцы имели ведущее присутствие в Европе и даже в районах Восточной Европы на протяжении большей части Средневековья. Источники свидетельствуют об этих связях и развитии локальных текстовых и художественных форм в контексте Руси на стыке традиций.

Сегодня сохранился лишь бледный образ бывшей богатой коллекции икон, тканей, изделий из металла, дерева, реликвий, книг, гравюр и многого другого из Киево-Печерской Лавры. И им еще больше угрожает нынешняя война на Украине. Во время Второй мировой войны немецкие войска перемещали произведения искусства в местные музеи или вообще вывозили их из региона. Сотни икон и драгоценностей Лавры были помещены в хранилища, часть перевезена в близлежащие собрания, часть вывезена в другие страны. Это перемещение культурного наследия также привело к краже или незаконной продаже произведений. Музейщик по имени Дидрих Роскамп рассказывал в послевоенном свидетельстве: «В школе под Киевом мы нашли много икон и других произведений искусства, которые были собраны из монастыря Лавры в ожидании передачи в Германию». («Резюме допроса доктора Дидриха РОСКАМПА», л. 204. Цит. по Grimsted, 2013), с. 59).

Отсутствие документов того периода создает серьезные проблемы для современных ученых, которые пытаются собрать воедино свидетельства и реконструировать историю и коллекции монастыря. В конце концов часть объектов была возвращена в Киев, но лишь небольшая часть. Большинство из них были возвращены в бывший Советский Союз и оказались в российских музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея в Москве, а другие попали в международные и частные коллекции.

Экспозиция в рамках выставки «Ожившие сокровища Киево-Печерской Лавры» — Twitter, 31 марта 2016.

В ХХI веке и до нынешней войны на Украине обширные коллекции Киево-Печерской Лавры были доступны для изучения и исследования. Научные усилия и усилия по сохранению были направлены на то, чтобы разгадать и возродить сложную историю монастыря и его объектов. Местные выставки — например, выставка 2016 года «Возрожденные сокровища Киево-Печерской Лавры» (из собрания Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника) — были направлены на демонстрацию недавно отреставрированных объектов. 120 произведений, созданных между пятнадцатым и двадцатым веками, от литургической мебели и икон до печатных книг и текстиля, подчеркнули яркость стилей и иконографий, а также разнообразие средств и функций предметов в коллекции.

За свою долгую историю Киево-Печерская Лавра накопила, создала и использовала широкий спектр предметов религиозного назначения в различных средствах массовой информации, демонстрируя своими обширными и постоянно растущими коллекциями благочестие меценатов и местного сообщества, творчество художников и местные мастерские, а также глубокая духовность места, его обитателей и посетителей. Будущие усилия могут включать оцифровку коллекции, чтобы сделать ее доступной для широкой публики. Такой проект мог бы также вновь собрать в цифровом формате предметы из монастырской коллекции, рассеянные по миру в ХХ веке и в результате нынешней войны.

В Киево-Печерской лавре накопление ценных предметов с течением времени постепенно повышало значение и святость монастыря на Руси, а также в более широких средневековых и современных сферах христианства.

Благодарности

Я хотел бы поблагодарить Райли К. Кларк за помощь в исследованиях этого проекта.

Выбрать Библиографию  

Официальный сайт Киево-Печерской Лавры: https://lavra.ua/ru/

Беленький Сергей. Имперский урбанизм на окраинах: Киев, 1800 – 1905 гг. . Торонто: University of Toronto Press, 2018.

Босли, Ричард Дэвид. «История почитания СС. Феодосия и Антония Киево-Печерских монастырей с одиннадцатого по пятнадцатый век». Докторская диссертация, Йельский университет, 1980.

Кросс, Сэмюэл Х. и Ольгерд П. Шербовиц-Ветзор, пер. и изд. Русская Подлинная летопись: Лаврентьевский текст . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 19 лет.53.

Цибровский, Роман Адриан. Вдоль реки Украины: социальная и экологическая история Днепра (Днепра) . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета, 2018.

Делуга, Вальдемар и Ивона Зих. «Эстампы для монастыря в Киеве». Print Quarterly 13, № 1 (март 1996 г.): 10–19.

Гарсия де ла Пуэнте, Инес. «Глеб Минский вдова: забытые свидетельства господства женщины в русской истории?» История России 39, вып. 3 (2012): 347–78.

Гримстед, Патрисия Кеннеди. «Искусство и иконы, утерянные в Восточной Пруссии: судьба немецких конфискаций из киевских музеев». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 61, no. 1 (2013): 47–91.

Хеппелл, Мюриэль, пер. Патерик Киево-Печерского монастыря . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2011.

Юсупович, Адриан. «Книжники, писцы и грамотеи: письменность на Руси между 1000-1400 годами». Средневековый мир: культура и конфликты 2 (2022): 24–27.

Левин, Паулина и др. Надписи XVII века о Киево-Печерском монастыре . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1987.

Лилиенфельд, Фея фон. «Духовность раннего Киево-Печерского монастыря». В г. Христианство и восточные славяне, т. 1, с. 1, Славянские культуры в средние века , 69–72. Лос-Анджелес: University of California Press, 1993.

Престель, Дэвид. «Поиск слова: отголоски Апофтегмы в Киево-Печерском патерике». Русское обозрение 57, вып. 4 (1998): 568–82.

Престель, Дэвид. «Киево-Печерский монастырь: какое отношение монахи имеют к миру?». История России 33, вып. 2–4 (2006): 199–216.

Престель, Дэвид. «Святое безумие: Исследования смирения в Киево-Печерском монастыре». История России 44, вып. 2–3 (2017): 371–92.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *