Усадьба алексея михайловича в коломенском – Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция

Содержание

Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция

Экспозиция размещена во Дворце царя Алексея Михайловича – воссозданном памятнике русской деревянной архитектуры XVII века (Карта-схема музея-заповедника)Это образец особого стиля, суть которого в успешном симбиозе искусства традиционной, допетровской Руси и Западной Европы. Дворец отличает высокий уровень исполнительского мастерства, декоративность и звучная, бравурная художественная полифония, обеспеченная разнообразием примененных приемов и материалов. Вместе они создают праздничное, жизнерадостное ощущение, которое сродни чудесной сказке.

Дворец, названный современниками восьмым чудом света, сохранился в народной памяти и многочисленных документах, мемуарах, описях, графических листах, живописных полотнах, обмерных чертежах и моделях в архивах и музеях России и Западной Европы.
В основе художественного решения интерьеров лежало глубокое изучение, как исторических источников, так и самого широкого спектра исторических аналогов, однако ведущее место в работе творческого коллектива художников, архитекторов и научных сотрудников музея-заповедника было отдано исторической достоверности и документальной точности.
Экспозиция размещена в 24-х воссозданных интерьерах Хором Государя царя, Хором Государыни царицы и Хором царевичей, художественный образ каждого из них строится на основе взаимодействия архитектуры и убранства с функциями помещения: парадные залы для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств, личные жилые покои.

 

 

Возрастная категория 6+

Режим работы экспозиции:

С 1 апреля по 30 сентября экспозиция открыта  во вторник-четверг, субботу – воскресенье с 10.00 до 18.00, в пятницу – с 11.00 до 19.00.

Режим работы кассы:  во вторник-четверг, субботу – воскресенье – с 9.45 до 17.30, в пятницу – с 10.45 до 18.30.

С 1 октября по 31 марта экспозиция  открыта во вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00.  Режим работы кассы: во вторник-воскресенье – с 9.45 до 17.30.

Посетители с ограниченными возможностями  могут предупредить о своем визите на экспозицию по тел.: 8-910-450-53-97.

Ст. метро “Каширская”

Карта-схема музея-заповедника

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

www.mgomz.ru

Коломенский дворец — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Коломенский.

Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами[1]. В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия[1].

XVI—XVII века[править | править код]

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780 год

Первый дворец в Коломенском был воздвигнут великим князем Василием III. Его разорили во время Смуты и затем восстановили в правление Михаила Фёдоровича. Дворец перестроили по указу Алексея Михайловича в 1666—1671 годах по проекту архитекторов Семёна Петрова и Ивана Михайлова. Это было сооружение, объединённое переходом с церковью Казанской иконы Божией Матери, состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов. Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668-й бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона, украшала дворец резьбой. В мае 1669 года в Коломенское доставили заграничные краски и сусальное золото для отделки. Ими расписали чешуйчатую кровлю, а в июне того же года началась роспись внутренних помещений, которой руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и потолки по грунтованным холстам[1][2][3].

Дворец имел асимметричную планировку и был обшит тёсом, имитирующим камень. На фасадах и в интерьерах установили резные наличники, выполненные в высокой горельефной и прорезной резьбы[4]. Всего во дворце насчитывалось 270 комнат, освещённых тремя тысячами окон. Общая площадь здания без хозяйственных помещений составляла 10250 м². Художественное оформление было сделано по образцу декора Теремного дворца Московского Кремля[5][6].

После смерти Алексея Михайловича дворец был расширен и частично перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую столовую и на её месте построить новую. Работу выполнял крестьянин боярина Петра Шереметева Сенька Дементьев. Постройка была соединена с хоромами царя новыми сенями, под которыми находились золочёные ворота, названные Передними. После Стрелецкого бунта охрану дворца усилили и построили шестнадцать изб[7][8].

В 1684 году отремонтировали терема и хозяйственные постройки, обновили роспись помещений и цвет кровель. Через год в каменной башне установили боевые часы, а передние ворота украсили железом и английским оловом[7].

XVIII—XX века[править | править код]

Коломенский дворец, XVIII век

После переноса столицы в 1703 году в Петербург Коломенское утратило статус царской резиденции. Без ремонта и присмотра здание обветшало и находилось в аварийном состоянии. В 1762-м по приказу Екатерины II архитекторы под руководством Ивана Мичурина осмотрели дворец, сделали обмеры и чертежи. Сумму на перестройку признали слишком высокой и в 1768 году его было решено снести. Перед этим была создана модель старого дворца, которая хранилась в Оружейной палате и позднее была утеряна. На месте демонтированного сооружения высадили кусты акации[9].

В 1770-е годы для Екатерины II в Коломенском построили новое четырёхэтажное здание. Два нижних яруса были каменные, верхние — деревянные[10]. Новое строение пострадало при оккупации столицы в 1812 году и было разобрано[1][11][12].

В 1825 году для Александра I по проекту зодчего Евграфа Тюрина построили новый летний дворец в стиле ампир. Он состоял из главного здания и двух боковых флигелей, соединённых с центральной частью галереями из двух рядов дорических колонн. Центр выделялся портиком и был увенчан поднимающимся над крышей круглым бельведером. Строение разобрали в 1878 году. По приказу императора художник Д. А. Смирнов по чертежам и описям, сделанным во время существования и разбора дворца, выполнил его деревянную модель. В настоящее время она хранится в музее-заповеднике[1][13].

В конце XIX века исследователь древнерусского зодчества А. А. Потапов создал рисунки Коломенского дворца. На основе сохранившихся материалов в 1930—1950-е годы художник Дмитрий Сухов и исследователь И. В. Маковецкий попытались создать план достоверной реконструкции древнего Коломенского. Однако большинство работ было утрачено[14].

В 1923 году был основан музей деревянного зодчества под открытым небом «Коломенское». В 1929-м начались археологические раскопки на территории, где раньше стоял дворец. В результате работ вскрыли остатки построек, нашли фрагменты строительного материала, бытовой керамики, изразцов. В конце 1990-х годов исследования продолжили и частично открыли белокаменные фундаменты дворцовых построек, уточняющие расположение царских хором[15].

Реконструированный дворец, 2012 год

Идея воссоздания дворца в музее-заповеднике возникла в 1990-е годы, и была поддержана правительством Москвы. Поскольку за прошедшее время на месте демонтированного дворца сформировался природный комплекс и выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг[15].

Реконструкция Коломенского дворца была проведена в 2008—2010 годах благодаря сохранившимся планам и обмерам. Строение представляет собой макет постройки времён Алексея Михайловича в натуральную величину. Конструкция и пропорции здания решены в соответствии с чертежами, сделанными по указу Екатерины II. Критики восстановления сомневались в подлинности схем и называли их художественным вымыслом, но раскопки фундаментов, выполненные археологом Леонидом Беляевым подтвердили полное совпадение с чертежами, созданными в 1767-м. Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике[1].

Общая площадь застройки составляет более 7000 м². Исторические интерьеры воссозданы на общей площади 1,775 тысячи м² в 23-х помещениях[16]. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Новое здание не является полностью деревянным. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия, замаскированные досками, фасады сделаны из брёвен. Стены расписаны гравюрами, «травным письмом» со стилизованными изображениями животных и людей. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII—XVIII веков: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта[1][17][18].

Современная модель трона, 2011 год
Интерьер дворца, 2011 год

Хоромы царя

Красное, или Парадное, крыльцо являлось главным входом в царский дворец и служило местом выхода государя к подданным. В убранство использовалась государственная символика — двуглавый орёл, пары геральдических животных, скульптуры львов. Украшали интерьер кованые слюдяные фонари, двустворчатые наружные двери с росписью[19]. В передних сенях гости ожидали приёма, а затем направлялись в одну из палат. Из них открывался вид на анфиладу парадных покоев: справа находилась Столовая палата, слева — Думная и Престольная. В оформлении использовались имитация камня и государственная символика. Над дверями, украшенными расписными полотнищами, находились иконы. В современной реконструкции размещены образы «Богоматерь Казанская» и «Спас на убрусе с ангелами» [19].

Столовая палата — самое большое и торжественно оформленное помещение, в котором проходили важнейшие церемонии. В ней принимали иноземных гостей, отмечали церковные праздники. Украшала комнату печь со сложным орнаментом. Её современную реконструкцию провели на основе подлинных изразцов, найденных во время археологических раскопок[20]. Сохранилось описание системы росписей Столовой палаты 1675 года Айзека:

На потолке изображены небесные светила, блуждающие кометы и неподвижные звезды с астрономическою точностью. Каждое тело имело свою сферу, с надлежащим уклонением от эклиптики; расстояние двенадцати знаков небесных так точно размерены, что даже пути планет были означены золотыми тропиками и такими же кольорами равноденствия и повороты солнца к весне и осени, зиме и лету[21].

Думная палата выполняла функцию приёмной. Стены были обиты красным сукном, вдоль них стояли лавки для бояр и стол для документов. В воссозданной комнате на столе расположено Уложение царя Алексея Михайловича, на стенах находятся современные списки икон: над троном — «Архангел Михаил», «Спас Эммануил», «Архангел Гавриил», над дверью в Престольную палату — «Преображение Господне» [22]. Престольная палата служила Тронной залой. Потолок и стены украшало «бытийное письмо» с изображением библейских царей Давида и Соломона. Современные росписи плафона иллюстрируют четыре сюжета из Ветхого и Нового Заветов: «Песнь песней Соломона», «Жертвоприношение царя Давида», «Царица Савская, дары приносящая», «Единение Христа с Церковью»[22]. В левом углу стоял трон, у которого находились четыре механические скульптуры львов. Их автором был мастер Пётр Высоцкий[23].

В комнате Алексея Михайловича стояли лавки для сидения, шкафы для бумаг, писем и книг, кресло царя, стол для занятий. Образцами для современной росписи послужили работы французского живописца Шарля Лебрена и гравюры нидерландских художников. Стены кабинета обиты кожей с растительным орнаментом и золочением, выполненной по западноевропейским аналогам XVII века[24].

Хоромы царевичей

В Учительской палате представлены подлинные книги копии учебных материалов XVII века — «Букварь» Кариона (Истомина) и «Псалтырь с восследованием», учебник Мелетия (Смотрицкого) для первичного обучения грамматике[24].

Царь Фёдор имел обширную библиотеку, состоящую из русских и западноевропейских книг по истории, архитектуре, строительству, астрономических и географических атласов, духовных книг. В библиотеки музея представлены муляжи «Псалтирья Симеона Полоцкого» и сочинений «Синопсис или Краткое собрание от различных летописцев». При реконструкции комнаты стены оформляли цветной тиснёной кожей с растительным орнаментом и золочением[24]. При Петре I во дворце находились печи, облицованные изразцами с традиционным рельефом и росписью по белому фону. На столе представлены копии солдатских и унтер-офицерских медалей, книги современников царя[25].

Хоромы царицы

На Парадном крыльце во время важных встречали гостей, перед этим его украшали бархатными и шелковыми тканями, коврами. Стены были декорированы орнаментом с изображением цветов и птиц. На потолке престольной палаты размещены четыре медальона с сюжетной росписью. Стена над царским креслом украшена иконами: «Богородица Умиление», «Спас Благое молчание», «Избранные святые, предстоящие Богоматери Знамение». Круглая лестница-подиум из пяти ступеней вела к светлице. При воссоздании помещения использовались описи подобных комнат в царских дворцах и богатых домах Москвы. В мастерской находилась необходимая для работы и хранения изделий мебель. В красном углу был установлен образ «Николай Чудотворец»[25].

Моленная служила для совершения утренней и вечерней молитв. Её реконструкция основана на описаниях помещений церкви Воздвижения креста Господня Теремного дворца и усадьбы князя Василия Голицына. В иконостасе представлены образы XVII—XVIII веков — «Богоматерь Смоленская», «Царь Царём» и другие[26].

В реконструированный покоях Софьи Алексеевны хранится карта южных земель России «Московия, Южная часть», книги Симеона Полоцкого. В комнате помещены современные списки икон: «Спас Вседержитель», «Богоматерь Взыграние Младенца», «Святой Леонтий Ростовский» и «Спас на убрусе»[26].

  • Виды реконструированного дворца
  • Вид на дворец в вечернее время, 2013 год

  • Кровля постройки, 2011

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Вострышев, 2011, с. 368.
  2. ↑ Топычканов, 2010, с. 8.
  3. ↑ Суздалев, 2005, с. 35.
  4. ↑ Топычканов, 2010, с. 14.
  5. ↑ Топычканов, 2010, с. 43.
  6. ↑ Слука, 2010, с. 12—14.
  7. 1 2 Суздалев, 2005, с. 86—100.
  8. ↑ Кондратьев, 2008, с. 633.
  9. ↑ Суздалев, 2005, с. 134.
  10. ↑ Тельтевский, 1983, с. 179.
  11. ↑ Кондратьев, 2008, с. 634—635.
  12. ↑ Коломенское, 1981, с. 43.
  13. ↑ Коломенское, 1981, с. 73.
  14. ↑ Суздалев, 2005, с. 131.
  15. 1 2 Суздалев, 2005, с. 144.
  16. ↑ Лужков провел церемонию открытия Дворца царя Алексея Михайловича (неопр.). РИА Новости (4 сентября 2010). Дата обращения 10 сентября 2018.
  17. ↑ Слука, 2010, с. 15.
  18. ↑ Дворец Алексея Михайловича в Коломенском будет воссоздан в 2010 году (неопр.). РИА Новости (25 апреля 2009). Дата обращения 10 сентября 2018.
  19. 1 2 Беляев, 2011, с. 9—15.
  20. ↑ Беляев, 2011, с. 16—20.
  21. ↑ Суздалев, 2005, с. 88.
  22. 1 2 Беляев, 2011, с. 20—25.
  23. ↑ Суздалев, 2005, с. 63—64.
  24. 1 2 3 Беляев, 2011, с. 27—35.
  25. 1 2 Беляев, 2011, с. 37—45.
  26. 1 2 Беляев, 2011, с. 48—50.
  • Беляев Л., Панова Т. Дворец царя Алексея Михайловича XVII века: историко-художественная реконструкция. — М.: МГОМЗ, 2011. — 54 с.
  • Вострышев М. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1062 с.
  • Гра М., Жиромский Б. Коломенское. — М.: Искусство, 1971. — 160 с.
  • Коломенское. Государственный музей-заповедник: путеводитель. — М.: Моск. рабочий, 1981. — 143 с.
  • Кондратьев И. Седая старина Москвы. — М.: АСТ Хранитель, 2008. — 763 с.
  • Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском / Сост. пом. дир. Моск. оружейн. палаты Н. Чаев. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 39 с.
  • Слука И., Чернышова О. Самые красивые дворцы и замки России. — М.: Эксмо, 2015. — 252 с.
  • Суздалев В. Русское чудо: царский дворец в Коломенском — шедевр русского деревянного зодчества второй половины XVII — первой четверти XVIII века. — М.: Пенаты, 2005. — 155 с.
  • Тельтевский П. Московские шедевры. — М.: Московский рабочий, 1983. — 240 с.
  • Топычканов А. Повседневная жизнь Коломенского дворца второй половины XVII века. — М.: МГОМЗ, 2010. — 144 с.

ru.wikipedia.org

Дворец царя Алексея Михайловича. Часть 1: Снаружи

«Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ём — агромадный объём.» (Л.Филатов)

Алексей Михайлович Тишайший — второй русский царь из династии Романовых (1645 — 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.

В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени.

В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.

Государев двор был окружен оградой с 3 воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.

Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть восьмым чудом света.

Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.

Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.

Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.

На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи — обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.

Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

Ориентация относительно сторон света также нарушена — макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

Красное, или Парадное, крыльцо — главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений — более семи тысяч квадратных метров.

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергло меня в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?

«Король не спит и пляшет до упаду,
И пьет и бражничает до утра,
И чуть осилит новый кубок с рейнским,
Оповещает гром литавр и труб
Про этот подвиг….» (У.Шекспир)

Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г. Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.

Чтобы можно было оценить размеры дворца, я прикладываю чужую фотографию с вертолёта.

raven-yellow.livejournal.com

Экскурсии для сборных групп посетителей во Дворце царя Алексея Михайловича

проводятся экскурсоводами музея-заповедника в соответствии с графиком, утвержденным директором МГОМЗ для всех посетителей.

Билеты можно приобрести в кассах музея в день посещения.

Телефон для записи и справок: +7 499 614-67-79

План-схема музея-заповедника


1. Тематическая экскурсия на выставках в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича

Место сбора групп: при входе в Большой выставочный зал.

Продолжительность 45 мин.

в течение года
в период работы выставок в соответствии с приказами по продолжительности их работы
суббота, воскресенье и праздничные дни
в 11:00 и 15:00

 

2. Тематическая экскурсия на выставках в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича

Место сбора групп: при входе в Малый выставочный зал.

Продолжительность 45 мин.

течение года
в период работы выставок в соответствии с приказами по продолжительности их работы
суббота, воскресенье и праздничные дни
в 15:00 и 16:00

 


3. Обзорная экскурсия «Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция»

Место сбора групп: у Красного крыльца дворца царя Алексея Михайловича.

Продолжительность 1 час 50 мин.

с 01 мая по 31 октября
пятница в 17:00
Воскресенье и праздничные дни в 12:00 и 15:00

с 01 ноября по 30 апреля
пятница, суббота, воскресенье и  праздничные дни
в 12:00 и 15:00

Коломенский дворец, построенный по указу царя Алексея Михайловича в его летней загородной резиденции в соответствии со вкусом царственного заказчика, стал воплощением мастерства русских строителей XVII столетия. Срубленное из дерева по принципу хоромного строения и украшенное по тогдашней моде на «московское узорочье» здание современники называли «осьмым чудом света» за его необычную архитектуру, а также сказочное по красоте и богатству внешнее и внутреннее убранство. Составить личное представление о дворце, слава о котором гремела во всем поднебесном мире – и на Востоке, и на Западе, – разве это не повод прогуляться по интерьерным залам экспозиции?


4. Обзорная экскурсия «Первое знакомство с Дворцом царя Алексея Михайловича в Коломенском» (без посещения Дворца)

Место сбора групп: у Красного крыльца дворца царя Алексея Михайловича.

Продолжительность 45 мин.

с 01 мая по 31 октября
вторник – воскресенье и праздничные дни
в 13:00 и 14:00

«Игрушка, которую достали из ларца», «Берендеевы палаты», «восьмое чудо света» – как только не называли удивительный по своей архитектуре царский дворец в Коломенском! Всеобщее восхищение дворцом разделяют и архитекторы, признавая его вершиной деревянного зодчества Средневековой Руси. Воссозданный в XXI веке, он и сегодня поражает, как своими масштабами (26 теремов!), так и разнообразием кровель, деревянной резьбы, крылецами и всходами, диковинными окончинами. Хоромное строение, как называли такого рода постройки на Руси, дворец манит обойти его со всех сторон, внимательно рассмотреть и насладиться мастерством людей, создавших это чудо.


5. Тематическая экскурсия «Парадная и личная жизнь царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце» (с посещением экспозиции на Мужской половине Дворца царя Алексея Михайловича)

Место сбора групп: у Красного крыльца дворца царя Алексея Михайловича.

Продолжительность 45 мин.

с 01 ноября по 30 апреля
суббота, воскресенье и праздничные дни
в 13:00 и 14:00

Царь Алексей Михайлович, второй государь из династии Романовых, настолько любил древнее село Коломенское, что на вершине своих успехов во внешней и внутренней политике, распорядился обустроить здесь загородную парадную резиденцию. Ее сердцем стал построенный по заказу государя сказочный деревянный дворец, названный иеромонахом Симеоном Полоцким «восьмым чудом света». Анфилада роскошных, сияющих золотом, парадных палат сменяется куда более скромными личными покоями царя, рабочий день которого начинался в 4 часа утра и был насыщен трудами и заботами, молитвой и потехами. «Делу время и потехе час» – это не народная пословица. Эти слова принадлежат царю Алексея Михайловичу. Царю – труженику, образцовому семьянину и истинно православному человеку.


Прейскурант  для сборных групп

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

www.mgomz.ru

«Парадная и личная жизнь царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце»

«Парадная и личная жизнь царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце»  6+
Продолжительность – 45 мин.
Царь Алексей Михайлович, второй государь из династии Романовых, настолько любил древнее село Коломенское, что на вершине своих успехов во внешней и внутренней политике, распорядился обустроить здесь загородную парадную резиденцию. Ее сердцем стал построенный по заказу государя сказочный деревянный дворец, названный иеромонахом Симеоном Полоцким «восьмым чудом света». Анфилада роскошных, сияющих золотом, парадных палат сменяется куда более скромными личными покоями царя, рабочий день которого начинался в 4 часа утра и был насыщен трудами и заботами, молитвой и потехами. «Делу время и потехе час» – это не народная пословица. Эти слова принадлежат царю Алексея Михайловичу. Царю – труженику, образцовому семьянину и истинно православному человеку.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

www.mgomz.ru

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

В башне царского дворца 7+ 

Экскурсия позволит посетителям коломенского дворца, купившим билеты в хоромы государя – царя и царевичей или в парадные палаты и личные покои членов царской семьи, подняться в башенку-смотрильню и увидеть с высоты неповторимую панораму крыш царских хоромин, составляющих архитектурную изюминку этого средневекового чуда. А спустившись в терем под смотровой башней, гости узнают, как проводил вечерами время царь Алексей Михайлович вместе со своими сыновьями.
Для школьников 1-11 классов и взрослых посетителей
Продолжительность – 45 мин.

Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца 14+  Отзывы посетителей

В ходе экскурсии гости познакомятся с историей строительства дворца царя Алексея Михайловича, совершат прогулку по парадным залам и личным покоям государя царя и государыни царицы и узнают, как проводила время монаршая семья в своем Коломенском дворце.
Для учащихся 8-11 классов и взрослых посетителей.
Продолжительность – 1 час 50 мин.

Мужская половина дворца царя Алексея Михайловича 5+ 
Во время экскурсии гости посетят парадные помещения дворца, а также личные покои царского терема и терема царевичей и познакомятся с историей строительства и воссоздания дворца, его устройством и «чином» (порядком) государевой жизни в XVII веке.

Для всех категорий посетителей.
Продолжительность – 1 час 30 мин.

Женская половина дворца царя Алексея Михайловича 5+ 
Во время экскурсии гости посетят женскую половину коломенского дворца и узнают о жизни русских цариц и царевен в период перехода от Средневековья к Новому времени.

Для всех категорий посетителей.
Продолжительность – 45 мин.

Секреты иконописного мастерства 5+   Отзывы посетителей
На примерах работ лучших мастеров Оружейной палаты и провинциальных иконописцев XVII века из собрания нашего музея юных посетителей знакомят с искусством написания иконы. Представление о непростом труде иконописца, этапах его работы по созданию иконы сформирует осмотр иконописной мастерской. А свидетельством высокого мастерства служат удивительные памятники иконописи, представленные на экспозиции.

Для школьников 1-5 классов.
Продолжительность – 45 мин.

Сокровища русского искусства XVII века 7+ 
Тематическая экскурсия по экспозиции, развернутой в покоях младших царевен во дворце царя Алексея Михайловича. Во время экскурсии гости соприкоснутся с уникальными памятниками русской художественной культуры XVII века из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника. Знакомство с изысканными, богато орнаментированными изделиями, создающими любимейший в XVII веке образ «райского сада», сопровождает рассказ о творчестве лучших русских иконописцев, живописцев и граверов, резчиков по дереву, изразцовых дел мастеров и кузнецов, трудившихся над украшением царского дворца в Коломенском.

Для всех категорий посетителей.
Продолжительность – 1 час 50 мин.

прайс-лист    для сборных групп
прайс-лист  для организованных групп
 

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

www.mgomz.ru

О Коломенском | МГОМЗ

Территория “Коломенское” входит в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьякова и Коломенского, возникают многочисленные неукрепленные поселения («селища») древнего финно-угорского племени.

 

Древнейший памятник Государева двора в Коломенском – церковь Вознесения Господня – впервые упомянут в 1532 г. По легенде, храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного.
К XVI в., времени, когда в Коломенском сформировалась парадная великокняжеская резиденция, относятся стоящая рядом с церковью Вознесения Георгиевская колокольня, а также храм Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Наиболее распространенная гипотеза связывает возведение храма с венчанием на царство Ивана IV зимой 1547 г.
Уже при царе Михаиле Федоровиче Коломенское стало излюбленной летней резиденцией правившей фамилии.  Дальнейшая история Государева двора в Коломенском – превращение его в парадную летнюю резиденцию, своеобразный «подмосковный Кремль» – связана с деятельностью царя Алексея Михайловича.

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича исследователи считают вершиной русского деревянного зодчества. Он представлял собой деревянное строение, состоящее из множества теремов и палат, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

К 70-м гг. XVII в. в Коломенском сложился замечательный ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец (названный современниками «восьмым чудом света», «игрушкой, вынутой из ларца»), каменную дворцовую церковь Казанской иконы Божией Матери, соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.
До наших дней сохранились Дворцовые (Передние) ворота – главный въезд на Государев двор, обращенный в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки. До наших дней дошли Фряжский погреб, где держали иноземные, в основном итальянские (фряжские) вина, и Сытный двор, служители которого занимались приготовлением традиционных русских напитков (кваса, пива, меда). Между Фряжским погребом и Сытным двором сегодня воссоздано здание Поваренной палаты.
Хозяйственные постройки располагались и в западной части Государева двора, около Спасских (Задних) ворот. Здесь археологами открыты и музеефицированы фундаменты построек Хлебенного и Кормового дворов, воссозданы примыкавшие к воротам Стрелецкие караульни.
Важнейшей частью Государева двора были сады, в XVII в. весьма любимые русскими царями. В шести коломенских садах росли тысячи яблонь, сотни груш, белая, красная и черная вишни, кусты малины, смородины, крыжовника. Царь Алексей Михайлович часто приезжал в свою любимую загородную усадьбу. Здесь он не только отдыхал и охотился, но и принимал иноземных послов, встречался с патриархом и боярами.

После смерти Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшилось. Царь Петр Алексеевич лишь изредка наведывался в любимую отцом усадьбу.  14 мая 1724 г., в день Вознесения, император Петр I в последний раз посетил Коломенское.

Вместе с императрицей Екатериной II в 80-е гг. XVIII в. Коломенское посещали внуки императрицы – великие князья Александр и Константин.
Вторая половина XIX в. – время окончательного угасания придворной жизни в Коломенском. В 1878 г. здесь был разобран последний дворец – Александровский.
В 1913–1916 гг. начались первые реставрационные работы на памятниках Коломенского, а в 1923 г. усилиями выдающегося архитектора-реставратора П.Д.Барановского здесь был организован музей. Барановский проводил исследование памятников и восстановление их древнего облика.

К уникальным экспонатам Коломенского следует отнести и памятники деревянного зодчества XVII–XVIII вв. Наибольшей популярностью среди посетителей современного Коломенского пользуется здание Государевых светлиц, более известных как Домик Петра I.  Другие деревянные сооружения, прежде всего, – редкие образцы оборонного зодчества, теперь находятся недалеко от Москвы-реки, в северо-восточной части музея. Башня Братского острога, Святые ворота Николо-Корельского монастыря, Моховая башня Сумского острога (все сооружения относятся к XVII в.) образуют небольшой, но чрезвычайно интересный музей русской деревянной крепостной архитектуры под открытым небом.

В последние годы в Коломенском активно формируется Этнографический комплекс: появились действующие конюшня и кузница, усадьбы коломенского крестьянина и пасечника с пасекой, водяная мельница. Планируется реконструировать часть исторической застройки села Коломенского, утраченной в конце 70-х гг. XX в., и разместить в воссозданных усадьбах этнографические выставки и экспозиции, в том числе интерактивные.
Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной работы. Этому служат и разработанные сотрудниками экскурсионных служб музея-заповедника экскурсионно-художественные программы, включающие не только знакомство посетителей с историческими памятниками, но и их участие в календарных, семейных, а иногда и придворных церемониях, а также в массовых праздниках, проходящих на территории Коломенского.
За последние годы в Коломенском были отреставрированы церковь Вознесения Господня – памятник, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также комплекс Передних ворот, Дворцовый павильон 1825 г., колокольня и церковь Св. Георгия Победоносца.
В 2010 г. был торжественно открыт воссозданный деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Деревянное здание-макет в натуральную величину расположен на территории бывшего села Дьякова. Посетителей ждут экспозиции дворца, позволяющие ощутить уникальность каждой из вех истории Коломенского, окунуться в многообразную историю Отечества.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

www.mgomz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о