От психбольницы до кругосветки: как Нелли Блай стала легендой журналистики
Книги
От психбольницы до кругосветки: как Нелли Блай стала легендой журналистики
Мария Бурова
27 января 2022 13:21
27 января 1922 года умерла Нелли Блай — самая известная журналистка своего времени, прославившаяся репортажами из психиатрической лечебницы, кругосветного путешествия и с Восточного фронта Первой мировой. Книжная обозревательница Мария Бурова рассказывает о судьбе Нелли Блай и о двух книгах, посвященных ей.
Рожденная быть несогласной
Элизабет Джейн Кокран — именно такое имя Нелли Блай получила при рождении — достался удивительный жизненный сценарий: для женщины родом из девятнадцатого столетия он был одновременно и типичным, и выдающимся.
Когда Элизабет было шесть лет, ее отец умер, не оставив завещания, так что наследство пришлось делить на пятнадцать отпрысков от двух браков. Мать снова вышла замуж за ветерана Гражданской войны Джона Форда, который оказался злым и жестоким пьяницей. Через пять лет она стала пятой по счету женщиной в округе, решившейся подать на развод. Как пишет Брук Крюгер, биографистка Нелли Блай, именно после развода матери пятнадцатилетняя девушка начала превыше всего ценить независимость, поняв, что ни один брак не мог гарантировать финансовой и эмоциональной безопасности. Элизабет решила освоить профессию учительницы, поступила в школу-интернат, но была вынуждена бросить учебу — деньги кончились в первом же семестре. Обедневшее семейство перебралось в Питтсбург — именно этому городу суждено было стать родиной Нелли Блай.
Поводом к журналистскому дебюту Элизабет считаются сексистские высказывания Эразмуса Уилсона — постоянного автора газеты The Pittsburgh Dispatch. В 1885 году он опубликовал сразу несколько текстов, где выразил крайнее беспокойство в отношении барышень, которые были так озабочены поиском работы, что совсем позабыли о единственном предназначении порядочных молодых особ — заботе о домашнем очаге. Двадцатилетней Элизабет было что ответить на такие высказывания.
С первых дней переезда в Питтсбург будущая журналистка тщетно пыталась найти достойно оплачиваемую работу. Ее родные братья получали приемлемые должности клерков и фармацевтов, а ей приходилось за копейки убираться в чужих домах и нянчить чужих детей, то есть делать ту работу, которая, по мнению других людей, была подходящей для ее пола. Эразмус Уилсон решением всех проблем видел замужество, но Элизабет уже убедилась, что это не самый надежный способ обрести счастье. Свои мысли на этот счет она выразила в тексте, который посвятила работающим женщинам «без таланта, красоты и денег».
Она требовала для молодых американок приемлемой альтернативы работе на заводе — например, разрешить им устраиваться посыльными или проводницами.
Свой текст она направила прямиком в газету, подписав его «Одинокая сиротка». Редактора The Pittsburgh Dispatch Джорджа Мэддена, случайно это письмо прочитавшего, приведенные в нем аргументы впечатлили. На страницах газеты он попросил Сиротку откликнуться и прийти в редакцию, что Элизабет и сделала.
Следующую публикацию уже по заказу газеты она посвятила разводам, предложив упростить их получение в случае, если супруг или супруга скрыли свои недостатки до брака (к мужским грехам она отнесла пьянство, к женским — неумение вести домашнее хозяйство). Вскоре Элизабет предложила редактору сделать серию материалов о фабричных девушках Питтсбурга, тот в ответ нанял ее постоянным автором с фиксированной зарплатой пять долларов в неделю (немногим выше, чем у тех самых фабричных девушек). Редактор и молодая девушка ударили по рукам — так появилась Нелли Блай, первая женщина в редакции The Pittsburgh Dispatch.
Однако на новой должности ей тут же поручили рубрики о моде, садоводстве и искусстве. Блай мирилась с этим пару месяцев, а затем самовольно оставила это место, уехав иностранной корреспонденткой в Мексику и строча репортажи для The Pittsburgh Dispatch уже оттуда. Блай писала о бедности, репрессиях и коррупции, а также о корридах, сигарах и правилах воспитания детей. Блай верила, что эти тексты точно прославят ее больше, чем новости о модных шляпках. Журналистка не раз заявляла, что никогда не хотела быть очередной женщиной, чью историю жизни написал кто‑то другой, — она была в состоянии сама писать свою историю.
Десять дней в сумасшедшем доме
Через полгода мексиканской командировки, опасаясь расправы от местного правительства за слишком резкую критику, Блай вернулась в Питсбург, где рассчитывала получить соразмерную ее заслугам работу. Однако Мэдден предложил ей заняться репортажами с театральных премьер. В отсутствие денег и других вариантов Блай сперва согласилась, но через пару месяцев вновь собрала вещи и купила билет до Нью-Йорка, где ей предстояло стать настоящей звездой.
За свою карьеру Нелли Блай пережила все то, с чем сталкивались и продолжают сталкиваться женщины по всему миру: авторство ее статей не раз подвергалось сомнению, а внешность часто обсуждалась подробнее, чем журналистские заслуги. Это стандартный набор для первооткрывательниц в любой профессии. Но темы, которые Блай выбирала, не были типичными. Даже попасть в кабинет главного редактора The New York World Джона Кокрилла она смогла, только написав текст о гендерной предвзятости нью-йоркских редакторов. Кокриллу пришлось лично встретиться с ней, чтобы подтвердить готовность работать с женщинами.
У него нашлось и подходящее для Блай задание: притвориться сумасшедшей и проверить условия содержания женской лечебницы для душевнобольных на острове Блэкуэлл.
Выдать себя за другую, чтобы узнать правду, — постепенно это станет ее фирменным расследовательским методом.
Мастерски разыграв сценку безумия, Блай отправилась прямиком в лечебницу, где десять дней наблюдала, как смотрительницы издеваются над пациентками. После ее освобождения репортаж Блай выходил в газете по частям. Первая же глава оказалась настолько успешной, что при публикации второй имя Блай было напечатано жирным шрифтом прямо под заголовком. Материал наконец сделал Нелли Блай знаменитостью. Статья превратилась в книгу, а каждое новое расследование — в сенсацию.
Репортаж вокруг света
Другое знаменательное событие произошло с Блай уже по ее инициативе. Она задумала совершить кругосветное путешествие быстрее, чем это сделал герой романа «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна. Многое в ее плане было невероятным — не только сроки, но и уверенность в успехе: чтобы путешествовать без сопровождения, молодой женщине требовалась огромная смелость. Блай отбыла из порта Хобокена 14 ноября 1889 года, а вернулась в Нью-Йорк через 72 дня 6 часов и 10 минут, проехав через Англию, Францию, Италию, Египет, Йемен, Шри-Ланку, Малайзию, Сингапур, Китай и Японию.
Несмотря на жесткий график, Блай успела заехать в гости к Жюлю Верну, который сомневался в ее идее объехать мир за рекордный срок.
Газеты с ее репортажами продавались огромными тиражами. После этой поездки американки стали копировать прическу и крайне комфортный трэвел-наряд Блай. Кстати, в путешествие журналистка отправилась всего с одной сумкой, в которую уложила пару шляпок, вуаль, тапочки, полный набор туалетных принадлежностей, чернильницу, перья, карандаши и бумагу, булавки, иглы и нитки, халат, теннисную блузу, фляжку и чашку, несколько комплектов нижнего белья, носовые платки, а также баночку крема для лица.
После кругосветки, казалось, Блай уже ничем не могла удивить своих будущих биографов, но в 1895 году 31-летняя журналистка вышла замуж за 73-летнего промышленника-миллионера Роберта Симена и уехала из Нью-Йорка в Чикаго. Многие приняли новость за очередной репортерский ход: якобы сейчас Нелли Блай напишет текст о тяготах замужества и объявит брак фиктивным. Однако все случилось взаправду. Сама Блай никаких дневниковых записей о сделанном ею выборе не оставила. Возможно, она хотела сбежать из Нью-Йорка после разрыва с журналистом Life Джеймсом Стетсоном Меткалфом. А может быть, ее настигло профессиональное выгорание. Зная то, над какими тяжелыми темами работала Блай, брак с миллионером мог стать отличной возможностью сделать перерыв.
После смерти Симена в 1904 году Блай возглавила его компанию по производству металлических изделий — фляг, газовых и бензиновых водонагревателей, клепаных котлов, кухонных раковин. Она расширила производство, научилась управлять каждой машиной на заводе и даже ввела несколько инноваций (на ее имя было зарегистрировано 25 патентов). Все это помогло увеличить прибыль в четыре раза. Однако успех не был долгим — в 1912 году Блай потеряла практически все свое состояние. Затяжные суды и банкротство снова привели ее в журналистику.
В 1914 году, путешествуя по Европе, Нелли Блай во что бы то ни стало решила первой из женщин-корреспонденток попасть на фронт. По замечанию Брук Крюгер, ее репортажи о событиях Первой мировой войны больше всего напоминали оживленные разговоры с друзьями за кухонным столом. После войны она писала о торговле младенцами, выступала против смертной казни и азартных игр, защищала права приемных родителей и помогала сиротам. 27 января 1922 года Нелли Блай умерла от пневмонии. Американские газеты провожали ее эпитетами в превосходной степени: за текстами Нелли Блай навсегда сохранился статус классики мировой журналистики.
Нелли Блай в России
На русском языке журналистские расследования Нелли Блай впервые опубликовали спустя почти столетие после ее смерти. В ноябре 2021 года в переводе Варвары Бабицкой в издательстве Individuum вышел сборник «Профессия: репортерка. „Десять дней в сумасшедшем доме“ и другие статьи основоположницы расследовательской журналистики».
Открывается книга главным хитом — текстом «Десять дней в сумасшедшем доме». При подготовке к добровольному сумасшествию Блай действовала интуитивно — обратиться за советом было не к кому, до нее никто ничего подобного не делал: «Я решила сыграть роль бедной, горемычной сумасшедшей девушки и сочла, что мой долг — не уклоняться ни от каких неприятных последствий этого выбора». Блай гримасничала перед зеркалом, читала отрывки противоестественных и неправдоподобных историй о привидениях.
Обмануть ей удалось не только обитательниц приюта для женщин из рабочего класса, но и полицейских, судью и две медицинские комиссии. Недолго думая, ее отправили на остров Блэквэлл, воспринимая исключительно как бесправную пациентку, еще одну среди сотни подобных. В первый же день перед псевдобольной предстала вся классика карательной медицины: физическое насилие, унизительные процедуры, плохое питание.
Гораздо позже появятся другие тексты, профессионально анализирующие устройство подобных лечебниц, но уже репортаж Блай привел к реальным переменам: власти Нью-Йорка стали ежегодно выделять на содержание душевнобольных дополнительный миллион долларов.
После ошеломительного успеха «Десяти дней» Блай продолжила вводить людей в заблуждение ради общего блага. Для текста «Девушки, которые делают коробки» она устроилась на фабрику по производству картонных коробок. «Белые рабыни», как называла Блай тружениц этой фабрики, рассказали, как работают с клеем без перерыва в непроветриваемых помещениях, а получают за это не больше десяти долларов в неделю. В следующих репортажах Блай ищет мужа с помощью брачного агентства, разоблачает гипнотизера-обманщика (едва не убив при этом его пособника), а также подстраивает собственный арест и пытается купить младенца.
Репортажи Блай — захватывающее приключение, успех которого держится на готовности авторки слушать своих героев. Да, она не сдерживается в эмоциональных оценках и часто сама играет главную роль, но при этом в любой момент готова отступить в сторону и дать право голоса тем, кто в нем нуждается. Если бы Нелли Блай пришлось искать работу в современной Москве, я уверена, первым делом она бы отправила резюме в редакцию «Таких дел». «Мы вернем в журналистику человека» — ей был бы понятен этот посыл.
Издательство
Individuum, перевод Варвары Бабицкой
Еще одна книжная новинка на русском — комикс Лучаны Чимино с иллюстрациями Серджио Альгоццино «Нелли Блай — леди Сенсация». В 1921 году на пороге пожилой уже Нелли Блай появляется Мириам, студентка факультета журналистики Колумбийского университета. Она, как и Блай за сорок лет до того, недовольна предвзятым отношением к женщинам в журналистском сообществе. Блай (сперва с неохотой) соглашается подробнее рассказать о своем пути: смерть отца, первые публикации, переезд в Нью-Йорк, кругосветное путешествие.
Разговор с Мириам итальянская писательница Лучана Чимино выдумала, но в остальном книга от реальных фактов далеко не отходит, не забывая и о менее известных сюжетах интервью Блай с Белвой Энн Локвуд, первой женщиной-кандидаткой в президенты США. Блай была единственной, кто взял у нее интервью. Есть и секситский стишок, который был опубликован в английском журнале Punch в 1893 году после возвращения Блай из кругосветного путешествия: «Кто в юбке хочет покружить по свету — порадуйтесь достойному ответу: каких еще вам надобно затей? Сидите дома, нянчите детей!»
Нелли Блай — героиня, с которой все самое интересное уже случилось, авторской фантазии даже не разгуляться.
Зная, как много в истории мировой журналистики Нелли Блай сделала в одиночку, на последних страницах комикса Чимино собирает вокруг нее собственную «Лигу справедливости». Рядом с Блай стоят корреспондентка «Новой газеты» Анна Политковская, американская журналистка Этель Лоис Пейн, мексиканская журналистка Лилия Качо Рибейро, издательница The Washington Post Кэтрин Грэм и другие женщины. Каждая в этом списке — супергероиня, которой бороться за справедливость помогала не генетическая мутация, а правда.
Издательство
«КомпасГид», перевод Анны Красниковой
расскажите друзьям
теги
Washington Post
люди
Жюль ВернДжон ФордАнна ПолитковскаяКэтрин Грэм
Кругосветное путешествие и 10 дней в психбольнице: история Нелли Блай
Нелли Блай
Журналистка, путешественница, борец за социальное и гендерное равенство Нелли Блай, чье настоящее имя — Элизабет Джейн Кокран, родилась в 1864 году в Пенсильвании. Чуть позже юная Элизабет вместе с семьей перебралась в Питтсбург. Жизнь Кокран сложно назвать простой — ее отец, бывший судья, умер, когда Элизабет было всего шесть лет, а матери пришлось обеспечивать большую семью из 12 детей. Овдовев, она снова решилась выйти замуж. Однако и этому браку суждено было распасться — новый супруг оказался домашним тираном и часто избивал мать Элизабет.
Одно время девушка планировала окончить школу и стать учительницей, но сложное финансовое положение в семье разрушило мечты об образовании. К тому же, в то время образование для женщины считалось совершенно необязательным — куда выше ценились навыки ведения хозяйства.
В 1885 году в местном издании «Pittsburgh Dispatch» появилась статья, автор которой отвечал на вопрос одного из читателей — обеспокоенного отца, не знавшего, что делать со своими пятью незамужними дочерями. Колумнист издания Эразмус Уилсон озаглавил свой ответ «Для чего нужны женщины», в котором сообщил, что работающие женщины подобны монстрам, и единственная пригодная для «слабого пола» работа — это работа по дому. Также автор написал, что американцам стоит взять на вооружение опыт жителей Китая, где практиковалось избирательное детоубийство девочек — нормой для богатых семей было трое сыновей и две дочери, а для бедных — двое сыновей и одна дочь. С «лишними» детьми просто расправлялись.
Элизабет в детстве
Опубликованный ответ возмутил Элизабет настолько, что она решила написать в редакцию письмо, в котором подробно описала свою позицию касательно предназначении женщин в обществе. К удивлению девушки, выпускающий редактор издания Джордж Мэдден по достоинству оценил ее текст и предложил той работу в газете. С этого письма началась карьера 20-летней Кокран в качестве журналистки. Девушка решила взять себе псевдоним — в то время женщины часто практиковали подобное. Так малообразованная девушка из бедной семьи Элизабет Кокран превратилась в журналиста «Pittsburgh Dispatch» Нелли Блай. Псевдоним был выбран по названию популярной песни того времени Стивена Фостера.
Свою карьеру в газете Блай начала с публикаций на тему классового неравенства и проблемы неравных возможностей для мужчин и женщин. Нелли опубликовала большое эссе, в котором написала о тяжелой доле матерей-одиночек, старающихся заработать любым способом, чтобы прокормить своих голодных детей. Также Блай призвала читателей задуматься о том, как сильно принадлежность к определенному классу влияет на восприятие человека обществом. «Есть девушка, которая хочет стать учительницей. У нее есть желание это делать, возможность и необходимые навыки. А есть девушка, у которой имеются влиятельные друзья. И предпочтение всегда отдадут последней», — заключила Блай.
Родившаяся в обеспеченной семье Нелли Блай знала, о чем говорит. Все состояние, которое осталось после смерти отца, было поделено между всеми ее братьями и сестрами. Поделенных денег оказалось ничтожно мало, и вскоре семья начала бедствовать. Мать девушки, столкнувшаяся с потерей кормильца, всеми силами боролась за выживание и хваталась за любую возможность заработать денег, однако постоянно сталкивалась с тем, что многие возможности заработка были недоступны для нее.
Что касается проблемы неравных возможностей для мужчин и женщин, Блай нашла довольно простое решение этого вопроса — нужно всего лишь одинаково относиться к обоим полам и обеспечивать им равные возможности. Ведь проблема заключалась не в том, что уровень развития мужчин и женщин отличался с рождения. Проблема была в том, что мальчики получали гораздо больше возможностей для получения необходимых навыков, образования, опыта, в то время как девочкам предлагалось вести хозяйство и рожать детей. Свой первый цикл статей Нелли завершила обращением к читателям: «Давайте вместо того, чтобы вести бесконечные обсуждения, просто дадим женщинам возможность работать. Найдите женщину, которая хочет работать, и обеспечьте ей такую возможность. Это будет куда эффективнее, чем годами пытаться решить проблему на словах» (читайте также: «Это сексизм: как современное общество унижает женщин»).
Однако, несмотря на старания, Блай все чаще предлагалось писать на темы, более приемлемые для женщин, по мнению редактора. Нелли поручали писать о цветочных ярмарках, женских хобби и прочих «чисто женских» вещах. Поэтому вскоре девушка решила покинуть свой пост и отправилась покорять новые вершины в Нью-Йорк. После того, как Блай уволилась, она написала письмо, адресованное автору статьи «Для чего нужны женщины» Эразмусу Уилсону. В нем она написала:
«Уважаемый Уилсон, я отправляюсь в Нью-Йорк. Берегись меня. Блай»
В Нью-Йорке Блай несколько месяцев перебивалась без работы. Спустя четыре месяца девушка смогла устроиться в газету «New York World», принадлежавшую Джозефу Пулитцеру, тому самому, чьим именем названа Пулитцеровская премия. В «New York World» она писала новаторские и провокационные тексты на волнующие ее темы. Так, она поднимала проблемы социального и гендерного неравенства, проблемы отношения персонала к пациентам в психиатрических лечебницах, разоблачала злоупотребления чиновников. За несколько лет карьеры в сфере журналистики Блай получила славу «леди-сенсации» и ежедневно получала сотни писем от восторженных женщин, которые пытались выяснить, как ей удалось добиться всего этого.
Литературный критик Морин Корриган однажды высказалась о Блай: «Я понимаю интерес молодых женщин к персоне Нелли Блай. Я тоже хотела бы узнать, как малообразованная и бедная Элизабет Кокран нашла в себе силы и мужество превратиться в известную своими социальными публикациями журналистку Нелли Блай».
В 1886 году редакция издания «New York World» предложила Блай поучаствовать в необычном и опасном эксперименте. Нелли необходимо было притвориться сумасшедшей и проникнуть в психиатрическую лечебницу на острове Блэкуэлл в качестве пациентки, а после освобождения написать подробный и полный отчет о том, какие порядки царят в учреждении, как там обращаются с пациентами, и правдивы ли пугающие истории, которых рассказывают люди о «Блэкуэлле».
Смелая Блай согласилась на эксперимент и начала подготовку. Ей необходимо было убедительно изобразить безумие, чтобы попасть в лечебницу. Девушка начала со своего внешнего образа — она не мылась и не чистила зубы, носила рваную и старую одежду, не расчесывалась. Также ежедневно Нелли репетировала перед зеркалом, по несколько часов смотря на себя пустым, отрешенным взглядом. В своих дневниках она писала, что ей самой становилось страшно от того, как выглядело ее лицо во время ее «репетиций»: выпученные глаза и пустой взгляд действительно делали ее похожей на безумного человека. Помимо работы над внешним обликом Блай консультировалась с психиатрами и специалистами в этой области, чтобы лучше понять природу психических отклонений.
Подготовившись, Нелли начала думать, как именно ей попасть в стены лечебницы. Она бродила по улицам Нью-Йорка, а позже ей пришла идея поселиться во временном приюте для работающих женщин. Очутившись там, Блай начала вести себя асоциально, привлекая внимание окружающих, разговаривала сама с собой, не спала и постоянно смотрела в зеркало. Ее план удался — обитатели дома начали нервничать и переживать за свою безопасность и вызвали полицию.
По решению судьи, Блай была назначена медицинская экспертиза в манхэттэнском госпитале «Белвью» (Bellevue Hospital). Ее обследовал консилиум, состоящий из пяти врачей. Четверо из них сочли Блай больной, и лишь один усомнился в ее болезни, посчитав симулянткой. Несмотря на не единогласное решение, Нелли Блай отправили на лечение в психбольницу «New York City Lunatic Asylum». В своих записях девушка отмечала, что то, что даже врачи не смогли определить действительно ли она сумасшедшая или нет — очень страшно, и ставит под сомнение диагнозы абсолютно всех пациентов.
Лечебница, в которую попала Блай, находилась на острове Блэкуэлл (ныне остров Рузвельта). Эта психиатрическая лечебница должна была стать уникальной благодаря гуманным методам лечения пациентов и благоприятным условиям содержания, однако место, куда привезли Блай, совершенно не было похоже на что-то подобное. Из-за сокращения финансирования больница переживала упадок, а в качестве санитаров здесь трудились заключенные из тюрьмы, расположившейся по соседству.
В лечебнице Блай назначили еще одно обследование, после которого диагноз пациентки подтвердился, хотя на этот раз Нелли утверждала, что не больна и вела себя по-другому. В своих записях Блай писала, что ее ужасает состояние клиники и пациентов, которые больше похожи на бездомных. Также журналистка описывала пациенток, которые находятся с ней рядом. Большинство из них — совершенно нормальные, здоровые женщины, которых насильно поместили в лечебницу родственники.
Кристина Риччи в образе Нелли Блай в фильме «Побег из сумасшедшего дома: История Нелли Блай», 2019 год
Условия содержания, которые описала Нелли Блай, скорее похожи на содержание особо опасных преступников, чем пациентов. В первый же день после приезда Нелли ее и остальных женщин отвели в обшарпанную столовую, где в качестве ужина предложили кусок черствого хлеба и пять черносливин. Но дальше — хуже. После ужина всех женщин отправили в ванную, где насильно раздели и заставили залезть в ледяную воду, параллельно выливая на женщин по три ведра такой же ледяной воды. Пациентов били, морили голодом, не давали спать, душили, специально доводили до истерик.
Журналистка написала, что если в подобное учреждение отправить абсолютно здоровую ментально женщину на месяц или два, то это сделает ее инвалидом. Так называемое лечение в этой клинике подразумевало ледяные ванны, запрет на разговоры, чтение книг, рисование и другие варианты развлечений, жестокие телесные наказания за любую провинность или лишнее слово, а также психологическое насилие. Любой здоровый человек сойдет с ума от такого режима. Блай несколько раз жаловалась врачам на жестокое обращение, но единственной реакцией на ее слова стал ее перевод в крыло лечебницы под названием «The Lodge», где содержались самые опасные, по мнению персонала, пациенты.
Спустя десять дней пытка Нелли Блай была завершена — издание «New York World» прислало своего адвоката, чтобы вызволить журналистку. Сотрудники лечебницы, осознавшие, что все это время издевались над известной журналисткой, принесли извинения и попытались оправдаться, однако Блай не могла найти оправдания подобным действиям и выпустила первые материалы. В этих статьях были описаны все зверства медперсонала, весь ужас условий содержания, информация о некомпетентности врачей. Статья произвела эффект разорвавшейся бомбы и в один момент превратила Нелли Блай в героиню своего времени.
Однако Блай волновало только одно — будет ли ситуация меняться к лучшему. Ее подвиг принес плоды: государство стало выделять больше средств на содержание лечебницы, а большая часть медперсонала была уволена. Через месяц журналистка вновь посетила лечебницу и обнаружила, что большинство нарушений были исправлены, врачи-садисты лишились работы, и жизнь пациентов стала гораздо лучше.
Позже журналистка описала свой опыт пребывание в лечебнице в книге «Десять дней в сумасшедшем доме», которая стала бестселлером.
В 1888 году Блай решилась на новое приключение — кругосветное путешествие. Целью журналистки было побить рекорд героя книги Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Нелли планировала совершить кругосветное путешествие за 75 дней, и ее редактор дал добро. В начале своего пути Блай побывала во Франции, где встретилась с самим Жюлем Верном. После были страны Европы, Йемен, Япония, Сингапур, Цейлон. Из каждой точки мира, где она останавливалась, Нелли посылала в нью-йоркскую редакцию свои заметки путешественницы, которые публиковались в ее издании. Блай побила рекордные 80 дней Филеаса Фогга и совершила путешествие за 72 дня.
После возвращения Блай в США ей было сложно вести тайные расследования, поскольку практически весь мир знал знаменитую американскую журналистку в лицо. В 1895 году она вышла замуж за обеспеченного бизнесмена Роберта Симена, а после смерти мужа возглавила его бизнес. Однако вскоре предприятие разорилось, и Блай вновь вернулась к карьере журналистки. Ее последней работой было освещение военных событий на Восточном фронте Первой мировой войны.
Нелли Блай умерла в 1922 году от пневмонии. Ее имя навсегда осталось в Национальном зале славы женщин США, а образ смелой журналистки до сих пор используется в массовой культуре. Так, прообразом отчаянной журналистки Ланы Уинтерс из второго сезона сериала «Американская история ужасов» стала Нелли Блай.
В современном мире, где женщинам до сих пор по-прежнему предлагают заняться домашним хозяйством вместо карьеры, и где мужчины все еще получают большие зарплаты в некоторых отраслях, а возможности роста и развития не равны, борьба Нелли Блай за гендерное и социальное равенство все еще актуальна, даже 120 лет спустя.
Фото: Getty Images, Legion Media
Дарья Чернова
Нелли Блай | Национальный женский исторический музей
Нелли Блай стала знаменитой журналисткой, работая под прикрытием в качестве пациента психиатрической лечебницы Нью-Йорка в 1887 году и рассказывая об ужасных условиях в New York World . Ее репортажи не только повысили осведомленность о лечении психических заболеваний и привели к улучшению условий в учреждениях, но и открыли эпоху журналистских расследований. Ее блестящая карьера также включала в себя кругосветное путешествие, которое попало в заголовки газет, управление фирмой по производству нефти и репортажи о Первой мировой войне из Европы.
Нелли Блай родилась Элизабет Джейн Кокран 5 мая 1864 года в Кокранс-Милл, штат Пенсильвания. Ее отец, Майкл Кокран, владел прибыльной фабрикой и был помощником судьи округа Армстронг. Когда Блаю было шесть лет, ее отец умер внезапно и без завещания. Не имея возможности содержать землю или свой дом, семья Блая покинула Cochran’s Mill. Ее мать снова вышла замуж, но развелась в 1878 году из-за жестокого обращения. В 15 лет Блай поступил в Государственную педагогическую школу в Индиане, штат Пенсильвания. Именно там она добавила к своей фамилии букву «е», став Элизабет Джейн Кокрейн. Из-за финансовых трудностей семьи она бросила школу после одного семестра и вскоре переехала с матерью в Питтсбург, где поселились два ее старших брата.
Блай искала работу, чтобы прокормить семью, но нашла меньше возможностей, чем ее менее образованные братья. В ответ на статью в Pittsburg [h] Dispatch , в которой критиковалось присутствие женщин на рынке труда, Блай написал открытое письмо редактору, в котором призвал предоставить больше возможностей для женщин, особенно для тех, кто отвечает за финансовое благополучие своих семей. . Редактор газеты Джордж Мэдден увидел в ее статье потенциал и пригласил ее работать в Отправка в качестве репортера. Она использовала псевдоним Нелли Блай, который она взяла из известной в то время песни «Нелли Блай». Блай была популярным обозревателем, но она ограничивалась написанием статей, адресованных только женщинам, и вскоре недовольно уволилась.
Желая писать статьи, адресованные как мужчинам, так и женщинам, Блай начала искать газету, которая позволила бы ей писать на более серьезные темы. Она переехала в Нью-Йорк в 1886 году, но ей было чрезвычайно трудно найти работу женщины-репортера в сфере, где доминируют мужчины. В 1887 году Блай ворвался в офис 9-го0003 New York World, одна из ведущих газет страны. Она хотела написать рассказ об опыте иммигрантов в Соединенных Штатах. Редактор Джозеф Пулитцер отклонил эту статью, но предложил Блаю расследовать одну из самых печально известных психиатрических больниц Нью-Йорка — остров Блэквелл. Блай не только приняла вызов, но и решила симулировать психическое заболевание, чтобы получить допуск и воочию показать, как лечат пациентов. Своим мужественным и смелым поступком она закрепила за собой наследие одной из самых известных журналисток в истории.
Сериал из шести частей Блай о ее опыте в приюте назывался Десять дней в сумасшедшем доме и быстро сделал Блай одним из самых известных журналистов в стране. Ее репортаж о жизни в приюте шокировал общественность и привел к увеличению финансирования на улучшение условий в учреждении. Кроме того, ее практический подход к репортажам превратился в практику, которая теперь называется журналистскими расследованиями. Блай продолжал выпускать регулярных разоблачений бед Нью-Йорка, таких как коррупция в законодательном собрании штата, недобросовестные агентства по найму домашних работников и черный рынок для покупки младенцев. Ее прямой, но сострадательный подход к этим вопросам покорил публику.
Успешная карьера Блай достигла новых высот в 1889 году, когда она решила совершить кругосветное путешествие после прочтения популярной книги Жюля Верна « вокруг света за 80 дней». The New York World публиковал ежедневные новости о ее путешествии, и вся страна следила за ее историей. Ее путешествие заняло всего 72 дня, что стало мировым рекордом. Но Блай удерживал рекорд всего несколько месяцев, прежде чем его побил бизнесмен Джордж Фрэнсис Трейн, который преодолел это путешествие за 67 дней.
Блай продолжал публиковать влиятельные журналистские материалы, в том числе интервью с такими выдающимися личностями, как анархистский активист и писатель Эмма Голдман и политик-социалист и профсоюзный организатор Юджин В. Дебс. Она также освещала важные события, такие как марш армии Джейкоба Кокси на Вашингтон, округ Колумбия, и забастовку Пуллмана в Чикаго, обе из которых были протестами 1894 года в защиту прав рабочих.
В возрасте 30 лет Блай вышла замуж за миллионера Роберта Симена и ушла из журналистики. Муж Блай умер в 1903, оставив ей контроль над огромной компанией Iron Clad Manufacturing Company и American Steel Barrel Company. В бизнесе процветали ее любопытство и независимый дух. Блай запатентовал несколько изобретений, связанных с производством масла, многие из которых используются до сих пор. Она также уделяла первостепенное внимание благополучию сотрудников, предоставляя медицинские льготы и возможности для отдыха. К сожалению, Блай плохо управлял финансами и стал жертвой мошенничества со стороны сотрудников, в результате чего фирма объявила о банкротстве.
В более поздние годы Блай вернулась к журналистике, освещая Первую мировую войну из Европы и продолжая проливать свет на основные проблемы, затрагивающие женщин. Еще работая писателем, Блай умер от пневмонии 27 января 1922 года. В память о ее смерти известный редактор газеты Артур Брисбен назвал Блая «лучшим репортером в Америке».
Нелли Блай | Американский журналист
Нелли Блай
Все медиа
- Год рождения:
- 5 мая 1864 г. Пенсильвания
- Умер:
- 27 января 1922 г. (57 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
- Известные работы:
- «Книга Нелли Блай: вокруг света за семьдесят два дня» «Шесть месяцев в Мексике» «Десять дней в сумасшедшем доме»
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем важна Нелли Блай?
Нелли Блай была самой известной американской женщиной-репортером 19 века. Ее расследование условий в сумасшедшем доме вызвало возмущение, судебные иски и улучшение лечения психически больных. Ее кругосветное путешествие за 72 дня принесло ей еще большую известность.
Нелли Блай была замужем?
Нелли Блай вышла замуж за фабриканта Роберта Симэна в 1895 году. Симэн умер в 1904 году, и Блай возглавил его фирму Iron Clad Manufacturing Company. После того, как компания понесла убытки от хищений, Блай вернулся к журналистике и писал репортажи из Европы во время Первой мировой войны.0005
Почему Нелли Блай сменила имя?
Когда Элизабет Кокран начала заниматься журналистикой в 1885 году, считалось неуместным, чтобы женщина писала под своим именем. Редактор Кокрана выбрал имя «Нелли Блай» из песни Стивена Фостера. Однако он также неправильно написал имя, и она стала «Нелли Блай».
Нелли Блай , псевдоним Элизабет Кокрейн , также пишется как Кокран , (род. 5 мая 1864, Кокранс Миллс, Пенсильвания, США — умерла 27, 19 января22, New York, New York), американская журналистка, чья кругосветная гонка против вымышленного рекорда принесла ей всемирную известность.
Элизабет Кокран (позже она добавила к Кокран окончательную « e ») не получила формального образования. Она начала свою карьеру в 1885 году в своей родной Пенсильвании в качестве репортера газеты Pittsburgh Dispatch , куда она отправила гневное письмо редактору в ответ на напечатанную в газете статью под названием «Для чего хороши девушки» (не много, судя по статье). Редактор был настолько впечатлен ее письмом, что дал ей работу.
Викторина «Британника»
Женщины в искусстве и литературе: кто это сказал?
«Остерегайтесь монотонности; это мать всех смертных грехов». Сопоставьте цитату с говорящим.
Именно для Dispatch она начала использовать псевдоним «Нелли Блай», заимствованный из популярной песни Стивена Фостера. Ее первые статьи об условиях среди работающих девушек в Питтсбурге, жизни в трущобах и на другие подобные темы отметили ее как изобретательного и заботливого репортера. В то время, когда вклад женщины в газету обычно ограничивался «женскими страницами», Кокрейн получила редкую возможность освещать более широкие вопросы. В 1886–1887 годах она несколько месяцев путешествовала по Мексике, присылая отчеты о коррупции в официальных органах и положении бедняков. Ее резко критические статьи разозлили мексиканских чиновников и стали причиной ее высылки из страны. Впоследствии статьи были собраны в
В 1887 году Кокрейн уехал из Питтсбурга в Нью-Йорк и начал работать в New York World Джозефа Пулитцера. Одним из первых ее начинаний для этой газеты было помещение в лечебницу на острове Блэквелла (ныне Рузвельта), симулируя безумие. Ее разоблачение состояний среди пациентов, опубликованное в World и позже собранное в Ten Days in a Mad House (1887 г. ), ускорило расследование приюта большим жюри и помогло внести необходимые улучшения в уход за пациентами. Подобные репортерские махинации привели ее в потогонные цеха, тюрьмы и законодательные органы (где она разоблачала взяточничество в лоббистской системе). Она была бесспорно самой известной женщиной-журналисткой своего времени.
Пик карьеры Кокрейн в World начался 14 ноября 1889 года, когда она отплыла из Нью-Йорка, чтобы побить рекорд Филеаса Фогга, героя романа Жюля Верна Вокруг света за восемьдесят дней . World создавал историю, публикуя ежедневные статьи и состязание в угадывании, в котором тот, кто ближе всех назовет время, когда Кокрейн совершил кругосветное путешествие, получит поездку в Европу. Всего на конкурс было подано около миллиона заявок. Кокрейн ездил на кораблях и поездах, в рикшах и сампанах, на лошадях и осликах. На последнем круге своего путешествия 9-й0003 Мир доставил ее из Сан-Франциско в Нью-Йорк на специальном поезде; ее повсюду встречали духовые оркестры, фейерверки и тому подобные доспехи.