Путь из ада: история празднования Пасхи
Приблизительное время чтения: 9 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Ранее весеннее утро 33 года по Р. Х.
Солнце пока не взошло, Иерусалим еще спит после торжественного празднования первого дня Пасхи. Всеобщую радость одного из главных иудейских праздников не могли разделить только ученики Иисуса из Назарета, пришедшие в это утро на гроб своего Учителя, распятого 3 дня назад. Они были почти уверены, что Иисус и есть Тот Самый обещанный Богом Израилю Мессия-Избавитель, но сейчас для них, казалось, уже все было потеряно, ведь мертвые не воскресают…
Немного позднее апостол Павел скажет: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14). И, по сути, вся 2000-летняя история христианства — это проповедь события, которое произошло в то весеннее утро, а день Воскресения Иисуса Христа сразу же стал главным праздником христиан.
Хотя началось все значительно раньше…
Исход и его празднование
Само слово «Пасха» (евр. — «Песах») происходит от глагола «проходить» со значением «избавлять», «щадить».
Пасха — это реальное историческое событие, произошедшее в Египте в XIII веке до Р. Х., когда, согласно Преданию, Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью жертвенного ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев.
Дело в том, что несколько столетий перед этим событием еврейский народ находился в рабстве у египтян. На неоднократные просьбы израильтян отпустить их фараон отвечал неизменным отказом. В последние десятилетия рабства их положение значительно ухудшилось. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, повелели умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.
Вождь израильского народа — пророк Моисей — по повелению Божьему пытался вразумить упрямого фараона и добиться освобождения. С этим связаны так называемые «10 египетских казней», когда весь Египет (за исключением того места, где жили евреи) поочередно страдал от нашествия жаб, мошек, ядовитых мух, саранчи, моровой язвы и т. д.
Это были явные знамения присутствия Бога среди евреев, однако фараон не сдавался и не отпускал бесплатную рабочую силу. Тогда в Египте произошла последняя, десятая казнь. Бог через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца (однолетнего ягненка или козленка мужского пола), запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Трапеза происходила вечером, есть необходимо было стоя и с великой поспешностью, потому что Бог обещал, что ночью евреи выйдут из Египта. Кровью агнца следовало помазать косяк двери своего жилища. Это был знак для ангела, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, но прошел мимо тех домов, двери которых были помазаны кровью агнца.
Христос в образе агнца. Сьяновские каменоломни. Источник фото viaestvita. orgПосле этой казни испуганный фараон в ту же ночь отпустил евреев из Египта. С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.
Однако празднование проходило не один день, а семь. Эти дни каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. На время праздника из домов выносились все квасные продукты, и хлеб в пищу употреблялся только пресный (маца), в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был таким поспешным, что они не успели заквасить хлеб и взяли с собой только пресные лепешки. Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков.
Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду. По словам иудейского историка Иосифа Флавия, на Пасху 70 года по Р. Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 500 агнцев. Возможно, эта цифра сильно преувеличена, как часто бывает у Флавия, но даже если уменьшить ее на несколько порядков, картина того, что происходило в этот день в Храме, впечатляет.
Этого агнца, который так и назывался — Пасха, семья должна была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый день праздника за пасхальной трапезой под названием седер. Этот ужин являлся главным событием празднования. Также в обязательный рацион пасхальной трапезы входили горькие травы (в память горечи рабства), харосет (кашица из фруктов с орехами) и четыре бокала вина. Отец семейства должен был рассказать за трапезой историю исхода евреев из египетского рабства, как в благодарность Богу, так и в напоминание об особой связи своего народа с Ним.
Проводить пасхальную трапезу можно было только в Иерусалиме, в пределах его городских стен. Поэтому паломники договаривались с местными жителями, которые предоставляли им свободные комнаты или позволяли проводить пасхальную трапезу во дворе или на крыше дома. Деньги за помещение брать не разрешалось, но хозяевам в виде компенсации обычно оставлялись шкуры убитых животных. Бедняки, у которых не было денег, получали специальную помощь на приобретение всего необходимого. Кроме того, считалось богоугодным приглашать к себе на праздник неимущих собратьев.
О праздновании ветхозаветной Пасхи рассказано здесь в прошедшем времени, поскольку с приходом Христа она теряет смысл, однако без особых изменений иудеи до сих пор именно таким образом празднуют Пасху. Главное отличие нынешней еврейской Пасхи состоит в том, что за трапезой отсутствует агнец. Его символизирует баранья косточка, потому что по закону Моисея агнца нельзя закалывать нигде, кроме иерусалимского Храма, который был разрушен римлянами в 70 году по Р. Х.
Исполнение ветхозаветной Пасхи
Уже в первые годы христианства ветхозаветная Пасха была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Иисуса Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин 1:29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5:7). Эти слова Иоанна Крестителя и апостола Павла лучше всего выражают отношение христиан к Голгофской Жертве.
В Египте агнец был заколот для того, чтобы избавить от смерти еврейских первенцев, а Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. И речь здесь идет не о физической смерти, ведь люди как умирали до Христа, так умирают и сейчас, и это продлится вплоть до Его второго Пришествия в силе и славе, когда Он воскресит умерших. Но после Воскресения Христа физическая смерть уже не тупик, а дверь. Неизбежный конец любого человека становится неизбежным условием его встречи с Богом. Потому, кстати, в христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, готового или не готового к этой встрече.
Сошествие Христа во ад.Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба. Однако до XVI века православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения, которая выставлялась в середине каждой церкви, называлась «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей (Адама и Еву), символизирующих тех представителей человечества, которые хранили истинную веру и ждали Спасителя. Ту же мысль можно услышать и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех (умершим) живот (жизнь) даровав».
Дата Воскресения
Сейчас нельзя точно определить какого именно числа (по нашему календарю) произошло событие Воскресения. Опираясь на евангельские данные, можно с уверенностью сказать только одно: по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в «первый день недели», 16-го дня Нисана.
Что такое «первый день недели»? Неделя у евреев состоит тоже из семи дней, однако последним ее днем является суббота (от евр. «саббат» — «покой», «воздержание»). То есть Христос воскрес на следующий день после субботы. Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских странах он был назван воскресеньем.
Первый весенний месяц Нисан соответствует марту — апрелю. Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, и Нисан был первым месяцем нового года. Он начинался в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. А первый день Пасхи всегда праздновался иудеями в 14-й день Нисана и всегда совпадал с первым весенним полнолунием. Солнечный и лунный год отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354). Ясно, что для человека, живущего по солнечному календарю, дни лунного календаря каждый год будут приходиться на разные дни недели. Кроме того, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки в сравнении с астрономическим годом и правил их корректировки не существует.
Читайте также: Как вычисляется день празднования Пасхи?
В I столетии по Р. Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Сейчас вопрос типа: «Что ты делаешь в воскресенье» звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век — нас бы просто не поняли даже сами христиане.
Потому что не было дня с таким названием, а был факт Воскресения, о котором каждую неделю, «в первый день» вспоминали его очевидцы.
Но уже во II-III вв. по Р. Х. встал вопрос о годичном, самом торжественном праздновании дня Пасхи. В связи с этим между некоторыми Поместными Церквями возникли споры о том, в какой же день надо ее отмечать. Малоазийские Церкви праздновали Пасху вместе с иудеями — 14-го числа месяца нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Празднование совершалось, конечно, в христианском смысле: в этот день Малоазийские Церкви совершали торжество в воспоминание о крестной смерти Спасителя и называли это Пасхой крестною. А затем, через день, они праздновали уже Пасху Воскресения, какой бы то ни был день недели. Большинство же Церквей держались иного обычая. Они праздновали воспоминание страданий и смерти Спасителя в первую пятницу после 14-го нисана, а саму Пасху, то есть годичную память Воскресения Христова, в этот же воскресный день.
Обе традиции имели корни, ведущие еще к апостолам. И все же в IV веке Церковь приняла именно вторую традицию. Было принято решение праздновать Пасху в первый воскресный день после 14-го Нисана, то есть после первого весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю). Александрийский епископ по поручению Собора должен был особыми пасхальными посланиями извещать все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха.
Окончание рождественской истории
С тех пор этот день становится «праздником праздников» и «торжеством торжеств», центром и вершиной всего года. Дни празднования проходили у христиан не в беззаботном веселье. Это было время особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда вместе с приветствием «Христос воскресе!» люди приносили одежду, продукты, деньги.
Широко распространен обычай красить на Пасху яйца, которыми люди потом обменивались, поздравляя друг друга с праздником и троекратно целуясь («христосовались»). По церковному преданию этот обычай восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию красное яйцо с приветствием «Христос воскресе!» и именно с этих слов начала свою проповедь. Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его, а красный цвет — это символ крови, пролитой Христом для того, чтобы смерть прошла мимо.
Во многих европейских странах традиционно считается, что главный христианский праздник — это Рождество. Однако в Православии главным праздником всегда была именно Пасха. Почему? Еще во II веке святой Ириней Лионский, отвечая на вопрос, зачем Бог стал человеком, сказал: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом».
Рождество Иисуса Христа — это великое событие, ведь Бог стал человеком. Без Боговоплощения немыслимо спасение, но это только начало, и во многом от нас не зависящее. Теперь необходимо, чтобы любой человек смог стать богом. Именно это событие и произошло в 33 году, в первый день недели 16-го числа первого весеннего месяца Нисана в спящем Иерусалиме. И повторяется всякий раз, когда человек живет и умирает с верой, что мертвые воскресают.
ОТ РЕДАКЦИИ: Дата смерти Иисуса Христа — 33 год, скорее всего, не верна. Современное летоисчисление — «до и после Р. Х.» — появилось почти через 600 лет после этого события и по современным научным данным ошибка в подсчетах составляет 4 года в минус. Иными словами, формально мы живем сейчас не в 2023 после Р. Х., а в 2027 году.
На заставке: фрагмент картины «Христос выводит праведников из ада», Хайме Серра, XIII век.
День святой Пасхи по православному календарю
https://ria.ru/20230416/paskha-1865278405.html
День святой Пасхи по православному календарю
День святой Пасхи по православному календарю — РИА Новости, 16.04.2023
День святой Пасхи по православному календарю
Светлое Христово Воскресение – Пасха – главный праздник православных христиан. Он отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – в… РИА Новости, 16.04.2023
2023-04-16T04:02
2023-04-16T04:02
2023-04-16T04:02
справки
в мире
россия
русская православная церковь
пасха
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/04/0e/1865284117_0:242:3071:1970_1920x0_80_0_0_e1ebddbee92d6e61faaad37bbf15a6ba.jpg
Светлое Христово Воскресение – Пасха – главный праздник православных христиан. Он отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – в пределах между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю) так, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской (Песаха).В 2023 году православная Пасха приходится на 16 апреля (3 апреля по старому стилю).В этот день вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после его распятия на кресте за грехи всего человечества. Согласно Евангелию, Иисус Христос был распят на горе Голгофе у стен Иерусалима, похоронен ближайшими учениками и на третий день после крестной смерти воскрес. Это событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного страданиями Спасителя. Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «песах» («пройти мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника, связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием праздник Воскресения Христова стал обозначать прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.Этот древнейший праздник был установлен и праздновался еще в апостольское время.Воскреснув, Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые, по христианскому учению, восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос. Воскресение Иисуса свидетельствует, что он воистину есть Сын Божий – «воскрес яко Бог».В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март-апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь, считая недопустимым праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка церквей договориться по этому вопросу была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до первого Вселенского Собора (325 год). На нем постановили праздновать Пасху повсюду в первое воскресенье после пасхального полнолуния между 22 марта (4 апреля по новому стилю) и 25 апреля (8 мая по новому стилю), чтобы она всегда отмечалась после иудейской пасхи. Католическая церковь использует григорианский календарь, который ввел папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Православные же церкви при вычислении даты Пасхи все так же опираются на юлианский календарь. Пасха у католиков всегда раньше, но иногда у обеих конфессий она совпадает.С апостольского времени церковь совершает Пасхальное богослужение ночью.В субботу вечером во всех храмах начинается пасхальная полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа), кадят ее и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она остается 40 дней (в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней). Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест – возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь открываются Царские Врата иконостаса, облаченные в парадные одежды священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом. Он совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне и символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня. Духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает пение словами «И сущим во гробех живот даровав».Церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. После великой ектении (молитвенного прошения) поется Пасхальный канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным (VIII век).В конце утрени читается особое «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоустого, говорящее о духовной сути Пасхи.После утрени начинается Пасхальная литургия, на ней читается начало Евангелия от Иоанна, а царские врата, северные и южные двери алтаря остаются открытыми в знак того, что «Небо нам ныне отверсто». Закрывают царские врата через неделю, в субботу после литургии. Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, повествующее о Божестве Иисуса Христа («В начале бе Слово…»), читается священниками на разных языках. Это напоминание о том, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.На Пасху верующие, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.Накануне и в сам день Пасхи верующие освящают пасхальное угощение. Символами Пасхи, по традиции, являются кулич и крашеные яйца.Куличи пекутся из квасного теста. Само приготовление – также символ Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос.Пасхальное яйцо – символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал верующим Христос.Яйца на Пасху красят, так как по преданию Мария Магдалина подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа и принесла яйцо, потому что приходить с пустыми руками не было принято. Император ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно это легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Допустимы и другие оттенки, но красный – это еще и цвет Царской славы, Символ Небесного Царства.По данным ВЦИОМ, Пасха у россиян находится на первом месте из всех религиозных праздников. Уже более 20 лет центром пасхальных празднований выступает московский храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской православной церкви. Пасхальную литургию возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.В 2020-2021 году в связи с пандемией коронавируса православные встречали Пасху в условиях ограничений. Многие приходы организовали онлайн-трансляцию богослужений. Церковные службы проходили с соблюдением санитарно-эпидемиологических мер. В 2022 году более чем в 7,3 тысячах населенных пунктах России прошло свыше 12,5 тысяч богослужений и крестных ходов.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
россия
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Артем Смирнов
Артем Смирнов
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/04/0e/1865284117_230:0:2961:2048_1920x0_80_0_0_c2d9f2a5ef52244cf054e6efa167421c.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Артем Смирнов
справки, в мире, россия, русская православная церковь, пасха
Справки, В мире, Россия, Русская православная церковь, Пасха
Светлое Христово Воскресение – Пасха – главный праздник православных христиан. Он отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния – в пределах между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю) так, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской (Песаха).
В 2023 году православная Пасха приходится на 16 апреля (3 апреля по старому стилю).
В этот день вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после его распятия на кресте за грехи всего человечества.
Согласно Евангелию, Иисус Христос был распят на горе Голгофе у стен Иерусалима, похоронен ближайшими учениками и на третий день после крестной смерти воскрес.
Это событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного страданиями Спасителя.
Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «песах» («пройти мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника, связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».
Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием праздник Воскресения Христова стал обозначать прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.
Этот древнейший праздник был установлен и праздновался еще в апостольское время.
Воскреснув, Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые, по христианскому учению, восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос. Воскресение Иисуса свидетельствует, что он воистину есть Сын Божий – «воскрес яко Бог».
В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март-апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь, считая недопустимым праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка церквей договориться по этому вопросу была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до первого Вселенского Собора (325 год). На нем постановили праздновать Пасху повсюду в первое воскресенье после пасхального полнолуния между 22 марта (4 апреля по новому стилю) и 25 апреля (8 мая по новому стилю), чтобы она всегда отмечалась после иудейской пасхи.
Католическая церковь использует григорианский календарь, который ввел папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Православные же церкви при вычислении даты Пасхи все так же опираются на юлианский календарь. Пасха у католиков всегда раньше, но иногда у обеих конфессий она совпадает.
С апостольского времени церковь совершает Пасхальное богослужение ночью.
В субботу вечером во всех храмах начинается пасхальная полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа), кадят ее и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она остается 40 дней (в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней).
Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон – благовест – возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь открываются Царские Врата иконостаса, облаченные в парадные одежды священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом. Он совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне и символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом.
В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня. Духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает пение словами «И сущим во гробех живот даровав».
Церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. После великой ектении (молитвенного прошения) поется Пасхальный канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным (VIII век).
В конце утрени читается особое «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоустого, говорящее о духовной сути Пасхи.
После утрени начинается Пасхальная литургия, на ней читается начало Евангелия от Иоанна, а царские врата, северные и южные двери алтаря остаются открытыми в знак того, что «Небо нам ныне отверсто». Закрывают царские врата через неделю, в субботу после литургии.
Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, повествующее о Божестве Иисуса Христа («В начале бе Слово…»), читается священниками на разных языках. Это напоминание о том, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.
На Пасху верующие, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.
Накануне и в сам день Пасхи верующие освящают пасхальное угощение. Символами Пасхи, по традиции, являются кулич и крашеные яйца.
Куличи пекутся из квасного теста. Само приготовление – также символ Воскресения Христова. Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос.
Пасхальное яйцо – символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал верующим Христос.
Яйца на Пасху красят, так как по преданию Мария Магдалина подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Она принесла его в дар, чтобы возвестить о Воскрешении Христа и принесла яйцо, потому что приходить с пустыми руками не было принято. Император ответил, что никто не может воскреснуть, как белое яйцо не может вдруг покраснеть. В ту же секунду яйцо стало красным. Возможно это легенда, но христиане красят яйца в красный цвет. Допустимы и другие оттенки, но красный – это еще и цвет Царской славы, Символ Небесного Царства.
По данным ВЦИОМ, Пасха у россиян находится на первом месте из всех религиозных праздников.
Уже более 20 лет центром пасхальных празднований выступает московский храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской православной церкви. Пасхальную литургию возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В 2020-2021 году в связи с пандемией коронавируса православные встречали Пасху в условиях ограничений. Многие приходы организовали онлайн-трансляцию богослужений. Церковные службы проходили с соблюдением санитарно-эпидемиологических мер.
В 2022 году более чем в 7,3 тысячах населенных пунктах России прошло свыше 12,5 тысяч богослужений и крестных ходов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Пасхальное воскресенье, даты 17:00–2299
Пасхальное воскресенье, даты 17:00–2299 |
Список дат пасхального воскресенья 17:00-17:99 |
---|
11 апреля 1700 г. 1 апреля 1725 г. 291 марта 1750 г. 16 апреля 1775 г. 27 марта 1701 г. 21 апреля 1726 г. 11 апреля 1751 г. 7 апреля 1776 г. 16 апреля 1702 г. 13 апреля 1727 г. 2 апреля 1752 г. 30 марта 1777 г. 8 апреля 1703 г. 28 марта 1728 г. 22 апреля 1753 г. 19 апреля 1778 г. 23 марта 1704 г. 17 апреля 1729 г. 14 апреля 1754 г. 4 апреля 1779 г. 12 апреля 1705 г. 9 апреля 1730 г. 30 марта 1755 г. 26 марта 1780 г. 4 апреля 1706 г. 25 марта 1731 г. 18 апреля 1756 г. 15 апреля 1781 г. 24 апреля 1707 г. 13 апреля 1732 г. 10 апреля 1757 г. 31 марта 1782 г. 8 апреля 1708 г. 5 апреля 1733 г. 26 марта 1758 г. 20 апреля 1783 г. 31 марта 1709 г.25 апреля 1734 г. 15 апреля 1759 г. 11 апреля 1784 г. 20 апреля 1710 г. 10 апреля 1735 г. 6 апреля 1760 г. 27 марта 1785 г. 5 апреля 1711 г. 1 апреля 1736 г. 22 марта 1761 г. 16 апреля 1786 г. 27 марта 1712 г. 21 апреля 1737 г. 11 апреля 1762 г. 8 апреля 1787 г. 16 апреля 1713 г. 6 апреля 1738 г. 3 апреля 1763 г. 23 марта 1788 г. 1 апреля 1714 г. 29 марта 1739 г. 22 апреля 1764 г. 12 апреля 1789 г. 21 апреля 1715 г. |
Список дат пасхального воскресенья 18:00-1899 |
---|
13 апреля 1800 г. 3 апреля 1825 г. 31 марта 1850 г. 28 марта 1875 г. 5 апреля 1801 г. 26 марта 1826 г. 20 апреля 1851 г. 16 апреля 1876 г. 18 апреля 1802 г. 15 апреля 1827 г. 11 апреля 1852 г. 1 апреля 1877 г. 10 апреля 1803 г. 6 апреля 1828 г. 27 марта 1853 г. 21 апреля 1878 г. 1 апреля 1804 г. 191-е апреля 1829 г. 16-е апреля 1854 г. 13-е апреля 1879 г. 14 апреля 1805 г. 11 апреля 1830 г. 8 апреля 1855 г. 28 марта 1880 г. 6 апреля 1806 г. 3 апреля 1831 г. 23 марта 1856 г. 17 апреля 1881 г. 29 марта 1807 г. 22 апреля 1832 г. 12 апреля 1857 г. 9 апреля 1882 г. 17 апреля 1808 г. 7 апреля 1833 г. 4 апреля 1858 г. 25 марта 1883 г. 2 апреля 1809 г. 30 марта 1834 г. 24 апреля 1859 г. 13 апреля 1884 г. 22 апреля 1810 г. 19 апреля 1835 г. 8 апреля 1860 г. 5 апреля 1885 г. 14 апреля 1811 г. 3 апреля 1836 г. 31 марта 1861 г. 25 апреля 1886 г. 2926 марта 1812 г. 26 марта 1837 г. 20 апреля 1862 г. 10 апреля 1887 г. 18 апреля 1813 г. 15 апреля 1838 г. 5 апреля 1863 г. 1 апреля 1888 г. 10 апреля 1814 г. 31 марта 1839 г. 27 марта 1864 г. 21 апреля 1889 г. |
Список дат пасхального воскресенья 1900-1999 |
---|
15 апреля 1900 г. 12 апреля 1925 г. 9 апреля 1950 г. 30 марта 1975 г. 7 апреля 1901 г. 4 апреля 1926 г. 25 марта 1951 г. 18 апреля 1976 г. 30 марта 1902 г. 17 апреля 1927 г. 13 апреля 1952 г. 10 апреля 1977 г. 12 апреля 1903 г. 8 апреля 1928 г. 5 апреля 1953 г. 26 марта 1978 г. 3 апреля 1904 г. 31 марта 1929 г. 18 апреля 1954 г. 15 апреля 1979 г. 23 апреля 1905 г. 20 апреля 1930 г. 10 апреля 1955 г. 6 апреля 1980 г. 15 апреля 1906 5 апреля 1931 г. 1 апреля 1956 г. 19 апреля 1981 г. 31 марта 1907 г. 27 марта 1932 г. 21 апреля 1957 г. 11 апреля 1982 г. 19 апреля 1908 г. 16 апреля 1933 г. 6 апреля 1958 г. 3 апреля 1983 г. 11 апреля 1909 г. 1 апреля 1934 г. 29 марта 1959 г. 22 апреля 1984 г. 27 марта 1910 г. 21 апреля 1935 г. 17 апреля 1960 г. 7 апреля 1985 г. 16 апреля 1911 г. 12 апреля 1936 г. 2 апреля 1961 г. 30 марта 1986 г. 7 апреля 1912 г. 28 марта 1937 г. 22 апреля 1962 г. 19 апреля 1987 г. 23 марта 1913 г. 17 апреля 1938 14 апреля 1963 г. 3 апреля 1988 г. 12 апреля 1914 г. 9 апреля 1939 г. 29 марта 1964 г. 26 марта 1989 г. |
Список дат пасхального воскресенья 2000-2099 |
---|
23 апреля 2000 г. 20 апреля 2025 г. 10 апреля 2050 г. 7 апреля 2075 г. 15 апреля 2001 г. 5 апреля 2026 г. 2 апреля 2051 г. 19 апреля 2076 г. 31 марта 2002 г. 28 марта 2027 г. 21 апреля 2052 г. 11 апреля 2077 г. 20 апреля 2003 г. 16 апреля 2028 г. 6 апреля 2053 г. 3 апреля 2078 г. 11 апреля 2004 г. 1 апреля 2029 г. 29 марта 2054 г. 23 апреля 2079 г. 27 марта 2005 г. 21 апреля 2030 г. 18 апреля 2055 г. 7 апреля 2080 г. 16 апреля 2006 г. 13 апреля 2031 г. 2 апреля 2056 г. 30 марта 2081 г. 8 апреля 2007 г. 28 марта 2032 г. 22 апреля 2057 г. 19апрель 2082 г. 23 марта 2008 г. 17 апреля 2033 г. 14 апреля 2058 г. 4 апреля 2083 г. 12 апреля 2009 г. 9 апреля 2034 г. 30 марта 2059 г. 26 марта 2084 г. 4 апреля 2010 г. 25 марта 2035 г. 18 апреля 2060 г. 15 апреля 2085 г. 24 апреля 2011 г. 13 апреля 2036 г. 10 апреля 2061 г. 31 марта 2086 г. 8 апреля 2012 г. 5 апреля 2037 г. 26 марта 2062 г. 20 апреля 2087 г. 31 марта 2013 г. 25 апреля 2038 г. 15 апреля 2063 г. 11 апреля 2088 г. 20 апреля 2014 г. 10 апреля 2039 г. 6 апреля 2064 г. 3 апреля 2089 г. |
Список дат пасхального воскресенья 21:00–21:99 |
---|
28 марта 2100 г. 22 апреля 2125 г. |
Список дат пасхального воскресенья 2200-2299 |
---|
6 апреля 2200 г. 27 марта 2225 г. 21 апреля 2250 г. 18 апреля 2275 г. 19 апреля 2201 г. 16 апреля 2226 г. 13 апреля 2251 г. 2 апреля 2276 г. 11 апреля 2202 г. 8 апреля 2227 г. 28 марта 2252 г. 22 апреля 2277 г. 3 апреля 2203 г. 23 марта 2228 г. 17 апреля 2253 г. 14 апреля 2278 г. 22 апреля 2204 г. 12 апреля 2229 г. 9 апреля 2254 г. 30 марта 2279 г. 7 апреля 2205 г. 4 апреля 2230 г. 25 марта 2255 г. 18 апреля 2280 г. 30 марта 2206 г. 24 апреля 2231 г. 13 апреля 2256 г. 10 апреля 2281 г. 192207 г. 8 апреля 2232 г. 5 апреля 2257 г. 26 марта 2282 г. 3 апреля 2208 г. 31 марта 2233 г. 25 апреля 2258 г. 15 апреля 2283 г. 26 марта 2209 г. 20 апреля 2234 г. 10 апреля 2259 г. 6 апреля 2284 г. 15 апреля 2210 г. 5 апреля 2235 г. 1 апреля 2260 г. 22 марта 2285 г. 31 марта 2211 г. 27 марта 2236 г. 21 апреля 2261 г. 11 апреля 2286 г. 19 апреля 2212 г. 16 апреля 2237 г. 6 апреля 2262 г. 3 апреля 2287 г. 11 апреля 2213 г. 1 апреля 2238 г. 29 марта 2263 г. 22 апреля 2288 г. 27 марта 2214 г. 21 апреля 2239 г.17 апреля 2264 г. 7 апреля 2289 г. 16 апреля 2215 г. 12 апреля 2240 г. 2 апреля 2265 г. 30 марта 2290 г. 7 апреля 2216 г. 4 апреля 2241 г. 25 марта 2266 г. 19 апреля 2291 г. 30 марта 2217 г. 17 апреля 2242 г. 14 апреля 2267 г. 10 апреля 2292 г. 12 апреля 2218 г. 9 апреля 2243 г. 5 апреля 2268 г. 26 марта 2293 г. 4 апреля 2219 г. 31 марта 2244 г. 18 апреля 2269 г. 15 апреля 2294 г. 23 апреля 2220 г. 13 апреля 2245 г. 10 апреля 2270 г. 7 апреля 2295 г. 15 апреля 2221 г. 5 апреля 2246 г. 2 апреля 2271 г. 19апрель 2296 г. 31 марта 2222 г. 28 марта 2247 г. 21 апреля 2272 г. 11 апреля 2297 г. 20 апреля 2223 г. 16 апреля 2248 г. 6 апреля 2273 г. 3 апреля 2298 г. 11 апреля 2224 г. 1 апреля 2249 г. 29 марта 2274 г. 16 апреля 2299 г. * Предоставлено Астрономическим обществом Южной Австралии. |
Нажмите здесь , чтобы увидеть эти данные в графическом виде в новом окне.
Нажмите здесь , чтобы загрузить файл Microsoft Excel с указанными выше данными графической формы.
Нажмите здесь , чтобы узнать, как Пасха сыграла важную роль в исправлении 1500-летней ошибки в нашем календаре.
Нажмите здесь , чтобы вернуться на мою домашнюю страницу.
Главная | Картинки | Фильмы | Ссылки | Калькулятор возраста | Игры | Развлечение | Прогноз погоды Карты
Тур по Америке | Электронная почта | До свидания | Даты Пасхи | Фейерверк | Рождественская музыка
Средневековый английский календарь
Средневековый английский календарьН.Б. Некоторую информацию о датировании средневековых документов в целом см. в разделе, посвященном хронология и датировка.
Это версия юлианского календаря, использовавшегося в Англии с 11 по 16 века. Для каждого месяца в календаре указаны дни недели, а также даты в римском стиле. термины Календы, Ноны и Иды. Календарь организован либо по историческому году (нажмите на век в списке ниже) или, от норманнского завоевания по годам правления (нажмите на монарха в списке ниже). Для каждого года любого типа также указывается дата пасхального воскресенья, что позволяет церковные праздники должны быть датированы. (Даты Пасхи были рассчитаны с использованием алгоритма, приведенного Рональдом У. Малленом в его статье. Вычислите дату пасхального воскресенья.)
Примечания:- Этот календарь основан на современном (историческом) году, который начинается 1 января. Следует помнить, что в средние века год чаще всего считается с 25 марта (иногда с 25 декабря).
- Используемые даты царствования указаны в Справочник по содержанию Государственного архива, , том 1 (1963 г.). На самих таблицах отмечены различные аномалии, касающиеся лет царствования. В частности, альтернативные версии Вильгельма I, основанные на датах вступления на престол и коронации, предоставлены, так как нехватка ранних норманнских документов, датированных годом царствования делает неясным, какое соглашение было использовано. Годы правления короля Иоанна отсчитывались от его коронация, которая состоялась в День Вознесения, переходящий праздник, так что даты варьировались из года в год.
- Переносимый праздник Пасхи, в принципе, может дважды приходиться на один и тот же год царствования. На практике это, похоже, произошло только при 11 Генрихе VIII в течение рассматриваемого периода.
Я пытался достаточно тщательно проверить точность календаря; пожалуйста, дайте мне знать, если обнаружатся какие-либо ошибки или аномалии.
NB К сожалению, я обнаружил ошибку в программе, используемой для создания этого календаря, что привело к тому, что дни недели в некоторых ежемесячных календарях указаны в разделе лет правления. смещается вперед или назад на сутки. Затронуты годы правления, начавшиеся в марте или позже, и либо начинающийся, либо заканчивающийся високосным годом, и затронутые календари с центром марта до конца года царствования. Эта ошибка была исправлена 21 сентября 2002 г.