архитектура, история и интерьеры залов и гостиных
Экскурс в прошлое
Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.
В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.
Отголоски событий в Зимнем дворце:
- 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
- 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
- 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
- В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
- В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
- В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
- В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
- 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
- В 1919 году открылась выставка живописи.
- 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
- В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.
История создания
С времен Петра Первого до превращения дворца в величественное произведение архитектурного искусства середины 18 века было выстроено 5 зимних
дворцовых сооружений (вместе с последним).
Первый Зимний
Первым каменным Зимним дворцом был дворец, подаренный первому императору России Петру на день его свадьбы с Екатериной Алексеевной тогдашним губернатором города, другом и соратником Петра — А.Меньшиковым в 1712 году
. Тот дворец, прозванный
Свадебными палатами
, стоял между Невой и нынешней Миллионной улицей.
Второй Зимний
Петр, проживая в Свадебных палатах, решил сам построить новую царскую зимнюю резиденцию
, которая должна была располагаться на образованной новой набережной (ныне
Дворцовая
), откуда было прекрасно видно и городские строения, и Петропавловскую крепость, и дворец Меньшикова, и, конечно же, берега Невы, текущей к морю.
Строить Зимний дворец Петра Первого в месте пересечения Зимней канавки с Невой начал немецкий архитектор Г.Маттарнови
. Его проект дворца походил на солидное двухэтажное немецкое строение, украшенное пилястрами и рустами, с центральной ризалитной частью, на фронтоне которой должен был размещаться герб с короной.
Дворцовое строительство было в полном разгаре, когда архитектор внезапно умирает. Строительство продолжил петербургский архитектор Н.Гербель
, который расширил здание, использовав уже отстроенное помещение в качестве западного крыла. Сделав аналогично западному восточное крыло, Гербель акцентирует внимание на центральной части, украсив ее колонами и создав эффект триумфальной римской арки.
Зимний дворец Петра Первого начинает новую эпоху в создании пышных, масштабных и торжественных дворцовых апартаментов, которыми сегодня так славится Петербург. Хотя по сравнению с последующими дворцами, петровское дворцовое убранство было более чем скромным
. Тем не менее, с создания второго Зимнего дворца начинается городская ансамблевая застройка, характерная для петербургского зодчества.
В этом Зимнем дворце Петр Первый жил со своей семьей с 1720
. Здесь же царь Петр и умер
в 1725 году
.
Екатерина Первая
, после смерти Петра начала работы по расширению дворца (арх. Д.Трезини), интерьерные работы продолжались и при Петре Втором. Но затем, уже при Анне Иоанновне, в Зимнем дворце Петра царские особы не проживали. Елизавета Петровна разместила в нем гренадерскую роту Преображенского полка. А
к концу 18 века
Екатериной Второй вместо Зимнего дворца Петра Первого был возведен
Эрмитажный театр
(арх. Дж. Кваренги) для увеселений.
Долгое время считалось, что Дворец Петра Первого пропал
, разобранный под театральное строительство, но в конце 70-х годов 20 века архитектурные исследования позволили выявить несколько сохранившихся частей первого этажа и цоколя бывшего петровского сооружения, которые находились под сценой Эрмитажного театра. В сохранившихся помещениях, называемых
«Малые палатки» Петра
, удалось воссоздать интерьеры петровской эпохи. Кабинет царя с изразцовой голландской печкой обставлен его личными вещами. Удалось восстановить и некоторые покои, построенные при Екатерине Первой.
Сегодня можно увидеть экспозиции Столовой, Кабинета Петра
, где он скончался, токарной,
Парадного двора
. Представлена и восковая посмертная
«персона» Петра
, созданная с почившего императора самим
Растрелли
, который сняв слепки с лица, рук и ног, изготовил впоследствии по ним Восковую персону в натуральную величину. Причем волосы для изготовления парика, усов, бровей были настоящие — императорские. Одета «персона» в европейский костюм из царского гардероба.
Чтобы ознакомиться с экспозицией этого малоизвестного, но очень уникального Зимнего дворца Петра Первого нужно войти с Дворцовой набережной, 32
. Музей работает со вторника по воскресенье с 10.30 до 17.00. По понедельникам в музее выходной день.
Третий Зимний дворец
Как уже упоминалось, следующей хозяйке российского престола Анне Иоанновне
дворец Петра показался маловат. Создание увеличенного дворцового аналога она поручает
Ф.Растрелли
. Для претворения этой задачи в жизнь выкупаются и сносятся близлежащие строения, и
в 1732 году
начинается возведение третьего Зимнего дворцового сооружения. Новый четырехэтажный дворец возводится за три года и включает в себя
семьдесят зальных помещений
, сто спальных, несколько галерей, помещения для театра, а также служебные.
Однако, въехавшая во дворец императрица постоянно требовала каких-то новых пристроек, организацию новых помещений и т.д. С 1741 новая хозяйка дворца – Елизавета Петровна
— продолжила политику пристраивания новых помещений, что, в конечном счете, привело дворец к состоянию децентрализованности, неопрятности архитектурных форм и отсутствию общего стиля.
В 1752 году
Елизавета выкупает очередные соседние участки для расширения дворцового здания. Растрелли предложил увеличение дворцовой территории вширь, за счет новых корпусов, однако Елизавета требовала расширения строения и вверх.
Дебаты
архитектора и императрицы привели к решению о сносе имеющегося дворца и о строительстве на его месте нового! Возведение очередного дворцового сооружения начали
в 1754 году
.
Четвертый Зимний
Четвертый Зимний дворец в качестве временного (на время создания пятого) строится на уже оформляющемся Невском проспекте, где сегодня находятся 13 и 15 дома. После окончания строительства пятого и последнего варианта Зимнего дворца в 1761 году, четвертый, за ненадобностью, разбирают (1762 г). Елизавета Петровна, так мечтающая о большом дворце, до окончания строительных работ не дожила.
Пятый Зимний (последний)
Итак, по императорскому повелению Елизаветы Петровны, архитектор Растрелли
возводит трехэтажное — самое высокое на тот момент (
около 24 метров
) – архитектурное сооружение в Петербурге, площадь которого была около
60 тыс. кв.метров
. Дворец, состоящий из четырех корпусов, замыкался в форму каре, образуя внутренний двор. Такая дворцовая планировка была свойственна западной архитектуре того времени.
Главный арочный въезд на дворцовую территорию был организован с Дворцовой набережной
. Но хоть основной фасад, протяженностью более двух километров и выходил на Неву, это не означало, что ему было уделено большее внимание. Дворец со всех сторон поражал
роскошью
, великолепием, архитектурным декором с меняющимся ритмом колон.
Периметр крыши украшен вазами и скульптурами, что придает зданию еще большую пышность и помпезность. Здание дворца имело цвет охры
с выделенными элементами декора и колон. Дворец состоял из
более тысячи комнат
, имел более ста лестниц и около полутора тысяч окон.
Внутреннее устройство дворца создавалось анфиладным
, т.е. все комнаты находились по одной оси, соединенные сквозным коридором и имели пространственную перспективу.
Северная
анфилада тянется вдоль Невского проспекта,
южная
– вдоль Дворцовой площади. Три угловых крыла занимались жилыми покоями правящих императоров.
Окончательное интерьерное оформление здания довершилось уже при Екатерине Второй
, которая отстраняет Растрелли от дальнейших работ и интерьеры продолжают оформляться
Ю. Фельтеном
,
Ж.Валлен-Деламотом
и А.Ринальди. При дальнейших императорах также проводились реконструктивные работы, менялось целевое назначение и интерьерное оформление помещений.
В 1837 году
мощный
пожар
, бушевавший трое суток, нанес дворцу страшное разорение – в огне погибла огромная часть интерьеров – но, тем не менее, Зимний дворец
восстановлен
в рекордный период. Причем некоторые залы (Фельдмаршальский, Петровский и т.д) были воссозданы практически в первоначальном варианте, а часть комнат (Малахитовая, Готическая библиотека, Белая гостиная Александры Федоровны и прочее) были созданы в новом архитектурном ключе.
Поэтому, надо иметь в виду, что многое в интерьерах и назначении помещений было изменено по сравнению с первоначальным замыслом, и сегодня мы видим залы в их реконструктивном и новом оформлении, относящемся ко второй половине 19 века
.
Архитектурные особенности Зимнего дворца
Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.
Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.
Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.
Как добраться
До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.
Схема Санкт-Петербургского метрополитена — Яндекс. Метро
Наземным транспортом
- На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
- На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
- На маршрутном такси — остановка «Дворцовая площадь», № К28, К90, К252
Все маршруты — на Портале общественного транспорта Санкт-Петербурга
От аэропорта и вокзалов
Из аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь.
От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».
Использование построек дворца
В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.
Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.
Зимний дворец в цифрах
В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).
Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.
Зарождение Эрмитажа
В 1764 году Екатерина Вторая получила 317 ценнейших картин из берлинской частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Хотя по каким-то причинам принято считать, что картин было всего 225.
Как бы там ни было, но именно они положили начало собраниям Эрмитажа. “Эрмитаж” в переводе с французского языка означает “место уединения”. Логично, ведь художественные шедевры нашли свое пристанище в уединённых апартаментах дворца. К 1775 году для коллекции полотен возвели отдельное здание.
Особенности дворцовых помещений
В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.
Значимые помещения
Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.
Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.
На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».
Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.
Описание и назначение залов
Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.
Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.
Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.
Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.
Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.
Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.
Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.
Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.
Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.
Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.
Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».
Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.
Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.
Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.
архитектура, история и интерьеры залов и гостиных
Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.
Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.
Экскурс в прошлое
Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.
В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.
Отголоски событий в Зимнем дворце:
- 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
- 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
- 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
- В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
- В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
- В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
- В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
- 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
- В 1919 году открылась выставка живописи.
- 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
- В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.
История строительства
Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.
Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.
Свадебные палаты Петра Великого
По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.
Зимний дворец Петра I
За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.
Зимний дворец Анны Иоанновны
В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:
- на Адмиралтейство
- на Дворцовую площадь
- на Неву
Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:
- 70 парадных залов
- 100 спален
- комнаты дворцовой канцелярии
- караульные помещения
- галерея
- капелла
- театр
- лестницы
Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.
Четвёртый (временный) Зимний дворец
В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.
Пятый (существующий) Зимний дворец
Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:
- Б. Растрелли
- Ю. Фельтен
- Ж. Валлен-Деламот
- А. Ринальди
- И.И.Бецкой
Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.
В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:
- Аполлонов
- Георгиевский
- Фельдмаршальский
- Петровский
- Гербовый
Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.
Пожар
Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.
Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.
Архитектурные особенности Зимнего дворца
Здание зимнего дворца построено в виде каре – четыре флигеля образуют квадрат, внутренний двор – прямоугольный. Фасад обращен к Неве и Дворцовой площади. Отделка дворца поражает парадностью и пышностью.
Главный фасад прорезан аркой парадного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создает изменчивый вид колонн. Архитектор Растрелли то собирает колонны в пучки, то обнажает плоскость стены, создавая впечатление неупокоя и движения.
Скульптуры и вазы над карнизом по периметру подчеркивают нарядность и воздушность. Въездные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и приподнятость, свойственная стилю барокко, чувствуется во внешнем облике дворца. Со времени постройки здание успело побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.
Здание штаба Гвардейского корпуса
Адрес: Дворцовая площадь, 4
Здание штаба Гвардейского корпуса завершило архитектурный облик Дворцовой площади. Ранее на этом месте размещалось здание экзерциргауза — место военной подготовки солдат. Выглядело оно неказисто и решено было его снести. На этом месте собирались построить театр, но в итоге решено было возвести здание для штаба Гвардейского корпуса, не умещавшегося в здании Главного штаба.
Строение выполнено в стиле классицизма по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова в 1837-1843 годы, является памятником архитектуры федерального значения.
Использование построек дворца
В трехэтажном здании построены полуподвальный и антресольные этажи. В северном и южном крыльях – световые дворы с анфиладами жилых покоев. На первом этаже – хозяйственные и служебные помещения.
Второй этаж занят торжественными залами и личными апартаментами императорской семьи. На третьем этаже жили фрейлины, врачи, ближние слуги семейства. В Зимнем дворце проходили службы в двух церквах – Большой и Малой.
Как добраться
Доехать до площади можно, воспользовавшись метро. Самая ближняя станция – Адмиралтейская. Кроме того, посетить Зимний дворец можно, воспользовавшись услугами экскурсионных автобусов.
Автор публикации
не в сети 3 года
Ника
10
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника Путешествия по России
Зимний дворец в цифрах
В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, в том числе потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 квадратных метров. В 1844 году Николай I царским указом установил высоту частных зданий в городе не выше 11 саженей (23,47 метра).
Получилось так, что гражданские дома запрещалось строить выше Зимнего дворца. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт Петербурга», подразумевающая сохранение центра Петербурга как единого ансамбля. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.
Интересные факты
Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:
- «Бедная Настя»
- «Русский ковчег»
- «Распутин»
- «Октябрь»
- «Красные колокола»
Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.
Особенности дворцовых помещений
В обустройстве интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения задолженности из Германии императрице вручили 300 дорогих художественных полотен. Эти картины – исток коллекции Эрмитажа, расположенного во дворце.
Значимые помещения
Иорданская галерея отделана в стиле барокко, расположена на первом этаже. Названа так, потому что в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через нее проходил крестный ход к Неве к иордани (проруби) для водосвятия.
Иорданская лестница, по которой спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась иордань. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые решетки перил украшены золотом.
На кронштейнах вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке – плафон, украшенный сюжетом на тему «Олимп».
Аванзал использовался как парадный буфет, когда в соседнем Николаевском зале устраивали бал. Главное украшение – ротонда, ажурная беседка, из уральских самоцветов.
Описание и назначение залов
Николаевский зал предназначался для придворных балов, церемоний, банкетов. Пространство площадью 1103 кв. метра украшали колонны и изящные люстры. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались фонарями из синего стекла. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность зала.
Концертный зал, украшенный изваяниями античных богинь, – место встречи с искусством. Здесь устраивали концерты. Коллекция русского серебра поражала великолепием и изысканностью. Серебряная рака (гробница) Александра Невского, на которую израсходовано полторы тонны серебра, добытого на рудниках Алтая, делает зал неповторимым. На потолках и стенах – аллегорические фигуры античных богов и Муз.
Малахитовая гостиная – личные покои супруги Николая I, Александры Федоровны, отделана малахитом в серо-фиолетовой тональности. Отсюда императорская чета выходила на балы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная – зал заседаний Временного правительства.
Белая столовая, украшенная камином из белого мрамора с бронзовыми часами, – любимое место семьи Николая I.
Малая церковь – уютное место во дворце. Потолок украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа. В ризнице – серебряный крест с позолотой и мощами Трех Святителей, привезенных с Афона. По обеим сторонам у входа – портреты императора и императрицы в золоченых рамах.
Фельдмаршевский зал украшен портретами российских фельдмаршалов.
Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения баталий «Полтавский бой», «Битва при Лесной», двуглавый орел, короны с вензелем Петра I. Стены обиты бархатом, вышитым серебром. В глубине зала, между двумя колоннами, покрытыми яшмой, – портрет самодержца.
Гербовый зал предназначен для торжественных церемоний. У входа – скульптурная группа древнерусских воинов со знаменами. На позолоченных бронзовых люстрах красуются гербы российских губерний. Парадность помещения подчеркивают золоченые колонны.
Пикетный зал – для развода военного караула дворцовых гренадеров (пикета). Отделка зала – рельефы с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов со сценами сражений.
Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах – портреты 332 генералов, участников войны 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.
Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над тронным местом – барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона».
Александровский зал отличает торжественность убранства. Центральная часть перекрыта куполами, опирающимися на своды. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя, помещенный в позолоченный подрамник. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом оттеняет великолепие блистательной фигуры Александра I.
Белый зал грандиозен по размерам, украшен колоннами, скульптурой, барельефами. Предназначен для пышных торжеств.
Стены золотой гостиной покрыты тонким орнаментом с позолотой. Украшает гостиную камин из мозаики. Мебельный гарнитур обит малиновой брокателью, тяжелой шелковой материей, вышитой золотом.
Зимний дворец, Санкт-Петербург, Россия: Пастельно-зеленый дворец в стиле барокко — RTF
Зимний дворец — одно из самых выдающихся зданий в России, расположенное в самом сердце Санкт-Петербурга с начала восемнадцатого века. Зимний дворец, от структуры царского здания до его архитектурного экстерьера, был представлен как символ для граждан России и остального мира. Проектируя не только свое историческое значение, но и социальное и политическое влияние, здание имеет и по сей день.
Зимний дворец подпадает под термин «представитель» по отношению к власти, поскольку первоначальный путь определения восходит к середине восемнадцатого века, когда Екатерина Великая пришла к власти, свергнув с престола своего мужа после бескровного переворота. Акт выставления напоказ ее сына и входа во дворец ясно дал понять в национальном и международном статусе, что она обладает абсолютной политической и гражданской властью. Таким образом, дворец стал символическим знаком, простирающимся от царя до его власти, поскольку в здании жили цари, царицы и их семьи, правившие Россией значительное количество лет. Символика дворца была получена из исторических событий, свидетелем которых было здание: грандиозные балы, императорский двор, отправка солдат на войну, резня в Кровавое воскресенье и революции. С точки зрения репрезентации здание намекает: оно имеет социальные и политические влияния, которые позже проявились на фасаде дворца до и после реконструкции.
©wikipedia Социальное влияниеСудя по тому, что написано в истории, Зимний дворец был источником контроля и собственности институциональной власти на национальном уровне. Кровавая воскресная резня является ярким примером события, свидетелем которого стало здание, где оно показывает и усиливает власть царя над гражданами, что приводит к началу ренегатских и мятежных действий и, следовательно, к разжиганию революций. Народ России осознал, что царь обладает высшей властью, сбрасывая со своего трона самодержавные приговоры и правительственные разбирательства, оставляя многих с чувством деградации и отсутствия основных гражданских прав. Такое признание дало гражданам повод сознательно найти дорогу во дворец, полные решимости обратиться с петицией, которая могла бы изменить их жизнь, учитывая деспотическое главенство царя. Хотя из-за того, что царь не мог в то время выслушать петицию, отдельные лица из вышестоящего правительства, неправильно оценив положение дел, отреагировали на посылку войск для успокоения граждан, однако войска не всегда были способны поддерживать мир, так как толпа увеличилась перед дворцом, они подожгли их, убив около 200 граждан, которые просили их основных свобод (Hosking, 336). Принимая во внимание, что Зимний дворец имеет разные взгляды на социальное влияние, поскольку он является главной резиденцией российской монархии и их власти. Во дворце проходили разные мероприятия, в том числе грандиозные балы, императорские дворы и даже отправка солдат на службу.
Политическое влияниеЗимний дворец России представляет собой институционализированную власть над ее гражданами, включая имперскую и советскую нацию, с 1917 года. Такая политическая власть была закреплена за Временным правительством, хотя власть со временем менялась. После 4-й перестройки дворца он уже не стал резиденцией правителей; однако он стал символом руководящего органа в России. Октябрьская революция — одно из важных исторических событий, свидетелем которых был дворец, с ролью укрепления политической власти и власти Временного правительства в стране, даже спустя месяц после начала революции Красная Армия сняла все правительственные здания в Санкт-Петербурге, где работало Временное правительство, хотя Зимний дворец оставался политической иконой, будучи единственным зданием, стоящим при таком правительстве. В ноябре того же года Владимир Ленин, командующий и основатель партии большевиков, осознал важность Зимнего дворца и его представительства, что повлияло на его решение подождать, пока его партия не возьмет верх, прежде чем обнародовать свои революционные приговоры. Ленину было важно контролировать символ политической власти и авторитета в России, прежде чем провозгласить саму страну и ее правительство.
Структура ©britannicaДворец расположен в центре Санкт-Петербурга и является одной из главных доминант на дворцовой площади, являясь символом доминирования и власти, поскольку контраст вызывает ощущение миниатюрности и подчинения между размеры лиц на площади и самого здания. Форма дворца происходит от вытянутого прямоугольника с многочисленными дворами; Первоначально он был построен итальянским архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1754-1762) в стиле барокко по заказу Елизаветы Петровны. Однако в последние годы царствования Елизаветы (1763 г.) императрица Екатерина II претендовала на положение царственной хозяйки дворца, поэтому по приказу Екатерины II велось новое строительство, она благоговела перед новым стилем дворцового строительства. архитектура, заменяющая стиль барокко неоклассицизмом. Хотя после того, как неоклассический облик был завершен, как один из первых городов России с архитектурой европейского стиля, Санкт-Петербург продемонстрировал связи и связь с Западной Европой, которые «передают образ великой европейской державы» (Брумфилд, 5, 15). Однако позже было представлено много новых стилей и дизайнов, со слегка поврежденным внешним видом, в соответствии с планами этажей Растрелли, несколько раз окрашенными в разные цвета на протяжении многих лет, установив текущие цвета белого и зеленого. В то время как после русской революции 1917 декабря, после свержения Николая II, Зимний дворец из главной резиденции царской семьи превратился в музей многих исторических русских ценностей как для граждан, так и для туристов, демонстрирующий то, что когда-то олицетворяло «власть» в России.
СсылкиБрумфилд, Уильям. «Св. Петербург и искусство выживания». Сохранение Петербурга: история, память, ностальгия. Изд. Хелена Госцило и Стивен Норрис. Блумингтон: Индиана UP. 5,15.
Хоскинг, Джеффри А. Россия и русские: история . Cambridge: Belknap of Harvard UP, 2001. 336.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге Россия
В настоящее время Зимний дворец в Санкт-Петербурге является частью архитектурного комплекса одного из крупнейших музеев мира. – Государственный Эрмитаж. Дворец расположен в самом сердце Санкт-Петербурга. Его южный фасад с воротами, служащими главным входом в музей, обращен к Дворцовой площади, а северный — к набережной Невы. Наряду с Зимним дворцом в музейный комплекс Эрмитажа входят соседние с дворцом здания, которым исторически присвоены следующие названия: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Все они соединены между собой несколькими переходами, а также левым крылом Главного штаба на противоположной стороне площади.
В течение 155 лет Зимний дворец был главной резиденцией российской царской семьи, начиная с императора Петра 3 и до последнего российского монарха – Николая 2. Его строительство началось по приказу Елизаветы I, дочери основателя Санкт-Петербурга и первого российского императора – Петра I. Пока строился дворец, Ее Королевское Высочество Елизавета и ее двор жили в деревянном варианте Зимнего дворца, расположенном неподалеку. Это также место, где в 1761 году скончалась Елизавета I, всего за год до завершения строительства роскошного архитектурного шедевра, который мы видим сегодня, творения итальянского архитектора Франческо Растрелли. Зимний дворец имеет форму квадрата с просторным внутренним двором и четкими линиями фасада общей длиной 200 метров (656 футов) и шириной 117 метров (384 фута). Высота Зимнего дворца 28 метров (92 фута), долгое время была постоянной величиной, определявшей высоту возводимых в столице новых зданий. Зимний дворец — один из самых ярких, прекрасных, гармоничных и в то же время один из позднейших веяний высокого барокко, стиля, стремившегося показать торжественность, торжественность и грандиозность.
Монархия в России рухнула в 1917 году в результате Февральской революции, и Зимний дворец стал стратегическим местом, используемым в основном для встреч и дискуссий Временного правительства. Однако в октябре 19 г.17 оно было остановлено отрядами крестьян и пролетариата, поднятыми на бунт большевистской политической партией. После революции дворец был национализирован и превращен в музей, открытый для публики.
Изысканность внутреннего убранства Зимнего дворца впечатляла посетителей царской семьи так же, как и сегодня. Миллионы туристов со всего мира любуются и восхищаются внутренним убранством дворца. Проходя через различные залы, можно познакомиться с разнообразными архитектурно-декоративными стилями, интересовавшими мир в последние полтора века: елизаветинским барокко, полосатым классицизмом, утонченной эклектикой. Высококвалифицированные зодчие с тонким вкусом использовали для отделки редкие и драгоценные материалы. Ступени, колонны и стены из белейшего каррарского мрамора, обилие позолоченных предметов, скульптур и скульптурных композиций, замысловатый паркет из ценных пород дерева, живописные плафоны, серебряные люстры, светильники и канделябры, натуральный полудрагоценный камень такие как малахит, лазурит (лазурь), порфир, авантюрин и многие другие. Некоторые из этих камней использовались в отделке комнат, украшении ваз и мебели. Здесь же можно увидеть полированные образцы предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных русскими, немецкими, французскими и английскими мастерами, и, главное, шедевры западноевропейских живописцев. Невозможно пересчитать и описать все предметы музейной коллекции; надо идти и их своими глазами!
О чем следует помнить, если вы хотите обогатить и оптимизировать свой визит в музей(?)
Прежде всего, не берите больше, чем можете унести!
Дворец очень просторный, его общая площадь составляет 60 000 квадратных метров (645 835 квадратных футов). Постарайтесь связать и распределить имеющееся у вас время соответственно с теми экспонатами, которые вы хотели бы увидеть в первую очередь. В среднем самая общая экскурсия занимает от 40 минут до часа, однако весьма вероятно, что вам захочется осмотреть весь музей, потому что самые яркие шедевры и сокровища эрмитажной коллекции, такие как картины Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт выставлены в зданиях Большого Эрмитажа и Нового Эрмитажа. Если это так, вам понадобится как минимум 2 с половиной часа.
Это время является точной оценкой, чтобы вы могли увидеть коллекцию только в том случае, если вы не заблудитесь по пути и не будете ходить кругами, пытаясь определить правильный вход или выход в определенный выставочный зал или галерея.
Согласно правилам музея, группам людей в сопровождении экскурсовода, состоящим из более 5 человек, разрешается двигаться только в одном направлении, т.е. чтобы вернуться и снова что-то увидеть, нужно сделать круг, если есть потребность. Эта политика применяется для того, чтобы залы не были переполнены в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Администрация музея делает все возможное, чтобы посещение музея было удобным как для индивидуальных посетителей, так и для групп. Несмотря на это, вы теряете возможность свободно перемещаться из галереи в галерею, если вы являетесь частью группы. С моей точки зрения, формирование группы менее пяти человек — это очень умный ход, который дает вам разумную цену и хорошее качество посещения.
Я уверен, что к этому моменту вы поняли, что придется много ходить, поэтому убедитесь, что вы носите удобную обувь! В большинстве комнат есть скамейки и стулья, чтобы дать посетителям возможность отдохнуть. Однако очень часто у туристов нет возможности уделить время отдыху во время экскурсий, так как слишком много всего интересного можно увидеть и очень часто не хватает времени!
Имейте в виду, что билет дает вам только один вход в музей, поэтому, если вы покинете музей, вам придется купить новый билет, чтобы снова войти. Если у вас есть какой-либо багаж, посылки или личные вещи, вы должны хранить их в гардеробе во время вашего визита. Также нельзя входить в выставочные залы с едой или напитками.
Если вы приняли решение посетить музей в составе группы или индивидуально и хотите, чтобы вас сопровождал экскурсовод, и если у вас возникли вопросы по поводу экскурсии, стоимости или направления, текущие экспонаты, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне.