Киево печерский монастырь где находится: Что известно о Киево-Печерской лавре

Что известно о Киево-Печерской лавре

29 марта, 08:46

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 марта 2023 года в 23:59 истекает срок, в течение которого украинские власти требуют от монахов Киево-Печерской лавры Украинской православной церкви (УПЦ) освободить все помещения монастыря «в связи с расторжением договора аренды». Выселение братии УПЦ из лавры является частью репрессивной кампании против Украинской православной церкви, начатой Киевом в 2022 году.

История лавры

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — один из старейших православных монастырей Древней Руси. Расположена в центре Киева, столицы современной Украины.

Свидетельство об основании Киево-Печерского монастыря приводится в одном из древнерусских памятников — летописи «Повесть временных лет». Обитель была создана в 1051-1052 годах афонским монахом святым Антонием Печерским в пещерах («печерах», отсюда название) Берестовского холма на правом берегу Днепра. В 1062 году киевский князь Изяслав Ярославич передал монастырю землю над пещерами, где был сооружен так называемый Верхний монастырь. В период игуменства святого Феодосия Печерского в 1073-1078 годах был построен Успенский собор, число насельников достигло 100 человек. С XI века монастырь стал крупным церковным и культурным центром Древнерусского государства, в нем велось летописание, сформировалась собственная иконописная школа. С XII века настоятели обители стали получать сан архимандрита, тогда же монастырь стал именоваться лаврой (особый тип организации монашеской жизни, средний между общежительным и отшельническим; позднее лаврами стали называть монастыри, имеющие особое историческое и духовное значение).

В 1240 году лавра была разграблена во время нападения монголо-татар на Киев, однако монастырская жизнь в ней вскоре была восстановлена. В XIII-XVI веках земли, где располагался монастырь, находились под контролем Великого княжества Литовского, в XVI-XVII веках — Речи Посполитой (Польши). В 1590-х годах сторонники подчинения православной церкви Папе Римскому (униаты) дважды пытались захватить обитель. Однако братия оказала униатам вооруженное сопротивление и отстояла монастырь. В 1592 году Константинопольский патриарх Иеремия даровал Киево-Печерской лавре статус ставропигии (т. е. монастыря, подчиненного непосредственно патриарху).

В конце XVI — первой половине XVII веков в условиях экспансии униатства лавра сыграла решающую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси. В 1627-1647 годах при наместнике митрополите Петре (Могиле) монастырская типография стала одним из ведущих центров православного книгоиздания в Восточной Европе. В 1631 году в обители было организовано высшее духовное учебное заведение — Киево-Могилянская коллегия (позднее — академия), которая действовала до 1817 года. Среди ее преподавателей и выпускников были ведущие российские просветители Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, архиепископ Дмитрий Ростовский, государственный деятель Александр Безбородко, композиторы Дмитрий Бортнянский и Артемий Ведель и другие.

В 1654 году Киев возвратился в состав Русского государства (окончательно закреплен за Россией в 1686 году). С 1688 году Киево-Печерский монастырь являлся ставропигией Патриарха Московского и всея Руси. В 1786 году лавра была подчинена митрополиту Киевскому. Вплоть до 1917 года монастырь продолжал оставаться одним из основных духовных и культурных центров православной церкви, в нем действовали крупная библиотека, приходское училище, издательство, выпускавшее ежегодно до 100 тыс. экземпляров книг и 130 тыс. листовок и брошюр, и др.

В январе 1918 года лавра была разграблена красногвардейскими отрядами, ее наместник митрополит Владимир (Богоявленский) убит. После окончательного утверждения советской власти в Киеве в 1920 году на территории лавры было создано несколько учреждений, в частности инвалидный городок, Музей культов и быта (1922) и другие. Однако до 1930 года в части лаврских помещений продолжал действовать монастырь, в некоторых храмах продолжались богослужения. В 1926 году территория лавры была объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием ее во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек и архивов.

3 ноября 1941 года, вскоре после оккупации Киева немецкими войсками, был взорван центральный храм лавры — Успенский собор (восстановлен в 2000 году).

В конце 1941 года по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) в части лавры — Ближних пещерах — был возрожден монастырь, который продолжал действовать до 1961 года.

В 1961-1988 годах монастырь был закрыт, на территории лавры функционировал Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник.

В июне 1988 года, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, Киево-Печерская лавра возобновила свою деятельность как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние.

В 1990 году ансамбль построек Киево-Печерской лавры был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Указом президента Украины от 13 марта 1996 года Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику был присвоен статус национального.

В 2013 году распоряжением кабинета министров Украины 79 объектов Нижней лавры были переданы в безвозмездное бессрочное пользование монастырю. При этом они остались в государственной собственности, как и весь комплекс построек Верхней лавры.

Ансамбль лавры

Комплекс Киево-Печерской лавры занимает площадь около 28 га, включает 13 храмов и 3 колокольни, выполненные в духе украинского барокко и в византийском стиле (поздние постройки). Лавра расположена на двух высоких холмах, между которыми пролегает глубокий овраг, разделяющий ее на Верхнюю и Нижнюю лавры (в последней находятся Ближние и Дальние пещеры). В пещерах, общая протяженность коридоров которых превышает 0,5 км, покоятся мощи киево-печерских святых: в Ближних пещерах — 73 подвижников, в Дальних — 49.

Главный соборный храм лавры — Успенский. Он представляет собой шестистолпный крестово-купольный одноверхий храм с тремя нефами. Собор был одним из крупнейших в Древней Руси, до разрушения в 1941 году многократно перестраивался. При восстановлении предлагалось вернуть храму облик XI века, но воссозданная в 2000 году постройка была выполнена в духе украинского барокко и копирует облик разрушенной немцами в 1941 году церкви. Рядом с Успенским собором расположена Большая колокольня высотой 96 м, возведенная в 1745 году Второй по древности храм лавры — Троицкая надвратная церковь начала XII века. В XVIII веке она была перестроена в стилистике украинского барокко.

Каждая из частей обители обнесена каменной стеной, внутри которой находятся храмы, административные, жилые и хозяйственные постройки. Существующие фортификационные сооружения датированы XVII-XIX веками и входили в состав Киевской крепости.

Современное состояние

На территории Верхней лавры расположен Национальный историко-культурный заповедник, занимающий территорию 23,36 га. Всего в его составе 144 памятника истории и культуры. Фондовая коллекция насчитывает свыше 70 тыс. единиц хранения. В структуру заповедника входят музеи истории Киево-Печерской лавры, здесь хранятся книги и продукция книгопечатания, предметы народного декоративного искусства, драгоценности, а также предметы театрального, музыкального и киноискусства Украины.

С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры располагается Свято-Успенский Киево-Печерский мужской ставропигиальный монастырь, резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария.

Община лавры находится в юрисдикции Украинской православной церкви. По данным на июль 2018 года, в монастыре проживало 220 монахов. С 1994 года наместник лавры — митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь).

Попытки захвата и нападения на лавру в 1990-2020-х годах

С начала 1990-х годов украинские националисты, а также руководство раскольнической «Киевской патриархии» неоднократно заявляли свои претензии на владение Киево-Печерской лаврой.

Первая попытка захвата монастыря произошла в ночь с 18 на 19 июня 1992 года. По инициативе так называемого Киевского патриарха Филарета Денисенко (бывшего митрополита Киевского, отлученного от православной церкви) около 100 членов организации украинских националистов УНА-УНСО (запрещена в РФ) во главе с Дмитрием Корчинским и Сергеем Гринчуком проникли в Киево-Печерскую лавру. Однако затем они были вытеснены из монастыря подразделениями украинской милиции.

В январе 1997 года Конгресс украинских националистов в опубликованном «Обращении к соотечественникам» заявил протест по поводу передачи ряда корпусов лавры Киевской духовной академии УПЦ. В июне 1997 года киевский Совет народных депутатов принял решение о передаче части зданий Киево-Печерского историко-культурного заповедника и лавры «Киевскому патриархату». В дальнейшем это решение было признано незаконным.

В 1990-2000-х годах сторонники «Киевского патриархата» на постоянной основе проводили у стен лавры манифестации с требованием передать им Успенский собор или установить пользование им поочередно с верующими, принадлежащими к канонической Украинской православной церкви.

23 июля 2000 года, в день памяти прп. Антония Печерского, группа из 200 украинских националистов, возглавляемых депутатом Рады Олегом Соскиным, попыталась ворваться в Киево-Печерскую лавру. От прихожан УПЦ они требовали «убираться в свою Москву», «не осквернять украинскую землю своим присутствием». Милиция не допустила проникновение нападавших в монастырь.

23 февраля 2014 года, сразу после государственного переворота на Украине, десятки членов так называемой самообороны майдана заблокировали входы в Киево-Печерскую лавру. На следующее утро монастырь был разблокирован.

22 июня 2014 года более 100 украинских националистов сорвали у Киево-Печерской лавры крестный ход противников войны в Донбассе. Однако попытки нападавших прорваться в монастырь были пресечены правоохранительными органами.

В марте 2017 года около 200 украинских националистов — участников боевых действий в Донбассе организовали свою акцию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Явившись в монастырь на экскурсию, они провели в храм представителей самопровозглашенного «Киевского патриархата», которые стали служить свой «молебен».

2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Филарет Денисенко в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания автокефалии украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры.

20 сентября 2018 года украинский националистический сайт «Миротворец» добавил в свою базу данных наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла, обвинив его в антиукраинской пропаганде.

29 ноября 2018 года специальная комиссия Минкультуры Украины при участии сотрудников Службы безопасности Украины (СБУ) и Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника начала опись церковных ценностей и святынь, которые были переданы монастырю после его возрождения в 1988 году. Подобная проверка проводилась впервые за 30 лет.

30 ноября 2018 года СБУ провела обыски по месту проживания наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла в подсобном хозяйстве монастыря в селе Вороньки Бориспольского района Киевской области. Основанием для обыска стало уголовное дело о «разжигании межконфессиональной вражды». Накануне, 29 ноября, митрополит Павел заявил, что со стороны властей он получал угрозы, на него оказывалось давление.

24 декабря 2020 года Епифаний Думенко, руководитель так называемой Православной церкви Украины, созданной на базе неканонических «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», подтвердил, что его структура будет добиваться передачи в свое распоряжение Киево-Печерской и Почаевской лавр.

23 мая 2022 года синод ПЦУ заявил о намерении основать мужской монастырь под названием «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра» и поручил своему лидеру обратиться в правительство с просьбой передать этой юрисдикции один из храмов и часть помещений Киево-Печерской лавры Украинской православной церкви.

Репрессивная кампания против УПЦ, начало процесса передачи монастыря ПЦУ

Осенью 2022 года власти Украины начали репрессивную кампанию против УПЦ, в рамках которой в Киево-Печерской лавре были проведены обыски, возбуждены уголовные дела против ее насельников, введены санкции в отношении наместника, начат процесс насильственной передачи храмов ПЦУ.

13 ноября 2022 года СБУ и полиция Украины начали расследование по факту «восхваляющих Россию» песнопений на русском языке в одном из храмов Киево-Печерской лавры. 1 декабря офис генпрокурора Украины сообщил о предъявлении по этому делу обвинения священнику УПЦ по ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 436-2 Уголовного кодекса Украины («Оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии Российской Федерации, глорификация ее участников»).

Депутат Верховной рады Алексей Гончаренко 15 ноября направил депутатское обращение на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля с предложением лишить УПЦ прав на аренду Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской лавр и передать их раскольнической Православной церкви Украины.

22 ноября сотрудники СБУ провели масштабные обыски в Киево-Печерской лавре, назвав их «контрразведывательными мероприятиями», призванными не допустить «использования монастыря как ячейки Русского мира». Кроме того, в ноябре 2022 года священноначалие монастыря под давлением СБУ изгнало из лавры монахов, поддерживавших единство Русской церкви и продолжавших поминать за богослужением Патриарха Московского и всея Руси.

2 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций на Украине и применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», по сути, направленное на запрет УПЦ. Документом, в частности, требовалось обеспечить в двухмесячный срок «проверку наличия правовых оснований и соблюдения условий использования» УПЦ имущества, которое находится на территории Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Кроме того, этим решением были введены санкции в отношении нескольких иерархов УПЦ, в частности в отношении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

В тот же день, 2 декабря, в Единый государственный реестр Украины было внесено юридическое лицо «Киево-Печерская лавра» ПЦУ, что при соответствующем решении властей Украины позволяет переоформить имущество и помещения монастыря на ПЦУ.

С 1 января 2023 года по инициативе Минкультуры Украины дирекция Киево-Печерского историко-культурного заповедника в одностороннем порядке прекратила действие договоров аренды кафедрального Успенского собора и Трапезной церкви с УПЦ (оба храма находятся на территории Верхней лавры). В результате монахам лавры был закрыт доступ в эти храмы, где ранее они постоянно проводили богослужения. Юридическая служба УПЦ заявила, что оспорит это решение в суде, так как договоры аренды были расторгнуты с нарушением законодательства.

7 января 2023 года в Успенском соборе под охраной более 3 тыс. силовиков было организовано «богослужение» лидера раскольнической ПЦУ Епифания Думенко. В храме присутствовали председатель Верховной рады Руслан Стефанчук, заместитель главы офиса президента Кирилл Тимошенко, министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко. В своем выступлении в храме Думенко дал понять, что ПЦУ намерена взять под контроль всю лавру и призвал братию монастыря переходить в юрисдикцию раскольнической церкви. Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел назвал произошедшее «надругательством» над храмом, а Епифания Думенко — «раскольником» и «самосвятом». Через несколько дней в отношении митрополита Павла было возбуждено уголовное дело по статье о разжигании религиозной вражды.

10 марта на сайте Киево-Печерского заповедника был опубликован документ за подписью и. о. гендиректора заповедника с требованием к монахам УПЦ покинуть лавру до 29 марта текущего года «в связи с расторжением договора аренды». В документе уточнялось, что рабочая группа, установившая нарушение условий договора аренды, была создана по указу Владимира Зеленского от 2 декабря 2022 году В тот же день глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент охарактеризовал требования властей как ультиматум. Наместник лавры митрополит Павел заявил, что монахи добровольно не покинут свой монастырь, несмотря на поступающие в их адрес угрозы.

11 марта Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к предстоятелям поместных православных церквей, Папе Римсому Франциску, архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, генсекам ОБСЕ и Совета Европы Хельге Марии Шмид и Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, другим религиозным лидерам и представителям международных организаций с посланиями, в которых призвал их приложить все возможные усилия, чтобы не допустить изгнания монахов УПЦ из Киево-Печерской лавры. 14 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал генсека ООН Антониу Гутерриша и действующего председателя ОБСЕ Буяра Османи потребовать от Киева прекратить произвол против канонической православной церкви и не допустить принудительного выселения братии монастыря.

14 марта депутаты Верховной рады Украины обратились в СБУ с просьбой обеспечить выселение монахов УПЦ из Киево-Печерской лавры и передачу государству находящихся в монастыре мощей святых.

15 марта братия Киево-Печерской лавры записала видеообращение к президенту Украины, кабинету министров, Верховной раде с просьбой не вмешиваться в дела церкви, заявив при этом, что готовы остаться в лавре «до конца».

16 марта патриарх Кирилл в своем видеообращении, размещенном на официальном сайте РПЦ, назвал ультиматум украинских властей в адрес Киево-Печерской лавры «чудовищным деянием» и сравнил его с гонениями на церковь при советской власти.

17 марта пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что руководство России осуждает репрессии в отношении УПЦ и сожалеет, что «противоправные действия киевского режима не получают должного осуждения со стороны мирового сообщества».

20 марта члены Синода УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием (Березовским) прибыли к офису президента Украины, чтобы изложить свою позицию, однако Владимир Зеленский отказался с ними встретиться. В обращении к президенту Украины члены Синода просили не допустить принятия антицерковных законов, а также сделать все для того, чтобы духовенство УПЦ и верующие могли молиться в Киево-Печерской лавре. В тот же день Синод УПЦ призвал верующих «всеми законными средствами защищать Киево-Печерскую Лавру».

28 марта представители УПЦ обратились к Владимиру Зеленскому с просьбой не выселять студентов и преподавателей духовной академии и семинарии из лавры. 

Теги:

УкраинаРоссия

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра Киевской епархии / Монастырский вестник

Скоро высокий духовный подвиг преподобного Антония стал широко известен и привлек горожан, приходивших к нему за благословением и духовными советами. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.

После перевода преподобного Варлаама настоятелем в построенный князем Изяславом Свято-Дмитриевский монастырь, преподобный Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия (†1074) — как самого кроткого, смиренного и послушного. Когда в монастыре было уже около 100 монахов, преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы переписать Студийский устав и принести его в Киев. Задание было выполнено. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Этот общежительный устав впоследствии принимают все монастыри Киевской Руси.

Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма Успения Божией Матери. В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах.

Укрепляя первых Печерских иноков и назидая на их примере всю Русь, не так давно принявшую Святое Крещение, Господь явил в Лавре множество чудес и знамений. Сила подвигов и молитв преподобных Печерских изумляла их современников и все последующие поколения верующих.

Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь, затворники отличались высокой нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов.

Многие Печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где население исповедовало язычество. Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц, призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка наследования княжеского престола представителями киевской династии.

С Киево-Печерским монастырем связано летописание. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец, около 1113 г. окончивший свою гениальную «Повесть временных лет». В первой четверти XIII в. в монастыре было создано уникальное произведение — «Киево-Печерский Патерик», основу которого составили рассказы инока Поликарпа, а также послания Симона, епископа Владимиро-Суздальского.

Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.

Начиная с 40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий и вместе с народом претерпевала бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города.

От татарских набегов монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг. Источников, сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось мало. В связи с тем, что Чингисхан и его преемники, в силу своего суеверия (они почитали божества различных религий), проявляли веротерпимость, есть основание полагать, что жизнь и богослужения в монастыре не прекращались.

Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что иноки жили не в самой обители, а вокруг нее, «по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и тайно сходились в один уцелевший от разорения придел церкви для совершения богослужения».

В середине XIV в. начинается литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, исповедовал первоначально языческую веру, а затем после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт: юноша Арсений, родом из Твери, принявший во второй половине XIV в.

постриг «…возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания…»

Печерский монастырь оказал определенное влияние и на развитие Церкви в сопредельных русских землях в бедственное для них время. Так, во второй половине XIV в. постриженик Киево-Печерского монастыря Стефан, Мохринский Чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле — Авнежский монастыри. Тверской епископ Арсений основал в своей епархии Желтоводский Успенский монастырь. В конце XV в. печерский постриженик Кузьма Яхромский основал монастырь на р. Яхроме во Владимирском уезде (недалеко от Москвы).

В этот период Печерский монастырь пользовался такой славой, что нередко некоторые русские князья приходили в Лавру и оставались жить в ней навсегда, причем некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности, здесь в 1439 г. монашество с именем Феодосий принял известный полководец князь Феодор Острожский, передавший обители свои богатства.

К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. И новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря поднялась в период борьбы с унией, когда обитель возглавили выдающиеся деятели той эпохи: архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, св. митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Так с именем Елисея Плетенецкого связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часословец» (1616-1617 гг.

). В 1680-90-х годах в Лавре инок Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святитель Дмитрий Ростовский, составляет «Жития святых», которые и поныне являются любимым чтением христиан.

С 1786 г. Киевские и Галицкие митрополиты были одновременно настоятелями (священноархимандритами) Печерской Лавры. Первым лицом после настоятеля в Лавре был наместник — как правило, иеромонах или игумен, позднее — архимандрит. Всеми делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником. В его состав входили руководители лаврских ведомств.

Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета… Посещая Лавру, цари так же как и подданные брали благословение у настоятеля, прикладываясь к его руке. Романовы передавали в дар обители лично либо через своих посланцев золотые кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг, ризы золотого шитья, парчу и кипарисовые гробницы для усопших угодников.

Среди дарителей имена великокняжеские, граф Шереметьев и княгиня Гагарина, граф Румянцев-Задунайский (погребенный в Успенской церкви) и князь Потемкин, гетман Мазепа, графиня Орлова-Чесменская и сотни других. Значительные суммы на содержание Лавры жаловались дворянами, купцами, промышленниками, иностранцами. Даже простолюдины, при своем весьма скромном достатке, считали христианским долгом пожертвовать Лавре часть сбережений.

При Печерском монастыре существовали странноприимница и больница. До восьмидесяти тысяч паломников принимала ежегодно святая обитель на иждивение. Многие из них не только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались (за счет монастыря) хлебом и щами три, четыре и более дней кряду. И так на протяжении десятилетий!

Как и прочие монастыри империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: содержала собственную начальную школу, Духовное училище, ассигновала средства на обучение бедных учащихся Киевской епархии и даже установила пять стипендий в духовно-учебных заведениях Киева и Костромы «В память о чудесном спасении священной жизни Государя-Императора Александра II 4 апреля 1866 года».

В 1860 г. в Лавре открылось двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковноприходской школой. В 1914 г. она принимала на обучение до 130-140 детей.

Существенными были пожертвования Лавры и других крупных монастырей в годы русско-японской и первой мировой войны.

Как видим, Киево-Печерская обитель всегда отзывалась на всякое благое, христианско-народное и церковно-общественное дело. Благотворительность, любовь к ближним создавали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Свидетельство тому — щедрые подарки царствующих особ с сопроводительными документами «…о дарении в ознаменование особого расположения к Обители за труды и молитвы братии Лаврской во имя спасения душ человеческих».

Многие именитые люди хотели, чтобы после смерти их погребли на Лаврском кладбище. Подобное завещание оставил, в частности, генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев.

Однако после смерти Шереметьева, последовавшей в Москве, по повелению Петра I тело покойного доставили не в Киев, а в Александро-Невскую Лавру Санкт-Петербурга. На Рождественском кладбище Лавры, в Большой Успенской церкви, на территории обители покоились многие выдающиеся деятели России и Украины, в том числе дочь упоминаемого Б. П. Шереметьева — Наталия (в монашестве — Нектария) Долгорукая. Нелегкая судьба этой женщины была у всех на слуху многие годы. Опальная княжна приняла схиму во Флоровском монастыре (в 1757 г., 43-х лет от роду). Деятельный человек, образованная женщина, она принимала участие в восстановлении Десятинной церкви и других киевских храмов. Скончавшаяся 3 июля 1771 г. монахиня Нектария с подобающими княгине и подвижнице почестями была погребена в Лавре.

В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина — выдающегося государственного деятеля Российской Империи.

В Лавре сложился уникальный некрополь. В земле святой обители, в церквах и пещерах ее почивают: первый киевский митрополит Михаил, князь Федор Острожский, Елисей Плетенецкий, свт. Петр Могила, Иннокентий Гизель, десятки других выдающихся деятелей отечества.

После октябрьского переворота для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена за сотню километров от Киева и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению и разрушению.

Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор.

В конце 50-х годов под усилением давления партийно-политической системы заповедник превращается в рассадник атеистической пропаганды. В это время по указанию директивных партийных органов были засыпаны старинные колодцы Антония и Феодосия.

В 1961 г. решением вышеназванных органов действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской оккупации в 1941 г. был упразднен, его насельники изгнаны.

В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной печерской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер.

В 1994 году во главе братии Святой Успенской Киево-Печерской Лавры стал ее нынешний Наместник митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Владыка Павел пребывает в обители уже более двадцати лет, и за время его наместничества Лавра преобразилась, приобрела невиданное благолепие и красоту.

Помимо того, что были отреставрированы братские корпуса, паломнические дома, украшена территория, также умножилось число братии, что для любого монастыря является самым главным показателем жизни. Если вначале девяностых годов прошлого века количество братии исчислялось несколькими десятками, то теперь это – сотни. Сейчас в монастыре несут послушание более двухсот человек, из которых около ста в священном сане – священническом и диаконском.

Монастырь развивается и успешно существует в разных направлениях духовной, культурной и социальной жизни, полноценно работают такие структуры: издательский, паломнический, информационный, транспортный отделы, звукостудия, отдел социального служения, иконописные и прочие мастерские, свечной завод, швейный цех, лавки, где можно выбрать священнические облачения и повседневную одежду. Открыты несколько трапезных, рассчитанных на то, что Лавру посещают паломники, которые хотят причаститься Святых Христовых Таинств.

Также в Лавре своими силами братия выпекает просфоры и хлеб.

Регулярно проводятся православные фестивали, концерты, выступления творческих коллективов, выставки, ярмарки.

На территории современного монастыря расположены и Киевские духовные школы, возрожденные в 1989 году, работают православно-катехизаторские курсы.

Лавра является местом, где находится резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

Напряженность в комплексе почитаемого Киевского монастыря растет

Киев —

Дворы Киево-Печерской Лавры были заняты не только обычными верующими, которые ходили в храмы и обратно в обширном монастырском комплексе, который является самым почитаемым православным местом в Украине.

В пятницу также были заняты люди в штатском, грузившие автомобили плазменными телевизорами, мебелью и другими предметами из зданий — помогая местным монахам вывозить имущество Украинской Православной Церкви или УПЦ перед угрозой выселения властями 29 марта. .

Люди берут бесплатные духовные книги в библиотеке Печерского монастыря в Киеве, 23 марта 2023 года.

Также сотрудники милиции проверяли автомобили, чтобы убедиться, что никто не вывозит предметы, принадлежащие заповеднику Киево-Печерской Лавры, который курирует комплекс.

Российское вторжение в Украину отразилось здесь в борьбе за контроль над Лаврой, известной на английском языке как Пещерный монастырь. В комплекс входят церковные, монастырские и музейные постройки; его самые старые части восходят к заре христианства здесь тысячелетие назад.

Спор является частью более широкого религиозного конфликта, разыгравшегося параллельно с войной.

Верующая держит свечу во время молитвы у саркофага со святыми мощами в подземном лабиринте Печерского монастыря, одного из самых святых мест православных христиан, в Киеве, 24 марта 2023 года.

Правительство Украины уже приняло жесткие меры против Украинской православной церкви за ее исторические связи с Русской православной церковью, лидер которой патриарх Кирилл поддержал президента России Владимира Путина во время вторжения на Украину.

ФАЙЛ — Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл проводит пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве, 24 апреля 2022 года.

В Верховной Раде рассматривается «проект закона о запрете деятельности в Украине религиозных организаций, аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации», — который может повлиять на УПЦ, в зависимости от того, как его интерпретировать.

УПЦ настаивала на своей лояльности к Украине, с самого начала осуждала российское вторжение и даже объявила о своей независимости от Москвы.

Но украинские спецслужбы утверждают, что некоторые в украинской церкви поддерживают тесные связи с Москвой. Они совершили налет на многочисленные святыни церкви, а затем разместили фотографии рублей, российских паспортов и листовок с посланиями от Московского патриарха в качестве доказательства того, что некоторые церковные чиновники были верны России.

Рейды начались после богослужения 12 ноября в комплексе Печерской Лавры, где украинский православный священник говорил о «пробуждении» России.

Украинское правительство заявило, что Лавра, включая семинарию и офисы УПЦ, является центром пропаганды «русского мира» — идеологии, рекламирующей политическую и духовную гегемонию Москвы над соседними славянскими землями, такими как Украина.

Правительство также наложило санкции на настоятеля Лавры за предполагаемую промосковскую деятельность. Он уже позволил конкурирующей Православной церкви Украины (ПЦУ) использовать один из храмов Лавры для проведения Рождественской службы.

А вот Украинскую Православную Церковь теперь приказывает вывести из помещения совсем.

Ставки высоки. Комплекс называют «жемчужиной Украины» и «Ватиканом» украинского православия.

Участок принадлежит правительству, и агентство, контролирующее имущество, ранее в этом месяце уведомило УПЦ о том, что с 29 марта прекращается договор аренды, разрешающий бесплатное использование культовых сооружений на участке. Правительство утверждает, что монахи нарушили договор аренды, внеся изменения в историческое место и другие технические нарушения.

«Там много новостроек, и это объект ЮНЕСКО, на которые нет соответствующих документов и разрешений. Законность таких новостроек также вызывает законные вопросы», — заявил министр культуры Украины Александр Ткаченко в эфире украинского телевидения. «Государство должно управлять тем, что ему принадлежит».

Монахи Украинской Православной Церкви это оспаривают, называя эти претензии предлогом, и отказываются уходить.

Тем не менее, они вывозят все, что могут, в рамках подготовки к возможному насильственному выселению.

«Мы понимаем, что нам не дадут возможности нормально функционировать, и поэтому нам необходимо снять определенные вещи и не допустить их уничтожения», — сказал глава пресс-службы УПЦ митрополит Климент.

Ранее монахи говорили, что не покинут Лавру ни при каких обстоятельствах.

Митрополит Климент беседует с Associated Press в Киево-Печерском монастыре, 24 марта 2023 г.

Митрополит Климент в интервью Associated Press сообщил, что юристы УПЦ обратились в Министерство культуры с просьбой предоставить документы, объясняющие причины разрыва соглашения.

Однако, по словам Климента, министерство сообщило им, что такие документы предоставляться не будут, так как они имеют пометку для служебного пользования, как будто они засекречены.

В постановлении правительства о выселении прямо не говорится, что монастырь может быть передан Православной церкви Украины.

Но глава этой церкви митрополит Епифаний выступил с заявлением, адресованным монахам Лавры, указав на знание грядущих перемен.

Митрополит Епифаний, глава независимой Украинской Православной Церкви, совершает Рождественское богослужение в Успенском соборе Лавры Печерского монастыря, Киев, 7 января 2023 года.

Выселение не положит конец монастырскому богослужению и служению в комплексе, сказал он.

Митрополит Епифаний сообщил, что службы будут продолжаться и совершаться на их древнеславянском языке наряду с современным украинским.

«Текущие дела монастыря будут вести те, кто знает традиции и быт монастыря… и не запятнал себя преданностью «русскому миру», — сказал митрополит.

Епифаний заявил, что УПЦ является «инструментом гибридной агрессии против Украины».

Министерство культуры Украины пыталось дать аналогичные гарантии того, что монашеская жизнь Лавры будет продолжаться.

Священник толкает детскую коляску во время прогулки по Киево-Печерскому монастырю в Киеве, 24 марта 2023 года.

Кремль, однако, ссылается на расторжение договора аренды УПЦ как на еще одно доказательство того, что действия России за последний год в Украине оправданы, утверждая, что Россия защищает осажденное православное население.

Патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви, поддержавший вторжение Москвы в прошлом году, попросил Папу Франциска и других религиозных лидеров вмешаться в спор вокруг Лавры.

Украинская Православная Церковь была полностью верна Московскому патриарху с 17-го века, хотя она имела широкую автономию и решительно осуждала российское вторжение.

Независимая Православная Церковь Украины получила официальное признание в 2019 году от Вселенского Константинопольского Патриарха, который имеет высшую почетную позицию в Православии, но не вселенскую власть папы. Кирилл не признал ПЦУ легитимной.

УПЦ сама провозгласила в прошлом году полную независимость от Москвы. Но ПЦУ и ее сторонники говорят, что УПЦ сохраняет прочные связи и симпатии к Москве.

Изменения в работе Лавры вызвали неоднозначную реакцию у частых посетителей комплекса в пятницу.

32-летнего Александра, который отказался называть свою фамилию, это расстроило. Он сказал, что УПЦ явно связана с Россией, но никакой церковной пропаганды лично он не слышал, и планирует посещать богослужения УПЦ в других местах.

Но перемены приветствовала Оксана Науменко, много лет работающая в академии, расположенной в Лаврском комплексе. Она сказала, что это исполнило одну из ее давних мечтаний о том, чтобы пение и молитва в Лавре происходили на украинском языке.

«Это очень масштабное и глобальное событие в нашей истории. Возможно, что не все это осознают», — сказала она. «Но, возможно, наши дети узнают, какой ценой приобретаются наша религия и язык».

Религиозное освещение Associated Press получает поддержку благодаря сотрудничеству AP с The Conversation US при финансовой поддержке Lilly Endowment Inc. AP несет исключительную ответственность за этот контент.

Украина изгоняет пророссийское духовенство из Киево-Печерского монастырского комплекса – ПОЛИТИКО

КИЕВ. У входа в Киево-Печерскую Лавру, православный пещерный монастырский комплекс XI века в центре города, полиция останавливает каждую машину для краткой проверки.

Среда — крайний срок для 1000 жителей монастыря, чтобы покинуть то, что было их домом на фоне обострения политических опасений, что некоторые из них были слишком близко к Москве и были русской пятой колонной. Полиция проверила отъезжающие автомобили, чтобы убедиться, что ни один из них не был загружен более чем 800 иконами, крестами и другими бесценными артефактами, хранящимися в религиозном комплексе.

Три женщины — все обитательницы Лавры — сидели на скамейке недалеко от нижних пещер монастыря и смотрели, как монахи загружают сумки в машину.

Одна спросила у товарищей: «Где мы будем ночевать, вы случайно не знаете?»

Вам может понравиться

«Как будто они забирают наш дом», — сказала POLITICO другая женщина, отказавшись назвать свое имя. «Бог накажет тебя и тебе подобных за то, что ты играешь с его волей», — сердито сказала она.

Громкое выселение — лишь очередной этап горького раскола, разделяющего православных верующих в Украине.

Церковь Украины раскололась в 2018 году на две фракции с почти одинаковым названием. Столкнувшись с оппозицией Кремля, Православная церковь Украины (ПЦУ) получила церковную независимость от Константинопольского патриархата в 2019 году. В знак политического разлома, лежащего в основе вражды, церкви ПЦУ предложили поддержку протестующим на Майдане. 2014 года, который сверг Виктора Януковича, московского сатрапа в Украине. Это оставило Украинскую Православную Церковь (УПЦ), которая по-прежнему была верна Москве.

Изгнание из Лавры технически является частью расторжения 10-летнего соглашения о безвозмездном пользовании культовыми сооружениями и другим государственным имуществом, которое монастырь подписал в 2013 году. специальная правительственная комиссия выяснила о многочисленных нарушениях сроков аренды святыми жильцами.

На самом деле, дело очень политическое, из-за гнева в Украине, что некоторые священнослужители Украинской Православной Церкви сотрудничали с русскими оккупантами.

«Никто не собирается уходить. Мы вывозим кое-что на случай насильственного выселения или захвата. Просто чтобы убедиться, что хотя бы святыни и другие вещи не повреждены», — сказал POLITICO архиепископ Иона, глава молодежного отдела храма. «Теперь пещеры полны людей, молящихся. Некоторые хотят провести здесь ночь. Открытого призыва к защите Лавры не было. А если есть, то вся Украина придет».

Министр культуры Украины Александр Ткаченко приказал монахам Украинской православной церкви покинуть все помещения Лавры, но сказал, что украинские власти не будут применять силу против монахов, если они пропустят срок. Он также сказал, что если монахи хотят остаться, им просто нужно перейти в верность Православной церкви Украины.

По состоянию на 26 марта более 1236 религиозных общин и монастырей объявили о переходе из Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Православную Церковь Украины. Согласно исследованию аналитического центра Киевского международного института социологии, только около 4% православных отождествляют себя с Московским патриархатом.

Большинство клириков Лаврской Церкви Московского Патриархата до сих пор не признают Православную Церковь Украины, несмотря на то, что Константинопольский Патриарх Варфоломей даровал ей независимость в 2019 году.

Александр Ткаченко приказал монахам Украинской Православной Церкви покинуть все помещения Лавры | Сергей Супинский/АФП через Getty Images

Митрополит Онуфрий из связанной с Россией Украинской православной церкви утверждает, что его церковь является единственной подлинной в Украине, а других называет раскольническими. Как только началось полномасштабное российское вторжение, он публично его осудил. В мае прошлого года Украинская Православная Церковь объявила о расставании с Русским Патриархатом и прекратила молиться за Русского Патриарха Кирилла, сообщил архиепископ Иона. «Это было убийство Каином своего брата Авеля», — сказал Иона, отражая российский нарратив о том, что Украина и Россия — «братские народы».

Однако в ноябре 2022 года появилось видео с молитвы в Лавре, где прихожане молятся за Россию. Позже священники заявили, что это подделка.

В прошлом году Служба безопасности Украины, также известная как СБУ, провела обыски в различных зданиях Украинской православной церкви Московского патриархата, в том числе в Лавре. По состоянию на февраль СБУ расследует около 60 уголовных дел в отношении пророссийски настроенных священнослужителей Московского Патриархата, многие из которых подозреваются в сотрудничестве с российской оккупационной армией в различных регионах.

«Только несколько жрецов действительно сотрудничали. Неправильно возлагать коллективную вину на церковь. Были также коллаборационисты среди СБУ и других органов. Но правительство решило напасть на церковь», — сказал архиепископ Иона, добавив, что коллаборационистов можно найти в любой сфере, даже в рядах СБУ.

Всего за несколько дней до крайнего срока отъезда монахов духовный глава православных христиан мира, Вселенский Патриарх Варфоломей, ужесточил свою позицию в отношении Московского Патриархата, заявив во время поездки в Вильнюс, что Российская Православная Церковь разделяет ответственность за конфликт в Украина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *