Пещерный монастырь: Инкерманский пещерный монастырь

Содержание

Инкерманский пещерный монастырь. Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Уникальнейшей многовековой святыней, расположенной на территории Крыма, считается Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь. В 92 г. н.э. в монастырских пещерных храмах уже звучали церковные песнопения, проводились молебны, в которых принимал участие высланный из Рима Четвертый папа Римский Климент. Сейчас пещерный монастырь является не только эффектной исторической памяткой, но и действующим храмом. На территории проводятся обряды богослужения.

История возникновения монастыря

Когда на территории Римской империи начали преследовать христиан, соратник апостола Петра по имени Климент продолжал проповедовать. Во время своего учения Климент был схвачен и практически сразу же выслан из города. Проповедника отправили в Херсонес, а потом – в Инкерманские каменоломни.

Среди крымских жителей последователь апостола Петра быстро нашел благодарную паству. В небольшой уютной пещере Климент проводил христианские обряды, читал молитвы. Правящий в то время император Троян приказал следить за проповедником, докладывать о каждом его шаге. Когда жестокому императору донесли о бурной деятельности Климента, он приказал убить христианина. Как гласит одна из версий, в 101 году нашей эры пастырь слова Божьего был привязан к якорю и темной ночью сброшен в Черное море. Для того чтобы еще больше запугать приверженцев христианства, Троян казнил еще нескольких учеников святого Климента.

Гораздо позже, примерно в 9 столетии, в том месте, где собирал свою паству Климент, основали монастырь. Назвали его в честь прославленного святого, а вокруг легендарной пещеры начали обустраивать кельи, хозяйственные помещения, церковный двор. Через небольшой отрезок времени обитель стала одной из самых почитаемых на территории Крыма. Прихожане стремились попасть в это место не только со всех уголков полуострова, но и приплывали из России, Италии, Греции.

Когда в 1475 году Крым был захвачен турками, на последователей христианства снова начались гонения. По всему полуострову разрушались церкви и монастыри. В этот период прихожане перестают здесь появляться, Климентовский монастырь потихоньку приходит в упадок. Восстанавливать уникальный комплекс начинают только в 1850 году.

Недавнее прошлое

В существовании монастыря начинается новый виток. Возводятся оригинальные, претенциозные храмы, оборудуются монашеские кельи. Заново обустраивается дворик внутри обители. Украшать храм доверяют архитектору Д. М. Струкову. Потолок красится серебряной краской, расписываются стены, рисуются иконы.

Через 4 года после открытия нового пещерного храма начинается русско-турецкая война. И хотя на территории монастыря военных действий не велось, косвенно сооружению пришлось пострадать. Основная часть дорогого убранства и святынь была разграблена английскими военными – союзниками Турции.

После того как война закончилась, храм снова восстановили. Но временно прекратить свое существование монастырской обители снова пришлось после прихода коммунистического строя. На этот раз после закрытия монастыря все ценные предметы были переданы в Симферопольский музей.

Для гостей полуострова и прихожан обитель снова открыли только в 1991 году. Посетив это неповторимое, пропитанное священным духом место, можно зарядиться позитивной энергией, набраться сил и очиститься духовно.

На что стоит посмотреть

Сейчас в состав монастырского комплекса входит 5 храмов, братский корпус, большое количество пещер и хозяйственных построек. Удивительный вид имеют возведенные под отвесной стеной скалы Монастырской две грандиозные церкви – Пантелеймона Целителя и Святой Троицы.

В церкви Святой Троицы хранится ковчег с частичками мощей святого. Храм представлен небольшим простеньким зданием, отделанным белоснежной штукатуркой. В здании находятся три нефа, различных по высоте. Постройку разделяет два ряда колонн. Излишний декор отсутствует, только верхнюю часть украшает крупный крест в византийском стиле, вырубленный прямо в камне.

Полностью в византийском стиле сооружен и наполовину наземный храм Пантелеймона Целителя. Прямоугольное строение простое, без декора. Дверь и окна тоже прямоугольные, в скале над церковью находятся звонницы. Возведена постройка в память о спасении семьи императора Александра Третьего во время железнодорожной катастрофы.

Исследователями точно было установлено, что в разные времена в этом месте располагалось не менее 9 пещерных монастырей и трех десятков храмов. Многие из них находятся сейчас в аварийном состоянии, поэтому самостоятельно прогуливаться по комплексу нужно очень осторожно.

Больше всего интерес у туристов вызывают монастыри, расположенные в толще горы. Среди них церкви Андрея Первозванного, Мартина Исповедника, Свято-Климентовская базилика. Вход в эти сооружения только один, находится он в западной части Монастырской скалы. К длинному каменному коридору со множеством ответвлений ведет крутая лестница. Словно множество птичьих гнезд, на стенах скалы нависают миниатюрные балкончики.

Интересные факты

В храме Святого Мартина располагается костница, в которой хранятся человеческие головы. Они принадлежат двенадцати людям, когда-то сосланным в Инкерманские каменоломни. Священнослужители искренне верят в то, что мученики не только слышат прихожан и монахов, но еще и молятся за ныне здравствующих.

Пещерный монастырский комплекс открыт для посетителей ежедневно. Богослужения проводятся в праздники, по пятницам и выходным дням. Начало утренней службы в 7.00, вечерней – в 17.00.

Во время посещения священного места прихожан просят сохранять смиренный вид, не шуметь. Женщинам нужно быть в длинной юбке или платье ниже колен. Голова должна быть покрыта. Мужчины также обязаны находиться в монастырской обители в благопристойном виде.

Как добраться до пещерного монастыря

Из Севастополя доехать до пещерного монастыря достаточно просто. Сделать это можно разными способами:

  • на электричке – до станции «Инкерман»;
  • на автобусе – до остановки «Втормет»;
  • на катере – от Графской пристани.

Также можно добраться до места назначения на автомобиле. Для этого стоит воспользоваться координатами: 44°36′14″N (44.603757), 33°36′29″E (33.607923).

На карте

Пещерный монастырь в Судаке – ВашОтель.RU

Судак – популярное место отдыха, город, в который устремляются тысячи туристов каждый год. Здесь отдыхают любители шумных развлечений и исторических памятников. В Судаке есть все:

Судак – настоящий кладезь древностей, здесь соединились теплое Черное море, величественные горные вершины, древние крепости и храмы.

Пещерный монастырь – символ мужества и веры

Как отдохнуть в Судаке ? Пещерный монастырь под Судаком – место с особой аурой, одна из главных святынь полуострова. Монастырь был основан еще в VIII веке византийскими монахами. Развалины монастыря находятся у подножья одной из самых живописных гор Крыма – Сокола. Монахи-иконопоклонники укрылись от мира с каменных кельях, годами они молились, отрекаясь от грешной мирской жизни. Монахи жили в окрестностях Судака до 15 века. В средние века турки разорили монастырь, изгнали мужественных монахов, принесли с собой новую религию и традиции, оставив потомкам только развалины древней святыни.

Несколько веков монастырь оставался заброшенным, однако о нем помнили и в 19 веке монахи даже пробовали восстановить его и поселиться в древних кельях, однако пещеры были вырублены в известняке, который постоянно разрушался под действием влаги. Постепенно море вымывало породу, и монастырь разрушался год за годом. Монахи нашли другое пристанище и оставили кельи в горе.

Архиепископ Гавриил включил пещерный монастырь в перечень известных святынь Тавриды. Добраться до монастыря непросто, попасть сюда можно только пешком. Необходимо несколько раз подняться и спуститься по узкой тропинке. Стены древнего монастыря обвалились, гости полуострова могут увидеть только остатки келий и родник с чистой прозрачной водой. Для путешествия нужно выбирать удобную обувь без каблука.

В 1920 году Николай Лезин обнаружил на месте монастыря остатки трех пещер. Это были монастырские кельи. В одной из них сохранился вырезанный в стене крест, в других остались вырезанные в горе скамейки и полки для хранения книг. Археологи расчистили часть храма возле Пещерного монастыря, смогли обнаружить остатки штукатурки и краски, следы древней росписи. Обнаружение монастыря стало толчком для поиска прочих храмов у подножья горы Сокол. Усилия археологов увенчались успехом, и они смогли обнаружить развалины древнего храма недалеко от грота Шаляпина или Голицына.

Во время экскурсии в монастырь туристы могут любоваться окрестностями Судака, живописными видами и наслаждаться чистым горным воздухом. Многие поэты и художники восторгались развалинами Пещерного монастыря, посвящали ему стихи и картины.

Пещерный монастырь – это не только место религиозного поклонения христиан разных конфессий, но также исторический памятник, который интересно увидеть всем любителям древностей.

Находится пещерный монастырь всего в 4 км от Судака. Дойти до него можно по знаменитой тропе Голицына, по дороге стоит посетить также грот князя Голицына, увидеть чудодейственный источник Святой Анастасии и другие достопримечательности. Прогуляться к монастырь можно самостоятельно или приобрести экскурсионный тур в любом отеле как 4 звезд , так и прочих.


В Инкермане монахи с нуля восстановили древний пещерный храм — Российская газета

Свято-Климентовский мужской монастырь хорошо виден с дороги, ведущей через Инкерман в Севастополь. Он буквально встроен в усеянную рукотворными пещерами скалу, на вершине которой возвышаются башни средневековой крепости Каламита. Здесь находится древнейший пещерный храм, связанный с именем третьего папы римского Климента, дважды в истории обитель была восстановлена практически с нуля.

В начале 90-х монастырь стоял в руинах. Чудом уцелевшие стены братского корпуса покрывали следы пуль и снарядов, от Троицкой церкви остался лишь остов, храма Святого Пантелеймона и вовсе не было, повсюду каменные завалы и мусор. Сохранились лишь помещения пещерных храмов, вырезанные в скале. С них и началось возрождение монастыря. С 1992 года здесь трудились архимандрит Августин (Александр Половецкий) с братией, расчистили и отреставрировали пещерные храмы, достроили жилой корпус — и монастырь ожил. Когда настоятель погиб в 1996 году в автокатастрофе, его похоронили в монастырском дворике, созданном его руками.

Работу продолжили сподвижники и ученики Августина. Отстраивалась Троицкая церковь — единственный непещерный храм обители, где сегодня хранится частица мощей Климента римского. По фотографиям и архивным сведениям был возведен храм Святого Пантелеймона, разрушенный в годы войны (храм в византийском стиле был построен в 1888-1895 годах в честь спасения семьи Александра III при крушении поезда). Его передняя часть с алтарем вырублена в скале, а основное помещение с куполом — пристроено.

Самый древний пещерный храм монастыря появился в раннехристианский период и действует поныне. Предание связывает его с учеником апостола Петра Климентом, третьим папой римским.

— Первый пещерный храм здесь был при Клименте римском, — рассказывает насельник Свято-Климентовского монастыря монах Игнатий (Алексеев). — Это подтверждает архитектура самого храма: алтарная преграда характерна для катакомбных храмов раннего периода христианства. Похожие храмы сохранились на христианском востоке, в том числе в Сирии, и датируются первыми веками христианства, и такой же храм мы видим здесь. Позже никто храмы так не рубил. Здесь сохранился образ самого древнего пещерного христианского храма.

Климента сослали в инкерманские каменоломни в 98 году, где он продолжал наставлять сосланных христиан и проповедовать, за что в 101 году был утоплен по приказу императора Траяна. Позднее, в 7 веке, в каменоломнях Инкермана умер еще один сосланный папа римский — Мартин Исповедник.

Первый пещерный монастырь в Инкермане был основан в 8-9 веках, в период иконоборчества в Византии — здесь нашли пристанище гонимые священники и монахи. Он просуществовал до завоевания Крыма турками и снова возродился только после присоединения Крыма к России, в 1851 году. На рубеже 19-20 веков монастырь разросся, на верхнем плато была построена церковь Николая Чудотворца, а на противоположном берегу реки Черной, у средневекового пещерного храма, воздвигли церковь «Всех скорбящих радость» в память об Инкерманском сражении Крымской войны. Простояли они недолго. После Гражданской войны монастырь закрыли, церкви были разобраны или разрушены в годы войны, пещерные храмы разорены, а одну из церквей попросту засыпали отвалом грунта при добыче камня.

Кстати, в 1978 году во время выработки известняка были нарушены водоносные слои, вода ушла из источника, открытого святым Климентом, и затопила карьер. Монахи говорят, что вода в озере чистейшая и держится на постоянном уровне весь год. Считается, что это событие помешало спилить монастырскую скалу до основания. В ней сохранилось около 200 скальных помещений.

— В пещерах есть все необходимое: ложе, где монах отдыхал, вырубы под иконы и хранилище воды, дымоходное отверстие. В них по сей день все живое, — говорит отец Игнатий.

Сегодня в Инкерманском монастыре действуют шесть храмов, четыре из которых полностью находятся в пещерах. В нем живут около 25 человек, которые продолжают восстанавливать храмы и исследовать историю этого удивительного места, связанного с именем Святого Климента, высоко почитаемого в Древней Руси и повлиявшего на распространение христианства.

— Священномученик Климент — знаковая фигура в христианском становлении Руси, он связал три империи — Рим, Византию и Русь Святую, — продолжает монах. — Он взрастил и расширил духовное семя, которое посеял в Крыму апостол Андрей. За три года с небольшим здесь было поставлено более 75 церквей. Доподлинно неизвестно, скольких он крестил, но по преданиям, сотни человек в день. Народ, увидев этого святого человека, его живую веру, проповедь, подвиг, шел к нему валом. В 9 веке Кирилл и Мефодий привезли мощи Климента в Рим, после чего папа благословил ведение богослужения на церковнославянском языке. Эта историческая точка стала решающей. Через 100 лет, приняв крещение, князь Владимир увез главу Климента из Херсонеса в Киев, в Десятинную церковь.

Инкерманский пещерный монастырь — как добраться, фото, история, адрес

 /   /   /  Инкерманский пещерный монастырь

Севастополь славен не только ратными подвигами — он стоит на уникальной с исторической точки зрения территории — в пределах городской черты и непосредственной близости от неё есть ряд интереснейших объектов, относящихся к древнейшим и раннехристианским временам. Примером может служить Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

Вследствие побед в Дакии всё Северное Причерноморье попало под власть Римской империи. Сюда, в Херсонес Таврический, императором Траяном был сослан в каторжные работы человек, с именем которого связано распространение христианства в Крыму и основание Инкерманского пещерного монастыря. Речь идёт о четвёртом по счёту епископе Римском (Папе) Клименте. Выбор места наказания понятен — император хотел услать авторитетного священника подальше от столицы, а Крым для римлян считался глухой провинцией.

Климент I относится к мужам апостольским, то есть тем проповедникам, которые лично знали апостолов Христа. Считается, что Климента рукоположил в сан сам Святой Пётр. Конечно, прибыв на место, священник начал проповедовать, и вскоре здесь образовалась христианская община. Для совместных молитв была выбрана одна из естественных пещер Монастырской горы. Сейчас в ней располагается храм Андрея Первозванного. Церковь считает, что нынешний храмовый алтарь частично изготовлен ещё в I веке н.э.

Епископа казнили (по официальной церковной версии — утопили) в 101 году н.э. Спустя ещё один год в подводном гроте были обретены мощи святого, их перевезли в храм на острове Казачьем. Эти данные (кроме даты смерти святого) ничем не подтверждаются, а бытуют в качестве основной версии. Но достоверно известно, что в 867 году св. Кирилл и Мефодий привезли останки Климента в Рим и захоронили в Базилике Святого Климента. Часть мощей отправили в Херсонесский храм, где они лежали в специальном саркофаге до того момента, пока Владимир Святой не взял Корсунь (Херсонес) штурмом. Покрестившийся в христианство князь взял с собой в Киев почитаемые останки, они и сегодня хранятся там. В 1991 году часть мощей передали в Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь.

Можно с уверенностью сказать, что с I по XV вв. в пещерах Монастырской скалы совершались богослужения и, скорее всего, здесь существовала киновия — раннехристианская монашеская коммуна.

В XV в. Крым и крепость на Монастырской горе (Каламиту) завоевали турки, укрепление переименовали в Инкерман — это название сохранилось за местом и поныне. Богослужения в пещерных храмах надолго прекратились.

Вновь Инкерманский пещерный монастырь стал действовать в 1850 г., тогда же он получил своё нынешнее название в честь св. Климента. В дальнейшем монастырь «прирастал» новыми постройками и храмами. Так, в 1867 г. в ещё одной пещере Монастырской горы открыли храм, он посвящён папе Мартину I. Считается, что его могила находится рядом с Севастополем в Карантинной балке. Храм Николая Мирликийского построили на плоской вершине горы в 1905 г.

Советская власть проводила политику активного атеизма. «Богоборчество» выразилось в закрытии и разрушении храмов и монастырей, «досталось» и Монастырской горе. Храм на вершине горы снесли, а монастырь закрыли, его имущество передали музеям Севастополя. Только начиная с 1991 г. трудами неравнодушных мирян началось возрождение древней святыни. Пещерные храмы подвергли реставрации, восстановили уклад жизни монастыря. Сегодня это действующая обитель, привлекающая верующих со всей страны.

Сегодня храмовый комплекс включает пять церквей, корпус монастырских келий, постройки хозяйственного назначения и монастырские пещеры. Храмы Великомученика Пантелеймона и Святой Троицы — это наземные, а не пещерные постройки, правда, часть алтаря первого из них устроена в скале. Главной считается церковь Святой Троицы, поскольку именно в ней хранится частица мощей св. Климента.

И всё же интереснее пещерные храмы, в Инкерманском монастыре их три — Андрея Первозванного, Мартина Исповедника и Базилика св. Климента. Древнейший из них расположен в Андреевской пещере, считается, что именно здесь проповедовал сам св. Климент. Наверх к храмам ведёт единственная лестница, она крута и живописна. В пещерах, против ожидания, светло благодаря прорубленным в стенах проёмам. Снаружи них устроены балкончики, на фоне скалы эти сооружения кажутся воздушными и яркими.

Есть подъём на плато Монастырской горы. Когда-то на нём стояла церковь св. Николая Мирликийского, но при советской власти её снесли полностью. Наверху остались только руины византийской крепости Каламита.

При строительстве железной дороги в Севастополь, полустанок перед самым городом назвали по имени крепости Инкерман (старое название — Каламита). И сегодня существует железнодорожная платформа с таким же названием, она находится рядом с монастырём. Интересно, что Инкерман во время СССР переименовали в Белокаменск. У большевиков было своеобразное чувство юмора, раз они так назвали посёлок, стоящий рядом с Чёрной речкой. В 1991 г. название вернули. Теперь Инкерман находится фактически в черте Севастополя.

Как добраться

До Инкерманского пещерного монастыря ходят городские автобусы №№ 103, 117. Ехать до остановки «Втормет». Вообще, любые автобусы, следующие в Симферополь, проезжают мимо Монастырской горы. Электричкой, которая ходит каждые полчаса, ехать до ст. «Инкерман 1». Вход на территорию монастыря бесплатный, но автомобилям проезд внутрь запрещён. Зато есть автостоянка рядом с Симферопольским шоссе.

Инкерманский пещерный монастырь на карте Севастополя

Смотрите также:

Пещерный монастырь — Судак

Судак – город, который может посоревноваться с любым другим крупным городом в количестве исторических достопримечательностей. Этот Крымский курорт настоящая кладезь на памятники, ведущую роль среди которых играет Пещерный монастырь, расположенный в его пригороде.

Описание археологического объекта

Чтобы лично увидеть этот фантастический объект, туристам придется немного расширить свою географию. Находится монастырь по дороге в Новый Свет на горном массиве Сокол. Эта гора признается самой высокой в этом районе полуострова, поэтому проехать мимо достопримечательности не получится при всем желании.

Согласно историческим данным, строительство этого монументального храма происходило в 8 веке н.э.. В его возведение принимали непосредственное участие монахи из Византии, которые убежали из государства из-за иконоборчества, развернувшегося в тот период времени.

Священнослужители проживали в Пещерном монастыре на протяжении 6 столетий. Однако в 15 веке на территории Крыма власть перешла к туркам. На всем полуострове развернулись ожесточенные военные бои, которые отразились и на святой обители. Большая часть построек была разорена, а некоторые кельи и комнаты полностью уничтожены. Несмотря на то, что комплекс был заброшен, о его существовании не забыли. Объект был включен в существовавший в Таврии список местных святынь.

Спустя века в 19 столетии Пещерный монастырь упоминается в православных источниках как действующий. Однако пристанище скитальцев просуществовало недолго. Уже в 20 веке этот христианский комплекс практически полностью оказался разрушенным. НО причина была не в грабежах и разрушениях со стороны человечества. Обвалы монастыря вызваны вполне естественными процессами. Известняковые постройки располагались на глинистой почве, которая с течением времени вымывалась и в один из дней полностью провалилась. Это повлекло за собой разрушение исторического памятника.

В 1920 году под Судаком развернулись археологические раскопки. Именно так и были обнаружены развалины некогда великого объекта. Они были полностью очищены от сыпучих материалов и других посторонних вещей.

До наших дней сохранилось только несколько помещений когда-то масштабного Пещерного монастыря. Туристы могут посетить три кельи, которые имели окна, небольшие скамьи, полки для церковной утвари и сводчатые потолки, покрашенные краской. Кое-где на стенах пещеры можно увидеть кресты – главный символ христианства.

Пещерный монастырь – удивительная достопримечательность, которую следует посетить во время путешествия по Судаку и его окрестностям.

Пещеры Придонья: Холковский пещерный монастырь: muph — LiveJournal

Начну с того, что нагуглил я как-то в этих ваших интернетах презабавнейшую брошюру авторства В.В. Степкина под названием «Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье». То, что в Воронежской, Белгородской и Ростовской областях имеются культовые пещеры я, в общем, знал. Костомарово и Дивногорье известны далеко за пределами моей, так сказать, малой Родины. Более того, однажды я даже побывал в малоизвестной заброшенной пещере с кельями монахов-отшельников в районе села Шмарное (Белгородская область). Но то, что подобных подземных сооружений в Придонье археологи насчитали не много ни мало, а целых 58 штук, вызвало у меня устойчивое желание взять и посетить их все. Оговорюсь, что некоторые из них отреставрированы и используются по назначению РПЦ, некоторые пребывают в заброшенном и полузасыпанном состоянии, а некоторые археологи ещё даже пока не обнаружили. То есть известно, что была когда-то в окрестностях такого-то села рукотворная пещера, но точное её расположение не установлено.

В общем, начать, а точнее уже получается, что продолжить, я решил опять же с Белгородщины. В один погожий весенний денёк я, моя Елена прекрасная и некто Сергей, запаслись чаем с бутербродами и покатили в сторону города Валуйки.


01. Езды туда изрядно, вёрст 250 с гаком будет, поэтому совершили вынужденную остановку в городке Алексеевка.
В уездных городках типа этого трендово косить под «Лукойл» и другие крупные бренды.
(Место на карте мира)

02. Внезапный запал щщей. Тут я похож на косматого геолога из одной идиотской песенки.

03. Сбросив балласт и перекусив, отправляемся дальше. Удивляемся, что в Воронеже еще полно снега, а тут уже вовсю шпарит весеннее солнышко.

04. По пути в селе Щербаково замечаем симпатичную церквушку-новодел. На секундочку притормаживаю, чтобы задокументировать её. Церковь Вознесения Господня освящена 2 ноября 2008 года. Кстати сказать, по сравнению с Воронежской и Липецкой областями на Белгородщине почти нет разрушенных храмов и очень много приятных глазу новоделов.
(Место на карте мира)

05. По пути решаем осмотреть одну достопримечательность здешних мест. Сворачиваем правее и переезжаем мостик через речку Полатовку. Красота — на реке уже нет льда!
(Место на карте мира)

06. Останавливаемся. Справа от нас ничем непримечательные коровники.
(Место на карте мира)

07. А вот слева картина поинтереснее.
(Место на карте мира)

08. Это дом-музей генерала Николая Федоровича Ватутина. За свои способности продумывания военных операций до мельчайших деталей Ватутин получил у ряда немецких командиров, относившихся к его полководческому дару с большим уважением, прозвища «шахматист» и «гроссмейстер». Умер от ран, полученных в бою с УПА 29 февраля 1944 года во время выезда в войска. Дом-музей генерала Ватутина открыт на его родине в 1950 году в доме, где он родился. В 1985 году был открыт мемориальный дом-музей Н.Ф.Ватутина в доме, который построили солдаты для его матери и сестёр генерала.
(1607х800 px и место на карте мира)

09. В музей мы не пошли, так как время поджимало, поехали дальше вдоль меловых холмов.

10. Пейзажи здесь, конечно, открываются, прямо скажем, экзотические для средней полосы. Даже обвалы меловой породы на дороге наличествуют и речка с высоты слегка напоминает горную.
(Место на карте мира)

11. Кстати сказать, пещеры Подонья, как правило, располагаются в речных долинах или овражно–балочных системах вблизи постоянных водоемов и приурочены к выходам белого писчего мела.
(Место на карте мира)


12
. Впрочем, Валуйки уже близко и я предлагаю вернуться к цели нашей поездки. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Подробнее о нём вы можете почитать по ссылке внизу поста, а нас сейчас в первую очередь интересует пещерный скит, который монахи вырыли в меловых пещерах в километре от монастыря за рекой Оскол. После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Вайлуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передают властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1924 по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 на территории монастыря разместили колонию для несовершеннолетних. В Свято-Николаевском соборе организуют литейный цех. Началом возражения монастыря можно считать 2001 год, когда Министерство юстиции РФ передало Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ сохранившиеся постройки Валуйского монастыря. В 2005 году начато строительство храма Игнатия Богоносца и реставрация пещерного скита.
(Место на карте мира)

13. И что же? — спросит меня пытливый читатель. Где, собственно, скит и почему в заголовке значится Холковский монастырь, а речь в посте идёт о Валуйском? Отвечаю. Вход в скит находится внутри церкви Игнатия Богоносца, а в Холковский Свято-Троицкий пещерный монастырь мы отправились уже после Валуек. Потому что несмотря на ухоженность храмового комплекса (дорожки, лавочки, фонари, парковка, туалет и т.д.) внутри никого не оказалось. Церковь на замке, никаких табличек с телефоном тоже не нашлось и мне буквально хотелось рвать и метать. Что характерно это было воскресенье, где-то в обед. Помимо нас приехало еще три машины и одна из них тоже в Воронежскими номерами. Всем пришлось довольствоваться осмотром деревянной церкви и скучными видами на Валуйки.

14. Освящение храма состоялось в 2007 году. Собственно, это всё что известно про этот новодел.

15. А Валуйки унылы, ага.
(Место на карте мира)

16. Восстановленный Собор Успения Пресвятой Богородицы (1906 г.) Рядом вестимо бараки зоны для малолетней шпаны.
(Место на карте мира)

17. В общем, не солоно хлебавши, отправляемся на север Белгородской области, к селу Холки. Изначально я не планировал туда ехать (всё таки еще лишних 150 вёрст), но и возвращаться домой без впечатлений от осмотра подземелий было как-то не с руки. Жаль, что я не подготовился к поездке в Холки дома, в итоге одну значимую деталь осмотреть не получилось. О её существовании я узнал только при подготовке этого отчета. Но об этом позже. А сейчас надвигающиеся сумерки и ворота Холковского (реже Холкинского) Свято-Троицкого монастыря.

18. Въехали в эти самые ворота (парадные для туристов оказались с другой стороны холма) и припарковались. Неподалёку работали двое послушников. Я спросил у них можем ли мы посетить подземелье и рассказал, что за плечами у нас уже 350 км и что в Валуйках получилась такая неприятная накладка. Один из парней молча сходил за ключами и повёл нас к надвратному храму преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вход в пещерный монастырь находится внутри неё. Замок на двери долго не хотел поддаваться, я уже занервничал, что и здесь всё обламается, но у Серёги всё же получилось открыть его.

19. И вот мы, наконец, внутри. Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым настоятелем монастыря. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья. Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами.

20. Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год». Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров.

21. Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский. Спустя более полувека после упразднения, когда вновь начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь, но по разным причинам она закончилась неудачей. В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу. Кстати, недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна — более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал он свое подземное сооружение. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу — высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Осуществив свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров. Именно этот факт о монастыре, к моему большому сожалению, я узнал слишком поздно. Вход в эту пещеру находится, как выяснилось, совсем недалеко и её можно было бы тоже осмотреть. Кстати, со слов нашего провожатого, пещера Никиты, в отличие от монастырской, сыреет и разрушается.

22. Незадолго до революции священником церкви в Холках был Вячеслав Александрович Васильчиков.От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.

23. В пещерах всегда, и зимой, и летом, одна и та же температура: + 8-10 градусов, не больше, нормальная влажность, нет сырости, нет запахов, так уж устроили ходы и выходы из подземелья «полуграмотные» монахи. Спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды — вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ. Иное дело — быть затворником. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор — высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине до самой смерти. Постелью ему служит гроб, который он заранее берёт с собой в келью. Естественно, сфотографировать его келью проблематично (через узкое окошко в породе), поэтому прикладываю фото одной из, так сказать, рядовых келий.

24. Между кельями маленькое, высотой в человеческий рост помещение для совместной молитвы. По всей видимости, здесь жил настоятель, ее особенность состоит в том, что, когда человек оставался в ней один и начинал громко молиться, то его молитва была слышна во всех уголках подземных пещер одинаково, что являлось знаком для всеобщего сбора и молитвы. Наш провожатый сказал, что резонирует здесь только мужские голоса, а женский в других кельях не слышен. Проверить, к сожалению, не удалось.

25. Помимо коридоров и келий внутри пещер расположена и церковь. Её площадь почти 60 кв. м., высота — около четырех. В помещении три отделения, разграниченные шестью меловыми колоннами. В центре — меловое возвышение в виде престола.

26. Алтарная часть крупнее. Из-за повышенной влажности деревянный иконостас под землей гниёт, поэтому его изготовили из керамики под Москвой.

27. Вокруг церкви так же прорыт проход для совершения крестного хода.


28
. В советское время на монастырь вновь обрушилась беда — в который уже раз пещеры были закрыты. Первым, кто пришел к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарев, работавший тогда, в 1990 году, в Чернянском райкоме партии. Бросив службу в райкоме, Василий Дмитриевич приезжает из Чернянки в родные Холки и начинает раскапывать завалы в пещерах. Появился и «стройотряд»: два студента — Сергей Лукинов и Андрей Мухтаров. Они тоже прониклись важностью дела и до изнеможения таскали носилки с известняком, чистили стены, бетонировали вход. Иногда им помогали сестра Пономарева да присланный райадминистрацией каменщик. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в престольный праздник Покрова, состоялось, как сообщала райгазета, «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасенный исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии. А 28 декабря 1998 года решением Синода РПЦ Свято-Троицкий Холковский монастырь, входящий в состав Белгородской и Старооскольской епархии, открыли официально.

29. Все нынешние монастырские постройки — суть новоделы. Надвратный (у входа в пещеры) храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских вы уже видели, а это храм Донской иконы Пресвятой Богородицы. В принципе, его частично видно и на фото с монастырскими воротами.
(Место на карте мира)

30. На том же фото (№17) виден и фрагмент памятника. По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, известные читателю «Слова о полку Игореве», когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям. Так вот, на памятнике при всём при этом значится табличка «Святославу победителю хазар». Само собой, со стороны монашества Холковского монастыря отношение к язычнику Святославу далеко неоднозначное.
(Место на карте мира)

31. На самом верху холма построена Владимирская часовня. К ней ведёт внушительная лестница. Наш проводник сказал, что редко кому удается сосчитать все её ступени и по легенде разница с истинным количеством есть твои грехи. Сколько именно ступеней он не сказал и оправился доделывать свою работу, которую прервал из-за нас. Заверил, что сообщит нам заветную цифру, когда мы пойдем назад к машине. Мы честно стали считать и результаты всех троих действительно оказались существенно разными.
(1816х800 px место на карте мира)

32. Бесплатный совет фотографирующей братии: приезжайте сюда на рассвете, потому что закат в Холках получается за холмом и на всей долине вместо красивого света лежит печальная нефотогеничная тень.

33. Самый красивый свет вечером достается Владимирской часовне, которая, как вы уже знаете, находится на самом верху мелового холма.
(Место на карте мира)

34. Ну, а мы спешим спускаться вниз. Во-первых, интересно сколько же ступеней на самом деле, а во-вторых нам предстоит путь домой в 200 с лишним километров. Послушника на месте не оказалось и уже будучи дома, я попытался найти правильный ответ в интернете. Самое удивительное, что и здесь, в разных источниках, «официальное» количество ступеней колеблется от 297 до 300 штук. Но в любом случае, это приблизительно равносильно подъёму пешком на 15 этаж. Так что ножки потом «гудели» огого.

Ну, и в заключении этого пространного отчета хочу выразить благодарность и удивление доброте и отзывчивости людей, встретившихся нам в этот день. Я же, как последняя скотина, даже не догадался спросить их имён. Во-первых, еще в Валуйках мы повстречали местного парня лет пятнадцати, которого пытались расспросить, что еще можно посмотреть в его городе. Тот искренне пытался нам помочь, сначала предлагая то, что знает сам, потом по личной инициативе звонил своим друзьям и спрашивал, что еще можно предложить к осмотру. Во-вторых, упомянутый послушник, интересно рассказавший нам историю монастыря и смиренно сносивший мои фотографические эксперименты внутри пещер. Всё таки надо иметь терпение, когда выдержка каждого снимка секунд по 30. Ну, и в-третьих, когда мы отправились домой, наши припасы съестного подошли к концу и мы остановились у магазина в селе Ездочное в паре километров от монастыря. Команчи, как давно я не видел такого ненавязчивого и искреннего сервиса. Девушка помогла разрешить все наши метания чем же харчеваться в пути, сама предложила кучу вариантов, порезала колбасу, хлеб и так далее. Мелькнула мысль написать воронежские респекты в книгу жалоб и предложений, да как назло завалилась толпа местных подвыпивших мужичков и помешали такому порыву души.

В общем, спонтанный автопробег в 571 км прошу считать успешным, отчет законченным, а ближайшим летом надеюсь показать вам еще несколько пещер Подонья.

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Ссылки для самостоятельного изучения:
Дом-музей генерала армии Ватутина
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь на википедии
Холковский пещерный монастырь от древности до наших дней
Недействующие входы Холковского монастыря
Добавить в друзья

Араповский пещерный монастырь | История, культура и традиции Рязанского края

Этот уникальный подземный объект расположен близ села Гремячее, на границе Тульской и Рязанской областей. Пещеры выкопаны в песчаннике для культовых целей.

Javascript is required to view this map.

У входа фото 1998г.

У входа в Араповскую пещеру

Вокруг пещер существует множество легенд об их древности и огромной протяжённости. Так в путеводителе по Рязанскому краю [1 стр.280] написано: «…В подземелье коридоры имеют многочисленные ответвления, различные по высоте и ширине, которые затем соединяются между собой. Общая протяжённость только известных сейчас коридоров около 3км. Главный же коридор тянется вплоть до самого Гремячего, вернее до села Казаки, а это почти 6 км. Документально не доказано, когда возникла пещера, но ясно одно — существует она очень давно. Не исключена возможность, что на этом месте было жилище древних обитателей нашего края. Об этом говорят многочисленные находки в галереях. Исследователи предполагают, что Гремяченская пещера имела важное значение для укрепления южных границ Московского государства… «

Из тьмы на свет

На самом деле пещеры были выкопаны в середине 19 века[2]. Подвиг пещерокопания принял местный крестьянин Яков с товарищами. Он много путешествовал по святым местам, что, видимо, и вдохновило его на эту тяжёлую затею. Со временем в пещерах стали собираться люди для молитв. Но это не вызвало одобрения церковных властей. 12 марта 1856 года консистория приказала уничтожить пещеры, запретив их дальнейшее копание и хождение к ним народа. Входы были засыпаны.

Помещение для молитв

В последующие времена был вырублен лес, который рос здесь во времена пещерокопателей. Это вызвало эрозию почвы и, как следствие, сильное заиливание пещер, а также разрушение берегового склона. Речка также меняла своё русло, срезав таким образом часть пещер. На сегодняшний день протяженность ходов составляет примерно 200 м. Сохранилось также довольно большое помещение для молитв и несколько небольших келий.

Узкие коридоры

Леонтьев М.В.

Литература:

1. «На земле Рязанской» Московский рабочий 1976, В.П.Башков», Москва 2001.

2. «Спелестологический ежегодник РОСИ 2000», Москва 2001.

Рязанская группа любителей подземелий «СТИКС»

 

грузинских монахов и пещеры с фресками

Из сентябрьского 2021 года выпуска Apollo . Просмотрите и подпишитесь здесь.

В конце 1930-х годов в одной из газет в отдаленном уголке Советской Грузии появилась статья. В нем бесстрашный местный школьный учитель по имени Дмитрий Гонашвили описал, как, подобно некоему Говарду Картеру с Кавказа, он вошел в древнюю высеченную в скале церковь, покрытую фресками, и увидел икону, установленную на алтаре, как будто готовый к службе. и цепочка для лампы или кадильницы, свисающая из центра расписного купола над его головой.

С этой статьей монастырь Сабериеби девятого века вернулся к историческим записям после перерыва в несколько столетий. Гонашвили был, пожалуй, первым посетителем комплекса — ряда пещерных церквей, келий и трапезной, вырезанных в могучей скале из песчаника, — поскольку он был заброшен после вторжения сельджуков в Грузию в 1060-х годах (или, согласно другой теории, , начиная с разорения этой территории монголами в 1265 г.). С тех пор посетителей было немного.

Сабериби, «место монахов», высечено в скале с видом на безводную долину в единственном пустынном районе Грузии — совершенно красивых зарослях, простирающихся до Азербайджана.Для полного знакомства с Индианой Джонсом лучше всего подойти к нему верхом, пять пещерных церквей почти скрыты, пока вы не окажетесь под ними, и в этот момент они вырисовываются, как огромные норы огромного пустынного грызуна. Фрески внутри необычны. Пять основных церквей (всего их 11) разделены трапезной на 10 монахов, с келью настоятеля, вырезанной в нише над ней (теперь недоступной из-за камнепада). В церквях есть подъезды, каждая из которых ведет в купольную камеру в дизайне croix-libre , форма, любимая древними грузинскими каменщиками, в которой четыре углубления в форме раковины поддерживают вес купола — но в данном случае исключительно для украшения.

Интерьер пещерной церкви Сабериби с купольным потолком. Фото: Саломея Меладзе

По словам Зазы Схиртладзе, профессора истории искусств, который опубликовал полные фрески и надписи из Сабериби, дизайн комплекса представляет собой загадку: «там было небольшое количество монахов, может быть, 10 с настоятелем, так почему же им нужно строить отдельные церкви? И почему так близко друг к другу? »Превосходные фрески, датируемые IX-X веками, также любопытны: другой художник работал на крыльце, а другой — в главной церкви, что составляло как минимум шесть отдельных художники, некоторые из которых подписывали свои работы с просьбами помолиться за них.

Фрески имеют сходство со знаменитыми наскальными рисунками Каппадокии и датируются временем, когда Византийская империя, жестоким соседом и полувассалом которой была Грузия, подверглась иконоборчеству, что делает эти рисунки все более редкими. Но стилистически Сабериби все местное. Сами художники, которых, по словам Схиртладзе, были монахами, скорее всего, работали от имени мелкой знати из окрестностей — на северной стене одной из церквей висит портрет дарителя.Это придает им характер, отличный от королевских официальных картин грузинской империи XI – XIII веков, составляющих основную часть сохранившегося средневекового искусства страны. Действительно, Сабериби, вероятно, был заброшен до того, как в конце 11 века начался золотой век средневековой Грузии. Изображенные предметы включают драматическое Распятие, Христос на суде с престолом, покрытым глазами, и колеса в колесах из Книги Иезекииля. Наиболее поразительным является включение двух ярко-синих павлинов, окрашенных в форму оксида меди, которые являются символом Воскресения — и на старогрузинском языке услужливо помечены как «павлин», на случай, если потусторонний, живущий в пустыне монах никогда не видел такую ​​птицу.

Фреска Распятия в пещерной церкви в Сабериби. Фото: Заза Схиртладзе

Даже в такой густонаселенной стране древних христианских памятников, как Грузия («церковь на каждой вершине горы» может быть ее лозунгом), фрески в Сабериби примечательны своим возрастом и состоянием. Тем не менее, они представляют собой крошечный остаток того, что средневековые паломники нашли бы в этом районе. Сабериби был лишь точкой в ​​огромном религиозном ландшафте, который когда-то покрывал эту пустыню. Именно сюда в V веке приехал подвижник из Ассирии Святой Давид Гареджели, чтобы жить жизнью отшельника, прославляя Бога с засушливых вершин.Давиду, одному из 13 ассирийцев, привнесших монашество в Грузию, наверняка напомнили скалистые вади и пустынные равнины Святой Земли, говорит Схиртладзе, когда он начинал здесь свою миссию.

Благочестие Давида и его успех в обращении местного правителя привели к основанию первого монастыря в пустыне, Лавры, в которой он и похоронен. (После многих лет использования советскими военными для стрельбы, в 1990-х годах его снова заселили грузинские священники; Схиртладзе был там, когда они открывали гробницу Святого Давида: «Очень скромный и очень аскетичный.Он был невысокого роста »). К девятому веку, ко времени основания Сабериби, на этих засушливых пустошах было заложено около дюжины фундаментов — ландшафта, известного теперь под одноименным названием Давид Гареджа. На его пике около 10 000 монахов жили среди стервятников и змей.

Некоторые из этих монастырей хорошо известны, особенно Лавра и сестринский монастырь Удабно, чьи фрески, относящиеся к Золотому веку Грузии, привлекали постоянный поток туристов и паломников до тех пор, пока пограничные проблемы с Азербайджаном в 2019 году не сделали невозможным посещение.

Этот спор продолжается, и некоторые из наиболее предприимчивых туристов, которые отправились бы в другие монастыри, теперь вместо этого открывают для себя Сабериби, время от времени совершая экскурсии по бездорожью, ведущие к пещерам. Специалисты по культурному наследию Грузии также стали более регулярными посетителями в наши дни, наблюдая за подземными толчками, которые могут привести к разрушению фресок — с момента первого посещения Схиртладзе в 1980-х годах камнепады сделали некоторые части комплекса недоступными.

Несмотря на то, что Сабериби был открыт заново, окружающая дикая местность продолжает таить загадки.Как и Гонашвили до них, ученые-авантюристы прочесывают окрестности. Монастыри, нетронутые веками, все еще идентифицируются: сам Схиртладзе обнаружил доселе неизвестные мученики, благочестивых монахов прошлых лет, безмятежно лежащих скелетами на своих каменных полках. Ранее в этом году группа археологов обнаружила целую купольную церковь, вырезанную в недоступной скале, в нескольких милях к востоку от Сабериби. Постепенно пустыня раскрывает свои секреты.

Из сентябрьского 2021 года выпуска Apollo .Просмотрите и подпишитесь здесь.

Дивногорский Успенский пещерный монастырь | Rusmania

Традиционно считается, что Дивногорский Успенский пещерный монастырь был основан в 1653 году, когда группа монахов прибыла в пещерный комплекс, известный как Малые Дивы, с полком казаков, чтобы основать монастырь как часть заставы на Белгородском Абатисе. Граница. Однако есть признаки того, что это место было заселено еще до этой даты. С самого начала монахи устраивали кельи в окружающих пещерах, а также строили деревянные церкви.Расположенный на южной границе России, монастырь подвергался многочисленным набегам татар, но, несмотря на это, он продолжал расти в размерах и влиянии благодаря пожертвованиям землевладельцев и царя Алексея. В 1699 году сын Алексия Петр Великий посетил монастырь, когда в Воронеже руководил строительством своего флота.

Ко времени Екатерины Великой в ​​монастыре было всего семь монахов, и поэтому в рамках политики Екатерины по секуляризации монастырь был распущен в 1788 году, хотя его церкви оставались открытыми.Однако после смерти Екатерины были попытки открыть монастырь и, наконец, в 1828 году это произошло, когда монахи из другого монастыря были переведены в Дивногорье. В середине 19 века в монастыре велись строительные работы, в том числе и в пещерах.

После революции монастырь был разграблен, а в 1924 году он был закрыт, а большинство его монахов было утоплено на Дону или казнено. Богатая библиотека монастыря также была брошена в реку. Впоследствии здания использовались как санаторий, а во время войны — немецкий военный госпиталь.После того, как ему позволили прийти в упадок, в 1988 году было решено сохранить это место, когда территория стала музеем, а пещеры были восстановлены. В 1997 году монастырь был возвращен Православной церкви и повторно освящен, после чего последовали реставрационные работы.


Успенская церковь

Первая церковь, построенная на этом месте и посвященная Успению Пресвятой Богородицы, была построена в 1658 году. Она была построена вместо более ранней церкви, посвященной Святому Николаю, которая была разрушена пожаром.Нынешняя версия церкви датируется 1886 годом. Церковь окружают трапезная и колокольня монастыря.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Самой интересной и необычной особенностью монастыря является церковь Рождества Иоанна Крестителя, высеченная в скале и включающая в себя пещеры, известные как Малые Дивы, протяженностью 351 метр. Окружающие меловые столбы увенчаны куполами и содержат часовню, а над пещерой установлен большой крест, откуда открывается великолепный вид на Дон.

Монастырская пещера апостола Андрея

Мало что известно о пещере апостола Андрея Первозванного. Одна из тех вещей, которые можно сказать с уверенностью, — это то, что она была обнаружена в 1918 году юристом Жаном Дину. Однажды приснившись во сне, он пришел в эту область и обнаружил, что пещера находится в состоянии серьезной деградации. Очистив его от растительности внутри, он построил пару келий, и в скором времени пришли первые монахи.
Он был освящен в 1943 году епископом Чесари Паунеску, но в коммунистический период был разрушен и превращен в приют для животных.

Церковь монастыря Пещера апостола Андрея Первозванного.

Только в 1990 году с благословения ИПС Лукиана отец Никодим Динка, монарх монастыря Сихастрия, вместе с иеромонархом отцом Викторином Гиндаоану начали восстанавливать пещеру и строить монастырь.
В пещере хранится икона святого Андрея , известного как апостол, христианизующий земли к северу от Дуная. В нише пронаоса стоит высеченная в камне кровать.Говорят, что это место отдыха апостола Андрея. Со временем это было место для зажигания свечей, а теперь его используют те, кто нуждается в утешении от болезней. Здесь же священники читают молитвы за больных и мессу святого Василия Великого.

Вход в пещеру апостола Андрея Первозванного.

Сегодня в монастыре есть небольшая церковь, построенная в 1994–1995 годах, освященная Покровом Пресвятой Богородицы в день ее освящения , а третья по величине церковь была построена в 1998–2002 годах.
В маленькой церкви хранятся мощей святого Андрея . Крест в форме буквы «X» можно найти слева перед алтарем меньшей церкви. В центре креста помещена часть пальца Андрея Первозванного. Палец был привезен из Трифилийской митрополии Греции. На четырех концах креста находятся мощи святых мучеников Никулителя из Добруджи: Зотикоса, Аттала, Камасиса и Филиппоса, священника Эпиктета и монаха Астиона.
Рядом с пещерой находится источник, о котором легенда гласит, что он появился после того, как Святой Андрей ударил своим посохом скалу в поисках воды.
Десятки тысяч паломников ежегодно приезжают в пещеру Святого Андрея, и поэтому это место по праву названо Вифлеемом румынского народа .
Чтобы попасть сюда, паломникам необходимо сначала добраться до Чернавода, а затем отправиться на юг, в Остров. В местности Ион Корвин указатель указывает на проселочную дорогу, ведущую к монастырю в лесу через 3-4 км.

Святой апостол Андрей был распят на кресте в форме X.

Краткая биография

Святой апостол Андрей был братом святого апостола Петра. Сначала он и святой апостол и евангелист Иоанн были учениками святого Иоанна Крестителя.
После Воскресения и Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа апостолы решили, куда идти проповедовать эту веру, и святой апостол Андрей достиг района Черного моря, в том числе Малой Скифии того времени. или сегодняшняя Добруджа.Он уединился в этой пещере с двумя учениками и начал проповедовать. Затем он отправился в район Киева и вернулся в Добруджу. Поскольку все шло хорошо, он направился в Патры в Греции, где был распят на кресте в форме «X».

Монастырская пещера апостола Андрея Первозванного.

Пещера апостола Андрея Первозванного.

«Я провел 12 лет в пещере» | Буддизм

Даже будучи маленьким ребенком, выросшим в восточном Лондоне, я чувствовал, что нахожусь не в том месте и не в том теле.Я чувствовал, что мое тело должно быть мужским, поэтому, когда я услышал, что ваше тело меняется с возрастом, я подумал, может быть, я получу мужское. Теперь мне повезло, что я осталась женщиной.

Однако с ранних лет я хотел покинуть Англию. Внешне повода не было. Моя семья прекрасная, моя школа была отличной,

У меня была прекрасная работа библиотекарем. Бетнал Грин в восточном Лондоне, где я вырос, была очень добрососедской. Но внутри у меня было сильное чувство, что я должен идти туда, где я принадлежу; долгое время я просто не знал, где это.

Еще в детстве меня интересовали духовные вопросы. Я изучал христианство, иудаизм и индуизм, я пробовал читать Коран, но, поскольку я не верил в Бога-творца, большинство религиозных путей были для меня закрыты. Затем, когда мне было 18, мы с мамой задержались в аэропорту на восемь часов. Единственная книга, которая у меня была с собой, была «Непоколебимый разум» о буддизме. В середине книги я сказал матери: «Я буддист».

Она ответила: «О, ты дорогой?

Моя мать была великолепна.Она была спиритуалисткой и каждую среду проводила в нашем доме сеансы. Столы летают по комнате. Когда мне было два года, она овдовела и воспитывала меня и моего старшего брата на очень небольшие деньги из рыбного магазина моего отца. У нее было ужасно плохое здоровье, но она всегда была веселой и безропотной — и ее решения обычно были такими мудрыми.

Когда я сказал ей, что собираюсь в Индию искать буддийского учителя, ее первым вопросом был: «Когда ты уезжаешь?» Обычная женщина сказала бы: «Как ты можешь оставить свою бедную старую мать в покое; где твое чувство ответственности?» Но она чувствовала, что мне нужно вести особый образ жизни, даже если бы она не включала ее.

Я читал о Фреде Беди, англичанке, преподававшей тибетским беженцам английский язык в Далхаузи, на северо-западе Индии. Когда я ей написал, она ответила: «Давай, просто приходи». Итак, в 20 лет я переехал в Индию и в свой 21 день рождения встретил своего гуру. Через три недели я стала монахиней.

Решение было несложным. Хотя у меня были парни, я никогда не хотела выходить замуж. Я никогда не хотел детей. Одежда, кого это волнует? Еда, какая разница? Телевидение, я рада, что мне не приходится смотреть. А насчет секса — мне наплевать.В этом обществе секс постоянно бросается вам в лицо, но жалко делать из него все и конец жизни; это ставит вас на один уровень с обезьянами. Многие женщины, ведущие полноценную жизнь, даже не думают об этом. Мне не нужны и не нужны личные отношения один на один. Вот почему мне не бывает одиноко.

И все же я испытала большое разочарование, будучи единственной жительницей Запада и единственной монахиней в монашеском сообществе, состоящем только из мужчин; Я был полностью исключен. Раньше мне казалось, что есть этот огромный банкетный стол буддийской мысли и практики, и я получаю от людей эти крошки, но никогда не достаточно, чтобы приготовить еду.

В конце концов мой гуру, Кхамтрул Ринпоче, посоветовал мне пойти практиковать в горный регион Лахаул. Это был красивый монастырь, но не всегда тихо. Я слышал о ближайшей пещере и хотел пойти туда, но местные жители сказали, что это небезопасно. «Люди из армейского лагеря придут и изнасилуют вас», — предупреждали они. «К тому времени, когда они поднимутся сюда, они будут слишком измотаны», — сказал я. «Я приглашаю их на чай». Они сказали, что есть привидения, что я замерзну насмерть. Но я объяснил ситуацию своему гуру, который сказал, что если пещера выходит на юг и будет довольно сухой, все будет в порядке.С этого момента я не волновался. Ведь на протяжении веков сотни тысяч отшельников поступали точно так же.

Я переехал в пещеру, когда мне было 33 года, и был очень счастлив. В большинстве мест в мире невозможно чувствовать себя так безопасно и уверенно в изоляции. Мы построили стену, чтобы утеплить ее зимой, и у меня был алтарь и кладовая для еды. Это было просто, но пукка.

Я выращивал картофель и репу в садике. День был очень структурированным: четыре раза в день я сидел и медитировал в традиционной коробке для медитации в течение трех часов, и именно там я спал, сидя.

Сначала я спускался в монастырь, чтобы послушать учения, купить продукты, навестить своего гуру и обсудить, как у меня дела. Я проводил лето, готовясь к долгой зиме, когда был полностью отрезан. Но через девять лет я был готов провести длительный ретрит — три года в полном одиночестве. Однажды у нас была сильная метель, которая бушевала семь дней и ночей, снег засыпал двери и окна, и вся пещера была в полной темноте. Я подумал: «Вот оно». Оглядываясь назад, я удивляюсь, что у меня не было клаустрофобии.Я чувствовал себя совершенно спокойно и смиренно. Затем я услышал голос, сказавший: «Выкопайте лопатой». Я использовал крышку кастрюли и вырыл туннель. Это заняло час или два, и я проделал это трижды, но выжил, чтобы рассказать эту историю.

У тибетцев есть поговорка: «Если ты болен, ты болен; если ты умрешь, ты умрешь». Мы все умрем, и где лучше умереть, чем отступить? Большинство людей слишком сильно волнуются, даже когда ничего не произошло; они все взволнованы сценариями того, что может случиться. Уединение помогло мне развить внутреннюю находчивость и уверенность: вы узнаете, что обычно справляетесь со всем, что происходит.

Спустя три года я услышал, как кто-то перебирается через мои ворота. Я никого не видел весь год. Когда я открыл дверь, там стоял полицейский. Он вручил мне уведомление: «Вы находитесь в стране нелегально в течение трех лет. Приходите в течение 24 часов, или мы примем меры». Это был конец моего отступления. Это был шок.

Я переехал в Италию. Я действительно чувствую, что у людей на западе есть преимущество: обладая таким большим материальным благополучием, они уже испытали все, что, по мнению нашего общества, принесет счастье.Они могут видеть, если у них есть хоть какое-то чувство, что в лучшем случае это приносит лишь кратковременное удовольствие, что подлинное счастье должно быть где-то еще. У большинства людей в мире таких вещей не было, и они все еще воображают, что владение им принесет то удовлетворение, которое, как уверяют нас их промоутеры, у них есть. Но желание похоже на соленую воду. Чем больше вы пьете, тем сильнее испытываете жажду.

Для меня отступление похоже на вдох; это то, для чего я родился в этой жизни. Но я чувствовал, что должен собрать средства, чтобы построить женский монастырь в Индии, место, где женщины могли бы учиться и тренироваться.Женщины слишком долго недоедали духовно и игнорировали их. Вот что я делаю сейчас, даю учения. Но на самом деле мне это совсем не нравится, никогда не любил и больше гастролировать не собираюсь. Сейчас я очень готов уйти на пенсию в свой женский монастырь в Индии, и я надеюсь, что тогда я смогу вернуться в ретрит. Это мое место.

Тензин Палмо разговаривал с Люси Пауэлл. Для получения дополнительной информации о ее проектах по сбору средств посетите сайт www.tenzinpalmo.com

У вас есть что рассказать о своей жизни? Отправьте его на мой[email protected] Если возможно, укажите номер телефона

Эти таинственные пещерные церкви и монастыри Totally Rock

Хотя многие из самых впечатляющих церквей в мире имеют высокие потолки и высокие шпили, иногда вам нужно спуститься под землю, чтобы найти настоящие жемчужины. Иисус назвал апостола Петра скалой, на которой «Я построю свою церковь», но эти церкви построены внутри скалы или высечены в ней.

Пещерные церкви и монастыри существуют с самого начала церкви, часто как способ найти духовную помощь в отдаленном и уединенном месте.Вырезанные в скале или расположенные внутри пещер, они выглядят необычно, что часто контрастирует с городскими соборами с витражами.


Общий вид церкви Святого Самана (Симона), также известной как пещерная церковь в деревне Мокаттам, прозванной «Городом мусора», 26 июля 2012 года в Каире. Раз в неделю сотни людей собираются в пещерной церкви в Мокаттаме, после молитвы коптский священник совершает изгнание нечистой силы или исцеляющее благословение для некоторых верующих. Крестом и святой водой он борется с духовными существами и демонами.Монастырь Св. Симона Кожевника является самым большим, в нем есть амфитеатр на 20 000 мест, что делает его самой большой церковью на Ближнем Востоке. Он назван в честь коптского святого Симона Кожевника, жившего в конце 10 века, когда Египтом правил мусульманский фатимидский халиф Аль-Муизз Лидениллах. Симон Кожевник — коптский святой, связанный с легендой о перемещении горы Мокаттам. AFP ФОТО / ДЖАНЛУИДЖИ ГУРСИЯ


Общий вид подземной сербской православной церкви 5 мая 2009 года в Кубер-Педи, Австралия.(Фото Куинн Руни / Getty Images)


Панорамный снимок небольшой часовни, построенной в пещере, в Западном Сиросе, Киклады. (В. Паравас / Гетти)


Интерьер Панагрии Хрисоспилиотиссы (Часовня Пещерной Богоматери) в гроте под Храмом Диониса в Греции.


Соляной собор Сипакира — это подземная римско-католическая церковь, построенная в туннелях соляной шахты в 200 метрах под землей в горе Халите недалеко от города Сипакира в Кундинамарке, Колумбия.


Франция, Прованс, гора Сент-Бом: женщина, горящая свечой в Святой пещере Троглодита Сент-Мари Мадлен.


Пещерные церкви Гереме, Турция


Италия, Калабрия, Пиццо, церковь Пьедигротта


Часовня в пещере Кальяо, Филиппины


Эрмитаж Святого Антуана и его часовня троглодитов, расположенная у подножия ущелья Галамус. Ущелье является границей между Одом и Восточными Пиренеями, Лангедок-Руссильоном, Францией, Европой (П.Eoche / Getty)


Пещерная церковь Святого Петра, Хатай, Турция


Агиои Саранта, пещерная церковь недалеко от Протараса, Кипр.


Могила позади монастырского комплекса Гегард в Армении.


Мужчина выходит из часовни, построенной на скале внутри православного монастыря Искушения недалеко от города Иерихон на Западном берегу реки Иерихон, 22 февраля 2014 года. Монастырь Искушения был построен в VI веке н. Традиционно считается, что пещера — это та самая пещера, где Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и медитации во время искушений сатаны.(THOMAS COEX / AFP / Getty Images)


Пещерная церковь Михалич, Болгария


Часовня Благословенного Короля, соляная шахта Величка, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, Краков, Польша


Пещерная церковь Святого Стефана, Будапешт, Венгрия


Пещеры Йонас, Овернь, Франция


Маленькая подземная часовня, высеченная в скале долины Барранко-де-Гуаядеке.


Мужчина молится в пещерной часовне в Моддерпорт-Прайор, недалеко от Ледибранда, Фри-Стейт, Южная Африка

Вызов всех фанатов HuffPost!

Подпишитесь на членство, чтобы стать одним из основателей и помочь сформировать следующую главу HuffPost

Киево-Печерская Лавра Древний пещерный монастырь — Green Tour Украина

Печерский пещерный монастырь Печерская Лавра, важный символ Киева и главная туристическая достопримечательность украинской столицы, является обязательным для посещения местом в Украине.Основание киевского пещерного монастыря относится к далеким 11 векам, когда инок Антоний и его ученик Феодосий поселились в пещерах на высоких Днепровских холмах и основали монастырь. С тех пор он является колыбелью восточного православного христианства. В 1990 году Киевская Лавра была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Сегодня Киевская Лавра состоит из двух частей — территории монастыря, включающей Дальние пещеры и Ближние пещеры, и Верхней территории, которая принадлежит Национальному историко-культурному заповеднику Киево-Печерская Лавра.Если вы собираетесь посетить Киев, обязательно включите Печерский пещерный монастырь в свой список, а вот краткий путеводитель по наиболее значимым достопримечательностям монастыря, который вы не должны пропустить.

Нижний край или Печерско-Лаврский пещерный монастырь

Православный мужской монастырь занимает нижнюю территорию Киево-Печерской Лавры и состоит из комплекса Дальних и Ближних пещер, где хранятся мощи святых. Пещеры открыты для паломников и туристов ежедневно, за исключением некоторых религиозных праздников, с 9:00 до 15:30 зимой и с 8:30 до 16:30 летом.Дресс-код для посещения Киево-Печерского монастыря включает в себя одежду с длинными рукавами для мужчин и женщин, ношение шорт и коротких юбок запрещено. Женщинам также следует покрывать голову платком или косынкой.

Дальние пещеры

Это было место, где святой Антоний поселился в 1051 году. Вскоре после того, как к нему присоединились монахи в монастыре, в подземных лабиринтах появились новые кельи. Сегодня длина Дальних пещер составляет ок. 290 метров и здесь хранятся мощи 49 святых.Здесь находится подземная церковь святого Феодосия.

Ближайшие пещеры

В 1057 году святой Антоний перебрался в эти пещеры в поисках более уединенной жизни и заложил фундамент комплекса Ближних пещер, носящего его имя. Ближние пещеры длиной 383 метра лежат на глубине 10-15 метров и включают подземную церковь Входа Пресвятой Богородицы, церковь Святого Антония и церковь Святого Варлаама. Среди 73 мощей святых, хранящихся в Ближних пещерах, можно назвать Нестора Летописца, преподобного врача Агапи и Илью Муромца.

Уэллс Антония и Феодосия

Согласно легендам, святые Антоний и святой Феодосий, названные так в их честь, вырыли эти колодцы. Считается, что вода обладает целебными свойствами и лечит от болезней. Колодцы находятся недалеко от входа в Ближние пещеры.

Церковь Рождества Богородицы

Построенная в 17 годах в стиле барокко, эта церковь находится недалеко от Дальних пещер. Интерьер церкви оформлен современными украинскими художниками.Эта церковь входит в состав Киевской духовной академии и семинарии.

Храм Воздвижения Креста Господня

Он был основан на месте старой деревянной церкви в далеком 1700 году. Церковь хорошо известна своим уникальным оформлением южного входа с лепными гирляндами, элементами народного декоративного искусства 17 века. Находится на площади у Ближних пещер.

Киево-Печерская Лавра Пещеры

Верхний край или Национальный историко-культурный заповедник Киево-Печерская Лавра

Великолепный архитектурный ансамбль Верхней Лавры, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, поразит вас своей красотой и историей.Музейный комплекс Лавры открыт ежедневно с 9:00 до 18:00, и если вы хотите получить подробную информацию о Киевской Лавре, вы можете заказать частную экскурсию в Киево-Печерскую Лавру.

Успенский собор

Главный собор Киевской Лавры — это загадочная история. Первоначальное здание было построено в 11 годах; однако он был полностью разрушен во время Второй мировой войны. Только в 2000 году Успенский собор отреставрировали и открыли для посетителей.Процесс украшения интерьера продолжается.

Колокольня Большой Лавры

Внушительное здание колокольни — изюминка комплекса Лавры. Колокольня Великой Лавры, построенная в 18, и годах, имеет высоту 96,5 метра, а поднявшись по 374 ступеням, вы сможете полюбоваться великолепным видом на город с высоты птичьего полета. Это архитектурный шедевр и один из символов Киева.

Трапезная церковь

Этот ансамбль Трапезной церкви, построенной в 19 веках, напоминает старинные церкви Византии.В настоящее время монахи питаются в трапезной. На заднем дворе церкви расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на территорию Дальних и Ближних пещер и реку Днепр. Недалеко от церкви находится могила П. Столыпина.

Надвратная церковь Святой Троицы

Выдающаяся надвратная Троицкая церковь, расположенная над главным входом в Киевскую Лавру, является ценным памятником архитектуры 12 -го века. Фасад церкви выполнен в стиле украинского барокко, украшен росписями 19 годов века.Внутренние росписи надвратной церкви Троицы заменяют важный образец иконографии 18 -го века, а изюминкой церкви является позолоченный деревянный иконостас.

Колокольня Большой Лавры

Музеи и выставки

На территории Киево-Печерской Лавры находится множество интересных музеев, посвященных различным аспектам украинской культуры и истории: Музей исторических сокровищ Украины, Музей украинского народного искусства, Музей театрального и киноискусства, Книги и музей истории печати и т. д.Посещение этих музеев может стать приятным бонусом к экскурсии по Лавре.

Музей микроминиатюр Николая Сядристого

Уникальная экспозиция миниатюрных произведений искусства поражает посетителей со всего мира. Заслуженный мастер М. Сядристый создал ряд невероятных микроминиатюр, в том числе шахматную доску на шляпке гвоздя, караван верблюдов в игольном ушке и розу в человеческом волосе. Чтобы увидеть эти шедевры, стоит посмотреть в гигантское увеличительное стекло.

Музей исторических ценностей Украины

Здесь можно найти ценную коллекцию ювелирных изделий от скифо-сарматского периода (9 век до н.э. — 4 век н.э.) до европейских серебряных произведений 15 -го -20 -го веков. Одной из изюминок коллекции является золотая скифская пектораль, датированная 4 -м годом до нашей эры.

Музей книги и книжного дела Украины

Еще один интересный музей знакомит посетителей с историей развития книгопечатания в Украине.Коллекция музея насчитывает более 56 тысяч единиц хранения, в том числе первые издания произведений Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки и других.

Посещение пещерного монастыря Киево-Печерская Лавра — обязательное занятие в Киеве для каждого путешественника. Вас обязательно впечатлит богатая история и выдающаяся архитектура комплекса Киевской Лавры.

Музей микроминиатюр Николая Сядристого

Полезная информация о Киево-Печерской Лавре:

Адрес: ул. Лаврская, 15,

Ближайшая станция метро: Арсенальная

Часы работы:

Национальный историко-культурный заповедник: с 9:00 до 19:00, ежедневно

Колокольня Лавры: 10.00 — 19.00, ежедневно

Музей микроминиатюр: с 9:00 до 18:00, ежедневно, кроме вторника

Пещерный монастырь | Энциклопедия.com

Киево-Печерский монастырь, один из старейших и важнейших восточнославянских монастырей, расположен в южной части Киева на берегу Днепра. Его название происходит от туннелей и пещер, которые сначала служили кельями для монахов, а затем погребальными склепами. Согласно Первой хронике года, монастырь был основан святым Антонием Печерским (умер около 1073 года) в 1051 году после его возвращения с горы Афон в Греции, где он был пострижен. Благочестивая жизнь Антония привлекла множество последователей, и вскоре он назначил Варлаама, сына влиятельного боярина, настоятелем и уединился в соседней пещере.В 1062 году Варлаам ушел, чтобы возглавить Свято-Дмитриевский монастырь, и братья избрали его на место Феодосия. Монастырь неуклонно рос под руководством Феодосия, и, пытаясь обеспечить упорядоченную жизнь монахов, он ввел византийское правление Феодора Студиона (759–826). Несмотря на сильную общеобитическую природу этого правила, которое требовало совместной жизни под строгим руководством настоятеля, образ жизни, описанный в году в Первичной хронике во время смерти Феодосия в 1074 году, является более идиоритмическим, поскольку каждый монах был осталось разработать собственный метод монашеской практики.Отличительной чертой пещерного монашества в киевский период было утверждение, часто повторяемое в источниках, что пещеры были монастырем, основанным не князьями или правителями, а через слезы, посты, молитвы и бдения. Как духовный центр, монастырь был основным источником епископов и миссионеров в домонгольской Руси.

Печерский монастырь был также центром культурной жизни Киевской Руси. Первичная летопись традиционно приписывается Нестору, монаху Печерского монастыря, писавшему в конце одиннадцатого века, который также написал Житие Феодосия и жизнь убитых князей Бориса и Глеба.Кроме того, в монастыре находится Патерик «Киевские пещеры », «» — сборник рассказов о пещерных монахах XIII века, который был переработан и переиздан до XIX века.

Преемники Феодосия предприняли крупную строительную кампанию, которая продолжалась с небольшими неудачами до вторжения монголов, которые разграбили Киев и разрушили монастырь при хане Батыя в 1240 году. Монастырь снова начал процветать в четырнадцатом и пятнадцатом веках при литовском владычестве. правило.К шестнадцатому веку пещеры стали довольно богатыми, хотя как цитадель православия они все еще сталкивались с некоторыми серьезными проблемами. После Люблинского мирного договора, объединившего Польшу и Литву, и Брестского мирного договора, по которому была создана католическая униатская церковь восточного обряда (1596 г.), было давление, чтобы подчинить монастырь униатскому митрополиту Киева. Только сильное сопротивление пещерных монахов остановило этот процесс. С приобретением Киева царем Алексеем Михайловичем монастырь и Киевская кафедра перешли в ведение Московского Патриарха.Пещеры были первым (1598 г.) и одним из четырех монастырей в России, получившим особое обозначение лавра, , что означало особенно большой и влиятельный монастырь. Монастырь был важным центром православной духовности до 1926 года, когда Советское правительство превратило его в музей. Восстановлен православной церкви в 1988 году.

См. Также: патерик киевских пещер; киевская рус

библиография

Федотов Георгий П.(1965). Религиозный разум России. Нью-Йорк: Harper Torchbooks.

Патрик Киево-Печерского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *