Музей квартира булгакова на патриарших: Однажды на Патриарших (двухчасовая экскурсия с посещением музея) – Музей Михаила Булгакова

музей Булгакова и памятник Крылову

В Пресненском районе Москвы расположено одно из самых «литературных» и мистических мест столицы – Патриаршие пруды.  Именно здесь завязывается действие наиболее известного и таинственного романа XX века «Мастер и Маргарита». На Патриарших родилась и начала свой поэтический путь Марина Цветаева. Здесь установлен оригинальный памятник Ивану Крылову и героям его басен.

Посетить Патриаршие с экскурсией стоит не только из-за богатого литературного наследия, но и из-за живописных видов и самобытной архитектуры, в том числе построек отца русского модерна Фёдора Шехтеля.

Резиденция патриарха… на болоте

Название местность получила благодаря тому, что в начале XVII века патриарх Гермоген создал здесь свою резиденцию. Выбор места оказался довольно странным: совсем рядом располагалось Козье болото, которое пользовалось в народе дурной славой. К концу того же века патриарх Иоаким велел создать здесь три пруда для разведения рыбы. Но вскоре патриаршество отменили, за водоемами перестали следить, и они пришли в плачевное состояние.   

После московского пожара в 1812 году власти решили оставить только Большой Патриарший пруд, а два других засыпали. Водоем очистили, наполнили свежей водой и разбили вокруг него живописный сквер.

Именно в этом сквере и начинается повествование романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Летом 2012 года около пруда установили знак «Запрещено разговаривать с неизвестными», отсылающий к событиям книги. На табличке изображены силуэты Воланда, Коровьева и кота Бегемота.

Источник: https://rutraveller.ru

«Нехорошая квартира» Михаила Булгакова

В 2007 году в доме №10 на Большой Садовой улице открылся музей Михаила Булгакова. Здесь писатель жил и творил в 1921-1924 гг., а впоследствии коммунальная квартира №50 стала прототипом той самой «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита».

Музей посвящен как жизни писателя, так и его главному произведению. На входе посетителей встречают бронзовые изваяния кота Бегемота и Коровьева, а для создания мистической ауры в самом здании используются спецэффекты. В музее воссоздана атмосфера коммунальной квартиры начала прошлого века, в том числе представлена инсталляция общей кухни. Посетители могут посмотреть интерьер комнаты, в которой Булгаков прожил три года и написал «Белую гвардию». Значительную часть пространства занимает стол писателя, за которым он писал свои произведения. В музее воссоздано и последнее рабочее место Булгакова — «синий кабинет», представлены мебель и личные вещи членов семьи писателя, документы и фотографии, а также библиотека Михаила Афанасьевича.

Кроме Булгакова, на Патриарших жила и его современница, не менее знаковая в литературном мире фигура – Марина Цветаева. Поэтесса родилась в 1892 году в деревянном одноэтажном доме в Трёхпрудном переулке.  Здесь она росла, здесь создала свой первый сборник «Вечерний альбом». К сожалению, постройка не сохранилась: в годы Гражданской войны ее разобрали на дрова, а затем на этом месте возвели жилищный кооператив.

Иван Крылов и его герои в бронзе

В 1976 году в Ермолаевском переулке открыли оригинальную скульптурную композицию, посвященную самому известному российскому баснописцу. Это серия монументов, изображающих как самого Ивана Крылова, так и персонажей 12 басен. Авторами памятников стали архитектор Армен Чалтыкьян, скульпторы Андрей Древин и Даниэль Митлянский.

Иван Крылов изображен сидящим на скамье в парке, а вдоль аллеи размещены рельефы с героями и сюжетами самых известных басен. Здесь можно увидеть мартышку с очками, волка и журавля, ворону и лисицу, знаменитый квартет животных-музыкантов  и т.п. Изваяния выполнены в виде раскрытых книг, со страниц которых сходят сказочные герои.

 

Информация

Наши документы

Обращаем ваше внимание, что представленная информация не является публичной офертой и носит информативный характер.
Для точного расчета цены экскурсии вам необходимо обратиться к менеджеру.

Музей Булгакова, нехорошая квартира, Патриаршие пруды, Москва

В каждом городе России есть дома-музеи. Еще бы! Все гордятся знаменитыми уроженцами своих городов и часто делают музей из дома или квартиры, где проживал прославившейся объект. Москва в этом плане не исключение, но в отличии от других городов, в Москве есть дома-музеи даже тех знаменитых людей, которые не были уроженцами этого города. Наш поход будет как раз в один из таких домов. Идем мы в музей Булгакова Михаила Афанасьевича. С рождения в Киеве, до полного и окончательного переезда в Москву писатель прожил 30 лет насыщенной и сложной жизни.

Триумфальная площадь, Москва

Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.

Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.

Арбатская площадь

Погоня Ивана за Воландом происходила с перекрестка до Арбатской площади, которая по праву считается дверью московских тайн.

Кэшбэк 20% на внутренний туризм в России

У Российского туриста, собирающегося в отпуск в Августе 2020 года, есть шанс получить компенсацию от государства в размере эквивалентном своим затратам. Для этого должны быть соб..

Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.

Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».

Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.

Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.

Дом Грибоедова

Здесь заседал МАССОЛИТ, которым руководил Берлиоз. В 1930-х годах организация пародировала литературные и драматические союзы, созданные для поддержки постулатов коммунистической идеологии в искусстве.

Нехорошая квартира

Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.

Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.

Есть даже трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло и буфет, где любой желающий может утолить не только жажду знаний, но и другую.

Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М. А. Булгакова

Воробьевы горы

Свое путешествие герои романа заканчивают на Ленинских Воробьевых горах. От пронзительного свиста Фагота с корнем выдернулся дуб, по земле прошли трещины, вода вскипела и перекинулась на соседний берег. Мастер прощался с Москвой, оглядывая в последний раз родные окрестности.

Здесь лучше всего и завершить пешую экскурсию по булгаковским местам в Москве.

Дом-музей Булгакова

Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита». Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному. Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.

А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом, где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени. Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире. Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.

Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50. Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят. Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.

Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.

Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.


квартира 50

«Нехорошая квартира»: Булгаков о квартире № 50

Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда». Конечно, одним из первых и самых животрепещущих вопросов стал «квартирный вопрос»:

«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни… И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане».

Первым постоянным московским адресом, который оставил неизгладимый след в судьбе Булгакова, стала Большая Садовая улица д.10 кв. 50. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Именно так он отзывался о ней в письмах матери. И хотя Михаил Афанасьевич позволял себе иронически высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг. считал наивысшей радостью.

«Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита»; «гнусной комнатой гнусного дома» называл М. Булгаков свое жилище в дневнике за 1923 г. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. сохранилось шутливое стихотворение о новом месте жительства, в котором лишь отчасти отражен советский коммунальный быт большой квартиры:

На Большой Садовой Стоит дом здоровый. Живет в доме наш брат Организованный пролетариат. И я затерялся между пролетариатом Как какой-нибудь, извините за выражение, атом. Жаль, некоторых удобств нет Например – испорчен ватерклозет. С умывальником тоже беда: Днем он сухой, а ночью из него на пол течет вода. Питаемся понемножку: Сахарин и картошка. Свет электрический – странной марки: То потухнет, а то опять ни с того ни с сего разгорится ярко. Теперь, впрочем, уже несколько дней горит подряд, И пролетариат очень рад. За левой стеной женский голос выводит: „бедная чайка…“ А за правой играют на балалайке.

Быт в квартире № 50 пугал не только пьяными поющими за стеной соседями, но и неустройством быта: отсутствием отопления, нестабильным водоснабжением, несоблюдением чистоты в квартире и многим другим. Так, в письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: „Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь“ или „Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью“. 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича, как впрочем, большинства москвичей: отсутствие рабочих мест, маленькая плата на государственных службах, сворачивание предприятий, голод. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:

«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки.…Обегал всю Москву – нет места… Валенки рассыпались“. Из переписки с матерью и сестрой за 1921-1922 г. видно, что проблемы были не только с валенками, но и одеждой, мебелью, кухонной утварью. Соседи М.Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М.А. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами „самой известной квартиры в Москве».

В рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» М.Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой:

«Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит… Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутемных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из “Гугенотов», золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам… Большое было время… И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем (огненный «No 13»), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: «Рабкоммуна». Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак.

В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали: — Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми!»

Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу»:

«В этот момент случилось что-то странное. В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из “Фауста». Я был потрясен. Внизу было пианино, но давно уже никто на нем не играл. Мрачные звуки достигали ко мне. Я лежал на полу, почти уткнувшись лицом в стекло керосинки и смотрел на ад. Отчаяние мое было полным, я размышлял о своей ужасной жизни и знал, что сейчас она прервется наконец.

В голове возникли образы: к отчаянному Фаусту пришел Дьявол, ко мне же не придет никто. Позорный страх смерти кольнул меня еще раз, но я его стал побеждать таким способом: я представил себе, что меня ждет в случае, если я не решусь. Прежде всего, я вызвал перед глазами наш грязный коридор, гнусную уборную, представил себе крик замученного Шурки. Это очень помогло, и я, оскалив зубы, приложил ствол к виску. Еще раз испуг вызвало во мне прикосновение к коже холодного ствола».

Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире:

«Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год.

Хромая, еле ступая на больную ногу, я дотащился к лампе и зажег ее. Она осветила скудность и бледность моей жизни“. Здесь же писатель приводит один из своих постоянно повторяемых диалогов с соседкой: „Каждую ночь в час я садился к столу и писал часов до трех-четырех. Дело шло легко ночью. Утром произошло объяснение с бабкой Семеновной. — Вы что же это. Опять у вас ночью светик горел? — Так точно, горел. — Знаете ли, электричество по ночам жечь не полагается. — Именно для ночей оно и предназначено. — Счетчик-то общий. Всем накладно. — У меня темно от пяти до двенадцати вечера. — Неизвестно тоже, чем это люди по ночам занимаются. Теперь не царский режим. — Я печатаю червонцы. — Как? — Червонцы печатаю фальшивые. — Вы не смейтесь, у нас домком есть для причесанных дворян. Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны. — Бабка, продающая тянучки на Смоленском, скорее частный торговец, чем рабочий. — Вы не касайтесь тянучек, мы в особняках не жили. Надо будет на выселение вас подать. — Кстати, о выселении. Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок. Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. по 1923 г., я Вам писать не стану. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл».

Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т.Н. Лаппа вспоминает как о „скандальной бабе“. Сам М.А. Булгаков делает Горячеву героиней своих рассказов «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Театрального романа», «Мастера и Маргариты». О ней он пишет много, Аннушка (она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка) становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума».

В рассказе «Самогонное озеро» описан быт той самой квартиры № 50, в которую писатель позднее поселит Воланда со всей его свитой:

«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки. …И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух. Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем. Случай был экстраординарный, как хотите, и лишь поэтому он кончился для меня благополучно. Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Павловна не говорила, что я жгу лампочку до пяти часов, занимаясь “неизвестно какими делами”, и что я вообще совершенно напрасно затесался туда, где проживает она. Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. И пусть я заведу себе «своих Шурок» и ем их с кашей. — «Я, Павловна, если вы еще раз ударите Шурку по голове, подам на вас в суд и вы будете сидеть год за истязание ребенка», — помогало плохо. Павловна грозилась, что она подаст «заявку» в правление, чтобы меня выселили: «Ежели кому не нравится, пусть идет туда, где образованные». Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве».

Своего жилища М. А. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. у него не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в „проклятую“ квартиру знакомых не приглашал: „Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки“. При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.

Но несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и пачка старых, а не свежих газет, когда ночью болели бока от ржавых пружин, когда приходилось вычитывать письма безграмотных рабкоров до утра, квартира № 50 все-таки стала местом написания первого большого романа о родном городе, теплом доме и страшных годах Гражданской войны. Именно „нехорошая“ квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»:

«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении. Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».

Булгаков стал по-писательски упорен и благодаря этому из под пера стали выходить не только рассказы для газет и журналов, но и большие работы: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах» — принесшие известность и признание писательского таланта М.А. Булгакову.

Комната Михаила Булгакова

Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт. В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.

В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.

Дом Драмлита

В конце переулка внимание Маргариты привлекала новая пятиэтажка. Девушка подлетела ближе и увидела фасад дома, выложенный черным мрамором, широкие двери и золотую надпись «Дом Драмлита». Это здание было построены в 1930 году для деятелей искусства. Здесь, в квартире № 84, Маргарита начала свой погром.

Патриаршие пруды

Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.

Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.

Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.

Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита». Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача». Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца». Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!

Большой Гнездниковский переулок

От дома Грибоедова поднимайся к Пушкинской площади, сворачивай направо и иди к Тверской. Первый переулок — Большой Гнездниковский. Там впервые встретились Мастер и Маргарита.

В этом переулке Булгаков познакомился со своей третьей женой, которая стала прототипом Маргариты. Дом № 10, где они позднее поселились, в том время был первой московской высоткой.

Сейчас в переулке расположена учебная сцена ГИТИСа.

Экспозиция

Постоянная экспозиция музея посвящена жизни и творчеству Булгакова. Однако здесь нередко устраивают и сменные выставки на различные темы. А поскольку площадь музея относительно небольшая (около 100 кв. м.), то некоторые из них размещаются на летней веранде во дворе или прямо на лестнице.

Кроме обычных музейных экспонатов, в «Булгаковском доме» используется так называемая электронная экспозиция. На специальных мониторах, стилизованных под картины, посетители увидят фотографии писателя, его письма и рукописи. А желающие смогут посмотреть фрагменты спектаклей и фильмов по произведениям Булгакова.

Электронная экспозиция регулярно обновляется и дополняется. Сотрудники музея ставят перед собой задачу собрать наиболее полный архив электронных документов, посвященный Михаилу Афанасьевичу.

Но самые ценные экспонаты музея – это личные вещи писателя. Здесь можно увидеть медицинские инструменты из больницы, в которой в свое время работал Булгаков, сумочку его жены Любови Белозерской, старинную мебель, книги и многое другое.

Экспозиция состоит из восьми разделов:

  1. Гардероб. Это первое помещение, в которое попадают посетители. Здесь отлично передана атмосфера начала XX века: стоят старинные саквояжи, зонты, зонтики и чемоданы. Также в гардеробе собрали вешалки различных эпох.
  2. Синий кабинет. Это самый последний кабинет писателя, воссозданный по воспоминаниям его друзей и близких. Здесь стоит мебель, которая когда-то принадлежала Булгакову и фортепьяно, на котором любила играть его жена. Но главный экспонат кабинета – это секретер с кучей полочек и отделений. Именно за этим секретером обычно и трудился писатель.
  3. Коммунальная кухня. Выставка переносит посетителей в коммунальные кухни 20-х годов, где постоянно работали примусы, и сушилось белье. Один из самых интересных экспонатов – фотография склочной соседки Булгакова, которая стала прототипом Аннушки-Чумы из «Мастера и Маргариты».
  4. Комната Булгакова. Это именно та комната, в которой когда-то жил и работал писатель. Здесь он написал «Белую гвардию», «Роковые яйца» и другие романы. На полках стоят любимые книги Булгакова – русская и зарубежная классика, различные энциклопедии и справочники. Самый ценный экспонат этой выставки – машинописный экземпляр пьесы «Мольер» с подписью автора.
  5. История дома Пигит. Выставка посвящена дому, в котором распложен музей. Здесь можно увидеть чертежи здания и старинные фотографии, дореволюционные обои с тесниной и уникальные чугунные батареи с витыми ножками. Представлены различные элементы лепнины: розетки и карнизы.
  6. Редакция. Первоначально эта экспозиция планировалась как временная, но стала постоянной. Тут собраны экспонаты из редакции газеты «Гудок», где когда-то работал Михаил Булгаков. Посетители увидят архивные документы, различные газеты, журналы и фотографии.
  7. Гостиная. Эта комната обставлена дореволюционной мебелью, а на стенах висят старинные фотографии и гравюры. Среди экспонатов можно увидеть журнальный столик, когда-то принадлежавший дяде Булгакова, а также необычную фаянсовую супницу 20-х годов из сервиза «Пионерия». В этой комнате в наше время проводятся спектакли и концерты.
  8. Белый зал. Это помещение предназначено для сменных выставок, лекций и семинаров.

Кроме перечисленных выставок, обязательно стоит обратить внимание на подъезд музея. Его стены расписаны интересными иллюстрациями к произведениям Булгакова.

Открытие музея

Фонд для создания музея был основан еще в 1990 году. Однако государство интереса к нему не проявило и за долгие годы дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
И лишь в 2004 году предприниматель Николай Голубев вместе с группой единомышленников смог организовать музей. В создании экспозиции активно участвовало общество «Феникс», которое почти 20 лет собирало материалы, связанные с жизнью Булгакова. А некоторые экспонаты были подарены музею частными коллекционерами.

Торжественное открытие состоялось 15 мая 2004 года – в день рождения Михаила Булгакова. В мероприятии приняли участи более 500 человек – деятели культуры, журналисты, актеры московских театров и просто поклонники творчества писателя.

А спустя еще три года правительство Москвы открыло в здании еще один музей – «Нехорошая квартира».

Как добраться до музея «Булгаковский Дом» в Москве

Можно быстро дойти пешком от сквера Булгакова и сада Аквариум, Патриарших прудов, Московского планетария.

Ближайшая станция метро — «Маяковская» Замоскворецкой линии (зелёная ветка, № 2), выйти в сторону Большой Садовой, пройти по той же стороне улицы в сторону Садовой-Кудринской около 200 метров, зайти в арку.

Музей-театр «Булгаковский дом» расположен на первом этаже первого подъезда.

Рядом с домом № 10 по Большой Садовой также есть автобусная остановка «Метро Маяковская», доехать до неё можно на автобусах № 869, т39, т10, Б.

История квартиры

Считается, что квартира № 50 на ул. Б. Садовая и стала прообразом той самой «нехорошей квартиры» в «Мастере», в которой поселились Лиходеев и Берлиоз, и которую в конце романа спалил кот Бегемот.

Сам Булгаков проживал в этой квартире в 1921—1922 годах. Своей сестре он писал, что недоволен ею, что не чувствует себя оседлым и ему не нравятся соседи. И это несмотря на то что устроится туда было не так-то просто. В этом Булгакову помогла Надежда Крупская, которая работала вместе с ним в одном из журналов.

Патриаршие пруды

Опубликовано prestonj2 на |

Для нашего района мы (Джулия Престон и Майя Косталес) выбрали Патриаршие пруды. Мы посетили этот район в общей сложности четыре раза вместе в течение семестра. Мы выбрали Патриаршие пруды, потому что читали о них в «Мастере и Маргарите», и нам было любопытно, как выглядит этот район сегодня по сравнению с 1940-ми годами. Патриаршие пруды — это относительно небольшой район, название которого связано с большим искусственным водоемом в центре парка, окруженным многоквартирными домами. В окрестностях есть больше квартир, а также коммерческих зданий. На первом этаже, выходящем на площадь, расположены рестораны и магазины. Магазины, которые вы найдете на Патриарших прудах, более высококлассные, чем в большей части Москвы, и, кажется, предназначены для обслуживания богатых западных туристов. Во время нашей первой прогулки мы быстро заметили, что район усыпан роскошными автомобилями, дизайнерскими магазинами модной одежды и элитными кафе. Гуляя по Патриаршим прудам, мы чувствовали себя дважды аутсайдерами, потому что мы были такими узнаваемыми иностранцами и не очень богатыми.

Ближайшая к Патриаршим прудам станция метро «Маяковская», расположенная примерно в трех кварталах, выходит на другую площадь, в центре которой стоит памятник советскому поэту Владимиру Маяковскому. Также по обеим сторонам площади находятся Театр Чайковского и гостиница «Пекин», оба довольно великолепные здания. Это еще больше усиливает ощущение района Патриарших прудов как культурного места с художественным влиянием. Музей-квартира Булгакова также находится на пути между станцией метро и прудом, а в районе пруда есть несколько заведений на тему Мастера и Маргариты, таких как кафе «Бегемот», названное в честь демонического черного кота из романа. По иронии судьбы Булгаков и Маяковский, бывшие современниками, ненавидели друг друга лично и в этом соседстве они неразлучны. Третьим, более нейтральным литературным ориентиром в этом районе является статуя русского фольклориста Крылова, которая находится на площади у пруда, а также несколько меньших статуй, изображающих сцены скачущих животных из русских басен. Каждая из этих скульптур в форме сборника рассказов рельефно изображает сцену из одной из его сказок, а в нескольких местах тусклый коричневый металл отполирован до зеркального блеска руками посетителей.

Маяковский

Когда я (Юлия) вместе с моей русской подругой Катей побывала в этом районе на Параде Победы, она рассказала мне о соперничестве между Маяковским и Булгаковым, а также много историй о влиянии Мастера и Маргариты на район. Когда книга впервые циркулировала в самиздате (подпольные каналы распространения запрещенных книг и другой литературы в советский период), район Патриарших прудов посещали потоки скрытных туристов, осторожно исследующих места, описанные в книге, стараясь не признавать, что они читал это слишком открыто. За десятилетия, пока «Мастер и Маргарита» заняли свое место в качестве современной русской классики, современный дизайн района явно отразил его литературную историю и туристов, вдохновленных Булгаковым. В парке вокруг пруда даже висит табличка, призывающая посетителей не разговаривать с незнакомцами, нахально намекающая на прибытие зловещего булгаковского Воланда в этот район и последовавший за этим хаос.

Этот знак также, к сожалению, описывает отношение многих жителей Патриарших прудов и коренных москвичей, которые отвергали наши заигрывания, когда мы пытались взять у них интервью для этого проекта.

Хотя не все торопились, группы людей, загорающих у пруда, тоже не хотели болтать. В то время как на Патриаршие пруды приезжает много посетителей из других районов, так как это такой красивый район, сами жители довольно знатные люди, так как квартиры в этом районе довольно дорогие. Вопреки нашему первому впечатлению, элитные магазины не предназначены специально для туристов, однако в этом районе также проживает много эмигрантов.

Эти демографические данные видны в типах коммерческих предприятий, которые группируются вокруг пруда. Мы дважды посетили кондитерскую на площади, где подают огромные куски богато украшенных слоеных тортов, украшенных свежими фруктами, орехами и взбитыми сливками. Торты выполнены в довольно западном стиле, неотличимы от того, что вы можете найти в бутике-кондитерской в ​​каком-нибудь облагороженном районе американского города. Еще один ресторан русской кухни — «Мари Ванна», у которого также есть филиал в Санкт-Петербурге и как минимум один в США. Есть также дорогие западные модные бренды с торговыми точками вокруг Патриарших прудов и дорогие продуктовые магазины, хотя мы также нашли недорогую фармацевтическую сеть и несколько пустых витрин, наш гид-студент сказал нам, что присутствие этих магазинов в таком дорогом соседство, вероятно, было следствием экономического спада.

Однако в целом Патриаршие пруды отличаются интернациональным и элитарным стилем.

Дополнительная информация здесь!

Рубрика: Подмосковье, Москва Метки В соавторстве с Юлией и Майей

уютное романтическое место в центре Москвы

25 сентября 2020

252

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ 1. Патриаршие пруды у местных жителей ассоциируются с русским писателем Михаилом Булгаковым и его вневременным романом «Мастер и Маргарита». 2. В старину здесь было несколько прудов, и местность до сих пор называют Патриаршими, хотя до наших дней сохранился всего один пруд. 3. Пруд и парк площадью 2 га — отличное место для отдыха и расслабления. 4. Район окружен великолепными архитектурными памятниками, в том числе Домом Тарасова и так называемым Генеральским домом.

Подождите: почему он называется «Пруды», если он всего один? Интересно, что старое название «Партриачьи пруды» сохранилось во множественном числе с XVII века.

И это несмотря на то, что сегодня остался только один пруд. Причина в том, что после пожара 1812 года два малых пруда бывшей Патриаршей Козьей слободы были уничтожены, остался только один, Большой Патриарший пруд.

В советское время городские власти пытались дать ему другое название – Пионерские пруды, но это не удалось. Люди продолжали использовать имя, к которому привыкли.

В настоящее время Патриаршие пруды представляют собой тихий зеленый уголок в самом центре шумной столицы. Общая площадь небольшого парка составляет чуть более двух гектаров. Сам пруд занимает менее половины площади, остальное пространство занимает сквер и многочисленные дорожки.

Когда катание на коньках стало популярным развлечением в Москве, многие московские пруды зимой превратились в катки. Каток на Патриаршем пруду пользовался особой популярностью у студенческой молодежи с 1870-х гг.

Сам Лев Толстой приводил сюда своих дочерей кататься на коньках. Помимо катания на коньках, здесь были доступны и другие виды развлечений, в том числе катание на лодках в летние месяцы, а также живые концерты и представления  на специально построенной для этого сцене.

В 1983-85 годах на месте снесенного деревянного павильона, установленного здесь в 1938 году в качестве раздевалки для катка, был построен каменный павильон чуть большего размера. Архитектурный проект нового павильона был очень похож на старый. Но, на мой взгляд, наиболее живописен пруд летом и осенью, когда он окружен зелеными деревьями. Так что давайте просто немного прогуляемся и насладимся видами вместе 😊 Два самых замечательных здания вокруг

дом Тарасова

Палаццо Тьене в Виченце

Некоторые дома в близлежащих переулках представляют особый интерес; например, дом Тарасовых. Это известный памятник неоклассической архитектуры 20-го века, который повторяет формы Палаццо Тиене в Виченце работы Андреа Палладио. Есть еще так называемый «Дом со львами». Другое его название — «Дом генерала», так как он был построен для героев Отечественной войны 1812 года. Оба здания замечательны; они великолепны и изобилуют элементами классической архитектуры.

Почему место знаменито «Маргаритой»? (спойлер: речь не о пицце и не о коктейле 😊) Патриарший пруд упоминается во многих литературных произведениях на русском языке, но, безусловно, он увековечен Михаилом Булгаковым, чей роман «Мастер и Маргарита» начинается словами: Пруды…»

Кстати, недалеко отсюда (на Большой Садовой ул., 10), где остановилась партия Воланда и которая была подожжена котом Бегемотом, опрокинувшим примус. Сейчас в квартире музей Булгакова, а в советское время это была коммуналка на несколько семей, где какое-то время жил сам Михаил Булгаков с женой. В одной из комнат квартиры жила женщина, ставшая прообразом Аннушки (той, что пролила подсолнечное масло на трамвайные пути). В этом же доме на Большой Садовой улице любители творчества Булгакова создали театр-музей «Дом Булгакова». Кстати, многие приезжающие на Патриаршие пруды ищут трамвайные пути, на которых был убит бедный Берлиоз, герой романа Булгакова. Увы, эти поиски напрасны: их не существует! Автор черпал вдохновение в окружающем его городском пейзаже, но не копировал каждый элемент. Памятников героям романа вы здесь тоже не увидите. Здесь предполагалось установить скульптурный ансамбль, посвященный «Мастеру и Маргарите». Однако местные жители были против этой идеи, и власти с тех пор отказались от нее.

Тафт местные жители Кстати, это было не единственное решение, принятое властями из-за местных жителей: ведь Патриаршие пруды — единственное место в Москве, где с этого года запрещено движение на мотоцикле с 22 часов дня до 7 утра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *