Наскальные рисунки в пещере шульган таш: Сюжет о наскальной живописи пещеры Шульган-Таш

Содержание

В Башкирии открыли музей пещеры Шульган-Таш. В ней найдены наскальные рисунки эпохи палеолита

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

09.07.2022 13:13

Общество

Текст:

Гульназ Данилова

В Бурзянском районе Башкортостана открылся историко-культурный музейный комплекс «Шульган-Таш». Его построили в местности Мурат-Тугай, недалеко от одноименной пещеры, в которой в 1959 году зоолог природного заповедника «Шульган-Таш» Александр Рюмин обнаружил наскальные изображения эпохи палеолита. Подобные есть только в Западной Европе, в пиренейско-кантабрийском регионе Франции и Испании. Наскальная живопись пещеры претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Олеся Нематова

Исследователь пещеры Шульган-Таш, которая также известна как Каповая, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского геологического института Юрий Ляхницкий называет ее древнейшим храмом Восточной Европы. Многочисленные факты позволяют предположить, что это был уральский очаг древней культуры. Он ни в чем не уступает западно-европейскому, а в чем-то даже превосходит его. В частности, здесь больше геометрических знаков, и они значительно сложнее. Их значение еще предстоит расшифровать ученым.

— Мы кропотливо строили этот музей, хотели сделать так, чтобы историческое, культурное наследие предков было доступно каждому, — сказал, выступая на торжественной церемонии открытия, глава Башкортостана Радий Хабиров. — Важно и то, что сегодня мы открываем Международный год фундаментальных наук и пригласили ведущих ученых России, Белоруссии, Казахстана, Монголии. Пещера Шульган-Таш сама по себе уникальна. Считаем, что это центр зарождения человеческой цивилизации, поэтому с ней связаны древние предания башкир — «Урал-батыр», «Акбузат» и другие. Это душа и сердце нашей республики. Мы хотим, чтобы музей стал научным центром, куда приезжали бы ученые и знакомились с творениями, которым от 17 до 40 тысяч лет.

На церемонии открытия. Фото: Олеся Нематова

Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания России Константин Косачев признался, что восхищен не только музеем и самой пещерой.

— Много слышал о Шульган-Таше, но увидеть всегда лучше. Эмоции, которые я сейчас испытываю, связаны с тем, что находится вокруг нас, с природой, — сказал он. — Она была такой же нетронутой и 17, и 40 тысяч лет назад. Потом ее, начиная с пещеры, где находятся истоки человеческой цивилизации, начал осваивать человек, и далеко не всегда удачно. Где-то вырубались леса, пересыхали реки, дымили трубы. Но этот музей — органичное вхождение человеческого интеллекта в окружающую среду. Мы обращаемся к истории человечества и понимаем, сколь эта цивилизация по-прежнему уязвима и сколько еще нужно сделать, чтобы оставить ее в наследство будущим поколениям. Оставить для них это чудо природы Башкортостана, России, мира.

Панно с Восточной стены зала рисунков. Фото: Олеся Нематова

Пещере Шульган-Таш в предыдущие годы нанесли большой урон туристы. Вандалы писали на ее стенах, оставляли надписи на рисунках, не в лучшую сторону менялся микроклимат, появлялась плесень. В Шульган-Таше, в отличие от западноевропейских пещер, высокая влажность, которая повреждает краску, и многие рисунки из-за этого были утрачены.

Музейный комплекс построен, чтобы сохранить уникальное наследие предков для будущих поколений.

Одна из самых загадочных и впечатляющих композиций: «лошадки Рюмина» и «трапеция с ушками». Фото: Олеся Нематова

Музейный комплекс «Шульган-Таш» — это научно-исследовательский и одновременно просветительский музей. Тут можно проводить научно-исследовательские работы. В здании разместили хранилище археологических артефактов с территории памятника, лабораторию, архив и библиотеку.

Экспозиция состоит из семи тематических блоков. Они посвящены событиями геологической истории Земли. В медиазале демонстрируются анимационные фильмы об истории пещеры Шульган-Таш со времени ее освоения древним человеком до открытия наскальных изображений в 1959 году.

Обряд посвящения мальчика в охотники. Фото: Олеся Нематова

Третий блок посвящен наскальному искусству, в нем представлены копии наскальных изображений. Западное и восточное панно зала Рисунков; панно Лошади и знаки зала Хаоса были изготовлены во Франции. Тут же информация о возрасте наскальных изображений и месте их расположения в пещере, рецептуре древних красок.

Графити, которые посетители пещеры оставляли на стенах пещеры, очищены реставраторами. Но тоже стали экспонатами музея. Фото: Олеся Нематова

В блоке «Археология» посетители видят реконструкцию археологического раскопа в зале Знаков по состоянию на 1984 год. Рядом размещены витрины с муляжами археологических находок из пещеры и реконструкция кратковременной стоянки древнего человека.

Естественно-научный блок включает три экспозиционных комплекса: минеральный мир пещеры; органический мир пещеры; историю изучения. Это коллекции минералов и горных пород, законсервированные образцы растений и представителей пещерной фауны, авторские художественные фотографии, архивные материалы, личные вещи и оборудование исследователей пещеры.

Несколько тысяч лет назад в этой местности бродили мамонты. Фото: Олеся Нематова

Шестой раздел посвящен бережному отношению к объектам пещерного наскального искусства. Седьмой — знакомит с башкирским эпосом «Урал-батыр».

ТелеграмВКонтакте

Темы дня:

В Великом Новгороде открыли памятник Гавриилу Романовичу Державину

У русских загородных пирушек богатая и аппетитная история

Как лечили и развлекали детей на черноморских курортах России на рубеже XIX–XX веков

В Москве под слоями штукатурки нашли дореволюционную вывеску. «Родина» выяснила, что на ней написано

Американский летчик с русскими корнями: 40 вылетов в тыл нацистов

Шульган-Таш: в сердце мифа

Мы привыкли воспринимать пещеру Шульган-Таш (Капову) как некую «художественную галерею» работ древнего человека. Наскальная живопись эпохи палеолита известна далеко за пределами Башкирии и России. А совсем скоро, в начале июля, здесь должен открыться музейный комплекс, посвященный ее культурному наследию.

Накануне этого события мы решили вспомнить (а что-то узнать впервые), о чем же рассказала ученым пещера Шульган-Таш. Помог нам в этом сотрудник Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН, начальник Южно-Уральской палеолитической экспедиции, кандидат исторических наук Вячеслав Котов.

Вячеслав Георгиевич впервые попал в пещеру в 1986 году, будучи учеником санкт-петербургского археолога Вячеслава Щелинского, который много лет занимался исследованиями палеолитической культуры на территории Бурзянского района Башкирии. В 1992 году уже состоявшийся ученый Котов поступил на работу в ИИЯЛ и вскоре занялся самостоятельными исследованиями пещеры, посвятив ей почти 30 лет.

За это время он вместе с коллегами-учеными обобщил всю 250-летнюю историю изучения пещеры, внеся в нее и собственную лепту. Готова и коллективная монография «Пещерное святилище Шульган-Таш (Капова)» (2019). К сожалению, она до сих пор ждет своего издания. А пока делимся с нашими читателями основными выводами ученых.

Фрески древнего храма

— Мы только со временем поняли, что пещера — это не просто место с наскальными рисунками, но настоящее святилище, храм, просуществовавший 20 тысяч лет, — рассказывает Вячеслав Котов. — Шульган-Таш стала одним из истоков духовной культуры уральских народов. Для наших далеких предков она была моделью потустороннего мира и одновременно точкой входа в мир подземный, местом инициации юношей и жертвоприношений божеству подземного мира. Наконец, мифы, нашедшие отражение в наскальной живописи, до сих пор отголосками звучат в древних эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат», а также во множестве преданий и легенд уральских народов.

Ученые выяснили, рассказывает Вячеслав Котов, что рисунки наносились на стены пещеры в ледниковый период, когда земля промерзала на глубину 100 метров, а сама пещера представляла собой по сути холодильник. И это стало еще одним подтверждением особого, священного ее статуса для древнего человека. В пользу этой версии говорило и то, что некоторые рисунки делались на достаточно большой высоте — 3 — 4, а местами и 7 метров. И это в ту пору, когда поблизости не было ни одного большого дерева, из которого можно было бы соорудить лестницу: в ледниковый период в районе пещеры могли расти разве что карликовые березы.

Все это только подтвердило догадки ученых о неслучайности рисунков. Было установлено, что наносились изображения в определенных местах и составляли целые композиции. Вот, например, группы рисунков, состоящие из животного и знака: мамонт и трапециевидный знак, лошадь и трапециевидный знак, верблюд (открытый совсем недавно — в 2017 году) и такой же знак. Геометрический знак — нечто, связанное с миром человека. Что это может быть, задались вопросом ученые. И наконец, нашли самое логичное объяснение: тотем. Свое тотемное животное было у каждого охотника, семьи, рода. Очевидно, охотники наносили на стены изображения тотемных животных с символами, совершали в пещере ритуальные обряды, закапывая кости, чтобы убитое животное переродилось и вновь было послано на землю божеством подземного мира, чтобы стать новой добычей…

Откуда растут крылья Акбузата?

— Или вот изображение лошади на гребне потолка в зале Хаоса, а под ней — получеловек-полуживотное. Это классическая сцена рождения или перерождения героя. Приходят на ум русские народные сказки: юный герой в одно ухо коня влез, из другого вылез. Или у башкир — пролез между ногами коня и стал батыром. Сцена рождения героя была предметом почитания, — отмечает археолог. — А под этими изображениями мы находили кости животных, наконечники стрел, скопления охры и украшения — здесь был своего рода алтарь.

Всего ученые обнаружили более 200 изображений на среднем и верхнем этажах пещеры. Причем верхние залы, очевидно, были более сакральными: туда ведет отвесный 14-метровый колодец, который и сегодня-то могут преодолеть только альпинисты. Для древнего человека само проникновение в верхние залы было испытанием. Но тому, кто преодолевал все опасности, открывалась святая святых. Именно здесь, в зале Рисунков, как назвали это место исследователи, были найдены самые интересные композиции. Вот на восточной стене человек, который стоит перед мамонтом с оружием — вероятно, луком — в руках. Это сцена сражения. А над ней — лошадь. Вот лошадь ведет за собой большого и малого мамонтов и носорога. Рядом с ними — трещина, переходящая в кальцитовый натек, — он обработан так, что получилась лошадиная голова. Вот следующая сцена: два мамонта как бы поднимаются по склону справа налево, а один повернул назад.

Вся эта композиция, как утверждает Вячеслав Котов, не что иное, как иллюстрация мифа о проникновении человека в потусторонний мир. Отголоски этого мифа звучат в башкирской легенде об Акбузате, волшебном крылатом коне, который выводит животных из подземного царства Шульгена, и они одомашниваются. Есть здесь и герой, который обязательно нарушает запрет оглядываться, и кто-то из зверей возвращается в озеро. В мире есть множество вариантов этого мифа.

— Поразительный факт — кони воспринимаются в башкирской мифологии как мыслящие существа, как люди, как параллельная цивилизация, — отмечает исследователь.

— Неслучайно кони в пещере повсюду. Более того, конь управляет другими животными и человеком. Такого отношения к коню, как у башкир, нет ни у одного народа.

Обычно лошадь в фольклоре многих народов — помощник, слуга. Неслучайно, что на Южном Урале, где лошади непрерывно существовали с эпохи оледенения и где появилось племя коневодов, зафиксирована наибольшая концентрация мифов и эпосов, связанных с лошадьми, и все они привязаны к пещере Шульган-Таш.

Особое место в мифологии занимало озеро Шульган (Голубое), которое находится под аркой входа в пещеру. Именно оно, судя по эпосам и преданиям, считалось входом в подземный мир, которым правил хан Шульген. Оно считалось бездонным, его глубина и в самом деле достигает около 100 метров. Именно из озера выводил Акбузат табуны коней «шульгановой» породы и стада коров бурой масти.

А согласно другому башкирскому преданию первый человек на земле появился из солнечного луча, который упал в голубое озеро (у озера Шульган — характерный голубой цвет воды). Такое предание впервые зафиксировали китайские исследователи на рубеже II века до нашей эры, а спустя 800 лет похожий миф был известен в Азии и объяснял чудесное происхождение представителей тюркских династий.

На перекрёстке народов

В пещерах, как считают ученые, происходили обряды инициации, во время которых дети приобщались к культуре, становились людьми социальными, понимающими ответственность за окружающий мир, посвящались в мифологию. Пещера Шульган-Таш в каком-то смысле была моделью потустороннего мира, из тьмы которой человек «выходил» на свет и осознавал себя перерожденным.

Раскопки, произведенные в пещере Шульган-Таш, показали, что дети и юноши, проходившие инициацию, жили здесь месяцами: ученые находили костяные иголки, маленькие скребки, неумело сделанные из кальцита и известняка и явно приспособленные для детских рук, кости мелких млекопитающих — мышей, зайцев, которыми, судя по всему, они питались. Это было суровое испытание, каждый этап которого, очевидно, проходил в определенном месте пещерной полости. О различном предназначении залов в глубине пещеры свидетельствуют археология и настенные рисунки.

Вблизи входа в пещеру в устье реки Шульган ученые нашли древнюю многослойную стоянку, самый нижний слой которой появился в период относительного потепления.

Он оказался на 20 тысяч лет древнее наскальных рисунков, то есть люди поселились здесь еще 40 тысяч лет назад. Здесь были найдены орудия из известняка, две древние каменные скульптуры, подвеска из гальки. А вот следов охры, которая использовалась для нанесения рисунков, не обнаружилось. Получается, что около 20 тысяч лет назад сюда пришли люди, которые уже умели делать изображения на стенах, и оформили это святилище. Ученые выяснили даже, откуда были родом искусные художники — из Кантабрийского региона Западной Европы. Там были обнаружены похожие по стилю изображения лошадей и знаки. А вот такой последовательности изображения сцен там не было, то есть здесь, на Урале, они, предположительно, выполнили «заказ» местного населения, чтобы затем раствориться в нем. По крайней мере, никаких других следов в виде характерных орудий и украшений, а также скульптур, известных по западноевропейским памятникам, здесь не было обнаружено.

— Дело в том, — поясняет наш собеседник, — что население в древности было редким, и часто люди жили обособленно друг от друга. Каждый вновь прибывший воспринимался как дорогой гость. Ведь он позволял расширить людям их знания о мире, перенять какие-либо технические новшества. Немаловажным фактором был для замкнутых популяций и приток новой крови, что способствовало их оздоровлению. Люди перемешивались друг с другом много тысяч лет, и в каждом из нас сегодня есть гены неандертальцев, денисовцев, африканцев, азиатов и европейцев. Пещера продемонстрировала нам открытость миру наших далеких предков. И мир действительно был открытым — границ не было, не было конкуренции.

Делались ли после эпохи оледенения рисунки в глубине пещеры, еще предстоит выяснить исследователям. В более позднее время, уже в конце эпохи бронзового века и на рубеже раннего железного, согласно генетической экспертизе, населяли эту местность люди, принадлежавшие к межовской культуре, — потомки андроновцев, древние индоиранцы. Позже сюда пришли восточные тюрки и здесь начали формироваться предки башкирского народа. То, что башкирский народ сохранил древние эпосы и мифологию, свидетельствует о сохранении преемственности между древним и современным населением. Об этом же говорят и данные этнографии. В частности, местные жители даже в XIX веке считали, что кальцитовые натеки, взятые из пещеры Шульган-Таш, обладают необыкновенными целебными свойствами (в растолченном виде их можно использовать как лекарство), что целебна также и вода из пещерного озера, и глина, взятая с его берегов. У пещеры был свой хозяин — потомственный хранитель пещеры из определенного рода. Это еще одно доказательство особо, благоговейного отношения к ней башкирского народа.

Спасти пещеру вместе

Основная проблема, которая сегодня стоит перед учеными, — как сохранить в целости наскальные рисунки. Сама пещера Шульган-Таш очень влажная, и живопись «дожила» до наших дней только благодаря кальцитовым натекам и ограниченному посещению. Сегодня добавились новые риски. Неоднократно предпринимались попытки реставрации: рисунки освобождали от натеков, оставляя лишь тонкую пленку, защищающую краску от размывания. Но не всегда и не всем удавалось сделать это грамотно. Некоторые изображения в результате неумелых действий специалистов пострадали, некоторые, будучи очищенными, за несколько лет вновь стали покрываться слоем натеков.

Серьезно пострадала пещера и от посетителей, которые оставляли на стенах, порой прямо поверх рисунков, свои автографы. Ученые-реставраторы их убрали, но урон живописи уже был нанесен. Прекратить это «творчество» удалось, лишь когда внутренние залы пещеры полностью закрыли для посетителей стальными решетками. И сегодня экскурсантам, которые приходят в первый зал пещеры, показывают точные копии древних изображений, сделанные на сводах современным художником по древней технологии и сходными пигментами.

По словам Вячеслава Котова, методики сохранения изображений есть, но они очень дорогостоящие и сложные. И для того чтобы найти оптимальный путь спасения пещеры, всем ученым нужно работать скоординированно.

В конце концов, не этому ли учит нас многовековая история Шульган-Таша: истинная культура рождается в единстве традиций, в открытости новому и готовности принять чужое мнение.

Справка

Пещера Шульган-Таш (Капова) находится в Бурзянском районе Башкирии на берегу Белой.

Имеет карстовое происхождение и трехэтажную структуру. В длину она составляет около 3300 метров, расстояние от нижней до верхней точки — 165 метров.

Первые исследования в пещере провели Петр Рычков (1760) и Иван Лепехин (1770). А наскальные рисунки были открыты в 1959 году сотрудником Башкирского заповедника биологом Александром Рюминым.

Процесс раскопок в пещере.Фото:Вячеслав КОТОВ

Рисунок, на котором изображена лошадь, выводящая зверей из подземного мира.Фото:Вячеслав КОТОВ

Antik Tarih Öncesi Neandertal Bir Adamın Taş Mağarasında Kaya Resimleri Mamut Taş Devri Buzul Çağı Shulgan Tash Mağarası Rusya Bashkiria Stok Fotoğraflar & Mamut’nin Daha Fazla Resimleri

Görsel 9000 3
  • Görsel
  • Fotograf
  • Illüstrasyon
  • Vektörler
  • Video
Наскальные рисунки в каменной пещере древнего доисторического неандертальца. Мамонт. каменный век. Ледниковый период. Пещера Шульган-Таш Россия Башкирия.

Ачиклама

Antik tarih öncesi Neandertal bir adamın taş mağarasında kaya resimleri. Мамут. таш Деври. Бузул Чаги. Shulgan Tash Mağarası Rusya Bashkiria

Bu görseli ücretsiz alın

Yeni müşteriler bu görseli, herhangi bir ödeme yapmadan ve herhangi bir yükümlülük altına girmeden, deneme aboneliğ айле индиребилир. Daha fazla bilgi


Стандартный lisansımızı icherir.

Genişletilmiş lisans ekleyin.

Креди биллера:Александр Рыбалко

Размер:4256 x 2832 пикселя (36,03 x 23,98 cm) — 300 dpi — RGB

Сток фото ID:1218449894

Юклеме Цена:

Категория:Сток фото|Mamut

Анахтар Келимелер

  • Мамут Фотограф,
  • Магара Фотограф,
  • Таблица Фотограф,
  • Блюдо Фотограф,
  • Магара Адами Фотограф,
  • План Фотограф,
  • Африка Фотограф,
  • Антик, 9 0006
  • Антик Уйгарлык Фотографлар,
  • Антиквариат Фотограф,
  • Антик Фотографар,
  • Аршивсел Фотограф,
  • Avcılık спору Фотограф,
  • 9004 4 Бойя Фотограф,
  • Десен Фотограф,
  • Дога Фотографар,
  • Дишарида Фотографар,
  • Эски,
  • Tümünü gör

Категорилер

  • Evcil hayvanlar ve hayvanlar

Sıkça sorulan sorular


Безвозмездные lisan ne anlama gelir?
Без лицензионных отчислений, telif hakkı olan görselleri ve video clipleri, söz konusu icheriği her kullandığınızda ödeme yapmanıza gerek olmadan, kişisel ve reklam amaçlı projelerde kullanmak üzere Бир Кез Одеме Япманиза Оланак Верир. Bu herkesin avantaj elde ettiği bir durumdur ve bu yüzden iStock’ta yer alan her türlü içerik sadece безвозмездное olarak kullanılabilir — tüm Mamut görseller ve videolar dahil.
iStock’ta hangi tür безвозмездное içerikler mevcut?
Безвозмездное lisanslar, stok görselleri reklam amaçlı olarak kullanmak isteyenler için en iyi seçenektir; bu nedenle iStock’ta yer alan tüm içerikler — fotograf, ilüstrasyon veya video klibi — бесплатная фотография без лицензионных отчислений.
Бесплатные клипы для видеоклипов, которые вы можете использовать?
Sosyal media reklamlarından billboard’lara, Power Point sunumlarından uzun metraj filmlere kadar (Mamut görsel ve videoları dahil) tüm stok görsellerimizi projelerinize uygun olacak şekilde değiştirmekte, yeniden boyutlandı rmakta ve özelleştirmekte özgürsünüz. Sadece haber amaçlı kullanım için” olan, (sadece haber amaçlı projelerde kullanılabilen ve değiştirilemeyen) fotoğraflar hariç, olasılıklar sınırsızdır.

Безвозмездное продавцу daha fazla bilgi alın veya stok fotograflar hakkında SSS’leri gorün.

15 самых старых наскальных рисунков в мире

В 2018 году было объявлено, что три пещеры в Испании — Мальтравьесо, Ла Пасьега и Ардалес — содержат самые старые из известных наскальных рисунков в мире. Уран-ториевое датирование, более надежное, чем радиоуглеродное, показало, что наскальным рисункам в этих трех пещерах более 64 000 лет. Поскольку это предшествует прибытию современных людей в Европу более чем за 20 000 лет, ученые пришли к выводу, что они, должно быть, были созданы неандертальцами. Означает ли это, что наскальные рисунки могли быть работой неандертальцев и в других местах? Вероятно, нет, так как большинство из них были созданы после вымирания неандертальцев около 40 000 лет назад.

Пещера Шове, Франция

Пещера Шове-Пон-д’Арк, широко известная просто как пещера Шове, является одним из самых известных мест доисторического пещерного искусства. В дополнение к тому, что здесь находятся одни из самых старых наскальных рисунков в мире, которые, по оценкам, были созданы примерно от 30 000 до 32 000 лет назад, он также содержит некоторые из наиболее прекрасно сохранившихся образцов доисторического наскального искусства. Обнаруженная в 1994 году пещера Шове была закрыта для публики в том же году по соображениям сохранности. Чтобы широкая публика могла увидеть и испытать Шове, в 2015 году недалеко от оригинальной пещеры была создана копия пещеры.

Пещера Альтамира, Испания

В пещере Альтамира в Кантабрии, Испания, находятся одни из самых известных в мире наскальных рисунков. К сожалению, сотни тысяч посетителей сделали свое дело, и в 1970-х годах невероятно хорошо сохранившиеся наскальные рисунки, датируемые 35 500 годами, начали проявлять признаки повреждения. Чтобы сохранить наскальные рисунки Альтамиры и предотвратить дальнейший ущерб, доступ был крайне ограничен в начале 1980-х годов, пока не был полностью закрыт для публики в 2002 году. Однако с 2015 года пещера Альтамира снова доступна для широкой публики, но ее могут посетить только до 5 человек в неделю в одном 37-минутном туре.

Пещера Леанг Тимпусенг, Индонезия

Фото: M. Aubert/Nature

Наскальные рисунки в пещере Леанг Тимпусенг в Южном Сулавеси, Индонезия, радикально изменили представление о самом раннем человеческом творчестве. Недавний анализ месторождений полезных ископаемых на изображениях показал, что самому старому ручному трафарету почти 40 000 лет, а это означает, что он предшествует многим из самых старых наскальных рисунков в Европе. Это также означает, что пещерное искусство не развивалось в Европе, как считалось ранее, а возникло независимо в разных частях мира одновременно или, возможно, даже до того, как современные люди покинули Африку. В последнем случае, возможно, там могут быть даже гораздо более старые наскальные рисунки, ожидающие своего открытия.

Национальный парк Какаду, Австралия

Национальный парк Какаду, признанный ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия за его природное и культурное значение в 1981 году, также известен тем, что в нем находится одна из самых высоких концентраций наскального искусства в мире. На сегодняшний день задокументировано более 5000 мест, а наиболее выдающимися образцами наскального искусства аборигенов можно полюбоваться в Убирре, Буррунгкуи (Нурланги) и Нангулувурре. Старейшим наскальным рисункам Какаду, по оценкам, более 20 000 лет, и они дают уникальное представление о тысячелетней истории и культуре аборигенов, которые, как полагают, заселили это место еще 50 000 лет назад.

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Фото: Педро Саура

Пещера Эль-Кастильо, расположенная в комплексе пещер Монте-Кастильо в испанском регионе Кантабрия, содержит самые старые из известных наскальных рисунков в Европе. В 2012 году было обнаружено, что невпечатляющему красному диску не менее 40 800 лет, что означает, что он старше произведений искусства в других европейских пещерах на несколько тысяч лет. Возраст диска породил предположения, что он мог быть создан неандертальцами, но нет достаточных доказательств, чтобы подтвердить или опровергнуть эту возможность. Исследование 2012 года также показало, что трафареты рук вокруг диска были созданы между 37 300 и 27 000 лет назад.

Наварла Габарнманг, Австралия

Фото: John Gollings

Обнаруженный только в 2006 году, Наварла Габарнманг в Северной территории Австралии вскоре обнаружил сотни впечатляющих наскальных рисунков, включая самый старый наскальный рисунок в Австралии с подтвержденным возрастом. Во время археологических раскопок, последовавших за открытием этого места, археологи нашли небольшой кусок окрашенной углем скалы, упавший с потолка, и радиоуглеродно датировали его возрастом 28 000 лет. Однако обнаружение «изношенных» охристых мелков недалеко от Наварла Габарнманга, возраст которых составляет около 50 000 лет, позволяет предположить, что это место могло быть украшено наскальными рисунками еще раньше.

Скальные убежища Бхимбетки, Индия

Фото: Bernard Gagnon

Значение Скальных убежищ Бхимбетки в индийском штате Мадхья-Прадеш впервые были обнаружены в 1950-х годах индийским археологом В.С. Ваканар, заметивший сходство с доисторическими пещерами Европы. Но истинное значение Бхимбетки было обнаружено только в ходе более поздних археологических раскопок, большинство из которых было проведено в 1970-х годах, которые выявили огромные масштабы этого места, состоящего из более чем 700 убежищ. Многие из них содержат наскальные рисунки на темы, варьирующиеся от животных до различных видов человеческой деятельности и религиозных концепций. Самые старые картины датируются 30 000 лет назад, а самые свежие относятся к средневековью.

Ласко, Франция

Пещера Ласко, также известная как Ласко на юго-востоке Франции, содержит не только одни из старейших наскальных рисунков в мире. Он также содержит некоторые из самых важных наскальных рисунков для понимания доисторического искусства. К сожалению, картины Ласко, которым 17 000 лет, начали быстро портиться вскоре после открытия пещеры в 1940 году. Большое количество посетителей резко изменило микроклимат внутри пещеры, что нанесло серьезный ущерб картинам. Это побудило власти закрыть Ласко для публики в 19 веке.60-х и позже ограничить доступ даже ученым.

Пещера Колибоая, Румыния

Фото: Андрей Посмосану/Румынская федерация спелеологов

Несмотря на то, что пещера Колибоая известна уже более века, ее доисторические наскальные рисунки были обнаружены только в 2009 году. до 35 000 лет изображения различных животных, включая лошадь, бизона, носорога и медведя, являются старейшими известными наскальными рисунками в этой части Европы. Считается, что, скорее всего, рисунков было больше, но они, вероятно, были уничтожены подземной рекой, которая часто затопляет пещеру. К сожалению, сохранившиеся наскальные рисунки в пещере Колибоайя крайне труднодоступны, так как до некоторых можно добраться, только лёжа в воде и держа голову прямо над водой.

Пещера Аполлона-11, Намибия

Пещера Аполлона-11 на юго-западе Намибии наиболее известна тем, что содержит семь каменных плит с рисунками, датированными радиоуглеродным методом от 27 500 до 25 500 лет назад. До недавнего времени они были старейшими известными произведениями искусства в Африке. Пещера, которая была названа в честь космического полета Аполлона-11, потому что ее открытие в 1969 году точно совпало с первой высадкой человека на Луну, также содержит серию настенных росписей и гравюр. Но они не так стары, как более известные каменные плиты. Хотя считается, что настенные росписи были созданы между 10 400 и 6 200 г. до н.э., гравюры датируются 1-м тысячелетием до н. э.

Тассили-н-Аджер, Алжир

Наскальным рисункам в национальном парке Тассили-н’Аджер в Алжире, по оценкам, «всего» около 10 000 лет, но они считаются одними из самых важных коллекций доисторических наскальные рисунки в мире. К настоящему времени было обнаружено более 15 000 наскальных рисунков и гравюр на площади в 28 000 квадратных миль. На них изображено все: от крупных диких животных (включая ныне вымершие виды) до повседневной жизни и климатических изменений за период примерно 10 000 лет назад до начала современной эры, включая превращение Сахары из пышной зеленой саванны в современную засушливую пустыня.

Фото: Jan Simek et al/Antiquity Publications LTD

Обнаруженным в 2013 году старейшим рисункам в пещерах Камберленд-Вэлли в Теннесси, по оценкам, около 6000 лет. Хотя это относительно «молодое» по сравнению с другими наскальными рисунками по всему миру, они представляют собой старейшее известное наскальное искусство в Соединенных Штатах. Что еще более важно, они представляют собой бесценную запись того, как доисторические люди в этой долине Аппалачей понимали мир, вселенную и место человека в ней. Однако большинство наскальных рисунков в долине Камберленд более поздние, некоторые из них, как полагают, относятся к 11–17 векам.

Национальный парк Серра-да-Капивара, Бразилия

Фото: Vitor 1234/Wikipedia

В национальном парке Серра-да-Капивара находится один из самых важных археологических памятников в Америке. картины — не только в Америке, но и в мире. С самыми старыми наскальными рисунками в парке, которым, как считается, более 25 000 лет, и другими открытиями, предполагающими, что это место могло быть заселено еще 50 000 лет назад, Серра-да-Капивара серьезно потрясла традиционную теорию расселения людей в Америке. Согласно последнему, первые человеческие популяции прибыли в Америку примерно от 13 000 до 15 000 лет назад.

Пещеры Арси-сюр-Кюр, Франция

Пещеры Арси-сюр-Кюр, известные своими впечатляющими геологическими образованиями, также известны своими наскальными рисунками, которые являются одними из старейших в Европе. В пещерах Арси-сюр-Кюр, возраст которых составляет 29 000 лет с помощью радиоуглерода, находятся вторые по возрасту наскальные рисунки во Франции после наскальных рисунков в пещере Шове. К сожалению, считается, что около 80% трусов было уничтожено при очистке стен в 1970-х годах. В то время об их существовании не было известно, так как они были покрыты толстым слоем черного дыма от факелов. Те, что пережили расчистку стен, лежали скрытыми под глубоким слоем кальцита до 19 века.90.

Капова пещера, Россия

Возраст рисунков в Каповой пещере (известной также как пещера Шульган-Таш) на российском Урале оценивается в 17 000 лет относительно недавно по сравнению с рисунками в Западной Европе. Несмотря на это, их открытие в конце 1950-х годов считалось одной из самых значительных находок для доисторического пещерного искусства. Это показало, что наскальная живопись не ограничивалась только Западной Европой, но также пустила корни в Восточной и Центральной Европе. На сегодняшний день обнаружено около 200 изображений (большинство совсем недавно) на которых изображены различные животные, такие как лошади, мамонты, шерстистые носороги, люди и очень интригующие абстрактные знаки, которые не имеют никакого отношения к своим западноевропейским аналогам.

Ссылки:

Балтер, Майкл. «Румынская пещера может похвастаться древнейшим наскальным искусством в Центральной Европе». Science , 21 июня 2010 г., http://www.sciencemag.org/news/2010/06/romanian-cave-may-boast-central-europes-oldest-cave-art.

Сираноски, Дэвид. «Старейшее в мире произведение искусства найдено в индонезийской пещере». Nature , 8 октября 2014 г., https://www.nature.com/news/world-s-oldest-art-found-in-indonesian-cave-1.16100.

Дэвид, Бруно и др. «Наварла Габарнманг, 45 180 ± 9Участок BP 10 cal в округе Джавойн, юго-запад плато Арнем-Ленд». Австралийская археология , № 73, декабрь 2011 г., стр. 73–77.

«Украшение пещеры Пон-д’Арк, известной как Грот Шове-Пон-д’Арк, Ардеш». ЮНЕСКО , https://whc.unesco.org/en/list/1426. По состоянию на 9 октября 2018 г.

Garcia-Diez, Marcos et al. «Хронология ручных трафаретов в европейском палеолитическом наскальном искусстве: последствия новых результатов U-серии из пещеры Кастильо (Кантабрия, Испания)».

Журнал антропологических наук , Том. 93, 2015, стр. 135-152.

Харрингтон, Спенсер П.М. «Раскрыты картины грота». Археология , Vol. 53, № 3, май/июнь 2000 г., https://archive.archaeology.org/0005/newsbriefs/grotto.html.

Крамер, Мириам. «Пещерное искусство раскрывает древний взгляд на космос». Live Science , 27 июня 2013 г., https://www.livescience.com/37812-cave-art-reveals-ancient-view-of-cosmos.html.

«Ласко. Откройте пещеру». Archeologie.culture.fr , http://archeologie.culture.fr/lascaux/en. Доступно 9Октябрь 2018 г.

Маршан, Джо. «Путешествие к древнейшим наскальным рисункам в мире». Smithsonian Magazine , январь 2016 г., https://www.smithsonianmag.com/history/journey-oldest-cave-paintings-world-180957685/.

Массон, Джон. «Пещера Аполлона-11 на юго-западе Намибии: некоторые наблюдения на этом месте и его наскальные рисунки».

Южноафриканский археологический бюллетень , Vol. 61, № 183, июнь 2006 г. , стр. 76-89.

Museo Nacional Y Centro De Investigacion De Altamira . Министерио де Культура и Депорте — Gobierno de Espana. http://www.mecd.gob.es/mnaltamira/en/home.html#. По состоянию на 9 октября 2018 г.

Пайк, Алистер. «Самые ранние наскальные рисунки были сделаны неандертальцами». University of Southampton , 23 февраля 2018 г. https://www.southampton.ac.uk/news/2018/02/neanderthals-art.page.

«Доисторические памятники и украшающие пещеры долины Везер». ЮНЕСКО , https://whc.unesco.org/en/soc/930. По состоянию на 8 октября 2018 г.

«Наскальное искусство». Национальный парк Какаду , https://parksaustralia.gov.au/kakadu/do/rock-art/. По состоянию на 8 октября 2018 г.

«Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш». ЮНЕСКО , https://whc.unesco.org/en/tentativelists/6309/. По состоянию на 9 октября 2018 г.

«Наскальные убежища Бхимбетки. Преемственность через древность, искусство и окружающую среду».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *