Пушкина не убили: Пушкин не погиб, а взял фамилию Дюма: Версия секретного перевоплощения поэта

Содержание

10 главных мифов о последней дуэли Пушкина

Хранитель экспозиции мемориальной квартиры Пушкина развеяла главные мифы вокруг последнего поединка и последних дней великого поэта.

10 февраля 1837 года закатилось великое «Солнце русской поэзии» – так литератор Владимир Одоевский в 5-м номере «Литературных прибавлений» писал о смерти Александра Сергеевича Пушкина.

Историю о роковой дуэли с Дантесом, смертельном ранении и предсмертных муках поэта, казалось бы, каждый из нас знает еще со школы. Но согласитесь, что чем известнее сюжет, тем плотнее и увесистей слой мифов, который его окружает.

Сегодня мы постараемся развеять хотя бы часть этих заблуждений и рассказать, что же на самом деле послужило причиной той злополучной дуэли, кто кому бросал вызов и почему даже лучшие врачи не могли спасти умирающего Пушкина.

А поможет нам в этом хранитель экспозиции Мемориального Музея-квартиры А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге Ирина Николаевна Карташова.

Миф 1.

Пушкин был заядлым дуэлянтом

Это правда, но только отчасти. Поэт действительно много раз вызывал соперников к барьеру, но отнюдь не был кровожадным мстителем.

«Смотря что считать дуэлью – вызов на дуэль или просто дуэльную ситуацию, когда друзья все-таки сумели предотвратить уже практически состоявшуюся дуэль или предупредить ее на более ранних стадиях. Всего в жизни Пушкина было 29 вызовов на дуэль, но некоторые из этих поединков не состоялись. Вдобавок у поэта был довольно вспыльчивый характер, но при этом миролюбивый – кроме Дантеса, он в жизни не ранил ни одного соперника», – рассказала Ирина Николаевна.

Миф 2. Дуэль состоялась с первого раза

В действительности Пушкин вызывал Дантеса к барьеру дважды, но находчивый приемный отец Дантеса, барон Геккерн, сумел отсрочить дуэль: он сделал приемного сына свояком оскорбленного поэта. А автор знаменитого пасквиля, который и послужил причиной вызова на дуэль, по сей день остается неизвестным, отмечает Карташова:

«6 ноября 1836 года в дом княгини Волконской “на Мойке, близ Конюшенного мосту”, где Пушкин снимал квартиру, по городской почте пришло анонимное письмо. Это был пасквиль, то есть сочинение оскорбительного содержания, на французском языке. В этом письме Пушкина называют “историографом ордена рогоносцев”: автор намекает на связь его жены с императором. Мы до сих пор не знаем, кто написал это письмо, и по-прежнему называем его анонимным пасквилем. Если бы хоть один историк представил ясные, четкие доказательства авторства, то руководство музея изменило бы формулировку, но пока оно все еще остается анонимным.

Сам же Пушкин по характеру письма, европейской традиции написания таких парфюмных писем, бумаге и почерку определил, что это дело рук Жоржа Дантеса. После этого Александр Сергеевич вызвал Дантеса на дуэль, но этот вызов в тот день не застал его дома, поскольку он был на службе в Зимнем дворце. Приемный отец Дантеса, барон Геккерн, понимал, что если эта дуэль состоится, то в худшем случае его сын будет убит, а в лучшем – будет выслан из России. В любом случае о карьере сына в России можно было забыть. А ведь Дантес, как верно отметил Лермонтов, ехал в нашу страну как раз “на ловлю счастья и чинов”. И Геккерн обратился к Пушкину с просьбой отсрочить дуэль. Пушкин нехотя, но согласился, и за время этой отсрочки состоялась свадьба между Дантесом и Екатериной Николаевной Гончаровой, старшей сестрой жены Пушкина». 

Миф 3. Дантес был влюблен в сестру Гончаровой 

Жорж Дантес действительно женился на Екатерине Николаевне Гончаровой, но отнюдь не от большой любви, а чтобы спасти свою жизнь и карьеру. К тому же эта идея принадлежала его приемному отцу. 

«По сути, чета Геккернов выставила все происходящее таким образом, будто Дантес приезжал совсем не к Наталье Пушкиной, а к ее старшей сестре – Екатерине, в которую якобы был влюблен. Но, по версии Геккернов, Дантес был настолько смущен, что не мог открыто признаться. Пушкин в этой ситуации выглядел вспыльчивым ревнивым самодуром. На самом деле Дантес, конечно, не любил Екатерину. Во-первых, она была бесприданницей, а Дантес явно хотел себе партию получше. Кроме того, красотой младшей сестры Екатерина похвастаться не могла – она была худой и смуглой. В свете старших сестер Гончаровых, Екатерину и Александру, называли чуть ли не черенками от швабры. 

Е.Н. Гончарова

Екатерина, как и многие светские дамы того времени, была влюблена в Дантеса. Молодой красавец-военный, обходительный, да к тому же француз – им многие увлекались. Услышав от Пушкина о предстоящей свадьбе, Екатерина была вне себя от радости. Она с упоением стала подбирать приданое, шить наряды и очень стремилась к этой свадьбе», – рассказывает сотрудница музея.

Миф 4. Гончарова любила Дантеса и была холодна к мужу

Даже несмотря на сохранившиеся письма Гончаровой к Пушкину и свидетельства современников, до сих пор точно не известно, какие отношения были между Натальей Николаевной и Дантесом. То, что он открыто волочился за ней, а Пушкин злился и ревновал, – это факт. Однако наличие любовной связи между молодой красавицей и пылким французом ничем не подкреплено. Близкие отношения Гончаровой с императором, в которых ее обвиняет анонимный автор письма, тоже всего лишь домыслы, утверждает наша собеседница:

«Что касается Натальи Николаевны, то она, будучи в свете, принимала ухаживания молодого кавалера, ей это было лестно, но обо всех случаях встреч с Дантесом она рассказывала Пушкину. Николай I также благоволил к Гончаровой. Бывало, он проезжал близ дома Пушкиных на набережной и потом журил Наталью Николаевну за то, что у нее опущены шторы. Он назначил Пушкина камер-юнкером, чтобы Наталья Николаевна была обязана бывать на балах в Аничковом дворце. Но все-таки связь Гончаровой с императором – это только домыслы, и никаких фактов, подтверждающих это, нет. Пушкин всегда говорил: “Жена моя – ангел” – и считал, что никакое подозрение ее коснуться не может.

Накануне дуэли Пушкин спросил жену: “По ком ты будешь плакать?” “По том, кто будет убит”, – спокойно ответила Гончарова. Но это вовсе не значит, что Наталья Николаевна не переживала за своего супруга. Объяснить такой ответ можно тем, что Гончарова была глубоко верующей. Если бы ее муж выжил, то, согласно христианским убеждениям, она должна была оплакать его убитого противника», – объяснила Карташова.

Миф 5. Поводом для дуэли стало поведение Дантеса

Конечно, развязное поведение Дантеса и его явные ухаживания за женой Пушкина, а также насмешки света над бедным «рогоносцем» были главной причиной конфликта. Но на самом деле финальным толчком к роковому поединку стало оскорбительное письмо самого Пушкина. 

«Даже после свадьбы, уже будучи женатым на Екатерине, Дантес продолжал искать внимания Натальи Николаевны, и в свете ходили разные слухи и толки, эта ситуация активно обсуждалась. В конце концов, взбешенный этим, Пушкин уже сам написал письмо барону Геккерну, где обращался к нему в весьма жестких и жестоких выражениях (к примеру, называл его старухой-сводницей). Ответом на такое письмо мог быть только вызов на дуэль. Таким образом, Пушкин сделал все возможное, чтобы получить этот вызов. Действительно, барон бросил ему вызов, но из-за своего статуса нидерландского посланника в Петербурге он не мог драться на дуэли, и вместо него стреляться вышел его приемный сын», – пояснила Карташова.

Миф 6. Жесткие условия дуэли установил Геккерн

Жаждавший поскорее расквитаться с обидчиком, Пушкин был согласен на любые условия поединка. В итоге он фактически подписал себе смертный приговор. В некоторых источниках можно встретить версию, согласно которой жесткие условия дуэли установил сам Геккерн. Но в музее Пушкина эту версию уверенно отвергают:

«Жесткие условия поединка установил вовсе не Геккерн, а секунданты. Секундантом Пушкина был Константин Карлович Данзас, его давний лицейский приятель, а секундантом Дантеса – виконт Оливье д’Аршиак, атташе французского посольства. Они и выработали условия дуэли. Пушкин настаивал на том, чтобы поединок состоялся как можно скорее: он боялся, что друзья отговорят его и помирят с соперником или сделают так, чтобы эта дуэль не состоялась. Поэтому он до последнего не говорил Данзасу, что выбрал его своим секундантом, а попросил его об этом практически перед самой дуэлью – не дай бог, кто узнает и помешает! Все держалось в обстановке такой секретности, что даже самые близкие друзья поэта не знали о том, что происходит, пока дуэль не случилась. 

Шансов выжить, а тем более остаться невредимым в таком поединке почти не было: расстояние между противниками было очень маленьким – всего 20 шагов, а барьер составлял всего 10 шагов. Причем стрелять можно было с любого расстояния на пути к барьеру, права первого выстрела не было. Первым выстрелил Дантес: он сделал четыре шага и спустил курок. То есть даже по реалиям того времени – и европейским, и российским – правила этой дуэли были очень жестокими: практически верная смерть».

Миф 7. Предотвратить дуэль было невозможно

Шанс изменить трагический ход событий был, причем сделать это могла сама Гончарова. Но ей помешало плохое зрение: 

«Даже в сам день дуэли Пушкина и Дантеса трагедию можно было предотвратить. 8 февраля, когда Пушкин с Данзасом ехали к месту дуэли, на Дворцовой набережной, близ Троицкого моста, они встретились с экипажем Гончаровой. Конечно, Наталья Николаевна ничего не подозревала о предстоящем поединке и, возможно, могла бы остановить Пушкина. Но, к сожалению, она была близорука и не рассмотрела мужа в санях, а Пушкин и вовсе смотрел в другую сторону. Данзас, сидевший рядом с Пушкиным, попытался привлечь внимание Натальи Николаевны, но, к несчастью, ему этого не удалось, и они разминулись».

Миф 8. Умирающего Пушкина можно было спасти 

Вполне возможно, что, случись эта история в наши дни, поэт сохранил бы не только жизнь, но и здоровье. Однако в 30-е годы XIX века медицина еще не шагнула так далеко, и рана Пушкина оказалась смертельной. Вот что говорит Ирина Николаевна о шансах на спасение Пушкина в наши дни:

«На этот счет есть много разных мнений. Некоторые специалисты считают, что спасти Пушкина можно было только на месте дуэли, если бы там оказался врач; кто-то говорит, что шанс на спасение был еще в течение часа и даже гораздо позже. Таким образом, медики здесь расходятся во мнении. Но, конечно, намного больше версий утверждают, что сегодня Пушкина спасли бы. А тогда полостных операций не проводили, анестезии не было, а опыты по переливанию крови только начинались. Врачи пытались облегчить страдания раненого: давали вещества, которые притупляют боль, ставили пиявок и т. д. Но у Пушкина была очень большая кровопотеря уже на месте дуэли; также он потерял много крови за довольно продолжительное время поездки с Комендантской дачи до центра Петербурга. Сначала его везли в санях, потом для удобства переложили в карету Геккерна – за это время поэт потерял очень много крови. В дом его, ослабевшего, уже вносили на руках, поскольку сам он идти не мог. А кровь все шла и шла, не останавливаясь. Пушкину меняли повязки, ставили пиявок, но у него уже начался сепсис, а изъять пулю из тела врачи не могли. Николай Арендт – один из врачей, лечивших Пушкина, – первым вышел от больного и сказал Данзасу: “Штука скверная, он умрет”». 

Миф 9. Пушкин смиренно терпел боль

И да и нет. Поэт действительно очень стойко перенес предсмертные муки и старался не докучать родным, но в какой-то момент даже он чуть не сломался:

«Все ждали трагического финала, но Наталья Николаевна надеялась до последнего. Периодически Пушкину становилось лучше, и один раз он даже попросил жену покормить его моченой морошкой. Наталья Николаевна исполнила просьбу мужа: встала на колени перед кроватью, покормила его с ложечки и, обрадованная, вышла к друзьям, убеждая их, что Пушкин поправится. Но, к сожалению, это был один из кратких периодов улучшений. А в основном боли поэта были настолько сильными и невыносимыми, что в какой-то момент слуга сказал его друзьям, что барин попросил подать ему шкатулку, в которой лежали пистолеты. Страдания Пушкина были настолько ужасны, что он задумался о таком тяжелом грехе, как самоубийство. Но при этом поэт старался никому не показывать своих болей и не кричать, чтобы не испугать жену, которая была в соседней комнате. Он даже сам ставил себе пиявок – то есть старался как можно меньше тревожить близких. Но в какой-то момент даже он не выдержал и чуть было не застрелился – муки его были нестерпимы».

Миф 10. На похороны Пушкина пришла вся Россия

Отношения Пушкина и Николая в последующие годы довольно часто представали в искаженном виде, особенно в советскую эпоху. Историки и публицисты того времени часто показывали Пушкина в образе поэта-вольнодумца, который едва не стал декабристом, и даже коверкали некоторые моменты его биографии. Так, фразу императора, сказанную по поводу смерти поэта, «Пушкин умер и, слава богу, он умер христианином» советские пушкинисты сократили, и получилось «Пушкин умер, и слава богу», что совершенно меняло смысл сказанного. Отношения между царем и поэтом в самом деле были непростыми, но и сказать, что смерть Пушкина обрадовала Николая, безусловно, нельзя.

«То, что смерть Пушкина могла быть выгодна царю, – это нонсенс. Николай часто беседовал с Пушкиным и считал его умнейшим человеком, определил его камер-юнкером и дал возможность работать в архивах, заказал ему “Историю Петра I”. Правда, Пушкин в процессе работы уже отошел от процарских настроений, но все равно этот заказ был важен для него. 

После смерти Пушкина Николай боялся народного восстания. Сначала он приказал назначить отпевание в часовне Исаакиевского собора, потом повелел тайно перенести его в церковь Конюшенного ведомства и пригнал туда жандармов. Студентам в этот день даже запретили уходить с лекций под угрозой исключения. А после отпевания тело Пушкина в гробу тоже тайно погрузили на сани, накрыли рогожей, соломой и опять же тайно вывезли из Петербурга. Его похоронили на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии. 

На похоронах Пушкина практически никто из его близких не присутствовал. Из тех, кто знал поэта, там был только его друг Александр Иванович Тургенев. Наталья Николаевна осталась в Петербурге: после всех этих событий она была настолько плоха, что близкие и врачи боялись за ее собственное состояние – как бы она не последовала на тот свет вслед за мужем. У нее случались страшные нервные припадки, во время которых эта высокая, стройная женщина доставала затылком до пяток – так она билась в конвульсиях. Доктора пытались удержать ее в этой жизни, поэтому она, конечно, никак не могла поехать на похороны Пушкина. Впервые Гончарова посетила могилу супруга только через два года», – заключила Ирина.

Реальная история последней дуэли и гибели Пушкина | Статьи | 06.04.2022

В 1918 году в пожаре сгорели материалы о лечении Пушкина после дуэли с Дантесом. Автором записей был хирург Владимир Даль – тот самый, что спустя 30 лет после смерти поэта издаст «Толковый словарь живого великорусского языка». Конспекты Даля могли бы ответить на многие вопросы. Как умер великий классик? И почему Александра Дюма называли «выжившим Пушкиным»? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Бывшие друзья

Когда-то Пушкин симпатизировал своему будущему убийце – Жоржу Шарлю Дантесу. Француз слыл обаятельным и эпатирующим молодым человеком.

«Он вел себя примерно так, как Александр Сергеевич в молодые годы: скакал по диванам в светских гостиных, мог положить голову светской даме на колени. Императрицу он однажды по-французски назвал «дорогушей», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и исторического архивоведения МГИК Ольга Елисеева.

Фото: © скриншот видео

Однако Дантес дружбу Пушкина не оценил. Он публично оказывал знаки внимания жене поэта – красавице Натали. 4 ноября 1836 года литератор получил по почте «Патент на звание рогоносца». Он узнал почерк голландского дипломата Луи Геккерна, приемного отца Дантеса. Пушкин тотчас вызвал француза на дуэль. Однако Дантес выкрутился, сделав предложение сестре Натали Екатерине Гончаровой.

Последняя капля

Конфликт разгорелся с новой силой из-за мозольного мастера. Так раньше называли тех, кто делал дамам педикюр.

«У сестер был один и тот же мозольный мастер, который сказал, что никогда не видел такой прелестной ножки, как у Натальи Николаевны. Этот каламбур повторил по-французски Дантес. Слово «мозоль» и слово «тело» звучат практически одинаково. Все это звучало следующим образом: «Такого прелестного тела я никогда не видел», – отмечает Елисеева.

Пушкин пришел в ярость. Он решил спровоцировать поединок и отправил оскорбительное письмо барону Геккерну. Но тот сослался на почтенный возраст и статус посла Нидерландов в России.

Фото: © скриншот видео

«Точка зрения, что он якобы был слишком пожилым, абсолютно неверна. Ему 44 года, Пушкину – 37, не такая великая разница. В 44 года люди вовсю стрелялись и не считали это зазорным. Дипломатический статус не позволял стреляться, но можно было и через него перейти», – говорит кандидат исторических наук.

Сильные противники

По мнению историков, истинная причина избегания Геккерном дуэли заключалась в том, что поэт был очень серьезным противником. Александр Сергеевич с 10 шагов попадал из пистолета в карточного туза. Во время ссылки в Михайловское Пушкин упражнялся каждое утро, всаживая по сотне пуль в стену амбара. Впрочем, поручик Дантес тоже слыл метким стрелком. Во время учебы во Франции он не раз становился чемпионом в стрельбе по голубям. Именно поэтому Геккерн решил отправить на дуэль пасынка.

Фото: © скриншот видео

Дуэль на Черной речке

Последняя дуэль Пушкина состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Литератор был настроен решительно и до последнего скрывал от друзей предстоящий поединок. Боялся, что помешают.

«Он шел убивать и был готов умереть сам. Все остальное роли не играло. Поэтому – дистанция 20 шагов, поэтому – барьер на 10. Это шесть-семь метров. Именно с этой дистанции они стрелялись», – поясняет руководитель военно-исторического клуба Леонид Маневич.

Фото: © скриншот видео

Секунданта Пушкин выбрал в последний момент, им стал друг по лицею Константин Данзас. В дуэлях он ничего не смыслил, поэтому не пригласил врача, не взял бинты с лекарствами и даже не проверил оружие.

После команды «сходитесь» поэт быстро подошел к барьеру. Он мог легко попасть в идущего Дантеса, но поступил благородно: ждал, когда тот подойдет к барьеру. Француз же выстрелил на ходу, когда до барьера оставалось несколько шагов. Ему было удобно целиться в неподвижную мишень. Пуля попала Пушкину в живот справа. Смертельно раненый все же выстрелил в ответ, Дантес упал. Пуля пробила ему правую руку и тоже попала в живот. 

«Бронежилет» или «киллер»

Историки по сей спорят о том, почему противник выжил. Может быть, пуля угодила в пуговицу, защитный корсет или кирасу?

«Это было невозможно. Корсет бы ничего не дал на такой дистанции, а кираса под сюртуком была бы видна. Они разделись до сюртуков», – утверждает Маневич.

Фото: © скриншот видео

Есть версия, что Александра Сергеевича убил вовсе не Дантес, а другой профессиональный стрелок, якобы на Черную речку отправили «киллера».

«Не было никакой необходимости в «снайпере». Откуда возникла эта версия? Слишком поздно стреляются. Не на утро назначена дуэль, а на вечер, когда сгущаются сумерки. Якобы только снайпер может попасть. Но это не так», – комментирует Елисеева.

Странное лечение

Пушкина, по его настоянию, повезли не в больницу, а домой. Кровь из в раны лилась рекой, а перевязать было нечем. Врачей искали долго, они приехали к умирающему только в первом часу ночи. Лечением руководил лейб-медик императора Николай Арендт, но современным докторам его методы показались бы странными. Прежде всего он распорядился о клизме, что при раздробленном бедре и крестце доставляло невероятные мучения. Также поэту делали припарки живота, хотя рана уже начала гноиться, и ставили пиявки. А ведь Александр Сергеевич и так уже потерял почти половину крови. Но почему никто не пытался извлечь пулю?

Фото: © скриншот видео

«Где искать пулю, непонятно. Выходного отверстия нет. Мы знаем, что раздроблена кость. Но идти зондом через кость без обезболивающих невозможно, человек может просто не пережить нового вмешательства в организм», – объясняет Маневич.

Возможно, современные медики спасли бы Пушкина. Но в то время у эскулапов не хватало знаний и медицинского оборудования. Александр Сергеевич скончался 29 января, спустя два дня после дуэли. Он успел отправить Николаю I записку с просьбой обеспечить его жену и детей. Император выполнил последнюю волю умирающего.

Фото: © скриншот видео

Под именем Александр Дюма

Позже появилась версия, что поэт не погиб, а тайно уехал во Францию под именем Александр Дюма. У классиков действительно есть некоторые сходства во внешности и почерке. Версия об инсценировке смерти укрепилась в 1963 году, когда реставраторы вскрыли могилу Пушкина в Святогорском Успенском монастыре на Псковщине.

«Обнаружили два черепа, они не соответствовали возрасту. Но, думаю, это следствие того, что могилу могли вскрыть и оккупанты. Там были не только немцы. Может, они посчитали, что в гробу есть что-то ценное», – предполагает член Союза журналистов РФ, заместитель главного редактора Военного литературно-художественного журнала Василий Дандыкин.

Многие хотели бы верить, что поэт выжил и продолжил творить. Но детальное изучение обстоятельств дуэли и последних часов жизни Пушкина не подтверждает фантастическую версию.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Александр Пушкин, отец русской литературы, убит в результате дуэли художники и творческие гении часто имеют дикий характер и образ жизни, который, к сожалению, слишком легко может привести к ранней смерти.

Александр Пушкин (1799-1837), отец русской литературы, был одним из таких блестящих людей, рано ушедших из жизни.

Пушкин был русским дворянином, принадлежавшим к престижной дворянской семье. С раннего возраста он знакомился с великими произведениями литературных деятелей Франции и Великобритании. Всю оставшуюся жизнь Пушкин будет сочетать то, чему он научился у литературных мастеров Европы, с историей и фольклором России. Он также создаст новые стили поэзии и прозы, а также установит стандарты для будущих русских литературных произведений.

Пушкин с первых дней был плодовитым писателем — к окончанию Царскосельского лицея в 1817 году он написал уже около 130 стихотворений. Однако были опубликованы лишь немногие из них. Первым крупным произведением, принесшим Александру Пушкину всенародную известность, была его эпическая поэма, опубликованная в 1820 г.0011 Руслан I Людмила

или Руслан и Людмила .

В том же 1820 году Пушкин был отправлен в ссылку на юг России из-за вызовов власти, присутствующих в его поэзии. Его годы изгнания официально длились с 1820 по 1823 год, но он оставался под подозрением правительства до конца своей жизни. В эти годы ссылки более ярко проявилась дикая сторона Пушкина — он пил, играл в карты и дрался на дуэлях. В 1823 и 1824 годах Александр Пушкин проводил время в Одессе, практикуя перечисленные выше пороки, а также преследуя жену местного помещика графа Воронцова. Примерно в это же время он начал свою семилетнюю работу над написанием своего высоко оцененного шедевра «9».0011 Евгений Онегин или Евгений Онегин , который был окончательно опубликован в 1833 году.

По мере взросления Александра Пушкина все в его жизни обострялось. С одной стороны, его письмо продолжало улучшаться, но, с другой стороны, его отношения с другими русскими дворянами становились все более напряженными и ожесточенными. Можно было бы надеяться, что женитьба Александра Пушкина на Наталье Гончаровой в 1831 году успокоит жизнь великого поэта, но, к сожалению, она произвела обратный эффект.

Хотя у них было трое детей, большинство считает, что брак не был счастливым ни для одной из сторон.

К 1837 году, последнему году жизни Пушкина, поэт уже участвовал примерно в 28 дуэлях. В январе того же года Александр Пушкин и его жена Наталья посетили вечер с другими русскими дворянами, а также иностранными гостями. Среди толпы был французский дворянин и военный офицер по имени Жорж Дантес-Геккерен, которому давно нравилась Наталья Гончарова. Когда во время вечеринки Александр Пушкин обнаружил, что его жена и француз Дантес кокетничают друг с другом, великий поэт решил, что пора устроить вечеринку.й поединок.

Жорж Дантес согласился на дуэль, и двое мужчин встретились в заранее назначенном месте, чтобы уладить спор с помощью заряженных пистолетов. Мужчины отошли друг от друга на необходимые шаги и приготовились стрелять. Сообщалось, что Александр Пушкин, опытный дуэлянт, обычно сохранял спокойствие на своих дуэлях. Тем не менее, на этот раз он атаковал француза, чтобы сделать более близкий и смертоносный выстрел. К несчастью для отца русской литературы, первым выстрелил Жорж Дантес, попав Александру Пушкину в живот. Легенда утверждает, что, несмотря на ранение, Пушкин все же выстрелил из пистолета, задев Дантеса, но серьезно не ранив его. Однако собственные травмы Пушкина были серьезными и в конечном итоге смертельными.

Александр Пушкин скончался 29 января 1837 года, всего через два дня после дуэли. Похоронен рядом с могилой матери в Святогорском монастыре. Русский народ сразу же оплакивал его смерть. Однако многие дворяне Пушкина поддерживали Жоржа Дантеса.

Автор К. Кит Хэнсли.

Источники:

  • Тайны музеев раскрыты , «Москва» S2/E8, 2014.
  • https://www.poetryfoundation.org/poets/alexander-pushkin
  • https://www.britannica.com/biography/Александр-Сергеевич-Пушкин
  • http://www.notablebiographies.com/Pe-Pu/Pushkin-Aleksandr.html
  • http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/secret/famous/pushkingenealogy.html

     

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Пушкин вспомнил

Двести двадцать два года назад родился великий русский поэт, прозаик и драматург. Его зовут Александр Пушкин. 2021 год принес нам много страданий, угроза пандемии, вызванная Covid во многих формах и обличьях, привела к нескольким жертвам, некоторые из которых близки нам. На горизонте 2022 год, поэтому самое время порадоваться за человека такого повышенного романтизма, Александр Пушкин родился 222 года назад в Российской империи и вот накануне 2022 года, даже эти числа пропитаны романтикой.

Я впервые увидел Александра Пушкина в образе великолепной статуи в морском порту Одессы, в разгар беспрецедентных политических потрясений и полнейшего хаоса в Советском Союзе, ненавистной и обожаемой «перестройки». Пушкин, как я заметил, пробыл в Одессе всего год (1833-34), но там он стал легендарным, влюбился в местную княжну и написал несколько душераздирающих стихов, с щегольством крайней меланхолии, кипящей в глубокой ностальгическая романтика, типичная для России. Или, скажем, стиль, созданный Пушкиным, который не изгладился из истории русской поэзии, а только углубился.

Этот стиль стал практически вечным благодаря растущей репутации, обусловленной присущим ему безжалостным очарованием и красотой. Он был гениален, но совсем не джойсовский; его романтизму всегда суждено было закончиться трагедией. Для меня неудивительно, что он был убит на дуэли предполагаемым любовником своей жены в необычайно раннем возрасте 37 лет. Александр Пушкин был трагическим героем даже после смерти.

Как заметил Александр Тваровский к 125-летию со дня смерти Пушкина: «Его образ наполняет наше воображение, ибо он — душа нашего народа…» Пушкин пользовался неоспоримым признанием среди тогдашней аристократической Общество. Пушкин ничей не был лакеем, и он безмятежно идет выше даже взвинченного Достоевского.

«И долго еще будет чтить меня народ / Потому что шина моя была настроена на любящую доброту / И, в жестокий Век, я воспевал Свободу / И милость умоляла Справедливости в ее слепоте». «Жестокий век» нашей планеты стал еще более жестоким, мы научились убивать, истреблять тысячи и миллионы наших братьев и сестер по каким-то банальным причинам. Войны вспыхнули, и в конце мы не совсем понимаем никакой рациональности и уж точно никакой «любящей доброты». Где пушкинская «любвеобильность» в нашем современном мире злой, беспощадной, тщательно вымеренной, искренней недобрости и пугливого равнодушия, где «любовь» превратилась в цифровую, в простой компьютерный аналог.

Пушкин, конечно, имел в своей гениальности «волшебство», его легендарное мастерство есть лишь продукт его довольно природного «волшебства». Его сильное чувство любви всегда пронизано болью и бесконечной грустью: «Я любил тебя, и эта любовь, умереть отказываясь, / Может еще — кто знает! Тлей в моей груди/ Прошу, не страдай ~ поверь мне, по моему выбору/ Я никогда не заставил бы тебя тревожиться или огорчаться. / Я любил тебя безмолвно, безнадежно и верно, / С робкой, но пылкой нежностью пылая/……Пушкин здесь не тот воинственный любовник, каким был Микеланджело, а нежный, почти извиняющийся с «тлеющим в груди», не рвущийся, а только тлеющий.

Для меня самая нигилистически-романтическая поэзия Пушкина, очень дорогая мне, следующая ~ «Что значит для тебя мое имя?……. Умрет / Как молва тоскливая / О далеких волнах, или о лете, / Ночной тихий вздох леса. Найденный на увядающей странице альбома / Тусклый с ним кажется и загадочным, / Как слова, начертанные на могиле, реликвии / Какой-то давно умершей и исчезающей эпохи.

Красота слов, пропитанных почти экзистенциальной агонией ~ «что в моем имени?… Давно забыто/ Стерто новой, бурной страстью,/ Нежности не оставит тебя/ Впечатление томительное и сладкое……И скажи , «Он все еще помнит меня / Его сердце все еще отдает мне дань уважения». Это стихотворение напоминает мне «Вайшнаб Падабали» Бенгалии, вечную любовь Радхи Деви к Кришне ~ «тихий ночной вздох леса», когда Кришна не появился в «Нидхубане» в Вриндаване ~ «деревья» с тихим ночным вздохом… …». У русских всегда была восточная составляющая в личной жизни, думал я, и это связано с чувством трагической меланхолии.

Но мир и его дела меланхоличны.

В России и на остальной территории бывшего Советского Союза политическая система со временем менялась; После царя Николая II Россия пережила ужасные испытания. Много лет назад Франция пережила революцию; коммунизм пришел и исчез. Даже в репрессивном Китае чувствуется новый привкус китайского капитализма — старые капиталисты, такие как США и Европа, изо всех сил стараются сохранить статус-кво, но Пушкин, по крайней мере для меня, вне времени, вне преходящей фазы политической истерии или даже политика мускулов.

Пушкин говорит: «Радуйтесь, музы! Слава разуму! В песне восхвалим их! Ты, яркое солнце гения, свети! Как эта древняя лампа, которая выращивает обед И меркнет с наступлением рассвета, Так ложная мудрость бледнеет при первой же вспышке, и мерцание истинной мудрости никогда не меркнет — меркнет свет». Живи, лучезарный день! Погибни, тьма и ночь!» Эти строки вне времени. Через сто лет, когда весь мир будет страдать от острой углеродной угрозы, если мы сейчас не примем решительных мер, невероятное пророчество Пушкина «Живи, лучезарный день! Погибни, тьма и ночь» ~ будет сиять, как полярная звезда, чтобы вести нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *