Полуостров сабетта: Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта на Крайнем Севере

Содержание

Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта на Крайнем Севере

Фотограф Андрей Старостин побывал в вахтовом поселке Сабетта в Ямало-Ненецком округе и рассказал, как там живется: как выглядят общежития в зоне вечной мерзлоты, как рабочих наказывают за алкоголь и другие нарушения правил и как устроен их быт.


Источник: East Trav­el

Билетов на рейс Москва — Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда вез Red Wings, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей — трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 тысяч штрафа. 

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Фото Ивана Иванова.

Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.

За нарушение правил — либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу — как два пальца. Ущучат тебя бухим — и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда — ни в следующий раз, ни от другой конторы — не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова — поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией — потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет — есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, — попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте — опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье — думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, — но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» — и, если хочешь, — скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые — больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет — только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, — сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много — там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него — стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии — так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Trav­el с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

Смотрите также: Диксон — самая северная обитаемая часть России

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Полуостров Ямал: накопленные экопроблемы и новые нефтегазовые проекты

«Ямал СПГ», Сабетта. Фото: Анна Киреева

«Мы едем по газу»

Две сотни журналистов из всех арктических регионов России и 23 стран мира смогли посетить завод «Ямал СПГ» в рамках международного конгресса СМИ «Арктический медиамир», который прошел в Салехарде на прошлой неделе.

Темнота полярной ночи в Сабетте не мешает рассматривать из окна автобуса хорошо освещенные сооружения завода, множественные КПП, емкости с газом, электростанцию. Проект, в который мало кто верил, был реализован на год раньше графика. Сложно себе представить, что несколько лет назад на этом месте была обычная тундра, где едва ли росли деревья.

Поскольку местность очень болотистая, было крайне непросто найти площадку для строительства завода. Около 30 тонн песка, намытого из местных рек и озер, помогли создать искусственно насыпанные сооружения.

«Площадка завода, дорога и т.д. – все это искусственно насыпанные сооружения. Под нами расположены продуктивные залежи на глубину от 1 км до 3,5 км. Всего на месторождении будет пробурено 208 скважин, которые группируются на 19 кустовых площадок. Мы едем сейчас прямо над газом – это одно из преимуществ проекта, существенно сокращающее его себестоимость», – рассказывает первый заместитель директора проекта «Ямал СПГ» Дмитрий Монаков.

Международный аэропорт Сабетта. Фото: Анна Киреева

Сохранить вечную мерзлоту

Он единственный, кто обмолвился о том, что, несмотря на впечатляющие современные конструкции и высокие стандарты безопасности, у проекта есть один серьезный изъян, которого было не избежать – все сооружения завода построены на вечной мерзлоте. Ученые же утверждают, что последствия изменения климата и повышения температуры мерзлоты могут быть катастрофическими для полуострова.

По словам Монакова, это месторождение расположено на территории вечных мерзлых грунтов, и мерзлота уходит вглубь на 400 метров. Это очень плохой грунт для строительства – если он растает, то это проведет к серьезным авариям на сооружениях.

«Один из вызовов проекта – сохранить вечную мерзлоту, поэтому все наши объекты, в том числе, завод СПГ, стоят на сваях, чтобы тепло от зданий и сооружений не влияло на вечную мерзлоту, не нарушалась устойчивость. Всего сооружения завода занимают площадь примерно в 2,5 км на 2 км», – отметил он.

Вахтовый поселок. Фото: Анна Киреева

Сейчас в вахтовых поселках неподалеку от комплекса проживают около 15 000 человек. Вахта длится от месяца до трех. В пик строительства там проживало до 34 000 человек единовременно.

Но «Ямал СПГ» – это не только завод, построенный на берегу Карского моря. Это и международный аэропорт, а также морской порт для доставки строительных грузов и вывоза произведенного сжиженного природного газа.

Завод строился по модульному принципу – каждый из 142 модулей был сделан отдельно, оснащен всем необходимым оборудованием и доставлялся на место судами, которые шли либо по Суэцкому каналу около 3-х месяцев, либо по Северному морскому пути – тогда маршрут занимал около месяца.

Актический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» в порту Сабетта. Фото: Анна Киреева

В морском порту Сабетта модули выгружались и на специальных тележках доставлялись на точку. Сейчас для Сабетты построено восемь танкеров из запланированных пятнадцати.

«Остальные танкеры еще строятся. Их уникальность в ледокольном классе. Каждый танкер – это ледокол», – рассказал Монаков.

Наша миссия – производить углеводороды

Если говорить цифрами сухой статистики, то в российской Арктике живет менее 2% россиян, создается свыше 11% ВВП, обеспечивается более четверти экспорта. Добывается и производится 95% российского никеля и кобальта, более 80% газа, 25% нефти и 60% меди. Ямал – это пятая часть всей Арктической зоны РФ.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. Фото: Анна Киреева

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов едва ли представляет себе безуглеродное будущее Ямала.

«Мы даем так много углеводородной энергии, у нас более 80% добычи газа страны, одна пятая всей мировой добычи, плюс существенное количество нефти и газоконденсата. Миссия нашего региона – эффективная добыча углеводородов с учетом экологических требований и прав народов, которые здесь жили веками. Зная наши запасы (от 15 до 30 триллионов кубометров газа) – трудно представить, что это за объемы. Но они гарантируют, что при сохранении текущего роста потребления в мире работы здесь будут длиться десятилетиями», – подчеркнул он.

«Ямал СПГ» выходит на полную мощность

На прошлой неделе премьер-министр России Дмитрий Медведев присутствовал на запуске третьей, последней очереди проекта, который выходит на свою плановую мощность.

Каждая из технологических линий завода по сжижению газа имеет мощность в 5,5 млн тонн СПГ в год. Суммарно мощность завода составляет 16,5 млн тонн.

«Ямал СПГ», Сабетта. Фото: Анна Киреева

Заводы СПГ являются большими потребителями электроэнергии, поэтому среди сооружений есть и собственная электростанция мощностью 376 МВт. Сжиженный природный газ хранится в четырех резервуарах емкостью по 160 000 кубометров каждый.

Конечно, это не единственный проект на Ямале. Совсем недавно другое месторождение – Бованенковское – было запущено на полную мощность в 115 млрд кубометров газа в год. Ожидается освоение Харасавэйского и других месторождений.

«Развитие региона должно быть устойчивым. Для нас принципиально важна защита окружающей среды и прав коренных народов», – рассказал губернатор округа, в котором каждый десятый житель региона – представитель коренных народов.

Тяжелое экологическое наследие

«Меня в Сабетте поразило то, что впервые на Крайнем Севере я не увидел разбросанное ржавое железо», – поделился своими впечатлениями известный российский журналист Сергей Брилёв.

Тяжелое экологическое наследие округу досталось от первой волны освоения региона, которая пришлась на вторую половину прошлого века. Именно тогда в регионе появлялись новые промыслы, и быстро возводились новые города. Страна требовала скорейшего достижения рекордных результатов, и они достигались, в том числе, за счет несоблюдения экологических принципов.

Салехард. Фото: Анна Киреева

В 2012 году начались экологические проекты по очистке территории Ямала. Начали с острова Белый.

«Когда мы прибыли туда впервые, мы были в шоке от увиденного и совсем не понимали, как с этим справиться. Летом мы работали вручную, чтобы не нарушить пока неповрежденные тундровые покровы, которые очень ранимы. Зимой использовали тяжелую технику, которая работала по снегу», – рассказал депутат ГосДумы Владимир Пушкарев.

По его словам, в брошенных домиках военной части отлично проживали медведи. Около ржавых бочек с остатками горючего паслись олени. Волонтеры, которых, к слову, было 15 человек на место, сначала разбирали все конструкции, разрезали на части тяжелую технику, складировали металлолом. Потом это все постепенно вывозилось.

Очистка острова Белый после деятельности военных и геологов уже завершена. Сейчас это зеленая красивая зона. Следующий на очереди – остров Вилькитского.

Салехард. Фото: Анна Киреева

По словам губернатора округа, сейчас есть договоренности с ПАО «Газпром» о том, чтобы развитие Харасовэйского шло параллельно с очисткой территории, чтобы через пару лет там не осталось накопленного ущерба.

Он отметил, что сейчас развитие проекта идет в соответствии с жесткими экологическими требованиями. И во многом это происходит не только из-за законодательных норм, а из-за иностранных акционеров проекта (французский «Тоталь» или Китайская национальная нефтегазовая корпорация и Фонд Шелкового пути), которые хотят, чтобы их проекты были не только эффективными, но и «репутационно экологическими».

На Ямале вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку :: Общество :: РБК

Вертолет, на борту которого были десять человек, предположительно, попал в снежную бурю. При посадке он опрокинулся, два человека оказались зажаты внутри

Фото: drilling_russia / Instagram

На Ямале произвел жесткую посадку вертолет Ми-8, на борту которого были десять человек. Двое из них после падения оказались зажаты в салоне, говорится в сообщении регионального управления МЧС.

Вертолет принадлежит авиакомпании «Скол». По словам источника ТАСС, причиной произошедшего стала снежная буря. Вертолет при жесткой посадке сломал лопасти и перевернулся. Два члена экипажа пострадали в происшествии. «[Вертолет] сильно разрушен из-за удара о землю», — добавил собеседник агентства. В пресс-службе регионального управления МЧС сообщили «РИА Новости», что он лежит на крыше.

В МЧС сообщили, что вертолет с рабочими летел с Гыданского полуострова в порт Сабетта. Жесткую посадку он совершил примерно в полукилометре от поселка. «По предварительной информации, восемь человек находятся в удовлетворительном состоянии, два члена экипажа зажаты в кабине. По предварительной информации, погибших нет. Обстоятельства произошедшего уточняются», — говорится в сообщении ведомства.

«Уральским следственным управлением на транспорте СК России проводится процессуальная проверка по данному факту», — заявила РБК старший помощник руководителя управления Наталья Шандровская.

Авиакомпания «Скол» предоставляет услуги нефтедобывающим и строительным организациям, в числе партнеров компании на сайте указаны «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Роснефть» и местные власти. По данным Telegram-канала Mash, все пассажиры вертолета — вахтовики компании «Газпромнефть-ГЕО».

Как русские, французы и китайцы осваивают Ямал

Всего будет построено четыре таких резервуара. Бетонные конструкции первых двух уже полностью готовы. Сейчас идет установка внутренних металлических герметичных резервуаров, которые смогут выдержать сверхнизкие температуры.

«Мы заливали бетон самыми высокими темпами для Севера — по 2 метра 21 сантиметр в день», — рассказал директор по капитальному строительству «Ямал СПГ» Дмитрий Фомин. Лето в Заполярье короткое — два месяца, и температура не поднимается выше 12-15 градусов, поэтому в условиях полярного дня работали круглосуточно.

Для каждого резервуара нужно вбить в землю почти тысячу свай на глубину 24 метра, которые тут же попадают в объятья вечной мерзлоты. Возведение первого и второго резервуара должно быть завершено в конце 2016 года, третьего и четвертого — в 2017-2018 годах.

Порт

Глядя на морской порт Сабетта сейчас, трудно представить, что еще летом 2013 года глубина здесь была около 80 сантиметров. Значительная часть работ по углублению дна уже завершена. Всего для полноценной работы всех причалов порта нужно поднять со дна 85 миллионов кубометров грунта.

Работы в порту практически не прекращаются — суда привозят материалы и оборудование для строительства. С лета 2015 года в порт на специальных судах начнут приходить технологические модули для строительства самого завода СПГ. Весь завод будет строиться по принципу конструктора Lego и состоять примерно из 300 модулей, состыковывающихся на строительной площадке. Средняя длина модуля — 35-40 метров, высота — 35-37 метров, вес — от 2 до 7 тысяч тонн.

Чтобы иметь возможность завозить модули зимой, сейчас строятся два специальных судна на верфях в Китае. Планируется, что первое такое судно придет в Сабетту в феврале 2016 года.

«Мы ожидаем, что в 2019 году, когда будет запущена третья очередь завода, поток груза для нашего проекта существенно уменьшится, поэтому порт, скорее всего, будет использоваться и для каких-то других проектов. Месторождений здесь достаточное количество», — говорит первый заместитель директора проекта Дмитрий Монаков. Однако основной функцией порта останется транспортировка сжиженного газа с Ямала.

«В нашем проекте большое участие принимает «Атомфлот». С нами работают два атомных ледокола — самый мощный в России ледокол «50 лет Победы», который проводит грузовые суда от границы льдов в Северном ледовитом океане до границы между Карским морем и Обской губой и обратно. Дальше по Оби суда ведет ледокол «Вайгач», — рассказывает Монаков.

В самом порту работают еще два дизельных ледокола — «Санкт-Петербург», который помогает судам пройти от Оби до порта, и «Тор» — он чистит ото льда сам порт Сабетта, чтобы суда могли причалить.

Свободная ото льда навигация по Оби и Карскому морю — всего полтора месяца — август и первая половина сентября, поэтому ледоколы заняты практически круглогодично. Даже в апреле за ночь в канале, пробитом накануне, нарастает 30-40 сантиметров льда.

Толщина нетронутого льда вокруг Ямала превышает два метра, и по нему часто приходят в порт аборигены Арктики. «На прошлой неделе был ночью полярный волк, посидел, повыл на Сабетту и ушел. А песцы теперь прибегают за сосисками три раза в день, у каждого моего моряка свой питомец. Интересуются нами и местные жители. Недавно приехали на снегоходах два ненца в малицах — Федя и Марат. Мы их с борта начали фотографировать. Они нам помахали, а потом достали айфоны и стали нас снимать», — делится историями из жизни капитан «Тора» Руслан Михайлов.

Сам капитан из Санкт-Петербурга, в Сабетту приезжает на полугодовые вахты. К северной жизни привык. «Какой здесь воздух, какие просторы. Здесь понимаешь величие нашей страны, и мы помогаем ей стать лучше», — гордится своей работой Михайлов.

Перспективы проекта

По словам Михельсона, почти весь газ с «Ямала СПГ» уже законтрактован, поэтому текущая волатильность цен на нефть и газ некритична для рентабельности проекта. Сразу после выхода завода на полную мощность «Ямал СПГ» начнет не только платить по долгам, но и приносить прибыль акционерам, обещает глава НОВАТЭКа.

Осталось подождать четыре года, чтобы проверить…

Аэропорт Сабетта. Информация, онлайн табло

Поселок Сабетта

У берега Обской губы, на востоке снежного полуострова Ямал, расположился большой международный аэропорт Сабетта. Неподалеку от него находится поселок, где проживают как местные жители, так и приезжие, работающие обслуживающим персоналом, вахтовым методом. Полуостров с трех сторон омывается Карским морем и прямого доступа на него практически нет, поэтому Сабетта является очень грандиозным достижением среди проектов для компании «Ямал-СПГ», который является главным оператором Сабетты.
Поселок с таким же именем, был построен в далеком, советском 1980 году, название он получил от протекающей в этом месте речки Сабетты, хотя есть и другие версии происхождения, например от самобытной народности самоедов или названия местного головного убора ненцев. Он стал промежуточной базой, где останавливались геологи и северные экспедиции, приехавшие в Ямало-Ненецкий округ.

История

Аэропорт Сабетта был построен относительно недавно, ранее он использовался для внутренних перевозок, как вертолетная площадка. Только год с лишним назад он стал пригоден для постоянных международных рейсов. В декабре 2014 года здесь произвел пробную посадку первый крупный самолет Boeing 737, который был произведен с технической проверкой аэродромного покрытия. После этого технического рейса аэропорт, который находится на севере, за полярным кругом, получил сертификат годности для международных полетов, и свидетельство регистрации от Росавиации. В конце зимы 2015 года, в аэропорту стали приниматься постоянные воздушные рейсы с крупных аэродромов мира. Аэропорт считается официально открытым с июля 2015 года, по приказу Правительства РФ для перевозки пассажиров, и для грузовых самолетов. Также важная роль аэропорта состоит из пункта приема и пропуска через государственную границу самолетов, следующих прямо, как к своему месту назначения, так и находящихся на территории Сабетты транзитом. Это событие произошло в августе 2015 года, когда был открыта воздушная полоса пропуска через границы России.

Характеристика аэропорта

Аэропорт состоит из огромной территории аэродрома с нормативными требованиями I категории ИКАО, со взлетно-посадочной полосой с параметрами 2704 х 46 м, ангарами с авиатехникой, с огромным служебным и пассажирским залом ожидания, с отдельным международным сектором для иностранных пассажиров. Аэропорт Сабетта может принимать очень тяжелые типы воздушных судов, таких как Вoeing 767-200, А-320, Boeing-737-300, грузовые Ил-76 и все типы Ми-8, Ми-26, как местных, так и иностранных авиалиний.
Инфраструктура транспорта в поселке также пока на стадии развития, она осуществляется в связи масштабного проекта «Ямал СПГ». Ранее сообщалось, что вокзальный комплекс не получил сертификата, из-за его неготовности и необходимых требований, но работа шла полным ходом. Международный терминал аэропорта Сабетты выполнен в форме двухэтажного сооружения с общей площадью 36 х 36,5 м с небольшой башней, где разместилась для слаженной работы команда авиадиспетчеров.
Но позже аэровокзал все таки открыли, а произошло это в начале лета 2015 года, на котором присутствовал сам губернатор. Международный аэропорт Сабетта является важным объектом для России, с высоким уровнем воздушной транспортной доступностью, что дает более эффективное освоение ее природных северных богатств. Аэропорт находится в 179 км от крупного аэропорта Бованенково, где оператором выступает нефтяная компания Газпром с 2012 года.
Развитие на полуострове Ямал современной инфраструктуры имеет для всей страны очень важную и значимую роль.

Онлайн табло

Основная информация

Страна: Россия

Аэропорт вахтового поселка Сабетта на севере Ямала

Дата основания: 2015

Местное время: GMT   +5/+5

Координаты:  71.25 c.ш. 72.1 в.д.

Терминалы: 1

IKAO: USDA

Внутренний код: СБТ

 

Аэропорт Сабетта на карте

Через порт Сабетта на Ямале в 2020 году вывезли 19,7 млн т грузов

По данным Уральского таможенного управления, этот пункт пропуска стал единственным в регионе, сохранившим показатель на уровне предыдущего года

Объем грузов, вывезенных через морской порт Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) в 2020 году, составил 19,7 млн т. Ямальский пункт пропуска стал единственным на Урале, сохранившим этот показатель на уровне предыдущего года, в остальных пунктах пропуска Уральского таможенного управления (УТУ) эти показатели на фоне пандемии снизились, сообщил начальник УТУ Алексей Фролов на пресс-конференции в Уральском региональном информационном центре ТАСС во вторник.

«В текущем году через наши воздушные пункты пропуска было перевезено всего 412 тыс. пассажиров, что более чем в шесть раз меньше уровня прошлого года. Соответственно сократилось и количество перемещаемых грузов и воздушных судов. Единственный пункт пропуска, который даже в текущем году у нас работал в штатном режиме — это морской пункт пропуска Сабетта. Данный пункт пропуска работает на 99% на экспорт продукции «Ямал-СПГ» — это сжиженный природный газ либо газовый конденсат, которого в этом году вывезено более 19,5 тыс. т», — сказал он.

Согласно данным таможни, количество воздушных судов, перемещавшихся через уральские пункты пропуска, в 2020 году сократилось на 59% — до 6 198, количество пассажиров — на 85% — до 412 тысяч, весовой объем грузов составил 11 тыс. т, что меньше аналогичного показателя прошлого года на 72%.

Порт Сабетта был построен для реализации проекта «Ямал СПГ». «Ямал СПГ» (50,1% — у «Новатэка», по 20% — у французской Total и китайской CNPC, 9,9% — у Фонда «Шелкового пути») — первый завод «Новатэка» по сжижению газа. Проект реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения (полуостров Ямал), запущены три технологические очереди по производству СПГ мощностью около 5,5 млн т в год каждая.

О внешнеторговом обороте Урала

«Существенные изменения претерпел внешнеторговый оборот, за 2020 год он составил в регионе деятельности Уральского таможенного управления составил $15,9 млрд, в том числе импорт — $4,9 млрд, или 31% от внешнеторгового оборота. Стоимостной объем экспорта уменьшился на 24%», — рассказал Фролов.

По данным таможни, весовой объем внешнеторгового оборота составил 12,2 млн т, импорт составил 10,4 млн т, снизившись по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 64%. «Я бы отметил один момент, который повлиял на статистику экспорта — в прошлом году компания «Ямал-СПГ» перевела таможенное декларирование своей продукции в Центральную энергетическую таможню. Если исключить влияние на показатели объема продукции, то экспорт остался примерно на уровне прошлого года», — пояснил начальник управления.

Управлению подчинены шесть таможен: Уральская оперативная и Уральская электронная, Екатеринбургская, Тюменская, в которую в 2019 году вошли посты Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой таможен, Кольцовская таможня, в структуру которых входят 38 таможенных постов.

Ямал СПГ — Гипростроймост

Описание объекта:

ЯМАЛ СПГ – интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа, реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В рамках реализации Проекта создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта

Основные особенности объекта:

При проектировании железобетонных конструкций учитывалось, что конструкция будет сооружаться и эксплуатироваться в условиях пониженных температур с искусственным климатом. Применено уникальное решение для увеличения изгибной длины свай в мерзлых грунтах. При расчётах на особые нагрузки принималось во внимание изменение свойств материалов, как при высоких, так и при низких температурах. Фундаменты запроектированы для условий развития многолетних мерзлых пород (вечномерзлые грунты). Фундамент выполнен в виде свайного поля с высоким плитным ростверком толщиной 1 м (948 свай —  буроопускные металлические трубы 530/20). Применена система термостабилизации грунтов.

Сооружение рассчитано на воздействие следующих особых нагрузок:

  • взрыв на соседнем резервуаре
  • утечка продукта из внутреннего резервуара с последующим криогенным воздействием на железобетонную оболочку.
  • пожар на соседнем резервуаре

Проектирование фундаментов велось при научном сопровождении ведущего НИИ в данной области НИИ ОСП им. Герсеванова.

Генеральные размеры сооружения:
  • Рабочий объем – 160 000 м³ СПГ
  • Рабочая температура – минус 163°С
  • Диаметр – 82м

 

Заказчик:

VINCI CONSTRUCTION GRANDS PROJETS

Работа над объектом:

  • технический консалтинг
  • подготовка проектной документации с полным комплектом расчётов для стадий строительства, нормальной эксплуатации, а также аварийных сценариев;
  • разработка и адаптация рабочей документации на базе технических VCGP;
  • разработка специализированной программы испытания свай и последующая научная обработка их результатов
  • оптимизация и обоснование проектных решений в части оснований и фундаментов.

Сроки проектирования:

2013 – по настоящее время

См. Новый огромный российский газовый завод на арктическом побережье

В то время как большая часть мира наблюдает за быстро тающей Арктикой с растущей тревогой и полностью возлагает вину на ископаемое топливо, Россия и ее партнеры во Франции и Китае видят признаки рубля. Фактически, миллиарды из них будут сделаны на продаже арктического ископаемого топлива остальному миру.

Горение газа на буровой на полуострове Ямал. Во время бурения здесь и в других странах мира избыточный газ, который не может быть доставлен на рынок, обычно сжигается в факелах — обычно в менее пустых местах из высокой трубы.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В конце прошлого года российский энергетический гигант Новатэк завершил строительство самого северного промышленного объекта в мире: Ямал СПГ, завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью 27 миллиардов долларов, расположенный на 71,2 градуса северной широты в Сабетте, на берегу реки Обь. . Объект и его новый порт примыкают к восточному берегу богатого газом полуострова Ямал, который, как обмороженный палец, торчит в Карское море — то есть посреди мерзлого нигде.

Завод был построен на год раньше запланированного срока, в немалой степени потому, что российское правительство помогло построить крупный порт для танкеров СПГ, аэропорт и электростанцию, не говоря уже об использовании своего флота атомных ледоколов для сохранения канал свободен для судов, прибывающих со строительными материалами.

Нурлан — один из многих рабочих завода «Ямал СПГ», выходцев из Казахстана, который также является крупным производителем нефти и газа.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права.Несанкционированное использование запрещено.

И это только начало. Под заказ 15 ледокольных танкеров-газовозов, а также новая железнодорожная ветка и еще два завода по производству СПГ через устье Оби. Россияне ожидают, что к 2030 году все заводы будут производить в общей сложности 60 миллионов тонн СПГ в год.

Арктический центр

Сабетта, поселок, который всего пять лет назад был крошечным даже по мерзлотным тундровым меркам, теперь является основным строительным блоком. в большом повороте президента России Владимира Путина на север.«Это очень удобное место с действительно хорошей логистикой», — сказал Путин в 2015 году. Он считает Сабетту «универсальным портом для всех видов товаров».

Перспектива относительно дешевого газа по короткому пути между Азией и Европой привлекла несколько инвесторов, озабоченных опорой в Арктике, где, по оценкам Геологической службы США, может находиться пятая часть оставшихся запасов нефти и газа на Земле. Французской нефтяной компании Total принадлежит 20 процентов акций завода «Ямал СПГ», как и CNPC, национальной газовой компании Китая.Фонд Шелкового пути правительства Китая владеет десятью процентами.

Завод только начинает работать на полную мощность, но в прошлом году он отгрузил 7,5 млн тонн СПГ на пять континентов, по данным Новатэка. Это также привлекло внимание французского фотографа Шарля Кселота, бывшего инженера-эколога, который был очарован масштабным проектом.

«Это очень важный проект для них», — говорит Кселот. Первоначально нанятый «Новатэком», ему предоставили свободный простор для фотографирования завода, на котором во время строительства было около 30 000 рабочих.«В России очень мало крупных промышленных проектов. Это единственное, о чем российское телевидение говорит, говоря, что это будущее». Сейчас Сабетта — небольшой город с ресторанами и спортивными залами и даже небольшой русской православной церковью, освященной Патриархом Московским и всея Руси в 2016 году.

С тех пор Кселот возвращался несколько раз, чтобы сфотографировать новую рабочую деревню, а также традиционные села близлежащих ненецких оленеводов, поколениями живших на Ямале.Он был единственным жителем Запада, который путешествовал на борту Christophe de Margerie — первого ледокольного танкера-СПГ Совкомфлота, названного в честь покойного генерального директора Total — в его первое плавание с Ямала во Францию. По пути он пробил лед толщиной в пять футов.

«Это было похоже на поездку», — говорит Кселот. «Никакого качения, просто плоское. Снаружи можно было слышать плеск льда по бокам».

Свет ледокола пробивает метель на Карском море, недалеко от полуострова Ямал. Поверхность моря большую часть года замерзает.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Гигантское судно, как и многие другие, которые Россия планирует использовать на Северном морском пути, работает на СПГ, и это хорошо, говорит Фредерик Хауге, основатель норвежской экологической группы Bellona , , работавший в России. Арктика на десятилетия.

«Управление судном на СПГ не очень помогает климату, — говорит Хауге, — но с точки зрения случайного выброса существует большая разница между газом и мазутом.»

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Слева : капитан Christophe de Margerie, первого из 15 введенных в эксплуатацию ледокольных танкеров для транспортировки СПГ с завода «Ямал», отслеживает путь корабля, пока он движется по льду.

Справа : экипаж корабля проводит пожарные учения.

Фотография Чарльза Кселота

Ночью в Кара Море, мощные прожекторы освещают лед впереди офицеров на мостике Christophe de Margerie.Построенный компанией Daewoo в Южной Корее корабль имеет длину почти тысячу футов, может перевозить 172 000 кубометров СПГ — около 85 000 тонн — и может развивать скорость в пять узлов по льду толщиной в пять футов.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Россия в течение последних нескольких лет перевозила нефть танкерами ледового класса с нескольких небольших месторождений и морских платформ в Арктике до нетронутого норвежского фьорда возле Хоннингсвага.Там груз переваливается на более крупные танкеры не ледового класса для отправки дальше на юг. В ноябре прошлого года компания начала делать то же самое с СПГ.

Больше трафика в Арктике?

Производство на новом заводе на Ямале помогло увеличить грузооборот на российском Северном морском пути, который пролегает 2800 миль от востока Карского моря до Берингова пролива, на 25 процентов в прошлом году до 18 миллионов тонн грузов. Путин приказал увеличить тоннаж в четыре раза до 80 миллионов тонн всего за пять лет.Это все равно будет примерно десятая часть объема, отправляемого через Суэцкий канал, но огромная для Арктики.

Даже Минприроды России задохнулось. Для его выполнения, как сообщается, потребуются дополнительные инвестиции в размере 163 млрд долларов в арктические ресурсы, включая разработку угольных месторождений на Таймыре к востоку от Ямала, нефтяного месторождения Паяха в дельте реки Енисей и нефтепровода на север от берега реки Енисей. Ванкорское нефтяное месторождение.

«Для Путина это больше тщеславие, чем реальность», — говорит Наташа Уденсива, эксперт по энергетике и морскому транспорту, преподаватель Школы международных отношений и государственной политики Колумбийского университета.«Не так много судов используют его, и весь маршрут открыт только в течение нескольких месяцев в году. Но даже если это был открытый океан, и вы отправляете грузовые суда из Европы в Азию, там ничего нет. Нет клиентов. Вы не может делать несколько остановок. Я не думаю, что это так жизнеспособно, как говорят русские ».

Завод Сабетта в три часа ночи февральского утра. В феврале этого года отгрузила десятимиллионную тонну СПГ.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права.Несанкционированное использование запрещено.

И есть еще одна большая проблема, которая может разрушить мечту Путина об индустриализированной российской Арктике, говорит Уденсива, — та же проблема, которую русские усугубляют, добывая здесь больше ископаемого топлива из-под земли.

«Я не уверен, сколько времени продлится проект из-за изменения климата», — говорит Уденсива. «Они построили завод СПГ на сваях из-за вечной мерзлоты, но все же в Арктике все тает. В частности, на газовых месторождениях есть некоторая опасность.В вечной мерзлоте уже много дыр, и вы не знаете, когда они откроются ».

Помимо самого изменения климата, попытки ограничить изменение климата также делают рискованными инвестиции в арктический газ.« Непосредственный вопрос заключается в следующем: нам нужен газ так долго? » — говорит Уденсива. Европа ставит перед собой агрессивные цели по декарбонизации, Китай быстро переходит на электромобили, а мир наводнен дешевым газом. «Если бы вы были инвестором, вы бы вложили все эти деньги в ископаемое топливо?»

Кселота поразили более философские вопросы, когда он сфотографировал крошечных рабочих, сваривающих панели внутри гигантских резервуаров для хранения газа на Ямале, как если бы они были резчики по камню работают над Нотр-Дамом.Столетия назад, говорит он, «мы вкладывали ту же энергию в строительство соборов. Теперь мы вкладываем всю свою энергию в эти постройки, используя ископаемое топливо. Даже устья скважин выглядят как православный крест ».

Получат ли будущие россияне выгоду от нынешней арктической авантюры — или сочтут ее глупостью Путина — еще предстоит увидеть. Между тем, Арктика продолжает нагреваться вдвое быстрее. остальной мир

Зимним днем ​​в Сабетте над туманом видны только факельные трубы и дымовые шлейфы завода в Сабетте.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Порт Сабетта, Арктика Россия | EJAtlas

Сабетта — один из крупнейших портов России в Арктике, расположенный на полуострове Ямал, на берегу реки Обь [2]. Проект порта был инициирован Правительством России как проект, имеющий стратегическое значение для освоения богатого газом полуострова Ямал. Порт напрямую связан с мега-проектом «Ямалгаз». В рамках Ямальского проекта все еще продолжается масштабное строительство транспортной инфраструктуры, включая морской порт Сабетта [7].Ключевыми компаниями по развитию порта являются Новатэк, Федеральное агентство морского и речного транспорта и государственное предприятие «Росморпорт» [1] [4].

Порт занимает площадь 60 га. Проект предусматривает строительство морского канала протяженностью 50 км, подходного канала длиной 6 км и шириной 420 м, причалов для грузов строительных материалов и танкеров-газовозов. В порту также есть канал длиной 4 км для хранения судов и пост управления [1].

Строительство порта ведется в два этапа.На первом этапе возводятся причалы для перевалки модулей завода по производству сжиженного природного газа и строительных материалов. Вторая фаза включает строительство причалов для перевалки сжиженного природного газа и газового конденсата [1].

Дноуглубительные работы в порту составили 1,5 млн м³ земляных работ. В результате дноуглубительных работ на морской акватории и подходном канале было извлечено 25 миллионов кубометров вечной мерзлоты [1].

Сухогруз «Юрий Аршеневский» доставил строительные грузы в порт с помощью атомного ледокола «Таймыр» [1] [6].

Активисты норвежской экологической группы «Беллона» считают, что «запуск корабля на СПГ никак не влияет на климат». Ученый, работающий в Арктике, аналогичным образом заявил: «Мы не уверены, сколько времени продлится проект из-за изменения климата» … «Они строят и продают дешевый газ и нефть, но тем временем в Арктике продолжает нагреваться вдвое больше. скорость остального мира «. [2].

Кроме того, альтернативные экологические СМИ Barents Observer и Eye on the Arctic — сетевые журналисты из приполярных стран — постоянно сообщают о проекте и вызывают озабоченность в связи с изменением климата, особенно если в арктическом регионе продолжатся разработки в текущем скорость или даже больше, если он ускоряется [4] [5]:

«Теперь весь маршрут свободен ото льда.«Это расстраивает» … «Это включает Восточно-Сибирское море, регион, который обычно имеет самый продолжительный ледяной покров». … «Температура воздуха на побережье Сибири обычно на 2-7 градусов Цельсия выше среднего значения за 1981-2010 годы» [8] … Всего в водах плавали 94 судна, многие из них перевозили сжиженный природный газ из Ямальский завод «…« В июле 2019 года лед почти исчез »[8]. Навигации помогает изменение климата, которое тает лед, в то время как сжигание ископаемого топлива усиливает климатические изменения во всем мире, и в частности в Арктике.

В то время как активисты, журналисты и ученые выражают обеспокоенность по поводу изменения климата, у правительства другой взгляд на Арктику: цель порта Сабетта — ежегодная отгрузка 80 миллионов тонн к 2024 году »[8].

Ученые также предупреждают, что развитие Северного морского пути тесно связано с текущими «драматическими» климатическими изменениями в этом районе: «2019 год стал самым теплым годом за всю историю наблюдений, и таяние льда достигло беспрецедентного уровня» [8].

(см. Меньше)

Ямал СПГ в России: газ пришел с холода

Компания Total, мировой лидер в области производства сжиженного природного газа (СПГ), занимает прочные диверсифицированные позиции по всей цепочке создания стоимости СПГ.Одним из знаковых проектов Группы в этом районе является Ямал СПГ, расположенный на Крайнем Севере России.

Сложный, но высококонкурентный проект

Ямал СПГ, запущенный в конце 2013 года, является одним из крупнейших и самых сложных СПГ-проектов в мире. Но он также является одним из самых конкурентоспособных, поскольку использует огромные наземные газовые ресурсы российского полуострова Ямал. Вместе с партнерами Новатэк, CNPC и Фондом Шелкового пути Total разрабатывает огромное Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение.

Проект направлен на разработку запасов природного газа на общую сумму более 4 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента. Для этого было пробурено более 200 скважин и построены три технологические линии по сжижению газа мощностью 5,5 млн тонн каждая. Ежегодно через порт Сабетта будет проходить около 16,5 миллионов метрических тонн СПГ, при этом вся продукция СПГ будет продаваться клиентам в Европе и Азии по контрактам на 15–20 лет.

Крупный технологический вызов

Ямал СПГ расположен над полярным кругом в устье реки Обь, дикой, удаленной местности, которая замерзает от семи до девяти месяцев в году и где зимние температуры могут опускаться до -50 ° C.

Чтобы обеспечить его устойчивость в вечной мерзлоте (толстый слой мерзлого грунта, поверхность которого оттаивает только в летние месяцы), завод СПГ был построен на десятках тысяч свай различных форм и размеров — решение, которое никогда не использовалось в таких больших масштабах. перед проектом «Ямал СПГ».

Читайте

также

Фундаменты на вечной мерзлоте: узнайте больше о инженерных задачах, связанных с Ямал СПГ, на нашей площадке «Разведка и добыча»

В начале проекта не было подъездных путей к площадке по суше или по морю.Чтобы облегчить транспортировку оборудования и персонала, в 2011 году началось строительство крупного регионального транспортного узла, включающего порт Сабетта и международный аэропорт.

Доставка СПГ в таких экстремальных условиях также потребовала от компании Total и ее партнеров разработки нового типа судов: танкера-ледокола для перевозки СПГ. Это инновационное решение позволяет транспортировать СПГ круглый год без помощи ледоколов. Его размер составляет 300 метров, а объем — 172600 кубических метров, он может плавать во льдах глубиной до двух человек.Толщина 1 метр. Всего до 2019 года будет постепенно введено в эксплуатацию 15 ледоколов на СПГ, первый из которых — Christophe de Margerie .

Северный морской путь

Чтобы открыть доступ к огромным газовым ресурсам Крайнего Севера России, в рамках проекта «Ямал СПГ» был открыт новый маршрут отгрузки СПГ. Известный как Северный морской путь, он позволяет судам достигать Азии через Берингов пролив за 15 дней по сравнению с 30 днями при использовании обычного маршрута через Суэцкий канал.Путешествие можно совершить с мая по ноябрь, когда лед достаточно тонкий для навигации. Этот подвиг стал возможен только благодаря новому поколению универсальных танкеров-газовозов, использующих ледокольные технологии.

ПАО «НОВАТЭК» Бизнес: Проект «Ямал СПГ» | Инфраструктура Ямал СПГ | Ямал

Ресурсная база

Проект «Ямал СПГ» основан на сырьевых ресурсах Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на северо-востоке полуострова Ямал на побережье Обской губы.Производственный потенциал месторождения составляет около 27 млрд куб. М природного газа в год при продолжительности плато не менее 20 лет.

Планом разработки месторождения предусмотрено бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным заканчиванием и длиной горизонтальных участков более 500 метров с 19 кустов.

Для проекта построены специальные буровые установки «АРКТИКА». Они предназначены для работы в экстремальных климатических условиях полуострова Ямал, что обеспечивает высокую производительность бурения независимо от сезона и погодных условий.

Для повышения эффективности разработки месторождений используется инновационное и экологически чистое оборудование и материалы. Например, бурение ведется с использованием буровых растворов на углеводородной основе, что позволяет качественно заканчивать скважину.

Завод СПГ

Завод мощностью 17,4 млн т СПГ в год строится прямо на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы. Чтобы как оптимизировать затраты на строительство, так и упростить график проекта, используется модульный подход.Завод СПГ будет состоять из четырех технологических линий. Первая линия запущена в декабре 2017 года.

Углеводородная смесь из добывающих скважин поступает по газосборной сети на комплекс комплексной подготовки и сжижения.

Первичная сепарация, включающая удаление механических примесей, воды, метанола и конденсата, проводится на входных сооружениях, которые также включают установки регенерации метанола и стабилизации конденсата. Отделенный газ подается в технологические линии сжижения, где он проходит несколько технологических стадий: удаление кислого газа и метанола, дегидратация и удаление ртути, а также экстракция сжиженного нефтяного газа.Предварительное охлаждение происходит в контуре охлаждения пропана, а сжижение — в контуре смешанного хладагента. По окончании процесса сжиженный природный газ хранится в криогенных резервуарах.

Помимо линий СПГ, интегрированный комплекс СПГ также включает установку фракционирования СНГ, хранилища стабильного газового конденсата и хладагента, электростанцию ​​мощностью 376 МВт, инженерные сети и факельные системы.

СПГ
Транспортировка

СПГ-танкеры специального ледового класса ARC7 (российские стандарты арктической классификации) были спроектированы и построены по индивидуальному заказу для проекта «Ямал СПГ».Перевозчики обеспечивают круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по маршрутам плавания в западном направлении, а в течение арктического лета — по Северному морскому пути.

Конструкция авианосца — результат совместной работы российских и международных классификационных обществ, ведущих научно-исследовательских и проектных институтов, верфей и судовладельцев. Конструкция судна основана на концепции двойного действия: нос приспособлен для плавания в открытой воде и тонком льду, а корма оптимизирована для плавания в суровых ледовых условиях.

Основные технические характеристики танкера ARC7:

  • Грузоподъемность — около 170 000 кубометров СПГ
  • Мощность силовой установки — 45 МВт
  • Скорость на открытой воде — 19,5 узла
  • Скорость во льду толщиной 1,5 м — 5,5 узла
  • Первичное топливо — СПГ, с двухтопливной дизель-электрической силовой установкой с тремя установками «Азипод»
Морской порт

В федеральной собственности находятся ледозащитные барьеры, портовые гавани и подходные каналы, система управления движением судов, средства навигационного обеспечения. и здания морской службы.Объекты «Ямал СПГ» включают в себя причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата, причалы для накатных грузов, сооружения для выгрузки материалов, причальные сооружения портового флота, складские помещения, административную и вспомогательную зону, а также инженерные сети.

Строительство завершается в два этапа — подготовительный этап и основной этап. Подготовительный этап включает строительство сооружений для разгрузки технологических модулей и генеральных грузов. Основной этап включает строительство причалов для СПГ и газового конденсата.Порт полностью готов к эксплуатации.

Международный аэропорт

Международный аэропорт является неотъемлемой частью проекта «Ямал СПГ». Инфраструктура аэропорта включает аэродром I категории ИКАО с взлетно-посадочной полосой 2704 м х 46 м, ангары для авиационной техники и пассажирский терминал, включая зону международных полетов. Управляет аэропортом Международный аэропорт Сабетта, который является 100% дочерней компанией «Ямал СПГ». Первый технический полет с посадкой самолета состоялся 4 декабря 2014 года.В настоящее время выполняются регулярные рейсы в Сабетту из Нового Уренгоя, Москвы и Самары.

Деревня Сабетта

Деревня Сабетта, расположенная на восточном побережье полуострова Ямал, является базой для проекта «Ямал СПГ». На Сабетте построена вся необходимая инфраструктура для комфортного проживания строителей. Строятся вспомогательные объекты жилого комплекса: склад ГСМ, котельная, комплекс электроснабжения, столовые, медицинские центры, прачечные, сауны, спортзал, административные здания, гостиница, пожарное депо, канализация и водопровод. очистные сооружения, отапливаемый гараж, складские помещения для продовольственных товаров.

Порт Сабетта | Мордрага | DEME Group |

Морской канал и поворотный бассейн

DEME начинает работу на морском канале длиной 49 км, шириной 295 м и глубиной 15 м (сейчас 10 м). Вместе разворотный бассейн порта Сабетта и подъездной канал составляют 8 км в длину, а подъездной канал будет иметь ширину 415 м.

Полуостров Ямал

Дноуглубительные работы на Крайнем Севере — это испытанная и безопасная деятельность. В 1980-х годах первые дноуглубительные работы уже проводились за Полярным кругом, в том числе в море Бофорта в Канаде.

Полуостров Ямал, расположенный на северо-западе Сибири, имеет длину около 700 километров. С запада омывается Карским морем, а с востока — Обской губой. Порт расположен недалеко от Мурманска в России и Хаммерфеста в Норвегии, примерно в 2 000 км к югу от Северного полюса.

План экологического менеджмента

Благодаря накопленному опыту, DEME на протяжении многих лет намеренно позиционировала себя как экологически чистая компания. Он разрабатывает проекты в области возобновляемой морской энергетики, приливной энергетики и восстановления окружающей среды. Для компании устойчивость соответствует ее видению нового промышленного предприятия.

Таким образом, дноуглубительные работы на российском полуострове регулируются теми же экологическими стандартами, которые DEME применяет во всем мире.Как и во многих других проектах, DEME разработала План управления окружающей средой. Внимательность, с которой DEME рассматривает последствия для окружающей среды, имела решающее значение для принципала при присуждении дноуглубительных работ.

Капитан по охране окружающей среды принимает меры предосторожности

DEME добивается минимальной мутности воды. Тем не менее, он разработал план управления на случай, если что-то все же пойдет не так.

DEME с гордостью объявляет о первом в мире «капитане по охране окружающей среды» в качестве независимого эксперта, который отвечает за все экологические и технические аспекты проекта.Существуют особые меры предосторожности в отношении флоры и фауны.

DEME использует принцип предосторожности. Это означает, что ничего из того, что компания может сделать для защиты окружающей среды и безопасности, не будет упущено.

Библиотека изображений природы sabetta

Библиотека изображений природы sabetta
  • Коллекции
  • Без лицензионных платежей
  • Разрешение видеозаписи

Брайан и Черри Александер / Резервуары для хранения нефти возле Сабетты, Южно-Тамбейское газовое месторождение, Ямал, Сибирь, Россия.Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Российское ледовое усиленное судно «Юрий Аршевский» доставляет свой груз в Сабетту зимой. Полуостров Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Русское ледовое усиленное судно «Юрий Аршевский» доставляет свой груз в Сабетту зимой. Полуостров Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Узел клапана в газопроводе, покрытом инеем и снегом, на буровой площадке недалеко от Сабетты, Южно-Тамбейского газового месторождения, полуостров Ямал, Сибирь, Россия.Февраль 2014.

Брайан и Черри Александр / Зимнее солнце садится за газовым факелом на буровой площадке возле Сабетты, Южно-Тамбейское газовое месторождение, полуостров Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Солнечная собака (parhelion / parhelia) в небе над грузовиком в ненастный зимний день возле Сабетты в Южно-Тамбейском газовом месторождении, полуостров Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Газовые работники в зимней одежде в Сабетте, Южно-Тамбейское газовое месторождение, полуостров Ямал, Сибирь, Россия.Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Рабочие в зимней защитной одежде от холода на строительной площадке недалеко от Сабетты на Южно-Тамбейском газовом месторождении, полуостров Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Заснеженные линии электропередач ведут к газовой буровой вышке возле Сабетты, Южно-Тамбейское газовое месторождение, полуостров Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Брайан и Черри Александр / Буровая вышка возле Сабетты, Южно-Тамбейское газовое месторождение, полуостров Ямал, Сибирь, Россия.Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Танкер «Индига» из Мурманска доставляет мазут в Сабетту, Южно-Тамбейское газовое месторождение, Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Брайан и Черри Александер / Рабочий, использующий переносную установку для производства пара для обогрева земли во время зимнего строительства гавани недалеко от Сабетты, Южно-Тамбейского газового месторождения, Ямал, Сибирь, Россия. Февраль 2014.

Следующая страница

Проект Ямал СПГ, Разработка Южно-Тамбейского газового месторождения, Российская Арктика

Достигнуто 16.Производственная мощность 5 млн тонн в год с запуском второй и третьей линий СПГ в июле 2018 года и ноябре 2018 года соответственно.

Ямал СПГ доставил 7,4 миллиона тонн (Мт) СПГ, отгрузив сотую партию СПГ в декабре 2018 года.

В настоящее время ведется строительство небольшой технологической линии СПГ мощностью 0,9 млн тонн в год, которая, как ожидается, будет введена в эксплуатацию к 2020 году.

История развития проекта «Ямал СПГ»

Правительство России утвердило обширный план по развитию завода по производству и экспорту СПГ на полуострове Ямал для освоения обширных газовых ресурсов Крайнего Севера страны в октябре 2010 года.

Проект «Ямал СПГ», расположенный в удаленном месте за Полярным кругом, без каких-либо подъездных путей к площадке по суше или по морю, потребовал развития транспортного узла, включающего порт Сабетта и международный аэропорт Сабетта.

Строительство морского порта и аэропорта началось при поддержке Правительства РФ в 2011 году.

Российская государственная изыскательская организация Федеральное автономное учреждение Главгосэкспертиза (ФАИ Главгосэкспертиза) одобрило проект интегрированного СПГ-комплекса в марте 2013 года.

В том же месяце Управление недропользования Ямало-Ненецкого автономного округа предоставило проекту разрешение на строительство.

Контракт на проектирование, поставку и строительство (EPC) для проекта СПГ был заключен в апреле 2013 года.

Поставка модулей для строительства завода СПГ началась в сентябре 2015 года.

Особенности разработки Южно-Тамбейского газового месторождения

Проект «Ямал СПГ» зависит от поставок исходного газа с Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в 926 миллиардов кубометров (миллиардов кубометров) природного газа и 30 миллионов тонн конденсата.

Береговое месторождение имеет потенциал добычи до 27 млрд куб. М природного газа в год в течение не менее 20 лет.

План разработки Южно-Тамбейского месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным заканчиванием с 19 кустовых площадок.

В проекте используются специально построенные буровые установки ARCTICA для обеспечения высоких показателей бурения в суровых климатических условиях полуострова Ямал. Для заканчивания скважин используются буровые растворы на углеводородной основе.

К концу третьего квартала 2018 года на месторождении было завершено 126 эксплуатационных скважин и работало четыре буровые установки.

Завод Ямал СПГ подробности

Поток углеводородов из добывающих скважин по газосборной сети направляется на комплекс подготовки и сжижения газа Южно-Тамбейского месторождения.

Углеводородная смесь сначала обрабатывается для удаления воды, метанола и конденсата на установке подготовки газа, в которой также находятся установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отделенный газ направляется в технологические линии сжижения, где он подвергается удалению кислого газа и метанола, дегидратации, удалению ртути и экстракции сжиженного нефтяного газа перед предварительным охлаждением в контуре охлаждения пропана.

Наконец, сжижение природного газа происходит в контуре смешанного хладагента. Произведенный СПГ хранится в криогенных резервуарах перед отгрузкой на танкеры для перевозки СПГ.

На заводе «Ямал СПГ» в настоящее время работают три технологические линии сжижения мощностью 5,5 млн тонн в год, а четвертая линия — 0.Пуск мощности 9 млн тонн в год запланирован на 2020 год.

На объекте также находятся четыре криогенных резервуара для хранения СПГ емкостью 160 000 м3 каждый, установка фракционирования СНГ, хранилища стабильного газового конденсата и хладагента, а также установка для выработки электроэнергии на газе мощностью 376 МВт.

Танкеры СПГ для проекта Арктика

В рамках проекта «Ямал СПГ» будет задействовано до 15 специально спроектированных российских танкеров-газовозов ледового класса ARC7 с арктическим классом для круглогодичных перевозок на международные рынки.

СПГ-танкеры длиной 300 м и 172 600 м³ могут двигаться со скоростью 19,5 узлов в открытой воде и 5,5 узлов во льдах толщиной 1,5 м без ледокольной поддержки.

Ямал СПГ эксплуатировал семь таких судов по состоянию на ноябрь 2018 года и ожидал поставки еще трех судов до конца года. Ожидается, что остальные пять судов будут введены в эксплуатацию в 2019 году.

Объекты инфраструктуры проекта «Ямал СПГ»

Транспортная инфраструктура завода «Ямал СПГ» включает причал для отгрузки СПГ и газового конденсата с двумя причалами для отгрузки танкеров, подвижные грузовые причалы, сооружения для разгрузки материалов и причальные сооружения портового флота в порту Сабетта.

Построен ледяной барьер длиной 2 км для защиты гавани порта.

В международном аэропорту, построенном для проекта «Ямал СПГ», есть аэродром I категории ИКАО с взлетно-посадочной полосой 2 704 м х 46 м, пассажирский терминал и зона международных полетов. Управляет аэропортом Международный аэропорт Сабетта, 100-процентное дочернее предприятие «Ямал СПГ».

Финансирование проекта «Ямал СПГ»

Проект «Ямал СПГ» финансируется Фондом национального благосостояния России, Сбербанком, Газпромбанком, Китайским банком развития, Экспортно-импортным банком Китая, Японским банком международного сотрудничества (JBIC), а также группой европейских банков, включая Райффайзен Банк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *