Сиамская империя – Сиам — Википедия

Содержание

Сиам — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 августа 2018; проверки требуют 2 правки.

Сиам, Мыанг-Таи[1] (тайск. สยาม, произношение (инф.), произносится Саям) — первоначально, начиная с 1238 года, зарубежное название тайских королевств, которое имело отсылку к национальности «сиамец». Официально королевство называлось Сиам в период начиная с правления короля Монгкута и вплоть до революции 1932 года.

Первым упоминанием «Сиам», на которое любят ссылаться тайские историки, считается барельеф кхмерского храмового комплекса Ангкор Ват, на котором некий Джайасингхаварнам, возглавляющий войска из Лаво (сейчас Лопбури), предстает перед королем Кхмерской Империи Сурьяварманом II вместе с группой наёмников называемых

Саям Кок. Первое слово Саям ассоциируют с санскритским словом Sama, которое переводится как «чёрный, жёлтый, золотой»[2]. Второе слово соотносится с рекой Кок, протекающей по северу Таиланда. Всё вместе может переводится как «золото/чернокожие из долины реки Кок».

Наименование Сиам может соотноситься со следующими королевствами:

  • Французская карта Сиама 1686 года

подпись короля Монгкут Король Сиамский

Сиам был самым могущественным и крупнейшим тайским государством в Индокитае, включая вассальные государства Камбоджа, Ланна, Лаос, Пегу, а также части Малайзии. Царство было основано династией Phra Raung и просуществовало до 1932 года. Первоначально Королевством Сиам правили кхмеры, пока в 1238 году тайцы не добились независимости. Во времена правления Рамкамхенга, сына Си Индрадитья, Сукхотхай был могущественным Королевством, имеющим связи с Монгольской империей. После смерти Рамкамхенга, Королевство Сукхотхай пришло в упадок и было завоевано Королевством Аюттхая после многолетней войны. Аюттхая завоевали Ангкор, Сукхотхай, Табмбралинга. Позже Королевство Аюттхая воевало с Ланна, затем с Бирмой (во времена династии Тоунгоа), и Бирма разграбила Аюттхая. В Тхонбури (сейчас район Бангкока) правил король Пхрайя Таксин. Король Таксин вел войны с Ланной и другими царствами, чтобы воссоединить Сиам.

Территориальные потери Сиама с 1867 по 1909 год

С момента, как Кхана Ратсадон совершил революцию 24 июня 1932 года и изменил государственный режим на парламентскую демократию, в стране происходило множество государственных переворотов. Третий госсекретарь Плек Пибунсонграм решил вернуть народу национальную независимость. Он переименовал государство в Таиланд и изменил гражданство населения с сиамского на тайское 24 июня 1939 года. Основание: Сиамом страну называли исключительно за рубежом, и по предложению Японии, королевству был нужен новый имидж. Однако принято считать, что государство Сиам прекратило существование в 1932, когда был изменён государственный режим.

ru.wikipedia.org

Сиамская империя Аюттхая — Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни» — ЖЖ

Владимир Дергачев

http://weaponhistory.com/wp-content/uploads/2016/03/7-25.jpg

Вид на средневековый храм Ват Чайваттханарам, расположенный на правом берегу реки Чау-Пхрая (Чаупхрая), во время катастрофического наводнения 2011 года (исторический парк Аюттхая, провинции Аютайя). Храм был построен в 1630 году в кхмерском стиле, в его архитектуре прослеживается связь с храмовым комплексом Ангкор Ват в Камбодже. Также как и все остальные храмы Аюттайи был разграблен и сожжен в 1767 году, сегодняшний облик храм приобрел в ходе реставрации в 1992 году.

Прежде чем, изложить судьбу сиамской империи Аюттхая, обратимся к более широкой исторической панораме. В 7 – 3 веках до н.э. на территории современного Таиланда обитали австралийско-азиатские племена, умевшие выращивать рис раньше китайцев, выплавлять бронзу и расписывать керамику изящными узорами раньше месопотамцев.

Менамская низменность, через которую протекает главная тайская река Чаупхрая (Менам) и сегодня главная житница Таиланда. Местные плантации риса дают до 3 урожаев в год. Здесь проживает большая часть населения Таиланда и расположена современная столица страны — Бангкок. От слияния двух своих основных притоков Пинг (590 км) и Нан (627 км) у города Накхонсаван Чаупхрая протекает 372 км в южном направлении и впадает в Сиамский залив, образуя обширную дельту.

В 1 веке новой эры в плодородной долине реки Чаупхрая появляются буддийские города-государства, созданные монами (смесь пришельцев из Индии и прапредков тайцев). В средневековье здесь правили кхмеры, пока в 1238 году тайцы не добились независимости. Они основали сиамское королевство Сукхотай (предшественницы современного Таиланда), ставшее могущественной державой, влияние которой простиралось на юг Таиланда, а также на часть Лаоса и Бирмы. Оно поддерживало торговые связи с монгольско-китайской династией Юань. Во время наибольшего расцвета королевства (1279—1298) был разработан тайский алфавит, а буддизм стал государственной религией королевства.

С 30-х годов 14 века одряхлевшая монголо-китайская династия Юань перестала вмешиваться в дела Юго-Восточной Азии (ЮВА). Но с конца века императоры новой китайской династии Мин стремились дипломатическим путем продолжить экспансию в ЮВА и убедить местных монархов подчиниться Поднебесной, «которая с древних времен простирала свой надзор над всем, что лежит между Небом и Землей, что освещается солнцем и луной».

В целом вторая половина 14 и 15 века были периодом небывалого расцвета Юго-Восточной Азии. Достигают вершины могущества Сиам, Маджапахит (Ява) и позже Вьетнам и Малакка. Положение осложнилось новой агрессией Поднебесной, отраженной Вьетнамом и другими народами.

***
В 1351 году основывается государство Аюттхая (Сиам), заимствующее у кхмеров принцип божественности короля. В 1431 году сиамские войска захватили Ангкор (священный кхмерский город). Из столицы Кхмерской империи в Сиам было угнана кхмерская верхушка (брахманы, чиновники, юристы и т.п.). В сиамской феодальной монархии должность доминировала над личностью. С утратой должности чиновник терял свои права, землю и имущество.

После захвата тайцами Анкора кхмеры были вынуждены перенести столицы вглубь страны. В результаты военных действий была разрушена ирригационная сеть, произошло понижение уровня реки Ангкор на 2,5 метра. Житница страны, дававшая до 3 урожаев в год, превратилась в бесплодную местность. Ангкор пришёл в запустение и был вновь открыт для европейцев только в 19 веке.

После многолетней войны Аюттхая аннексирует королевство Сукхотай. Столица на реке Чаупхрая становится одним из крупнейших и богатейших городов средневековья. Многие законодательные акты державы в трансформированном виде лежат в основе государственности современного Таиланда. Весь север Таиланд занимало государство Ланна («миллион рисовых полей») со столицей Чиангмай. Королевство Аюттхая воевало с Ланна, затем с Бирмой, войска которой, в конце концов, разграбили Аюттхая.

Внешняя политика королевства Аюттхая (Сиам) была направлена к продвижению на запад к побережью Индийского океана (Андаманскому морю) и на юг к Малаккскому проливу. Цель экспансии — установление контроля над торговыми путями из Индии в Китай. Но созданию многонациональной империи и господству в Индокитае помешало яванское государство Маждапахит, вмешавшееся в борьбу за проливы.

Сиам установил тесные контакты с китайской династией Мин, и купцы получили право беспошлинной торговли в Поднебесной — крупнейшей торговой державой мира. В 1402 году после непродолжительного периода в свертывании внешней торговли, морские походы китайцев приняли неслыханные ранее масштабы. Начались знаменитые морские экспедиции адмирала Чжэн Хэ от Японии до Африки. В первой половине 15 века Малакка становится центральной базой китайского флота. Китайские эскадры численностью в несколько десятков тысяч человек отсюда ходили к берегам Филиппин и к побережью Африки. Но в 1436 году китайский император принимает роковое для будущего Поднебесной решение о запрещении морских походов и строительства кораблей.

Приток мусульманский купцов в Малакку способствовал распространению ислама. Но Бирма, Сиам, Лаос и Кампучия оказались глухи к мусульманским проповедям. С захватом португальцами Малакки в 1511 году международной торговле в ЮВА был нанесён сильный удар. В начале страны региона быстро оправились и создали новые торговые центры и пути в обход Малаккского пролива. Но местные правители, занятые борьбой друг с другом, недостаточно оценили европейскую угрозу и не объединились для уничтожения португальской базы в Малакке.

16 век стал периодом геополитического равновесия между местными княжествами и султанатами и европейскими колонизаторами. Захват португальцами контроля над Малаккским проливом принес экономические выгоды Сиаму, где организовали транспортный коридор (волок) через перешеек Кра. Первая попытка захвата Филиппин испанцами закончилась гибелью Магеллана в 1521 году.

В 1568 году разгорелся очередной бирмано-сиамский конфликт, началась третья война между соседними враждующими странами. Столица Сиама Аюттхая была подвергнута полному разграблению. Значительная часть феодальной верхушки и многие простые сиамцы были угнаны в плен, в городе осталось менее 10 тыс. жителей. Шедшая на помощь тайцам 30-тысячная армия лаосского короля с тысячью боевых слонов была разгромлена. Бирманская империя к середине 70-х годов 16 века простиралась от границ Индии до границ с Вьетнамом. Великолепие бирманской столицы Пегу поражало иностранцев, крыши некоторых усадьб местной знати были покрыты золотыми листами. Империя обладала огромной морской и сухопутной военной мощью, а многие подданные владели значительным состоянием, включая золото и серебро.

В 17 веке голландский флот совершил решительный перелом в пользу Запада. Голландцы выдавили португальцев из Малакки, утратившей значительную экономическую роль в регионе, уступив место главного торгового порта Батавии на острове Ява.

Информация для уточнения. Впервые «Сиам» упоминается на барельефе кхмерского храмового комплекса Ангкор Ват, на котором командующий тайских войск предстает перед королем Кхмерской империи вместе с группой наёмников Саям Кок. Первое слово Саям ассоциируют с санскритским словом Sama («чёрный, жёлтый, золотой»), второе слово соотносится с рекой Кок, протекающей по северу Таиланда.

Наименование Сиам может соотноситься со следующими королевствами: С

dergachev-va.livejournal.com

Страна Сиам, история и настоящее

Словосочетание «страна Сиам» для человека, незнакомого с историей Юго-Восточной Азии, кажется чем-то сказочным и никогда не существовавшим на самом деле.

А между тем в свое время это было могущественное государство, которое держало в страхе соседей, а сегодня является одним из наиболее популярных мест отдыха российских туристов.

Ранняя история Артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, доказывают, что эти края были заселены землепашцами, которые использовали бронзовые орудия труда, по крайней мере, уже 3500 лет назад.

К началу нашей эры там уже образовалось несколько княжеств. Их жителями были носители мон-кхмерских языков. Часть из них приняла в 6 веке буддизм, а жители Камбоджи исповедовали индуизм.

Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/308533/strana-siam-istoriya-i-nastoyaschee

страна Сиам
9 веке на территорию Сиама из Северного Вьетнама проникли тайцы, которые со временем заселили значительные территории в Восточной Азии. В Средние века В 13 веке тайцы смогли объединиться и создать независимое государство Сукотай.

Его расцвет пришелся на эпоху правления короля Рамкамхенга, который в короткие сроки превратил свою страну в одну из мощнейших держав тогдашней Юго-Восточной Азии. В частности, он расширил границы Сукотая и к концу своего правления приказал высечь на камне список своих достижений. После смерти Рамкамхенга государство просуществовало около века. Королевство Аюттхайя В 14 веке Сукотай был поглощен своим южным соседом. Государство Аюттхайя было основано Рамой Первым, который объявил себя богом. Его столица была настолько крупным городом, что вполне могла посоперничать со многими европейскими столицами того времени. Именно тайцы, проживающие в его составе, впервые стали использовать слово «сиамцы» для своего обозначения.


Страна Сиам

В 1569 году Аюттхайя была оккупирована бирманскими войсками. Однако его народ смог объединиться и изгнать врага. При этом произошло слияние Аюттхайи с государством Чианг Май. В результате появилось королевство Сиам.

В течение четырех веков там было создано множество памятников архитектуры, а также других произведений материальной и нематериальной культуры. Образование правящей династии Чакри В 1767 году в Сиам (это какая страна, рассказывается в статье) вновь вторглись войска Бирмы. Борьбу за освобождение страны возглавил генерал Так Син, которому удалось выдворить захватчиков и посадить на престол своего ближайшего соратника Пья Чакри. Именно последний стал основоположником династии, которая и по сей день правит Королевством Таиланд. Отношения с европейцами Послы короля Испании прибыли в Аюттхайя еще в конце 16 века. Однако до них туда неоднократно приплывали европейские купцы. Правители Сиама понимали выгоду от налаживания отношений с заморскими гостями. Именно поэтому в 1608 году они направили послов в Нидерланды для заключения договоров о мире и торговле. Вскоре Сиам стала известна в Старом Свете как перспективное место для налаживания коммерческих связей, и там появились английская фактория и голландское торговое представительство. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/308533/strana-siam-istoriya-i-nastoyaschee

Фильм «Воины джунглей».

Маленькая деревня, в которой живет Бэнк Раджан, в осаде иностранной армии.

Все воины храбро сражались против многочисленной бирманской армии, но их поражение было близко. Их патриотизм вдохновил жителей других деревень не сдаваться в борьбе против великого захватчика. Они объединяются в небольшие партизанские отряды и нападают из засады на своих врагов. Кровавая битва за спасение родной земли только начинается.

salevam.ru

Сиам — это… Что такое Сиам?

Сиам, Муанг-Таи[1] (тайск. สยาม, произношение (инф.)) был самым могущественным и крупнейшим тайским государством в Индокитае, включая вассальные государства Камбоджа, Ланна, Лаос, Пегу, а также части Малайзии. Царство было основано династией Phra Raung и просуществовало до 1932 года. Первоначально Королевством Сиам правили кхмеры, пока в 1238 тайцы не добились независимости. Во времена правления Рамы Камхенг, сына Шри Индрадитья, Сукхотхай было могущественным Королевством, имеющим связи с Монгольской империей. После смерти Рамы Камхенг Королевство Сукхотхай пришло в упадок и было завоевано Королевством Аюттхая после многолетней войны. Аюттхая завоевали Ангкор, Сукхотхай, Табмбралинга. Позже Королевство Аюттхая воевало с Ланна, затем с Бирмой (во времена династии Тоунгоа), и Бирма разграбила Аюттхая. В Тонбури (сейчас район Бангкока) правил король Фрайя Таксин. Король Таксин вел войны с Ланной и другими царствами, чтобы воссоединить Сиам.

Археологические факты

Наиболее известные доисторические поселения в Таиланде часто ассоциируются с основными археологическими раскопками в Банчианг; датировки артефактов с этого места позволяют предположить, что, по крайней мере к 1500 году до н. э., жители изготавливали бронзовые инструменты, а также выращивали рис. Множество археологических раскопок в Таиланде датируется бронзовым (1500 до н. э.-500 до н. э.) и железным веками (500 г. до н. э.-500 н. э.). Наиболее подробно исследованные места находятся в северо-восточной части страны, особенно в речных долинах Мун и Чи. Река Мана, в частности, является «домом» для многих обнесенных рвом поселений, которые состоят из курганов, окруженных рвами и крепостными валами. Курганы содержат свидетельства доисторического проживания здесь людей. Около первого столетия христианской эры, в соответствии с Фунаньскими историческими хрониками и записями китайских историков (Coedes), некоторое количество населенных пунктов Юга было организовано в несколько княжеств, наиболее ранними из которых предположительно были Лангкасука и Тамбралинга.

Распад государства

Территориальные потери Сиама по 1909 год

С момента, как Кхана Ратсадон совершил революцию 24 июня 1932 года и изменил государственный режим на парламентскую демократию, в стране происходило множество государственных переворотов. Третий госсекретарь Плек Пибунсонграм решил вернуть народу национальную независимость. Он переименовал государство в Таиланд и изменил гражданство населения с сиамского на тайское 24 июня 1939 года. Основанием было названо, что Сиамом страну называли исключительно за рубежом, и по предложению Японии, королевству был нужен новый имидж. Однако принято считать, что государство Сиам прекратило существование в 1932, когда был изменён государственный режим.

Примечания

  1. Двойное название в русском языке «Муанг-Таи (Сиам)» согласно атласу СССР 1940 года

Ссылки

dic.academic.ru

Раттанакосин — Википедия

Королевство Раттанакосин, или Королевство Сиам (тайский.: อาณาจักร รัตนโกสินทร์) — период в истории Таиланда с 1782 по 1932. Раттанакосин был тайским королевством, с центром в городе Бангкок. Раттанакосин включал вассальные государства Камбоджи, Лаоса и некоторые малайские царства. Королевство было основано королём Буддха Йодфа Чулалоке из династии Чакри.

В первую половину этого периода произошла консолидация власти королевства, хотя и возникали периодические конфликты с Бирмой, Вьетнамом и Лаосом. Поздний период был периодом взаимодействия Сиама с колониальными державами Англии и Франции, в котором Сиаму удалось стать единственным не являющимся колонией государством в Юго-Восточной Азии. Изнутри государство превратилось в современное, суверенное и централизованное. Значительный экономический и социальный прогресс был связан с увеличением внешней торговли, отменой рабства и расширением образования для зарождающегося среднего класса, однако серьёзных политических реформ не происходило. В конечном счёте абсолютная монархия после революции 1932 года была заменена конституционной монархией.

В 1767 году, после почти 400-летнего периода доминирования в Юго-Восточной Азии, королевство Аютия было разгромлено бирманской армией.

Несмотря на своё полное поражение и оккупацию Бирмой, Сиам быстро восстановился. Сопротивление бирманцам возглавлял дворянин китайского происхождения Таксин, способный военачальник. Первоначально на базе Чантабури на юго-востоке, и в течение года он победил бирманские армии и восстановил сиамское государство со столицей в Tхонбури на западном берегу реки Чаупхраи, в 20 км от моря. В 1768 году он был коронован как король Таксин. Он быстро в 1769 году занял западную Камбоджу. Затем Таксин отправился на юг и вернул Малайский полуостров, а также Пенанг и Теренггану. Таким же образом ему удалось подчинить все соседние лаосские, камбоджийские и вьетнамские государства.

Несмотря на эти успехи, в 1779 сам Таксин оказался в политической изоляции. В конце концов он начал утверждать, что он реинкарнация Будды и вообще божественная фигура. Иностранные наблюдатели начали подозревать, что скоро он будет свергнут. В 1782 году Таксин послал войска генерала Чакри, будущего Рамы I, вторгнуться в Камбоджу, но, пока они были далеко, вспыхнуло восстание в окрестностях столицы. Повстанцы, которые нашли широкую народную поддержку, предложили престол генералу Чакри. Чакри, движимый долгом, двинулся обратно из Камбоджи и свергнул Таксина, который, как сообщается, был «тайно казнён» вскоре после этого.

Рама I (1782—1802)[править | править код]

Чакри правил под именем Раматибоди, но в настоящее время известен как Король Рама I, основатель династии Чакри. Одним из первых его решений было перенести столицу через реку в село Бангк Маког (что означает «место с оливковыми сливами»), который вскоре стал городом Бангкок. Новая столица была расположена на полуострове Раттанакосин.

Рама I восстановил большую часть социальной и политической системы, существовавшей в царстве Аютия, принял новые законы, восстановил придворные церемонии и укрепил дисциплину буддийского монашества. Во время его правления были учреждены шесть министерств, которые возглавляли принцы. Армия находилась под контролем брата короля и его ближайшего соратника, Упарата. Бирманцы, видя беспорядок, сопровождавший свержение Таксина, снова вторглись в Сиам в 1785 году. Рама позволил им занять земли на севере и юге, но Упарат, вице-король, его брат, во главе сиамской армии в западном Сиаме уничтожил бирманские войска в битве под Канчанабури. Это было последнее крупное бирманское вторжение в Сиам, хотя ещё в 1802 бирманские войска были изгнаны из Ланны. В 1792 году сиамцы оккупировали Луангпхабанг и захватили Лаос и Камбоджу. К моменту его смерти в 1809, Рама I создал государство вдвое большее, чем современный Таиланд.

Рама II (1809—1824)[править | править код]

Правление его сына Рамы II Буддхи Лоетлы Нафалая было относительно спокойно. В 1813 случилась конфронтация с Вьетнамом, который являлся влиятельной силой в регионе. Влияние Запада начало все больше ощущаться: в 1785 англичане оккупировали Пенанг и в 1819 они основали Сингапур. Вскоре англичане заменили голландцев и португальцев в качестве основного западного экономического и политического игрока в Сиаме. Англичане были против сиамской экономической системы, в которых князья имели торговые монополии, а торговля могла подвергнутся произвольному налогообложению. В 1821 из Британской Индии была направлена дипломатическая миссия, которая потребовала, чтобы Сиам снял ограничение на свободную торговлю: первый признак, что в XIX веке внутренняя политика Сиама будет регулироваться.

Рама III (1824—1851)[править | править код]

После смерти Рамы II в 1824, его сменил его сын Чессадабодиндра Нангклао, теперь известный как Рама III. В 1825 британцы контролировали Южную Бирму и были непосредственными соседями Сиама, а их контроль над Малайским полуостровом был расширен. Царь не хотел подчиняться британцам, но его советники предупредили его, что если Сиам не будет сговорчивым, его ждёт та же участь, что и Бирму. Поэтому в 1826 году в Сиаме вступил в силу первый договор о торговле с Западом. Договор обещал ввести в Сиаме единую систему налогообложения, чтобы уменьшить налоги на внешнюю торговлю, а также устранить некоторые королевские монополии. Как результат, торговля Сиам стала быстро расти, количество иностранцев увеличилось, они селились в Бангкоке и оказывали культурное влияние на местное население. Королевство становилось богаче, что позволило улучшить состояние вооружённых сил.

С 1842 по 1845 Сиам провёл успешную войну с Вьетнамом, который усиленно пытался захватить господство над Камбоджей. К этому времени стало ясно, что независимость каждой страны в регионе была фиктивной, и зависела от политики колониальных держав. Это было продемонстрировано британцами во время опиумной войны с Китаем в 1839—1842. В 1850 англичане и американцы направили дипломатические миссии в Бангкок, которые потребовали отменить все торговые ограничения по отношению к другим государствам, а также потребовали неприкосновенности своих граждан для сиамских законов (экстерриториальности). Им в этом было отказано. Наиболее заметным наследием Рамы III в Бангкоке считается постройка нового храмового комплекса.

Рама IV (1851—1868)[править | править код]

В 1851 г. будущий король Монгкут оставляет монастырь и вступает на престол как Рама IV. Официально он являлся абсолютным монархом, но фактически его власть была ограничена. Его первые попытки реформ касались внедрения современной системы управления, ограничения рабства, и улучшение прав женщин, но не были успешны.

Рама IV был пользовался давлением со стороны западных держав, так как они был заинтересованы в развитии Сиама, что влияло на его собственные планы по развитию. В 1855 это давление выразилось в виде миссии во главе с губернатором Гонконга, сэром Джоном Боурингом, который прибыл в Бангкок с требованием немедленных перемен, подкреплённым угрозой применения силы. Король немедленно подписал новый договор: обязанности короля были ограничены, королевские монополии в торговле были отменены, экстерриториальность была предоставлена британским гражданам. Другие западные державы получили аналогичные преференции в скором времени.

Вскоре после этого стало понятно, что реальной угрозой для Сиама являются не британцы, а французы. Британцы были заинтересованы в торговле, французы же хотели построить колониальную империю. В 1859 они заняли Сайгон и в 1867 установили протекторат над Южным Вьетнамом и Восточной Камбоджией. Рама IV надеялся на британскую защиту, поскольку он пошёл на требуемые ими уступки. Позднее оказалось, это была иллюзия, однако, несмотря на это, британцы видели Сиам в качестве полезного буферного государства между британской Бирмой и Французскоим Индокитаем.

Рама V (1868—1910)[править | править код]

В 1868 Рама IV умер, и ему наследовал его 15-летний сын, Чулалонгкорн, который царствовал под именем Рамы V, а ныне известен как Рама Великий. Рама V был первым сиамским королём, получившим западное образование от английской гувернантки Анны.

Первый год вместо Рамы V правил консервативный регентский совет, но когда король в 1873 достиг совершеннолетия, он взял власть в свои руки. По приказу нового короля был создан Государственный совет, обновлена судебная система и бюджетное управление. Король объявил, что рабство будет скоро отменено, а рабы смогут выкупить свою свободу.

Вначале старшие князья и другие консерваторы успешно противодействовали реформам царя, но затем старшее поколение был заменено младшим — получившими образование на Западе братьями короля. Это обеспечило быструю реализацию реформ и перевооружение армии.

В 1893 французские власти разожгли пограничный спор, чтобы спровоцировать кризис. Французские канонерские лодки появились в Бангкоке и потребовали капитуляции территории Лаоса к востоку от реки Меконг. Король ничего не мог сделать. Французы продолжали давление на Сиам, и в 1896—1907 Сиам потерял огромные территории (Лаос и Камбоджу).

Между тем продолжались реформы, которые превратили страну из абсолютной монархии в современное национальное государство. Этот процесс проводили сыновья короля Рамы V, получившие образование в Европе. По всей стране создавались железные дороги и телеграфные линии, связавшие со столицей провинции, которые ранее были полуавтономны. Национальная валюта — бат — была привязана к золотому стандарту, и современная налоговая система заменила произвольные поборы и трудовые повинности прошлого. В 1910 году, когда король умер, Сиам стал полусовременной страной, чудом сумевшей избежать колонизации.

Рама VI (1910—1925)[править | править код]

Результатом одной из реформ Рамы V было введение нового порядка престолонаследия по западному образцу, так что в 1910 году трон мирно перешёл к Вачиравуду (Раме VI). Он получил образование в британском Королевском военном училище в Сандхёрсте и Оксфорде, и поэтому был сильно вестернизированным джентльменом. Одна из проблем Сиама в этот период состояла в увеличивающемся разрыве между получавшими образование на Западе членами королевской семьи и представителями знати и остальной частью страны.

Со времен Рамы V король, по-прежнему абсолютный монарх, выступал также в качестве премьер-министра, а на все высшие государственные посты назначал членов своей семьи. Рама VI продолжил социальную программу реформ своего отца: полигамия была отменена, начальное образование стало обязательным, а с 1916 года в Сиаме появилось высшее образование после основания Чулалонгкорнского университета, ставшего кузницей новой сиамской интеллигенции.

В 1917 году Сиам объявил войну Германии для того, чтобы расположить к себе британцев и французов. Сиам был единственным азиатским государством, отправиашим свои войска на Западный фронт, при этом в Сиамском экспедиционном корпусе были и авиационные части. Сиамский контингент входил в союзническую оккупационную армию в Ринланде. По одной из версий, современныйсфлаг Таиланда составлен из цветов флагом Британии, Франции, США, России и Сербии, бывших союзниками Сиама. Участие Сиама в Первой мировой войне дало ему право на участие в конференции в Версале, и министр иностранных дел использовал эту возможность для требования отменить положения конвенций прошлого века и, тем самым, восстановить полный сиамский суверенитет. Соединённые Штаты денонсировали соглашения уже в 1920 году, Франция и Великобритания последовали их примеру в 1925 году. Эта победа добавила популярности королю, но вскоре была омрачена недовольством по другим вопросам, таким как послевоенное ухудшение уровня жизни 1919 года в Сиаме. Важное значение также имел тот факт, что король не имел сына — по-видимому, потому, что он предпочитал общество мужчин больше, чем женщин (это вызвало настоящий переполох в обществе).

Рама VII (1925—1941)[править | править код]

Когда в 1925 Рама VI внезапно умер в возрасте 44 лет, возник кризис монархической системы правления. Преемником стал младший брат короля Праджадхипока (Рама VII), который унаследовал страну, ослабленную недостатками абсолютной власти. Финансы государства были в состоянии хаоса, также как и сиамская внутренняя политика. Пресса в Бангкоке стала все громче и откровеннее критиковать правительство.

Попытка реформ, предпринятая новым монархом, провалилась. Был учреждён Высший государственный совет, который затем король заполнил членами своей семьи, так что всякое хорошее впечатление, которое он хотел создать, оказалось подорвано. Давление на короля с целью проведения реальных политических реформ стало особенно сильным со стороны получивших университетское образование гражданских служащих, которые печатали статьи, выражавшие их взгляды, в газетах в Бангкоке. Началось формирование реформаторского движения.

Возникло также давление со стороны деловых кругов, которые хотели финансовой стабильности. Восстановление экономики в 20-х годах немного снизило напряжённость, но затем в 1930 году началась Великая Депрессия, которая ещё более подорвала финансовое благополучие государства. Для того, чтобы сохранить свой авторитет в международной торговле с иностранцами, Сиам слишком долго придерживался золотого стандарта.

В 1932 король выступил с обращением к подданным. Страна в этот момент находилась в глубокой рецессии, поэтому слова короля не были хорошо приняты. Под давлением начавшихся беспорядков в столице, правительство согласилось на конституцию, в которой король стал делить власть с премьер-министром. Опираясь на армейские части, Народная партия осуществила 24 июня 1932 государственный переворот. Так закончились 150 лет абсолютной власти династии Чакри.

  • Greene, Stephen Lyon Wakeman. Absolute Dreams. Thai Government Under Rama VI, 1910—1925. Bangkok: White Lotus, 1999
  • Wyatt, David, Thailand: A Short History, Yale University Press, 1984

ru.wikipedia.org

Страна Сиам: история и настоящее

Словосочетание «страна Сиам» для человека, незнакомого с историей Юго-Восточной Азии, кажется чем-то сказочным и никогда не существовавшим на самом деле. А между тем в свое время это было могущественное государство, которое держало в страхе соседей, а сегодня является одним из наиболее популярных мест отдыха российских туристов.

Ранняя история

Артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, доказывают, что эти края были заселены землепашцами, которые использовали бронзовые орудия труда, по крайней мере, уже 3500 лет назад. К началу нашей эры там уже образовалось несколько княжеств. Их жителями были носители мон-кхмерских языков. Часть из них приняла в 6 веке буддизм, а жители Камбоджи исповедовали индуизм.

В 9 веке на территорию Сиама из Северного Вьетнама проникли тайцы, которые со временем заселили значительные территории в Восточной Азии.

В Средние века

В 13 веке тайцы смогли объединиться и создать независимое государство Сукотай. Его расцвет пришелся на эпоху правления короля Рамкамхенга, который в короткие сроки превратил свою страну в одну из мощнейших держав тогдашней Юго-Восточной Азии. В частности, он расширил границы Сукотая и к концу своего правления приказал высечь на камне список своих достижений. После смерти Рамкамхенга государство просуществовало около века.

Королевство Аюттхайя

В 14 веке Сукотай был поглощен своим южным соседом. Государство Аюттхайя было основано Рамой Первым, который объявил себя богом. Его столица была настолько крупным городом, что вполне могла посоперничать со многими европейскими столицами того времени. Именно тайцы, проживающие в его составе, впервые стали использовать слово «сиамцы» для своего обозначения.

Страна Сиам

В 1569 году Аюттхайя была оккупирована бирманскими войсками. Однако его народ смог объединиться и изгнать врага. При этом произошло слияние Аюттхайи с государством Чианг Май. В результате появилось королевство Сиам.

В течение четырех веков там было создано множество памятников архитектуры, а также других произведений материальной и нематериальной культуры.

Образование правящей династии Чакри

В 1767 году в Сиам (это какая страна, рассказывается в статье) вновь вторглись войска Бирмы. Борьбу за освобождение страны возглавил генерал Так Син, которому удалось выдворить захватчиков и посадить на престол своего ближайшего соратника Пья Чакри. Именно последний стал основоположником династии, которая и по сей день правит Королевством Таиланд.

Отношения с европейцами

Послы короля Испании прибыли в Аюттхайя еще в конце 16 века. Однако до них туда неоднократно приплывали европейские купцы. Правители Сиама понимали выгоду от налаживания отношений с заморскими гостями. Именно поэтому в 1608 году они направили послов в Нидерланды для заключения договоров о мире и торговле. Вскоре Сиам (сейчас какая страна, рассказывается далее) стала известна в Старом Свете как перспективное место для налаживания коммерческих связей, и там появились английская фактория и голландское торговое представительство.

Мудрая внешняя политика тайских королей стала причиной того, что их страна избежала колонизации и стала своеобразной свободной зоной между заморскими владениями крупных европейских государств.

В 19 веке

Для того чтобы и в дальнейшем не потерять свою независимость, страна Сиам в 1828 году подписала договор с Британской империей. Согласно этому документу, англичанам разрешалась вести беспошлинную торговлю в местных портах, а все преступления подданных Ее Величества королевы Виктории должны были разбираться британскими судьями. Чуть позже подобный договор был заключен и с США.

В 1851 году на трон взошел Рама Четвертый. Он получил прекрасное образование, в том числе изучал достижения западной науки, и сделал многое для модернизации Сиама. При нем был проведен ряд радикальных реформ. Главными из них были отмена рабства, создание системы судопроизводства европейского образца и начало строительства железных дорог. Так что именно при Раме Четвертом был заложен курс на преодоление средневекового невежества, в котором до этого пребывал Сиам.

История страны при короле Чулалункорне (Рама Пятый)

Этот монарх, унаследовавший свой трон после отца Рамы Четвертого, продолжил курс на реформы, которые начал его отец. При нем страна Сиам стала управляться Госсоветом, появилось 12 министерств, вошли в хождение бумажные деньги и открылись государственные школы. Однако его попытки проявить большую самостоятельность во внешней политике не увенчались успехом и чуть не привели к конфронтации с Францией. Тем не менее в 1898 году европейские державы подтвердили на бумаге свое намерение не посягать на суверенитет Сиама.

Чулалункорн стремился всячески укреплять связи с монархами и правительствами государств Старого света. Он часто ездил за рубеж. Там к нему относились не как к богу, как это было принято на родине, и он с удовольствием отвечал на вопросы о том, что собой представляет Сиам (это какая страна, какие люди там живут и пр.).

История государства в первой половине 20 века

Несмотря на все усилия короля Чулалункорна, при нем его стана потеряла многие свои территории. В 1910 году после его смерти на трон взошел сын монарха Рама Шестой. Он был ярым англофилом и гордился званием генерала армии Британской империи. При нем страна вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. Хотя в Европу был послан экспедиционный корпус, он так и не принял участия в боях.

Король Рама Шестой умер в возрасте 44 лет. Его сыну на тот момент было несколько месяцев от роду, поэтому на троне оказался брат короля.

Революция

Правление Рамы Седьмого, случайно оказавшегося на троне, ничем особым не ознаменовалось. Более того, он не заметил, что в стране формируются антимонархические настроения, что привело к бескровной революции, разразившейся в 1932 году.

Инициатором государственного переворота стала секретная организация «Народная Партия». Ее члены, преимущественно тайцы, получившие образование в Европе, воспользовались тем, что король находился в загородной резиденции в Хуахине, и захватили власть в Бангкоке. У них в заложниках оказалось 40 представителей королевской семьи, а также несколько министров и генералов. Королю ничего не оставалось делать, как принять условия «Народной Партии», согласно которым он отныне должен был править, согласно конституции, написанной представителями этой организации.

Переименование

В 1939 году произошло событие, из-за которого сегодня можно услышать вопрос: «Какая страна называлась Сиам?» Стремясь создать новое государство, революционеры потребовали переименования королевства. Их главным аргументом было то, что слово «сиам» было чужеродным для тайцев. В качестве вариантов нового названия были предложены «Муенг Таи» и «Пратет Таи». Впоследствии все же более благозвучным было признано словосочетание «Королевство Таиланд».

Современность

Сегодня Таиланд — это государство, формой правления которого является конституционная монархия. На данный момент страна переживает быстрый экономический рост. Важными статьями экономики являются сельское хозяйство и туризм. Страна обеспечивает себя природным газом, который считается основным источником получения электроэнергии. Кроме того, Таиланд является одним из крупнейших мировых экспортеров морепродуктов и каучука.

Теперь вы знаете, какая страна раньше называлась Сиам. Кроме того, вам известны некоторые подробности ее истории, поэтому вы с большим интересом будете слушать рассказы экскурсоводов во время поездки в Таиланд.

fb.ru

Королевство Сиам – страна свободных людей (О Тайланде) « Постоять на радуге

Тайланд – страна свободных людей

Сиам – так когда-то называлась страна, в которой сегодня находят отдых и новый для себя бизнес вездесущий русский человек. Никогда страна эта не находилась ни под английским влиянием, ни под протекторатом Франции. Во многом этому способствовала поддержка со стороны России и личная дружба короля Рамы V с императором Николаем II. При Короле Раме V Великом Сиам был принят в мировое сообщество, а позже в 1932 году в результате революции стал конституционной монархией. Её всегда поддерживали русские императоры: даже деньги этой страны называются «бат», это как бы в память того, что русский полк, прибывший в Сиам, пел там когда-то «Аты – баты шли солдаты…», а сиамские кошки в России – это подарок короля этой страны нашему царствующему дому. По-видимому, покровительство России и спасло тайский народ от порабощения, хотя Лаос, Камбоджи и Вьетнам были крепко угнетаемы европейскими и соседними государствами. Сейчас королевство Таиланд остается свободной страной с особой системой правления и со своей индивидуальной культурой, которая во многом базируется на философии буддизма.

Тайский король

Тайская королева

Королем Тайланда является Пхумипон Адульядет — Рама IX династии Чакри. Тайский народ очень чтит своего короля и королеву, а при исполнении тайского гимна все подобострастно встают.

Столица Сиама – великий муравейник

Это даже трудно себе вообразить! Здесь проживает 16 миллионов! Столица опутана сетью каналов, её считают южной Венецией. Мы заселились на 29 этаже и созерцали из ванной комнаты, блестевшие между домами каналы и дорожные развязки, с движущимися по ним в несколько слоёв автомобилями. Катание по каналам приводит в оторопь: это мусоросборники всей человеческой жизнедеятельности: пакеты, бутылки, отбросы вместе с огромными ветками деревьев плывут во всех направлениях. Вода коричневого цвета, в водах водятся небольшие аллигаторы, которые могут пожаловать к вам в дом, стоящий на воде, в любой момент. Дома на подпорках, некоторые подпорки упали, и дома покосившись на бок, с трудом удерживаются над водой. Везде по каналам – буддийские монастыри, возле которых просто кишат косяки рыб. Предприимчивые монахи выносят на продажу проезжающим на лодках хлеб, те кидают хлеб в воду и кормят рыб.

Тайцы народ скромный, если человек разбогатеет, то он не станет за городом строить себе особняк, он останется в своём домике на канале, нисколько не заботясь о его благоустройстве. Правда, вдоль каналов есть и добротные дома, стоящие уже не на сваях, а на хороших отсыпных дамбах. Здесь же, не помышляя ни о чём, ныряют в воду тайские мальчишки.

На улицах без всяких дорожных правил сплошным потоком тайцы носятся на мотобайках. На таком виде транспорта можно быстрее добраться до места назначения, нежели на автомобиле. На улицах же готовится и всякая еда, тайцам некогда заниматься кухней, они всегда могут купить обед и ужин, проезжая мимо любого уличного торговца.

Бангкок окутан сетью каналов

На таких лодках туристы путешествую по каналам

В таких домиках живёт беднота

Рынок на воде

После трудового дня домой

О монастырях и вероисповедании тайцев

Тайцы исповедуют буддизм. Буддизм — это скорее мировоззрение или путь к постижению реальности путем практик и медитаций. Это учение помогает людям становиться мудрее, смелее и добрее. Оно побуждает приносить пользу всем живым существам, а также радоваться своей жизни и понимать естественные процессы природы, а значит — иметь спокойный и светлый ум и постоянное счастье. Поговорка: «Буддизм — религия тайцев, и быть тайцем — все равно, что быть буддистом». В Таиланде насчитывается более 30 тыс. монастырей и 300 тыс. монахов и послушников, но современная жизнь в городе, да и в деревне оставляет мало времени для религии. Это не значит, что тайцы верят меньше — они все равно остаются буддистами, но они меньше ходят в храм. Только 4,5% жителей города и 13% деревни регулярно посещают монастыри.

Все тайские храмы и постройки монастырей свежевыкрашены, безупречно позолочены и украшены цветами. Дело в том, что совершение доброго дела, чтение молитв, посещение храмов, слушание религиозных текстов относятся к числу благих поступков тайца. А, жертвование на храм, по мировоззрению тайца – это великое счастье и поэтому высокопоставленные семьи и успешные бизнесмены всегда жертвуют денежные средства на их содержание. Буддийских монастырей в Тайланде великое множество, монахи добывают пропитание подаянием, но и сами тайцы много жертвуют на монастыри. В подношении монахам проявляется милосердие и доброта, обретается религиозная заслуга дающего. В монастырях обучают детей, даже все правящие короли, прежде чем вступить на престол жили и учились мудрости, спокойствию и доброте в монастырях. Следует отметить, что чем выше положение человека в обществе, тем более высокие требования в соблюдении нравственных норм ему предъявляются. Тайцы считают, что кому много дано, с того многое и спросится.

Есть интересный буддийский монастырь в Тайланде, который славится своей архитектурой, так как он построен монахами из обыкновенных пивных бутылок. Называется это место Лан Куад и на его постройку ушло около 1,5 млн. бутылок, которые собирались на протяжении нескольких десятилетий.

Будда отдыхающий. Королевский Дворец.

Его ступни – пять метров длинной

В храмах принято обклеивать Будду маленькими пластинками золота

Этот храм построен из пивных бутылок

Монах в храме

Монастырь на воде

На каналах монахи продают хлеб из монастыря

Поклоняясь Будде тайцы , этим лотосом стучат себя по голове, предварительно омочив его водой

Гид Алёша – муж лаосской принцессы

Алёша Шилин-парень из Казани

Наш гид в Бангкоке Алёша Шилин из Казани. Очень красивый ладный молодой, необычной судьбы человек. Отслужив армию, он сказал своей матери: «Не хочу больше смотреть мир глазами Сенкевича, хочу увидеть его сам!» И он отправился в путешествие автостопом по странам Юго-Восточной Азии. Конечная цель его путешествия – Новая Зеландия. Путь свой начал с Китая, год прожил в Японии, и наконец, добрался до Таиланда. Где он жил, как зарабатывал себе пропитание, в своём рассказе в такие подробности Алёша не вдавался. Около месяца прожил в одной семье, в которой незадачливого путешественника хотели даже усыновить. Он прилежно трудился в их саде-огороде, где хозяева выращивали каучуковые деревья: по мере их созревания на дереве делался надрез и собирался каучук. Его можно сдать и тем самым заработать на жизнь.

Но он отправился в дальнейшее путешествие. Где-то в дороге его укусил малярийный комар, и грозила бы Алёши гибель, если бы не буддийская вера одного из тайцев. Он выхаживал больного три месяца и вернул его к жизни. Тайцы буддисты. И чем больше за время жизни на Земле таец совершит добрых дел, поможет людям, тем лучше в следующей жизни будет его судьба. Самый страшный грех для тайца воровство – будешь воровать – в новом рождении станешь крокодилом. А крокодилом никто быть не хочет!

После гражданской войны в Лаосе в 1975г. король Лаоса отказался от престола, королевской семье пришлось уехать из страны. Не состоявшаяся принцесса Лаоса училась в Европе около шести лет, а затем в Америке два года на дизайнера. Чтобы женится в Таиланде, жениху следует уплатить родителям будущей жены миллион батов. Где Алёша раздобыл такие огромные деньги не ведомо, но он стал мужем Лаоской принцессы. Деньги, которые родители получают за невесту, они тратят на обустройство жизни молодых. На полученный миллион был приобретён четырёхэтажный особняк для молодой семьи. Первый этаж – дизайнерская мастерская жены, которая занимается одеждой. Сегодня в Таиланде девушкам модно быть одетой, как японская кукла! Сказать барышне, что она на неё похожа – это значит сделать лучший комплимент. У принцессы-дизайнера заказов на год вперёд!

Второй – этаж супруги используют для собственного жилья, третий сдают внаём, а на четвёртом-мансарде можно отдыхать.

Конечно, королевскую чету не очень порадовало, что дочь их вышла замуж за несостоятельного человека из России! Но невеста – не принцесса и вольна выбирать себе в мужья того, кого полюбила. «Я бываю в гостях у родителей жены, но очень редко, они готовят такую острую пищу, что пообедав на приёме, я после очень сильно болею,- рассказал Алёша. – А если не обедать, то тёща обижается».

Мы, как правило, поверхностно относимся к восточной культуре, и нам представляется, что восточное общество превозносит мужчину и принижает роль женщины. Всем известно отношение тайских женщин к мужчинам, которое так льстит европейским представителям сильного пола. Тайская женщина должна быть доброй и вежливой, почитать и любить своего мужа, быть хорошей хозяйкой, уметь воспитывать детейи красиво одеваться. По мнению мужа, место женщины в доме и под защитой семьи. В Тайском обществе женщина считается лучшим украшением мужа. Роль тайской женщины в общественной, светской и культурной жизни общества достаточно велика.

Алексей Шилин за границей стал предприимчивым и деловым человеком. Он постоянно следит за экономическим развитием стран Ближнего Востока и, исходя из конъюнктуры рынка, приобретает недвижимость. Во Вьетнаме купил 72-х квартирный дом и с аренды имеет в месяц 5,0 тыс. долларов, работает гидом в Бангкоке, намерен приобрести дома на Филиппинах и Новой Зеландии. В России в городе Казани для своей матушки открыл «Детский магазин» и снабжает его вещами из Таиланда. Доставку контейнеров осуществляют негры, у которых услуги по доставке в два раза дешевле.

Он хорошо изучил многомиллионный город – этот великий человеческий муравейник. Во время революции хунвейбинов в страну бежало множество китайцев из разных провинций. Они заселились в Чинатаун – Китайском квартале и держат до 70% промышленности страны. К великому нашему удивлению, китайцы в нём живущие не понимают друг друга, у них разные наречия и селятся они только по своим улицам. Один из торговцев уже в течение 10 лет, представьте себе! торгует стрелками от часов! Другой – собирает и чинит старые велосипеды. Квартир у них нет, живут они в больших картонных коробках. Частенько Алёше доводится играть с китайцами в шахматы, часто выигрывать нельзя, китайцы – народ азартный и при постоянном проигрыше могут тебя запросто и побить! Текстильную торговлю в Тайланде держат индусы.

Тайская женщина в национальном наряде

Семья для тайца очень важна

Школьники носят форму

Еду готовять прямо на улице

Уличная тоговля одобрена королём

Это самое спелое манго. Фрукты продают тоже на улицах.

  

Время создания записи: Суббота, декабря 28, 2013 в 23:01 в рубрике Путешествия. Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через RSS 2.0 ленту. Вы можете ответить, или отправить трекбек со своего сайта.

blogs.pravkamchatka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *